Камил муллашевнын соембикэ картинасына сочинение

Обновлено: 02.07.2024

1. Загадка рождения и тайна имени

2. Трижды замужем

Ногайскую красавицу трижды выдавали замуж. И как полагалось в то время, особенно у августейших особ, мнения у невесты никто особо не спрашивал. Одним словом, династические браки. Первым ее мужем был казанский хан Джан-Али – выходец из Касимова. К слову, когда она переехала в Казань, ей было 12-13 лет. Спустя два года (1535 год) Джан-Али был убит. В 1546 году девушку выдали замуж за хана Сафа-Гирея – он уже был из крымской династии. Считается, что именно Сафа-Гирей был ее любимым мужем. А Сююмбике для него – пятая жена. Но счастье молодоженов продолжалось недолго: в 1549 году умер Сафа-Гирей, Сююмбике стала регентшей при несовершеннолетнем сыне и фактически стала правительницей Казанского ханства. Третий раз ее выдали замуж уже после падения Казани – ее суженым-ряженым стал касимовский хан Шах-Али (он же Шигалей, приходился родным братом Джана-Али).

3. Не было ей равной по красоте в Казани и Москве

4. Заботливая царица

При этом историки говорят, что ее власть в 1549 – 1551 годы в значительной мере держалась на саблях кочевников.

5. Ставка на крымскую партию

Параллельно вокруг казанского престола плелись интриги. Отметим, в то время среди местной знати шла борьба между сторонниками союза с Москвой и сторонниками сближения с Крымом. Сююмбике примкнула к крымской партии, заняв враждебную позицию к Москве.

Казанская элита выслала Сююмбике с сыном Утямышем (сын Сафа-Гирея) в Свияжск (Московское государство). 11 августа 1551 года на Казанском устье князь Петр Серебряный встречал плененную царицу. 5 сентября 1551 года все они прибыли в Москву. Казанский период жизни Сююмбике закончился московским пленом. Впоследствии ее выдали замуж за Шах-Али, союзника Москвы. Супруги друг друга откровенно не любили. По одной версии, она последние годы прожила в Касимове, по другой – в окрестностях поселка Виля (Нижегородская область). Дата ее смерти до сих пор остается загадкой. Вероятно, она умерла не ранее 1554 года. В Касимове, в мавзолее Шаха-Али, обнаружен неизвестный надгробный камень. Возможно, под ним и захоронена казанская царица.

6. Потомство

Известно лишь об одном ее сыне – царевиче Утямыш-Гирее. Именно его оставил наследником отец – Сафа-Гирей. Когда мальчику было два года, его возвели на престол. Но ввиду малолетства, Сююмбике стала регентшей.

После очередного мятежа казанской знати и выдачи Сююмбике и Утямыша москвичам, мать и сына разлучили. Сююмбике, как было сказано выше, была выдана замуж за Шах-Али и отправлена в Касимов. А юный Утямыш-Гирей остался на воспитание при царском дворе. Мальчика крестили в Чудовом монастыре под именем Александр.

В 1563 году в составе русского полка участвовал в походе на Полоцк, который принадлежал Великому Княжеству Литовскому. В 1566 году умер, ему было 20 лет. Похоронен с почестями в Архангельском соборе Московского кремля.

7. Легенды, байки, сказки

О Сююмбике сложено немало легенд. Самая распространенная примерно такая: якобы Иван Грозный, прослышав о невиданной красоте царицы, прислал в Казань своих сватов. Но гордая красавица отказала русскому царю. Тогда Иван IV решил применить силу и пошел на Казань с огромным войском и осадил город. Сююмбике, чтобы спасти жителей, согласилась выйти замуж при условии: русский царь за семь дней должен построить в Казани высокую башню. Условия царицы были приняты, и строительство началось. К исходу седьмого дня башня была готова. Тогда Сююмбике поднялась на самый верхний ярус башни и бросилась вниз головой. Так она погибла, не желая попасть в руки ненавистного царя. В память о своей славной дочери татарский народ назвал башню ее именем.

Согласно другой легенде, башня была специально построена царицей в память о своем муже Сафа-Гирее. Тело его покоилось в белокаменном мавзолее рядом с этой башней. Разумеется, все это лишь красивые байки. Например, башня была построена как минимум через сто лет после правления казанской царицы. Да и Сююмбике была лет на 15 старше Ивана. Но когда это останавливало экскурсоводов?

О незаурядной правительнице продолжают слагать легенды. Для Казани, для татар она стала символом борьбы за независимость, стремления к свободе и одновременно чуткого отношения к чаяниям простого народа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

СӨЕМБИКӘ МАНАРАСЫ

Описание презентации по отдельным слайдам:

СӨЕМБИКӘ МАНАРАСЫ

Сөембике манарасы-Казанның иң күренекле архитектура истәлеге. Манараның гомум.

Сөембике манарасы-Казанның иң күренекле архитектура истәлеге. Манараның гомуми биеклеге 58 метр, Казансу елгасыннан 70 метр. Ул җиде катлы манарадан тора.

Манараның исеме Сөембике ханбикә исеме белөн бәйле.Ул безнең чорга тармхи яз.

Манараның исеме Сөембике ханбикә исеме белөн бәйле.Ул безнең чорга тармхи язмалар, легендалар, бәетләр аша килеп җиткән һәм хәзәр дә халык күңелендә яши. Сөембикә— улы Үтәмеш-Гәрәй бәлигъ булмаган вакытта Казан ханлыгы патшабикәсе (1549-1551). Юсыф бәк кызы,Җангали, Сафа-Гәрәй, Шаһгали ханнары хатыны. Сөембикә — Ислам тарихында ил белән идарә иткән беренче мөселман хатын-кызларның берсе. Туу һәм үлү даталары билгесез. 155 елда ул казанлылар тарафыннан акча белән бергә Мәскәүгә озатыла. Бер ярым елдан соң үзе теләмәгән килеш Шаһгалига кияүгә чыга.

Сөембике искиткеч гузәл, матур ханбикә була. Аның мтурлыгы турында Иван IV иш.

Сөембике искиткеч гузәл, матур ханбикә була. Аның мтурлыгы турында Иван IV ишетә.Аңа Мәскәү патшабикәсе булырга, ягъни үзенә хатын булырга тәкъдим итә. Ләкин Сөембикә риза булмый.

Дошман шәһәрне камап ала. Сөембикә, шәһәрне саклап калу өчен, барлык манарала.

Дошман шәһәрне камап ала. Сөембикә, шәһәрне саклап калу өчен, барлык манаралардан да биек булган яңа манара төзүнә таләп итә. Шул очракта гына патшага кияүгә чыгарга риза булачагын белдерә. Җиденче көнне манара төзелеп беткән. Әмма Сөембикә яраткан шәһәреннән, халыкыннан аерылырга теләми һәм, манаранның иң югары өлешенә күтәрелеп, түбәнгә сикерә.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 124 человека из 45 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 596 148 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 03.12.2015 4239
  • PPTX 1.6 мбайт
  • 58 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Каримова Марина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

1999 – В Казани на улице Щапова открылся музей выдающегося скульптора и художника Баки Урманче, народного художника Татарстана и России, лауреата Государственной премии РТ имени Г. Тукая

Погода в Казани

Память о Сююмбике

Одним из символов Казани является башня Сююмбике, которая находится в Кремле. Она названа именем ханбике, реального персонажа древней истории нашего края.

Название связано с ханбике Сююмбике, реальном персонаже древней истории нашего края. О Сююмбике много написано. Есть материалы о ней и на нашем сайте. Вы можете прочитать фрагменты романа о Сююмбике казанской писательницы Ольги Ивановой.

Предлагаем вашему вниманию публикацию нашего постоянного внештатного автора, известного казанского краеведа Рената Бикбулатова. Портреты Сююмбике мы нашли в Интернете.

Ханбике Сююмбике

Сююмбике, дочь правителя Большой Ногайской Орды Юсуфа, потомка знаменитого Идегея, родилась около 1516 года. В 1533 году она была выдана замуж за 17-летнего казанского хана Джан-Али. В то время фактическими правителями в Казанском ханстве были карачи-бек Булат Ширин и царица Гаухаршад (Ковгоршад). В первый же год замужества стало ясно, что между молодоженами нет ни согласия, ни любви.


Портрет Рушана Шамсутдинова

Между Казанским ханством и русским правительством восстановились добрососедские отношения. В 1546 году хан был изгнан из Казани вследствие народного восстания, но вернулся вскоре с помощью крымских и ногайских войск. В марте 1549 году хан Сафа-Гирей в результате несчастного случая скончался. Тогда ему было всего 42 года, он был в расцвете сил и здоровья.


Портрет Искандера Рафикова

Сююмбике долго оплакивала кончину любимого мужа. Единственным утешением для нее стал их двухлетний сын Утямыш-Гирей. В том же 1549 году ханом был провозглашен сын царицы Сююмбике, маленький Утямыш. Царица была объявлена регентшей.

То обстоятельство, что правительство имело военный характер, вполне оправдывалось опасностью, угрожавшей государству. Казанцы имели основания ожидать нападения со стороны русских, и в этот момент было особенно необходимым возрождение военной мощи Казанского ханства.


Портрет Нияза Хазиахметова

Правительство Сююмбике и оглана Кучака спокойно управляло страной в течение года. Кризис наступил в 1551 году. Русское правительство, наученное неудачей двух последних походов, избрало новую стратегию: оккупацией водных путей русские парализовали всю жизнь страны.


Портрет безымянного автора

Казань оказалась в блокаде. Прекратился торговый обмен, нарушился подвоз продуктов, волжская торговля была уничтожена. В Казани увеличилось число недовольных правительством оглана Кучака. Происходили волнения, и со дня на день можно было ждать переворота. Оглан Кучак и весь крымский гарнизон бежали из города и вскоре были уничтожены.

В городе было создано временное правительство, которое 11 августа 1551 года выдало русским хана Утямыша и царицу Сююмбике. Скорбным был отъезд Сююмбике с сыном из столицы ханства в Москву. Временное правительство Казани, делая этот шаг, понимало, что это залог мира между двумя государствами. В Москве Сююмбике жила в царских палатах и к ней благоволила русская царица. Но это был плен.


Портрет Ильяса Файзуллина

Но после того, как Сююмбике вышла замуж за Шах-Али, ее малолетний ребенок был разлучен с матерью. 8 января 1553 года он был крещен в Пудовом монастыре с именем Александр – «и царь благоверный пожаловал царя Александра Сафакиреевича, повеле его учити грамоте, понеже юну ему сущу, да навыкнет страху божию и научится закону христианскому.


Портрет Камиля Муллашева


Портрет Искандера Рафикова


Портрет Сююмбике и ее сына Утямыша. Художник И. Акжигитов

Башня Сююмбике

В стенах Казанского Кремля стоит величественная башня, носящая имя Сююмбике. Много легенд связано с башней Сююмбике.

Существует предание, что она построена на месте захоронения святых мусульман, куда местные жители ходили на поклонение и что здесь недалеко от ханского дворца была могила Сафа-Гирея (последние археологические раскопки подтвердили, что здесь находятся царские усыпальницы, сейчас там установлен камень с информацией о захоронении здесь царских останков), умершего в 1549 году, над которой Сююмбике возвела мавзолей или поминальную мечеть.

Сохранилась передаваемая из поколения в поколение легенда, рассказывающая о плаче Сююмбике над местом упокоения мужа и о том, как прощалась она с жителями города, торжественно провожавшими ее и малолетнего хана Утямыша в Москву.

Народные сказания рисуют Сююмбике неописуемой красавицей, услышав о которой, Иван IV направил к ней послов с предложением стать московской царицей. Отказ Сююмбике, по этому преданию, явился причиной похода русских на Казань. Когда русские осадили город, гордая царевна согласилась выйти замуж за грозного царя при условии, что в течение недели его строители сумеют возвести семиярусную башню выше всех минаретов Казани. Требование царевны было выполнено в срок.

Сююмбике покончила с собой, бросившись с башни, убедившись, что город окружен и спасения нет.


Но мы знаем, что эта легенда лишена исторических оснований: Сююмбике уехала из города за год до начала решающего штурма города. И еще, как указывает энциклопедия, сама башня Сююмбике была построена русскими зодчими уже после взятия Казани, предположительно во второй половине XVII – начале XVIII века.

В г. Касимове сохранился каменный мавзолей Шах-Али (умер в 1567 г.), в котором находились гробницы и надгробные камни с вырезанными на них татарскими орнаментами и арабскими надписями. Там же в усыпальнице обнаружен безымянный надгробный камень. Может быть, под ним и покоится прах последней казанской царицы.

Сююмбике в татарском национальном сознании – фигура уникальная. Ее в литературе сравнивали со всемирно известными женщинами: шотландской королевой Марией Стюарт, английской королевой Елизаветой I и с последней царицей Египта Клеопатрой.

Прошло уже несколько веков, а не угасает народный интерес к ней, народ помнит свою легендарную Сююмбике, она и сегодня остается символом оплакиваемой народом чистоты и верности. И так будет всегда.

Читайте в "Казанских историях":

История глазами литератора – интервью с Ольгой Ивановой, автором трех исторических романах о женщинах-повелительницах татарского народа

Казанская царица Сююмбике в плену у Ивана Грозного. Ильяс Файзуллин Однажды Иван Грозный, прослышав о сказочной красоте царицы Сююмбике, прислал в Казань своих сватов. Гордая красавица отказала русскому царю. Тогда разгневанный Иван Грозный пришёл к стенам города с огромным войском, осадил город и сказал, что если Сююмбике не согласится выйти за него замуж, то он сотрёт Казань с лица земли.

Оборона Казани от войск Ивана Грозного (Пушечный двор). Ильяс Файзуллин Чтобы спасти жителей Казани, Сююмбике была вынуждена согласиться выйти замуж при условии, но попросила необычный свадебный подарок – самую высокую башню ,которую русский царь за семь дней должен построить в Казани . Условия царицы были приняты и началось спешное строительство. В первый день положили первый ярус, во второй день – второй, в третий – третий. К исходу седьмого дня башня была готова.

Ильяс Файзуллин И начался свадебный пир. Гости пировали, а казанцы грустили. Они понимали, что больше не увидят Сююмбике – добрую госпожу. Во время пира Сююмбике поднялась на самый верхний ярус башни, чтобы в последний раз посмотреть на Казань, Но, глядя на родной город, поняла, что не сможет покинуть его навсегда. Расплакалась и бросилась вниз головой. Так она погибла, не желая попасть в руки ненавистного царя. В память о своей славной дочери татарский народ назвал башню ее именем.

Башня Сююмбике Согласно другой легенде, не менее поэтичной, башня была специально построена царицей Сююмбике в память своего мужа Сафа-Гирея. Тело его покоилось в белокаменном мавзолее рядом с этой башней. Если верить словам очевидцев, над гробом своего мужа Сююмбике часто молилась, оплакивая его смерть и свою судьбу.

Камиль Муллашев. В действительности же Сююмбике была дочерью ногайского мурзы Юсуфа. Первый муж Сююмбике Джан-Али был поставлен на престол в малолетнем возрасте согласованым решением промосковки настроенного правительства во главе с князем Булат Ширин и Московского князя Василия III. Управление во время малолетства хана осуществляла царевна Ковгоршат, она же устроила брак Джан-Али с Сююмбике, что было приурочено к совершеннолетию хана и перехода власти к нему. Брак был согласован с Москвой, причём Москва согласилась очень быстро, так как надеялась, через этот брак приблизить бия Юсуфа и создать определенный противовес сверженному хану из крымской династии Сафа Гирею, который находился у своего тестя, могущественного ногайского мирзы Мамая. Брак был неудачным, хан пренебрегал женой, у них не было детей. Сююмбике жаловалась отцу и просила её забрать. Юсуф предлагагал сместить хана и требовал вернуть дочь. Все эти события стали предметом дипломатической переписки.

Рушан Шамсутдинов. Джан Али не устраивал не только жену, но и казанское правительство, которое, видимо, также не удовлетворяло давление со стороны Москвы и вмешательство во внутренние дела ханства. В 1535 году при участии Булат Ширина и Ковгоршат был совершен переворот, Джан-Али был убит, а на трон повторно пригласили Сафа Гирея. Сююмбике стала его пятой женой.

Хан Сафа-Гирей. Нияз Хазиахметов. После смерти Сафа Гирея правила Казанским ханством в 1549—1551 годы в качестве регентши ввиду несовершеннолетия своего сына. Царица Сююмбике — одна из первых женщин-мусульманок в истории исламского мира, которые выполняли роль главы государства. Утямыш-Гирей— казанский хан (1549—1551), сын Сафа-Гирея и Сююмбике.

Сююмбике и Утямыш. После неожиданной смерти отца Сафа-Гирея, был возведен на престол в двухлетнем возрасте. При малолетнем хане регентшой была его мать Сююмбике.

Казанская царица Сююмбике. Так как Утямыш-Гирей был представителем крымской династии, после мятежа казанской знати против крымцев, в 1551 году был выдан казанцами Ивану Грозному вместе с своей матерью Сююмбике и казанской казной русским. Был крещен в Чудовом монастыре, получив имя Александр Сафагиреевич,(ум. 11 (21) июня 1566) Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля В Патриаршей летописи об этом говорится, что они (казанцы) послали . к Шигалею (Шах Али) и к воеводам бити челом, чтобы государь пожаловал, гнев свой им отдал, а пленити их не велел, а дал бы им на царство царя Шигалея (Шах Али), а Утемыш-Гирея царя государь к собе взял и с материю Сююнбика-царицею.

Плененная царица Сююмбике покидающая Казань.1870 Художник Василий Худяков. Через полтора года против своей воли была отдана замуж за касимовского правителя Шах-Али, брата Джан-Али, первого мужа Сююмбике. Шах-Али стал ее третьим и последним мужем, вскоре увез царицу в г. Касимов, где она тихо и незаметно дожила свой век, где и умерла. Могила неизвестна. Все это происходило, судя по Писцовым Книгам, еще до взятия Иваном Грозным Казани, поэтому легенда о башне всего лишь красивая легенда.

Читайте также: