Конфликт поэта и эпохи сочинение

Обновлено: 05.07.2024

ОСИП ЭМИЛЬЕВИЧ МАНДЕЛЬШТАМ
(1891 – 1938)

2 ЧАСА

Уроки литературы в 11 классе[1]


УРОК № 60
Тема.
О. Э. Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Обратившись к словам О. Э. Мандельштама и его лирике, объясните, в чём вы видите ценность его поэзии, подтвердив справедливость утверждения об органической связи его стихов с современностью. Выявите специфику этой связи у поэта, который чрезвычайно редко обращался к актуальной (тем более политически актуальной) тематике и проблематике.
• Что позволяет говорить о человечности как определяющем качестве стихов О. Э. Мандельштама?

Карточка
О нравственно-эстетических позициях О. Э. Мандельштама

Слово учителя

Немногие из русских поэтов ощущали свою жизнь как историю России с той силой, что присуща была Мандельштаму.

Я участвую в сумрачной жизни,
Я не винен, что я одинок! —

IV. Работа над темой урока

А) Выразительное чтение наизусть
заранее подготовленным учащимся

В) Аналитическая беседа

Г) Обобщение учителя

Поэзия О. Э. Мандельштама в начале 1930-х гг. становится поэзией вызова.

У ч и т е л ь.
В своеобразном петербургско-ленинградском альманахе XX в., начатом А. А. Блоком, продолженном стихами Б. Л. Пастернака и А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштаму принадлежит особая страница. Мастерский, узнаваемый, прихотливый, точный не сходством черт и пропорций, а внутренней логикой Петербург Мандельштама — страница, без которой немыслима поэзия, без которой сам город становится обездоленней и бедней:

Кто, скажите, мне сознанье
Виноградом замутит,
Если явь — Петра созданье,
Медный Всадник и гранит?

Петербург всегда был дорог и близок сердцу О. Э. Мандельштама, потому что здесь прошли его детство и юность. К образу этого города, который неузнаваемо менялся с течением времени, поэт возвращается на протяжении всего своего творчества. Даже не называя его, в целом ряде стихотворений Мандельштам упоминает Адмиралтейство, Медного всадника, Дворцовую площадь, Казанский собор. Город в стихотворениях Мандельштама живёт своей внутренней жизнью, в то время как поэт любуется красотой Северной столицы, восхищается совершенством зданий и храмов:

И храма маленькое тело
Одушевлённее стократ
Гиганта, что скалою целой
К земле беспомощно прижат!

Зимуют пароходы. На припёке
Зажглось каюты толстое стекло.
Чудовищна, как броненосец в доке,
Россия отдыхает тяжело.

Дикой кошкой горбится столица,
На мосту патруль стоит,
Только злой мотор во мгле промчится
И кукушкой прокричит.

Петербург! Я ещё не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера…

Уютный, богатый, прекрасный Петербург жив в памяти поэта, но реальный город страшен, он подавляет волю и достоинство человека.

Мандельштам уезжает из Ленинграда в Москву в 1931 г. Его московский период продлится 3 года — до 1934 г. и будет одним из самых интенсивных в творчестве поэта. Именно в 30-е гг. XX в. Мандельштам начинает трагически сознавать себя как человек, живущий в мире, где нет ни Бога, ни вечности, ни смысла существования — ничего, лишь звонкая пустота.

Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны…

В ночь с 13 на 14 мая 1934 г. Мандельштама арестовали.

А) Выразительное чтение наизусть
заранее подготовленным учащимся

В) Аналитическая беседа

• Почему названный Ленинградом город дважды (в обращении) именуется Петербургом: в чём смысл переклички этих двух имён?

• Найдите и охарактеризуйте образы, которые (вместе, в системе) создают представление об атмосфере эпохи.

• Охарактеризуйте эмоциональную тональность стихотворения.

• Какая строка является смысловым и эмоциональным центром стихотворения?

• Какова цветовая гамма стихотворения? Что с помощью цвета хочет сказать поэт?

• С помощью чего звучит в стихотворении мотив разобщённости людей?

• Прокомментируйте образы, возникающие в двух последних двустишиях, обратите внимание на их многозначность.

• Как отразились в стихотворении представления поэта об эпохе? Какую главную мысль он хочет донести до читателя?

Г) Обобщение учителя

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

— В центре Москвы, в сквере на углу Старосадского переулка и улицы Забелина 28 ноября 2008 года был открыт памятник О. Э. Мандельштаму.

Бронзовая голова поэта как бы запрокинута назад, говорят, что это типичная для Мандельштама поза. Елена Мунц считает, что это памятник даже не поэту, а в целом его поэзии, которая переросла его трагическую судьбу.

VI. Домашнее задание

1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

Акмеизм - модернистское течение в русской поэзии начала XX в., провозглашавшее, в отличие от символизма, материальность, предметность тематики и образов с позиции «искусства для искусства.

Антитеза - риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Лирический герой - субъект высказывания в лирическом произведении, художественный двойник автора. Тот, от чьего лица ведётся повествование в произведении.

Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения.

Список литературы

1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 2. М.: Просвещение, 2015. — 431 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В 1900 году Мандельштам поступает в Тенишевское училище, которое заканчивает в 1907 году. В 1908 году Осип Эмильевич уезжает во Францию, поступает в Сорбонну и Гейдельбергский университет.

Где римский судия судил чужой народ —

Стоит базилика, и — радостный и первый —

Как некогда Адам, распластывая нервы,

Играет мышцами крестовый лёгкий свод.

Но выдаёт себя снаружи тайный план,

Здесь позаботилась подпружных арок сила,

Чтоб масса грузная стены не сокрушила,

И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

Души готической рассудочная пропасть,

Египетская мощь и христианства робость,

С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,

Я изучал твои чудовищные рёбра,—

Тем чаще думал я: из тяжести недоброй

И я когда-нибудь прекрасное создам.

Стихотворение опубликовано в начале 1913 г. в приложении к декларации нового литературного направления — акмеизма, во главе которого были Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Сергей Городецкий. Оно построено на контрастах и противопоставлениях — эта структура продиктована готическим стилем собора. Собор, как совершенный организм, объединяет в себе противоположности. Поэт искренне восхищается мастерством древних зодчих.

Среди гражданских бурь и яростных личин,

Тончайшим гневом пламенея,

Ты шёл бестрепетно, свободный гражданин,

Куда вела тебя Психея.

И если для других восторженный народ

Венки свивает золотые —

Благословить тебя в далёкий ад сойдёт

Стопами лёгкими Россия.

В феврале 1919 года Мандельштам уезжает на Украину, где он знакомится со своей будущей женой, художницей Надежой Хазиной. Во время гражданской войны они скитаются по России, Украине, Грузии. У Осипа Эмильевича появляется шанс сбежать с белогвардейцами в Турцию, однако он предпочитает остаться на родине. Дважды его арестовывают по нелепым обвинениям, и только благодаря счастливым стечениям обстоятельств ему удаётся спастись.

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,

До прожилок, до детских припухлых желёз.

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей,

Узнавай же скорее декабрьский денёк,

Где к зловещему дёгтю подмешан желток.

Петербург! я ещё не хочу умирать:

У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня ещё есть адреса,

По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице чёрной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок,

И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,

Шевеля кандалами цепочек дверных.

Мы живём, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлёвского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

А слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются усища,

И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет,

Как подкову, куёт за указом указ:

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него — то малина

И широкая грудь осетина.

Отбыв срок ссылки в Воронеже, Мандельштам в мае 1937 года возвращается в Москву. Но вскоре его лишают права на проживание в столице. Для поэта начинается новый, ещё более мучительный, и теперь уже последний круг страданий: без жилья, работы и денег. Вскоре Мандельштама арестовывают по нелепому обвинению в контрреволюционной пропаганде. Его приговаривают к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере и отправляют на Дальний Восток. Там он погибает от тифа 27 декабря 1938 года.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор

Укажите годы жизни О. Э. Мандельштама.

  1. 1891-1938 гг.
  2. 1892-1939 гг.
  3. 1893-1938 гг.
  4. 1939-1940 гг.

Ответ: 1891-1938

О. Э. Мандельштам родился в конце XIX века, умер в возрасте 47 лет.

Единичный выбор

Как назывался первый сборник стихов О. Э. Мандельштама?

Название сборника представляет собой символ вечности и неподвижности, однако способный обрести динамичность.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

О. Э. Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи. Урок 60 Учитель русско.

Описание презентации по отдельным слайдам:

О. Э. Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи. Урок 60 Учитель русско.

О. Э. Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи. Урок 60 Учитель русского языка и литературы: Муллаянова А. Р.

Цель: расширить представления учащихся по теме «“Серебряный век” русской поэз.

Домашнее задание. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатю.

IV. Работа над темой урока Аналитическая работа с текстом стихотворения «За г.

IV. Работа над темой урока 2. Устный журнал «Петербург в лирике О. Э. Мандель.

IV. Работа над темой урока 2. Устный журнал «Петербург в лирике О. Э. Мандель.

IV. Работа над темой урока 2. Устный журнал «Петербург в лирике О. Э. Мандель.

IV. Работа над темой урока 3. Аналитическая работа с текстом стихотворения О.

Гост

ГОСТ

Акмеизм – это модернистское течение в поэзии начала 20 века, которое провозглашало материальность, предметность тематики и образов.

Картина мира в творчестве О. Мандельштама 1915-1921 гг.

Выделение такой четкой границы между 19 и 20 вв. вызвано восприятием нового времени как краха гуманистического сознания и рождением чего-то нового.

Поэзия О. Мандельштама в 1921 – 1925 гг.

Готовые работы на аналогичную тему

Все эти события не могут не повлиять на творчество О. Мандельштама. Меняется и его видение времени. Теперь оно становится чувственно осязаемым, более конкретным, а историософские построения уступают место реальному историческому времени.

В произведениях 1921 1925 гг. ключевым становится образ века, которое поэтом осмысляется как временной промежуток, соразмерный человеку и отчасти им создаваемый. Лирический герой Мандельштама в этот период – сын 19 века, который живет в 20 в. Главное стремление поэта – желание обогатить новое время идеалами гуманизма и добра. Но отношения между лирическим героем и временем усложняются, перерастают в отдельную тему. Мандельштам кризис века и кризис культуры ощущает как свой личный кризис.

Таким образом, в произведениях 1921 – 1925 гг. поэт постоянно балансирует между ощущением чуждости новому времени и желанием его очеловечить, привнести опыт классической культуры. Но постепенно Мандельштам понимает утопичность идей соединения государства с культурой. Поэтому после 1925 г. он на несколько лет замолкает. Способствовал этому и негласный запрет на публикацию произведений поэтов - акмеистов.

Этот запрет коснулся и О. Мандельштама и А. Ахматовой.

Отражение эпохи в поэзии А. Ахматовой

А. Ахматова, по воспоминаниям друзей, в годы сталинских репрессий боялась давать автографы, так как не хотела подводить людей – поэтесса прекрасно знала, что за ней следят, а в квартире для подслушивания установлен микрофон.

В августе 1918 года брак А. Ахматовой и Н. Гумилева распался. В 1921 году Гумилева арестовали, обвинив в причастности к контрреволюционному заговору, затем расстреляли.

Основная мысль этого произведения – память. Ахматова призывает помнить народное горе, помнить людей, ставших жертвами жестокой машины власти.

Читайте также: