Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение.

Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется, не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.

Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.

Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа.

Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?

Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. Читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы – все, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время.

Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / Д. С. Лихачев. – М. : Детская литература, 1988. – 238 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мое сочинение.
Почему необходимо читать вдумчиво, с интересом, вникая во все мелочи?- главная проблема, которая находится в центре внимания Дмитрия Сергеевича Лихачева.
Размышляя над этой проблемой, автор обращает наше внимание, во-первых, на то, что человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии и основной способ такого развития-чтение. Во-вторых, "только те произведения литературы производят сильное впечатление на человека, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке". В-третьих, " читать необходимо больше и читать с величайшим выбором, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой".
Авторская позиция заключается в том, что литература дает обширнейший опыт и делает человека мудрым только тогда, когда произведения читаются с пониманием всех мелочей, ведь главное кроется именно в мелочах.
Я согласна с позицией автора : литература способствует развитию личности, развивает в ней понимание и любовь к жизни.
Нередко, благодаря книгам, человек вырабатывает в себе жизненные установки, принципы, стремится быть похожим на любимых героев. Так, в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин", главная героиня Татьяна Ларина увлекалась французскими романами о любви, которые она читала на ночь перед сном. Она хотела быть похожей на ее любимых героев, хотела встретить настоящую любовь.
У каждого человека есть любимая книга, которую он с интересом перечитывает снова и снова. Так, в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети", у главного героя Николая Петровича Кирсанова любимая книга была "Евгений Онегин". Он постоянно ее перечитывал.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что литература играет огромную роль в жизни человека. Благодаря ей у людей вырабатываются жизненные приоритеты. А любимые книги хочется перечитывать снова и снова.

Д. С. Лихачёв призывает нас читать книги осмысленно, вдумчиво, вникая в каждую мелочь, ведь именно в мелочах кроется самое интересное и загадочное. Погружаться в чтение нужно не ради кого-то, а для себя. Автор считает, что наиболее важной является классическая литература, выдержавшая испытание временем, но он не отвергает и современную литературу, ведь на многие вопросы нашего времени может ответить только она. А для того чтобы по-настоящему понять и полюбить книгу, необходимо неоднократно её перечитать.

Проблема страха перед смертью. (по Б. Окуджаве)

В предложенном для анализа тексте великий поэт и сценарист Б. Окуджава поднимает проблему страха перед смертью.

Автор по-своему осмысливает и раскрывает данную проблему. Чтобы помочь читателю разобраться в поднятых вопросах, писатель приводит в пример историю про юношу, который не хотел умирать на войне: “Спасите меня. Я не хочу умирать”. В начале текста Б. Окуджава описывает мучения и страдания молодого человека по поводу приближающейся смерти. Но писатель не называет его трусом, ведь бояться смерти – вполне нормально. Несмотря на свой страх перед возможной гибелью, молодой человек не избегает смерти: “все ползли по щелям, а я не прятался”. Он пытается побороть свой страх, даже не показывает свои эмоции сослуживцам.

Б. Окуджава выражает свою точку зрения ясно и однозначно. Он считает, что страх перед возможной гибелью не является уделом труса.

Я полностью разделаю позицию автора, Действительно, не каждый сможет одолеть свой страх, ведь страх – это одна из основных функций человеческого организма, которая помогает защищать человека от возможных повреждений или летального исхода.

Для подтверждения своего мнению хочу обратиться к повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. Швабрин – один из героев повести, он циничный и высокомерный человек, который считает себя лучше других. Поняв, что крепость осады не выдержит и будет взята, он из чувства страха перед смертью и самосохранения перебегает на сторону Пугачева. Конечно, он поступил как последний трус, но его можно понять, ведь пересилить свой страх сможет не каждый, тем более, такой как Швабрин, не смог бы этого сделать.

Исходный текст.


Для меня всегда было проблемой составить программу чтения, чтобы переходить от одного произведения к другому. Поэтому читала всё вразнабой, первое, что понравится. Может всё-таки есть какая-то основа, какой-то план, чтобы переходить от одного произведения к другому. Посоветуйте что-нибудь, Иван Иванович! Буду очень Вам благодарна!

Присоединяюсь к Наталье. Сегодня рынок просто завален новыми книгами, даже если не считать графоманские произведения в форм-факторе "отрывного романа", и получить какой-то ориентир было бы очень здорово!

Прекрасная статья! Мелодичная, спокойная, без лишней суеты. Кажется, что Лихачев сидит рядом и разговаривает с тобой. Великий Человек!
Спасибо, Иван Иванович, что предоставляете возможность насладиться такими вот произведениями.

Статья прекрасна! Хочется сразу брать и читать, читать, читать. Основной вопрос, что и в какой последовательности? Если Вам не сложно, может обозначите с чего начать?

Спасибо за статью, Иван Иванович!
Я присоединяюсь к предыдущему вопросу.
Есть ли какой-нибудь материал по составлению программы для изучения, например, какого-нибудь предмета? Как при этом работать с литературой по этому предмету, как выстроить план? Ведь систематичность изучения - важнейшее условие эффективности изучения.
Спасибо, Иван Иванович!

Спасибо большое за статью! Было бы интересно посмотреть и на списки рекомендованной литературы. Что там будет классика-это без сомнения, это мы знаем6 это мы читали и теперь с удовольствием перечитываем. Но появляются и новые интересные авторы. очень познавательно было бы услышать рекомендации пользователей этого сайта!

Замечательная статья! Я так всегда и поступала бессознательно! Читала то, что мне было интересно. Возможно в строгом смысле это не было похоже на "план", но благодаря интересу, вся информация запоминалась надолго! Но главное в этом процессе, не просто читать, а размышлять над прочитанным, чтоб этот чей-то жизненный опыт был усвоин Вами, тогда чтение приобретает смысл.

Ну как не вспомнить из Екклезиаста "Суета сует, все суета"! Можно много читать и оставаться неучем. наверно важно не только ЧТО читать, а КАК читать и для чего.

Аватар пользователя Иван Полонейчик

Очень приятно, что статья вызвала такой положительный резонанс. Благодарю всех и продолжу публикации статей Д.С.Лихачёва.
И, если нет возражений, предложу свои соображения по поводу составления плана чтения.

Статья замечательная. Тоже ощутил на себе притягательную силу - и доверительного стиля Дмитрия Сергеевича, и осторого желания бежать к книжной полке:читать. читать, читать.
Посему, любезный Иван Иванович, с нетерпением буду ждать как следующих публикация академика Д.С. Лихачева, так и Ваши соображения по поводу плана чтения.
Заранее премного благодарен.

Уважаемый Иван Иванович! Выношу благодарность за публикацию. Во многом согласен с академиком Лихачевым (я не ошибся - он академик?), особенно на счет мелочей, в которые надо обязательно вникать. Помнится, года два назад в Вашей рассылке Вы представили список произведений для обязательного прочтения (в нём были, например, Вайнеры с "Эрой милосердия", Богомолов с "Моментом истины" и др.). Треть того списка я освоил, некоторые произведения перечитал дважды (не зря по них сняты класные фильмы). Большая к Вам просьба: Продублируйте, пожалуста, тот список ещё раз с добавкой современных книг(коль таковы есть). Как говорят французы - гран мерси.

Здравствуйте!
Случайностей не бывает.
Только сегодня размышлял о суетности происходящего и о том, как найти выход из нее.
Чтение, в той форме, как предложил Д.С. Лихачев, это чудесно!

Ваше мнение, Иван Иванович, было бы здорово услышать.

Аватар пользователя Иван Полонейчик

Тот самый случай, когда ничего не могу сказать. Просто я всю жизнь так читаю.

Иван Иванович! Большое спасибо!
У вас есть информация, когда написана эта статья?
Чтобы делать поправку на абзацы про телевизор и т.п.

Аватар пользователя Иван Полонейчик

Мне кажется, что слова про ТВ актуальны в любом случае и в любое время. Я, к примеру, из ТВ долгое время перевариваю только канал MEZZO. А вообще к телевизору отношусь, как Джон Леннон, у которого во всех комнатах он был включён, светился экран, но звука не было. Единственное послабление в ТВ для себя - снукер по евроспорту.
А статья была написана в начале 90-х. Точнее не скажу.

Иван Иванович, с Днем Рождения!
Воплощения Ваших творческих задумок, гармонии с собой и окружающим миром!

Аватар пользователя Иван Полонейчик

Всем здравствуйте.
Совсем забросил чтение художественной литературы.
Исправляю. Сегодня обратился к стихам, привожу понравившиеся.

Не поэт, кто слов пророка
Не желает заучить,
Кто язвительно порока
Не умеет обличить.

Не поэт, кто сам боится,
Чтобы сильных уязвить,
Кто победою гордится,
Может слабых устрашить.

Не поэт и кто имеет
К людям разную любовь,
Кто за правду не умеет
Проливать с врагами кровь.

Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда - мать,
Кто людей как братьев любит
И готов за них страдать.

Он все сделает свободно,
Что другие не могли.
Он поэт, поэт народный,
Он поэт родной земли!
(С.А. Есенин)

сегодня
я
был
безмолвен

несомый гулкостью
тихих шагов

и постигший внезапно: несомость движеньем –
то же, что и невесомость

а шаг – это жизнь в полёте
между двумя касаниями стопы.
(Э.А. Цветков)

Статья очень хорошая! С удовольствием прочитал ее еще. Жаль только энтузиазм посетителей сайта в отношении этой темы поутих.

1(1) Каждый человек обязан (я подчёркиваю – обязан) заботиться о своём интеллектуальном развитии. (2) Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой.

(3) Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития – чтение.

1. Какое название отражает тему текста?

2. Чтение - основа интеллектуального развития.

3. Эффективное чтение.

4. Программа чтения.

  1. Выберите из предложенных вариантов вступлений те, которые сообщают об основной проблеме текста.
  1. Д.С. Лихачёв - выдающийся учёный и мыслитель. В данном тексте он ставит проблему: какова роль чтения.
  2. Даже самые развитые люди убеждены, что читать – значит жить духовной жизнью. Что такое чтение? Об этом размышляет Д.С.Лихачёв.
  3. Текст посвящён проблеме составления программы чтения.
  4. Могут ли книги повлиять на интеллектуальное развитие человека?

3. Вычеркните из предложенных вариантов характеристик проблемы то определение, которое в данном случае неверно.

1. Важная 2. Спорная 3. Актуальная 4. Серьёзная

4. Выберите из списка произведений те, в которых герои говорят о пользе или вреде чтения.

5. Найдите формулировку проблемы текста, в которой нет грамматических ошибок.

2. Автор анализирует проблему о трудности составления программы чтения.

3. Проблема интеллектуального развития, о которой затронул автор, очень актуальна.

4. В тексте поднимается проблема необходимости чтения как основы интеллектуального развития.

6. Какое средство помогает автору добиться эффекта доверительного разговора с читателем?

1. сравнительные обороты;

2. вставные конструкции;

7. Прочитайте следующие статистические данные:

  • Главную мысль текста умеют выделить только 71% школьников,
  • найти заданную информацию – 77%;
  • понимают связность и последовательность событий лишь 63% старшеклассников!

Для аргументации какого суждения эти данные могут быть использованы?

9. Исправьте грамматические ошибки в предложениях.

  • Я не исключаю о том, что чтение по программе поможет стать более грамотным.
  • Убедительная просьба тех, кто имеет хорошую программу чтения, поделиться ею.
  • Мы всё чаще убеждаемся о том, что читать стали меньше.
  • Моё мнение на эту проблему однозначно: читать необходимо!

10. Найдите нарушение этических норм в фрагменте сочинения.

Конечно, кто из нас не хочет стать интеллектуалом? Весь вопрос только в том, как этого достичь. Существует много советов по этому поводу, но автор данной статьи, по-моему, много на себя берёт, утверждая, что только книги могут помочь в интеллектуальном развитии человека. Его взгляд устарел. Он, наверное, не слышал ни об Интернете, ни о компьютере. Я считаю, что в наш век книги уходят на второе место.

11. Найдите фактические ошибки в следующих суждениях.

1. Автор утверждает, что чтение – главный и единственный способ интеллектуального развития.

  1. Интерес к чтению обусловлен процессом саморазвития человека.
  2. Нужно читать только то, что интересует тебя.
  3. Читать нужно по программе, жёстко следуя ей.

12. Д.С. Лихачёв утверждает:

Изложите свой взгляд, аргументировав его примерами из житейского опыта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок "Речеведческий анализ текста при написании сочинения-рассуждения в части С ЕГЭ"

Представлен поэтапный речеведческий анализ текста, необходимый для создания собственного текста-рассуждения по проблеме, поднятой автором. Даются памятки для учащихся, алгоритм написания сочинения, от.

"Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения"

Презентация представляет собой пошаговую работу по подготовке учащихся 9 класса к ГИА.

Упражнения, направленные на подготовку учащихся к написанию сочинения-рассуждения(часть 3,ЕГЭ)

Данный материал рассчитан на работу с учащимися 11-х классов. Материал содержит 12 упражнений, способствующих научить учащихся верно формулировать проблемы текстов, выявлять авторскую позицию, а.

Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова

Система упражнений, направленных на подготовку учащихся к написанию сочинений-рассуждений на лингвистическую тему.


Материнское сердце. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. ЕГЭ Часть С.

Данная работа содержит рекомендации по подготовке к написанию сочинения-рассуждения. ЕГЭ Часть С.


Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения-рассуждения. Часть 3. 15.3

Методические рекомендации для учеников 9 класса по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (часть 3. 15.3).


Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения ЕГЭ

На презентации дан текст Т.Устиновой, современной российской писательницы, повествующий о бездомной собаке, которую случайно видит рассказчика возле крыльца большого магазина в г.Санкт-Петербург.

Читайте также: