Когда то давно меня задел один разговор сочинение егэ

Обновлено: 02.07.2024

(1) Когда-то давно меня задел одни разговор, случайный летний разговор на берегу моря. (2) Я уже не помню точно фраз, но спорили о том, кто Сальери для Пушкина. (3) Противник, злодей, которого он ненавидит, или же это воплощение иного отношения к искусству? (4) Можно ли вообще в этом смысле связывать искусство и науку? (5) А что если для Пушкина Моцарт и Сальери - это Пушкин и Пушкин, то есть борение двух начал? (6) От этого случайного горячего спора осталось ощущение неожиданности. (7) Злодейство было для меня всегда очевидно и бесспорно. (8) Злодейством был фашистский мотоциклист. (9) В блестящей чёрной коже, в черном шлеме он мчался на чёрном мотоцикле по солнечному проселку. (10) Мы лежали в кювете. (11) Перед нами были тёплые желтеющие поля, синее небо, вдали низкие берега нашей Луги, притихшая деревня, и оттуда несся грохочущий черный мотоцикл. (12) Винтовка дрожала в моих руках. (13) Разумеется, я не думал ни о Пушкине, ни о Сальери. (14)Это пришло куда позже - тогда, на войне, надо было стрелять. (15) Могут ли гении совершать злодейства? (16) Может ли злодей-убийца Сальери оставаться гением? (17) Оттого, что он отравитель, разве музыка его стала хуже? (18) Что же, злодейство доказывает, что Сальери не гений? (19)Для Пушкина гений сохраняет творческую крылатость души. (20) Гений- не столько степень таланта, сколько свойство его-некое нравственное начало, добрый дух. (21)Слово "гений" ныне обычно связано с великими изобретениями, открытиями. (22) Конечно, в законе относительности нет ничего ни нравственного, ни безнравственного. (23) Наверное, тут следует разделить: открытие может быть гениальным, но гений- не только открытие. (24) В пушкинском Моцарте гениальность его музыки соединена с личностью, с его добротой, доверчивостью, щедростью. (25) Моцарт восторгается всем хорошим, что есть у Сальери. (26) Гений Моцарта исключителен: он весь не труд, а озарение, он символ того таинственного наития, которое свободно изливается абсолютным совершенством. (27) Проще всего было бы объяснить ненависть завистью, о которой твердит сам Сальери. (28)Но разве Сальери - лишь завистник? (29) Он смолоду признает чужой гений, он учится у великих, преклоняется перед ними. (30) Вопрос о гении и злодействе подвергает сомнению задачу, которую решал Сальери всю свою жизнь. (31)Может ли человек стать гением? (32) Достичь трудом, силой своего разума того, что считается божественным даром? (33) Сальери считал, что-да, может. (34) Молодость Сальери, зрелость, вся его жизнь возникла для меня как целеустремленная, в каком-то смысле идеальная прямая. (35) Таким мне представлялся идеал ученого. (36) Настойчивость и ясное понимание, чего ты хочешь. (37) Сальери одержим. (38) Но идея у него особая - стать творцом. (39) Способность творить ему не была дана, он добывал её, вырабатывал. (40)Это не слепой бунт, это восстание Разума, вернее, Расчёта. (41)В наше время, задавшись такой целью, он мог бы стать выдающимся кибернетиком. (42) Но и композитором он стал выдающимся. (43)Музыка его нашла признание. (44)Сам Моцарт твердит в счастливые минуты один из его мотивов. (45)Чем отличается гений Моцарта от негения Сальери? (46) Грань тут неуловимая. (47) Голос, который диктует Моцарту божественные созвучия, не слышен окружающим. (48)Для них и Моцарт, и Сальери одинаковы: оба всем своим существом чувствуют силу гармонии, оба жрецы прекрасного, избранные служить своему делу. (49) До той минуты, как Моцарт поднял стакан с ядом, оба - и Моцарт, и Сальери - были равноправные сыновья гармонии. (50) Но теперь гений отделился, яд разделил их. (51) Последнее средство отделить подлинный гений от мнимого - это нравственное испытание. (52) Злодейство открыло истинную, тёмную сущность Сальери. (53) Маска сорвана. (54) Сущность открывается и самому Сальери. (55) Вместе с ядом начинает действовать логическая схема: гений для Моцарты не может быть злодеем, а так как Моцарт сам гений, бесспорный гений, то, следовательно он имеет право судить, и, значит, Сальери не гений. (56)Нравственное начало становится пробой гения. (57) И человечество отбирает для себя лишь тех, кто несет это нравственное начало. (58) Пушкин оставляет Сальери жить и мучиться. (59) Остаётся злодейство, но торжествует гений.

Позиция автора ясна и понятна. Гениальность – не столько степень таланта, сколько свойство его, добрый дух. Автор уверен, что гениальность может быть присуща любому человеку, но гением может стать только порядочный, светлый творец, тот, для кого важны понятия нравственности. Гранин убежден, что единственное средство отличить подлинный гений от мнимого – это нравственное испытание. Безнравственный человек не может стать гением.

Поистине прав поэт. Насколько талантлив не был бы человек, но если он упустил верный, праведный путь, то ему таланту не суждено развиться до гениальности. Для любого творца очень важно иметь высокие моральные принципы, ведь только тогда человек может быть в гармонии со своим внутренним миром.

Запятая здесь, по сути, между подлежащим и сказуемым не нужна (переходит КАК? С помощью чего? - обстоятельство - зачем запятая?)

. вспоминается ДРУГОЕ произведение Тургенева - неверное выражение привело к неточности, получается - ДРУГОЕ произведение Тургенева, хотя, очевидно, Вы имели в виду ''другое '' по отношению к предыдущему (двусмысленность)

Фёдор Иванович Лаврецкий. Здесь нужно полностью (фамилия, имя, отчество) назвать героя произведения, так как Вы упоминаете его первый раз.

(1) Когда-то давно меня задел одни разговор, случайный летний разговор на берегу моря .
(2)Я уже не помню точно фраз ,но спорили о том,кто Сальери для Пушкина .(3)Противник ,злодей,которого он ненавидит ,или же это воплощение иного отношения к искусству ? (4) Можно ли вообще в этом смысле связывать искусство и науку ? (5) А что если для Пушкина Моцарт и Сальери - это Пушкин и Пушкин ,то есть борение двух начал ?
(6)От этого случайного горячего спора осталось ощущение неожиданности . (7) Злодейство было для меня всегда очевидно и бесспорно . (8)Злодейством был фашистский мотоциклист . (9)В блестящей чёрной коже , в черном шлеме он мчался на чёрном мотоцикле по солнечному проселку. (10)Мы лежали в кювете . (11) Перед нами были тёплые желтеющие поля ,синее небо, вдали низкие берега нашей Луги, притихшая деревня ,и оттуда несся грохочущий черный мотоцикл .(12) Винтовка дрожала в моих руках. (13) Разумеется, я не думал ни о Пушкине , ни о Сальери . (14)Это пришло куда позже -тогда, на войне, надо было стрелять .
(15)Могут ли гении совершать злодейства ? (16) Может ли злодей-убийца Сальери Оставаться гением ? (17) Оттого ,что он отравитель , разве музыка его стала хуже ? (18) Что же,злодейство доказывает , что Сальери не гений ?
(19)Для Пушкина гений сохраняет творческую крылатость души . (20) Гений- не столько степень таланта ,сколько свойство его-некое нравственное начало, добрый дух .
(21)Слово "гений" ныне обычно связано с великими изобретениями ,открытиями . (22) Конечно,в законе относительности нет ничего ни нравственного ,ни безнравственного . (23) Наверное, тут следует разделить : открытие может быть гениальным ,но гений- не только открытие . (24) В пушкинском Моцарте гениальность его музыки соединена с личностью ,с его добротой , доверчивостью ,щедростью . (25) Моцарт восторгается всем хорошим ,что есть у Сальери . (26) Гений Моцарта исключителен : он весь не труд , а озарение ,он символ того таинственного наития, которое свободно изливается абсолютным совершенством .
(27) Проще всего было бы объяснить ненависть завистью ,о которой твердит сам Сальери . (28)Но разве Сальери -лишь завистник ? (29) Он смолоду признает чужой гений , он учится у великих, преклоняется перед ними . (30) Вопрос о гении и злодействе подвергает сомнению задачу, которую решал Сальери всю свою жизнь .

(31)Может ли человек стать гением ?

(32)Достичь трудом ,силой своего разума того, что считается божественным даром ? (33) Сальери считал,что-да,может .

(34) Молодость Сальери ,зрелость, вся его жизнь возникла для меня как целеустремленная ,в каком-то смысле идеальная прямая .(35) Таким мне представлялся идеал ученого . (36) Настойчивость и ясное понимание ,чего ты хочешь . (37) Сальери одержим . (38) Но идея у него особая -стать творцом . (39) Способность творить ему не была дана ,он добывал её ,вырабатывал.

(40)Это не слепой бунт , это восстание Разума ,вернее,Расчёта. (41)В наше время ,задавшись такой целью ,он мог бы стать выдающимся кибернетиком .

(42) Но и композитором он стал выдающимся .(43)Музыка его нашла признание .(44)Сам Моцарт твердит в счастливые минуты один из его мотивов .

(45)Чем отличается гений Моцарта от негения Сальери ? (46) Грань тут неуловимая .(47) Голос, который диктует Моцарту божественные созвучия ,не слышен окружающим . (48)Для них и Моцарт ,и Сальери одинаковы : оба всем своим существом чувствуют силу гармонии ,оба жрецы прекрасного ,избранные служить своему делу.

(49)До той минуты,как Моцарт поднял стакан с ядом ,оба- и Моцарт , и Сальери -были равноправные сыновья гармонии .

(50)Но теперь гений отделился ,яд разделил их. (51) Последнее средство отделить подлинный гений от мнимого -это нравственное испытание . (52) Злодейство открыло истинную ,тёмную сущность Сальери . (53) Маска сорвана .

(54) Сущность открывается и самому Сальери .( 55) Вместе с ядом начинает действовать логическая схема : гений для Моцарты не может быть злодеем ,а так как Моцарт сам гений, бесспорный гений, то,следовательно он имеет право судить ,и ,значит , Сальери не гений.

(56)Нравственное начало становится пробой гения. (57)И человечество отбирает для себя лишь тех ,кто несет это нравственное начало .

(58)Пушкин оставляет Сальери жить и мучиться . (59) Остаётся злодейство ,но торжествует гений .

*Даниил Александрович Гранин -русский советский писатель ,общественный деятель .

Что может подталкивать человека к совершению плохих поступков ?Над этой проблемой размышляет Д.А.Гранин в предложенном тексте .

Чтобы привлечь внимание читателей к поставленному вопросу ,писатель рассказывает о Моцарте и Сальери . Сальери отравляет Моцарта из-за того ,что завидует ему : " Проще всего было бы объяснить ненависть завистью ,о которой твердит сам Сальери ".Он завидовал ,потому что много трудился прежде чем стать выдающимся композитором . Моцарту это далось намного проще : "Гений Моцарта исключителен : он весь не труд, а озарение ,он символ того таинственного наития ,которое свободно изливается абсолютным совершенством ".

Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы ,но исподволь подводит читателя к мысли о том,что злые поступки люди могут совершать из-за зависти ,а также из-за холодного расчета ,чтобы достичь своих целей .

Я согласна с мнением автора ,человек может задумывать и воплощать в жизнь нехорошие поступки с расчетом достичь личных целей или из-за зависти.

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • 1 из 1 К3 Отражение позиции автора исходного текста
  • 3 из 3 К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
  • 1 из 2 К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • 1 из 2 К6 Точность и выразительность речи
  • 3 из 3 К7 Соблюдение орфографических норм
  • 2 из 3 К8 Соблюдение пунктуационных норм
  • 1 из 2 К9 Соблюдение языковых норм
  • 1 из 2 К10 Соблюдение речевых норм
  • 1 из 1 К11 Соблюдение этических норм
  • 1 из 1 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
  • ИТОГО: 19 из 24

Вы сфор­му­ли­ро­ва­ли "свою" про­бле­му и по­пы­та­лись её ар­гу­мен­ти­ро­вать, в це­лом у Вас это по­лу­чи­лось. Чув­ству­ет­ся, что Вы спо­соб­ны пи­сать хо­ро­шие со­чи­не­ния. Оста­лось толь­ко бо­лее тща­тель­но под­хо­дить к вы­бо­ру слов, сле­дить за ло­ги­кой из­ло­же­ния мыс­лей.

Кого можно назвать гением? Может ли быть гений злым? Этими вопросами задается в своем тексте русский писатель Д. А. Гранин.

Гранин рассуждает об этом, сравнивая пушкинских Моцарта и Сальери. Сальери считал, что гением можно стать, что это можно “достичь трудом, силой своего разума”. Но тогда каждого трудолюбивого и талантливого человека можно назвать гениальным? Отнюдь нет.

Гениальность заключается не в постоянном труде, не в одержимости, как то было у Сальери, а в озарении, в “творческой крылатости души”, как было у Моцарта.

Еще одно “средство отличить подлинный гений от мнимого – это нравственное испытание”. Гений не способен на злодейство.

И нравственное испытание есть проба гения.

Гранин считает, что истинная гениальность – это божественный дар. Подлинный гений творит по наитию, в результате таинственного озарения, “которое свободно изливается абсолютным совершенством”, а не ради того, чтобы встать на одну ступень рядом с другими великими творцами.

Я полностью поддерживаю позицию писателя. Гений творит потому, что не может не творить. Стремление же

Когда желание творца уходит от желания творить ради воспевания добра – он перестает быть гением.

Вопросами о нравственной составляющей творчества задавался и сам Пушкин. Можно вспомнить его стих “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” Почему же слух о Пушкине “пройдет по всей Руси великой”? Потому что он пробуждал своими произведениями добрые чувства, “милость к падшим призывал”.

В этом и заключается гений Пушкина – бесконечное стремление творить во имя добра и для добра.

Мы можем обратиться к многочисленным рассказам и повестям Артура Конан Дойла и главному герои этих произведений – лондонскому детективу Шерлоку Холмсу. Раскрывает ли он преступления ради мирового признания, или для того, чтобы показать свою исключительность в толпе тех, кто не видит очевидных вещей прямо у себя под носом? Холмс работает детективом, чтобы добиться торжества справедливости, а не ради благодарности.

Подводя итог, могу сказать, что истинная гениальность – это способность от природы, божественный дар. Ее нельзя развить, как обычный талант, она либо есть, либо нет. Также истинного гения отличает добрый дух – он не может творить со злыми помыслами и из злых побуждений.

Проблема природы гениальности по тексту Д. А. Гранина Когда-то давно меня задел один разговор&8230; ЕГЭ по русскому

Мы напишем - Проблема природы гениальности по тексту Д. А. Гранина Когда-то давно меня задел один разговор&8230; ЕГЭ по русскому. Подсказки школьнику

В центре нашего внимания текст Даниила Александровича Гранина, русского писателя и общественного деятеля, в котором описана проблема природы гениальности.

Размышляя над этой проблемой, автор вспоминает спор, который оставил в его душе неизгладимый отпечаток. Автор задумывается о значении слова гений и начинает рассуждать по этому поводу. Для Гранина гений это человек с рождения наделенный талантом, коим является Моцарт. Сальери же натаскивал себя, учился, так у него не было врожденного таланта.

Все же по мастерству композиторы были наравне, но в плане моральных качеств Сальери опустился.

Отравив Моцарта, он перечеркнул звание гения.

Позиция автора ясна: гений наделен от природы талантом: он творит по наитию, в результате таинственного озарения, которое свободно изливается абсолютным совершенством.

Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, явление гениальности привносится человеку от природы, он творит душой ежесекундно.

Так, в произведении Артура Конан Дойла Шерлок Холмс автор рассказывает о гениальном детективе, который был наделен интуицией и высоким умом. Благодаря этим качествам, он всегда мастерски раскрывал дела и никогда не пропускал ни малейшей зацепки, способной привести его к победе.

А в произведении А. Толстого Петр I автор провожает нас в прошлое в ту эпоху, когда Россией правил Петр I. Монарх был не просто императором, но и военачальником, строителем, флотоводцем. Именно при его правлении страна вышла на новый уровень, встала в одну линию с развитыми странами того времени. Несомненно, Петр I был гениальным человеком.

Таким образом, гениальный человек наделен этим даром от природы, он талантлив во всем и никогда не опускается нравственно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

(1 )Сверхпроводники используют для создания устройств, которые технически невозможно или экономически невыгодно изготавливать с применением традиционных проводниковых материалов — меди и алюминия. (2) мощные магнитные системы для установок термоядерного синтеза или ускорителей элементарных частиц, сверхбыстродействующие ограничители тока, медицинские томографы, спектрометры высокого разрешения, образцы перспективной военной техники, поезда, на магнитной подушке созданы с применением сверхпроводящих материалов. (3)Устройства, изготовленные с использованием сверхпроводящих материалов, характеризуются значительно меньшими размерами и массой.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

Для создания таких устройств, которые невозможно или невыгодно изготавливать с использованием обычных проводников, применяют сверхпроводники, помогающие сделать эти устройства более компактными и лёгкими.

При создании мощных магнитных систем для установок термоядерного синтеза или ускорителей элементарных частиц, сверхбыстродействующих ограничителей тока, медицинских томографов, спектрометров высокого разрешения, образцов перспективной военной техники, поездов на магнитной подушке иногда используют сверхпроводящие металлы.

Для создания сооружений, которые нецелесообразно возводить с применением лишь традиционных проводниковых материалов — меди и алюминия, используют также сверхпроводники.

Сверхпроводники используют при создании устройств, изготовление которых из обычных проводников невозможно или экономически невыгодно, причём применение сверхпроводников делает устройства менее объёмными и тяжёлыми.

Для изготовления таких устройств, которые должны обладать небольшим объёмом и массой при разнообразии выполняемых ими функций, используют проводники.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот, Так как

Несмотря на это, Тем не менее

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАССА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Совокупность чего-нибудь, а также что-нибудь большое, сосредоточенное в одном месте. Воздушные массы. Тёмная м. здания.

Одна из основных физических характеристик материи, определяющая её инертные и гравитационные свойства. Единица массы.

Тестообразное бесформенное вещество, густая смесь. Древесная м. (полуфабрикат для выделки бумаги). Расплавленная м. чугуна.

Множество, большое количество кого-чего-нибудь. У меня м. времени. Тратить массу сил.

мн. Широкие слои трудящегося населения. Воля масс. Оторваться от масс (утратить связь с народом).

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

5. В одном из приведённых ниже слов НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Требуется принятие не ПОПУЛИСТСКИХ, а экономически оправданных решений.

Её ЦАРСТВЕННЫЙ вид внушал доверие и располагал к серьёзному разговору о будущей России.

Координационному совету необходимо было ИЗБРАТЬ председателя и утвердить новый состав исполкома.

Многоэтажный КАМЕННЫЙ дом был украшен лепниной.

Некоторые коллеги в течение долгих лет поддерживали ДРУЖНЫЕ отношения.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ТЫСЯЧА девятисотом году зимние МЕСЯЦА

ПРОПОЛОЩИ бельё ШЕСТЬЮСТАМИ солдатами

прошли наиболее УСПЕШНО

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

нарушение в построении

предложения с причастным оборотом

Б) нарушение видовременной

соотнесённости глагольных форм

2)Фруктоза — это одно из веществ, получаемая из ягод и фруктов.

нарушение в построении предложения

3)Сразу по приезде в Юрьевец туристы обратят внимание на колокольню Георгия Победоносца.

Г) нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

4)Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.

Д) неправильное употребление

5)Бабушка вяжет шарф и подарила его своему внуку.

6)Этот камерный зал, использующийся сейчас преимущественно в учебных целях, до ноября 2007 года назывался Белым залом.

7) Все, кто побывал в Долине гейзеров, понимает, почему её считают одним из чудес света.

8)Художественная речь, которая принципиально отличается от официально-деловой и научной, по ряду признаков сближается с публицистической.

9) Первыми, кто пришёл на избирательный участок для голосования, были мои соседи, пенсионеры.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

солом..нка обид..лись усидч..вый настра..вать привередл.. вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мы с приятелем встречались (НЕ)РЕДКО, а почти каждый день.

Избавляйтесь от привычки бросать дело, (НЕ)ДОВОДЯ его до конца.

Мы дошли до финала, но наша цель (НЕ)ДОСТИГНУТА.

(НЕ)ЗАВЕРШЁННАЯ игра перенесена на завтра и обязательно будет продолжена.

Река была далеко (НЕ)ШИРОКОЙ, всего около десяти метров.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Одно и ТО(ЖЕ) слово может означать совершенно разное, ПОТОМУ(ЧТО) существует явление омонимии.

СКОЛЬКО(БЫ) ни рассуждали критики, многие произведения искусства (НА)ВСЕГДА останутся загадкой для человечества.

Вам необходимо (ПО)ПРЕЖНЕМУ предоставлять отчёт (В)ВИДЕ презентации.

Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснять смысл сна Раскольникова, но (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что перед нами добрый и милосердный человек.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Романтичность свойстве(1)а всему. Романтическая настрое(2)ость не позволяет человеку быть лживым, невежестве(3)ым, трусливым и жестоким. В романтике заключе(4)а облагораживающая сила.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

На вольном просторе блеск и движение грохот и гром.

Без матери не было бы ни тепла ни радости ни жизни.

Миновали столетия и под натиском варваров пала когда-то могучая и непобедимая Римская империя.

Человек велик да прекрасен да полон мечты.

Художники и скульпторы объединились и создали свою ассоциацию.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Побывав во многих странах мира (1) Юрий Гагарин посетил (2) пострадавшую от атомной бомбы (3) Японию (4) радушно встретившую прославленного космонавта.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мы входим в зал.

Сияющие люстры (1)

От напряженья (2)

Кажется (3) дрожат!

Звенит хрусталь И действует на чувства,

Мы входим в зал Без всякого искусства,

А здесь искусством (4)

Видно (5) дорожат.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Кирибеевичу (1) поступками .которого (2) руководит эгоистическое чувство (3) противопоставлен Калашников (4) который живёт согласно принципам честности и порядочности.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Здесь всё было по-старому (1) и (2) если кому-то вдруг становилось грустно (3) то это лишь потому (4) что с этим местом у всех было связано много воспоминаний.

Прочитайте текст и выполните задания 20 - 25

() Когда-то давно меня задел один разговор, случайный летний разговор на берегу моря.

Я уже не помню точно фраз, но спорили о том, кто Сальери для Пушкина.

(З)Противник, злодей, которого он ненавидит, или же это воплощение иного отношения к искусству? (4)Можно ли вообще в этом смысле связывать искусство и науку? (5)А что если для Пушкина Моцарт и Сальери — это Пушкин и Пушкин, то есть борение двух начал?

От этого случайного горячего спора осталось ощущение неожиданности.

Злодейство было для меня всегда очевидно и бесспорно. (8)Злодейством был фашистский мотоциклист. (9)В блестящей чёрной коже, в чёрном шлеме он мчался на чёрном мотоцикле по солнечному просёлку. (10)Мы лежали в кювете. (11)Перед нами были тёплые желтеющие поля, синее небо, вдали низкие берега нашей Луги, притихшая деревня, и оттуда нёсся грохочущий чёрный мотоцикл. (12)Винтовка дрожала в моих руках. (13)Разумеется, я не думал ни о Пушкине, ни о Сальери.

Это пришло куда позже — тогда, на войне, надо было стрелять.

Могут ли гении совершать злодейства? (16)Может ли злодей-убийца Сальери оставаться гением? (17)Оттого, что он отравитель, разве музыка его стала хуже?

Что же, злодейство доказывает, что Сальери не гений?

Для Пушкина гений сохраняет творческую крылатость души. (20)Гений — не столько степень таланта, сколько свойство его — некое нравственное начало, добрый дух.

(27)Проще всего было бы объяснить ненависть завистью, о которой твердит сам Сальери. (28)Но разве Сальери — лишь завистник? (29)Он смолоду признаёт чужой гений, он учится у великих, преклоняется перед ними. (ЗО)Вопрос о гении и злодействе подвергает сомнению задачу, которую решал Сальери всю свою жизнь.

Может ли человек стать гением?

Достичь трудом, силой своего разума того, что считается божественным даром? (ЗЗ)Сальери считал, что — да, может.

Молодость Сальери, зрелость, вся его жизнь возникла для меня как целеустремлённая, в каком-то смысле идеальная прямая. (35)Таким мне представлялся идеал учёного. (Зб)Настойчивость и ясное понимание, чего ты хочешь. (37)Сальери одержим. (38)Но идея у него особая — стать творцом. (ЗЭ)Способность творить ему не была дана, он добывал её, вырабатывал.

Это не слепой бунт, это восстание Разума, вернее, Расчёта. (41)В наше время, задавшись такой целью, он мог бы стать выдающимся кибернетиком.

Но и композитором он стал выдающимся. (43)Музыка его нашла признание. (44)Сам Моцарт твердит в счастливые минуты один из его мотивов.

Чем отличается гений Моцарта от негения Сальери? (46)Грань тут неуловимая.

Голос, который диктует Моцарту божественные созвучия, не слышен окружающим.

Для них и Моцарт, и Сальери одинаковы: оба всем своим существом чувствуют силу гармонии, оба жрецы прекрасного, избранные служить своему делу.

До той минуты, как Моцарт поднял стакан с ядом, оба — и Моцарт, и Сальери — были равноправные сыновья гармонии.

Но теперь гений отделился, яд разделил их. (51)Последнее средство отделить подлинный гений от мнимого — это нравственное испытание. (52)Злодейство открыло истинную, тёмную сущность Сальери. (53)Маска сорвана.

(54)Сущность открывается и самому Сальери. (55)Вместе с ядом начинает действовать логическая схема: гений для Моцарта не может быть злодеем, а так как Моцарт сам гений, бесспорный гений, то, следовательно, он имеет право судить, и, значит, Сальери не гений.

(бб)Нравственное начало становится пробой гения. (57)И человечество отбирает для себя лишь тех, кто несёт это нравственное начало.

Пушкин оставляет Сальери жить и мучиться. (59)Остаётся злодейство, но торжествует гений.

* Даниил Александрович Гранин (род. в 1919 г.) — русский советский писатель, общественный деятель.

Случайно подслушанный разговор об отношении Пушкина к Сальери заставил рассказчика задуматься над главным вопросом: может ли гений совершить злодейство?

Сальери, наделённый от рождения способностью творить, в молодости хотел стать учёным.

Моцарт и Сальери были равноправны в служении искусству до той поры, пока Сальери не решился на убийство Моцарта.

Сальери считал, что можно трудом и разумом достичь божественного дара.

Сальери убийством Моцарта доказал, что трудолюбивый человек может стать гением.

Предложения 9, 11 содержат элементы описания.

Предложение 25 подтверждает суждение, высказанное в предложении 24.

Предложения 29, 30 содержат повествование.

Предложение 41 противопоставлено по содержанию предложению 40.

Предложения 46-48 содержат рассуждение.

22. Из предложений 49-53 выпишите антонимы (антонимическую пару).

23. Среди предложений 11-18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного и притяжательного местоимений. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

24. «Предмет беседы с читателем, связанный с искусством, позволяет автору широко

использовать средства выразительности, например троп — (А) („божественные

с читателем давно волновавшую его проблему, Д. А. Гранин использует приёмы:

(В) (предложения 31-33, 45, 46) и (Г) (в предложениях 26, 59),

вопросно-ответная форма изложения

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Читайте также: