Как соотносятся милосердие всепрощение и справедливость в романе мастер и маргарита сочинение

Обновлено: 04.07.2024

“…так кто ж ты, наконец? — Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо” [4: 384].

В 29 главе романа Иешуа обращается с просьбой к Воланду. Но в ранних редакциях Булгаков делал Воланда подчинённым Иешуа, от которого сатана получал распоряжение: ему велено было унести главных героев из Москвы.

Таким образом, в финале романа перед нами возникают два вершителя, две силы, решающие судьбу мастера и его подруги.

Толковый словарь Ушакова определяет справедливость как беспристрастие. Носителем и воплощением идеи беспристрастного судьи выступает Воланд. Сказав это, мы, разумеется, никакого открытия не сделали. Данная тема лежит на поверхности романной структуры, и многие исследователи (Г. А. Лесскис, И. Ф. Бэлза, А. Маргулев, А. Барков, М. И. Андриевская, П. Андреев) не преминули сказать об этом. В своём докладе мы бы хотели показать, как справедливое воздаяние оказывается неразрывно связано с милосердием на уровне мотивной структуры романа и в том числе в образе Воланда.

Каждому по его вере — это ли не есть высшая справедливость? Воланд наказывает или награждает, определяя соразмерность причины и следствия. Возмездие за зло выступает неотъемлемой частью закона справедливости.

«- А где же хозяин этого кафе? — спросила Маргарита.

Это — дантовский принцип абсолютизации нарушения этических норм, чем бы оно (нарушение) ни было вызвано.

Чем же вызвано решение Маргариты спасти от мучений, вечных душевных терзаний Фриду? Ею руководит бескорыстное стремление помочь из чувства сострадания, а также нежелание обмануть человека, которому подала надежду. А это и есть милосердие самой высокой пробы, милосердие, не считающее себя добродетелью. За одно это Маргарита заслуживает счастья с любимым.

Но представить Милосердие как какое-то смягчённое добавление к Справедливости — значит уйти от существа большой духовной проблемы. Никакими силами Справедливости, даже если она захочет счесть двухтысячелетние муки Пилата искуплением, страданий Пилата снять нельзя, потому что поступок уже совершён. И прощение пятого прокуратора Иудеи — это акт Милосердия. Именно мотив прощения оказывается связующим звеном между Милосердием и Справедливостью.

2. Апокрифы древних христиан — СПб., 1994.

4. Булгаков М. Мастер и Маргарита.//М. Булгаков. Романы.- М.1987.

5. Булгаков М. Неизвестный Булгаков. — М.,1993.

6. Бэлза И. Il ben lintelletto //Дантовские чтения. — М., 1985.

8. Гаспаров Б. М.Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века. — М.,1994.

9. Данте А. Божественная комедия. — М..1982.

13. Соколов Б. Энциклопедия булгаковская. — М.,1996.

14. Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. — М.,1988.

15. Чуковская Л. К. Записки об Анне Ахматовой.1952–1962. — М.,1997.


“…так кто ж ты, наконец? — Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо” [4: 384].

В 29 главе романа Иешуа обращается с просьбой к Воланду. Но в ранних редакциях Булгаков делал Воланда подчинённым Иешуа, от которого сатана получал распоряжение: ему велено было унести главных героев из Москвы.

Таким образом, в финале романа перед нами возникают два вершителя, две силы, решающие судьбу мастера и его подруги.

Толковый словарь Ушакова определяет справедливость как беспристрастие. Носителем и воплощением идеи беспристрастного судьи выступает Воланд. Сказав это, мы, разумеется, никакого открытия не сделали. Данная тема лежит на поверхности романной структуры, и многие исследователи (Г. А. Лесскис, И. Ф. Бэлза, А. Маргулев, А. Барков, М. И. Андриевская, П. Андреев) не преминули сказать об этом. В своём докладе мы бы хотели показать, как справедливое воздаяние оказывается неразрывно связано с милосердием на уровне мотивной структуры романа и в том числе в образе Воланда.

Каждому по его вере — это ли не есть высшая справедливость? Воланд наказывает или награждает, определяя соразмерность причины и следствия. Возмездие за зло выступает неотъемлемой частью закона справедливости.

«- А где же хозяин этого кафе? — спросила Маргарита.

Это — дантовский принцип абсолютизации нарушения этических норм, чем бы оно (нарушение) ни было вызвано.

Чем же вызвано решение Маргариты спасти от мучений, вечных душевных терзаний Фриду? Ею руководит бескорыстное стремление помочь из чувства сострадания, а также нежелание обмануть человека, которому подала надежду. А это и есть милосердие самой высокой пробы, милосердие, не считающее себя добродетелью. За одно это Маргарита заслуживает счастья с любимым.

Но представить Милосердие как какое-то смягчённое добавление к Справедливости — значит уйти от существа большой духовной проблемы. Никакими силами Справедливости, даже если она захочет счесть двухтысячелетние муки Пилата искуплением, страданий Пилата снять нельзя, потому что поступок уже совершён. И прощение пятого прокуратора Иудеи — это акт Милосердия. Именно мотив прощения оказывается связующим звеном между Милосердием и Справедливостью.

2. Апокрифы древних христиан — СПб., 1994.

4. Булгаков М. Мастер и Маргарита.//М. Булгаков. Романы.- М.1987.

5. Булгаков М. Неизвестный Булгаков. — М.,1993.

6. Бэлза И. Il ben lintelletto //Дантовские чтения. — М., 1985.

8. Гаспаров Б. М.Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века. — М.,1994.

9. Данте А. Божественная комедия. — М..1982.

13. Соколов Б. Энциклопедия булгаковская. — М.,1996.

14. Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. — М.,1988.

15. Чуковская Л. К. Записки об Анне Ахматовой.1952–1962. — М.,1997.

Основные термины (генерируются автоматически): милосердие, зло, высшая справедливость, мастер, роман, справедливость, вечный приют, личная вина, мотив преступления, справедливое наказание.

Похожие статьи

Смех, как религиозная проблема и эффект комического в романе.

милосердие, зло, роман, справедливость, мастер, высшая справедливость, личная вина, мотив преступления, справедливое.

Преступление как основа жизненной философии маркиза де Сада

Исследовательский интерес представляет вопрос преступной деятельности относительно категорий справедливости и несправедливости.

Мифопоэтическая основа демонических образов и мотивов.

Воланд не зло и не добро. Он, как справедливо замечает А.Зеркалов, «чрезвычайно

Гоголевские традиции в изображении демонических образов.

И это естественно: ведомство Справедливости воздаёт каждому по заслугам.

Значение справедливости в жизни великого полководца Амира.

Закон и справедливость. Почему в обществах с большей несправедливостью выше

Справедливость наказания здесь так же, как и в нормах административного.

Милосердие и справедливость в романе М. А. Булгакова «Мастер.

А наказание жадных до денег зрителей Варьете — дело рук Дьявола. В романе «Мастер и

Справедливость в контексте уголовного наказания

Стоит согласиться с А. Ф. Мицкевичем, который пишет о том, что справедливость — фундамент права, что она обладает высшей императивностью и

Во-первых, справедливое наказание должно соответствовать тяжести совершённого преступления, т. е. во внимание берётся.

Помилование как акт милосердия верховной власти

В соответствии с принципом справедливости каждое лицо, совершившее преступление должно понести соответствующее наказание.

УК РФ, штраф, уголовная ответственность, родитель, представитель, осужденный, рубль, наказание, личная ответственность, Верховный.

Антиномия добра и зла в произведении Л. Н. Толстого.

Как соотносятся в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита милосердие, справедливость и всепрощение?Роман Мастер и Маргарита это роман о событиях двухтысячелетней давности и о современной писателюдействительности. В нем происходит осмысление основ того общества, котороесоздавалось в нашей стране в тридцатые годы. Булгаков проводит проверкуобщества опытом мировой культуры на уровне вечных ценностей и всеобщихнравственных принципов. Основы этого опыта заложены в Евангелие, поэтомугениальность произведения выходит за рамки

того времени и поднимаетобщечеловеческие и общемировые вопросы вера и истина, внутренняя свобода инесвобода, добро и зло, верность и предательство, а также справедливость,милосердие и всепрощение. На последних я и хочу остановиться.Обратимся к толковому словарю, чтобы узнать точноезначение этих понятий. Всепрощение это полное прощение всего, всех обид, зла.Тему прощения автор раскрывает образом Понтия Пилата.

По его вине был казн нневиновный философ Иешуа Га-Ноцри. И как бы Пилат ни хотел его спасти, он несмог пойти против власти. Понтий Пилат раскаивается в этой казни, у него появляется чувство вины.И он обреч н на бессмертие, мучимый угрызениями совести. Это жестокоенаказание. Ведь каждому человеку необходимо прощение невозможно жить спостоянным чувством

вины. Это не жизнь, а настоящий ад. Поэтому Понтий Пилатжаждет прощения. И он будет прощ н через двенадцать тысяч лун . За это времяон искупит свою вину страданием.Справедливость же в словаре беспристрастность, всоответствии с истиной в романе вершит Воланд дух зла. Он судит в романепочти всех по их делам. Но может возникнуть вопрос так ли она безупречна иправильна его справедливость?

Ведь он наказывает жестоко Понтия Пилата, но ещ жестче Берлиоза и совсем не трогает Каифу, хотя он и есть главный виновникужасной гибели Иешуа. Он нанял Иуду, он приказал арестовать философа, онприговорил его к смерти, а главное именно на него, на его фанатичноеупорство, как на каменную стену, наткнулись все отчаянные попытки Пилата спастиИешуа.Я все же считаю, что Воланд вершит истиннуюсправедливость.

Воланда не интересует судьба Каифы, так как он не собираетсяего прощать. За ним нет особой вины. Он делал вс это, в отличие от Пилата, всогласии с собой, со своими моральными принципами. Вина же Понтия Пилата в том,что он не сделал то, что, оставаясь самим собой, должен был сделать. ТО естьВоланд судит каждого по его вере. Что, на мой взгляд, и является истиннойсправедливостью в мире.

Воланд в романе является не только жестоким, но иотчасти милосердным судь й. Он, наблюдая страдания Маргариты, после того, какона отдала сво желание Фриде, дал ей ещ один шанс. Он не просто дьявол в н месть человеческие качества. По толковому словарю милосердие это готовностьоказать помощь, простить кого-либо из сострадания. Этой чертой надел н нетолько Воланд, но и Маргарита.

Это доказывает и эпизод с Фридой, когдаМаргарита сжалилась над бедной женщиной и когда она пожалела реб нка.Это лишь некоторые примеры из романа. На самом делероман полностью пронизан всепрощением, справедливостью и милосердием. Этивопросы вечные. И, мне кажется, они будут волновать души людей ещ не однутысячу лет. Поэтому роман Булгакова Мастер и Маргарита мы называемГЕНИАЛЬНЫМ! Март2002 г. Сочинениепо литературе. Сданов г. В. Салда в школу 14 на 5.

Как соотносятся в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита милосердие, справедливость и всепрощение?Роман Мастер и Маргарита это роман о событиях двухтысячелетней давности и о современной писателюдействительности. В нем происходит осмысление основ того общества, котороесоздавалось в нашей стране в тридцатые годы. Булгаков проводит проверкуобщества опытом мировой культуры на уровне вечных ценностей и всеобщихнравственных принципов. Основы этого опыта заложены в Евангелие, поэтомугениальность произведения выходит за рамки

того времени и поднимаетобщечеловеческие и общемировые вопросы вера и истина, внутренняя свобода инесвобода, добро и зло, верность и предательство, а также справедливость,милосердие и всепрощение. На последних я и хочу остановиться.Обратимся к толковому словарю, чтобы узнать точноезначение этих понятий. Всепрощение это полное прощение всего, всех обид, зла.Тему прощения автор раскрывает образом Понтия Пилата.

По его вине был казн нневиновный философ Иешуа Га-Ноцри. И как бы Пилат ни хотел его спасти, он несмог пойти против власти. Понтий Пилат раскаивается в этой казни, у него появляется чувство вины.И он обреч н на бессмертие, мучимый угрызениями совести. Это жестокоенаказание. Ведь каждому человеку необходимо прощение невозможно жить спостоянным чувством

вины. Это не жизнь, а настоящий ад. Поэтому Понтий Пилатжаждет прощения. И он будет прощ н через двенадцать тысяч лун . За это времяон искупит свою вину страданием.Справедливость же в словаре беспристрастность, всоответствии с истиной в романе вершит Воланд дух зла. Он судит в романепочти всех по их делам. Но может возникнуть вопрос так ли она безупречна иправильна его справедливость?

Ведь он наказывает жестоко Понтия Пилата, но ещ жестче Берлиоза и совсем не трогает Каифу, хотя он и есть главный виновникужасной гибели Иешуа. Он нанял Иуду, он приказал арестовать философа, онприговорил его к смерти, а главное именно на него, на его фанатичноеупорство, как на каменную стену, наткнулись все отчаянные попытки Пилата спастиИешуа.Я все же считаю, что Воланд вершит истиннуюсправедливость.

Воланда не интересует судьба Каифы, так как он не собираетсяего прощать. За ним нет особой вины. Он делал вс это, в отличие от Пилата, всогласии с собой, со своими моральными принципами. Вина же Понтия Пилата в том,что он не сделал то, что, оставаясь самим собой, должен был сделать. ТО естьВоланд судит каждого по его вере. Что, на мой взгляд, и является истиннойсправедливостью в мире.

Воланд в романе является не только жестоким, но иотчасти милосердным судь й. Он, наблюдая страдания Маргариты, после того, какона отдала сво желание Фриде, дал ей ещ один шанс. Он не просто дьявол в н месть человеческие качества. По толковому словарю милосердие это готовностьоказать помощь, простить кого-либо из сострадания. Этой чертой надел н нетолько Воланд, но и Маргарита.

Это доказывает и эпизод с Фридой, когдаМаргарита сжалилась над бедной женщиной и когда она пожалела реб нка.Это лишь некоторые примеры из романа. На самом делероман полностью пронизан всепрощением, справедливостью и милосердием. Этивопросы вечные. И, мне кажется, они будут волновать души людей ещ не однутысячу лет. Поэтому роман Булгакова Мастер и Маргарита мы называемГЕНИАЛЬНЫМ! Март2002 г. Сочинениепо литературе. Сданов г. В. Салда в школу 14 на 5.

Читайте также: