Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье сочинение

Обновлено: 19.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

15 октябрь 2018

Нет ничего семьи дороже.
Она всегда во всем поможет,
Поддержит в целях и делах,
На практике и на словах.

Нет ничего ценнее в мире
Семейных вечеров в квартире,
Совместных выездов на дачу.
Семья на свете много значит!


Семья - это нить, связывающая многие поколения, это опорадля каждого человека, независимо от его возраста. Люди у которых есть прочные семейные традиции и связи, не может случиться ничего плохого. Ведь семья даёт человеку силы выстоять в любой беде и пережить любые катастрофы. У каждого ребёнка должен быть свой родной дом и любящие родители. Семейное воспитание помогает решить многие проблемы. Дети, воспитанные в семье, лучше справляются с бытовыми вопросами, они менее агрессивны, менее конфликтны, чем их ровесники, выросшие в детских государственных учреждениях. Они более уживчивы и имеют больше шансов удержаться в трудовом коллективе, построить свою семью. Известнос древнейших времён, что от благополучия в семейной жизниочень многое зависит правильное воспитание детей. Если в семье отношения далеки отподдержки и взаимной любви, то дети в жизни бывают слабыми и незащищенными, или совсем наоборот, думающие только о себе и своих интересах, враждебности к окружающему миру,озлобленными,. 1

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРАВА РЕБЕНКА НА СЕМЬЮ

В от что гласит Декларация прав ребенка, 1959 года. Принцип 6:

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Как мы видим, право на семью гораздо шире самого требования о проживании несовершеннолетнего с родителями. Оно включает в себя и право на любовь родителей и их заботу, и право на материальное обеспечение, и право общения с родителями, и право на получение социальной поддержки от государства. Практически аналогичные положения были сформулированы в Конвенции о правах ребенка 1989 года .

Конвенция в статье 9 гласит следующее:

1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.

2. В ходе любого разбирательства в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи всем заинтересованным сторонам предоставляется возможность участвовать в разбирательстве и излагать свои точки зрения.

3. Государства-участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.

4. В тех случаях, когда такое разлучение вытекает из какого-либо решения, принятого государством-участником, например, при аресте, тюремном заключении, высылке, депортации или смерти (включая смерть, наступившую по любой причине во время нахождения данного лица в ведении государства) одного или обоих родителей или ребенка, такое государство-участник предоставляет родителям, ребенку или, если это необходимо, другому члену семьи по их просьбе необходимую информацию в отношении местонахождения отсутствующего члена/членов семьи, если предоставление этой информации не наносит ущерба благосостоянию ребенка. Государства-участники в дальнейшем обеспечивают, чтобы представление такой просьбы само по себе не приводило к неблагоприятным последствиям для соответствующего лица/лиц.

Правовые положения международных документов реализуются через внутренние нормативно - правовые акты России.

Статья 38 Конституции РФ устанавливает, что

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

ГАРАНТИИ ПРАВА НА СЕМЬЮ

Все дети, которые по той или иной причине остались без родительской заботы, должны по возможности быть устроены в семью. Для этого государством предусмотрено несколько форм устройства детей. 2

Во-первых, опека и попечительство. Чаще всего опекунами и попечителями становятся близкие родственники осиротевших (в прямом или переносном смысле) детей. На опекаемого ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого . Опека устанавливается до 14 лет, попечительство над детьми от 14 до 18 лет.

Во-вторых, есть такая форма воспитания, как приемная семья. Приемные родители это те же самые опекуны и попечители, только они действуют по договору с органом опеки и попечительства. А в целом их права и обязанности ничем не отличаются от прав и обязанностей опекунов (попечителей).

В-третьих, усыновление. Усыновление это фактическая замена ребенку биологических родителей. Усыновители и усыновленные наделяются по отношению друг к другу всеми правами и обязанностями родителей и детей. То есть с точки зрения закона они буквально становятся родителями и детьми, хоть и не имеют биологической связи.

Нужно заметить, что усыновление по российскому законодательству является наиболее приоритетной формой устройства детей, поскольку только усыновление в полной мере гарантирует право несовершеннолетнего жить и воспитываться в полноценной семье.

ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Очень важно, чтобы семья далавсе то ребенку, для чего она создана: любовь, заботу, защиту от посягательства на жизнь и здоровье.

Нужно, чтобы следующие права ребенкабыли соблюдены: 3

Право на общение со своими родителями. На самом деле закон говорит в данном случае не только о родителях, но и о других близких родственниках малыша: дедушках, бабушках, братьях, сестрах и так далее. Причем это право ребенка не должно ограничиваться в силу развода его родителей.

Право выражать свое мнение. Это право также закреплено упомянутыми выше международными документами. Оно заключается в том, что есть случаи, когда мнение малыша обязательно и для его родителей, и для суда, к примеру, а также для всех остальных органов государства.

Право на защиту. Семья, а точнее родители – это первые лица, которые обязаны защищать любые интересы своего ребенка. Они обязаны защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами, органами власти (государственной и муниципальной), органами опеки, в суде и так далее.

УСЛОВИЯ ДЛЯ СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Обязательно нужно помнить, что только семья гарантирует ребенку счастлив ую жизнь, и она должна быть настоящая дружная семья с любящими друг друга родителями, с соблюдением семейных традиций.

Семьи бывают разными: полными, неполными, малообеспеченными, многодетными,неблагополучными.

В полных благополучных семьях воспитываются большинство детей.Внешнее благополучие не всегда соответствует действительности. Множество проблемтоже возникает обычных семьях, они в итогеразрушают ее или препятствуют нормальному развитию ребенка 4 :

- авторитарный стиль воспитания, чрезмерные запреты и контроль со стороны родителей, которые провоцируют конфликты детей и родителей, подавляют самостоятельность детей;

Одним из значимых препятствий для полноценного развития ребенка является неполная семья. Самое светлое время для ребенка — когда его родители были вместе, какими бы они тяжелыми не были для отношений между родителями. Это была его семья, пускай даже если они каждый день ругались. Он всегда будет думать, если бы его родители были вместе, что у него было бы меньше проблем. Развод родителейочень чрезвычайно болезненно переживают дети, только такие факторы как насилие в семье являются для них аргументом в пользу развода. По мнению психологов, развод родителей является одной из причин трудностей в устройстве личной жизни. Из-за отсутствия примера поведения отца или матери в семье, дети испытывают трудности в общении с противоположным полом, либо ищут идеального человека для общения, либо принимают любого, лишь быть с кем-то парой.

Я думаю, что без семьи не просто плохо, а очень плохо. Семья поддержит всегда, убережёт от каких-то глупых поступков. Самое прекрасное чувств защищенности, уверенности в завтрашнем дне. Мама - это человек, который подарил на жизнь, папа – это человек, который держится наш мир . Семья - это, где тебе дадут правильный совет, где тебя всегда ждут, чтобы не случилось, всегда будут рады. Ведь друзья, не всегда бывают рядом, предают, бросают, просто забывают.

Не во всех семьях царит взаимопонимание, иногда родные люди не могут общий язык найти между собой и живут отдельной и разной жизнью, почти не пересекаясь. Каждый человек должен понимать, что только его собственные родные и близкие будут любить и дорожить им больше, чем кто-либо. К огда ребенок понимает, что он нужен своей семье, любим родителями, верит, что без него им жизнь – не жизнь. Дети имеют право на семью! Я очень хочу, чтобы было больше счастливых детей, чтобы каждый из них обрел семью, дом и близких которые всегда будут рядом.

У каждого ребёнка во всём мире есть множество разных прав. Право на жизнь, на гражданство, на семью и т. д. Государство всеми силами пытается обеспечить ребёнку необходимые условия проживания в современном обществе. Но часто даже самые большие затраты времени и средств, направленные на улучшение жизни детей, не помогают ребёнку достичь столь необходимого в его возрасте счастья и душевного равновесия, а непоправимо вредят психике малышей, не понимающих, почему же им так катастрофически не повезло потерять родительскую любовь, нежность и ласку! Ведь одним из главных прав ребёнка является право на семью .

Семья — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

Дети изначально, по своему характеру, стремятся наладить доверительные, основанные на любви отношения в семье. Только часто их родители не позволяют им сделать этого, отдавая в детские дома, отказываясь получить от ребёнка, может быть, толику любви – глоток свежего воздуха в скучной повседневной жизни. Многие семьи, воспитывающие детей, признаются, что с их появлением появляется смысл жизни, становится понятно ради кого жить. Только многие люди, как раз, не понимают, что дети – это цветы жизни, за которыми нужно ухаживать, но которые обязательно в будущем принесут радость. Они отдают их в детские дома или своим невниманием заставляют уходить из дома. Так появились одни из страшнейших понятий этого мира, так появились дети, которых в обществе называют детдомовцами и беспризорниками .

По данным Государственной думы, в России не соблюдается 13 основополагающих статей Конвенции ООН по правам ребенка. 18 из 37 миллионов детей в настоящее время находится в зоне социального риска.

В России сегодня:

- 700 тыс. сирот (в том числе 650 тыс. при живых родителях);

- около 4 млн. латентных сирот (тех, на кого родителям просто плевать, но официально они живут в семьях);

- в среднем около 3 млн. беспризорных (зимой их число падает примерно до 1,5 млн., летом - поднимается примерно до 5 млн);

- около половины русских детей знакомы с наркотиками;

- практически все к 16 годам чаще или реже употребляют алкоголь;

- курят к 16 годам 70%;

- относительно здоровы всего 5% детей;

- ежегодно бесследно исчезают до 40 тыс. русских детей.

Темпы роста сиротства так высоки, что если они сохранятся, то уже через десять-пятнадцать лет значительную часть общества составят граждане, которые не знают, что такое семья и семейные ценности. К тому же, дети-сироты оказались самыми беззащитными, самыми бесправными. В 99 случаях из 100 чиновники предпочитают передать ребенка в детский дом вместо обустройства его жизни в семье. Государства не предпринимают практических и действенных мер для соблюдения прав детей, предусмотренных нормами международного права и даже собственного законодательства. Более того, государственные органы сохраняют и стимулируют развитие сиротства. К примеру, за последние 10 лет в России практически не создано ни одной приемной семьи, а существующие около 400 таких семей поставлены на грань выживания.

В наших странах – сотни негосударственных и некоммерческих организаций, защищающих права детей. Однако в большинстве случаев они действуют разрозненно, что не дает возможности эффективно влиять на государственную политику в области соблюдения прав детей, в первую очередь, тех, кто остался без попечения родителей. Общественные организации в этой ситуации вынужденно выполняют лишь локальные задачи защиты ребенка, не решая проблемы в целом.

Посмотрим правде в глаза. Ребенок, находясь в интернатном учреждении, часто отстает в физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии. Видна его неготовность к социальной и семейной жизни. Такие дети часто замкнуты и тяжело идут на контакт с другими детьми и взрослыми. После того как такой ребенок попадает в приемную семью, уже черед полгода или год наблюдаются позитивные изменения в его психологическом портрете. Стабилизируется его эмоциональное состояние, исчезают проблемы с поведением в школе и дома. Повышается успеваемость и общий уровень знаний. И, что самое главное, у детей с отставанием в физическом развитии и с физическими отклонениями регистрируется прогрессивное улучшение состояния здоровья. Конечно, последнее происходит не без помощи логопедов, дефектологов и психологов, но и любовь, забота и семейный уют обладают мощным воздействием на формирующуюся личность ребенка.

Необходимость защиты детства и международные документы о правах ребёнка

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в XX веке Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения", и в силу этого дети должны быть объектом особой защиты и помощи.

ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Однако время и положение детей – будущего всего человечества – потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав.

Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.

По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения

Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН.

Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации. Она провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. В ней специально выделяется необходимость особой заботы государства и общества о социально-депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях. Это правовой документ высокого международного стандарта.

В нем ребенок провозглашен полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.

Конвенция о правах ребенка – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам.

Закон РФ “Об образовании” и отражение в нём концептуальных положений Конвенции ООН.

Закон Российской Федерации “Об образовании” имеет прямое отношение к правам ребёнка, являясь документом значительного педагогического значения.

Он имеет прямые параллели с уже обсуждавшейся выше в реферате Конвенцией ООН и постулирует гуманность и демократизм, уважение к личности учащихся.

Так, в главе V “Социальные гарантии реализации прав граждан на образование”, статья 50 “Права и социальная защита обучающихся, воспитанников” декларируется:

4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, . на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

6. Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции и в соответствии с действующими нормативами обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи”.

Конечно, вниманием в Законе не обойдён и вопрос заботы государства об учащихся-сиротах, инвалидах, с отклонениями и т.д.:

9. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам.

Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации.

Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

11. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.

Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда”.

Также в документе декларируется невозможность привлечения обучающихся в образовательных учреждениях без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, который не предусмотрен образовательной программой, а также всякое принуждение к вступлению и деятельности в общественно-политических движениях и партиях.

В рамках создания механизма социальной защиты детей и подростков, предусмотрены квотирование рабочих мест на предприятиях для трудоустройства выпускников, детей-сирот, детей с отклонениями в развитии и поведении, разработка и осуществление программы по обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья детей, защиты детей от всех форм дискриминации. Не обойдён вниманием в Законе и такой ключевой вопрос прав ребёнка как защита его здоровья. Совершенно очевидно, что в нынешних условиях этот вопрос ставится особенно остро.

“ Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников

1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях.

4. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения.

5. Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников.

6. Инфляционный рост расходов на питание и охрану здоровья обучающихся, воспитанников полностью компенсируется государством”.

В государстве Российская Федерация существует множество красиво звучащих законов, но не всегда при их исполнении законы обретают свою реальную историю, красиво пришедшую в жизнь.

Всемирный русский народный собор обеспокоен ростом числа беспризорников в России. По оценкам МВД, "в последнее время число беспризорников возрастает и сейчас составляет 2,17% от общего числа детей, то есть двое из 100 детей в России - беспризорники", - передает ИТАР-ТАСС. Такие данные сообщила руководитель комиссии по социальным вопросам и демографической политике Общественной палаты Елена Николаева, выступившая на одной из секций ВРНС.

"Таким количеством беспризорников мы могли "похвастаться" только после Гражданской войны. Даже после Великой Отечественной войны такого не было. Общество как-то заботилось о сиротах, создавались Суворовские училища и так далее", - отметила Елена Николаева.

"Ежегодно появляется 115-120 тыс. сирот в России; 200-220 детей ежедневно отбирается у нерадивых родителей; 600 тыс. в настоящее время находятся в интернатских заведениях разного типа", - привела статистические данные член Общественной палаты. При этом она добавила, что существующая система опеки детей “заинтересована лишь в освоении выделяемых финансовых средств, а не в определении дальнейшей судьбы детей”.

Можно ещё очень долго приводить примеры разных, порой ужасных ситуаций, происходящих с детьми, и которым может быть подвержен каждый ребёнок не только нашей страны, но и всего мира. Но я не хочу, если вдруг какой-нибудь малыш прочитает мою работу, чтобы он ночью рыдал в подушку, узнавая в прочитанном себя или безумно сочувствуя тем детям, которым просто не повезло родиться в той или иной семье. Ведь в детстве, да и на протяжении всей жизни, у человека должна быть мечта. Светлая, яркая, может быть неисполнимая, а может и вполне осуществимая; немного наивная или наоборот реальная и прагматичная. Мечта в будущем становится целью всего нашего существования, своеобразным якорем, держащим человека на плаву всю его жизнь. Мечта – это маленькое чудо, сопровождающее нас по жизни. А я не хочу так рано отнимать у детей веру в чудеса. За меня это потом вполне успешно сделает общество. Но мечты должны продолжать жить в сердцах детей, а мы не должны мешать младшему поколению наслаждаться таким скоротечным детством. Ведь отнимать мечту у ребёнка – это кощунство.

Я буду жить, любить, смеяться

(Ведь рядом есть мои родные),

Братишки трепетно касаться,

Смотреть в глазёнки удалые.

Я буду жить, любить и верить,

Что дети все найдут семью,

И каждый миг дыханьем мерить

Братишки, что я так люблю.

Я буду ждать, любить и плакать,

Не признавая тех ошибок,

Что совершили люди, снова

Лишая малышей улыбок.

Таких прекрасных, нежных, странных,

Приятно греющих нам души.

Не частых, только долгожданных,

И смех детей хочу я слушать.

Я буду жить, любить и знать:

Изменит кто-нибудь когда-то

Ту жизнь, что может убивать.

И верьте в то же вы, ребята!

И станет, может быть, не легче

От осознанья нашей веры,

Но сердце сможет биться веще:

Все сбудутся мечты! Наверно

Когда-нибудь наступит утро,

И сможем мы тогда признаться,

Что есть закон у жизни мудрый:

Семья – твоё, родное, счастье!

Пиянзина Елизавета 9 класс

Список использованной литературы:

1. А. М. Нечаева. Брак. Семья. Закон – М., 1984.

2. Конституция (основной закон) Российской Федерации. М., 1992.

3. Конвенция ООН о правах ребёнка (1991 г.).

4. "Новая газета", №2, 8.06.1997, “Нарушаются права детей”.

5. “Психологическая газета”, №3(18) 1997, “Дети насилия”.

6. Д.М. Чечет. “Как защитить свое право (Юридические советы гражданам)” – М., 1987.

7. Юридический словарь-справочник для населения – М., 1982.

8. Закон РФ “Об образовании”. (В редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ).

Собрала для вас похожие темы сочинений, посмотрите, почитайте:

Сочинение на тему: Права ребенка

Каждый человек имеет свои права, начиная с детства. Нас учат этому в детском саду, школе и других образовательных учреждениях. Это очень важно, потому что все люди должны знать, на что они имеют право и как защитить себя в той или иной ситуации.

Я считаю, что каждый человек должен, по крайней мере, ознакомиться с самыми основными и важными правами, которые включают право на жизнь, а также право расти в семье.

Это закреплено в юридическом кодексе.

Так что все дети имеют право знать, кто их родители. Но когда речь идет о праве на жизнь, это знание находится на вершине всех остальных. Само рождение ребенка сразу же приобретает право на гражданство. Только здесь территория, на которой он родился, играет очень важную роль. Поэтому необходимо ознакомиться со всеми нюансами кода.

Какие еще права может иметь ребенок? Здесь мы должны также включить еще одно, не менее важное право, обеспечивающее свободу мысли, а также свободу слова и религиозных взглядов.

Это не должно нарушать право ребенка на неприкосновенность частной или семейной жизни. Это касается неприкосновенности жилища, запрещается посягать на его репутацию или честь.

Кроме того, следует отметить, что права, на которые имеет право ребенок, изложены в некоторых международных документах. Все, что они говорят, относится к каждому без исключения ребенку. Поэтому необходимо ознакомить ребенка с тем, на что он имеет право. Кроме того, сам закон и некоторые другие средства обеспечивают защиту и все необходимые условия для нормального и правильного развития ребенка, как умственного и физического, так и морального и духовного. Таким образом, он вырастет социально здоровым, полным достоинства и чувства свободы.

Ребенок с физическими, психическими или социальными недостатками имеет особые права. В этом случае ему будут предоставлены некоторые специальные режимы, надлежащее образование и уход, которые необходимы в связи с его особенным состоянием.

Однако важно понимать, что для того, чтобы ребенок стал гармоничной личностью, ему просто необходимы любовь и понимание. По возможности, он должен расти с чувством любви и привязанности родителей, которые будут нести полную ответственность за него до достижения им совершеннолетия. Если нет убедительных обстоятельств, маленьких детей нельзя разлучать со своими матерями. Но за тех детей, у которых нет собственной семьи, ответственность должна быть возложена на органы государственной власти. То же самое относится и к тем семьям, которые не имеют достаточных средств к существованию.

Ребенок также имеет абсолютное право на образование. Это образование, в свою очередь, должно способствовать общему культурному развитию детей. Таким образом, дети, независимо от того, выросли они в семье или нет, могли бы иметь равные возможности и развивать свои навыки и способности. С детства нужно привить ему, что он социально ответственный и полезный человек для окружающего общества.

Таким образом, только если ребенок с детства знаком со своими правами, ему удастся реализовать себя и все свои амбиции и цели, независимо от того, испытывал ли он трудности в детстве или нет. Более того, именно дети должны поощряться и защищаться государством в первую очередь. Именно неоспоримые права детей должны защищать их от безнадзорности, жестокого обращения и эксплуатации.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института


Признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении в атмосфере любви и счастья (преамбула Конвенции о правах ребенка) [1], СК РФ установил в качестве одного из приоритетных и самостоятельных личных прав каждого ребенка, обеспечивающих его социализацию право жить и воспитываться в семье насколько это возможно (ст. 54 СК РФ) [2].

Действующее семейное законодательство РФ исходит из принципа приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии (п. 3 ст. 1 СК РФ). Данный принцип вытекает из Конвенции о правах ребенка, рассматривающей ребенка как самостоятельную личность, нуждающуюся в силу возраста в поддержке и защите. Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей. Поэтому закон, определяя формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отдает приоритет семейному воспитанию.

Воспитание ребенка осуществляется не семьей, она не является субъектом права, а ее отдельными членами. При этом состав семьи, в которой живет и воспитывается ребенок, может быть разным. Согласно ст. 2 СК РФ семейное законодательство регулирует отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Закон предусматривает такие формы семейного воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей как: усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья. Усыновление – приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, так как усыновители являются законными представителями усыновленных и их права и обязанности аналогичны родительским правам и обязанностям. Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению (п. 1 ст. 137 СК РФ). По просьбе усыновителей суд может принять решение о записи усыновителей в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ими ребенка (п. 1 ст. 136 СК РФ). При этом основанием возникновения отношений между усыновителями и усыновленным является решение суда об установлении усыновления ребенка (абз. 1 п. 2 ст. 125 СК РФ). В случае если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническими алкоголизмом или наркоманией суд может принять решение об отмене усыновления.

Другой формой семейного воспитания является опека и попечительство, устанавливаемые в целях содержания, воспитания и образования несовершеннолетних детей, а также для защиты их прав и интересов (п. 1 ст. 145 СК РФ).

Опекой и попечительством над ребенком (детьми) признается и приемная семья. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения гл. 20 СК РФ об опеки и попечительстве (ст. 152 СК РФ). Приемные родители по отношения к принятому на воспитание ребенку обладают правами и обязанностями опекуна и попечителя (п. 3 ст. 153 СК РФ) и являются законными представителями ребенка.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (абз. 3 п. 1 ст. 63 СК РФ), которое выражается в невмешательстве третьих лиц в воспитательный процесс. Данное право порождает право родителей требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ). Под любыми лицами следует понимать как родственников, если нахождение у них ребенка выходит за пределы права на общение и ребенок не передан им на временное фактическое воспитание, так и лиц, не являющихся родственниками, и различные организации [5].

Удерживать значит заставлять находиться или оставлять в каком-нибудь месте. Получается, что нахождение ребенка у других лиц без законных оснований является его удержанием, т.е. правонарушением, выражающемся в нарушении права родителей на воспитание ребенка и права ребенка на совместное с родителями проживание и воспитание своими родителями. Но закон не рассматривает нахождение ребенка у других лиц без законных оснований как нарушение прав указанных лиц и не предусматривает вмешательство на этом этапе. Однако, на наш взгляд, эта норма имеет некоторую порочность. Во-первых, удержание ребенка не на основании закона и не на основании решения суда уже противозаконно. Ребенок, должен жить и воспитываться своими родителями и это непреклонное правило. Во-вторых, нет гарантии, что лицо, удерживающее ребенка у себя, не причинит ему вреда. В-третьих, родители по разным причинам могут не заявлять требование о возврате ребенка и нахождение ребенка в такой жизненной ситуации, неизбежно приведет к нарушению не только его прав и законных интересов, но психофизиологического состояния здоровья.

В этой связи считаем, что в случае появления чужого ребенка лицо обязано незамедлительно сообщить об этом в правоохранительные органы или органы опеки и попечительства по месту его фактического нахождения. Во избежание злоупотреблений со стороны лиц, удерживающих ребенка у себя без законных оснований и в целях максимальной защиты прав и интересов такого ребенка, предлагаем установить в ст. 68 СК РФ указанную обязанность, несмотря на ее декларативный характер.

В силу того, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие своих детей, они не только вправе, но и обязаны требовать возврата ребенка от любых лиц, удерживающих его у себя. Праву родителей требовать возврата ребенка корреспондирует обязанность лица, удерживающего ребенка его вернуть, причем немедленно.

Если лицу, удерживающему у себя ребенка, стало известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, то удержание ребенка, т. е. невыполнение требования родителей о возврате, нужно рассматривать как правомерное действие, направленное на защиту прав и интересов несовершеннолетнего [6]. Обратим внимание, что оценку возникшей ситуации и поведению родителей и лица, удерживающего ребенка у себя, может дать только суд. Лицо, удерживающее ребенка должно действовать в соответствии с п. 3 ст. 56 СК РФ, устанавливающим обязанность должностных лиц организаций или иных граждан сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Считаем, что в данную статью закона необходимо внести дополнение о незамедлительном исполнении этой обязанности. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Например, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится и обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав (ст. 77 СК РФ).

В случае невыполнения требования родителей о возврате ребенка в добровольном порядке, между родителями и лицом, удерживающем ребенка у себя, возникает спор, а значит, родители вправе обратиться в суд за защитой своих родительских прав (ст. 68 СК РФ). Причем обращение в суд может быть осуществлено независимо от того, сколько времени прошло с момента фактического удержания ребенка и его обнаружения, но до его совершеннолетия или приобретения несовершеннолетним дееспособности в полном объеме. Это обусловлено тем, что в этих случаях в отношении детей прекращаются личные родительские права и обязанности по воспитанию.

В качестве ответчика выступает лицо, у которого находится ребенок. Из содержания ст. 68 СК РФ следует, что до предъявления родителями требования о возврате лицо, удерживает ребенка у себя, а при возникновении спора ребенок уже не удерживается, а находится у него. Очевидно, что лицо, удерживающее ребенка у себя, осуществляют его фактическое воспитание и содержание, а значит, оно является фактическим воспитателем, а ребенок фактическим воспитанником [8]. Одно это уже делает невозможным вопрос о семейно-правовой ответственности лица, удерживающего ребенка у себя. Однако если в его поведении будут выявлены признаки правонарушения иной отраслевой принадлежности, вопрос об ответственности должен решаться согласно соответствующему закону.

Данный спор относится к категории споров, связанных с воспитанием детей, поэтому к участию в деле привлекается орган опеки и попечительства, который представляет суду акт обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание и заключение по существу спора (ст. 78 СК РФ). Задача суда, руководствуясь принципом обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних, выяснить, кто из участников спора способен обеспечить надлежащее воспитание и развитие ребенка. В ходе судебного разбирательства должно быть заслушано мнение ребенка, которое учитывается судом в соответствии с требованиями ст. 57 СК РФ. При рассмотрении дела суд учитывает реальную возможность родителей обеспечить надлежащее воспитание ребенка, характер сложившихся взаимоотношений родителей с ребенком, привязанность ребенка к лицам, у которых он находится, и другие конкретные обстоятельства, влияющие на создание нормальных условий жизни и воспитания ребенка родителями, а также лицами, у которых он фактически проживает и воспитывается. Если суд придет к выводу о том, передача ребенка родителям не отвечает его интересам, суд вправе отказать в удовлетворении иска родителей, а ребенок может быть оставлен лицу, у которого он находится. Если судом установлено, что ни родители, ни лицо у которого находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд передает ребенка на попечение органа опеки и попечительства (абз. 2 п. 1, п. 2 ст. 68 СК РФ).

Решение суда об отказе возврата ребенка его родителям можно отнести к другим случаям отсутствия родительского попечения, предусмотренных ст. 121 СК РФ. Орган опеки и попечительства, исходя из конкретных обстоятельств, должен избрать наиболее приемлемую для ребенка форму устройства воспитания и инициировать процедуру лишения родителей родительских прав или ограничения их в родительских правах.

При регулировании этой жизненной ситуации, закон исходит из предположения о том, что лицо, у которого находится ребенок, предоставляет ему кров, питание и заботу, а значит, действует в его интересах и в качестве основной преследует – защиту прав и законных интересов ребенка и только потом его родителей.

Кроме родителей требовать возврата ребенка, находящего под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих его у себя без законных оснований, в том числе от родителей или других родственников либо усыновителей вправе требовать опекун или попечитель. Но данное требование опекуна (попечителя) к лицу, удерживающему у себя ребенка возможно только на основании решения суда о возврате подопечного (п. 4 ст. 148.1 СК РФ). Таким образом, СК РФ предусматривает защиту прав и обязанностей опекуна (попечителя) на воспитание ребенка, заботы о его здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии (п. 6 ст. 148.1 СК РФ). В силу того, что приемная семья признается опекой и попечительством, а приемные родители осуществляют права и обязанности опекуна и попечителя это положение распространяется и на них. Рассмотрение иска опекуна (попечителя), приемных родителей происходит по вышеописанной схеме с учетом норм ст. 68 СК РФ.

При принятии судом решения в пользу родителя (лиц, их заменяющих) предъявившего иск о возврате ребенка ответчик обязан исполнить его добровольно немедленно. В противном случае к нему применяются нормы, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством. Принудительное исполнение решений, вязанных с отобранием ребенка и передача его другому лицу (лицам), должно производиться с обязательным участием органа опеки и попечительства и участием лица (лиц), которому передается ребенок, а в необходимых случаях с участием представителя органа внутренних дел. При невозможности исполнения решения суда о передачи ребенка без ущерба его интересам ребенок может быть помещен в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 79 СК РФ).

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Конвенция ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 №1559-I. Вступил в силу для России с 15 сентября 1990 г. // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993г.

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // Собрание законодательства РФ.1996. №1. Ст. 16.

3. Федеральный закон от 10.07.1992 №3266-1(ред. от 27.12.2009) "Об образовании" // Собрание законодательства РФ.1996. №3. Ст. 150.

4. Цит. по кн. Тарусина Н.Н. Семейное право. Учебное пособие. М., Проспект. 2000.

6. Думается, что возврат ребенка может и непроизойти, если нет доказательств подтверждающих факт родства между ребенком и лицами, предъявляющими требование о возврате.

8. В соответствии со ст. 2 СК РФ лицо, удерживающее ребенка у себя, относится к иным лицам, отношения с которыми регулируются семейным законодательством в случаях и в пределах им предусмотренных.

Основные термины (генерируются автоматически): СК РФ, ребенок, родитель, лицо, орган опеки, возврат ребенка, попечительство, попечение родителей, приемная семья, семейное воспитание.

Читайте также: