Какое дело нам людям 21 века до трагического духовного поединка иешуа и понтия пилата сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Главам, посвященным Иешуа и Понтию Пилату, в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” отводится незначительное место по сравнению с остальной книгой. Это всего четыре главы, но они как раз являются той осью, вокруг которой вращается все остальное повествование.

Рассказ о Пилате и Иешуа стоит, если говорить о первоначальном восприятии, в стороне от остальных глав. Но на самом деле весь роман, включая сюда и “древние” главы, — единое гармоничное целое.

Рассказ о встрече Пилата с Иешуа принадлежит перу Мастера, который появляется в книге не с самого начала, а в тот момент, когда читатель уже составил мнение о его творении. Мастер создал героев, и все же они живут независимо от него. Сначала читатель вообще не подозревает о связи между Москвой тридцатых годов и древним Ершалаимом.

Сразу во второй главе автор, как в ледяную воду, “бросает” читателя в события почти двухтысячелетней давности. Только что на Патриарших прудах мирно беседовали два вполне заурядных человека и странный профессор с разными глазами, и вдруг “в белом плаще с кровавым подбоем” появляется прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Это имя знакомо, конечно, каждому. Не нужно долго гадать, что это за человек. А вот имя Иешуа — загадочно, оно не на слуху у людей. Хотя ассоциация с Христом возникает еще до того, как мы узнаем имя задержанного, которого привели на суд к Пилату. Булгаков намеренно избегает проводить явные параллели Иешуа с Христом, как то: факты биографии, родители, возраст. Однако прототип Иешуа Га-Ноцри не вызывает сомнения.

Иешуа начинает говорить. В его уста автор вложил свои сокровенные мысли. Ведь роман “Мастер и Маргарита” провозглашает обычные, но утерянные многими человеческие ценности — справедливость, нравственность, добродетельность. Иешуа говорит простые вещи: все люди добры, нужно любить их, доверять им. Говорит и о том, что человеческая жизнь неподвластна другому человеку.

Иешуа угадал, что прокуратор недоверчивый, замкнутый в себе, одинокий человек. Пилату лучше всех известно это. Желая скрыть свое удивление и растерянность, прокуратор напоминает Га-Ноцри, в чьих руках его жизнь. Странно, но того это совсем не пугает: “перерезать волосок” жизни может только тот, кто его “подвесил”. Пилат смеется над этим, но верит ли сам в свой смех? Хотя чисто по-человечески Иешуа боится боли, боится будущей казни и просит отпустить его. И все же преимущество прокуратора перед ним иллюзорно, скорее, узник имеет власть над своим судьей.

Беседа с Га-Ноцри переворачивает всю душу Пилата. От равнодушия не осталось и следа, он чувствует правоту собеседника в их споре и уже хочет спасти его — ведь это в силах прокуратора. Надежда на спасение остается даже после того, как узнику предъявляют обвинение в оскорблении кесаря. Увы, заключенный не хочет отрекаться от своих слов, а Пилат из трусости, из боязни разрушить карьеру (которая не приносит ему радости), но более всего из страха перед императором не может помочь Иешуа. Казнь неизбежна.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Но закончен ли спор Пилата с Иешуа? Закончены ли мучения прокуратора (ведь он сам мучается вынесенным приговором)? Иешуа умер, а Пилата всюду, всегда преследуют слова о том, что один из главных человеческих пороков — трусость. Прокуратор знает, что это — правда, и слова были сказаны для него. Сказав это, Иешуа все же простил Пилата перед смертью, но тот сам себя не может простить.

Пилат знает: Иешуа был ни в чем и никогда не повинен, он был прав во всем. Из его уст звучала истина. Прокуратору нет покоя ни днем ни ночью. Девятнадцать веков он ждет прощения. И он будет прощен однажды “в ночь на воскресенье”, ибо Бог прощает всех. Снова подтверждается библейская истина: “Раскаянием — очистимся”.

Спор Иешуа с Пилатом, по большому счету, не был противостоянием. Прокуратор верил заключенному. Иешуа знал истину, любил людей, философия его была проста и незамысловата. За это он принял свой крест. А что же прокуратор, погрязший в трупах, не знавший жалости и пощады? Он поверил Иешуа и тоже был распят (только сам собой), и крест его был еще тяжелее. Пилат ведь наказан не за то, что послал осужденного на казнь, а за то, что совершил поступок, идущий вразрез с его совестью. Долг повелевал сделать совсем другое. Малодушный поступок был совершен вопреки собственной воле и желаниям, из одной только трусости.

Роман “Мастер и Маргарита”, безусловно, является сатирой, но сатирой совсем особого сорта — нравственно-философской. Булгаков судит своих героев по счету человеческой нравственности. Для него неизменен закон справедливости, по которому зло неизбежно подлежит возмездию, а искреннее раскаяние — наказанию. В этом истина.

Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.

К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.

В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.

Роман "Мастер и Маргарита" стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие "от Воланда" и Евангелие Мастера "от Иешуа". История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.

Действие "Мастера и Маргариты" разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.

Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.

Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.

История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с "точки зрения вечности" рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.

Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (". Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл"."), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он "придет во славе". Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.

Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.

Как уже отмечалось, в "Мастере и Маргарите" поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя "самого страшного порока" — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?

Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы ". ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. ". Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: "Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит" (от Луки, 7:50). "Прощение и вечный приют" Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно "на этом построен мир".

Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.

Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе "Мастер и Маргарита", никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовил учитель русского языка и литературы

  1. Понять замысел писателя; заметить и осмыслить переклички линий романа.
  2. Развивать логическое мышление, умение делать выводы, рассуждать; развитие связной речи; развитие познавательного интереса и интереса к предмету; развитие навыков выразительного чтения.

3. Осуществлять трудовое воспитание; эстетическое воспитание, понимание красоты

и силы художественного слова; нравственное воспитание.

Базовые компетенции: иметь навыки поисково-исследовательской деятельности;

уметь пользоваться новыми информационными и коммуникационными

технологиями, в том числе для самоопределения и профессионального уровня

в условиях рыночных отношений.

Тип урока: урок-исследование.

Методы: практический, индивидуальный, групповой, работа с текстом.

Межпредметные связи: история, информатика.

Оборудование и ТСО: компьютер, интерактивная доска, буклеты, портрет

писателя, аудио- и видеозаписи

Предварительная работа: группам учащихся дается план этапов биографии писателя,

по которому они составляют слайды к электронному учебнику,

формулируют вопросы и задания.

«Почему, зачем, откуда зло?

Если есть Бог, то как может быть зло?

М.Ю.Лермонтов

  1. Оргмомент.
  2. Постановка целей и задач урока.
  3. Демонстрация высказываний о писателе (эпиграфы).
  4. Слово учителя:

А) Современный мир

- Ради чего писатель делает столь сложные построения? Попробуем выяснить.

В этом мире действуют вполне современные, занятые сиюминутными проблемами люди. Первый, с кем мы знакомимся, - председатель правления Массолита, редактор толстого журнала Берлиоз, чьим однофамильцем, по словам Ивана Бездомного, является композитор.

- Прочитать отрывок из романа: Хрестоматия стр.

Критики Латунский и Лаврович тоже люди, облеченные властью, но обделенные нравственностью. Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они наделены и интеллектом, и знаниями, и эрудицией. И все это сознательно поставлено на службу порочной власти. Историей такие люди отправляются в небытие.

Булгаков показывает, что зло в мире не от дьявола, а от человека, забывшего Бога, смешавшего понятия добра и зла, истины и лжи.

- Над чем потешается, издевается нечистая сила? (Над многочисленными людскими слабостями и пороками.)

-Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям? Кто управляет человеческой жизнью?

- Если жизнь соткана из случайностей, можно ли ручаться за будущее, отвечать за других? Существуют ли какие-то неизменные нравственные критерии, или они изменчивы и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства?

Иешуа и Понтий Пилат.

Преданный в руки палачей неправедным судом Пилата и обреченный на мучительную смерть Иешуа-Христос издалека подает великий пример всем людям. В том числе и мастеру, самому Булгакову, и его любимому герою.

Олицетворением власти, центральной фигурой является Понтий Пилат, прокуратор Иудеи. Императорская служба обязывает его находиться в ненавистном им Иерусалиме.

Ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы просто поговорить. Он знает, как слаб человек перед любым искушением, будь то деньги или слава. Правда, есть одно живое существо, к которому он очень привязан – это его верный и преданный пес. Пилат уверен: мир основан на насилии и власти.)

И вот судьба дает ему шанс. (глава 2 сцена допроса). Вдруг Пилат с изумлением обнаруживает, что его ум не слушается его больше. Он задает обвиняемому вопрос, который не нужно задавать на суде.

- фрагмент фильма 1 серия

Пилат ничего так не желает, как быть рядом с Иешуа, говорить с ним и слушать его. Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом. Пилат решает спасти Иешуа от казни. Но Каифа непреклонен: Синедрион не меняет решения.

- Почему Пилат утверждает смертный приговор? (Он убеждает себя, что сделал все, что было в его силах: уговаривал Каифу, угрожал ему. Что он мог еще сделать? Взбунтоваться против Тиберия? Это было выше его сил. Он умывает руки.)

- Что же прочитал Понтий Пилат в пергаменте?

- Прочитать отрывок из романа (по хрестоматии)

Однако уже после казни, после пяти часов крестных мук Пилат дарует Иешуа легкую смерть. Он приказывает совершить погребение тел казненных в тайне. Возлагает на Афония обязанность убить Иуду – человека, который предал Иешуа.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

- Какое дело нам, людям 21 века, до трагического духовного поединка Иешуа и Понтия Пилата? (Надо помнить о леденящем души одиночестве, о совести, когтистом звере, который не дает спать по ночам…)

- Зачем понадобился Булгакову такой художественный прием – параллельно повествованию о современности вести еще и линию романа, написанного Мастером и рассказывающего о событиях, которые происходили две тысячи лет назад? (Роман Булгакова посвящен вечным проблемам, и они существуют в настоящем так же, как и много веков назад:

что такое истина?

человек и власть

внутренняя свобода и несвобода человека

добро и зло, вечное их противопоставление и борьба

верность и предательство

милосердие и всепрощение и др.( о них говорится на других уроках).

Цели урока: осознание чувства ответственности за сделанный жизненный выбор, развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, осмысление философской концепции романа.

Ход урока Слово учителя:

Да, определить жанр романа просто невозможно. Любовный, сатирический, социально-бытовой, исторический, философский. Любое определение подходит.

Но всё-таки, прежде всего, это роман - философский, и одна из главных проблем, поднимаемых автором, это проблема выбора и ответственности за сделанный выбор.

Эта тема не нова в мировой литературе. Веками спорили философы, решая, есть или нет у человека право выбора.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.

Булгаков переносит нас в мир двухтысячелетней давности, но мир, не исчезнувший, а существующий параллельно, мир, более реальный, чем Москва 30-х годов.

Понтий Пилат — представитель могущественнейшей Римской империи, наместник кесаря императора, человек, олицетворяющий силу и власть, и считающий, что это самое главное в мире. К нему на суд приводят . Кого? (Нищего бродягу, человека без роду и племени, одетого в старенький разорванный голубой хитон, избитого)

Как по-вашему должен отнестись к нему могущественный прокуратор Иудеи? (С явной неприязнью и осуждением).

Не забудьте, что у прокуратора мучительно болит голова (гемикрания - мигрень, и он, раздражённый и измученный, ненавидит весь мир).

Какую ошибку совершает осуждённый?

Почему Пилата так раздражает это слово? (Иешуа называет прокуратора добрым человеком, а доброта, по мнению Пилата, свидетельство слабости).

За это Иешуа подвергается наказанию. Какому?

Между ними завязывается беседа (совершенно ненужная и бессмысленная, с точки зрения прокуратора).

В ходе беседы выясняется, что перед Пилатом никакой не мессия, а нищий бродяга, Человек, у которого нет ни осла, ни учеников, ничего, кроме убеждения, что все люди добрые. Кстати, как вы понимаете эти слова? (Все люди рождаются равно безгрешными, и лишь жизнь делает их злыми.) Единственный его последователь - Левий Матвей, бывший сборщик податей, после разговора с Иешуа бросивший деньги на дорогу, заявив, что они отныне ему ненавистны. (Обратите внимание на реакцию Пилата на эти слова)

- истина, прежде всего, в том, что у тебя болит голова.

Арестант излечивает прокуратора, и благодарный Пилат готов оправдать арестованного, если тот поклянётся, что не призывал никого разрушить ершалаимский храм. И тут наступает один из ключевых моментов главы, да и всей книги.

- Чем хочешь ты, чтобы я поклялся? - спросил, очень оживившись развязанный.

- Ну хотя бы жизнью твоею, - ответил прокуратор, - ею клясться самое время, так как она висит на волоске, знай это.

- Не думаешь ли ты, что ты её подвесил, игемон? - спросил арестант. - Если это так, ты очень ошибаешься.

Пилат вздрогнул и ответил сквозь зубы:

- Я могу перерезать этот волосок.

- И в этом ты ошибаешься, - светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант. - Согласись, что перерезать волосок уж 5 наверно, может лишь тот, кто подвесил?

И вот прокуратор оказывается в ситуации выбора.

О каком выборе идёт речь? (Он может подписать приговор или оправдать Иешуа).

Каково первоначальное решение Пилата?

Что изменило его выбор? (Содержимое второго пергамента, поданного секретарём. Закон об оскорблении его императорского величества). Оказывается, Иешуа познакомился с Иудой (добрым человеком), который пригласил его к себе, светильники зажёг. (Очень интересный момент - по закону Тиберия для принятия доноса необходимо, чтобы доносчик привёл шпионов в дом. А для того, чтобы они могли подтвердить обвинение, он должен был зажечь определённое количество светильников. Лишь тогда донос принимался.)

Почему Пилат утверждает приговор синедриона? (Трусость, безусловно, один из самых страшных пороков). Но ведь Пилат не трус. Почему?

Странно, бессмертие - вековая мечта человечества. Философский камень, эликсир бессмертия. Это то, о чём люди всегда мечтали. А здесь бессмертие как наказание.

А как бы вы поступили на месте Пилата? (Очень сложно. Часто человек не подозревает о том, как поведёт себя в экстремальной ситуации).

Вот вы и оказались в ситуации выбора. Да, эта ситуация надуманная, умозрительная, но всё же попытка не просто поставить себя на место другого человека, но примерить на себя возможность собственного выбора. Что важнее для вас - собственное благополучие или гуманистические принципы? Что значит для нас, людей 21 века, безводная, высушенная солнцем гора, с тремя столбами на ней? Какое нам дело до трагического духовного поединка Иешуа и Понтия Пилата? Какое нам дело до повешенных на этих столбах? Или есть дело?

Что же ожидает прокуратора?

А как же Иешуа? Какой выбор стоит перед бродячим философом? И есть ли у него вообще возможность выбора?

Выбор стоит перед каждым из героев романа - перед мастером, перед Маргаритой, перед Иваном Бездомным. Почему мастер не заслуживает света, а заслуживает только покой? Потому что он тоже сделал свой выбор. Он сжёг свой роман, отказался от него, струсил, как и Пилат когда-то, он оказался слабее обстоятельств. И за свой выбор ему тоже пришлось отвечать. Он не смог отстоять своё СЛОВО, принесённое в мир, оказался слаб. И пусть его ожидает не наказание, ведь от его выбора никто не пострадал, но и награды ожидать не за что.

Домашнее задание: приготовить рассказ о судьбе мастера, ответить на вопрос: почему мастер не заслужил света, а заслужил покой? Какой выбор стоит перед другими героями романа?

Читайте также: