Как в слове о полку игореве соотносятся эпическое и лирическое начала егэ сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Выберите только ОДНУ из четырех предложенных тем сочинений
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать не меньше трёх стихотворений.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

Традиции русской классической литературы в творчестве А. А. Ахматовой.

В заключении сделайте вывод о том, что смешение жанров, контрастных по эмоциональному восприятию, придаёт дополнительную напряжённость тексту. Взаимодействуя, художественные средства отражают смысл каждого эпизода и помогают пониманию авторского замысла в целом.

Далее целесообразно представить героиню: дайте её портретную характеристику, расскажите историю жизни, охарактеризуйте мировоззрение. Старайтесь избегать пересказа и избыточной детализации. Важно воссоздать образ целостно.

Причины, по которым Вы выбрали персонажа, могут быть разнообразны. Однако не последнюю роль при выборе сыграли поступки героев, поэтому на данном этапе работы над сочинением целесообразно привести примеры эпизодов, в которых персонаж проявляет себя наиболее полно. Это позволит представить черты характера персонажа, которые проявляются в его поступках, взаимоотношениях с другими героями. Выбирайте показательные эпизоды, играющие главную роль для понимания образа героини. Анализируйте её поступки, а не пересказывайте сюжет фрагмента. Помните о том, что Ваша основная задача — обосновать свой выбор. Поэтому на всех этапах работы обязательно ссылайтесь на то, почему та или иная черта в образе персонажа Вам симпатична или, наоборот, вызы- вает антипатию.

В заключении необходимо выделить ключевые детали в образе выбранной Вами героини, проанализировать её поступки в тех или иных ситуациях, черты характера, мировоззрение, которые определили Ваш выбор.

Традиции русской классической литературы в творчестве А. А. Ахматовой.

Переходя к рассмотрению особенностей лирики поэта, скажите о том, что в своём творчестве А. А. Ахматова раскрывает традиционные темы: любовь, поэт и поэзия, природа, история. Перейдите к осмыслению традиций в произведениях разной тематики. Так, у Ф. И. Тютчева поэт наследует понимание любви как союза душ, как рокового слияния. Приведите примеры. Понимание высокого чувства как неотъемлемой части человеческого бытия — это пушкинская традиция в творчестве Анны Ахматовой.

Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжёлый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.

Перейдите от традиционных тем к образам, которые наследует поэт. Прежде всего, стоит сказать об образе Петербурга, знакомом по произведениям А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Н. В. Гоголя. Для них этот город — символическое воплощение всего мира, Вселенский град. Он же возникает и в творчестве А. А. Ахматовой. Петербург в её лирике также необыкновенно притягателен:

Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды.

Закончите Ваши размышления мыслью о том, что творчество А. А. Ахматовой наследует русской классической традиции.

Далее коротко передайте сюжет произведения, избегайте пересказа. Отметьте, что по своей структуре рассказ напоминает житие святого. Как вы думаете почему? Охарактеризуйте основной конфликт.


Задание 12 № 2028

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

12.4. Кто из русских поэтов обращался к изображению драмы героя-одиночки? (на примере двух или трёх произведений).

12.5. Когда на помощь писателю приходит сатира (на примере 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы).

Комментарии к сочинениям

В начале повествования автор знакомит читателя с главой семьи. Пантелей Прокофьевич – истинный казак, воспитанный на традициях доблести и чести. На этих же традициях он воспитывал своих детей, проявляя порой черты крутого характера. Глава семейства Мелеховых не терпит непокорности, но в душе добрый и чувствительный. Он умелый и трудолюбивый хозяин, умеет рачительно вести хозяйство, сам работает от зари до зари. На него, а еще в большей мере на его сына Григория, ложится отсвет благородной и гордой натуры деда Прокофия, бросившего некогда вызов патриархальным нравам хутора Татарского.

Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьевич старается соединить в одно целое куски старого быта, хотя бы ради внуков и детей. Не раз он самовольно покидает фронт и возвращается домой, к родной земле, которая была для него основой жизни. С необъяснимой силой манила она его к себе, как манила и всех казаков, уставших от напряженной и бессмысленной войны. Пантелей Прокофьевич умирает на чужбине, вдали от родного дома, которому отдал все свои силы и бесконечную любовь, и в этом трагедия человека, у которого время отняло самое дорогое – семью и кров.

12.4. Кто из русских поэтов обращался к изображению драмы героя-одиночки? (на примере двух или трёх произведений).

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Как видим, здесь герой безволен, он не в силах изменить того, что предназначено судьбой, и здесь стихия жизни диктует человеку свою волю.

12.5. Когда на помощь писателю приходит сатира (на примере 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы).

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2

Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1

Тема не раскрыта0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

В Древней Руси не было руководств по написанию литературных произведений, как не было и литературной критики и литературной науки. Так каким же образом древнерусские писатели разбирались в великом множестве жанров и поджанров? Каким образом это многообразие не превращалось в хаос? Каковы были те ориентиры, которые помогали им легко находить нужный жанр для написания нового произведения и определять жанр уже написанного? На все эти вопросы можно ответить, если рассмотреть те существенные различия между литературными жанрами нового времени и жанрами Древней Руси. Возникновение древнерусских литературных жанров имело в основном внелитературную природу, в отличие от нового времени, и во многом было обусловлено их применением в практической жизни в самом широком смысле этого слова. В отличие от современных авторов, древнерусский автор, в своём произведении стремился выразить коллективные чувства, коллективное отношение к изображаемому. Тот автор в гораздо меньшей степени, чем нынешний, был озабочен внесением своей индивидуальности в произведение. Каждый жанр имел свой строго выработанный традиционный образ автора, писателя или исполнителя. Так же как и в фольклоре, образ автора зачастую совпадал с образом исполнителя произведения, если его жанр был рассчитан на произнесение вслух, на чтение или на пение.

Вначале Игорь — типичный Ольгович. Ещё в 1180 г. половцы деятельно помогали Игорю Святославичу. Но, вместе со своим половецким союзником Кончаком, под Долобском, Игорь потерпел сокрушительное поражение от киевского князя Рюрика. В Ипатьевской летописи от 1180 года (Ипатьевская летопись: Полное собрание русских летописей. Спб., 1908. Т.2. фототипическое воспроизведение – М., 1962) это поражение рассматривается, как поражение половцев.

Эти обязательства распространились и на Игоря Святославича. Прямодушный и честный, Игорь решительно рвёт со своей прежней политикой и становится яростным противником Кончака. В Ипатьевской летописи 1185 года, летописец дважды вкладывает в уста Игоря Святославича покаянный счёт его княжеских преступлений. Игорю не сразу пришлось доказать свою преданность новой для него общерусской идее.

Высокое чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике, преданность новой, общерусской, ненависть к своим бывшим союзникам, свидетелям его позора, муки страдающего самолюбия — всё это двигало им в походе на половцев. В этом и был заключен весь трагизм несчастного похода Игоря Святославича, на основании которого автор решил призвать русичей к единению против общего врага.

Исторические причины возникновения новых литературных жанров

По мнению Дмитрия Сергеевича Лихачёва, Болгария X в., как и Древняя Русь, миновали стадию рабовладельческого периода истории (античность) и из общинно-патриархальной формации перешла сразу к феодальной. Только Болгария перешла на 100 лет раньше Руси. Поэтому литература из Византии была взята лишь необходимая этому периоду развития общества.

На Руси потребовались только те жанры, которые были непосредственно связаны с церковной жизнью и жанры общемировоззренческие: произведения отцов церкви, богослужебные книги, содержащие тексты песнопений и чтения в церкви.

Античная литература в Византии была результатом долгого рабовладельческого периода. У Руси этого периода не было, поэтому византийская система литературных жанров была перенесена на Русь в укороченном виде.

До христианства (Церкви) на Руси литературу представлял фольклор

– примитивный опыт языческой религии (культура устных воинских, вечевых и судебных речей и т.д.).

В X – XIII вв. потребностью в литературе восточных славян для молодой христианской церкви был культ

(богослужебники и произведения отцов церкви) и церковная письменная литература (евангелие, апостол).

Древнеболгарская письменная литература дошла до нас только в своей общехристианской части. Тоже была укороченная система литературных жанров, как и византийская.

Итак, ни одна система литературных жанров не была перенесена на Русь полностью. Поэтому в древнерусской литературе (жанрах) возникли своего рода пустоты, которые надо было заполнить новыми жанрами, так как в описании древнерусской действительности была насущная потребность. Это явилось основной причиной возникновения новых жанров в древнерусской литературе.

Вся эта фольклорно-жанровая система в древней Руси была тесно связана с обслуживанием быта, поэтому весь средневековый фольклор был обрядовым

. Обрядовыми были не только все лирические жанры: типы свадебных песен, похоронных, праздничных и т.д., но и эпические: былины и исторические песни. Они выросли из прославлений умерших или героев, оплакиваний военных поражений и других общественных бедствий. Сказки тоже были связаны с бытом и произносились в определённые бытовые моменты и могли иметь магическую направленность. Лишь в XVIII – XIX вв. часть эпических жанров перестала произноситься в определённой бытовой обстановке. В средние века весь быт был связан с обрядом, который и определял литературные жанры. Их система была очень традиционна, церемониальна и мало менялась. Грамотные верхи феодального общества имели и книжные и устные жанры. Неграмотные народные массы пользовались более универсальной, чем книжная, устной системой жанров. В церковном же обходе имелись книжные жанры, но только в их устной трансформации. Книжность была доступна народным массам через богослужение, а во всём остальном они были исполнителями и слушателями фольклорных произведений.

В связи с этим, на Руси возникло несоответствие между светскими потребностями феодализирующегося общества в XI – XIII вв. и той системой литературных и фольклорных жанров, которая должна была эти потребности удовлетворять.

В чём же заключались эти потребности светского общественного быта Древней Руси XI – XIII вв.? Для того, чтобы это объяснить, необходимо представить историческую обстановку того времени, которая во многом могла бы объяснить причины возникновения новых жанров древнерусской литературы.

Исторические особенности раннефеодального государства восточных славян. Процесс жанрообразования в древнерусской литературе

В княжение Владимира I Святославича окончательно оформилось огромное раннефеодальное государство восточных славян. Это государство, несмотря на свои большие размеры, а может быть, именно из-за этого, не имело достаточно прочных внутренних связей. Экономические, в частности, торговые связи были слабы. Ещё слабее было военное положение страны, раздираемой усобицами князей, которые начались сразу же после смерти Владимира I Святославича и продолжались вплоть до татаро-монгольского завоевания.

Несмотря на это, единство государства постоянно нарушалось раздорами князей. Раннефеодальные государства вообще были очень непрочными и не могли существовать при недостаточности связей экономических и военных без интенсивного развития личных патриотических качеств.

Чтобы удержать единство требовались высокая общественная мораль, чувство чести, верности, самоотверженность, патриотическое самосознание и высокое развитие словесного искусства убеждения – жанров, развивающих любовь к родной стране, жанров лиро-эпических. Нужны были произведения, в которых решительно обличались бы раздоры князей. Для пропаганды этих идей было недостаточно одной литературы. Создаётся культ святых братьев Бориса и Глеба, безропотно подчинившихся руке убийц, подосланных их братом Святополком Окаянным. Также создаётся политическая идея, согласно которой все князья — братья и происходят от одного из трёх братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора.

Эти особенности политической атмосферы в Древней Руси, её быта сильно отличались от особенностей политической атмосферы и быта Византии и Болгарии. Поэтому древнерусскому государству нужны были свои собственные произведения литературы и собственные жанры этих произведений. Вот почему, несмотря на наличие двух взаимодополняющих систем жанров (литературных и фольклорных), русская литература XI – XIII вв. находилась в процессе жанрообразования.

Разными путями, из различных источников возникают произведения, которые стоят особняком от традиционных систем жанров, разрушают их, либо творчески объединяют.

В поисках новых жанров древнерусские книжники XI-XIII вв. часто обращались к фольклорным жанрам, но не переносили их механически в книжную литературу, а создавали новые из соединения книжных элементов и фольклорных.

Таким образом, отсутствие строгих жанровых рамок способствовало появлению на Руси многих своеобразных, высокохудожественных произведений.

Одно из самых замечательных и типичных свойств древнерусской литературы – её историзм.

Средневековый автор не переступал за эту черту в своих произведениях. Действие древнерусских литературных произведений всегда происходило в точно определённой исторической обстановке. Эти произведения всегда рассказывали непосредственно о самих исторических событиях – только что случившихся или давних.

Главные герои древней русской литературы (в пределах до середины XVII в.) – это только деятели русской истории, такие как Владимир I Святославич, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие. Либо это были русские святые: Борис и Глеб, Феодосий и Антоний Печёрские, позже, Сергий Радонежский и т.д.

Типизированных, обобщённо-вымышленных героев с вымышленными именами древняя русская литература не знает. Художественное обобщение в ней всегда опиралось на конкретные исторические имена, подавалось через описание исторических событий – безразлично, современных или отодвинутых в далёкое прошлое. Даже жития русских святых по преимуществу историчны. Фантастика, чудеса вводятся в древнерусские произведения только под знаком чего-то исторически верного, реально случившегося.

Тот же исторический интерес древнерусского читателя сказался и в выборе произведений для переводов на русский язык (хроники, повести).

Интерес средневекового читателя был прикован к истории, и он не интересовался бы произведением, если бы знал, что сюжет его вымышлен, а герои его никогда не существовали

Такие понятия, как оборона родины, объединение Руси – вот что, прежде всего, интересовало тогда русского читателя, поэтому литература того периода почти не знала личной темы, любовной лирики, развлекательных жанров, занимательной интриги и т.д.

Собственно проблема жанра (да, наконец-то)

Мнение Творогова О.В.

Творогов О.В. предполагает, что в то время произведения этого жанра предназначались в первую очередь для устного исполнения и вообще редко записывались.

Это предположение вполне вероятно, но бездоказательно.

Эта позиция О.В.Творогова, хотя и другими путями, но всё-таки ничем не отличается от основной точки зрения большинства учёных.

Мнение Ерёмина И.П.

Там же, он говорит о том, что стихия устной речи вообще была характерна для древнерусской литературы как бы ещё не освободившейся от традиций речевых выступлений и церковной проповеди.

Мнение Д.С.Лихачёва.

Академик Д.С.Лихачёв о.

Из всего этого Дмитрий Сергеевич решает, что

Единство в нём достигается не традиционностью, как это было обычным в средневековье, а нарушениями этой традиции, отказом следованию какой-либо устоявшейся системе жанров, что объясняется воздействием на него действительности и, конечно же, влиянием силы собственной индивидуальности.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс :)

Дата публикации: 18.11.2020

История создания

Естественно, столь смелую точку зрения не разделяют многие именитые ученые, продолжая исследования и поиски древнего автора гениального текста.

Документальность произведения позволяет предполагать, что его написал кто-то из окружения князя. Ряд ученых придерживаются этой версии. Среди предполагаемых авторов назывались тысяцкий князя Райгула или галицкий книжник Тимофей.

Композиция, сюжет, основные мотивы и элементы повествования.

В композиции произведения можно традиционно выделить вступление (зачин), основную часть и заключение. Основное содержание, передающее сюжет, подразделено на три части, которые называют главами.

Первая часть. Князь Игорь собирает поход против половцев. Происходит солнечное затмение, что считается дурным знаком, но правитель не придает этому значения, отправляя дружину в бой. Войскам Игоря удается победить половцев. Удачу они отметили пиром и улеглись спать. Тут-то их и настигли мстительные противники, напав в ночи на расположение войск. Результат оказался плачевен: Игорь в плену, многие его дружинники мертвы.

Эпилог описывает возвращение князя и его торжественную встречу со своим народом.

Основная суть

Главные герои и их характеристика

Игорь – правитель Новгород-Северского княжества, он молод и обладает многими полезными для князя качествами, которые описываются в тексте. Игорь энергичен и храбр, однако у этих черт есть другая сторона: самоуверенность и тщеславие. Описанная в тексте история отразилась на княжеской натуре – юношеский задор и пыл князя остудило военное происшествие, на смену им пришел опыт, открывающий путь к мудрости. Этой необходимой черты правителя князю не доставало. Его горячность и недальновидность могли дорого обойтись земле русской, и в конце герой это осознает.

Боян – певец и поэт, служащий при княжеском дворе. Его задача славить подвиги героев русской земли, и в этом деле он преуспел, снискав и благоволение правителей, и всенародное признание, и любовь.

Овлур – половец, на фоне других представителей клана врагов он важен тем, что помог русскому князю бежать.

Автор произведения, хоть мы и не знаем его имени, предстает перед читателями полноценным героем, действующим лицом, который сочувствует происходящему на написанных им страницах. Через века с нами говорит патриот и выдающаяся личность своей эпохи. По стилю, по манере изложения, по системе образов и по смысловому посылу текста мы можем понять, что он высокообразован и безмерно талантлив.

Тематика

Героизм – положительная черта главного героя, что во многом его и оправдывает. Он смел и рьян, а потому, несмотря на неудачу, возвращается на родину славным героем. Ведь его поражение – не исход честной битвы, а коварство соперника. В бою Игорь был сильней и показал свою отвагу. За смелость героя нужно уважать, его героизм отчетливо просматривается на контрасте методов борьбы русских войск и половцев.

Опыт и ошибки – важнейшая тема, показанная через судьбу Игоря и реакцию Святослава. Киевский правитель смотрит на вещи с позиции опыта, чего явно не достает юному князю, потому он совершает ошибку и становится более опытным. Правда, какой ценой? Над этим стоит задуматься, читая произведение. Ведь его войско полегло, множество бойцов лишились жизни глупо и нелепо.

Проблематика

Основная мысль и идея

Хоть основной посыл и неотделим от реалий эпохи, он актуален во все времена. Единую и мощную державу победить всегда сложней, чем разбить несколько перессорившихся между собой княжеств. Этот текст побуждает подумать о том, что ради великой цели можно забыть о противоречиях и конфликтах. Люди, близкие по духу, должны быть вместе. Посыл произведения распространяется как на мировую историю и политику государств, так и на отношения между простыми людьми. Ведь в повседневной жизни мы тоже очень часто разобщены, ссоримся из-за каких-то мелочей и остаемся наедине со своими проблемами, а вместе всегда проще преодолеть трудности и добиться значимого результата в любом деле.

Концовка

Князь возвращается на родину. Народ встречает его восторженно. Казалось бы, он проиграл и был пленен. Тем не менее, люди рады, что правитель вернулся. Тот факт, что он спасся из плена, сам по себе воспринимается как победа.

Всё, что случилось с Игорем – результат его ошибок, герой прошел путь осознания. Финал произведения может показаться странным и не очень логичным. Тем не менее, благополучная концовка исторична, и она дополняет смысловой посыл.

Чему учит

Поучительная направленность произведения недаром отражена в одном из определений жанра. Его дидактическая нагрузка велика. Текст учит не только подлинной любви к родине, но и побуждает к тому, чтобы задуматься о русском народе, о своих близких. Надо ценить и жить в мире с теми, кто рядом, вместе противостоять угрозам и не тянуть одеяло на себя, не совершать опрометчивых поступков, даже если их цель кажется значимой. Из этой поэмы можно извлечь множество уроков как исторических, так и нравственных, и чисто человеческих.

Критика

Белинский занимался исследованием данного произведения, анализировал текст и изучал источники, подтверждающие достоверность описанных событий и историчность проблематики.

В числе тех, кто с недоверием отнесся к подлинности памятника, оказалось немало выдающихся ученых, деятелей культуры и религии. Ещё в 18 -19 веке вопрос происхождения ставили под сомнение Киевский митрополит Евгений и такие известные личности как К. С. Аксаков, С. П. Румянцев, Т. М. Качановский, О. М. Бодянский и другие.

Историки, писатели и литературоведы разных эпох обращали внимание на непреходящую актуальность средневекового текста. Мысли, заложенные в нем, актуальны и сегодня, когда все еще идут войны.

Читайте также: