Кочующий сюжет в литературе сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Сказки - самые любимые первые наши книги. Сказки зачаровывают нас, помогают проникнуть в мир добрых волшебников и злых ведьм, гномов и великанов; звери и птицы в них говорят человеческим языком, а волшебная палочка или золотая рыбка исполняют желания.

Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы обратилась к литературе и ещё раз перечитывали сказки. Результаты исследований представили в своей работе.

ВложениеРазмер
brodyachie_skazki_korrekt_1.docx 66.67 КБ

Предварительный просмотр:

1.1 Что такое "бродячий сюжет". 5

1.2 История возникновения бродячих сюжетов…………………………………..6

2.1 Анализ сказочных бродячих сюжетов разных стран………………………….7

2.2 Результаты исследования………………………………………………………10

С детства нам знакомы пушкинские строки:

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…

Сказки - самые любимые первые наши книги. Сказки зачаровывают нас, помогают проникнуть в мир добрых волшебников и злых ведьм, гномов и великанов; звери и птицы в них говорят человеческим языком, а волшебная палочка или золотая рыбка исполняют желания.

Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы обратилась к литературе и ещё раз перечитывали сказки. Результаты исследований представили в своей работе.

Гипотеза исследования : мы предположили, что есть наличие сюжетного сходства в сказках народов, проживающих в разных странах.

2. Узнать историю возникновения бродячих сюжетов.

4. Изучить особенности сюжетов и проблемы взаимоотношений героев в трех сказках.

5. Повысить интерес к чтению сказок у моих одноклассников.

Объект исследования : тексты сказок.

Предмет исследования : сходства и различия в сюжетах сказок и в мотивации поступков героев .

  1. Поиск и отбор информации на основе литературных данных, интернет ресурсов, словарей.
  2. Приёмы систематизации и классификации, аналитическая обработка художественной литературы.
  3. Анкетирование одноклассников
  4. Опрос.

Практическая значимость работы: материалы нашего исследования можно будет применить на уроках литературного чтения, внеурочной деятельности.

Читая сказки, мы обратили внимание на сюжеты, которые похожи, несмотря на то, что созданы в разных странах разными авторами. Чем это обусловлено? Как называется такой сюжет?

В словарях мы нашли несколько определений, и выбрали наиболее подходящие для исследования.

Эти термины мы можем упростить и соединить в один, на который и будем опираться в процессе исследования.

Бродячий (или кочующий) сюжет - это сюжет устного или письменного произведения, переходящего из одной страны в другую и меняющийся в художественных и сюжетных деталях в зависимости от окружающей среды.

1.2 История возникновения бродячих сюжетов

Но откуда появились бродячие сюжеты? На этот вопрос нет однозначного ответа.

Версия 1 . Родственные народы .

Версия 2. Заимствование.

Появилась необходимость найти родину всех сюжетов, откуда другие страны их заимствовали. Ученые изучили последовательность распространения сюжетов, и предположили, что их большинство пришло из Индии. И эта версия пользовалась большой популярностью.

Версия 3. Уровень духовного развития.

Так же была версия о том, что схожесть сюжетов у стран, которые между собой не контактировали, может быть объяснена одинаковыми уровнями духовного и культурного развития. Сюжеты зарождались у народов самостоятельно, без заимствования из других стран. То есть, данная версия говорит о том, что у разных народов могли быть похожие идеи и мысли.

В споре о происхождении бродячих сказок, лидирующую позицию заняли ученые с версией о заимствовании сюжетов из Индии. В нашей стране ученые также склонялась к этой версии, но при этом допускали и совпадения в мыслях народов и стран, не имевших общения друг с другом.

2.1 Анализ сказочных бродячих сюжетов разных стран

Герои в сказках отличаются друг от друга характерами, но в целом образы их похожи: старухи - жадные, злые, ворчливые, вызывают чувство осуждения, неприязни; старики - слабовольные и трусливые, их жалко; исполнители желаний - добрые, справедливые, вызывают симпатию. В авторских сказках у героев появляются чувства, также у авторов введён ещё один герой - море. Все рыбаки возвращают морю свою необычную добычу, каждое новое желание их жен море встречает с волнением, возмущением и под конец все остается, как было: ветхий шалаш, дрянная лачужка и ветхая землянка.

Но и различий у них немало.

Русская сказка передаёт колорит русской культуры, русской истории. Пушкин писал о русских людях. Язык его сказки пропитан русскими народными выражениями, повторами, постоянными эпитетами.

Братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, описывая жизнь немецкой деревни и немецкие культурные традиции.

Индийская сказка пропитана индийским укладом жизни: тут и упоминание о национальной еде - рисе и любовь к нарядной одежде и праздникам.

Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку в стихах, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные мысли и представления о жизни.

В сказке братьев Гримм, мы видим образ жены немецкого рыбака, которая стремилась в королевы, у Пушкина - русская старуха, которая хотела быть царицей.

Камбалой - рыбой любуешься. Золотой рыбке сострадаешь, хотя она сама осложнила свое положение.

2.2 Результаты исследования

Результаты анкетирования показали (Приложение 1) следующее:

2. 76% (19 чел.) школьников читали сказки с похожими сюжетами и 37% (7 чел.) родителей читали вместе с детьми.

3. Большинство наших одноклассников знают, откуда берутся сказки с бродячим сюжетом, а также 72% (18 чел.) замечают отличия бродячих сказочных сюжетов от русских народных сказок.

Наши одноклассники смоли рассказать сюжет известной сказки каждый по-своему, чтобы лучше представить героев сказок, ребята изобразили их в виде рисунков.

В ходе исследовательской работы мы узнали, что в основу многих похожих сказок легли бродячие сюжеты, о возникновении которых до сих пор спорят. Бродячие сюжеты, как по цепочке, переходили из страны в страну, постоянно изменялись под действием традиций и бытовых условий жизни народов.

Мы стремились показать, как важно знать сказки разных народов, так как сказки - это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего, и даже, возможно, будущего.

Тем самым мы доказали свою гипотезу полностью.

Думаем, что наша работа будет интересна ученикам, желающим

глубже понять всю мудрость народных сказок, учителям, а так же всем любителям сказок.

Выполняя эту работу мы выявили, что сказки с бродячим сюжетом свойственны каждому народу. Сходные сюжеты помогает нам понять поступки героев, оказавшихся в одной и той же ситуации, уважать культурные традиции, духовные ценности разных народов. Хотя мы знаем, что сказка - вымышленная история, но думаем, что в душе каждый иногда сравнивает себя со сказочными персонажами и надеется на чудо.

Читайте сказки! И пред Вами откроется необычный мир - сказочный мир! Мир полный тайн, чудес и добра! Желаем всем добрых чудес!

Что такое сюжет

Сюжетом принято называть систему событий и отношений между литературными персонажами, развивающимися во времени и пространстве. Он состоит из разнообразных элементов, каждому из которых отводится своя роль в произведении. К их числу принадлежат: экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка, эпилог.

Сюжет – это то, что делает произведение увлекательным и интересным для читателя. Происходящие в романе или повести события позволяют раскрыть основные черты характера героев, особенности их взаимоотношений.

Что такое сюжет

Сюжет встречается далеко не во всех художественных текстах. К примеру, он зачастую отсутствует в лирических произведениях. Стихотворение не повествует о действиях и поступках героев, а проникновенно передаёт их чувства.

К слову, стоит различать сюжет и фабулу. Первый представляет собой систему включённых в произведение событий, расположенных в определённой последовательности (полностью отвечающей творческому замыслу писателя).

Понятие фабулы трактуется немного иначе. Под этим определением понимают все события повествования, которые выстроены с учётом их естественного расположения во времени.

Основные этапы развития сюжета

Перечисление основных этапов развития сюжета начинают с экспозиции, помогающей полностью погрузиться в атмосферу книги. Её наличие вовсе не обязательно. Но именно благодаря экспозиции читатель узнаёт о месте и времени, играющих важную роль в книге. Прочие элементы сюжета также играют большую роль в литературном произведении.

Экспозиция

Экспозицию обычно размещают в прологе, который считается необязательной частью книги. Поэтому некоторые авторы предпочитают рассказывать предысторию развития событий в основной части произведения.

Завязка

Завязкой называют ситуацию, порождающую причину конфликта. Она должна создавать интригу, заинтересовывать читателя.

Развитие событий

В данной части произведения развиваются личные качества героев, формируются взаимоотношения персонажей. Данному этапу развития сюжета свойственно нарастание эмоций. Читатель подсознательно ощущает приближение каких-то значимых событий: мрачных, волнительных и т. д.

Понятие кульминации

Кульминацию называют пиком развития событий. В этот момент происходит обострение конфликта до предела (обнаружение коварного виновника всех бед в произведении, осознание предательства близкого человека и т. д.)

Развязка

На этапе развязки происходит логическое завершение конфликта произведения. Оказываются раскрытыми все замыслы злоумышленников, повержены все противники, поставлена точка в отношениях.

Даже, если автор планирует писать продолжение произведения, необходимо наличие промежуточного финала. Не следует оставлять читателя, дошедшего до последних строк книги, в состоянии недоумения и растерянности.

Строим план

План – это, по сути, краткое содержание произведения. Его написание даёт понимание целей и задач, которые стоят перед автором книги, обеспечивает структурированность текста, сохранение его ритма и темпа. Благодаря плану отдельные элементы произведения будут глубже осмыслены автором. В него можно включить:

описание всех героев (как главных, так и второстепенных). При этом уделяют особенное внимание их характерам, роли в развитии сюжета;

Виды сюжетов

Концентрический сюжет – заслуживающий отдельного внимания литературный термин. Его характерная черта – единство места и времени действия.

Концентрический

В произведениях с концентрическим сюжетом отчётливо прослеживается интрига, позволяющая завладеть вниманием читателей, явно просматривается художественный конфликт. А главному герою книги удаётся сконцентрировать внимание на своих поступках и переживаниях. Но у таких сюжетов есть и весьма весомый недостаток – предсказуемость. Поскольку в произведении всего один конфликт, проницательному читателю непременно удастся предугадать дальнейший ход событий. В частности, сюжет практически всех современных любовных романов в той или иной мере отличается предсказуемостью. Основная сюжетная линия уже предопределена встречей главных героев. Вместе с тем для читателя представляет интерес сам путь разрешения конфликта (непосредственно процесс развертывания сюжета).

Во многих классических литературных произведениях, являющихся многоплановыми, встречаются оба типа сюжетов. На фоне линейного повествования разворачиваются конфликты концентрического вида. Примерами таких произведений являются книги:

Замечательный пост нашел у Олега Кодола, чем сразу захотел поделиться.

Борхес видел четыре основных сюжета литературы.
Современные исследователи - шесть.
Букер - семь.
Воннегут насчитал восемь.
Сборище литераторов на "Литкульте" узрело двенадцать.
Отличился Польти - он перечислил тридцать шесть.


А теперь - подробнее!

Четыре сюжета Борхеса

Однако количество этих историй можно свести всего к двум, которые мы будем пересказывать в том или ином виде. А именно: это истории про Женщину и Мужчину и про Мужчину и его Путь. Тоесть, истории в которых события вращаются вокруг женщины или женщин, и истории в которых обходится без этого. История об укреплённом городе началась с нескольких женщин и одного мужчины. История о возвращении – закончилась возвращением к женщине. Истории о поиске редко обходились без женщин. Были они и в истории о Ясоне. И только история с распятием не завязана на женщинах. Из всего этого истории где всё крутится вокруг женщин мы пересказываем больше всего. А на историях о самопожертвовании так никто и не учится.

Главных литературных сюжетов оказалось всего шесть - современные исследователи!


Версия Букера: 7 основных сюжетов мировой литературы

«1. Из грязи в князи: история обыкновенного человека, который открывает в себе что-то необыкновенное.
Примеры: Золушка, Давид Копперфильд, Джейн Эйр. Из фильмов: Золотая лихорадка, Моя прекрасная леди.

2. Приключение(quest): полное трудностей путешествие в поисках труднодостижимой далекой цели. Примеры: Одиссея, миф про аргонавтов, Копи царя Соломона, Вокруг света за 80 дней

3. Туда и обратно: какое-то событие вырывает героя/героиню из привычной среды. Сюжет - их попытки вернуться домой. (Почему Одиссея не здесь, кстати?!) Примеры : Алиса в Зазеркалье , Робинзон Крузо , Машина времени .

4. Комедия : Not just a general term, but an identifiable form of plot which follows its own rules.
(Все равно очень скользкое определение). Примеры: Том Джонс, все романы Джейн Остин, В джазе только девушки.

5. Трагедия: В кульминации главный герой погибает из-за своего недостатка характера, обычно страсти любовной, или жажды власти. Примеры: Макбет, Фауст, Лолита, Король Лир.

6. Воскресение: Герой, под властью темных сил или проклятия. Чудо выводит его из этого состояния на свет. Примеры: Спящая красавица, A Christmas Carol, The Sound of Music

7. Победа над чудовищем: герой или героиня сражается с монстром, побеждает его в неравной схватке, и получает сокровище или любовь. Примеры: Давид и Голиаф, Николас Никлби, Дракула, сюжеты Джеймса Бонда.

Версия Д. Джонстона (также 7 типов):
· Золушка (непризнанная добродетель),
· Ахилл (роковая ошибка),
· Фауст (долг, который нужно платить),
· Тристан (любовный треугольник),
· Цирцея (паук и муха),
· Ромео и Джульетта,
· Орфей (отобранный дар).


Восемь сюжетов мировой литературы - Курт Воннегут

Писатель Курт Воннегут сумел уместить все произведения мировой литературы и кинематографа в восемь простых сюжетов. В целом все истории рассказывают нам о том, как люди выбираются из ям, встречают свою вторую половину или теряют все, что смогли получить в этой жизни.

Вот эти 8 сюжетов:
· Человек в полной заднице
· Парень встречает девушку
· История сотворения мира
· Ветхий завет
· Новый завет
· Золушка
· Все хуже и хуже
· Как попасть наверх


12 сюжетов мировой литературы

ПЕРВЫЙ сюжет, самый заезженный - Золушка.

ВТОРОЙ сюжет - Граф Монте-Кристо - тайный герой, становящийся явным к концу пьесы, откуда-то получающий богатство, или возможности.

ТРЕТИЙ сюжет - Одиссея.

Этот сюжет можно назвать и первым, он необычайно популярен. Вариации на его основе могут быть разные, но стоит лишь приглядеться, и ушки-то торчат вполне явственно. Фантасты, фэнтезисты, авторы приключенческой литературы, романов-путешествий и некоторых других жанров очень любят этот древний сюжет, а порой копируют и детали древнегреческой истории, которую условно можно считать отправной, эталонной.

ЧЕТВЁРТЫЙ сюжет - Анна Каренина.

Трагический любовный треугольник. Имеет корни в древнегреческих трагедиях, но наиболее ярко и подробно сумел выписать его Лев Николаевич. В двадцатом столетии, особенно в начале и середине века, этот сюжет был одним из самых популярных, (даже обычных копий, списанных у Толстого, когда авторы-умельцы меняют лишь имена-фамилии, исторические декорации и прочий антураж, я видел несколько). Но много и талантливых вариаций на данную тему.

ПЯТЫЙ сюжет - Гамлет.

Сильная личность с подвижной психикой. Надломленный герой, рефлексирующий и яркий, сражающийся за справедливость, вкусивший предательство близких людей и прочие прелести. Ничего, в финале, не добивающийся, способный лишь измучить себя, но достичь некоего духовного просветления и очищения, к чему побуждает и зрителя. Интересный до безобразия.

Тут и комментарии давать нечего. Сюжет стабильный, очень популярный, в нём много достоевщины, (родной и близкой русскому сердцу, и моему в частности). В нынешний момент данный сюжет популярен как никогда.

ШЕСТОЙ сюжет - Ромео и Джульетта. История счастливой любви.

Общее количество повторений этого сюжета превышает количество повторений всех прочих сюжетов, но отчего-то талантливых произведений очень мало, буквально на пальцах можно пересчитать. Однако в нынешних сериалах, в беллетристике (особенно женской), в драматургии и песенном творчестве сюжет необыкновенно популярен.

Сюжет, опять же, чрезвычайно стабильный, как пошло с древности, так и доныне, особых вариаций немного.

СЕДЬМОЙ сюжет - Отцы и дети.

Истоки его древнегреческие, сюжет сложный, и вот уж в нём-то простор для вариаций очень большой. Сюда же можно условно отнести сюжет о невесте Ясона, которая вынуждена выбирать между отцом и женихом, жертвовать одним из них. Короче говоря, всё многообразие родительского эгоизма, сталкивающегося с эгоизмом детей, описывает этот древний клубок сюжетов, похожих друг на друга. Встречается и альтруизм родителей, а ещё реже альтруизм детей, но обычно и это заканчивается трагедией (будто сглазил кто весь наш человеческий род. Короля Лира спросите, он вам расскажет).

ВОСЬМОЙ сюжет - Робинзон.

ДЕВЯТЫЙ сюжет - Троянская тема, тема войны.

Противостояние двух систем, вражда и ненависть, оборотная сторона которой - благородство и самоотречение. Этот сюжет, как правило, наслаивается на другие сюжеты, или они наслаиваются на него, но нередки и классические военные романы, описания войн в деталях, с различной степенью художественности.

ДЕСЯТЫЙ сюжет - Катастрофа и её последствия. Классический античный сюжет.

В нынешнюю пору его затаскали так, что говорить неохота. Очень много бездарных копий, однако изредка встречаются и любопытные. Сюжет очень узкий в плане смысловых вариаций, но очень широкой в плане описательных возможностей, антуража и деталей. Но, по совести говоря, почти каждый следующий роман повторяет предыдущий, хоть к гадалке не ходи!

ОДИННАДЦАТЫЙ сюжет - Остап Бендер - плутовской роман, авантюрный роман.

Истоки и классические образцы - в литературе Франции Нового Времени. Чрезвычайно популярный в наши дни, чаще всего комедийный. Клубок сюжетов довольно яркий, нередко попадаются и удачные вариации, но все они, так или иначе, копируют пару-тройку шаблонов, созданных ещё в начале двадцатого века.

ДВЕНАДЦАТЫЙ сюжет - Машина времени, путешествие в будущее.


36 сюжетов Ж. Польти:

· Мольба
· Спасение
· Месть, преследующая преступление
· Месть, близкому за близкого
· Затравленный
· Внезапное несчастье
· Жертва кого-нибудь
· Бунт
· Отважная попытка
· Похищение
· Загадка
· Достижение
· Ненависть между близкими
· Соперничество между близкими
· Адъюлтер, сопровождающийся убийством
· Безумие
· Фатальная неосторожность
· Невольное кровосмешение
· Невольное убийство близкого
· Самопожертвование во имя идеала
· Самопожертвование ради близких
· Жертва безмерной радости
· Жертва близким во имя долга
· Соперничество неравных
· Адъюлтер
· Преступление любви
· Бесчестие любимого существа
· Любовь, встречающая препятствия
· Любовь к врагу
· Честолюбие
· Борьба против бога
· Неосновательная ревность
· Судебная ошибка
· Угрызения совести
· Вновь найденный
· Потеря близких


Практически любой литературный текст имеет сюжет, в котором описываются основные события произведения. В данной статье рассматривается определение сюжета в литературе, а также его характеристики и особенности в разных жанрах.

Сюжет: определение и особенности

Сюжет в литературе является основой формой произведения. Он показывает ряд событий, которые происходят в произведении, выстроенных определенным образом.

Сюжет состоит из определенных составляющих: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация. Также может присутствовать пролог и эпилог.

Составляющие сюжета в таблице

Рис. 1. Составляющие сюжета в таблице.

Пролог – это вступление, эпилог – заключительная часть, не всегда связанная с сюжетом произведения

В экспозиции обычно происходит знакомство с главными героями, читатель начинает вникать в суть истории и понимать причину, по которой в дальнейшем произойдет конфликт. Экспозиция всегда предшествует началу сюжета, однако может следовать как после завязки, так и до нее.

Начало действия происходит завязка, в которой и обнаруживаются противоречия, которые волнуют главных героев.

Кульминация в произведении – это самый напряженный момент, который становится переломным и влияет на дальнейшие события и на мировоззрение героев.

Однако сюжет в литературе может встречаться не во всех литературных произведениях. Например, в лирических текстах сюжет зачастую и вовсе отсутствует, так стихотворные жанры передают чувства героев, а не повествуют о их действиях и поступках.

Очень близким понятием к сюжету является фабула. Однако считается, что они все-таки различаются. Сюжет – это ход событий, выстроенных в определенном порядке, а фабула подразумевает под собой освещение основного конфликта, который по ходу этих событий развивается. Однако существует мнение, что фабула не является самостоятельным элементом и сама по себе значения не имеют, поэтому при анализе произведения всегда говорят про сюжет,но очень редко про фабулу.

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам лучше понять, что такое сюжет, разобраться в его составляющих, выявить особенности сюжета в разных литературных жанрах.

Читайте также: