Как проверять итоговое сочинение 2021 2022

Обновлено: 05.07.2024

Официальные критерии оценивания итогового сочинения от Рособрнадзора.

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

Критерии №1 и №2 являются основными.

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

3 На оценку сочинения по Критерию № 5 распространяются положения о негрубых и однотипных ошибках.

Официальные критерии от ФИПИ по которым проверяется итоговое сочинение в 2021-2022 учебном году. Собственно, критерии проверки и НЕ МЕНЯЮТСЯ из года в год.

Прежде чем проверять сочинение по критериям, эксперт смотрит чтобы оно соответствовало двум важным требованиям.

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным выше требованиям, оценивается по 5 критериям:

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

Детально о подготовке к итоговому сочинению 2021-2022 по всем направлениям

Детальный разбор направлений 2021-2022


Всего девять дней осталось до единой даты итогового сочинения - уже 1 декабря все российские 11-классники должны участвовать в своем первом выпускном испытании. Мы уверены, что давно изучены все примерные варианты тем, а может быть (надеемся на это), даже прочитаны соответствующие произведения классиков из школьной программы!
Тем не менее, у многих выпускников и их родителей возникают вопросы о том, как будет проходить, а затем оцениваться выпускное сочинение, и о том, что при этом можно и что нельзя.

Мы постарались ответить на самые популярные вопросы.


Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе вместо сочинения выбрать написание изложения.

Кто должен писать сочинение?

Итоговое сочинение должен написать каждый, кто собирается сдавать ЕГЭ – оно является допуском к нему.
А значит, сочинение пишут 11-классники, учащиеся экстерната и выпускники прошлых лет, желающие сдать ЕГЭ.

Когда и где пишут итоговое сочинение?

Экзамен начинается в 10 часов по местному времени. Разумеется, прийти надо заранее, уже с 9 часов аудитории должны быть готовы принять школьников. До начала собственно работы над сочинением нужно будет прослушать инструктаж, заполнить бланки регистрации и записи.

Местом проведения итогового сочинения является учебное заведение (школа, лицей, гимназия), в котором учится выпускник.

Сколько времени дается на итоговое сочинение? Можно ли сделать перерыв?

" На написание итогового сочинения отводится 3 часа 55 минут.

Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.

Когда будут известны темы сочинений?

Конкретные темы итогового сочинения 2021-2022 года заранее неизвестны. Их огласят только непосредственно перед началом экзамена. За 15 минут до начала темы появятся на специальном сайте. Их распечатают и принесут в аудиторию, зачитают выпускникам, затем напишут на доске либо раздадут каждому на листочках.

Будьте внимательны: в бланк надо будет внести номер темы, а затем на первой странице записать тему словами.

Темы итогового сочинения (тексты изложений) подбираются для каждого часового пояса отдельно – звонить друзьям на Камчатку не имеет смысла!
Однако давно известны основные тематические направления итогового сочинения в этом году.

В 2021/22 учебном году 11-классники будут писать итоговое сочинение по следующим направлениям:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • Преступление и наказание — вечная тема.
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Для тех, кто еще не успел обдумать, что можно написать по предложенным направлениям, напомним, что есть официальный комментарий Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), где содержатся комментарии к каждому из открытых тематических направлений итоговых сочинений 2022.

12 вопросов об итоговом сочинении 2021-22

Чем можно и чем нельзя пользоваться во время написания итогового сочинения?

С собой разрешается взять:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • ручка (гелевая или капиллярная с чёрными чернилами);
  • лекарства и питание (при необходимости);
  • специальные технические средства (для участников ОВЗ, детей инвалидов, инвалидов, при необходимости).

Кроме того, вам выдадут на месте:

  • орфографический словарь,
  • листы бумаги для черновиков.

С собой запрещено брать:

  • средства связи;
  • фото-, аудио-, видеоаппаратуру;
  • справочные материалы;
  • письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;
  • собственные орфографические и толковые словари;
  • тексты литературного материала для использования в сочинении.

Да-да, тексты произведений тоже использовать нельзя! Организаторы считают, что достаточно просто рассуждать на основе прочитанных книг; допускается свободное цитирование.

Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения членом комиссии по его проведению.

Что будет, если опоздать на итоговое сочинение?

Мы не нашли точного ответа на этот вопрос: допустят ли опоздавшего на этот экзамен, остается на усмотрение комиссии.

Однако совершенно точно время опоздавшему продлено не будет, как не будут его и отдельно инструктировать. Если вы уверены, что успеете и сами разберетесь в заполнении бланков – попытайте счастья. Хотя лучше, конечно, не рисковать и постараться выйти заранее!

Когда и где можно будет узнать результаты?

Для проверки итоговых сочинений создаётся муниципальная комиссия.

Проверка итогового сочинения (изложения) должна завершиться не позднее, чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения. Итоговый протокол официально публикуется в той школе, где вы его писали.

Кто и как проверяет итоговое сочинение?

Как известно, сами учителя не проверяют работы своих учеников, это делает экспертная муниципальная комиссия.

Как оценивается сочинение, и есть ли вообще смысл стараться написать его отлично?

Итак, как оценивают итоговое сочинение?

" Прежде всего, оно должно отвечать двум основным требованиям: достаточный объем и самостоятельность написания.

Разрешено прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

И только если требования № 1 и № 2 выполнены, итоговое сочинение оценивается. Делается это по пяти критериям.

1. Соответствие теме. Тут все ясно – не надо далеко уходить от темы, необходимо точно понять и донести ее смысл и рассуждать именно, отталкиваясь от него.

2. Аргументация. Привлечение литературного материала. Важно: чтобы сочинение было зачтено, обязательно нужно привести хотя бы один литературный аргумент (пример) из литературы, русской или зарубежной.

Мы знаем примеры, когда одиннадцатиклассники цитировали Пратчетта, Риордана и даже сказку о Царевне-лягушке. Главное, чтобы это действительно стало аргументом, подтверждающим ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения. Надеемся, что за долгие школьные годы классическая структура сочинения (вступление (тезис) - собственное мнение - доказательства и подвыводы – вывод) освоена абсолютно всеми! Во всяком случае, позаботьтесь, чтобы текст был логично разбит на абзацы, и вашу мысль было можно понять и проследить.

4. Качество письменной речи. Итоговое сочинение пишется на правильном русском языке. Речевых ошибок не должно быть столько, чтобы они затрудняли понимание смысла.

5.Грамотность. На 100 слов не должно быть более пяти ошибок в сумме: грамматических, орфографических, пунктуационных. Впрочем, напоминаем – у вас будет под рукой словарь!

12 вопросов об итоговом сочинении 2021-22

Что делать, если не сдал итоговое сочинение?

Тем не менее, при неудаче сочинение можно переписать еще 2 раза до начала ЕГЭ.

  • 2 февраля 2021 года – первый дополнительный день для тех, кто не смог прийти по уважительной причине, и пересдача.
  • 4 мая 2022 года – второй дополнительный день.

Пересдать итоговое сочинение можно будет, если выпускник:

Можно ли оспорить результат в случае неудачи?

Порядок подачи такого заявления и организации повторной проверки итогового сочинения (изложения) определяет учебное заведение.

Сколько лет действительны результаты итогового сочинения?

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА действует бессрочно.

Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения.

Если вы все же не нашли ответа на именно ваш вопрос, имеет смысл обратиться к основному документу Гособрнадзора.
И не страшно, если вы все еще не во всеоружии - за 9 дней вполне можно подготовиться!


ЕГЭ Другие статьи автора

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? 3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина


Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год


1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.


3. Преступление и наказание — вечная тема.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.


4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.


5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года:

1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Сборник текстов для подготовки к итоговому изложению подготовлен в целях создания благоприятных условий для подготовки к итоговому изложению. Сборник включает 200 текстов разнообразной тематики, в том числе использованные при проведении итогового изложения в прошлые годы. Рекомендуется использовать данный сборник для развития устной и письменной речи обучающихся в учебном процессе образовательных организаций, а также в самостоятельной работе обучающихся.

Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов — дети-инвалиды и инвалиды, экстерны — дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Открытые направления для тем итогового сочинения утверждаются Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.

На 2019-2020 учебный год утверждены следующие тематические направления:

Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) — 2019-2020 учебный год

  1. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019—2020 уч.г.
  2. Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
  3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
  4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
  5. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
  6. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019—2020 уч.г.
  7. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
  8. Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.

А также Методические материалы, разработанные в целях повышения качества подготовки обучающихся к итоговому сочинению (изложению) на основе выборочного содержательного анализа итоговых сочинений (изложений) 2018−2019 учебного года:

Читайте также: