Король лир шекспир сочинение

Обновлено: 21.07.2024

Завязка действия заложена в обращении слагающего с себя королевские полномочия короля Лира к своим дочерям с предложением выразить напоследок свою любовь. Две дочери, Гонерилья и Регана, клянутся в страстной любви, а третья дочь, Корделия, отвечает честно:

К несчастью, не умею Высказываться вслух. Я вас люблю, Как долг велит, не больше и не меньше… Вы дали жизнь мне, добрый государь, Растили и любили. В благодарность Я тем же вам плачу: люблю вас, чту И слушаюсь. На что супруги сестрам, Когда они вас любят одного? Наверное, когда я выйду замуж, Часть нежности, заботы и любви Я мужу передам…

Пока еще власть в его руках - и он, разделив королевство между Гонерильей и Реганой, отрекается от Корделии и лишает ее наследства. Это - последнее проявление его безграничной власти. Но отныне - безграничная власть в руках двух его дочерей. А раз так - чего стоит договоренность о том, что Лир будет жить поочередно то у Гонерильи, то у Реганы со своей свитой в сто рыцарей? Это была договоренность с королем, но сохраняет ли она силу в отношении бывшего короля, который уже не обладает властью для того, чтобы добиться соблюдения договора? А что касается чувства благодарности - чего оно стоит в этом несовершенном мире? И вот происходит постепенное вытеснение Лира из жизни. Лир отказался в пользу дочерей от главного - от власти.

* Вас просит та, кому не подобает
* Просить и было б легче приказать…

Лир пока еще уверен в своем праве жить так, как он хочет. Прокляв Гонерилью, он едет к Регане. Но та уже предупреждена сестрой и ставит те же условия. Затем с Лиром говорят уже две дочери. Суть разговора пока - добиться от Лира сокращения свиты наполовину. Но вот Лир проявляет слабость - и властный гнев и проклятия сменяются в его устах напоминанием о благодарности. Лир проявил слабость - теперь его можно ломать и дальше. Ведь конечная цель дочерей - не меру власти отца ограничить в 2 раза, но полностью лишить его власти и до конца сломать его волю: так будет спокойнее, если вместо уверенного в своих правах добровольно отдавшего власть и рассчитывающего на благодарность короля останется беспомощный старик, всецело обязанный своим дочерям тем, что они его держат и кормят, хотя могли бы прогнать. И Гонерилья с Реганой, видя, что отец проявляет слабость, выдвигают все новые требования.

* РЕГАНА … Полсотни человек Вполне довольно. Неужели мало? Да нет, и этих много чересчур: И дорого, и страшно. Согласитесь, - При двоевластье с этакой толпой Хранить порядок в доме невозможно.
* ГОНЕРИЛЬЯ И наконец, скажите, чем вам плох Уход ее или моей прислуги?
* РЕГАНА И правда, сэр. Когда не угодят, Мы проберем их. Кстати, при наездах Ко мне, боюсь, я вам позволю взять Лишь двадцать пять, не больше, провожатых.
* ЛИР Я все вам дал!


* РЕГАНА И вовремя, отец.
* ЛИР Все передал на ваше усмотренье И только выговорил для себя Такую свиту. Правильно ль я слышал? Из слуг я взять могу лишь двадцать пять, Сказала ты, Регана?
* РЕГАНА Да, сказала. Лишь двадцать пять, еще раз повторю.
* ЛИР Плохие, стало быть, не так уж плохи, Когда есть хуже. Кто не хуже всех, Еще хорош.
* (Гонерилье) Тогда к тебе я еду. Полсотни лучше двадцати пяти В два раза, значит - ты в два раза лучше.
* ГОНЕРИЛЬЯ Сказать по правде, эти двадцать пять И десять или пять излишни в доме, Где к вам приставят вдвое больше слуг.
* РЕГАНА
* Ни одного не нужно…
* Здесь в доме тесно. Старика со свитой
* Немыслимо здесь было б разместить.
* ГОНЕРИЛЬЯ Сам виноват. Зачем мой дом оставил? Пускай теперь пеняет на себя.
* РЕГАНА Его бы я охотно приютила, Но больше никого.

Лир еще пытается определить меру человеческой неблагодарности, измеряя ее количеством слуг, которое ему позволяют оставить наиболее неблагодарная и наименее неблагодарная дочери. Но этой меры нет. Лир от отчаяния пускается в странствие вместе с сохранившими ему преданность рыцарем Кентом и шутом. Когда он находит приют у Корделии, сестры не оставляют его в покое - в конце концов Лир и Корделия гибнут в заточении, ибо сама их жизнь стала препятствием на пути Гонерильи (которая, впрочем, к этому моменту успела умертвить и свою соперницу Регану).

Итак, по ходу действия трагедии человек обнаруживает свою безграничную порочность (разумеется, в художественном мире этой трагедии можно столкнуться с образцами человеческого благородства, но это теперь уже для Шекспира скорее исключение, чем правило). Прежнее восхищение Шекспира человеком как таковым окончательно сменилось ужасом перед этим же человеком как таковым. И теперь, в 1605 г., Шекспир заставляет своего потерявшего рассудок и одновременно прозревшего Лира сказать:

* Неприкрашенный человек и есть именно
* Это бедное, голое двуногое животное и больше ничего.

Смысл произведения

Смысл книги

На этом фоне происходит трагедия короля Лира. Могущественный повелитель в один момент превращается в никому не нужного старика. Стоило ему разделить королевство между родными дочерьми Реганой и Гонерильей, как он стал практически нищим, хотя и сохранил за собой королевский сан.

Королю приходится пройти через тяжелые испытания. Узнав, как живет простой народ, Лир приобрел мудрость Его взгляды на общество, к которому он когда-то принадлежал, полностью изменились. Даже в наше время за его слова о судье и политике ему пришлось бы несладко, а в советское время он точно стал бы диссидентом. Конечно, прежний круг отворачивается от него. Верными королю остаются лишь шут и благородный Глостер. У последнего своя судьба, которую нельзя назвать счастливой.

Есть еще третья дочь Корделия. Девушка отличается от своих алчных сестер добрым сердцем и, в то ж время, решительностью. Она не лицемерна и честно говорит королю, все, что думает, не испытывая страха перед непростым нравом отца. Они гибнут вместе.

Заканчивается трагедия все же оптимистически: победой добра над злом. Королем становится Эдгар, который считает Лира своим нравственным учителем.

В чем трагедия короля Лира? На первый взгляд это обычная семейная драма, когда неблагодарные дочери безобразно обошлись с отцом. В действительности эта трагедия об эволюции Лира.

Король Лир познал, что значит свобода и что такое предательство. Лишившись атрибутов власти, Лир надеется, что окружающие будут относиться к нему по-прежнему. Все происходит, как по-писаному, те, кто зависел от него, предают его первыми. Напротив, люди, у которых были основания для обиды на короля, приходят к нему на помощь.

Еще одна трагедия Лира – это неблагодарность дочерей, которые по сути отреклись от отца.

Оставив в стороне большую тему Глостера, которому в трагедии отведено немало место, обратимся к Лиру, а именно, к его представлению о счастье. Когда король был могущественным, ему прислуживало множество людей. Даже после раздела имущества он требует оставить в его распоряжении свиту из 100 рыцарей.

Превратившись в нищего больного старика, Лиру приходит в голову другая мысль. Этому способствует встреча с притворяющимся безумцем Эдгаром и Лира осеняет: вот он настоящий человек. Правда, Лир в это время уже и сам не отличается здравым рассудком. Ему уже не нужна ни свита, ни даже одежда.

Встреча с Корделией исцеляет короля. Хотя окончательным исцелением это трудно назвать. Когда Лира вместе с дочерью ведут в тюрьму, король чувствует себя счастливым. Он предчувствует жизнь, полную радости, очищенную от скверны и порчи. Увы, он ошибается.

Шекспир любил сопровождать постановки своих пьес разными эффектами, имитирующими природные явления. Так, когда Лир оказывается изгнанными дочерьми, происходит буря, символизирующая его дальнейшую судьбу.

Среди героев мировой художественной литературы король Лир является одним из самых известных персонажей. Его образ стал символом поруганного, оскорблённого отцовства. Принято считать, что король Лир, обманутый неблагодарными дочерьми, достоин всяческого сочувствия. Но не виновен ли он сам в своей трагедии? Попробуем в этом разобраться.

Скажите, дочери, мне, кто из вас

Нас любит больше, чтобы при разделе

Могли мы нашу щедрость проявить

В прямом согласье с вашею заслугой…

Образ бури, грозы в «Короле Лире

. короле Лире и его дочерях. Тема неблагодарности детей играет большую роль и у Шекспира. Но она служит лишь толчком в развитии сюжета. "Король Лир" – трагедия . переворота заключается в том, что он начинает думать о других. Буря нещадно хлещет его, но Лир – впервые в жизни! – . со мною, когда сын восстает на отца. Либо как с королем. Это другой пример. Тут отец идет против родного детища. Наше лучшее .

Прошу вас, сами объясните всем,

Что не убийство, не пятно порока,

Меня так уронили в вашем мненье,

Но то как раз, что я в себе ценю:

Отсутствие умильности во взоре

И льстивости в устах; что мне в вину

Вменяется не промах, а заслуга…

Рядом с подобными людьми наивным выглядит Лир, напоминающий короля из сказки. Слова для него не утратили первоначальный смысл, он видит в них проявление чувства. Но особенности времени всё-таки не снимают с короля Лира нравственной ответственности, которую он несёт как человек, как отец и как монарх. И какой страшной ценой платит он за своё прозрение!

Примеры похожих учебных работ

Шекспир как представитель эпохи возрождения

. удач. 1.История развития творчества Шекспира. Шекспир, наряду с Сервантесом, является, безусловно, крупнейшим западноевропейским писателем позднего Возрождения, в своих произведениях гениально отразившим эту эпоху со всей ее противоречивостью. .

Честертон Гилберт Кийт: Четыре о Шекспире

. наотмашь. Невольно проникаешься ужасным подозрением, что мало кто читал Шекспира: в трагедии о Лире слишком много мест, которые никто не . не звал детьми”[11]. На мой взгляд, лучший английский вымысел, имя которому нонсенс, нигде не поднимался до таких .

. Гамлет, Отелло, король Лир, Макбет, Фальстаф; Тирсо де Молина: Дон Жуан; Мольер: Тартюф; Бомарше: Фигаро). Примеры использования вечных образов разными авторами пронизывают всю мировую литературу . Обычно вечные образы выступают как знак, символ, .

У. Шекспир и его литературное окружение, их взаимодействие и взаимовлияние

. влияние не только на его современников, но и на развитие коммунистических идей в будущем. Тему Шекспира я выбрала потому, . четвертой главе. Работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена как таковому главному герою моей курсовой - великому .

В центре старой английской баллады "Король Лир и его дочери" XI века лежат взаимоотношения отца и дочерей, конфликт поколений, противостояние гордыни и гордости, лести и правды. Казалось бы, что прошло столько столетий, с момента сознания произведения, но своей актуальности не потеряло до сегодня.

Ключевым героем предстаёт перед нами король Лир. Статный, сильный отец трёх дочерей. Дожив до преклонного возраста, он решил уйти на покой, передав управления королевством своим детям. Но как узнать, кто из дочерей достойна, взять на себя "бразды" правления и стать достойной королевой? Лир решил их испытать, спросив, как сильно они его любят. Старшая дочь, Гонерилья ответила, что еще никто и никогда из детей, так сильно не любил своих отцов. Столь лестный монолог был как бальзам на сердце старику. Уж очень сильно обрадовалась его душа. Средняя дочь, Регата, также порадовала отца, сказав, что ее любовь к нему, есть самой большой радостью для неё. И только прямой ответ младшей из сестёр - Корделии, разозлил и огорчил его. Потому что её любовь была не больше и не меньше чувства долга дочери к родителю.

В порыве оскорбленного чувства собственного достоинства, ослепленный гордыней, король разделил свое владение на две половины между старшими детьми. Младшую же, в наказание, оставил без приданого. Но, как, оказалось, наказал он только себя. Гонимый дочерями, униженный безумный старик одиноко бродил по землям, которые не столь давно были его владениями, став в истории именем нарицательным.

Его историю обыгрывали разные авторы в разные времена. Каждый из них пытался преподать какой-то моральный урок своим читателям, указать направление по пути нравственности. Самым ярким писателем, который будил в душах вопрос о правильности жизненных ценностях, был В. Шекспир. Не зря же он обновил и дополнил древнюю балладу до пьесы, назвав её в честь главного героя "Король Лир". Тем самым, сделав её бессмертной и поучительной для многих.

И сегодня, вновь и вновь перечитывая балладу, или пьесу, нужно понимать, что семейные ценности есть самым дорогим в жизни человека. И великим позором может обернуться неуважения к родителям, давшим жизнь, а еще большим, это поддаться слабости и обменять правду на сладкие льстивые пустые речи.



« Справедливы слова одного английского критика с том, что в трагедии "Король Лир" Шекспира "всюду для читателей расставлены западни". Трагедии Ромео. Отелло, даже Макбета и Гамлета могут показаться детскими рядом с этой.

Здесь простейшим и всем понятным языком говорится о самом тайном, о чем и говорить страшно, о том, что доступно, в сущности, очень зрелым и уже много пережившим людям.
Все в этой трагедии темно и мрачно, или, как говорит Кент:

Отзыв великого русского поэта я прочитал уже после прочтения трагедии Шекспира и написания этого эссе. Не могу сказать, что оно совсем не повлияло на мой текст. После него я не стал ничего искать и добавлять. До слов Блока мне казалось, что Шекспир не может ограничиться чистой трагедией, и обязан добавить туда метафизики. Но уж если такой чувствительный к метафизичности Блок не считает долгом ее искать, то я успокоился.

С другой стороны, Шекспир доводит это до такого градуса, делает разворачивающийся сюжет настолько напряженным, что при сей его схожести и широте раскрытия в других произведениях, ты не можешь от него оторваться.

Первое что бросается в глаза, это неслучайная схожесть с историей Иова Многострадального. Я бы сказал, что главный сюжетный поворот - потеря Лиром всего - это еще одна версия осмысления этой вечной драмы. Новизна в том, что если для Иова все утерянное было благословением Божием за нечто, что составляло, грубо говоря, его содержание, то для Лира его крушение и было потерей этого самого содержания. И потому мы видим совершенно разные развития сюжетов, объединенных, казалось бы, общим началом.

Но так как для Иова (кстати, Церковь 19 мая чтит память праведного Иова) содержанием его как личности и как героя произведения была верность и благодарность Богу, то для него утрата всего земного достатка, семьи и даже благодати Божией не стало окончательным крахом. Сохранив это свое содержание, Иов обрел все это назад.

Для Лира все обернулось полным исчезновением (включая весь его род) из истории. И все потому, что Лир лишился того, что и было его стержнем - метафизики власти. Мы застаем Лира уже в преклонных годах, почитаемого своими подданными и уважаемого другими правителями. То есть первой сцена предшествовала насыщенная событиями жизнь, которая высоко была оценена его современниками. Но это все в прошлом, а что мы застаем? Царя отдающего власть в руки людей ему малознакомых, не готовых принять ношу, которую Лира слагает с себя. При этом Лир демонстрирует просто настоящую одержимость, которая толкается его оторвать от себя то немногое, действительно верное и чистое, что есть вокруг него: дочь Корделию и советника Кента. Куда же влечет Лира эта одержимость? К доживанию века, к потребительскому использованию того, что им созидалось. Описание последствий такого выбора, при котором происходит отказ от сущностного в пользу ему враждебного и составляют содержание драмы. Его пересказывать я не стану.

Что еще бросилось в глаза? Вторая линия - отречение графа Глостера от своего сына Эдгара - не стало чем-то, что могло бы составить второй смысловой сюжет драмы. Эта история, переплетясь с главным сюжетом, лишь его оттенила и украсила. Хотя сцена ослепления графа Глостера герцогом Корнуэльским с самого моего детства, как я только познакомился с этим произведением, была пределом описания жестокости и несправедливости. А забота опального неузнанного сына за слепцом Глостером - образчиком подлинной любви и уважения сына к отцу.

Фигура Кента всегда у меня вызывала много вопросов. Его верность Лиру с одной стороны, и окончательная тщетность всех его усилий предотвратить трагические развязки судеб королевской семьи с другой. Эта беспомощность вытекает, как я думаю, из ответственности Кента за содеянное Лиром отречение от своей метафизики. Ведь он был долгие годы другом и советчиком короля и, видимо, причастен к той метаморфозе, которая и привела к драме.

Относительно рыбы, тут сложнее. Есть в Африке племя, которое не ест рыбы, потому что рыба поедает человека. И на самом деле, рыба это единственное существо, входящее в рацион человека, которая сама в свою очередь его пожирает. И следуя этой логике, вкушение рыбы символически, да и не только символически, может означать в некотором смысле пожирание Человека.

Кроме того, при всей сложности отношения героев Шекспира к христианству, сам автор не может не знать, что рыба в раннем христианстве была символом Христа и его учеников более распространенным, чем крест. Можно ли трактовать исходя из этого слова Кента, как отказ быть христопродавцем, или нет - не знаю. Но на такие мысли наводит.

И последнее, что еще заинтересовало - это метаморфоза герцога Альбанского, который из тихони и подкаблучника превратился в доблестного мужа и правителя.

Читайте также: