Культура чеченского народа сочинение

Обновлено: 05.07.2024

В чеченском же обществе, которое не знало подобного социального деления, любой человек, будь он беден, увечен, происходил из маленького тейпа, — имел равные права со всеми, и уважение к нему и положение в обществе определялись в зависимости от его собственной культуры и личных достоинств. Категорически не дозволялось порочить человека словесно, действием и любыми другими способами.
Позором, в большинстве случаев смывались только кровью, считалось, если с мужчины срывали шапку или пояс, прикосновение к женщине и другие подобные действия. Причем, словесное оскорбление расценивалось наравне с насилием, произведенным при помощи оружия. Поэтому, любой человек держал данное слово и даже в разговоре со своим врагом избегал грубых слов и оскорблений.

Сий (честь)

Маршо (свобода человека)

Поэтому свобода — это постижение устоев (как сотворенных Богом, так и введенных людьми), а в соответствии с ними — собственных обязанностей и принятие их на себя. Уровню развития интеллекта конкретного человека соответствует и круг принятых им обязательств — перед самим собой, своей семьей, селением, страной.
Не видеть на себе ни каких обязательств — это не свободное сознание, а полная ему противоположность. Максимально ограничивая телесные желания, оставлять свободной душу -вот еще одна сторона настоящей всегда ощущают себя внутренне свободными, какими бы суровыми не были условия жизни, по крайней мере, даже и в то время, когда во время выселения они жили в чужой стране, лишенные всяких прав.
Свобода, дарованная Богом людям наравне с воздухом, водой и солнцем, чтобы познавать и жить достойно, распространяя на земле Добро и Свет. Лишение человека свободы есть огромное зло: без нее жизнь человека не будет полной, наполняющей и очищающей его душу. Как кажется, огромную ценность имеет свобода вероисповедания — в первую очередь, возможность служить Богу и соблюдать религию во всей чистоте.
Свобода — понятие не только философское, но и историческое. Если во время Шейха Мансура чеченцы отстаивали свободу своей страны, то в советское время они боролись за свою личную свободу и свободу взаимоотношений внутри своей семьи. Для достижения большей степени свободы и в то время не было исторических условий.
Свобода — это еще и психологическое понятие. Даже находясь в тюрьме, человек может сохранять внутреннюю свободу, если, конечно, для этого у него хватит ума и веры. Без этих качеств человек не будет свободен душой даже при максимальной внешней свободе. Большинство чеченцев всегда были внутренне свободными.

Нийсо (справедливость)

Комаьршалла (Щедрость)

Декхар (долг)

Къонах

Настоящими къонахами были жившие среди чеченцев устазы. Обращая людей к религии и очищая их сердца, они трудились во имя Бога, связав желания своего тела и не ища для себя облегчения. Благодаря их благодатной разъяснительной деятельности, чеченский народ постепенно приходил к взаимному согласию, оставляя греховные обычаи и уменьшая раздоры. Однако, иноземные власти прервали их благородный труд.

Благодарим Министерство Культуры Чеченской Республики за предоставленный материал.


Чеченцы – древнейший народ, проживающий на территории Северного Кавказа.

Вопрос об их происхождении до сих пор вызывает много дискуссий. Согласно основной версии считается, что наименование народа получено по названию села Большой Чечень. Официальное название появляется в письменных источниках только с 18го века. После кавказской войны, большое количество чеченцев переехало жить в Османскую империю. Сегодня, потомки переселенцев составляют большую чеченскую диаспору в Турции и Сирии.

Официальным языком является чеченский, отличающийся сложным вокализмом. Арабские буквы использовались в чеченской письменности вплоть до начала 20го века. С целью объединения советской литературы, постановлением правительства СССР было принято перейти на кириллицу. К сожалению, кириллица не всегда справляется со сложными звуками, вследствие чего, современный чеченский язык на письме выражается 3мя разными алфавитами: русским, латинским и арабским.

Основная религия, исповедуемая населением – ислам. Огромное значение играет кодекс чести Къонахалла. Это кодекс поведения, в котором указаны нравственные нормы, необходимые человеку достойному своего народа. Согласно кодексу, смерть в справедливой войне или защите своей чести, предпочтительна, чем жизнь в бесчестии и позоре. Именно здесь зародился обычай кровной мести. Конфликт часто перерастал в родовую войну и кровную месть.

Чеченцы высокого роста и хорошо сложены. Цвет глаз варьируется от темно-карего до зеленого. Волосы черные или темно-русые. Мужчины отличаются физической силой, храбростью, несгибаемым боевым духом. Большая часть истории народа связана с постоянной борьбой и отстаиванием своих интересов. Боевая наука развивалась с детства – отцы обучали сыновей владеть оружием и ездить верхом. Во время 1й мировой войны был создан элитный полк из одних чеченцев, названных Дикой дивизией.

Для чеченского народа большое значение имеют родственные связи. Священны дружественные соседские отношения – горе в чужой семье является горем всей деревни. Если семья потеряла кормилица – вся деревня поддерживает их вещами и едой. Для чеченцев характерно гостеприимство и отзывчивость ко всем. Заблудившемуся путнику обязательно помогут, а гости для них священны. Здесь запрещено показывать чувства на людях. В беседе необходимо себя вести сдержанно и проявлять глубокое уважение к старикам. Женщина - первым делом хозяйка и хранительница очага. Когда женщина входит в помещение – присутствующие мужчины обязаны встать.

Сейчас чеченцы практически полностью перешли на городскую одежду, принятую в современном мире. Национальный костюм одевается только по праздникам. Из национальной одежды мужчины сохранили головной убор папаху и рубашку с высоким воротником. Чужакам ни в коем случае нельзя дотрагиваться до папахи – это сильное оскорбление мужчины. В бою головной убор не снимался, а воин, потерявший ее, терял свою честь и достоинство. В более прохладное время одевается черкеска. На ней по с двух сторон груди нашивались газырницы. Это крохотные кармашки, предназначенные для хранения трубочек с зарядами для оружия. Позже они утратили свое предназначение, но сохранились как дань традиции. Обязательным элементом национального костюма является кинжал, ношение которого разрешается мальчикам с 14 лет.

Женщины носят цветные, расшитые всевозможными узорами платья с длинными и широкими рукавами. Местные женщины отличаются большой сдержанностью в одежде и не носят открытое декольте и короткие платья, сильно подчеркивающие фигуру. Для чеченской девушки нельзя выходить в общество с непокрытой головой. Важным элементом гардероба, как для мужчины, так и для женщины является пояс. Женские пояса богато украшаются драгоценными камнями.

Живут чеченцы аулами – селениями. Самые распространённые жилища – это одноэтажные дома с плоскими крышами. Во дворе обычно строят специальную печь для выпекания хлеба.

Чеченская кухня считается одной из наиболее древних на Кавказе. Особое значение придается специям, которые используются в огромных количествах. Основные продукты – это баранина и птица, сыр и зелень.

Чеченцы очень любят музыку и прекрасно танцуют главный национальный танец лезгинку.

Многовековые традиции чеченцев, их язык и уклад жизни являются частью богатой культуры этого народа. Чеченская народность сформировалась к XVIII веку на Северном Кавказе. Пройдя через горные районы, предки чеченцев поселились на территории их современной родины.

История и обычаи чеченского народа тесно взаимосвязаны, они показывают, насколько важно взаимодействие с другими культурами и соседними этносами. Каких традиций чеченцы придерживаются в семьях? Что за обычаи стали символами этого народа?

Чеченская культура богата и очень интересна

Чеченская культура богата и очень интересна

Обычаи гостеприимства

Традиции для чеченского народа – это и отражение культуры, и связующая нить с далёкими предками, и история, которой гордятся племена Кавказа. Именно поэтому чеченцы бережно хранят обычаи, передавая их из поколения в поколение, а многие ритуалы дошли до наших дней практически неизменными.

Один из самых давних чеченских обычаев – традиции гостеприимства. Этот народ много веков живёт в суровой горной местности, в старину это были труднопроходимые места, где каждый путник мог рассчитывать на пищу и кров. Гостеприимство – не просто отражение открытого характера чеченцев, а способ выживания на их землях. В народном эпосе тема гостеприимства отмечена особенно ярко.

Среди традиций, связанных с приёмом гостей, стоит отметить несколько самых интересных – они демонстрируют, насколько чеченцы чтут эти обычаи. Например, если гостю нравилась какая-то вещь в доме, где его принимали, хозяин, не жалея, дарил ему её.

Принимая гостя, хозяин стремился предоставить ему место, наиболее отдалённое от двери, сам же занимал самое “скромное” место – рядом с дверью. Так глава семьи показывал, что гость в его доме – самый важный человек. У чеченцев не принято чтобы женщины показывались гостям. При появлении посторонних обслуживают чаще всего младшие сыновья.

Чеченцы из поколения в поколение хранят традиции гостеприимства

Чеченцы из поколения в поколение хранят традиции гостеприимства

Семейные традиции чеченцев

Неправильно считать, что чеченские женщины лишены прав. Напротив, мать, вырастившую достойных сына или дочь, считают равной своему мужу в принятии решений на семейных советах.

Встречая женщину, входящую в помещение, присутствующие мужчины обязаны встать. Если же мужчина и женщина идут рядом, она должна отставать на шаг. Это принято потому, что при возникшей опасности первым на себя удар примет мужчина.

Главу семьи чеченцы называют хозяином дома. Им может быть отец, муж, после смерти отца – старший сын. На них возлагается ответственность в принятии важных для семьи решений, в преодолении жизненных трудностей и проблем.

Несмотря на такую главенствующую роль, мужчины (и даже глава дома) не могут вмешиваться в хозяйственные дела, которыми заведуют женщины. Наибольшим авторитетом среди женщин дома пользуется жена главы семьи.

У чеченцев почитание старших – буквально часть сознания, что стало символом традиций кавказских народов. Жена молодого мужа должна была сначала накрыть стол для его родителей, после чего звать и супруга к обеду или ужину. Проявлением неуважения станет поведение младших людей, что не встают при появлении стариков.

Садиться же разрешается лишь после их приглашения. Детям с раннего возраста объясняют, что старшие члены семьи – неоспоримые лидеры, и ослушаться их нельзя ни в коем случае.

Свадебный обряд

Чеченская свадьба включает в себя элементы народных танцев, песен, всевозможные обряды. В целом, она представляет собой эффектное красивое зрелище. Наиболее колоритной частью торжества, на мой взгляд, является свадебная процессия, которая направляется к дому невесты и обратно. По дороге участники демонстрируют навыки стрельбы и фехтования, веселятся, танцуют, играют на гармошке.

Родственники невесты или соседи могут создавать препятствие для свадебного кортежа. Дорогу перетягивают лентой и требуют выкуп за девушку. То же самое происходит и на входе в дом невесты. Затем невесту в свадебном облачении привозят в дом жениха, где будущие родственники встречают её с особым почётом.

Праздник весны в Чечне

Во время ритуалов, связанных с многочисленными праздниками, ярко отражаются традиции чеченцев. Например, 22 марта этот народ отмечает День весны. Это торжество связано с очищением и обновлением. Именно поэтому накануне праздника хозяйки особенно тщательно наводят чистоту в домах.

Считается, что пыль и мусор могут принести печали в семью на весь год. Все металлические предметы следует натирать до блеска. Особенно это касается медных украшений, предметов быта, посуды. Чеченцы считают, что блеск меди напоминает сияние солнца, а потому привлечёт весну и тёплые дни.

В День весны в Чечне все стараются выйти на улицу очень рано, до рассвета. И дети, и взрослые хотят встретить солнце в этот особенный день, предвещающий скорое наступление тепла.

Чеченская семья

Чеченская семья

Традиции чеченцев связаны с яркой и интересной культурой того колоритного народа. В них отражаются отношение представителей этого этноса к другим людям, нравы и уклад жизни. В обычаях чеченцев немало исторических особенностей, ведь и сегодня жители Чечни соблюдают традиции, отмечают праздники, которые играли важную роль в жизни их далёких предков. Такое бережное отношение к своей культуре заслуживает искреннего уважения и восхищения.

ЧЕЧНЯ. Духовная и художественная культура чеченцев

ЧЕЧНЯ. Духовная и художественная культура чеченцев так же, как и других народов мира, первоначально основывалась на устных традициях. Практически все ее жанры и виды зарождаются в различных фольклорных формах. Это относится и к мифологии, и к искусству слова, и к театру, и к музыкальной и танцевальной культуре. Формирование чеченского фольклора происходит в специфическом этнокультурном окружении.

Исследование и запись произведений устного народного творчества чеченцев были начаты довольно поздно даже по сравнению с фольклором других народов Северного Кавказа, что было связано с перманентными военными действиями на территории Чечни вплоть до конца 80-х годов XX столетия. Вследствие этого целые пласты народного творчества в самых разных жанрах оказались безвозвратно утраченными. Прежде всего это касается языческой мифологии, нартского эпоса, древней космогонии. Свою роль в этом сыграла и внутренняя политика имама Шамиля, который видел в демократической традиционной культуре чеченцев главную опасность для авторитарного режима наследственной теократической монархии, которую он собирался создать на основе имамата. В период его правления в течение четверти века на территории Чечни преследовалось все, что связано с музыкальной и танцевальной культурой, мифологией, обрядами и традициями чеченцев, изобразительным искусством. Разрешалось только исполнять религиозные песни. Все это не могло не иметь негативных последствий для устного народного творчества и в целом для чеченской культуры. Но, несмотря на это, чеченский народ сохранил свою этническую и культурную самобытность.

Чеченский фольклор содержит жанры, свойственные устному народному творчеству большинства европейских народов:

  • Мифология
  • героический эпос
  • сказки:
  • волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки
  • легенды, сказания, предания
  • песни:
  • обрядовые, трудовые, лирические, колыбельные, героико-эпические (илли)
  • Пословицы, поговорки, загадки
  • Детский фольклор (песенки, считалки, скороговорки, загадки)
  • Религиозный фольклор (хадисы, сказания, песни, назмы)
  • Творчество жухургов и тюлликов (пьесы, стихи, песни)

У чеченцев также сохранился миф о Пхармате, нарте-кузнеце, который добыл людям огонь с неба, за что был обречен на вечные муки. Он перекликается с древнегреческим мифом о Прометее и грузинским сказанием об Амирани. Древнегреческий миф о золотом руне является отголоском древнего кавказского (прежде всего, нахского) культового праздника, который, вероятно, был связан с какими-то календарными циклами, а не только с распространенным на Кавказе способом добычи золота, как считали до сих пор многие исследователи.

Героический эпос чеченцев и сюжетно, и типологически вписывается в общекавказскую эпическую систему, хотя и имеет специфические особенности. Известный исследователь фольклора народов Северного Кавказа У.Б. Далгат на основе содержания и этимологии предложила следующую его систематизацию:

Первая группа, (сказания о великанах, исполинах, богатырях-родоначальниках) к которой относятся эпические рассказы:

б) об исполинах, не относящихся к типу циклопов (включая представление о будто бы реально существовавшем исполинском племени людей прошлого);

Вторая эпическая группа – сказания о трех типах героев:

Третья эпическая группа – сказания, предания, легенды, не связанные с нартским эпосом, но имеющие героико-эпическую типологию.

В чеченском эпосе, с одной стороны, собственно нартские сказания сохранились довольно фрагментарно, очень часто в позднейших версиях, но, с другой стороны, разновидности циклопических и нециклопических великанов представлены довольно ярко, что свидетельствует об исконной древности чеченского эпоса вообще. Архаические мотивы, сохранившиеся в чеченских сказаниях о нартах, также являются подтверждением местного происхождения нартского эпоса. К ним относятся древнейшие пласты, зафиксированные в нартских сказаниях чеченцев, имеющие близкие параллели в древнегреческих мифах, существовавших, по крайней мере, в начале I тысячелетия до нашей эры.

В вайнахском нартском эпосе, несмотря на его фрагментарность, представлены почти все герои общекавказские эпические герои: Соска Солса, Боткий Ширтка, Хамчи Патараз, Села Сата. Доминирующими темами вайнахского нартского эпоса являются:

Сказки чеченцев (волшебные, сказки о животных, бытовые) ничем не отличаются от произведений подобного жанра у других народов Северного Кавказа и Европы. В волшебных сказках присутствуют и магические предметы, и люди, обладающие сверхъестественными способностями, и сказочные животные (драконы, крылатые кони), и герои, совершающие путешествия в разные миры. В роли главного героя часто выступает младший брат, который оказывается умнее, благороднее, мужественнее своих старших братьев. В сказках о животных в роли главных действующих лиц часто выступают хитрая лиса, алчный волк, глупый медведь, так же, как, например, в русских народных сказках. В бытовых сказках преобладают антиклерикальные, антифеодальные мотивы. В них мы встречаем лицемерного муллу, злую мачеху, коварного князя. Представлен в чеченском фольклоре и сюжет о мулле Насреддине, характерный для устного народного творчества исламских народов. И в волшебных, и в бытовых сказках добро всегда побеждает зло, главный герой из любых сложных ситуаций выходит победителем. Это связано с тем, что дидактическая, воспитательная функция произведений устного народного творчества была основной наряду с художественной, эстетической.

После революции 1917 года устное народное творчество чеченцев, впрочем, как и других народов России, обрело новые жанры и тематику. Появились песни, посвященные революции, ее вождям, прежде всего В.И. Ленину, И.В. Сталину, Серго Орджоникидзе, Асланбеку Шерипову, песни о новой жизни: о колхозах, комсомольцах, об армии. При этом широкое распространение грамотности, расцвет письменной литературы, появление национального театра, привело к угасанию многих жанров фольклора.

В наше время фольклор представлен, в основном, лирическими девичьими песнями о любви, религиозными песнопениями- медитациями, назмами – религиозными песнями-медитациями, а также религиозными преданиями.

Читайте также: