Казаки хутора татарский сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Герои Шолохова – казаки-крестьяне. Мы их видим в повседневной обстановке трудовой жизни. Вся их жизнь проходит в нелегким труде.

Вспомним “горбатую в работе” жизнь Ильиничны, беспокойного и хлопотливого Пантелея Прокофьевича. “Работящий паренек”,- с похвалой говорят о Григории Мелехове. “Работящую Наталью” быстро полюбили в семье Мелеховых.
Аксинья редко сидит без дела. Она носит воду из Дона, белит курень, доит корову, сгребает сено вслед за косарями. Она сама перекрывает крышу, вместе с Дуняшкой едет пахать и сеять.

/> Писатель не рассказывает, а показывает работающего человека. В романе утверждается трудовая жизнь как единственно возможная для человека. Высшее счастье для Григория – “ходить по мягкой пахотной борозде плугарем…” Миру трудовых людей хутора Татарского противопоставлена жалкая жизнь в имении генерала Листницкого.
Поэтизируя труд, Шолохов раскрывает имущественные отношения. Шесть лет Алешка Шамиль враждует с Кашулиным из-за клочка земли.
В хуторской жизни царят домостроевские нравы. Степан истязал Аксинью, Пантелей Прокофьевич забивал Ильиничну в молодости. Оскорблялось достоинство

женщины, матери.
Шолохов рассказывает и о грабеже на войне. Грабеж считался проявлением казачьей удали. “К казаку всяка вещь прилипнет”. Стяжательство с наибольшей полнотой раскрывается писателем при описании жизни купца Мохова и первого богача в хуторе Коршунова.
Шолохов описывает социальную неоднородность казачества. Коршунов отправляет сына на службу на чистопородном скакуне, а Мелеховым, чтобы купить строевого коня, надо продавать скот. Влияние большевиков на народ показано с помощью образа Шток-мана. Шолохов воссоздает в романе правдивые картины империалистической войны.

Среди солдат, не понимавших цели и смысла войны, рождается недовольство.
Сюжетные узлы “Тихого Дона” связаны с судьбами казачества. Корниловский мятеж, революционные события в октябре тысяча девятисот семнадцатого года в Петрограде, борьба за советскую власть на Дону, Вешенское восстание, крах похода Деникина на Москву, разгром контрреволюции на Южном фронте.
Шолохов вводит в повествование массу, толпу, – ает картины боев Первого Московского полка, обманутого офицерами-белогвардейцами. В четвертом томе Шолохов, основываясь на документах, излагает оперативные планы сосредоточения войск, прорыва.
Шолохов дает исчерпывающие характеристики всем участникам событий: Листницкому, Котлярову, Бунчуку и другим.
Из всех коммунистов “Тихого Дона” наиболее ярким является Михаил Кошевой. Становление его личности раскрывается в отношениях с Григорием Мелеховым. В самую счастливую пору совместной жизни с Дуняшкой Михаил не забывает об окружающей жизни, где продолжается борьба. “Рановато я езялся за хозяйство, поспешил…” – с досадой думал Кошевой, читая в окружной газете сводки с фронтов…” В конце романа Михаил Кошевой ведет себя как победитель, имеющий право судить людей.
Среди революционных казаков, действующих в Тихом Доне”, изображены и реально существовавшие исторические лица – Подтелков, Кривошлыков и другие.
Гражданская война разделила страну на борющиеся лагери. В 1918 году на Дону за вершился раздел: казаки-фронтовики северных округов – Хоперского, Усть-Медведицкого и частично Верхнедонско-го – пошли с Красной Армией, “Казаки низовских округов теснили их к северным границам области”. Шолохоз показывает, что это был не территориальный раздел, а социально-исторический.

Казаки северных округов были менее зажиточными.
На примере хутора Татарского мы увидели, как революция разделила на два лагеря станицы, хутора. В центре внимания читателя все время остаются судьбы главных действующих лиц: Григория, Аксиньи, Натальи, семьи Мелеховых. В то же время в повествование широко вводятся массовые сцены, эпизодические лица.

Общее число действующих лиц в “Тихом Доне” около восьмисот.
Из множества отдельных, индивидуальных образов возникает образ народа во всей его сложности. Казаки, поднявшиеся против Советской России, сами сознают се могущество: “Вот придавят чеха, а потом как жмякнут на нас всю армию, какая под ним была,- и потекет из нас мокрая жижа… Одно слово – Расея!”

Повествование начинается с мирного времени, когда все идет по накатанной и каждый год в теплое время суток люди собираются на посев, ухаживают за посаженным и после собираются на сбор урожая.

Здесь автор описывает хутор, входящий в станицу Вешенскую. Само поселение состоит из трех сот домов, достаточно большое для того времени. Поэтому на территории есть большая рыночная площадь, где собираются купцы, несколько магазинов, торговые лавочки, где торгуют только состоятельные люди, церковь, почта, мельница для помола и кабак, где многие собираются отдохнуть.

Сама станица состоит как из зажиточных и богатых крестьян, так и достаточно бедных.

Новость быстро разлетается по хутору, который постепенно пустеет, так и постепенно исчезает огромное хуторское хозяйство. В 1917 году военные действия заканчиваются и лишь немногие возвращаются домой живыми и здоровыми.

Но мирная жизнь не успевает восстановится, потому что в этот же год начинается жестокое гражданское противостояние, все мужчины снова собираются на фронт, а в уборке урожая участвуют только женщины, дети и старики, оставшиеся дома. Из-за постоянных военных действий многие теряют свое имущество, которое было нажито непосильным трудом и на протяжении долгого времени.

Конечным результатом становится то, что на территории хутора устанавливается полностью советская власть. Это приводит к разрушению поселения. Мало кто вернулся живым с поля боя, а имущество за это время было частично разрушено и разграблено.

Таким образом, автор показывает, как мировые события и события в стране могут изменить привычный уклад жизни. Никто из казаков не подозревал, что в одночасье им придется оставить то, что они наживали десятилетиями и вернуться фактически на пустое место, или не вернуться совсем из-за бушующей войны, жестоко забирающей жизни всех, кто принимает в ней участие.

Также читают:

Картинка к сочинению Хутор Татарский в романе Тихий Дон

Популярные сегодня темы

Желание это не действие, это всего ли желание. Стоит ли его бояться? Желания бывают разные. Бывают хорошие, бывают плохие.

Учитель – это звучит величественно и гордо! Очень большую роль в жизни каждого человека играет учитель. Ведь на протяжении многих лет с нами рядом идут наши преподаватели.

С самого рождения большинство моих дней проходят в городе. Только редко мне удавалось выезжать на каникулах в другие страны или куда-то, как говорится, на природу.

Шолохов был первым в России писателем, который хорошо знал и понимал нравы донского казачества. Несмотря на свой юный возраст (в момент, когда автор начал создавать свое произведение, ему было всего двадцать лет) писателю удалось провести по-настоящему масштабное исследование, которое включало не только чтение литературы, но и опрос очевидцев, описываемых в книге событий. Все это позволило ему воссоздать объективную картину жизни донских казаков с описанием их обычаев, привычек, норм поведения и, конечно же, сложнейших человеческих взаимоотношений.

В центре сюжета находятся такие казачьи семьи, как семья Мелеховых, Коршуновых и Астаховых, а также семья богатого купца Мохова, и такие персонажи, как Михаил Кошевой, Валет, Котляров, Христоня и многие другие. Какой перед нами предстает жизнь этих людей?

Молва и мнение окружающих до сих пор продолжают играть большую роль в жизни татарцев. Когда Григорий Мелехов начинает встречаться с замужней Аксиньей Астаховой, об этом знает и сплетничает весь хутор, так же как в дальнейшем и об отношениях Митьки Коршунова с Лизой Моховой, и о непристойном поведении жены Петра Мелехова Дарьи.

Когда начинается Первая мировая, а затем и Гражданская война, это приводит к еще более серьезному разладу между татарцами. Те, кто был раньше друзьями, становятся врагами, как Григорий Мелехов и Михаил Кошевой. Казаки теперь хладнокровно убивают друг друга. Так, Мишка Кошевой, присоединившись к большевикам, убивает Петра Мелехова, а Дарья, в свою очередь, мстит за смерть мужа и хладнокровно убивает своего кума Ивана Алексеевича Котлярова из ружья.

Но не только о жестоких нравах и тяжелых судьбах говорит в своем произведении Шолохов. Здесь можно увидеть и интересные особенности быта этих людей. Автор описывает то, как они трудятся на покосе, рыбачат и ходят на охоту. Мы видим, как Петр Мелехов и Степан Астахов ездят в майские казачьи лагеря, а Григорий Мелехов и Митька Коршунов принимают присягу и становятся настоящими казаками.

На этом фоне развиваются сложные и трагические взаимоотношения героев. Не лишена романтизма страстная любовь Григория и Аксиньи, но эта связь делает несчастной законную жену героя Наталью Коршунову и приводит к гибели девушки. Сложен союз Петра Мелехова и Дарьи, драматично развиваются отношения Мишки Кошевого и Дуняшки.

Автор также показывает нам сильные характеры татарцев, которые отважно сражаются во время Первой мировой войны за свою страну, а затем защищают свою свободу и свои интересы от посягательств красноармейцев. Среди них храбрый и отважный Григорий Мелехов, образ которого символизирует всю мощь казацкого народа. Этот человек в любых ситуациях старается вести себя достойно: не одобряет жестокости и насилия на войне, останавливает бесчинства казаков, занимающихся мародерством, и прекращает издевательства этих людей над красноармейцами и их родственниками.

1. 1930 год — немой фильм, режиссёры Ольга Преображенская, Иван Правов.

2. 1958 год — 3-серийный фильм, режиссёр Сергей Герасимов.

3. 2006 год — 7-серийный фильм, режиссёр Сергей Бондарчук.

Михаил Шолохов: Легенда и мифы

4. 2015 год — 14-серийный фильм, режиссёр Сергей Урсуляк.

Сочинение Хутор Татарский в романе Тихий Дон Шолохова

Повествование начинается с мирного времени, когда все идет по накатанной и каждый год в теплое время суток люди собираются на посев, ухаживают за посаженным и после собираются на сбор урожая.

Здесь автор описывает хутор, входящий в станицу Вешенскую. Само поселение состоит из трех сот домов, достаточно большое для того времени. Поэтому на территории есть большая рыночная площадь, где собираются купцы, несколько магазинов, торговые лавочки, где торгуют только состоятельные люди, церковь, почта, мельница для помола и кабак, где многие собираются отдохнуть.

Сама станица состоит как из зажиточных и богатых крестьян, так и достаточно бедных.

Новость быстро разлетается по хутору, который постепенно пустеет, так и постепенно исчезает огромное хуторское хозяйство.

Где и как снимался сериал?

По словам создателей фильма, особое внимание они уделили домам главных героев — Мелеховых и Астаховых: художникам пришлось поработать и над убранством двора, и над обстановкой в доме. Горшки и стаканы, сковородки и чайники, скатерти и занавески, гармошка и сундуки — все было собрано у коллекционеров, в музеях и у местных жителей. Кстати, дончане принимали самое активное участие в массовке фильма, многие приходили на площадку со своими скакунами.

Сценарий: Сергей Урсуляк, Алексей Зернов, Илья Тилькин.

Золотой курень

Добираться до Старозолотовского из Ростова-на-Дону нам пришлось три часа. Но поездка по гладкой асфальтированной дороге не показалась утомительной. Разноцветный осенний пейзаж донских степей радовал глаз. Мы ловили солнечные лучи бабьего лета, аромат душистых полевых трав чувствовался даже на трассе.

И вот он, Старозолотовский. Названия улиц там звучные: Донских Казаков, Атаманская… Улиц шесть да 30 дворов всего. Но сейчас это самый настоящий хутор-музей, который местные не просто любят, они им гордятся.

— Мне предлагали большие деньги, хватило бы на квартиру в Ростове. Но я отказался. Хочу жить в красивейшем хуторе страны, — признается Владимир Маханько. Он один из самых молодых здесь, нет еще шестидесяти. И если раньше, не скрывает, посещали тревожные мысли о будущем, то теперь он его связывает исключительно с родной деревней.

— И работа есть, и уважение. Только вот где бы невесту найти? — задорно подмигивает мне собеседник.

К разговору присоединяется хуторянка Агафья Буймова. Пенсионерка, увидев приезжих, плотнее натягивает на лицо медицинскую маску, под которой расплывается в улыбке.

— Нет, я продавать не буду. Сейчас же у нас красота! Водопровод нам провели, а раньше-то из Дона воду на себе ведрами носили. Газ есть, топить не надо углем или дровами. А еще и мусор вывозят! Ладно, побежала я, мне интернет подключать придут.

Старозолотовский расположен в Константиновском районе Ростовской области. Его история уходит в далекое прошлое. Когда-то это был городок Золотой. Потом он превратился в станицу Старозолотовскую. По легенде, предводитель крестьянского восстания Степан Разин в 1671 году, возвращаясь раненым из-под Симбирска, спрятал в тех местах свои награбленные трофеи, закопав их на прорве под вербой. Что стало с сокровищами, история умалчивает. Кстати, говорят, что свое название городок, а впоследствии и хутор, получил благодаря протоке Золотой, впадающей в Дон. А ее, в свою очередь, назвали так благодаря изобилующей в том месте рыбе. В начале прошлого века в хуторе проживало более двух тысяч человек. В Золотовке (так с любовью называют хутор местные) была своя церковно-приходская школа, церковь, приходское училище.

Визитной карточкой Старозолотовского всегда были виноградники, а донское вино славилось со времен Петра Первого. Но в 80-х виноградники вырубили. Ни газа, ни водопровода… Молодежь стала уезжать в поисках работы и лучшей жизни. Школу за ненадобностью закрыли. Хутор стал постепенно умирать вместе со своими старожилами. Сейчас постоянно проживают всего 50 человек, средний возраст которых больше 65.

И если еще пару лет назад их дома не стоили ровным счетом ничего, то сейчас цены на участки начинаются от миллиона рублей. Да и новоселам ставят условия: их дома должны быть в общем казачьем стиле. А местные жители, которым выживать всегда помогал Дон да подсобное хозяйство, теперь получили работу. В хуторе-музее рабочих рук даже не хватает. Строители, плотники, электрики, грузчики, уборщики… Дел невпроворот.

Так соседями старозолотовцев стали Мелеховы, Астаховы и Коршуновы. Именно их киношные дома перевезли в Старозолотовский. В музее воссоздали колорит настоящих казачьих подворий.

В прошлом году Старозолотовский официально вошел в число двенадцати самых красивых деревень России и даже стал местом паломничества туристов.

Планов у местных громадье. Хотят приглашать фольклорные коллективы, устраивать гастротуры, строить стилизованные гостиницы. А еще снова разбить уникальные золотовские виноградники.

Верните имя хутору!

Сотни лет он был Ермаковым – не Антиповским и не Кудиновым.

В Черновке была своя школа-семилетка, Совет, свой поначалу колхоз. Но ведь прописали – следовали тому и партийные преемники: убрали из хутора Совет, центральную усадьбу укрупнённого совхоза перевели в соседнюю малолюдную тогда Дубровку, дорогу в хутор не стали строить – и проблема была решена.

Разорили Пантелеймоновскую церковь хутора Нижне-Ермаковского, переименовали хутор в близлежащий окраинный Антиповский. С тех пор на Решетовской речке на два хутора стало меньше: не стало в сводках Ермаковского и якобы Кудиновского. (Название последнего было придумано для большего веса вместо Зубковского – поди же, тоже борьба с белогвардейщиной, хотя руководитель восстания П.Н. Кудинов родился и жил в хуторе Дударевском…)

А хутор Антиповский располагался за речкой на южной окраине хутора; был Нижний и Верхний хутор, но церкви, действительно, в нём не было, его приход из-за малолюдности был приписан к Ермаковскому.

Бога ради, пусть живёт хутор Антиповский, но и название хутора Ермаковского следовало бы возродить. Для начала надо бы установить,где заканчивался Антиповский, а где начинался Ермаковский.

Возможно, найдутся подвижники, которые смогут погасить затраты, связанные с возвращением названия, вернут светлое имя хутору. У нас живы ещё старожилы, у которых в паспортах записано место рождения. Есть архивы районные, областные. Одно бы дело – нет хутора, разошёлся, но хутор живёт, оскорблённый и униженный… Сотни лет он был хутором Ермаковым, никогда не был ни Антиповским, ни Кудиновым…

Да воскресится имя твоё, хутор Ермаков!

Григорий РЫЧНЕВ ст. Вёшенская, Ростовская обл.

Казаки-мусульмане с хутора Татарский

Однако стоит отметить, что сильное тюркское влияние на быт, язык и обычаи казаков не может отрицать ни один исследователь.

Одной из станиц Войска Донского была Татарская, располагавшаяся в двух верстах от войсковой столицы – города Новочеркасск. По мнению донского историка В. Д. Сухорукова, она возникает в 70-е гг. XVII века.

В 1811 году к татарам присоединились ногайцы, вошедшие в Войско Донское при условии сохранения их веры. Их поселили на реке Крепкой, где был образован хутор Крепинский.

Казачьи предания повествуют о казаках-татарах как о знатных кулачных бойцах, в схватках с которыми не раз сходились казачьи ватаги из других станиц.

Об одной из таких схваток – побоище 1804 года – среди казаков ходили ужасные рассказы. Тогда в схватке на льду Рамазанова озера, отделявшего станицу Татарскую от других, сошлись, по преданию, несколько тысяч кулачных бойцов. Кулачный бой перерос в драку с десятками убитых и сотнями раненых.

В 1849 году в Войске Донском насчитывалось 623 татарина, в том числе 277 женщин и 346 мужчин.

На 1859 год в Войске насчитывалось 120 татарских дворов: 65 — в станице Татарской, 55 — на хуторе Крепинском.

Если рассмотреть отдельно население самой станицы и хутора, то в Татарской проживало 337 человек: 184 мужчины и 153 женщины; а в Крепинском — 300 человек: 160 мужчин и 140 женщин.

Эти демографические данные показывают, что к середине 19 века среди казаков-татар мужчин было больше, чем женщин. Это послужило причиной для их переселения в Османскую империю: казаки заявили, что из-за недостатка невест им грозит вырождение, и в 1860 году 115 казачьих семейств переселились в Турцию.

Но уехали не все.

15 семей не пожелали покидать родную землю, и в связи с этим войсковой атаман распорядился сохранить мечеть и другие общественные здания и передать их в пользу остающихся татар. Из них был образован хутор Татарский в составе Средне-Черкасской станицы, в котором, по данным переписи 1873 года, проживало 108 человек (59 мужчин и 49 женщин), имелся 21 двор. Причем 105 жителей было мусульманами.

Данные 1897 года показывают, что жизнь на хуторе за прошедшие 23 года мало изменилась. Количество дворов увеличилось на 3 (было 21, стало 24). При этом, если количество мужчин уменьшилось на 1 (в 1873 г. было 59, а в 1897 — 58), то число женщин возросло на 5 человек (в 1873 – 49, а в 1897 – 54).

После Октябрьской революции казакам-татарам пришлось испытать на себе все, что описывал М. Шолохов в своих знаменитых произведениях: Гражданскую войну, коллективизацию, расказачивание.

Великая Отечественная война еще больше опустошила хутор. На нее ушло около 20 хуторян, вернулись единицы. Например, бывший мулла и преподаватель местного медресе Салим Бекиров был тяжело ранен и умер вскоре после возвращения.

После войны хутор постепенно пришел в упадок. Дело в том, что рядом с ним располагается городская свалка Новочеркасска, которая, по свидетельству очевидцев, уже вплотную подступила к нему.

Остаётся только гадать: пощадит ли время хутор Татарский, увековеченный в романе Шолохова, удостоенного Нобелевской премии, или же память о нем останется лишь на книжных страницах.

Казачество в романе

Мелеховы – дружная, работящая семья. На их примере писатель описывает быт казаков. Герои – простые труженики. Они выращивают хлеб, ухаживают за скотиной, рыбачат на Дону, убирают сено. Каждый их день наполнен трудовыми хлопотами. Мы видим, как начинается их день, с какой налаженностью они его проводят, как мастерски совершает действия Григорий на рыбалке с отцом. С особой теплотой Шолохов рассказывает, как казаки всем хутором, потому что так повелось исстари, выходят на покос. Одевались они, как на праздник, поэтому издали казалось, что луг зацветал яркими бабьими юбками, красками платков, шитвом завесок. Семья Мелеховых присоединяется к общему радостному настроению: Дуняша подпрыгивает на грядушке, разглядывает и луг, и людей на дороге счастливыми глазами, все вокруг шутят, смеются. По традиции первым на покос как глава семьи встает Пантелей Прокофьевич, перекрестившись на еле видневшуюся вдали маковку колокольни. За ним встает Григорий и остальные. От общения, сближения с землей казаки испытывают невероятную радость. Неслучайно Григорий, находясь на войне, скучает по простому крестьянскому труду, по земле.

Казаки – народ религиозный. Уезжая на войну, многие увозили с собой молитвы, передаваемые от поколения к поколению, и верили в их чудодейственную силу. Народ свято чтил праздники Господни, соблюдал посты. Казаки свято соблюдали клятвы и всегда оставались верны данному слову.

Однако, несмотря на множество положительных качеств, М.А. Шолохов не идеализирует казачество. В романе показаны и отрицательные стороны донского народа. Автор осуждает чрезмерное пьянство, грубость, жестокость, которые характерны для казаков. Например, М.А. Шолохов не скрывает того, что во многих семьях казаки бьют своих жен, обзывают их. Писатель не может оправдать и разгульный образ жизни Дарьи, жены Петра Мелехова, подводя читателей к той мысли, что такое поведение привело молодую женщину к трагедии.

Писатель очень точно смог изобразить казачество в романе, таким, каким знал его сам в реальной жизни. Это гордый, прямолинейный, трудолюбивый, гостеприимный и честный народ. Перед читателем казаки предстали своеобразным братством людей, которых объединяет особое состояние духа и сознания, морали и нравственности. В основе их жизни лежат такие составляющие, как родная земля, отчий дом, семья, крестьянский друг и воинский долг. Это те вечные ценности, без которых не может существовать ни один казак, и которые донское казачество старалось сохранить и передать своим потомкам даже в страшные годы войны и неурядиц.

Читайте также: