Какова композиционная роль картин кавказской природы в поэме мцыри сочинение 8 класс

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Анастасия Калугина

Автор: Самый Зелёный · Published 15.02.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 13.06.2020

Сочинение: Почему отношения Печорина и Бэлы закончились трагически?

Автор: Самый Зелёный · Published 27.07.2020 · Last modified 26.07.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Прежде всего, изображение пейзажа позволяет автору раскрыть характер персонажа. Не желая жить в заточении, Мцыри сбежал из монастыря именно осенью. Образ данного времени года в романтических произведениях, как правило, символизирует одиночество. Таковым и являлся главный герой поэмы, он не имел ни друзей, ни родных. Вид Кавказа навел Мцыри на мысли о своём прошлом, он вспоминал о своём детстве, семье.

Кроме того, увидев горы, герой будто ощутил себя поистине свободным и, возможно, даже всемогущим. Следовательно, описание природы позволяет читателям более подробно узнать о жизни персонажа и его внутреннем мире.

Более того, наблюдая за тем, как меняется окружающий мир, мы можем следить за изменениями чувств и характера главного героя. С наступлением ночи Мцыри охватывает тревога и страх. Далее в схватке с барсом он раскрывается как стойкий человек, сильный духом, не желающий мириться с реальностью. В развязке сюжета Мцыри, находящийся при смерти, просил монаха похоронить его в саду среди белых акаций, где видны горы Кавказа, а воздух чист. Возможно, подобная просьба свидетельствует об окончательном отказе героя от собственной мечты, его смирении с несчастной жизнью. Изображая смену пейзажей в поэме, автор отражает и меняющийся внутренний мир Мцыри.

Возможно, акцентируя внимание читателей на картинах окружающего мира, М.Ю. Лермонтов стремится раскрыть мысль о единстве человека и природы. Так наступление ночи, появление на небе месяца будто предупреждали Мцыри о предстоящей опасности, а густой непроходимый лес, терновники, спутанные плющом, словно преграждали ему путь, желая предостеречь от беды. Состояние природы являлось неким предзнаменованием для героя. Кроме того, Мцыри, который прежде никогда не плакал, лишь окружающей среде доверил свои слезы. В дальнейшем герой ощущает себя частью именно природного мира, а не человеческого. Именно она даёт силы ему двигаться дальше. Таким образом, автор заставляет читателей задуматься о том, как тесно связаны человек и природа.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Какую роль играют картины природы в рассказе

По жанру названное произведение представляет собой поэму, которая написана по всем правилам романтизма.

Выше речь шла об экзотических обстоятельствах. Так экзотикой в произведении Лермонтова выступает природный мир Кавказа. Природа, которую описывает поэт, действительно завораживает. В ущелье стоит монастырь. Неподалеку от обители монахов текут две величавых горных речки. Причем Михаил Юрьевич не просто описывает плод своего воображения, он опирается на реально существующую географическую точку. То, что когда-то увидел Михаил Лермонтов, до глубины души затронуло его.

Михаил Юрьевич решает, что в этом месте будет жить его литературный персонаж – Мцыри. Такой выбор позволяет читателю сделать определенные выводы о внутреннем состоянии героя. Можно предположить, что Мцыри – бунтарь, потому что Кавказ – это символ свободы, как в физическом, так и в духовном плане.

Читателю важно, что пейзаж в тексте Михаила Юрьевича Лермонтова тоже выступает как самостоятельное действующее лицо. А если лицо самостоятельное, то следует вывод о том, что его можно трактовать с двух позиций.

Во-первых, пейзаж через призму мировосприятия самого автора.

Во-вторых, пейзаж через систему мироощущения самого Мцыри.

В тексте есть эпизоды, когда две этих позиции совпадают и возникает ощущение, что автор сливается воедино со своим героем.

Анализируя начало произведения, нетрудно заметить, что природа в нем безрадостна и лишена буйства и яркости красок. Это косвенный намек автора на внутренне состояние своего персонажа. Причем явно Лермонтов нигде не выражает состояние Мцыри в тот момент времени. Это домысливает читатель, по тем краскам в природе, которые ощущает он вместе героем текста.

Далее описывается побег Мцыри из монастыря и три дня, которые главный герой наслаждался свободой.

Понятно, что Михаил Лермонтов в этом эпизоде показывает природу, но уже совершенно с другой стороны.

Во-первых, читатель сразу обращает внимание на краски, которые автор использует. Это яркие солнечные тона.

Во-вторых, следует обратить внимание на детали, которые прямо-таки кричат о том, как хорошо и приятно было на воле Мцыри. Это и теплый солнечный свет, и легкий ласкающий ветерок, и прекрасные цветы Кавказа, и птицы, которые беспрестанно воркуют.

В этом же эпизоде Лермонтов использует свой излюбленный литературный прием – антитезу. Он противопоставляет прекрасный пейзаж в настоящем Мцыри и его прошлое, похожее на тюремное заключение в монастыре.

Если смотреть глубже, обратиться к проблематике текста, то легко и просто можно определить проблему свободы личности.

Когда Мцыри обретает, путь короткую, но свободу, он начинает осознавать свое место в мире. Чтобы точно определить свое местонахождение Мцыри старается вспомнить свою семью, свои, как говорится корни. Конечно, его воспоминания фрагментарны и туманны, по причине того, что мальчик расстался с родителями в раннем возрасте при печальных обстоятельствах.

Но все-таки Мцыри чувствует себя на свободе принадлежащим определенному роду и по этой причине его, как говорится, тянет в родные места.

Пример сочинения 2

Роль пейзажа и описание природы в поэме Мцыри

В данном произведении одиночество выступает как освобождение от условностей, обретение свободы и возможность самому герою управлять своей жизнью. Мцыри показан нам как человек, который потерял себя, свои корни, душевное равновесие.

Роль пейзажа в поэме играет центральную роль. Именно через природу герой осознает себя, убегает из монастыря и получает возможность познать свою душу. Через ручей, через горы, он начинает вспоминать отчий дом, голоса сестер.

Будучи маленьким мальчиком, он был пленен генералом и, против воли, покинул родные края. Каждое дерево, камешек, дуновение ветра, пробуждает воспоминания о своей семье.

Монастырь, в котором все эти годы жил юноша, воспринимается как тюрьма.

В щебетании птиц он услышал все тайны неба и земли, которые раньше ему были неведомы. В единении с природой, Мцыри наконец-то чувствует себя частью целого, а не мальчиком, которого бросили на чужбине.

Центральная сцена с барсом является кульминационным моментом всего произведения. Поляна является ареной, природа будто замерла, наблюдая за битвой.

Именно в этом действии Мцыри побеждает свои душевные муки, он начинает осознавать, что полон сил, что может укротить природу, побороть сильного соперника.

Проведя три дня вне стен монастыря, Мцыри готов остаться, раствориться в ручье, горах. Воспоминания, которые разбудила в нем природа, зарождают в нем веру вновь оказаться в родном краю.

Даже смерть не страшит героя – он готов все отдать, чтобы только умереть в родной земле.

Мы видим душевную широту героя, Мцыри воспринимает природу в целости, видит ее гармонию.

Даже находясь в заточении, Мцыри нашел путь к познанию мира, смог ощутить себя таким же свободным, как горные хребты, безмолвные облака и величественные деревья.

Пример сочинения 2

Мцыри – романтическая поэма, написанная Лермонтовым в 1839 году – одна из последних произведении лирика. Возможно, поэтому он вложил в эту поэму всего себя, все свои переживания и одиночество. Он изобразил это во всем: на главном герое, на природе и природных явлениях. Именно поэтому, природа в этой поэме играет большую роль. Мы видим мцыри как потерявшего себя и смысл жизни. Который не может выйти за рамки не только монастыря, но и своих душевных рамок. В то время природа выглядит как олицетворение свободы и автор ищет в нем утешение. А Кавказ, в котором проходит весь сюжет, имеют важное место в жизни писателя.

С самого начала сюжета, все действия тесно связаны с природой. С самых первых строчек автор описывает ее не так реалистично, какая она есть на самом деле. Он показывает природу через линзы романтизма. Мы видим нечто прекрасное в каждом его сравнении. Изначально, пейзаж описывается как мрачный и тяжелый – жизнь вдалеке от солнечного света, в монастыре. Нигде точно не написано что герою было плохо в заточении, но сама атмосфера сжатости и тревоги доказывала обратное.

По сюжету поэмы, Мцыри исчезает темной осенней ночью. Эта картина олицетворяет мрак и пробуждает чувство тревоги. Вся тревога уходит вместе с появлением солнца. Все эти сцены сильно играют на эмоциях, и читатель очень резко все воспринимает. Здесь природа стоит не только на фоне событии, но и дополняет их. С помощью осенней ночи мы чувствуем холод и волнение, то самое чувство которое испытывал главный герой.

Главному герою все-таки удается сбежать. Как только он понял это, все вокруг перестало быть таким мрачным, каким оно казалось до побега. В песнях ручей он услышал все тайны земли и неба, о которых он не знал раньше. Вырвавшись на свободу, Мцыри почувствовал себя частью этого мира, а не мальчиком, потерявшимся на чужой земле.

Он наконец смог почувствовать свободу, смог увидеть мир с другой стороны. Ему все кажется таким добрым и невинным. Он настолько сильно очаруется красотой природы, что просто перестает принимать реальность. И однажды на него нападает дикий зверь. Но на глазах у главного персонажа он кажется лишь котенком. Это объясняется тем, в его глазах природа за пределами монастыря настолько прекрасна и идеальна. Ведь на свободе все казалось намного лучше. Но все было наоборот – мир был опаснее чем он думал.

Через некоторое время автор передумывает позволить своему герою достичь своей главной мечты – вернуться на Родину, к которой он так сильно стремился. И уже умирая, он описывает природу такой, какая она есть, какой он ее видит. Автор этого произведения всячески старается отобразить в картине то, как связан человек с природой, ведь они не могут жить и существовать друг без друга. Этим он хотел сказать, что для человека природа – это и есть его душа, его отражение, а все природные стихии и явления – отражение внутреннего состояния и всех поступков по этому поводу.

В образе Мцыри поэт воплотил такие черты характера и душевные качества как стойкость, бунтарский дух, стремление к свободе, патриотизм, желание во что бы то ни стало вернуться на родину, так как Мцыри не мог представить свою дальнейшую жизнь в монастыре, юноша был не готов заточить навсегда себя в неволе. Такая жизнь для него была лишена смысла.

Чтобы показать единение человека с природой, их неразрывную связь, автор, описывая Мцыри, сравнивает его то с тростником, то с горной серной. Так поэт подчеркивает единение горского народа с естественным миром, с бушующей природой Кавказа, с местом их обитания.

Знакомясь с описанием пышных кавказских пейзажей и с героем поэмы, мы наблюдаем, что автор использует прием антитезы, противопоставляя природу монастырю. Мрачные, холодные стены храма, молчаливые, угрюмые монахи, тоска и духота обители – все это Лермонтов противопоставляет красочной, буйной растительности и особому ландшафту горного края: быстрым, звонким рекам, многообразию птиц и зверей, обилию цветов, деревьев, лиан — и всему тому, чем так дорожил Мцыри.

Герой, будучи представителем гордого, свободолюбивого кавказского народа, так и не смог привыкнуть к жизни в иной цивилизации. Менталитет горца не позволяет герою смириться с неволей. Не желая больше находиться в заточении, на чужой земле, Мцыри хочет стать свободным и найти путь домой. Юноша совершает побег из монастыря во время грозы, которой так боялись все монахи. Но это явление природы не испугала его, так как оно было его родной стихией. Свежесть гор, яркость и обилие красок, жар знойного полдня – все влекло к себе молодого послушника, для жизни в такой среде он и пришел в этот мир.

Когда юноше задали вопрос, что делал он, когда покинул монастырь, он ответил, что жил – любовался утренним золотым рассветом, вдыхал необыкновенный аромат буйной растительности, лесную свежесть и прохладу.

Лермонтовское изображение природы Кавказа настолько завораживает и очаровывает душу каждого читателя, что можно говорить о высочайшем уровне мастерства отечественного литератора в использовании художественно-выразительных средств и приемов.

Мцыри, будучи рожденным в свободном и гордом горном крае, мог жить полноценной жизнью только там, где так быстро на смену буре спешит солнечный день, где пьянящими, благоухающими запахами трав напоен воздух, где опасность сопровождает красоту. Все это неудержимо влечет героя, очень нравится ему, ведь он частица горского народа, привыкшего жить на лоне такой прекрасной природы, его плоть и кровь, он ощущает зов предков и очень хочет найти путь домой, в горное селение, где его еще, может быть, помнят и ждут родные. Оказавшись на свободе, созерцая все природные прелести, Мцыри ощущает на душе удивительную легкость. Он чувствует благоухание земли, слышит звонкое многоголосье природы. Юноша поражен обилием обитающих в ней птиц и животных. Его восхитила красота горных ночей, но особенно он был очарован грозой. В поэме она является символом борьбы за свободу, его протеста против нахождения в душном монастыре, и, если монахи бури боятся, то Мцыри ей рад.

Но, вырвавшись на свободу, Мцыри оказался неприспособлен к автономному существованию на природе, так как, живя в монастырском плену много лет, он утратил природные умения и навыки, нужные для выживания и ориентирования в этой местности. Он оказывается в замкнутом круге, постоянно возвращаясь к стенам монастыря. А дикий Кавказ, как прекрасен, так и жесток. В нем нет жалости к людской слабости. Поединок с барсом лишил юношу всех сил, и он понял, что судьбу ему не перехитрить. Мцыри принимает смерть, но хочет, чтобы его похоронили за стенами монастыря, на природе, откуда можно видеть хребты Кавказа. Юноша верит в загробную жизнь, он желает всегда любоваться величавой, но полной опасностей красотой Кавказских гор и стать частью природы.

Он не жалеет, что совершил побег, ведь это были счастливые дни в его жизни, но он не смог найти дорогу домой, а дальнейшее прозябание в монастыре для него не имело смысла.

Читайте также: