Контрольное сочинение рассуждение на дискуссионную тему упр 302

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: доска; компьютер, проектор.

I. Организационный момент: приветствие, выявление отсутствующих, позитивный настрой и т.п.

II. Целеполагание: объявление темы урока, определение целей и задач, запись темы на доске и в тетради.

Словарная работа. Вставьте пропущенные буквы, объясните значения слов.

П. лемика
соб. седник
. ппонент
п. зиц. я
т. зис
. ргумент
д. ску(с,сс)ия

IV. Введение учащихся в предмет изучения предстоящей темы урока

- Перед вами высказывание известного американского писателя Марка Твена, в котором пропущено первое слово.

(Доброта) - это то,
что может услышать глухой
и увидеть слепой.
Марк Твен

- Как вы думаете, какое слово пропущено?

V. Создание учебно-проблемной ситуации №1

Прочитайте два высказывания. Прокомментируйте их.

Любопытная черта добрых натур: они — как для мух горшок с мёдом, им ничего не дают, но берут у них много. Мягкий, уступчивый, бескорыстный человек всегда становится добычей толпы. Люди издали чуют его доброту и беззащитность. Теодор Драйзер

Самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жесткую землю, через трещины скал. Так и доброта. Какой клин, какой молот, какой таран может сравниться с силой доброго, искреннего человека! Ничто не может противостоять ему. Генри Торо

- Можно ли считать эти высказывания противоречащими друг другу? Почему?

- Какая из двух точек зрения ближе вам?

- Какие аргументы в пользу вашего мнения вы можете привести?

(заслушиваем мнения учащихся)

VI. Проблемная ситуация № 2

Можно ли добротой изменить злого человека?

Вопросы для обсуждения:

  1. Как Гениной маме удалось изменить отношение ребят к её сыну?
  2. Почему в разговоре с бабушкой мама сказала, что не видит другого выхода?

VII. Работа с высказываниями.

Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Задание для каждой пары - объяснить смысл афоризма о добре:

1) Сердечность такой же дар, как красота и ум. В.И.Качалов

2) Всякое доброе дело несет награду в себе самом. А.Дюма-отец

3) “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта” (Мигель Сервантес)

4) “Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях” (Блёз Паскаль)

VIII. Работа с текстом притчи о добре и зле

- Прочитайте притчу о добре и зле. Подумайте, какой ответ дал дед на последний вопрос внука. Запишите его.

Притча о добре и зле

Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.

– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?

– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил:

– Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

IX. Проблемная ситуация № 3. Трудно ли творить добро?

- Часто ли на вашем жизненном пути вам встречались люди, которые совершали добрые поступки? Трудно ли это - творить добрые дела? (Ответы учащихся).

X. Рефлексия

  • Было ли вам интересно на уроке?
  • Оказался ли материал, с которым работали на уроке, полезным при написании домашнего сочинения?
  • Смог ли во время урока высказать своё мнение?
  • Интересны ли были мнения одноклассников?

XI. Подведение итогов

XII. Заключительное слово

Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил деревце
На земле Кулунды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Плавок мирным теплом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее —
Хорошеть самому.

Данная разработка урока в 8 классе "Рассуждение на дискуссионную тему" предлагается коллегам-словесникам, учащимся.

Она поможет определить основные понятия данного вида работы, усвоить её структуру, понять логику, алгоритм, осознанно подходить к подбору речевых клише с перспективой на успешную итоговую аттестацию на ГИА и ЕГЭ.

Урок успешно опробован в рамках экспериментальной работы по теме: "Создание условий для формирования универсальных учебных действий обучающихся 7-9-ых классов на уроках гуманитарного цикла"

ВложениеРазмер
rassuzhdenie_na_diskussionnuyu_temu.doc 96.5 КБ

Предварительный просмотр:

городского округа город Октябрьский

Урок русского языка

в рамках экспериментальной работы

«Создание условий по формированию универсальных учебных действий

Еремеева Алевтина Ефимовна

Тема : Рассуждение на дискуссионную тему

  1. Вырабатывать умение писать сочинение-рассуждение на дискуссионную тему
  2. Закреплять умение анализировать текст
  3. Развивать связную монологическую речь, навыки пересказа текста, построения рассуждения, лингвистическую и коммуникативно-правописную компетенции
  4. Воспитывать уважительное отношение к слову, мыслям и чувствам других людей
  1. Словари орфографические и толковые, тематические словари-справочники
  2. Компьютер
  3. Рабочие материалы для презентации

Технология : групповая работа

  1. Организационный момент
  2. 1) Проверка домашнего задания : карточки № 305, 306: по 1-му предложению каждой группе. Проверка умения видеть и исправлять ошибки.

2) Актуализация знаний . Словарно-орфографическая работа (экран, индивидуальные карточки) (цепочка-круг).

NB Выполняя 3 следующих задания, попытайтесь определить тему урока.

д_скутировать и д_ску_ировать.

Обсудить, вставить букву. Есть ли особое мнение? Сверить со словарём, найти правильный ответ.

3) Определить лексическое значение слов:

4) К какому термину применимы слова:

а) это утверждаемое , то, что надо доказывать, объяснять или опровергать (тезис)

б) аргументы, доводы, обоснования, объяснения (доказательство)

в) главный вопрос от тезиса к доказательству (почему?)

г) Посмотрите на схему

(потому что, так как, оттого что)

Скажите, завершена ли она? У нас есть тезис (утверждаемое), аргументы для доказательства. Логично ли на этом завершить работу?

– (Нужно сделать вывод, т.е. то, что доказано, объяснено или опровергнуто)

(потому что, так как, оттого что)

  1. 1. Зная типичное строение текста, можем ли мы определить тему нашего урока?

Тема – это что? (то, о чём говорится на уроке) О чём же?

– Надо ли учиться рассуждению на дискуссионную тему?

– Как это делать? (определяем цели)

Тема и цели урока (открыть запись на доске).

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЕЧИ, ИХ ПРИЗНАКИ. НА КАКОЙ ВОПРОС ДАЁТСЯ ОТВЕТ. О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ТЕКСТЕ. ТИПИЧНОЕ СТРОЕНИЕ ТЕКСТА. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

Тип текста, в котором описываются события в определённой хронологической последовательности.

Этот тип речи имеет следующую структуру: завязку (начало события), кульминацию (развитие события) и развязку (конец события).

В тексте даётся ответ на вопрос: Что происходит с человеком/ предметом?

Тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Этот тип речи имеет следующую структуру: общее представление о предмете, описание отдельных признаков предмета, вывод, заключение, авторская оценка.

В тексте даётся ответ на вопрос: Каков предмет/ человек?

Тип текста, в котором утверждается или отрицается какой-либо факт, явление, говорится о причинах и следствиях какого-либо явления, события.

Этот тип речи состоит из трёх частей: тезиса (какая-то мысль), доказательства (или опровержения) этого тезиса, вывода (заключения).

В тексте даётся ответ на вопрос: Почему человек/ предмет такой? Почему он поступает так, а не иначе? Почему мы утверждаем это?

– Зачитать характеристику типа речи текста.

(то, что надо доказывать, объяснять или опровергать)

Почему? И вот почему. Это можно доказать так (следующим образом). Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется следующим и т.п.

(аргументы, доводы обоснования, объяснения)

(то, что доказано, объяснено или опровергнуто)

3. Работа с карточками по группам:

Перед вами средства связи частей текста-рассуждения.

Почему? Вот почему; во-первых; обобщим сказанное; итак; таким образом; это можно объяснить так; во-вторых; следовательно; это можно доказать таким образом; кроме того; именно поэтому; и наконец; приведём доказательства этого; а главное.

Выпишите слова и предложения в следующем порядке:

1) слова и предложения, связывающие тезис и доказательства______________________________

2) языковые средства доказательства____________________________________________________

3) средства связи доказательства и вывода_______________________________________________

1) Почему? Вот почему, это можно доказать таким образом. Приведём доказательства этого (4)

2) Во-первых, во-вторых, кроме того, а главное (4)

3) Обобщим сказанное, итак, таким образом, следовательно, именно поэтому, и наконец (6)

б) Взаимопроверка (II-ая группа проверяет работу I-ой и наоборот, IV-ая – III-ей и наоборот, VI-ая – V-ой и наоборот) – Чтение вслух.

Упр. №7, стр.106, вариант А

Восстановите тексты: допишите свой вариант одного из указанных в заданиях структурных компонентов текста-рассуждения. При работе используйте материал заданий №№ 4, 5.

Приём пищи – это одна из самых естественных, несколько раз в день повторяющихся процедур. Несмотря на это именно во время еды очень часто нарушаются правила хорошего тона.

Совершенно естественно, что нам очень неприятно находиться около человека, который громко чавкает, хлюпает носом и фыркает, мясо разламывает руками, заменяя ими нож и вилку, а пальцами ковыряет в зубах. И ещё очень неприятно смотреть на человека, который во время еды болтает с набитым ртом, разбрызгивая вокруг себя капельки слюны и кусочки пищи, вертится и мешает остальным как следует поесть. Кроме того, при таком поведении за столом у человека и окружающих его людей портится аппетит.

Упр. №7, стр.106, вариант Б

Восстановите тексты: допишите свой вариант одного из указанных в заданиях структурных компонентов текста-рассуждения. При работе используйте материал заданий №№ 4, 5.

Доказательства (не менее двух) к предложенным тезису и выводу.

Компьютер – друг или враг?

(О каком сочинении-рассуждении говорит заголовок текста?)

Компьютер… Как прочно он вошёл в нашу жизнь и стал её неотъемлемой частью.

Сочинение рассуждение на дискуссионную тему – это сочинение – рассуждение, с одной стороны, отвечающее правилам написания классического рассуждения (тезис – аргументы – вывод). С другой же стороны, аргументы в сочинении-рассуждении на дискуссионную тему четко структурированы, поскольку предполагается их использование в дискуссии, полемике. Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему, как никакой другой вид сочинений по русскому языку, требует умения высказывать и отстаивать свою точку зрения. Сочинение Сочинение рассуждение

Курить или не курить – этот выбор рано или поздно должен сделать для себя каждый. Эта проблема важна для каждого молодого человека.

Я считаю, что если хочешь быть здоровым, не стоит пробовать сигареты и курить, потому что курение вредит здоровью. Во-первых, человек, который курит постоянно, чихает и кашляет, так как на его дыхательную систему разрушительно действует никотин. Курильщик может не только чихать, но и задыхаться.

Довольно часто курильщик простужается: тот же никотин ослабляет его иммунитет.

довольно сложно заниматься любыми видами спорта и даже подниматься или спускаться по лестнице, его мучает одышка – ведь никотин разрушает все органы, в том числе негативно влияет и на сердечнососудистую систему. В-третьих, курение значительно сокращает жизнь, а также увеличивает вероятность возникновения различных заболеваний, к примеру, инфаркта, рака, эмфиземы, инсульта и других. В-четвертых, курильщик плохо различает запахи и даже тонкие вкусы изысканных блюд.

Кроме того, он может не различать запах близкого или любимого человека, а также любимых парфюмерных изделий.

Все это снижает качество жизни курильщика, и он делается нервным, раздражительным. Следовательно, курить вредно. Медики установили это и говорят, что, выкуривая одну пачку сигарет, курильщик забивает свои легкие в год одним литром никотиновой смолы.

Одна сигарета сокращает жизнь на пятнадцать минут, одна пачка сигарет на пять часов жизни; тот, кто курит год, теряет три месяца жизни, кто курит четыре года – теряет целый год жизни, кто курит двадцать лет – лишается пяти лет, жизнь курящего в течение сорока лет сокращается на десятилетие! Курение наносит огромный вред организму и окружающим людям. Курение вредит здоровью.

Во всех странах мира жители обычно делятся на городских и сельских. Одни живут в больших городах с самого рождения. Для других же родиной являются села. Нередко люди переезжают из одного места в другое. Это может быть связано как с поиском лучшей жизни, так и с выбранной профессией. Ведь в деревнях часто остаются люди, трудовая деятельность которых связана с землей и сельским хозяйством: агрономы, фермеры, трактористы и животноводы. Городские жители зачастую трудятся на заводах и промышленных предприятиях.

Каждым утром люди идут на учебу или на работу. Кто-то оправляется пешком, а кто-то едет на различном транспорте: на автобусе, трамвае, на метро или в машине. Все они видят асфальт, которым вымощены все улицы. Обычную почву в городе можно встретить намного реже. Землю есть возможность увидеть только на газонах или в парке.

Получается, что сельчане сильнее связаны с землей. Они наблюдают, как распускаются почки на деревьях и цветут сады весной. Сельские жители слышат шум деревьев и шелест листвы. Они привыкли к этому. А горожане даже если и видят траву, клумбы или цветы, не замечают их.

Иногда даже горожанину хочется пройтись босиком по росе рано утром, почувствовать единение с природой или ощутить аромат свежескошенной травы. Для сельчан это является неотъемлемой частью жизни, а для жителя города не так ощутимо. Ведь именно в деревнях дети с раннего детства начинают помогать родителям заниматься огородом, они видят как появляются первые ростки пшеницы. Затем они поднимаются, растут и превращаются в колоски. Для сельчан почва является источником жизни.

Горожане встречаются с землей реже. Они воспринимают ее как что-то обыденное. Для жителей городов почва не будет связана с рождением нового. Другое дело, сельчане. Они нередко с рождения живут в деревнях и земля дает им пищу. Для сельских обитателей трудолюбие связано больше всего именно с возделыванием почвы.

Иногда человек бросает комфортную жизнь в городе и переезжает жить в деревню. Он желает быть ближе к природе. В других случаях горожанин может иногда уезжать за город или в лес. Там городской житель получает много энергии для важных дел.





Сочинения

Сегодня на уроке русского языка учитель на доске записал тезис: Городской человек редко встречается с землей, задав на данную тему написать сочинение-рассуждение. Если честно, до этого никогда даже не обращала внимание на то, что вокруг нас, жителей города, очень мало земли. А ведь и правда, городской человек с землей не встречается в своей жизни или встречается очень редко.

Аргументы к сочинению

Чтобы раскрыть тему жителей города и земли, приведу аргументы, которые позволят сделать правильные заключения. Итак, кто такие жители города? Это люди, который окружены бетонными джунглями. Люди, которые ежедневно ходят по бесконечным тротуарам и асфальтированным дорогам, перепрыгивая по ступенькам, ездя в метро, в общественном транспорте. Жители города, словно узники каменных башен, которым приходится жить в окружении кирпичного и бетонного. Украшением и разнообразием для них являются яркие стеклянные витрины, а еще многочисленные фонтаны, которые фальшиво напоминают и имитируют настоящий живой родник. Городские жители живут в мегаполисах среди искусственных прудов, и многие из них даже не представляют, как это летом, рано утром, пройтись по траве босиком, когда на ней еще лежит роса. Они не представляют, как это после дождя пробежаться по лужам или же завалиться на свежескошенную траву и вдыхать ее ароматы.


А между тем, земля — наша Матушка, она всех нас кормит и с ней когда-то человек был единым целым. Люди знали землю, как самих себя, пока на смену свободе, на смену широким полям, душистым цветам, зеленым лесам не пришли каменные и бетонные многоэтажки, душные офисы и асфальтированные дороги.

Вывод

Несмотря на ужасную описанную мной картину, несмотря на мои рассуждения на тему: городской человек редко встречается с землей, мой вывод будет следующим. Даже горожане, пусть и изредка, но чувствуют тягу к земле. Видимо поэтому мы с удовольствием едем к бабушкам в деревню, где можем часами гулять по бездорожным улицам, бродить полями и лесами, наслаждаясь пением птиц. Видимо поэтому мы с удовольствием возле своих многоквартирных домов, засаживаем цветочные клумбы, чтобы хоть немного прикоснуться к земле. Видимо поэтому, мы с удовольствием в свободную минуту идем в парки, где нас окружают газоны и много деревьев. Наверное, по этим причинам, большинство горожан покупают дачи и стараются как можно больше проводить свое время именно там.

Как видим, городской человек хоть и редко встречается с землей, но как только появляется хоть малейшая возможность, он с удовольствием к ней прикоснется.

А какую оценку поставите вы?

КУРСЫ по русскому


Я согласен с Ю. Яковлевым и думаю, что городской человек редко встречается с землёй, то есть с природой

И даже когда городской житель оказывается на природе, он не может в полной мере почувствовать связь с природой.

Таким образом, современные горожане всё больше отдаляются от природы и ощущают нехватку общения с ней

Кибардина Мария Петровна, репетитор по русскому языку, кандидат педагогических наук

Городские жители гораздо реже встречаются с землёй, чем деревенские. Даже проведение всего лета в деревне не даёт того ощущения природы, что даёт жизнь там. Только прожив несколько лет и зим в деревне, можно понять природу.

Потому что природа — это не просто купание в реке, огород, солнышко, зелёная травка и голубое безоблачное небо. Природа — это жестокая среда, пройти через которую сможет не каждый. Нужен тёплый дом, заготовленные на зиму дрова и еда, или же нужно обладать возможностью принести/привезти еду.

Жизнь на природе без машины ещё больше усложняет её и чувство земли пробуждается ещё сильнее, потому что без машины еду и дрова придётся приносить вручную или просить других людей с машинами помочь.

Я заметил, что многие городские жители представляют себе деревню так: собачки, кошечки, лошадки, коровки, зелёная травка, яркое солнышко, синие небеса и прохладная водичка. Безусловно, всё это присутствует, но только в таком виде: злые собаки, странные полудикие кошки, лягающиеся лошади, ревущие как драконы коровы, трава, которую нужно постоянно косить, иногда даже слишком яркое, припекающее солнце, и чересчур холодная вода. Есть во всём этом какая-то прелесть, просто она не сразу заметна… Давайте попробуем её найти!

Первое — одиночество. Если вы поселитесь в какой-либо деревне и будете жить там зимой, то вы почувствуете чувство одиночества. Кому-то оно понравится, кому-то — нет. Тут дело вкуса. В деревне не будет никого, кроме вас и ещё нескольких семей/людей, которые тоже рискнули поселится в деревне. Ещё лучше будет, если к деревне не ведёт никакой асфальтовой дороги. Никто вас не будет тревожить. Пожить отшельником бывает полезно.

Второе — сила. Городским жителям для тренировок нужно записываться в различные кружки и клубы для того, чтобы заниматься развитием физического и энергетического тел. Всё это делается за деньги, естественно. А в деревне развитие этих тел идёт постоянно, бесплатно. В этом и минус — если в городе можно взять и выписаться из кружка, как надоест заниматься собой, в деревне так сделать не получится, поэтому вы продолжите развиваться в любом случае. Хотя… почему это минус? Это даже плюс!

Третье — спокойствие. Собственно, оно получается от первого пунтка. Отсутствие людей означает отсутствие различных раздажителей, вроде машин, смога и криков. Ваши нервы не будут тратиться просто так. Однако из-за второго пункта у вас часто будет находиться причина, на которую можно потратить немного своих нервов.

Соединяя все эти три пункта, можно сказать о том, что горожане реже видятся с землёй, чем деревенские жители. Они не могут до конца понять устройства природы и ощутить себя в критической ситуации, вроде отсутствия еды, дров, или такого положения, что оказываешься посреди тёмного леса ночью. Особенно если в этот момент встретиться с бездомной собакой…

В общем, рекомендую хоть немного пожить на природе круглый год. Конечно, это потребует определённой подготовки, но ощущения будут того стоить…

Читайте также: