Как самостоятельно написать сочинение есин

Обновлено: 05.07.2024

Глава 1 . Про муки и страданья .

Прежде чем начать работу над этой книгой, я совершил экскурсию по книжным магазинам нашего города. Интересовала меня, разумеется, литература о том, как писать сочинения. Внимательнейшим образом просмотрев соответствующие отделы в пяти крупнейших книжных магазинах, я нашел только одно пособие, предназначенное для того, чтобы самостоятельно научиться писать сочинение (А.Б.Есин. Как самостоятельно написать сочинение. – М.: Экзамен, 2006).

Открыв его, я обнаружил, что со с.20 начинаются примерные планы сочинений по всевозможным темам школьной программы, а затем и вовсе – повторение самой программы по литературе (что-то вроде краткого конспективно изложенного учебника по литературе). О том же, КАК писать сочинение (о выборе темы, ее обдумывании, составлении плана), автор пишет на 2 (двух) страницах.

Так что, даже эта книга только формально совпадает по теме с той, которую вы держите в руках. Фактически, пособие А.Б.Есина – это что-то вроде колбасы, в которой совсем нет мяса.

Но даже такая книга – одна-единственная!

Зато я обнаружил 43 (. ) книги-шпаргалки с готовыми сочинениями: от толстенных, в 500-600 страниц, фолиантов до тощеньких рахитичных брошюрок карманного формата.

Это – рынок, ничего не поделаешь. Спрос рождает предложение. А спрос у нас вот такой. Как написать сочинение? Списать! 43 книги предназначены для тех, кто не стремится научиться писать сочинения, а попросту их списывает.

А вот в Европе такое явление неизвестно. Заявляю с полной ответственностью: там никто никогда не списывает! Как-то даже в голову не приходит.

Почему это так? Почему у нас сочинение – одно из самых нелюбимых учебных заданий? Почему в школе – где полагается УЧИТЬСЯ – почти никто не хочет учиться, работать над собой? Почему обман, подделка, очковтирательство у нас по-прежнему процветают?

И – самое главное – как все-таки быть человеку, который учится в школе, собирается поступать, а сочинения писать не любит и не умеет? Что, если он не хочет списывать, - предположим, потому, что у него есть чувство собственного достоинства?

Ведь списывать – это значит обманывать, хитрить, ловчить, прятаться, бояться разоблачения. Чувствовать себя кем-то вроде вора. И это, кстати, одна из причин полного отсутствия списывания на Западе: там с чувством собственного достоинства все в порядке – даже у детей. У нас, к сожалению, нет.

Однако, в школе этому не учат: не учат тому, КАК РАБОТАТЬ НАД СОЧИНЕНИЕМ в самом элементарном техническом смысле. В школе сочинения ЗАДАЮТ. Учат, в лучшем случае, пониманию темы и составлению плана (последнее, кстати, совершенно не обязательно и сугубо индивидуально: некоторым заранее составленный план даже мешает писать), но – только самые добросовестные учителя. Остальные не делают и этого. Просто – задают. А там уж выплывайте, как хотите. Это ваша проблема.

Впрочем, не стоит вешать всех собак на наших учителей. Учитель – профессия массовая, а обычный человек мало чему способен научиться самостоятельно, открыть путем самостоятельного поиска – увы, это так. В пединститутах же у нас этому не учат.

Так что: им не объяснили, как учить писать сочинения, и они этого не умеют. В сущности, это не их вина.

Правда, существует обширная литература для старшеклассников и абитуриентов на данную тему (о том, как научиться писать сочинение). Но вся она в том же роде, что и упомянутая выше книга А.Б.Есина, с некоторыми незначительными вариациями. Т.е. авторы (А.А.Мурашов, А.А.Крундышев, Ю.А.Озеров, Е.И.Басовская и мн. др.) больше пишут О СОДЕРЖАНИИ сочинений, чем о том, КАК их писать – не о тех самых ТЕХНИЧЕСКИХ МОМЕНТАХ, которые в действительности играют решающую роль.

Читать эти книги бесполезно, потому что тот, кто любит литературу, хорошо знает тексты произведений, и так пишет неплохо; а кто не любит и не знает – и после чтения всех этих книг – все равно будет писать не лучше, чем раньше. Зачем же их читать?

К тому же все эти авторы слишком романтичны: уверены, что сочинение – это такая творческая-творческая работа, ну ужасно творческая! Что тут необходимо вдохновение! – и пр., и т.п.

Значит, проблема в том, чтобы именно НАУЧИТЬСЯ ЭТО ДЕЛАТЬ, причем, научиться должен, повторяю, самый обычный ученик – и без гигантских затрат труда, времени и сил (их просто нет: есть же и другие предметы в школе).

Вот так стоит вопрос, по-моему.

Раз есть такая школьная работа, раз есть такая форма экзаменационных испытаний, то значит нужно ПРОСТО НАУЧИТЬСЯ.

Для чего и предназначена эта книга.

Кстати, еще несколько слов о списывании.

Сочинение, представляющее собой самостоятельно созданный автором текст (не списанный), НЕСЕТ НА СЕБЕ совершенно явный ОТПЕЧАТОК ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Я не буду здесь объяснять, в чем это конкретно проявляется, надеюсь, вы поверите мне на слово: я никогда не затрудняюсь определить, кем из моих учеников – если этот человек учится у меня сравнительно давно, и я его хорошо знаю – написан неподписанный текст на абсолютно любую тему, даже если текст этот набран на компьютере (т.е. - по почерку не определишь). Есть особенности стиля, мышления, которые так же очевидны, как черты лица: вы же не затрудняетесь узнать своего старого знакомого, лишь бросив на него беглый взгляд, – так и опытный учитель не затруднится сказать, написан ли текст его учеником или каким-то другим, незнакомым ему, человеком. Т.е. – самостоятельный ли это текст или списанный.

Вот почему мои ученики – независимо от уровня уважения к себе – никогда не списывают: потому что это бесполезно. Я такие тексты не оцениваю. А обмануть меня, выдав чужой текст за свой, почти невозможно.

А, кроме того, списывание тормозит всякое развитие в определенном отношении: зачем же вы ходите в школу, зачем хотите поступить в институт, если вы не собираетесь развиваться? Ведь образование – это, по определению, работа над своим развитием (в данном случае, речевым).

Вы хотите только благоустроиться, жить обеспеченно и благополучно? Тогда мне вас искренне жаль. Но, к счастью, такие люди не составляют большинства.

Конечно, можно сшить такие специальные штаны – с 43-мя карманами, большими и маленькими, но: во-первых, за время экзамена вы не успеете не только прочесть, но и пролистать все свои шпаргалки; во-вторых, в формулировке каждой темы есть свои нюансы, из-за чего списанные работы всегда оказываются немножко или множко не на тему, а это одно из главных оснований для снижения оценки. Т.е., конечно, можно, списывая, адаптировать (переделать, приспособить) готовый текст к предложенной теме, но это очень трудно – гораздо труднее, чем написать свой самостоятельный текст.

Так что, мой вам совет: плюньте на это дело! Я говорю о списывании. Мораль тут ни при чем: просто это хлопотно, трудно, неэффективно, портит нервную систему, требует творчества (специфического) и вдохновения. Гораздо проще научиться это делать самостоятельно.

Глава 2 . О причинах мук и страданий .

Проблема 1 . Понимание темы .

А кто-то, может быть, действительно пытался понять тему, но почему-то понял не совсем правильно.

Итак, первая причина неудач – отсутствие ПРИВЫЧКИ сначала понять тему, причем, так, чтобы была абсолютная уверенность, что понято правильно, - а уже потом писать; а также неумение понимать тему.

Проблема 2. Свои мысли .

Написать самостоятельный текст, не имея своих мыслей, нельзя, невозможно в принципе. А свои мысли появляются только у неравнодушного человека.

Эта проблема (наряду с проблемой-6, см. ниже) – главный камень преткновения наших учеников: подавляющее большинство спотыкается как раз на нем. Ведь произведение прочитано не потому, что хотелось прочесть, а потому, что ЗАДАНО. Прочитано не ради удовольствия, не из непосредственного интереса, а потому что НУЖНО.

Какое тут может быть неравнодушие и какие свои мысли?

Да, школьник – это человек, поставленный в невероятно трудное положение. Ни одному самому гениальному мыслителю не приходится высказываться по такому множеству самых разных вопросов из разных областей человеческого знания.

И тем не менее, реально проблема стоит именно так: состряпать приличное сочинение из обрывков чужих мыслей (из учебника, критической литературы, из того, о чем шла речь на уроках) нельзя.

Излагать чужое страшно скучно. А как скучно это читать! Вы-то напишете одну работу, а учитель проверяет сразу десятки! И он никогда не простит вам, если ему будет тяжело и скучно читать ваш текст.

А свои мысли – даже самые простые – никогда не бывают скучными: ни себе, ни другому.

Но не надо думать, что это страшно сложно – иметь свои мысли. Ничего подобного! Просто многим не приходит в голову, что это возможно и, более того, даже очень легко и просто. Нужно просто знать, КАК.

Но о том, как научиться иметь свои мысли об абсолютно любом прочитанном тексте, речь пойдет в следующей (3-й) главе.

Кстати, и запоминается по-настоящему содержание произведения только в том случае, если у вас по поводу него возникли какие-то свои мысли: это психологический закон.

А чтобы написать полноценное живое хорошее сочинение, нужно научиться, читая, думать; нужно, чтобы при чтении появлялись свои мысли (а может быть, и чувства). Которые и станут стержнем, главной составляющей, вашей работы.

Проблема 3 . Продумывание основной части (свои мысли – доказательства – примеры).

Таким образом написать хороший интересный текст может только талантливый импровизатор.

На самом деле, грамотная работа над сочинением напоминает процесс съемки кинофильма: как правило, сначала снимаются ключевые эпизоды (из середины и конца картины), а уже потом все остальные.

Как вы будете писать сочинение – ваше дело. Но продумать лучше сначала главное, т.е. основную часть.

Нормальная последовательность работы над сочинением такая: сначала середина, потом начало и конец.

Проблема 3 . Связь между частями, абзацами, предложениями .

Вы опять учитель.

И вот вам сдали сочинение по Чехову, в котором вы читаете:

Вопрос: какая связь между первым и вторым абзацами? Ответ: никакой. В первом абзаце речь идет об одном (о главной особенности всего творчества Чехова), во втором – о совершенно другом (о Старцеве).

Казалось бы, так просто. Однако подобная ошибка – отсутствие связи – очень типична. Сам автор сочинения знает, что хочет сказать; ему самому все, что он пишет, представляется логичным (написал вступление – вообще о Чехове, теперь у меня основная часть – о конкретном герое конкретного произведения) – и он не замечает отсутствия связи между частями своего текста.

Проблема 5 . Вступление и заключение .

Одна из самых легко разрешимых проблем. Но, к сожалению, часто приходится читать очень громоздкие и мало связанные с основной частью вступления, а заключения, наоборот, бывают куцыми, как заячьи хвостики: потому что пишутся в конце, в цейтноте, когда уже время поджимает.

На самом деле, существует несколько совершенно стандартных способов писать вступление и заключение (см. главу-3), освоить которые не составляет труда. Обычный ученик, как правило, пользуется не всеми, а двумя-тремя больше для него подходящими способами. Стоит набить руку – и вступления и заключения, именно такие, как нужно: по объему и по содержанию – получаются почти механически, очень легко.

Ученик, умеющий писать сочинения, почти не думает о вступлении и заключении: 90 или 95% времени он тратит на основную часть.

Проблема 6 . Речевые ошибки .

Есть Дмитрий Ионыч!

Ну, прямо стихи! Пушкинские строки! Но в прозаическом тексте подобное совсем ни к чему.

Проблема 7 . Орфографические и пунктуационные ошибки .

В школе на уроках русского языка человек привыкает писать упражнения на определенное правило: вставлять пропущенные буквы, расставлять знаки. И такие работы обычно делаются хорошо: там все в порядке с грамотностью.

Но вот что странно, - почти никто из наших школьников этого не знает, но это так: грамотно написать сочинение намного легче, чем диктант ! Ведь пишет-то человек ТОЛЬКО ТО, ЧТО САМ ХОЧЕТ,– а не то, что ему диктуют. Ну и замени трудное слово, в написании которого не уверен, на другое, в котором как раз уверен. Увы, просто не приходит в голову это сделать! И этому тоже нужно учиться.

Итак, основные причины неудач при написании сочинения вот какие:

Непонимание или неточное понимание темы.

Отсутствие своих мыслей.

Непродуманность основной части.

Отсутствие связи между частями.

Неудачные вступление и заключение.

Орфографические и пунктуационные ошибки.

Увы, мы тут ничего не можем поделать: есть такие жутко умные люди, которые решили за нас, что нужно изучать в школе, что нет.

Важно понимать: не читая вообще ничего, научиться писать сочинения нельзя.

Глава 3 . Конец любым страданьям и разочарованьям .

В этой главе речь пойдет о том, как же научиться успешно решать все вышеперечисленные проблемы.

Проблема 1. Понимание темы .

Вера и атеизм: Сонечка Мармеладова и Родион Раскольников.

Мое отношение к Родиону Раскольникову.

Что я думаю о теории Родиона Раскольникова?

Преступление и наказание Родиона Раскольникова.

Ну и что же: просто рассказать об этих героях? Кто они, какие они, как и чем они унижены и оскорблены?

Но и это еще не все. Попробуем еще подумать.

Какой же выбрать вариант: первый (литературоведческая тема) или второй (социологическая)? Сама тема так – повторим, достаточно неясно – сформулирована, что это наше дело: как хотим, так и можем понять.

И такие формулировки тем встречаются нередко.

Тема довольно-таки неинтересная, но несложная. Понять ее двояко (как тему-1) никак нельзя благодаря тому, что сказано в скобках. В данном случае формулировка темы однозначная и достаточно ясная.

Вот об этих спорах, об этом столкновении идей здесь и нужно писать.

Чтобы хорошо написать такое сочинение, нужно хорошее знание текста (кто что и где говорит) и хорошее понимание всех этих многочисленных и разноречивых идей.

Но мы помним: пересказ текста в каком бы то ни было отношении не может быть главной задачей сочинения. Значит, видимо, здесь не только изложить эти идеи нужно, но и объяснить, почему Достоевского они волновали, как это связано с ситуацией в тогдашнем российском обществе – видимо, так.

Тема-4 . Вера и атеизм: Сонечка Мармеладова и Родион Раскольников.

Очень типичная сопоставительная (сравнительная) тема: когда нужно что-то с чем-то сравнивать. Иногда – одно произведение с другим (или одного писателя с другим). А здесь сравнивать нужно героев.

Как мы уже заметили, такие общие формулировки не отличаются ясностью.

Затем нужно объяснить, в чем (образе жизни, словах, идеях, поступках) проявляется вера Сони и атеизм Раскольникова. К чему приводит вера Сони: и для нее самой, и для окружающих, и для самого Раскольникова. К чему приводит атеизм Родиона Романыча. Почему так – почему такие следствия веры и атеизма показаны в романе? Это ведь связано с убеждениями автора. Можно и свое мнение высказать (хотя здесь это необязательно): согласны ли вы с Достоевским, что атеизм столь губителен, а вера спасительна?

На первый взгляд кажется, что это очень сложно. Но если догадаться, в чем же эти открытия состоят, то тема представится скорее как довольно простая: расскажи, какие открытия сделал Достоевский, докажи это текстом – и все.

А это совсем не просто.

А объяснялось все просто: он нашел в Internet очень хороший доклад (или статью?) именно о Лужине – и решил, ничтоже сумняшеся, писать о нем.

Но и о Раскольникове, или Дуне, или Сонечке можно написать хорошо, только если это на самом деле ваши любимые герои. Нельзя выразить чувства, которых нет. Это невозможно.

А если их нет – или вы не умеете их выражать – то лучше вообще за субъективную тему не браться.

Рассказывать в таком сочинении все-все-все, что вы знаете об этом герое, тоже нельзя. Нужно писать только о том, за что вы его любите, чем он вам нравится. Отобрать нужное, отсеяв ненужное.

Тема-8 . Мое отношение к Родиону Раскольникову.

Тоже субъективная тема.

Но вернемся к нашей теме. Здесь та же закономерность: чтобы выразить отношение к чему-то или кому-то, нужно, чтобы оно на самом деле было . Иначе нечего будет выражать.

Кроме того, выражать его нужно максимально конкретно: т.е., если одобряете, то что именно; если сочувствуете, то чему. Если отношение менялось по ходу чтения романа, то как и почему менялось.

Чтобы браться за эту тему, нужно иметь свои субъективные, достаточно интересные и сложные, переживания и мысли в связи с прочитанным (и именно в связи с образом Раскольникова) – тогда будет о чем писать и это может получиться интересно. Если же ничего подобного нет, лучше отказаться от этой темы.

Тема-9 . Что я думаю о теории Родиона Раскольникова?

Например, один из моих учеников, взявшись за эту тему, написал, что он считает теорию Раскольникова, в основном, верной: люди все равно наказывают и убивают друг друга, только чаще всего плохие люди убивают хороших, а нужно сделать так, чтобы было наоборот – и тогда только и станет возможен прогресс.

Другая моя ученица написала, что теория Раскольникова ей интересна как психиатру могут быть интересны болезненные фантазии сумасшедшего: интересно, до чего может додуматься умный и даже во многих отношениях хороший человек! Тоже оригинальное высказывание.

А если ничего такого интересного у вас за душой нет, то и браться за такую тему не стоит: зачем доказывать, что теория Раскольникова ошибочна, а Волга впадает в Каспийское море – это и так всем известно.

Тема-10 . Преступление и наказание Родиона Раскольникова.

Казалось бы, так просто: нужно объяснить, в чем состояло преступление Родиона Романыча и каково наказание за это преступление. Убил старушку и пошел на каторгу.

Это объективная тема. Если подойти к ней так, как сказано в первом абзаце (преступление – такое-то: рассказываем о нем; наказание – такое-то), то это будет судебный отчет, а не сочинение, и это будет опять пересказ текста.

Тема явно сопоставительная (Роман И история: надо их сопоставить), но какая-то своеобразная. Не сразу понятно, какая же связь между романом и историей России.

А при такой формулировке, какая есть у нас, можно понять тему и так, и так: и даже сразу писать и о том, и о другом (и о том, что предшествовало, и о том, что последовало).

В общем, ясно, что тут нужно установить связь между реальными историческими процессами и содержанием романа – в этом состоит главная задача.

Если понять тему так, что нужно объяснить, какие события нашей истории вызвали появление такого романа, то это сугубо объективная тема. А если так, что речь идет об истории ХХ века, которую Достоевский фактически этим романом предсказал (или предостерег о том, что такое возможно), то это довольно субъективная тема.

Понятно также, что здесь нужно знать роман в самых общих чертах – и историю России, тоже в самых общих чертах.

Что же нужно сделать, чтобы понять тему?

Совершенно точно уяснить себе (вплоть до чтения соответствующих статей в словаре, а если нет словаря – просто путем самостоятельных размышлений) значения всех ключевых слов в формулировке темы, особенно – абстрактных понятий и терминов (литературоведческих, например).

Сравнить эту тему с другими темами по тому же произведению (если они даны).

Прежде чем начать работу над этой книгой, я совершил экскурсию по книжным магазинам нашего города. Интересовала меня, разумеется, литература о том, как писать сочинения. Внимательнейшим образом просмотрев соответствующие отделы в пяти крупнейших книжных магазинах, я нашел только одно пособие, предназначенное для того, чтобы самостоятельно научиться писать сочинение (А.Б.Есин. Как самостоятельно написать сочинение. – М.: Экзамен, 2006).

Открыв его, я обнаружил, что со с.20 начинаются примерные планы сочинений по всевозможным темам школьной программы, а затем и вовсе – повторение самой программы по литературе (что-то вроде краткого конспективно изложенного учебника по литературе). О том же, КАК писать сочинение (о выборе темы, ее обдумывании, составлении плана), автор пишет на 2 (двух) страницах.

Так что, даже эта книга только формально совпадает по теме с той, которую вы держите в руках. Фактически, пособие А.Б.Есина – это что-то вроде колбасы, в которой совсем нет мяса.

Но даже такая книга – одна-единственная!

Зато я обнаружил 43 (. ) книги-шпаргалки с готовыми сочинениями: от толстенных, в 500—600 страниц, фолиантов до тощеньких рахитичных брошюрок карманного формата.

Это – рынок, ничего не поделаешь. Спрос рождает предложение. А спрос у нас вот такой. Как написать сочинение? Списать! 43 книги предназначены для тех, кто не стремится научиться писать сочинения, а попросту их списывает.

А вот в Европе такое явление неизвестно. Заявляю с полной ответственностью: там никто никогда не списывает! Как-то даже в голову не приходит.

Почему это так? Почему у нас сочинение – одно из самых нелюбимых учебных заданий? Почему в школе – где полагается УЧИТЬСЯ – почти никто не хочет учиться, работать над собой? Почему обман, подделка, очковтирательство у нас по-прежнему процветают?

И – самое главное – как все-таки быть человеку, который учится в школе, собирается поступать, а сочинения писать не любит и не умеет? Что, если он не хочет списывать, – предположим, потому, что у него есть чувство собственного достоинства?

Ведь списывать – это значит обманывать, хитрить, ловчить, прятаться, бояться разоблачения. Чувствовать себя кем-то вроде вора. И это, кстати, одна из причин полного отсутствия списывания на Западе: там с чувством собственного достоинства все в порядке – даже у детей. У нас, к сожалению, нет.

Однако, в школе этому не учат: не учат тому, КАК РАБОТАТЬ НАД СОЧИНЕНИЕМ в самом элементарном техническом смысле. В школе сочинения ЗАДАЮТ. Учат, в лучшем случае, пониманию темы и составлению плана (последнее, кстати, совершенно не обязательно и сугубо индивидуально: некоторым заранее составленный план даже мешает писать), но – только самые добросовестные учителя. Остальные не делают и этого. Просто – задают. А там уж выплывайте, как хотите. Это ваша проблема.

Впрочем, не стоит вешать всех собак на наших учителей. Учитель – профессия массовая, а обычный человек мало чему способен научиться самостоятельно, открыть путем самостоятельного поиска – увы, это так. В пединститутах же у нас этому не учат.

Так что: им не объяснили, как учить писать сочинения, и они этого не умеют. В сущности, это не их вина.

Правда, существует обширная литература для старшеклассников и абитуриентов на данную тему (о том, как научиться писать сочинение). Но вся она в том же роде, что и упомянутая выше книга А.Б.Есина, с некоторыми незначительными вариациями. Т.е. авторы (А.А.Мурашов, А.А.Крундышев, Ю.А.Озеров, Е.И.Басовская и мн. др.) больше пишут О СОДЕРЖАНИИ сочинений, чем о том, КАК их писать – не о тех самых ТЕХНИЧЕСКИХ МОМЕНТАХ, которые в действительности играют решающую роль.

Читать эти книги бесполезно, потому что тот, кто любит литературу, хорошо знает тексты произведений, и так пишет неплохо; а кто не любит и не знает – и после чтения всех этих книг – все равно будет писать не лучше, чем раньше. Зачем же их читать?

К тому же все эти авторы слишком романтичны: уверены, что сочинение – это такая творческая-творческая работа, ну ужасно творческая! Что тут необходимо вдохновение! – и пр., и т. п.

Значит, проблема в том, чтобы именно НАУЧИТЬСЯ ЭТО ДЕЛАТЬ, причем, научиться должен, повторяю, самый обычный ученик – и без гигантских затрат труда, времени и сил (их просто нет: есть же и другие предметы в школе).

Вот так стоит вопрос, по-моему.

Раз есть такая школьная работа, раз есть такая форма экзаменационных испытаний, то значит нужно ПРОСТО НАУЧИТЬСЯ.

Для чего и предназначена эта книга.

Кстати, еще несколько слов о списывании.

Сочинение, представляющее собой самостоятельно созданный автором текст (не списанный), НЕСЕТ НА СЕБЕ совершенно явный ОТПЕЧАТОК ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Я не буду здесь объяснять, в чем это конкретно проявляется, надеюсь, вы поверите мне на слово: я никогда не затрудняюсь определить, кем из моих учеников – если этот человек учится у меня сравнительно давно, и я его хорошо знаю – написан неподписанный текст на абсолютно любую тему, даже если текст этот набран на компьютере (т.е. – по почерку не определишь). Есть особенности стиля, мышления, которые так же очевидны, как черты лица: вы же не затрудняетесь узнать своего старого знакомого, лишь бросив на него беглый взгляд, – так и опытный учитель не затруднится сказать, написан ли текст его учеником или каким-то другим, незнакомым ему, человеком. Т.е. – самостоятельный ли это текст или списанный.

Вот почему мои ученики – независимо от уровня уважения к себе – никогда не списывают: потому что это бесполезно. Я такие тексты не оцениваю. А обмануть меня, выдав чужой текст за свой, почти невозможно.

А, кроме того, списывание тормозит всякое развитие в определенном отношении: зачем же вы ходите в школу, зачем хотите поступить в институт, если вы не собираетесь развиваться? Ведь образование – это, по определению, работа над своим развитием (в данном случае, речевым).

Вы хотите только благоустроиться, жить обеспеченно и благополучно? Тогда мне вас искренне жаль. Но, к счастью, такие люди не составляют большинства.

Конечно, можно сшить такие специальные штаны – с 43-мя карманами, большими и маленькими, но: во-первых, за время экзамена вы не успеете не только прочесть, но и пролистать все свои шпаргалки; во-вторых, в формулировке каждой темы есть свои нюансы, из-за чего списанные работы всегда оказываются немножко или множко не на тему, а это одно из главных оснований для снижения оценки. Т.е., конечно, можно, списывая, адаптировать (переделать, приспособить) готовый текст к предложенной теме, но это очень трудно – гораздо труднее, чем написать свой самостоятельный текст.

Так что, мой вам совет: плюньте на это дело! Я говорю о списывании. Мораль тут ни при чем: просто это хлопотно, трудно, неэффективно, портит нервную систему, требует творчества (специфического) и вдохновения. Гораздо проще научиться это делать самостоятельно.

Реферат по теме Как самостоятельно написать сочинение : учебное пособие

Курсовая по теме Как самостоятельно написать сочинение : учебное пособие

ВКР/Диплом по теме Как самостоятельно написать сочинение : учебное пособие

Диссертация по теме Как самостоятельно написать сочинение : учебное пособие

Заработать на знаниях по теме Как самостоятельно написать сочинение : учебное пособие

Как писать сочинение ЕГЭ: часть 2. Как искать проблему?

Второе видео из серии "Как писать сочинение ЕГЭ". Учимся искать проблему и тренируемся на трех текстах разных типов. Документ с текстами: .

Помогите сайту стать лучше, ответьте на несколько вопросов про книгу:
Как самостоятельно написать сочинение : учебное пособие

  • Объявление о покупке
  • Книги этих же авторов
  • Наличие в библиотеках
  • Рецензии и отзывы
  • Похожие книги
  • Наличие в магазинах
  • Информация от пользователей
  • Книга находится в категориях
Как писать сочинение на ЕГЭ: мастер-класс

Сочинение на ЕГЭ по русскому языку вызывает основные затруднения. С чего начать? Как сформулировать проблему? Как ее прокомментировать?

ОГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК 2020 // СОЧИНЕНИЕ 9.3

Из этого урока вы узнаете, как написать сочинение 9.3 на ОГЭ 2020. Канал, блог, влог веду я, Неволина Елена Александровна: - учитель русского языка .

Сочинение по самому сложному тексту из Цыбулько

санитарный день: последний день месяца
Пн: 09:00-13:00 14:00-17:00
Вт: 09:00-13:00 14:00-17:00
Ср: 09:00-13:00 14:00-17:00
Чт: 09:00-13:00 14:00-17:00
Пт: 09:00-13:00 14:00-17:00

санитарный день: последний рабочий день месяца
Пн: 10:00-19:00
Вт: 10:00-19:00
Ср: 10:00-19:00
Чт: 10:00-19:00
Пт: 10:00-19:00
Вс: 10:00-18:00

зимний период: пн-пт, вс 10:00-18:00
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-18:00

--> --> Белгородская область, Старооскольский городской округ, Старый Оскол, Стрелецкая слобода
Большевистская, 14
Расположение на карте

санитарный день: последний день месяца
Пн: 11:00-18:00
Вт: 11:00-18:00
Ср: 11:00-18:00
Чт: 11:00-18:00
Пт: 11:00-16:00
Вс: 11:00-18:00

--> --> Саратовская область, Саратов городской округ, Саратов, Фрунзенский район
им. Академика Вавилова Н.И., 51/57
Расположение на карте

санитарный день: последняя пт месяца
Вт: 10:00-19:00
Ср: 10:00-19:00
Чт: 10:00-19:00
Пт: 10:00-19:00
Сб: 10:00-19:00

--> --> Челябинская область, Копейский городской округ, Копейск, Железнодорожный
Терешковой, 5
Расположение на карте

июнь-август: пн-пт 9:00-18:00; вс выходной
Пн: 09:00-18:00
Вт: 09:00-18:00
Ср: 09:00-18:00
Чт: 09:00-18:00
Пт: 09:00-18:00
Вс: 09:00-18:00

--> --> Ставропольский край, Ставрополь городской округ, Ставрополь, Октябрьский район, 11-й микрорайон
Октябрьской Революции проспект, 7/2
Расположение на карте

Пн: 09:00-18:00
Вт: 09:00-18:00
Ср: 09:00-18:00
Чт: 09:00-18:00
Пт: 09:00-18:00
Сб: 09:00-18:00
Вс: 09:00-18:00

--> --> Калининградская область, Балтийский район, Балтийск, Севастопольский
Киркенесская, 19
Расположение на карте

санитарный день: последний чт месяца
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Вс: 10:00-18:00

Как Писать Эссе? Американский Университет | Влог Обыкновенный
Dasha Tsenter Власне висловлення у форматі ЗНО. Онлайн-курс з підготовки до ЗНО "Лайфхаки з української мови"
EdEra ЕГЭ Английский! Пишем ЭССЕ! Для всех уровней.
Natalie Rees English School Как написать крутое Мотивационное Письмо быстро и качественно. ОБНОВЛЕННОЕ ВИДЕО В ОПИСАНИИ

Как самостоятельно написать сочинение : учебное пособие. В произведении должно быть не больше 10 слов (можно заменить словами). Слова должны быть предельно простыми, поскольку им нет никакого сравнения друг с другом.

Одной из форм самостоятельной работы, имеющей творческий характер, является эссе. В статье мы расскажем о том, как написать эссе правильно на любую тему и не допустить распространенных ошибок. Вы узнаете о том, какой должна быть структура эссе, какие признаки отличают эссе от других жанров, как выбрать тему и грамотно выразить свои мысли на бумаге.

Как написать эссе – все правила от “А” до “Я”

Что такое эссе?

Многие предполагают, что эссе – это обычное сочинение. Однако это не так.

При написании эссе прекрасно развивается логика, способность аргументировать свое мнение, грамотно преподносить информацию. Стиль изложения больше ориентирован на разговорный.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Характерные черты эссе

Чтобы правильно написать эссе следует учитывать специфические черты, которые отличают его от других жанров.

Основные признаки эссе:

  1. Наличие определенной узкой темы, которая содержит проблему и побуждает читателя к размышлению.
  2. Субъективная авторская позиция. Эссе отличает именно наличие авторского взгляда на существующую проблему, его отношение к миру, речь и мышление.
  3. Разговорный стиль написания. Следует избегать сложных формулировок, слишком длинных предложений. Важно придерживаться непринужденного стиля для установления контакта с читателем. При этом важно не перестараться, превратив эссе в некачественный текст, полный сленга. Правильный эмоциональный окрас тексту придадут короткие, простые и понятные предложения, использование разной интонации в предложениях.
  4. Подробный анализ проблемы. Собственную точку зрения необходимо аргументировать, опираясь на фактический материал.
  5. Относительная краткость изложения. Ограничений по количеству страниц не существует, однако эссе отличается небольшим объемом.
  6. Свободное построение. Эссе носит характер изложения, который не вписывается в какие-то определенные рамки. Построение подчиняется своей логике, которой придерживается автор, стремясь рассмотреть проблему с разных сторон.
  7. Логика изложения. Несмотря на свободную композицию, эссе должно обладать внутренним единством, согласованностью утверждений автора, выражающих его мнение.

Таким образом, эссе отличается особым стилем повествования, его цель – побудить читателя к размышлениям. Автор не настаивает на своей точке зрения, а как бы приглашает читателя обдумать и обсудить ее.

Как же написать эссе?

Правильное написание эссе заключается в понимании особенностей жанра. Соблюдение основных принципов и рекомендаций по написанию позволит создать интересное эссе.

Как выбрать тему

Если отсутствует список тем, среди которых можно выбрать одну, а задано лишь общее направление, то нужно учитывать на какую аудиторию рассчитано эссе. Варианты могут быть разные: преподаватель в ВУЗе, комиссия, литературное сообщество, работодатель. Если эссе пишется для сдачи преподавателю, то необходимо обдумать какие качества будут оцениваться. Исходя из этого, тему следует выбирать так, чтобы была возможность проявить те способности, которые ждет проверяющий от автора: оригинальность, умение логически выстраивать предложения, грамотность, профессиональные качества и пр.

При выборе темы написания эссе из предложенного списка, следует выбирать ту, в которой есть определенные знания, соображения или просто сильный интерес.

Если эссе ориентировано на работодателя, то желательно, чтобы как тема, так и содержание эссе отражало характер автора, его искренность, неповторимость, человечность и индивидуальность.

Как начать эссе

Часто случается, что человек, обладающий достаточным красноречием и умением выражать свои мысли на бумаге, испытывает трудности с тем, чтобы начать сочинение, в том числе и эссе. Обдумывание начала может растянуться на достаточно длительное время, что сильно омрачает процесс творческой работы. Воспользуйтесь нашими советами о том, как начать эссе.

Совет 1. Прежде чем начать писать эссе необходимо сформулировать идею, определить цель и найти источники информации для работы.

Совет 3. Важно не зацикливаться на вступительной части. Вступление можно написать и после того, как будет написана основная часть. В этом случае уже ясно, о чем эссе, поэтому и введение написать проще.

Совет 4. Одним из достаточно распространенных вариантов является написать эссе, начав с вопроса, ответ на который дается в последствии.

Как составить план эссе

Не следует стремиться к тому, чтобы составить сразу идеальный план. В процессе работы он может редактироваться. Составлять план при написании эссе вообще не обязательно, как и придерживаться уже написанному плану. Отсутствие ограничений и жестких рамок является преимуществом этого жанра. Если автору проще придерживаться строгого плана, тогда стоит уделить время на его составление.

Все основные мысли следует отразить в виде пунктов плана. Затем как можно более подробно детализировать его, разбив каждый пункт на подпункты.

Затем следует перечитать план, убедиться в том, что каждый пункт находится на своем месте и достаточно детализирован.

Из чего состоит структура эссе

Порядок написания эссе обычно сводится к трем шагам.

Как и любая письменная работа, эссе содержит вступительную часть или введение.

Хорошо написанное введение заставляет читателя заинтересоваться и прочитать эссе до конца. Вступительная часть может содержать формулировку проблемы и ее суть, риторический вопрос, цитату и т.д. важно создать особый эмоциональный настрой и подвести читателя к рассматриваемой проблеме.

В основной части можно привести разные точки зрения по рассматриваемой проблеме, затронуть историю вопроса.

Обычно основная часть состоит из нескольких подпунктов, каждый из которых состоит из трех разделов: тезис (доказываемое суждение), обоснование (аргументы, используемые для доказательства тезиса), подвывод (частичный ответ на главный вопрос).

Аргументами являются суждения, высказываемые с целью убеждения читателя в истинности определенной точки зрения. Это могут быть различные ситуации из жизни, мнения ученых, доказательства и т.д.

Аргументация может быть построена в следующей последовательности:

  1. Утверждение.
  2. Пояснение.
  3. Пример.
  4. Итоговое суждение.
  5. Заключение

В заключении объединяются все выводы, сделанные по каждому тезису, представленному в основной части. Читатель должен прийти к логическому выводу на основании приведенных аргументов. В заключение заново приводится проблема и делается заключительный вывод.

Если цель вступительной части – заинтересовать читателя, то цель последних предложений – добавить целостность общей картине, оставить произведение в памяти читателя и натолкнуть на размышления.

Отличие эссе от сочинения

Правильное написание эссе отличается от написания обычного сочинения. Поэтому, если стоит задача написать именно эссе, то нужно учитывать характерные черты жанра, отличающие его от остальных.

В отличие от сочинения, в котором анализируется художественное произведение, эссе содержит авторскую точку зрения и его позицию относительно рассматриваемой проблемы.

Также одной из отличающих эссе от сочинения черт является его парадоксальность, то есть цель – удивить читателя, произвести на него впечатление, используя яркие образы, афоризмы, парадоксальные утверждения.

Рекомендации по написанию

Все правила составления эссе носят рекомендательный характер. Воспользуйтесь нашими советами о том, как нужно писать эссе, учитывая также информацию, представленную выше, и создайте эссе, которое не оставит читателя равнодушным.

Советы по написанию:

  1. При написании эссе следует чередовать короткие фразы с длинными. В таком случае текст будет достаточно динамичным, чтобы легко читаться.
  2. Не стоит использовать сложные и непонятные слова, особенно, если значение слова малознакомо.
  3. Следует использовать как можно меньше общих фраз. Эссе должно быть уникальным, индивидуализированным, отражающим личность автора.
  4. Юмор нужно использовать крайне аккуратно. Сарказм и дерзость может раздражать читателя.
  5. Отражение личного опыта, воспоминаний и впечатлений – отличный способ подтверждения своей точки зрения и убеждения читателя.
  6. Необходимо придерживаться темы и основной идеи, не отклоняясь от нее и не описывая ненужные детали.
  7. Закончив эссе, следует перечитать его, убеждаясь в сохранении логики изложения на протяжении всего повествования.
  8. Использование в эссе фактов, результатов исследований – отличный вариант для придания убедительности.

Распространенные ошибки при написании эссе

Знание наиболее часто встречающихся ошибок, поможет не допускать их при написании собственного эссе.

Ошибка 1. Страх оказаться непонятым или не произвести нужного впечатления способствует тому, что автор убирает из эссе все лишнее, выдающееся. За счет этого эссе может потерять свою индивидуальность и неповторимость.

Ошибка 2. Недостаточная проработанность деталей. Часто встречающаяся ошибка – наличие утверждения, которое не подкреплено достаточным количеством аргументов в виде примеров и доказательств.

Ошибка 3. Непонимание сути проблемы, заявленной в эссе или неправильная трактовка темы.

Ошибка 4. Перечисление чужих мнений, без указания их авторства и отсутствие собственной точки зрения.

Вся прелесть жанра эссе состоит в отсутствии жестких ограничений. Полная свобода творчества, возможность высказать свой взгляд и поделиться своими размышлениями, нестандартным решением проблемы – это черты, присущие эссе, делающие этот жанр привлекательным для человека творческого, генерирующего оригинальные идеи.

Для более полного понимания изложенного материала, ознакомьтесь с примером эссе.

Читайте также: