Какую роль в будущей взрослой жизни играет исполнение детских желаний сочинение егэ

Обновлено: 05.07.2024

Счастливые взрослые вырастают в счастливых семьях. Потому так важно, чтобы ребёнок почувствовал радость детства, получил достаточно любви и внимания от своих родственников. Ощущение безопасности, собственной нужности, постоянная забота папы и мамы влияют на познавательные способности малыша, помогая его личности гармонично развиваться. Проблема роли детства в жизни человека и аргументы в пользу особенного влияния этого периода на успешность во взрослой жизни можно встретить в работах известных психологов: Карла Густава Юнга, Зигмунда Фрейда, Льва Выготского.

Эмоциональное развитие в раннем детстве отражается на способности противостоять стрессам, негативным влияниям в будущем, помогает научиться адекватно оценивать разных людей и уметь общаться с ними. Основываясь на собственном и родительском опыте, малыш получает понятие о хорошем и плохом, формирует представление о семейных ценностях. Взрослея, счастливые дети превращаются в успешных и довольных жизнью людей, способных брать ответственность за свои поступки.

Проблемы взрослых с трудным детством

СПАДИЛО.РУ

Текст из ЕГЭ

(1)На меня самое сильное впечатление производят сны, в которых поднимается далёкое детство и в неясном тумане встают уже не существующие лица, тем более дорогие, как всё безвозвратно утраченное. (2)Я долго не могу проснуться от такого сна и долго вижу живыми тех, кто давно уже в могиле. (3)И какие всё милые, дорогие лица! (4)Кажется, чего бы не дал, чтобы хоть издали взглянуть на них, услышать знакомый голос, пожать их руки и ещё раз вернуться к далёкому-далёкому прошлому. (5)Мне начинает казаться, что эти молчаливые тени чего-то требуют от меня. (6)Ведь я стольким обязан этим бесконечно дорогим для меня людям…
(7)Но в радужной перспективе детских воспоминаний живыми являются не одни люди, а и те неодушевлённые предметы, которые так или иначе были связаны с маленькой жизнью начинающего маленького человека. (8)И сейчас я думаю о них, снова переживая впечатления и ощущения детства.

(9)В этих немых участниках детской жизни на первом плане всегда, конечно, стоит детская книжка с картинками… (10)И это была та живая нить, которая выводила из детской комнаты и соединяла с остальным миром. (11)Для меня до сих пор каждая детская книжка является чем-то живым, поскольку она пробуждает детскую душу, направляет детские мысли по определённому руслу и заставляет биться детское сердце вместе с миллионами других детских сердец. (12)Детская книга — весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодарную почву семян. (13)Дети, благодаря этой книжке, сливаются в одну громадную духовную семью, которая не знает этнографических и географических границ.

(14)3десь мне придётся сделать небольшое отступление именно по поводу современных детей, у которых приходится сплошь и рядом наблюдать полное неуважение к книге. (15)Растрёпанные переплёты, следы грязных пальцев, загнутые углы листов, всевозможные каракули на полях -одним словом, в результате получается книга-калека.

(16)Трудно понять причины всего этого, и можно допустить только одно объяснение: нынче выходит слишком много книг, они значительно дешевле и как будто потеряли настоящую цену среди других предметов домашнего обихода. (17)У нашего поколения, которое помнит дорогую книгу, сохранилось особенное уважение к ней как к предмету высшего духовного порядка, несущего в себе яркую печать таланта и святого труда.

(По Д. Мамину-Сибиряку)

Вступление

Детство – самое трепетное и волшебное время для человека. Эта светлая пора накладывает неизгладимый отпечаток на всю последующую жизнь. Будучи ребенком, мы укрепляем в сознании модель поведения человека в семье, впитываем, как губка, созданную нашими родителями атмосферу.

Именно в детстве закладываются главные жизненные ценности: мы начинаем ценить то, что ценили наши родные и близкие, негативно относимся к тому, о чем с недовольством отзывались мама и папа.

Проблема

Проблему детства поднимает в своем тексте Д. Мамин-Сибиряк. Воспоминания о детстве, о людях, которые окружали героя в детские годы, о предметах, столь дорогих сердцу, наполняют сердце автора и заставляют задуматься о прошлом.

Комментарий

Автор часто видит свое давно ушедшее детство во сне, где рядом находятся давно ушедшие люди, особенно дорогие из-за невозможности вновь увидеть их в реальности. Душа сильнее болит от желания поговорить с ними, обнять, услышать родной голос и увидеть угасшие лица.

Порой кажется, что эти люди что-то требуют от него, ведь невозможно восполнить то, чем герой им обязан.

В памяти всплывают не только родные и близкие, но и предметы детства, которые были постоянным спутником той поры. В первую очередь вспоминается книга – яркая, красочная, открывающая перед сознанием ребенка весь прекрасный огромный мир, пробуждающая душу растущего человека.

Автор сетует на то, что в современном мире у детей совершенно не такое отношение к книге. Оно характеризуется неуважением к ней, небрежным отношением. Д. Мамин-Сибиряк пытается понять причины этого, находит ее в том, что детская книга стала дешевле, доступнее, от того и потеряла свою ценность.

Авторская позиция

Автор уверен, что детство оставляет неизгладимый отпечаток на всей сознательной жизни человека. Это выражается во всем: в отношении к семье, в умении ценить то, что было дорого когда-то.

Своя позиция

Полностью разделяю позицию автора. Без счастливого детства невозможно правильное становление личности. Ребенок должен расти в любви и радости, покое и благополучии. Ему очень важно видеть, как родители любят друг друга и уважают.

С самого раннего детства стоит учить малыша и уважению к окружающему миру: к природе, к животным, к игрушкам и книгам. Иначе он не сможет впоследствии ценить то, что приносит ему удовольствие и пользу.

Аргумент №1

Родители и няньки угождали ему во всем, уберегали от внешнего мира. Главной ценностью в Обломовке была еда и сон. И повзрослев, герой больше всего в жизни стал ценить лежание на диване и возможность вкусно поесть.

Друг Обломова, Андрей Штольц, воспитывался совсем по-другому. В его семье ценили деятельность, практичность, умение работать. И вырос он именно таким – целенаправленным практиком, ни минуты не тратящим попусту.

Аргумент №2

Оказавшись после замужества в семье Кабановых, она впервые в жизни очутилась в недоброжелательной обстановке, в месте, где не воспринималась свобода личности и свобода выражения чувств, где все делалось по правилам домостроя.

Катерина не выдержала гнета и погибла, бросившись в отчаянии в реку.

Заключение

Как бы мы ни чувствовали себя в то или иное время, как бы не сожалели о собственной жизни и не разочаровывались в завтрашнем дне, дети не должны этого всего чувствовать и знать. Будьте ответственны перед своими детьми, научите их тому, что действительно пригодится им в жизни, что поможет им приспособиться к тому миру, в котором им придется жить и воспитывать собственных детей.

Как трудности детства отражаются на характере

Книга как помощь ребёнку в тяжёлый период

С другой стороны, умение преодолевать сложности может положительно сказаться на будущей жизни ребёнка. Тот, кто привык справляться с трудностями, отстаивал свою точку зрения и самостоятельно учился выстраивать отношения, часто становится успешными во взрослой жизни. Помочь детям преодолеть тяжёлые периоды, разобраться в сложных нравственных вопросах и поступках других людей способны литературные произведения.

Проблема взросления

Поведение книжных персонажей, переживания, связанные с ними, дают возможность почувствовать себя на месте другого, понять мотивы поступков разных людей. Примеряя всевозможные роли, малыш знакомится с разнообразными нравственными системами, формирует собственные ценности и личность. Проговаривая переживания и чувства, связанные с тем или иным героем, родитель способствует эмоциональному развитию своего ребёнка, обучая его быть добрым, заботливым, внимательным к нуждам других людей.

Проблема равнодушия взрослых

Автор: Лилия Васкецова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тезисы

  • События, произошедшие в детстве, пробуждают в человеке новые стремления
  • Взрослая жизнь человека во многом определяется тем, что он усвоил еще в детском возрасте
  • О моментах из детства люди вспоминают всю жизнь как о самых счастливых
  • Тяжелое детство может не сломать человека, а сделать его гораздо сильнее
  • Не всегда любовь, которой окружен ребенок, идет ему во благо
  • Детство — это подготовка к взрослой жизни, ведь уже в детстве у человека начинают формироваться моральные ценности

Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы зарубежных писателей

Детская нищета

Роль детства: аргументы из публицистики

Период детства очень важен для полноценного и гармоничного развития личности. Он является основой для адекватного восприятия себя и своих сил, мира вокруг и дальнейшей счастливой жизни человека.

(1)Тогда у нас ещё был только один ребёнок – старший сын. (2)Мы были замечательно бедны. (3)Питались жареной капустой и гречкой. (4)Новогодние подарки ребёнку начинали покупать за полгода, не позже, так как точно знали, что накануне Нового года денег на все заказанные им у Деда Мороза сюрпризы точно не хватит. (5)Так вот и жили, приобретая один подарок в месяц: на него иногда уходила треть моей нехитрой зарплаты.

(6)Старший очень долго верил в Деда Мороза, чуть ли не до восьми лет. (7)По крайней мере, я точно помню, что в первом классе он реагировал на одноклассников, которые кричали, что никакого Деда Мороза нет, как на глупцов.

(8)Каждый год он составлял списки: что он желает заполучить к празднику. (9)Мы по списку всё исполняли, иногда добавляя что-либо от себя.

(10)И вот, помню, случился очередной Новый год. (11)Мы с женою глубоко за полночь выложили огромный мешок подарков под ёлку. (12)Легли спать в предвкушении – нет же большей радости, как увидеть счастье своего ребёнка.

(13)Утром, часов в 9, смотрим – он выползает из своей комнатки. (14)Вид сосредоточенный, лоб нахмурен: может, Дед Мороз забыл зайти. (15)Заприметил мешок, уселся рядом с ним и давай выкладывать всё. (16)Там был аэроплан на верёвочке. (17)Там был пароход на подставочке. (18)Солдаты трёх армий в ужасающей врага амуниции. (19)Книга с роскошными картинками. (20)Щит и меч. (21)Первый, ещё игрушечный мобильник.

(22)Когда он всё это выгрузил, нам с кровати стало не видно нашего ребёнка. (23)Мы даже дыхание затаили в ожидании его реакции. (24)И тут раздался оглушительный плач! (25)Сын рыдал безутешно.

(26)Жена вскочила с кровати: что, мол, что такое, мой ангел?

(27)Вы знаете, я врать не буду – я не помню точно, чего именно ему не хватило в числе подарков. (28)Но, поверьте, это была сущая ерунда. (29)Допустим, он хотел чёрный танк, а мы купили ему зелёный броневик. (30)Что-то вроде того.

(31)Но обида и некоторый даже ужас были огромны.

– (32)Он забыл танк! – рыдал ребёнок. – (33)Он забыл! (34)Он забыл!

(35)Сидит, понимаете, этот наш маленький гномик под горой игрушек, купленных на последние деньги родителями, отказывающими себе во всём, невидимый за ними, – и рыдает.

(36)Реакция наша была совершенно нормальная. (37)Мы захохотали. (38)Ну, правда, это было очень смешно.

(39)Он от обиды зарыдал ещё больше – мы кое-как его утешили, пообещав написать Деду Морозу срочную телеграмму, пока он не уехал
к себе в Лапландию… (40)Я до сих пор уверен, что мы себя вели правильно.

(45)Как хотите, я не спорю. (46)Я ж знаю, что он не набаловок. (47)Он отреагировал как ребёнок, которому ещё неведомы несчастье и обман. (48)Этого всего ему вдосталь достанется потом. (49)Уже достаётся.

(50)Но дитя, у которого было по-настоящему счастливое детство, когда сбывалось всё, что должно сбыться, всю жизнь обладает огромным иммунитетом. (51)Я в этом убеждён.

(57)Мой старший подрос, и теперь у нас детей уже четверо. (58)Старший свято блюдёт тайну Деда Мороза. (59)Дед Мороз есть, факт. (60)Каждый год наши младшие пишут ему свои письма.

(61)Старший самым внимательным образом отслеживает, чтобы броневик был зелёный, чтобы вместо мушкетёров в мешок не попали пираты, чтобы вместо Гарри Поттера не была куплена Таня Гроттер (или наоборот) и чтобы воздушные шарики были правильной воздушно-шариковой формы.

(62)Насколько я вижу (а я вижу), опыт детства научил моего старшего сына не безответственности и наглости, а желанию самолично доводить чудеса до конца для тех, кто ждёт этих чудес и верит в них.

* Захар Прилепин (Евгений Николаевич Прилепин; род. в 1975 г.) – современный российский писатель, лауреат литературных премий.

Детство… Это время, с которым связаны самые сокровенные воспоминания. Для одних – это память о теплых семейных вечерах в родительском доме, поездках на дачу, веселых праздниках в кругу родных. Для других – бесконечные ссоры, крики родителей, ощущение одиночества. То, какая семейная обстановка была у нас в детстве, как нас воспитывали родители, – все это влияет на нашу будущую взрослую жизнь, формирует наши личности.

Действительно ли роль родителей в воспитании детей настолько велика? Как своей любовью не навредить ребенку? Как вырастить из него достойного человека? Именно над этими вопросами размышляет в своем тексте современный российский писатель Захар Прилепин.

Я, безусловно, разделяю точку зрения автора и считаю, что будущее человека во многом зависит от того, что привили родители ребенку в детстве.

(1)Тогда у нас ещё был только один ребёнок – старший сын. (2)Мы были замечательно бедны. (3)Питались жареной капустой и гречкой. (4)Новогодние подарки ребёнку начинали покупать за полгода, не позже, так как точно знали, что накануне Нового года денег на все заказанные им у Деда Мороза сюрпризы точно не хватит. (5)Так вот и жили, приобретая один подарок в месяц: на него иногда уходила треть моей нехитрой зарплаты.

(6)Старший очень долго верил в Деда Мороза, чуть ли не до восьми лет. (7)По крайней мере, я точно помню, что в первом классе он реагировал на одноклассников, которые кричали, что никакого Деда Мороза нет, как на глупцов.

(8)Каждый год он составлял списки: что он желает заполучить к празднику. (9)Мы по списку всё исполняли, иногда добавляя что-либо от себя.

(10)И вот, помню, случился очередной Новый год. (11)Мы с женою глубоко за полночь выложили огромный мешок подарков под ёлку. (12)Легли спать в предвкушении – нет же большей радости, как увидеть счастье своего ребёнка.

(13)Утром, часов в 9, смотрим – он выползает из своей комнатки. (14)Вид сосредоточенный, лоб нахмурен: может, Дед Мороз забыл зайти. (15)Заприметил мешок, уселся рядом с ним и давай выкладывать всё. (16)Там был аэроплан на верёвочке. (17)Там был пароход на подставочке. (18)Солдаты трёх армий в ужасающей врага амуниции. (19)Книга с роскошными картинками. (20)Щит и меч. (21)Первый, ещё игрушечный мобильник.

(22)Когда он всё это выгрузил, нам с кровати стало не видно нашего ребёнка. (23)Мы даже дыхание затаили в ожидании его реакции. (24)И тут раздался оглушительный плач! (25)Сын рыдал безутешно.

(26)Жена вскочила с кровати: что, мол, что такое, мой ангел?

(27)Вы знаете, я врать не буду – я не помню точно, чего именно ему не хватило в числе подарков. (28)Но, поверьте, это была сущая ерунда. (29)Допустим, он хотел чёрный танк, а мы купили ему зелёный броневик. (30)Что-то вроде того.

(31)Но обида и некоторый даже ужас были огромны.

– (32)Он забыл танк! – рыдал ребёнок. – (33)Он забыл! (34)Он забыл!

(35)Сидит, понимаете, этот наш маленький гномик под горой игрушек, купленных на последние деньги родителями, отказывающими себе во всём, невидимый за ними, – и рыдает.

(36)Реакция наша была совершенно нормальная. (37)Мы захохотали. (38)Ну, правда, это было очень смешно.

(39)Он от обиды зарыдал ещё больше – мы кое-как его утешили, пообещав написать Деду Морозу срочную телеграмму, пока он не уехал к себе в Лапландию… (40)Я до сих пор уверен, что мы себя вели правильно.

(45)Как хотите, я не спорю. (46)Я ж знаю, что он не набаловок. (47)Он отреагировал как ребёнок, которому ещё неведомы несчастье и обман. (48)Этого всего ему вдосталь достанется потом. (49)Уже достаётся.

(50)Но дитя, у которого было по-настоящему счастливое детство, когда сбывалось всё, что должно сбыться, всю жизнь обладает огромным иммунитетом. (51)Я в этом убеждён.

(57)Мой старший подрос, и теперь у нас детей уже четверо. (58)Старший свято блюдёт тайну Деда Мороза. (59)Дед Мороз есть, факт. (60)Каждый год наши младшие пишут ему свои письма.

(61)Старший самым внимательным образом отслеживает, чтобы броневик был зелёный, чтобы вместо мушкетёров в мешок не попали пираты, чтобы вместо Гарри Поттера не была куплена Таня Гроттер (или наоборот) и чтобы воздушные шарики были правильной воздушно-шариковой формы.

(62)Насколько я вижу (а я вижу), опыт детства научил моего старшего сына не безответственности и наглости, а желанию самолично доводить чудеса до конца для тех, кто ждёт этих чудес и верит в них.

* Захар Прилепин (Евгений Николаевич Прилепин; род. в 1975 г.) – современный российский писатель, лауреат литературных премий.

Что значит счастье жизни? Это вечная улыбка на лице, удовольствие от достижений, радость от проживания хороших состояний. Всем ли дано быть счастливыми или, может, какая-то часть людей обречена страдать?

Иногда смотришь на человека, который живет самую обычную жизнь, при этом он радостный, счастливый. Задаешься вопросом: а почему? Что делает его счастливым? Может быть, у него особенная, интересная работа? Да нет, рутина какая-то… Может быть, у него особенные родители, или отношения в паре? Может быть, его счастливое состояние врожденное? Да нет, говорит, самые обычные родители, самые обычные отношения, да и в личной жизни не всегда было хорошо.

Картинка Исполнение детских желаний у взрослого

Списать у отличника или подумать самому

Все люди проживают в течение жизни хорошие и плохие состояния. Плохих состояний мы избегаем, страдания создают нам дискомфортные условия для того, чтобы сделать правильное действие для следующего шага в погоне за наслаждением.

Конфигурация желаний и свойств для их реализации в человеке на языке Системно-векторной психологии Юрия Бурлана называется векторным набором. Системно-векторная психология выделяет 8 векторов — это желания, определяющие особенности поведения, устремлений, пристрастия человека, которые не меняются и не исчезают, а также свойства психики, которыми природа наделяет человека одновременно с желаниями. Желания человек проносит через всю жизнь и достигает величайшей награды при их наполнении — счастья, осмысления своей жизни. Или не достигает — тогда испытывает характерные для каждого из векторов плохие состояния.

Природа все продумала за нас

Это значит, что страдание — отличный стимул для того, чтобы сдвинуться с места и что-то изменить в своей жизни к лучшему. Но дальше все зависит от самого человека, он сам научается в течение жизни наполнять свое желание. Иногда не научается, страдает, стремится не туда, куда надо, получает разочарование и делает неверные выводы о том, какие люди сволочи, мир плохой, и т.д.

Вот неинтересно бывает жить и все тут! Не увлекает работа. Вечное недовольство собой. Усталость, уныние, лень, апатия. Иногда — ощущение, что постоянно не хватает чего-то, непонятно чего.

Острые переживания страданий в молодом возрасте — это темперамент, помноженный на максимализм. Чем выше первый, тем сильнее нас толкает внутреннее нечто на свершения, на достижения. А второй подсказывает, что вот именно мне дано в этой жизни, ну если не изменить мир, то объявить ему о своем существовании.

Правила социума предполагают некие рамки для человека — есть закон и культура в отношениях с другими людьми, которые так или иначе ограничивают каждого из нас в возможностях и заставляют учиться нести ответственность за свои деяния. Сегодня жизнь человека во власти самого человека, мы можем выбирать себе судьбу, приложить больше усилий и получить больше радости. Но многие вместо свободы воли осознанно или не очень выбирают лениться, рискуя в грядущем оказаться в ситуации материальных и других нехваток. Конечно, каждый из нас сознательно не желает себе плохого. Но нам всем не хватает знаний о себе, мы тычемся по жизни наугад под влиянием чужих мнений или собственных заблуждений, в итоге не проживаем свою жизнь, не достигаем желаемого, тратим время жизни на то, что нам на самом деле не нужно.

Картинка Исполнение детских желаний

Все родом из детства

Когда же врожденные свойства не получают должного развития, то, выбирая профессию, мы выбираем из того, что есть, ориентируясь на свои навыки, умения, знания, но при этом отставляя свои истинные желания в сторонке. Нереализованные желания, невостребованность вызывают у человека страдание, отсутствие радости, разочарование, негативные состояния вплоть до депрессии, чувства бессмысленности жизни, отказа от желаний (апатии).

Мы рождаемся не гениями

Для этого нужно как следует знать, что:

- вседозволенность — хуже разумного наказания;

- каждому вектору — свое наказание;

- каждому вектору — свое поощрение.

Кроме того, оказывая правильное давление на тот или иной вектор, можно реально помочь ребенку вырасти более развитым, а значит, иметь большие способности для реализации своего потенциала в социуме. Для этого, конечно, нужно пройти полный тренинг по Системно-векторной психологии.

Когда уже поздно

Картинка Что дает исполнение детских желаний

Кто-то очень хотел рисовать, но мама не разрешила, а кто-то очень хотел заниматься плаванием или прыжками на батуте, но маме было некогда или не было денег. Более того, то, чего мы по-настоящему хотели, мы часто бессознательно хотим дать своим детям. Думаем, что в этом настоящая сладость, не подозревая, что их сладость может быть в реализации других желаний их векторов, что они сами могут чего-то хотеть и даже заявить об этих желаниях самостоятельно при должном уровне доверия к родителям.

Чтобы не давать своим детям то, чего хотели себе мы (ведь им может это быть не по вкусу), надо пойти и взять это себе, а другим дать то, чего хочется им.

Реализация забытого детского желания реанимирует ощущения, вызывает новое желание жить, проживать свою жизнь более активно. А проживание хороших состояний помогает человеку лучше относиться к другим: человек более счастливый охотнее позволяет другим достичь своего счастья и способен делиться своими хорошими состояниями с другими людьми, будь то его родные дети, близкие, коллеги, соседи и др.

Личный опыт

Автор этого текста проверил на себе данный положительный эффект. Я вспомнил, что очень хотел в детстве серьезно заниматься музыкой, научиться играть на каком-нибудь инструменте и даже петь, но в результате даже не учился в музыкальной школе. Будучи взрослым человеком, в 28 лет, я поступил в музыкальную школу и с удовольствием начал заниматься музыкой в качестве хобби, при этом продолжая работать, как все.

Уже с первых занятий я почувствовал, как значительно улучшилось мое настроение, что намного легче и приятнее стало общаться с людьми, преодолевать трудности. И, конечно, улучшились отношения с родителями, исчезла причина для старой детской обиды.

- желание украсть что-то у кого-то;

- или желание поиздеваться над жучком, интересуясь тем, что он будет делать, если вырывать ему лапки;

- или желание запереться в комнате в полном одиночестве, накрывшись одеялом и не выходить, пока не замучает голод;

- или желание шантажировать близких суицидом на фоне жизненной драмы, несовместимой с жизнью.

Жизнь человека изначально задана в развитии желаний счастливой и наполненной радостью. Она же при этом возможна в наслаждениях от реализации этих желаний, либо — в страданиях от нереализации и накопления фрустраций.

Что же выберете вы?

Автор Максим Девицин
Редактор Карина Кашапова
Корректор Зифа Ахатова

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Лидия Николаевна Белая

Рабочая тетрадь

для подготовки ЕГЭ

по русскому языку.

hello_html_m6127e038.jpg

ученика (цы) _____ класса_______

_______________________________________

_______________________________________

Составитель:

учитель русского

языка и литературы

Белая Лидия Николаевна

Рабочая тетрадь предназначена для подготовки к выпускному экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ (задание№27). Она содержит систематизированный теоретический и практический материал.

hello_html_14483f9c.jpg

Исходный текст Захара Прилепина о воспитании детей.

I .Внимательно прочитайте текст. Определите его стиль и преобладающий тип речи. Ответьте на вопрос: о чём говорится в тексте? Определите его тему.

hello_html_m5d1af7e8.jpg

(1)Тогда у нас ещё был только один ребёнок – старший сын. (2)Мы были замечательно бедны. (3)Питались жареной капустой и гречкой. (4)Новогодние подарки ребёнку начинали покупать за полгода, не позже, так как точно знали, что накануне Нового года денег на все заказанные им у Деда Мороза сюрпризы точно не хватит. (5)Так вот и жили, приобретая один подарок в месяц: на него иногда уходила треть моей нехитрой зарплаты.(6)Старший очень долго верил в Деда Мороза, чуть ли не до восьми лет. (7)По крайней мере, я точно помню, что в первом классе он реагировал на одноклассников, которые кричали, что никакого Деда Мороза нет, как на глупцов.(8)Каждый год он составлял списки: что он желает заполучить к празднику. (9)Мы по списку всё исполняли, иногда добавляя что-либо от себя.(10)И вот, помню, случился очередной Новый год. (11)Мы с женою глубоко за полночь выложили огромный мешок подарков под ёлку. (12)Легли спать в предвкушении – нет же большей радости, как увидеть счастье своего ребёнка.(13)Утром, часов в 9, смотрим – он выползает из своей комнатки. (14)Вид сосредоточенный, лоб нахмурен: может, Дед Мороз забыл зайти. (15)Заприметил мешок, уселся рядом с ним и давай выкладывать всё. (16)Там был аэроплан на верёвочке. (17)Там был пароход на подставочке. (18)Солдаты трёх армий в ужасающей врага амуниции. (19)Книга с роскошными картинками. (20)Щит и меч. (21)Первый, ещё игрушечный мобильник.(22)Когда он всё это выгрузил, нам с кровати стало не видно нашего ребёнка. (23)Мы даже дыхание затаили в ожидании его реакции. (24)И тут раздался оглушительный плач! (25)Сын рыдал безутешно.(26)Жена вскочила с кровати: что, мол, что такое, мой ангел?(27)Вы знаете, я врать не буду – я не помню точно, чего именно ему не хватило в числе подарков. (28)Но, поверьте, это была сущая ерунда. (29)Допустим, он хотел чёрный танк, а мы купили ему зелёный броневик. (30)Что-то вроде того.(31)Но обида и некоторый даже ужас были огромны.

* Захар Прилепин (Евгений Николаевич Прилепин ; род. в 1975 г.) – современный российский писатель, филолог, журналист. Член НБП с 1996 года, лауреат литературных премий.

Имейте в виду! Когда вы получаете текст, старайтесь определить

его стиль и жанр: это облегчит понимание текста и ускорит его

интерпрета­цию.

II . Составьте план сочинения.

Рабочие материалы

(вопрос, над которым рассуждает автор)

Над этим интересным (важным, сложным…) вопросом заставляет задуматься своих читателей (ФИО автора текста), …( короткая информация об авторе текста).

Комментарий

( оценка прочитанного путём соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом)

Первый пример (это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося)

+ пояснения к примеру

Второй пример + пояснения к примеру

Связь между примерами

Обращаясь к одной из сложных проблем современности,….

Первый пример ( № предложений) + пояснения к примеру

Действительно, …..

Второй пример + пояснения к примеру

Далее автор особо подчёркивает , что… далее цитата записана прямой или косвенной речью. Этот пример показывает….

Связь между примерами.

Противопоставляя эти примеры (этих героев) , автор показывает…

Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

Что стало причиной этих событий ( поступков героя)? Об этом автор пишет далее.

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Приведённые примеры подводят к выводу:….

Позиция автора

(это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы)

Главная задача (ФИО автор текста) - убедить читателя в том,

(ФИО автор текста) стремиться донести до читателя мысль о том, что …

По мнению автора.

Автор убежден:

Позиция автора по затронутым вопросам очевидна:

Моё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста и обоснование отношения к позиции автора.

Обоснование– это цель, а аргументы – средства, которые мы используем для обоснования.

Обоснование с опорой на литературу.

Нельзя не согласиться с точкой зрения писателя. Вряд ли кто будет отрицать тот факт, что…

Мне близка и понятна позиция автора. Я так же, как он, считаю, что…

Мне близка точка зрения писателя.

Вывод (какой вывод можно сделать, чтобы он соответствовал данной проблеме? )

В заключение хочется отметить, что

В заключение важно отметить:

Таким образом,…

Следовательно,…

III . Сформулируйте проблему текста.

. При формулировании проблемы можете воспользоваться следую­щими материалами.

Что такое проблема? Чем она отличается от темы?

Сколько проблем можно найти в предложенном тексте?

Со всеми ли найденными проблемами нужно работать?

Алгоритм.

Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения.

Тема – это то, о ком или о чём говориться в тексте.

Если в тексте несколько проблем, следует выбрать одну.

Проблема оценочна (да - нет, важно - неважно, нужно - ненужно).

Какими способами можно сформулировать проблему? Назвать эти способы, привести примеры.

а) проблема чего: этот способ подходит для случаев, когда проблема может быть сформулирована одним словом или словосочетанием:

Автор затрагивает проблему …;

В тексте поднимается проблема …;

Текст Захара Прилепина заставил меня задуматься над сложной проблемой …;

б) формулировка в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения) даёт больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно.

Как понять, что данная проблема основная?

Алгоритм действий.

Этот вопрос (проблема) больше всего волнует автора.

Этому вопросу (проблеме) посвящена большая часть текста.

Только основной вопрос (проблема) вызывает самые глубокие размышления автора.

Решения этого вопроса ( этой проблеме) ищет автор, вызывая читателя на разговор.

Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность. какой-либо проблемы.

Точка зрения на какую-либо проблему.

Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему.

Коснуться какой-либо проблемы.

Уделить внимание какой-либо проблеме.

Над какой-либо проблемой думать, работать.

Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения .

Виды проблем

Философские проблемы

затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления.

Социальные проблемы

касаются устройства жизни общества.

Политические проблемы

связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.

Экологические проблемы

отражают взаимодействие человека и окружающей среды.

Нравственные (этические) проблемы

связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.

Проблема, рассматриваемая автором, может быть

Экологическая, злободневная , актуальная, насущная , острая, важная, назревшая, серьёзная, сложная, трудная, глубокая , основная , главная.

Какие проблемы Вы видите в исходном тексте?

Формулировка проблемы текста в виде вопроса.

Какую роль в будущей взрослой жизни играет исполнение детских желаний?

Проблема исполнения детских желаний.

Должны ли родители в трудные времена во многом себе отказывать во имя исполнения детской мечты?

Проблема родительской жертвы

Делает ли бедность человека несчастным?

Проблема соотношения бедности и счастья.

Как детские годы влияют на дальнейшую жизнь человека?

Проблема влияния детства на дальнейшую жизнь.

Как родители должны воспитывать своих детей?

При выявлении проблемы можно использовать следующие приемы:

Сформулировать основную мысль автора в виде законченного предложения.

Подумать, на какие вопросы отвечает это предложение.

Записать этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

ВНИМАНИЕ! Если вы справитесь с поставленной задачей, вы удовлетворите критерию К1 оценивания сочинения. Это часть работы оценивается 1 баллом.

IV . Составьте комментарий к сформулированной проблеме текста.

Комментарий - оценка прочитанного путём соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом.

Структура комментария

Первый пример Связь между Второй пример

Пояснения к примеру Пояснения к примеру

ЛОГИКА КОММЕНТИРОВАНИЯ

ПРОБЛЕМА Комментарий Позиция автора

ТИПЫ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ

СПОСОБЫ ОТСЫЛКИ К ТЕКСТУ

Прямое цитирование

Косвенное цитирование.

Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте.

ПРИМЕРЫ- ИЛЛЮСТРАЦИИ

-Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…

-Автор разделяет мнение (кого)…

-Публицист спорит (с кем)

-Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…

-Особого внимания заслуживает мнение автора о …

ПОЯСНЕНИЕ К ПРИМЕРАМ

-Писатель хочет сказать, что…

-Этот пример показывает, что…

-Смысл этого высказывания в том, что…

-Эти слова убедительно доказывают, что…

-Я думаю, что этим примером автор хотел показать…

-Приведённые слова содержат глубокий смысл…

СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ

ГДЕ ОБОЗНАЧЕНА СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ?

Оба приведённых примера, дополняя друг друга, подводят к выводу: разбаловать ребёнка заботой о его чувствах, мечтах невозможно.

Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму:

Для сравнения обратимся к другому примеру.

Указание на связь примеров как итог комментирования:

Так, публицист последовательно, шаг за шагом, показывает : разбаловать ребёнка заботой о его чувствах, мечтах невозможно.

ВНИМАНИЕ! Комментарий – это вторая часть Вашей работы, и в сочинении Вы размещаете его после сформулированной проблемы. Если вы справитесь с поставленной задачей, вы удовлетворите критерию К2 оценивания сочинения. Это самая дорогая часть работы, и оценивается 5 баллами.

. Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст!

V .Определите позицию автора по выбранной вами проблеме.

Что значит сформулировать позицию автора?

Позиция автора - это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Мы знаем, что проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.

Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит логика изложения мысли в сочинении нарушена.

Позиция автора

Как проявляется позиция автора?

Позиция автора проявляется прежде всего в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения.

Способы выражения позиции автора

автор может заявлять о своём отношении к поднятой проблеме прямо, словесно полно выразив его в тексте;

позиция автора может на быть выражена прямо, и тогда мы определяем её по косвенным признакам ( чаще всего по каким – либо словам и отдельным репликам ).

В случае если позиция автора не заявлена прямо, определить её вам может помочь отношение автора к поднятой проблеме:

Учитывается также, каково настроение автора.

грустная, печальная тональность;

Средства выражения позиции автора

главное, самое важное, надо, нужно.

Оценочная лексика

Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный положительная лексика; скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный, противный отрицательная оценка.

Средства выразительности

Отношение автора могут передаваться различными средствами выразительности : метафора, эпитет, риторическое восклицание.

Вводные слова

Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора.

Побудительные предложения

Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращённые к читателю.

Как может быть выражена авторская позиция в публицистическом тексте?

Позиция автора публицистического текста обычно выявляется довольно просто.

Положительный опыт детства человека, у которого сбывались мечты, учит не безответственности и наглости, а желанию самому творить чудеса для тех, кто их ждёт и верит в них.

Автор убеждён, что детские мечты обязательно должны сбываться. Это делает ребёнка счастливым, поэтому в трудные времена родители вынуждены себе во многом отказывать, чтобы воплотить детскую мечту в жизнь.

Бедность счастью не помеха. И в бедности люди находят возможность быть счастливыми - в заботе друг о друге.

Ребёнок, у которого было счастливое детство, всю жизнь обладает огромным иммунитетом.

Родители должны воспитывать своих детей в любви, должны уважать их желание, выбор. Счастливый ребёнок в будущем будет добрым и отзывчивым по отношению к окружающим

. Можете использовать данные ниже обороты речи, которые вводят тезис, формулирующий главную мысль:

По мнению автора, положительный опыт детства человека, у которого сбывались мечты, учит не безответственности и наглости, а желанию самому творить чудеса для тех, кто их ждёт и верит в них.

Автор высказывает мысль о том, что бедность счастью не помеха. И в бедности люди находят возможность быть счастливыми - в заботе друг о друге.

Точка зрения автора состоит в следующем: ребёнок, у которого было счастливое детство, всю жизнь обладает огромным иммунитетом.

Позиция Захара Прилепина состоит в утверждении мысли, что родители должны воспитывать своих детей в любви, должны уважать их желание, выбор. Счастливый ребёнок в будущем будет добрым и отзывчивым по отношению к окружающим.

Имейте в виду! Если вы справитесь с поставленной задачей, вы удовлетворите критерию К3 оценивания сочинения. Это часть работы оценивается 1 баллом.

VI . Выражаем своё мнение по сформулированной проблеме и

обоснование отношения к позиции автора.

Собственная позиция - мнение ученика по проблеме исходного

Обоснование - это подтверждение истинности высказывания

(тезиса), приведение убедительных аргументов или доводов, которые

позволяют согласиться с высказыванием (тезисом)

Обосновать какое-либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним и поддерживающие его суждения.

Два способа

Подтвердить тезис (привести аргументы "за")

АРГУМЕНТАЦИЯ

Аргументы к пафосу

Пишущий строит свою речь таким образом, чтобы вызвать у адресата определённые чувства, эмоции и сформировать определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению.

Подобная аргументация уместна в том случае, если речь идёт о ситуации, в которой предполагается эмоциональное отношение к чему-либо.

Аргументы к обещанию

предполагают указание на что-либо желательное, рассматриваемое как хорошее, например, общечеловеческие ценности: вежливость, сострадание, милосердие, справедливость, духовность, патриотизм, честь, долг, благородство.

Аргументы к угрозе

указывают на что-либо нежелательное, оцениваемое как плохое, например, социальные пороки (расизм, коррупция, бюрократия), уродливые, неэтичные явления (насилие, жестокость, подлость, предательство).

Примеры обоснования

факты (реальное событие, явление, то, что действительно произошло);

опыт (личный, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования и т.д.);

обращение к традициям, авторитетным мнениям (мнения известных ученых, философов, писателей, общественных деятелей, специалистов – экспертов);

цитаты из авторитетных источников;

обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке, искусстве, культуре и т.д.);

Читайте также: