Как соединить прогресс и счастье каждого отдельного человека медный всадник сочинение

Обновлено: 08.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 10 классе 22.09

Цели : - выявить проблематику поэмы (социальную, философскую, историческую);- показать отношение Пушкина к личности Петра Первого, к самодержавной власти; развивать умение логически мыслить, делать обобщения, выводы, развернуто отвечать на вопрос- воспитывать интерес к отечественной истории.

Опрос (цель: проверить, как усвоен материал прошлого урока):

III. Работа над темой урока.

1)Тема и цели урока.

Послушаем ответы (сначала Петр в начале поэмы)

Подведем итоги. Отношение к Петру и реформам также выражено через описания (повторяем антитезу), которую Пушкин использует в начале поэмы (проверяем д/з 2 группы)

Что было? Пусто, бедно, мрачно, одиноко.

А стало? Тесно, богато, красиво, шумно, многолюдно.

Что лучше? (То, что стало и т.д….)

Послушает ответы - Петр во время наводнения и после:

Вывод : Образ противоречив и сложен . С одной стороны, Петр дан в поэме как великий государственный деятель, что находит у Пушкина понимание и поддержку. Но прогрессивный смысл его строительства оборачивается в условиях самодержавного государства гибелью бедного, простого человека, имеющего право на счастье. Петр сделал великое и нужное дело, но при этом пострадали невинные частные люди.

- А что делать? Не строить, не создавать, не реформировать? (Ответы)

- Это сложный вопрос, который выводит нас в плоскость философскую . (Проблематика поэмы социально-философская; о социальном пласте поэмы мы говорили на прошлом уроке.) И, наверное, главный вопрос: как соединить прогресс и счастье каждого отдельного человека?

Какие вопросы вы сформулировали бы, понимая противоречивость изображения образа Петра? ( Как сделать историю более человечной? В чем истинный смысл прогресса? Принесла ли прогрессивная реформаторская деятельность Петра счастье простому человеку ?) Как бы вы ответили на эти вопросы? Можно дать однозначный ответ? Почему? Философские вопросы на то и философские, что они вечны и на них нет однозначного ответа.

- Какова диалектика взгляда Пушкина на историю? (Ответы)

- Актуальны ли в наши дни вопросы, которые ставит в поэме А.С.Пушкин? Если да, то в чем их актуальность? (Ответы)

Письменное задание : Ответить на вопрос развернуто (3-5 предложений):

- Что, по мнению А.С.Пушкина, важнее: интересы государства или интересы маленького человека, песчинки? А с вашей точки зрения?

IV. Домашнее задание : Приготовиться к классному сочинению по темам, которые были даны на первом уроке.

В поэме Пушкина затрагиваются не только исторические, но еще и социальные проблемы.

Главной мыслью произведения является не только власть, но и люди, которые по сравнению с ней являются маленькими людьми, от которых ничего не зависит, да и их мнение мало кого интересует. Люди старались сделать так, чтобы власть не шла против них и хотя бы в чем-то советовалась с ними, но ничего не получилось и все шло своим чередом.

Конечно, про правителя можно говорить по-разному. С одной стороны он может быть правдивым, добрым, дальновидным и решительным человеком. Когда Петр первый был у власти, он всегда заботился о людях и всегда считался с их мнением. Кроме этого он всегда думал о будущем не только людей, но и России.

Автор четко и правдиво описывает каждое событие, которое происходило в мире. А также все действия, которые совершал Петр первый можно подсчитать на пальцах. И каждый человек все эти действия судит по-разному.

Форма. И хотя произведение написано одной стихотворной формой, но все равно имеются места, где оно звучит совсем по-разному. И их даже можно считать отдельными произведениями, которые можно выпускать в разных книгах.

Здесь рассказывается, как один влюбленный парень потерял свою любовь прямо во время большого и всемирного потопа.

Главный герой винит во всем своего императора и желает ему такой же участи.

2 вариант

Правительство и маленький человек- одна из главных тем поэмы. Писатель рассуждает о том, какое место занимает маленький человек в жизни огромного государства.

Как известно, медный всадник- это памятник Петру Первому в Санкт-Петербурге на Сенатской площади. Несмотря на то, что монумент создан из бронзы, Пушкин выбрал наиболее тяжелый и трагический эпитет. Поэт изображает могущественное государство, для которого абсолютно неважно затруднительное положение маленьких людей.

Стоит заметить, что во времена правления Петра Первого, существовало несколько мнений о Великом императоре. Однако, Пушкин говорит о нем, как о человеке прекрасного ума, расчетливом, проницательном, решительном. Находясь у власти, император смотрел в будущее России.

Начинается поэма с описания прекрасного Санкт-Петербурга. Здесь проживает Евгений — простой служащий, он беден, однако, разбогатеть он не гонится. Смысл жизни у него кроется в собственном счастье: семья и дети. Финансы нужны ему лишь для того, чтобы содержать свою возлюбленную – Парашу. Однако, мечтам Евгения не судьба исполниться. В 1824 году случился ужасный разлив Невы, именно он и описывается в произведении. В нем и умирает Параша. Мужественный Евгений не думает о собственной жизни и спешит к дому возлюбленной. Однако, дома больше нет. Это происшествие сломало бедного Евгения. Теперь он не видит смысла жизни. Он одиноко скитается по улицам Петербурга. Однажды, он приходит к дому, в котором раньше жил. Там он видит статую Великого реформатора. Евгений гневно ругается на Петра Первого за то, что тот сотворил город на воде, из-за которой умерла его возлюбленная. Неожиданно медный всадник оживает и несется на странника. Позже Евгений умирает.

И все же, главной проблемой произведения является проблема маленького человека. Евгений настолько мелок, что Пушкин даже не дает ему фамилии. Только из-за душевных терзаний Евгений злобно шепчет на Петра Первого. Никакой конструктивной и глубокой критики здесь нет. Евгений думает, что именно реформатор виноват в смерти его возлюбленной.

Проблематика поэмы является актуальной и сейчас. Исчезнет ли она в будущем?

Анализ произведения

Началом в поэме становится описание Петербурга, как места наиболее подходящего под строительство. В городе проживает некий Евгений, герой честных и праведных нравов. Его мечтой является женитьба на любимой девушке. Но счастью не суждено было сбыться. Природная стихия, в виде наводнения, уносит много жизней, в том числе и жизнь его девушки.

После того, как ненастье затихло герою не удается найти дом возлюбленной. Горе ломает Евгения и тот мучается от видения, которое однажды привиделось ему в образе Медного всадника. Всадником оказался Петр первый. Герой испытывая сильную ненависть винит в случившемся великого реформатора, который додумался выстроить город на коварной реке. Всадник в одночасье становится живым и надвигается на обвинителя. В таком развитии сюжета, где образ всадника является образом всего государства, а образ Евгения отвечает за весь простой народ, можно заметить, что роль маленького человека на уровне государства ничтожна. Расположенный город на Неве был признан северным Римом, но такое расположение несло опасность для его жителей.

В произведении присутствует параллелизм композиции. Петр существовал на век ранее главного героя, но на страницах поэмы создается ощущение их одновременного присутствия.

Писателю удалось создать произведение разностороннее и однозначно неопределенное, которое необходимо рассматривать с позиции идейно — тематического содержания.

Смысловая составляющая данного произведения основана на противопоставлении Евгения и Медного всадника, целой страны и отдельной личности. Писатель даже не наделяет своего героя фамилией. Все его стремления направлены на бытовые нужды, такие как создание семьи. У него отсутствует всякое желание менять свое бедное положение. А противостояние по отношению к Петру проявляется лишь в виде внутреннего душевного негодования.

Вариант 4

Герой мечтает о свадьбе, детишках, праздной жизни и спокойной старости вместе с любимой. Однако мечтам его сбыться не суждено. Происходит наводнение, которое в действительности случилось в Петербурге в 1824 году.

Ужасное стихийное бедствие, когда сотни людей гибли под водой. Нева страшно бушевала, и город понемногу исчезал под ее волнами. И Параша оказывается одной из многих жертв страшного происшествия. Евгений, теряя голову от страха, собирается с силами и мужественно старается пробиться к дому своей возлюбленной. Вот буря стихает, и герой оказывается у знакомых ворот. Он видит иву, но не видит ни калитки, ни самого дома. Параша исчезла.

Эта жестокая картина лишает молодого человека чувств, ломает его полностью. Он с огромным камнем в душе плетется по улицам одного города, ведет жизнь жалкого бродяги, и раз за разом представляет себе события того рокового дня. Однажды, будучи в помутненном состоянии рассудка, Евгений натыкается на некогда свой дом и встречает перед собой статую Петра Первого верхом на коне. Евгений наполняется ненавистью к государю, который так необдуманно решил построить северную столицу на воде. Ведь именно это решение, так или иначе, погубило его любимую Парашу. И тут случается страшное – медный всадник внезапно оживает. Он полон злобы и на всех парах несется к молодому человеку. Чуть позже Евгений умирает.

А.С. Пушкин показывает читателям столкновение интересов простого человека и государства. Петроград, названный северным Римом, оказался палачом для своих жителей. Постройка города не Неве было ошибкой, и то самое наводнение подтверждает недальновидность Петра Великого. Слова Евгения в его адрес многие интерпретируют по-разному: первое – это открытый бунт против самодержавия и государства: второе – это столкновение язычества и христианства; третье – это безуспешные попытки маленького человека обратить внимание на свои беды. Его мнение не имеет и толику силы, необходимой для хоть какой-либо успешной борьбы с государством, его действия никак не могут изменить решений тех, кто имеет над ним власть. Да и что значат проблемы отдельно взятых людей в сравнении с проблемами такого огромного масштаба? Нам следует понимать, что для достижения чего-то настоящего, грандиозного всегда нужны жертвы, чтобы что-то взять, необходимо что-то отдать, и не всегда добровольно. Механизм государственной машины не остановится перед бедами одного человека. И это правильно. Ведь что значит один человек в сравнении со всей страной? Его можно просто не замечать, подвинуть, или же убрать насовсем.

Цели : - выявить проблематику поэмы (социальную, философскую, историческую);

- показать отношение Пушкина к личности Петра Первого, к самодержавной власти;

- развивать умение логически мыслить, делать обобщения, выводы, развернуто отвечать на вопрос;

- воспитывать интерес к отечественной истории.

Оборудование : мультимедийная презентация; тексты поэмы

  1. Организационный момент
  2. Опрос (цель: проверить, как усвоен материал прошлого урока):

1. Кто автор памятника «Медный всадник?

2. В каком году установлен памятник?

3. При каком царе установлен памятник?

5. Кто герои поэмы?

III. Работа над темой урока.

1)Тема и цели урока.

Каким мы видим Петра I (вернее, не Петра, а статую) во время и после наводнения?

На берегу пустынных волн

Стоял ОН дум высоких полн …

Стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне;

Кумир с простертою рукою сидел на бронзовом коне; возвышался … медною главой, ужасен он в окрестной мгле, какая дума на челе!, какая сила в нем сокрыта!, мощный властелин судьбы, на высоте уздой железной Россию поднял на дыбы?, горделивый истукан, строитель чудотворный,

- Мы можем понять отношение Пушкина к Петру по этим описаниям? (Да, он с гордостью пишет о делах Петра, поддерживает его начинания. Восхищается им.)

  1. Отношение к Петру и реформам также выражено через описания (повторяем антитезу), которую Пушкин использует в начале поэмы (проверяем д/з 2 группы)

Описание места, на котором будет построен город

бедный челн, финский рыболов один бросал свой ветхий невод

по мшистым, топким берегам

тьма лесов, топь блат

по оживленным берегам

корабли со всех концов земли

к богатым пристаням,

в гранит оделася Нева

громады стройные теснятся дворцов и башен

А стало? Тесно, богато, красиво, шумно, многолюдно.

- А в этих описаниях какое отношение Пушкина? (Показана жестокость, равнодушие властителя)

Ответы (д/з) на вопрос: Почему всадник мчится за безумным Евгением?

( Ответы разные: - Наказание, ведь он посмел обвинить ЕГО!

- Всадник – это судьба…. Это несправедливое самодержавное устройство государства преследует простого человека. Медный всадник- олицетворение самодержавного строя, при котором человек несчастен… и т.д.)

- Виновен ли ОН в гибели Евгения? (Да, косвенно виновен: думал о государстве, а не о каждом отдельном человеке)

- Не видим ли мы в образе Петра какого-то противоречия ? Можно ли считать Петра противоречивой и сложной фигурой? (ответьте в тетради 1-2 предложениями)

Вывод : Образ противоречив и сложен . С одной стороны, Петр дан в поэме как великий государственный деятель, что находит у Пушкина понимание и поддержку. Но прогрессивный смысл его строительства оборачивается в условиях самодержавного государства гибелью бедного, простого человека, имеющего право на счастье. Петр сделал великое и нужное дело, но при этом пострадали невинные частные люди.

- А что делать? Не строить, не создавать, не реформировать? (Ответы)

- Это сложный вопрос, который выводит нас в плоскость философскую . (Проблематика поэмы социально-философская; о социальном пласте поэмы мы говорили на прошлом уроке.) И, наверное, главный вопрос: как соединить прогресс и счастье каждого отдельного человека?

Какие вопросы вы сформулировали бы, понимая противоречивость изображения образа Петра? ( Как сделать историю более человечной? В чем истинный смысл прогресса? Принесла ли прогрессивная реформаторская деятельность Петра счастье простому человеку ?) Как бы вы ответили на эти вопросы? Можно дать однозначный ответ? Почему? Философские вопросы на то и философские, что они вечны и на них нет однозначного ответа.

Для ответа на эти вопросы Пушкин обращается к историческому прошлому. (Поэма историческая ) Почему? (Чтобы в минувших событиях найти ответы на вопросы современности).

- Какова диалектика взгляда Пушкина на историю? (Ответы)

- Актуальны ли в наши дни вопросы, которые ставит в поэме А.С.Пушкин? Если да, то в чем их актуальность? (Ответы)

Письменное задание : Ответить на вопрос развернуто (3-5 предложений):

- Что, по мнению А.С.Пушкина, важнее: интересы государства или интересы маленького человека, песчинки? А с вашей точки зрения?

IV. Домашнее задание : Приготовиться к классному сочинению по темам, которые были даны на первом уроке.


Отношение к Петру I было неоднозначным, так как реформы его вели к кардинальным переменам. Он требовал от людей немалых усилий, это вызывало недовольство и ропот. Петербург же стал символом величия империи и одновременно рабства ее народа. Прекрасный город с монументами, дворцами и позолотой поражал нищетой быта и высокой смертностью.

Главные герои поэмы: олицетворяющий государство Петр I и мелкий чиновник Евгений, который происходит из обедневшего знатного рода. Трудолюбивый молодой человек старается своими руками построить свое счастье. Он мечтает получить хорошее место и жениться.

К несчастью, мечтам его не суждено сбыться, потому что невеста Евгения гибнет вместе со своей матерью во время страшного наводнения. Такое потрясение не могло пройти для молодого человека даром. Он сходит с ума и бродит по городу, а оказавшись возле Медного всадника, решает, что виновником его бед является именно царь, построивший город на болоте. Тогда Евгений бросает вызов Петру и ему кажется, что тот сходит со скалы и гонится за ним. После этого герой старается обходить это место. Конец у поэмы печальный, Евгения находят мертвым возле разрушенного дома его невесты.

Так Пушкин показал подавление маленького человека государством, которое представлено в образе Петра I. Герой стал одной из жертв великого дела царя. Автор сочувствует ему, но конец произведения утверждает мощь государственности и является гимном Петру I, как могучему самодержцу.

Впервые в русской литературе поэт решил обнажить конфликт между государством и отдельной личностью, показав его безнадежность и неразрешимость. В наше время, к сожалению, эта проблема остается неизжитой. Хоть мы давно ушли от самодержавия, интересы государства почти всегда стоят выше интересов отдельного человека.

Заказать сочинение
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Читайте также: