Кавказский пленный маканин сочинение человек и государственная система

Обновлено: 05.07.2024

Рассказ имеет довольно интересный и напряженный сюжет, что выгодно отличает его от других произведений, т.к. писатель России всех времен считает, что интересный сюжет не главное в произведении.

Операция с боевиком продолжала осуществляться успешно. Бойцы продвигались к своей части, пленный был достаточно милый. Мешало только одно - при его захвате Рубахин сильно повредил ему ноги, и теперь он вынужден был сам через водные преграды переносить пленного на себе. Так и начинается момент их сближения: вдруг Рубахин начал ощущать какие-то чувства к этому юноше, почти подростку, вдруг начал жалеть его и оберегать как родственника. Рубахин давно был на Кавказе, огрубел, думал только о насущном, и эта теплота, да ещё и к врагу кажется странной, ненужной. Но юноша-горец тоже дружелюбен к нашим бойцам, и никакая война как будто их уже не разделяет. Рубахин отдаёт своему подопечному носки, они вповалку спят на привалах, и оба наших солдата объясняют своему пленному, что, как только дойдут до колонны, сразу обменяют его, поэтому ему не грозит ни смерть, ни плен. Но жестокая реальность вторгается в их пасторальное существование.

В момент, когда они были совсем уже у цели, с соседних холмов они услышали гортанные голоса и поняли - идут чужие, причём с двух сторон. Может быть, пленный и не крикнул бы своим, не выдал бы Рубахина и Вовку, но солдаты видели, как выражение лица его неуловимо изменилось, покраснело, напряжённей стала поза:

«Не отрывая взгляда от идущих по левой тропе (этот отряд был совсем недалеко и и пройдёт мимо них первым), Рубахин завёл руку назад и осторожно коснулся тела пленного. Тот чуть дрожал, как дрожит женщина перед близким объятьем. Рубахин тронул шею, ощупью перешёл на его лицо и, мягко коснувшись, положил пальцы и ладонь на красивые губы, на рот (который должен был молчать); губы подрагивали.

Собственно говоря, здесь и конец сюжета, но последняя сцена настолько потрясает, не отпускает читателей. Что уж говорить о самих солдатах, двух наших героях. Мы не видим в эти моменты Вовку-стрелка, он более толстокожий что ли. А вот Рубахин, впервые за длинные месяцы почувствовавший теплоту, привязанность к живому существу, пусть даже врагу, находится на грани своих жизненных сил. Он бесконечно вспоминает эпизоды их совместного пути, перед ним возникает лицо прекрасного юноши, ему чудится в каких-то запредельных сновидениях, что юноша его всё же прощает.

Так об этом говорят подполковник Гуров с Алибековым.

- И чего ты упрямишься, Алибек. Ты ж, если со стороны глянуть, пленный. Все ж таки не забывай, где ты находишься. Ты у меня сидишь.

- Это почему же – я у тебя?

- Да хоть бы потому, что долины здесь наши.

- Долины ваши – горы наши.

И все же кто по праву может называться тем единственным пленным, о котором сказано в заглавии? Юноша-горец или Рубахин? Юноша-горец в прямом смысле этого слова пленник, его жизнь трагически оборвалась именно в плену. Рубахин служит на Кавказе и пленен им. Он сам удивляться: что ему в этих горах и равнинах, в этом высоком небе? Что ему в этих непроглядных буднях войны? Не лучше ли уехать домой? Ведь в конце рассказа он действительно укладывает чемодан, собираясь покинуть Кавказ. Но вряд ли этот свой порыв он претворит в жизнь. Рубахин является поистине пленным, т.е. плененным, уязвленным в самую душу красотой юноши-горца.

Немного позже он внезапно догадался, что его беспокоило в пленном боевике – юноша был красив.

Размышляя о жанре притчи, авторы проекта выделили несколько черт, характерных для этого жанра.

-двучленность структуры (текст и пояснение);

-наличие загадки, требующей разгадки от читателя, сопоставления, сопереживания, интеллектуально- нравственной работы;

-соединение вечного и временного, абстрактного и конкретного;

Разберём каждый из этих аспектов.

Двучленность структуры - это тот компонент рассказа, который бросается в глаза читателя буквально с первого предложения.

«Солдаты, скорее всего, не знали про то, что красота спасает мир, но что такое красота, оба они, в общем, знали. Среди гор они чувствовали красоту (красоту местности) слишком хорошо - она пугала. Из горной теснины выпрыгнул вдруг ручей. Ещё более насторожило обоих открытая поляна, окрашенная солнцем до ослепляющей желтизны. Рубахин шёл первым, более опытный.

Для чего нужно пояснение?

Здесь начинает выявляться следующая черта рассказа-притчи – наличие загадки, которая требует разгадки от читателя, от исследователя, и разгадать её можно только на основе интеллектуально-нравственной работы, сопереживаний и сопоставлений, найденных в тексте.

Образы главных героев и персонажей рассказа
Итак, в вышеизложенном разделе мы уже выяснили, что главным героем рассказа является Рубахин: образ этого героя связан со смыслом названия, со всеми моментами сюжета, с особенностями композиции рассказа. Образ Рубахина является носителем некоторых главных черт рассказа: его самотечности, экзистенциализма, в нем соединилось абстрактное и конкретное. Даже фамилия героя Рубахин является “говорящей”. И это не пережиток классицизма, это черта новейшей литературы, которая берет из прошлого и сохраняет все лучшее. Как нужно понимать значение этой фамилии? Можно легко догадаться, что он Рубахин, потому что Рубаха-парень, приятель всем, свой для многих солдат. Одновременно с этим нельзя не вспомнить выражение “Родился в рубашке”, и это проявляется в том, что смерть явно не находится рядом с ним, что он везучий в этих беспросветных трудностях войны, что он очень выносливый, неприхотливый, физически сильный, что тоже говорит в пользу его выживаемости.

И именно такой человек, простодушный, добрый, открытый, непритязательный поставлен автором в сложнейшую психологическую ситуацию, связанную с его восприятием пленного. Рубахин всегда презирал тех, кто был способен на однополые отношения, вообще и в Чечне, и в федеральных войсках таких презирали, могли убить. Его внимание к горскому юноше объясняется не физиологическими, а духовными и душевными порывами: он пожалел красивого юношу, проявил к нему милосердие, выходящее за рамки военного устава, но к этим чувствам в высоких и непознанных для него сферах он не был готов, и они начали проявляться в нем коряво, болезненно, на уровне физиологии. В образе Рубахина кроется и разгадка фразы “красота спасет мир”: Рубахина привлекла красота юноши, но она не спасла его от мук совести, от огромного внутреннего потрясения, от духовного конфликт. Рубахин слишком прост для всех этих высоких фраз, сказанных о его душе. Автор как бы хочет сказать читателю: духовная красота, высокие порывы, рефлексия имеются не только у человека интеллигентного, умного, образованного, а вообще у всякого человека. Только эти высокие порывы ему мешали в условиях военного конфликта, они делали его уязвимы и от этого слабым. В тех видениях, которые посещают его после того, как он своими руками задушил горца, болит, стонет, плачет его душа, ищет выхода его боль. Стоит подумать о том, что Рубахину убивать приходилось вероятно много раз (это осталось за пределами сюжета),вряд ли он сильно переживал после этого. И только теперь он впервые почувствовал, что стал убийцей. Смириться ли когда-нибудь с этим его душа? Ответ на это находится за пределами данного рассказа.

Вовка-стрелок – тоже один из главных героев, своеобразный антипод, “противовес главному герою.

Читателю кажется, что Вовка – это умное и талантливое “приложение” к оружию, его органичная составная часть. Здесь наиболее ярко проявляется прием антитеза в образах двух главных героев. Вовка с оружием в руках, прекрасный снайпер, имеющий на своем личном счете большое количество убитых им, не чувствует себя убийцей, человеком,”переступившем грань”. Так и положено в период войн, иные все бойцы сошли бы с ума от мук совести. Наверное, это норма во время экстремальных ситуаций. Поведение Рубахина, его чувства, страдания, больной бред после убийства пленного – нарушение нормы на войне.

Но все симпатии читателей на стороне хмурого и неуклюжего Рубахина, который способен в условиях войны на какой-то миг тонко чувствовать, сострадать и страдать самому.

Красота, которая его постоянно предостерегала, расставляя свои метки, едва не погубила Рубахина.

Именно к финалу рассказа становится до конца понятной загадка рассказа-притчи: у Ф.М. Достоевского эта фраза утвердительная, это аксиома.

В. Маканин “смеет” спорить с самим Достоевским. В его рассказе аксиома становится вопросом: “Красота спасет мир?” Ведь в данном произведении она губительна, не спасла природная красота и пленного юношу-горца, едва не погубила и Рубахина.

В рассказе есть и другие персонажи – это подполковник Гуров и его супруга и командир горцев Алибеков.

Нам представляется более интересным не говорить о их характерах (они описаны прямолинейно, открыто, без “загадок”). Нам предстоит здесь поговорить о проблемах рассказа. Выше, в разделе “Очерк состояния современной литературы” было замечено, что в новейшей литературе наблюдается тенденция невозможности определения авторской позиции, главной идеи и проблематики произведения.

Психологические проблемы тоже можно обнаружить в рассказе, но это то, что еще во времена И.С. Тургенева называли “тайной психологией”. Весь внутренний конфликт Рубахина, вызванный проснувшимися стремлениями к красоте, угадывается не при поверхностном прочтении, а при вдумчивом погружении в текс, при размышлениях.

Одной из ключевых задач рассказа является мысль о противоестественности войны, превращающей человека в существо, живущее только простейшими чувствами, эмоциями, инстинктами.

А чувства высшие, духовные, нравственные заставляют человека на войне отвлекаться, напрягаться, они губительны для него.

Возникает понимание того, что в рассказе есть и гуманистическая авторская позиция,(выше мы говорили о ее отсутствии в современной литературе. Да, слов, понятий, умозаключений у героев и у автора, обозначающих великие нравственные и духовные понятия, в рассказе нет. И события все происходят по принципу самостийности, и характеры существуют по философии экзистенциализма ( все по принципам современной литературы).

Итак, слов, обозначающих внешние человеческие эмоции, чувства устремления, в рассказе нет. Означает ли это, что на этом ограниченном географическом пространстве нет самих этих чувств и понятий?

Финал рассказа говорит о том, что они есть, но здесь могут привести только к хаосу, драматизму, усугубляющим трудности войны.

Проанализировав многие аспекты рассказа В. Маканина “Кавказский пленный” авторы проекта пришли к следующим выводам:

- рассказ создан полностью в духе новых принципов , методов, черт новейшей литературы;

-данный вывод не означает, что забыты все достижения классической литературы, показывающей психологию человека, считающей своей главной задачей воспитание человека духовного, нравственного;

- сквозь новизну, оригинальность приемов новейшей литературы видны “метки”, «мостики” ведущие к классической литературе;

-литература новейшая, к счастью, возникла не на пустом месте, и лучшие достижения великой классики вобрала, впитала, но пока неохотно и скупо это показывает.

После показа картины состоялась пресс-конференция с участием Алексея Учителя, Владимира Маканина и молодых актеров Вячеслава Крикунова и Петра Логачева.

Алексей Ефимович рассказал журналистам, что фильм уже завоевал приз жюри на фестивале в Карловых Варах и был приглашен на 26 международных фестивалей. Поступило предложение от американского продюсера о съемках ремейка, в котором действие фильма будет происходить в Ираке.

На вопрос о реальности сюжета повести Владимир Семенович Маканин ответил так: «Допускаю, что у этой ситуации есть реальная основа. Во всех войнах пленные были, есть и будут всегда. Конкретные сплетения судеб возникали в процессе работы. Сначала предполагалось, что Пленным может быть и девушка, но этот сюжет нам показался из прошлого, и повесть обрекалась бы на некую крамольность, и как только мне пришла в голову мысль сделать пленным юношу, то сюжет стал из 21 века.

В художественном пространстве кинематографа невозможно выразить те концепции, ключевые моменты, открытия, о которых говорилось при интерпретации рассказа. Фильм – это множество “картинок” и диалогов. Наши герои достаточно молчаливы (кстати, в фильме это сохранено), так каким же образом режиссеру и актерам удалось создать фильм, представленный на многих национальных и международных фестивалях?

Это остается за пределами нашего проекта. Мы как кинозрители можем отметить хорошие актерские работы, сказать, что даже по голливудски красивая внешность юноши-пленного не вызывает чувства неприятия этого. Режиссер фильма подчеркнул, что не копирует рассказ, а создает свое произведение, внеся изменения в сюжет и назвав фильм просто “Пленный”.

Статья поможет учителю словеснику при подготовке к урокам литературы и при работе с анализом художественного произведения.

ВложениеРазмер
statya.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ художественного произведения… Основной вид работы на уроках литературы. Разработана методика этого вида деятельности. Правильная, умная. Казалось бы, нет ничего проще: изучи и применяй на практике. Но когда видишь перед собой на уроке множество пар глаз, с интересом устремлённых на тебя, такая простая схема, заранее приготовленная, начинает представляться ненужной, неуместной. И думаешь только об одном: как сделать так, чтобы интерес не пропал, чтобы живое слово, сказанное когда-то давно, дошло до душ юных читателей.

Преисполняешься огромной ответственностью, ибо ощущаешь себя проводником мыслей и чувств гениальных мастеров слова.

Слова…Мы все привыкли к ним и произносим, не задумываясь, не придавая им порой особенного значения. Всуе звучащее слово становится затёртым, теряет глубинный смысл. Но как загораются глаза молодых читателей, когда столь знакомое, привычное им слово вдруг засверкает совершенно новым светом!

Анализ стиля писателя, художественных средств, им применяемых для выражения своей позиции, представляется наиболее трудным, но и наиболее интересным в работе над художественным произведением.

Предлагаю своё прочтение данного произведения, опираясь на особенности стиля писателя, форму художественного произведения.

поёт и поныне уже покойный певец Виктор Цой. Его песня могла бы быть достойным музыкальным сопровождением сюжета рассказа.

Почему же боевой офицер стал неприятным менялой? Его вынудило к этому бездействие вышестоящего руководства, не снабжающего его солдат продовольствием. Поэтому снабженцем он становится сам. Он обменивает оружие на продовольствие, чтобы спасти солдат и самого себя от возможного голода. Занимается он этим делом не с целью личной выгоды.

Война- это политика, и солдат ей подчиняется. Символичность слов горца в том, что не он, Алибеков, пленник, заложник агрессивных интересов руководителей – непрофессионалов, организовавших в уютных кабинетах нелепую войну. Гуров - узник своей совести, так как, исполняя приказы, он болезненно ощущает их неправомерность и преступность, но продолжает участвовать во зле.

Постоянная неуверенность Рубахина вынуждает его принимать на себя вину перед пленным. Тут он предстаёт в роли гостя, невежливо обошедшегося с хозяином и старающегося загладить допущённый промах.

Да, красавец- боевик одержал победу, победу нравственную, всем своим присутствием являясь живым укором и без того неспокойной душе Рубахина. Хрупкий кавказец покорил донского богатыря силой духа. Самый крепкий российский солдат, перенося через ручей раненого мальчишку- воина, с этого момента начинает тернистый путь очищения души от скверны и от пороков.

Евангельская нить имеет кульминационное значение в конце рассказа. Вспомним внешний вид подростка – пленника, который так привлекал внимание Рубахина. Он представляется неземным, ангелоподобным, а отнюдь не воинственным. У нас возникает мысль, что он и есть ангел, посланный Богом, чтобы стать символом креста испытания, который Рубахину нужно перенести через реку.

Но, увы, всё обстоит как раз очень гармонично. Не следует забывать, что идет война, которая диктует свои аксиомы поведения. И Рубахин их выполняет свято. В сцене убийства , по нашему мнению, вновь появляются Бог войны и Господь, которые пробуют экзаменовать Рубахина : первый- на верность воинскому долгу и присяге; второй- на чувство гуманности.

Не убить- значит подвергнуть смертельной опасности и свою жизнь, и жизнь Вовки. Отпустить пленного на свободу- значит потерять честь, то есть не выполнить план обмена.

Но отпустить- это гуманно по отношению к жизни чеченца.

Гуманно ли убийство врага на войне? Противопоставлены ли солдатский долг и гуманность? Такие вопросы ставит автор. И отвечает- да, ведь убийство врага на войне- это и есть проявление гуманизма по отношению к тем, кто стоит за твоей спиной. А воинский долг способствует проявлению человечности.

Отсюда начинает он свою новую жизнь подвижнику, защитника людей. Возможно, святого.

Пожелаем ему светлого пути.

Произведение В.Маканина неоднозначно…Тем и интересно. Заставляет юных читателей задуматься о вечных ценностях и поразмышлять о них, опираясь на жизненный материал, не столь далёкий от них во времени.


Краткое содержание "Кавказского пленного" Маканина позволит вам внимательно познакомиться с особенностями этого произведения, даже не читая его. Этот рассказ, написанный в 1994 году, посвящен взаимоотношениям молодого чеченского боевика и русского солдата. К настоящему времени он неоднократно переиздавался, был переведен на несколько европейских языков и даже экранизирован. Писатель получил за него в 1999 году государственную премию в области искусства и литературы.

История создания

Владимир Маканин

Краткое содержание "Кавказского пленного" Маканина поможет подготовиться к экзамену или семинару по этому произведению. Также стоит знать, что рассказ создавался летом и осенью 1994 года, когда чеченская война еще не началась. Так что можно говорить, что автор предчувствовал надвигающуюся трагедию.

Сам Маканин вспоминал, что закончил работу 1 декабря, ровно за месяц до начала Первой чеченской войны. В 1995 году он был опубликован в четвертом номере журнала "Новый мир". После неоднократно издавался в многочисленных сборниках писателя, а также антологиях современных авторов.

К чеченской теме Маканин вернулся в конце 2000-х годов, написав роман "Асан". За него он получил премию "Большая книга" в 2008 году.

Сюжет

Рассказ Кавказский пленный

Рассказывать краткое содержание "Кавказского пленного" Маканина начнем с того, что действия произведения происходят на территории Чечни накануне войны.

Боевики блокируют дорогу колонне российских солдат. Опытному вояке Рубахину поручают найти какой-нибудь выход, на помощь он берет Вовку-стрелка. У подполковника Гурова они не находят понимания, так как тот занят переговорами с пленным чеченцем об обмене оружия на продовольствие для солдат.

Даже в кратком содержании "Кавказского пленного" Маканина важно отметить, что чеченец отказывается считать себя пленным. Смеясь, он заявляет Гурову, что это он у него в плену, пленные все его солдаты.

После этого Рубахин принимает участие в засаде на боевиков. Русские солдаты организуют все так, чтобы они бежали по специально организованному для этого коридору в лесу. В этот момент некоторых из них арестовывают. Сам Рубахин берет в плен красивого и молодого чеченского юношу. С Вовкой-стрелком они ведут его в горы, чтобы обменять на возможность прохода для автоколонны.

Развязка

Содержание рассказа Кавказский пленный

В дороге главный герой начинает чувствовать неожиданное притяжение к этому молодому человеку. Он буквально очарован его красотой. Они остаются на ночь в лесу, а утром, попав в ущелье, слышат, что по обеим сторонам проходят два отряда боевиков. Наступает кульминация сюжета "Кавказского пленного" Владимира Маканина. Чтобы не дать себя обнаружить, Рубахин душит юношу, боясь, что он закричит.

В финале рассказа они возвращаются обратно ни с чем. Договориться о проходе колонны грузовиков им так и не удалось.

Художественные особенности

Название и содержание "Кавказского пленного" Маканина отсылает нас к творениям русских классиков. Произведения с подобным названием есть у Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Льва Толстого, Саши Черного. Только у всех них название "Кавказский пленник".

Также стоит отметить, что одним из основных лейтмотивов для этого произведения стали слова Достоевского о том, что красота спасет мир. Маканин сам дает отсылку к этому, упоминая данную фразу уже в первом предложении рассказа. Однако в финале красота "не спасает", не сумев уберечь юношу от смерти, а Рубахина – от совершения убийства.

Отзывы

Сюжет рассказа Кавказский пленный

Важно, что война в этом рассказе - только спусковой крючок для сюжета. Повествование больше экзистенциально, а основным контрапунктом становится противостояние своих и чужих. Маканин демонстрирует агрессивность, разлитую в мире, наружу она постоянно вырывается убийствами и войнами. Но рассказ не только об этом. Важное место в нем занимает красота, способная действительно спасать мир. Причем именно с этих слов писатель начинает свою историю о насилии, убийствах и агрессии.

В отзывах о рассказе Владимира Маканина "Кавказский пленный" критики отмечали символическую монументальность этого произведения. Автору удалось воплотить архетический конфликт настоящему времени. Это душевные муки человека, который обречен губить то, что любит больше всего. Мотив убийства превращается в глубокомысленную притчу, удивительную по напряжению батальную повесть. Причиной войны оказывается не ненависть, а неразделенная, страстная и извращенная любовь.

Анализ произведения

Писатель Владимир Маканин

Рассказ "Кавказский пленный" В. Маканина сильно хвалили на Западе. Автор опровергает кавказский миф, лишая его романтического ореола. Его герои свыклись с военными буднями, озлобившись и очерствев. Смерть они принимают как данность, спокойно относятся к трупам, закапывая их в землю. Об этом равнодушии Маканин упоминает несколько раз. При этом смерть он описывает максимально жутко и страшно, чтобы читатель не мог воспринимать смерть равнодушно. Для солдат же война превращается в работу, при этом автор ставит перед собой задачу не допустить подобного в мирной жизни.

Очень необычной оказывается временная и пространственная организация произведения. Между настоящим временем и его назначением проходит зыбкая грань. При этом отдельные временные отрезки выбиваются из общего потока, обретая в повести собственное значение. Само пространство при этом разбивается на отдельные отрезки, которые, в конце концов, повторяются и переплетаются между собой. Появляется стойкое ощущение, что герои попали в запутанный лабиринт, выхода из которого просто нет. Они навечно стали его пленными.

Через все произведение Маканина проходит высказывание Достоевского о красоте. Но здесь оно приобретает иное значение. Суровая и чужая красота кавказских гор становится враждебной и чуждой для русского человека. Горы представляют смертельную опасность для русских солдат. Красота чеченского юноши поначалу пробуждают в Рубахине новые и сильные чувства, появляется ощущение, что они способны сыграть важную роль в жизни русского солдата, изменить его, но и эта красота никого не спасает. Как только у него появляется ощущение опасности, которая исходит от пленного, главный герой жестоко с ним расправляется.

Маканин приходит к выводу, что там, где царит озлобленность и хаос, красоте просто не находится места. Она обретает губительную силу, его красота не спасает, как у Достоевского, а убивает.

Новаторство и уникальность

Отзыв о рассказе Владимира Маканина

Маканин беспощадно разоблачает романтический кавказский миф, который был создан русскими классиками - Пушкиным, Лермонтовым, Толстым. Современный автор открывает читателю глаза на истинный Кавказ, который больше никого уже не очаровывает.

Классическую фразу Достоевского он полностью опровергает, доказывая, что на войне не может быть ничего романтичного и красивого. Повсюду только обезображенные трупы, кровь и искалеченные судьбы тех, кому удалось выжить.

Экранизация

Фильм Пленный

В 2008 году книга "Кавказский пленный" Владимира Маканина была экранизирована режиссером Алексеем Учителем. Кинематографист признавался, что его впечатлило и задело это произведение. Он лично познакомился с автором, поразившись, что уже немолодой человек рассуждал очень современно и актуально. Он четко оценивал современное положение российского кино, более того, у него оказалось сценарное образование. Поэтому Учитель договорился, что он переработает свой рассказ для фильма.

Картина вышла под названием "Пленный". Главные роли исполнили Вячеслав Крикунов, Петр Логачев и Ираклий Мсхалаиа.

Картина участвовала в фестивале "Кинотавр", но не завоевала ни одной награды. На конкурсе в Карловых Варах ленте досталась премия за лучшую режиссуру.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОНСПЕКТ УРОКА.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА :

- привитие навыков анализа незнакомого текста;

- развитие способностей целостного видения мира , его взаимосвязей;

- помочь осознать учащимся , что на каждого

из них возложена ответственность за происходящее

эпиграф урока:

1.ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

А) ОРГМОМЕНТ

Дар напрасный ,дар случайный,

Жизнь,зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?

Цели нет передо мною :

Сердце пусто , празднен ум ,

И томит меня тоскою

Однозвучной жизни шум.

Пушкин , Великая Совесть России , в одном из стихотворений – молитв просил БОГА(!) о помощи видеть свои грехи, не осуждать других , быть смиренным , терпеть , любить и быть целомудренным . Кажется, чего проще: ты сам строишь свою жизнь . Но это только КАЖЕТСЯ . Человек – вечный раб своих мыслей , поступков, ОН ВЕЧНЫЙ ПЛЕННЫЙ.

2. СОБСТВЕННО АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Но давайте сравним :

уже в повествование внедряется пейзаж;

В ауле ,на своих порогах,

Черкесы праздные сидят . Хребта Кавказского вершины

Сыны Кавказа говорят Пронзали синеву небес ,

О бранных , гибельных тревогах , И оперял зубчатый лес

О красоте своих коней , Его зубчатые стремнины ,

О наслажденьях дикой неги ; Обложен степенями гор ,

Воспоминают прежних дней Расцвел узорчатый ковер;

Неотразимые набеги , Там , под столетними дубами ,

Обманы хитрых узденей ( князей ), В тени , окованный цепями ,

Удары шашек их жестоких, Лежал наш пленник на траве.

И меткость неизбежных стрел,

И пепел разореннных сел ,

И ласки пленниц чернооких.

Каков сюжет произведения Маканина ? Все перевернуто вплоть до наоборот \. Русский берет в плен одного из боевиков, кстати, не называя его национальности. При встрече с вражеским отрядом русский, боясь предательства ( ?), убивает молодого противника, которого уже успел своеобразным образом полюбить . Следует заметить, что во всех произведениях с одноименным названием присутствовали женские образы, а здесь нужно будет решать самому читателю, кто перед ним (мужчина –пленник или …).

4. СЛОВО УЧИТЕЛЯ О СТИЛЕ АВТОРА:

В отличие от всех своих предшественников Маканин пишет свое произведение , опираясь не на сознание , а на подсознание , его Рубахин словно во сне живет , все у него находится в подсознании , он словно постоянно пытается что-то вспомнить. Да и женского образа у Маканина в произведении вроде бы и не существует. Но об этом позже .

5. О композиции произведения (слово учащемуся )

Композиционно произведение выглядит просто: экспозиция- повествование о буднях солдат во время военного конфликта с одной из кавказских стран ближнего зарубежья ; завязка – взятие пленника Рубахиным; развитие действия-помощь Рубахина пленному и появление у него особых душевных переживаний; кульминация – новое столкновение с боевиками в горном тупике; развязка – смерть пленника; эпилог – муки совести у Рубахина.

6. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: определение совместно с учащимися темы произведения.

А вот о чем произведение сразу определить невозможно, хотя сразу понятно , что написано во имя мира и самоочищения . Произведение не отпускает и не дает читателю покоя . В.Маканин заставляет своего читателя находиться долго в том пограничном состоянии,в котором находился его персонаж ( слово герой просто не подходит , т. к. произошло убийство , которого не только не должно было быть , а посягательство на жизнь Вечности , Вселенной ).

И чего ты упрямишься , Алибек . Ты ж . если со стороны глянуть , пленный . Все ж таки не забывай , где ты находишься . Ты у меня сидишь .

Это почему же- я у тебя ?

Да хоть бы потому , что долины здесь наши .

Долины ваши – горы наши.

Шутишь ,Петрович. Какой я лпенный… Это ты здесь пленный ! – Смеясь , он показывает на Рубахина , с рвением катящего тачку: -Он пленный. Ты пленный. И вообще каждый твой солдат – пленный!

Автор же , независимо от спорящих , придерживается своего мнения , поэтому смотрит на все происходящее отстраненно ,откуда –то сверху. Но создается ощущение , что это даже не автор , а та Красота , та ,если хотите Энергия Вселенной , которая обитает где- то в космосе , вне зависимости от Человека и его поступков.

7. Время повествования – военные события. Наверное поэтому автор вообще в самое начало рассказа поставил фразу: ”Солдаты , скорее всего , не знали , что красота спасет мир , но что такое красота , оба они , в общем знали “. Конечно , солдату не до философствований , если он постоянно думает о том , как сохранить себе жизнь

О КАКОЙ КРАСОТЕ должен был знать солдат?

Именно поэтому Маканин помогает читателю увидеть в природе некую СТАТИКУ, т .к. к людям приходит смерть , а природа – невольный наблюдатель за происходящим, мудрый и уставший уже СПАСАТЬ. Возникают мысли о вечном , похожие на строки Н.Гумилева :

Есть бог , есть мир , они живут вовек ,

А жизнь людей мгновенна и убога .

8.Художественный образ персонажа.

10. Философия ,русская история и религия .

Может, что русские забыли о том, что всегда поклонялись красоте Природы. В русских памятниках ( мифология славян) уцелели следы поклонения небу под именем СВАРОГА , солнцу под именем ДАЖБОГА, ХОРСА, ВЕЛЕСА, грому и молнии под именем ПЕРУНА, богу ветров СТРИБОГУ, огню и другим силам и явлениям природы; а еще был силен культ предков .

Маканин ничем не выдает свою приверженность какой бы то ни было религии, потому хочется обратиться ко всему религиозному наследию; не следует забывать, что происходит в рассказе встреча мусульманина и христианина (возможно , это субъективное) ; но столь глубока философия автора во вселенском рассуждении о красоте , что призывает отыскать все к ней относящееся. Ведь Красота у Маканина - ВСЕЛЕНСКАЯ.

А ощущение вселенской красоты было известно человеку с древнейших времен .

Чань – буддизм. Человек чувствует свое слияние с пустотой и ясно ощущает свое единство со вселенной .

Даосизм . В мире существует два начала : ИНЬ – женское , ЯН – мужское . А когда умер первый человек , тело его претерпело превращения : дыхание стало ветром и облаками , голос – громом, Левый глаз – солнцем , правый – луной , четыре конечности и пять частей тела – четырьмя странами света и пятью пиками . кровь потекла реками . жилы и мускулы легли земной поверхностью , плоть превратилась в почву , волосы головы стали звездами, волосы тела - травой и деревьями , зубы и кости – драгоценными камнями , семя и мозг - дождем и озерами .

Послание любви Риши Сатьи Бабы – одноиз религиозных учений нового времени. Ее основатель указывает на самое главное во всех религиях - призыв к любви, утверждая, что человек- часть вселенной .

Особый интерес в понимание красоты несет ЭЗОТЕРИКА .

Камни, растения, животные , люди – одна цепочка духовного развития Вселенского Сознания.

Эзотерикам удалось напрямую прикоснуться к тайнам вселенной , основываясь на опыте человека , заставляя его переоценить всю свою жизнь и взгляды на мир .Эзотерика возникла 9-10 т . лет назад; действовавшие вне всяких религий Эмпедокл ,Пифагор, Парацельс ,затем Н.К.Рерих и Елена Ник . Рерих, религиозный философ Даниил Леонидович Андреев говорили о многомерности Вселенной. Энергии как бы вложены друг в друга, они взаимодействуют друг на друга и видоизменяются . Горный обвал , весеннее пробуждение , эмоции человека -обусловлены движениями энергий . Сознание является ЭНЕРГИЕЙ особого рода .Высший план заполнен бесконечным сознанием, которое называют Божественным Сознанием вселенной.

Энергия Всемирного Сознания есть во всем: в виде сгустков в камнях и минералах , совершенствуясь, оно переходит в животных . людей .Энергия разрушается от греха ,злобы…

То , что называют грехом ,эзотерики называют невежеством . Э-ки нашли энергетические центры у человека , на которые научились действовать с помощью музыки, звуков, созерцая некоторые изображения , через сновидения, пребывание в особых местах , достигая при этом таких вершин духа , когда душа растворяется во всевышнем.

Мистическое чувство непрерывной взаимосвязи всего,что происходит в рассказе Маканина , не покидает читателя . Живет или разрушается Вселенная…

Именно такое ощущение и возникает в тот момент, когда умирает пленный и обрывается что – то в этот момент у Рубахина в душе. Словно на красоту всей вселенной руку поднял.

Стоит вспомнить и о том, что у чеченцев, как и у славян, сохранились две системы богов: культ предков и народных героев и поклонение обоготворенным силам природы .

11. Образ пленника .

Наверное , частично правы те критики , которые увидели в пленнике даже ( !) намек на аномальные интимные отношения между мужчинами , распространенные на Кавказе . Не думаю , чтобы автор шагал так мелко . Скорее , критики не увидели в образе пленника некоего символа , намека , призыва к чувствованию , к призыву автора жить , любить,

Пленник же ждал, когда Рубахин перенесет его через ручей , спал спокойно, положив голову на плечо, молчал ,когда увидел своих - ДОВЕРЯЛ, потому что уже между людьми возникла эта разновидность ЛЮБВИ -забота, нежность, чистота отношений. И вдруг – ПУСТОТА вместо красоты.

12. О Кавказе и кавказцах…

Речь идет о КАВКАЗСКОМ пленнике . Заглянем в прошлое . Кавказские народы всегда обладали большой духовностью ,значит мудростью. В начале прошлого века Россия отстояла свои права на Грузию, Армению , Азербайджан , в двух войнах с Персией (1804 – 13 г .,1826 –28 г.) и двух войнах с Турцией (1806 – 12 г., 1828 – 29 г.).

Что из обрядов сохранилось у горцев в произведении Маканина ?

13. О чем вопрошает автор?

Ответ военным и политикам дан Ф.Тютчевым еще в 1855 году:

Не богу ты служил и не России,

Служил лишь суете своей,

И все дела твои , и добрые , и злые,-

Все было ложь в тебе , все призраки пустые :

Ты был не царь , а лицедей.

14.О времени в произведении .

А ответ найти было просто…

На стихотворение А.С. Пушкина святитель Филарет ответил так:

Не напрасно , не случайно

Жизнь от бога мне дана ;

Не без воли бога тайной

И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн воззвал ;

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне , забвенный мною!

Просияй сквозь сумрак дум ,

И созиждется тобою

Сердце чисто ,светел ум,

Почему же возникает этот мотив в этом рассказе, мы, к счастью, знаем. Мака­нин объяснил, в чем причина этой странности. Он задумывал рассказ о том, как солдаты захватили пленную, а не пленного. И в первоначальной сюжетике это было естественное влечение молодого солдата к пленной чеченской девуш­ке, может быть снайперше, может быть разведчице, а может быть слу­чайно захваченной жительнице села. Сюжет вполне традиционный, только выверну­тый наизнанку к толстовскому: там был пленник, которого держат в яме, и го­ренка спасает его (и у Пушкина тоже). А здесь женщина, захваченная в плен сол­датами, должна была стать олицетворением вот этого иного мира, входя­ще­го в русское пространство. Но Маканин почувствовал некоторую на­туж­ность и неестественность этого хода и переменил героя, заменил женщину на муж­чину. Но любовный мотив остался, и он превратил рассказ из локаль­ного эпи­зода, повествующего о войне, в эпизод большой традиции, в эпизод антич­ный в большей степени, чем эпизод из дня сегодняшнего.

Но есть и вторая загадка в этом рассказе, и она как раз связана с датой его на­писания. Мы быстро забываем о том, как движется история. Первая чеченская война началась в декабре 1994 года. А рассказ написан о чеченской войне в июле — сентябре, до того, как война началась. И вот у нас на глазах простой реалистический сюжет превращается, с одной стороны, в некую форму проро­чества о надвигающейся войне. С другой стороны, в античный миф о влюблен­ности мужчины в мужчину. И античный же миф, связанный тайной связью между смертью и влечением. Я процитирую фрагмент, где Маканин описывает, как герой Рубахин убивает пленного при виде чеченского отряда:

Маканин — писатель достаточно холодный, достаточно рациональный, доста­точно жесткий. И сама тема его рассказа не допускает трепета, не допускает профетического пафоса. Начинается с того, что солдаты, участвовавшие в этой войне, не знали фразы Достоевского о том, что красота спасет мир. Но они знали, что такое красота.

А финал рассказа говорит о том, что красота остается. Она разлита в природе, она разлита в человеческом теле, она заключена в нем. Но красота не спасет мир — это холодный, почти ледяной вывод. должен делать и такие вы­воды в литературе.

Читайте также: