Как писать сочинение на олимпиаде по русскому языку

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Как писать олимпиадное сочинение "Не прервётся связь поколений"

Каждый из нас пишет по указке своего сердца. Иногда хочется излить свою душу, рассказать о том, что тревожит. Поводом для написания сочинения может стать желание рассказать о родных людях-героях войны. Возникает высокая человеческая потребность помнить тех, кто внёс свою часть ратного подвига в Великую победу и поведать об этом людям.

Если у вас возникла такая потребность, смело участвуйте в олимпиаде "Не прервётся связь поколений", которая ежегодно проходит в Москве.

Попробуйте свои силы и в роли писателя-исследователя, и тогда все узнают о героях вашей семьи.

Начнём свою работу с изучения требований к олимпиаде. Их немного.

Объём сочинения - три печатных листа,а вторая часть-инфографика(наглядный материал). Теперь выбираем номинацию .

Многие исторические факты, сведения о героях и их подвигах собраны на сайтах "Мемориал", "Память народа", "Подвиг народа", "Помните нас" Введите имеющиеся у вас данные, и вы узнаете место службы, номер воинской части, звание вашего героя, а также получите полный список наград и описание подвигов человека, о котором пишете. Здесь же можно узнать и место захоронения солдата, пропавшего без вести. На сайтах много фотографий солдат, их наградных листов с подробностями описания подвига, планов военных операций, схем боевых действий.

Все эти материалы могут пригодиться для инфографики.

Продумайте содержание вашей работы. Составьте план. Во вступлении расскажите, о ком вы пишете, почему выбрали именно такую тему, определите вопросы для исследования. Основную часть работы посвятите исследованию. Расскажите подробно о герое и его подвиге, напишите об открытии, которое вы совершили, изучая его воинский путь, пользуйтесь аргументами. Не лишним будет описать свои чувства, которые пробудили в вас писателя. В заключении напишите об итогах исследования, о своих чувствах и переживаниях,надеждах и победах в поисках. Не забудьте про инфографику.

Одним из важных секретов победы на конкурсе сочинений является слог. Он должен быть максимально простым. Не нужно пытаться пародировать витиеватые предложения классиков. Излагайте мысль максимально просто и кратко, так ее будет проще донести.

Итак, работа закончена. Прочтите сочинение своим друзьям и близким. Может быть, придётся что-то подкорректировать. Проверьте ещё раз, все ли требования соблюдены.

Теперь смело регистрируйтесь на сайте олимпиады. Получайте статус участника. В личном кабинете размещайте свою работу. В начале мая, незадолго до Дня Победы в личном кабинете появится диплом. Желаю вам получить удовольствие от интересного исследования и диплом победителя олимпиады.



Как подготовить учеников обычной средней школы к олимпиаде по русскому языку? В статье приводятся рекомендации для учителя, примеры заданий, а также пямятка для учеников.

Совершенствование речевой культуры учащихся всегда является приоритетным направлением в работе учителя русского языка и литературы. Безупречное владение языковыми нормами, выразительность, логичность, доступность, ясность изложения, богатство словарного запаса — залог успеха не только в школе, но и в "большой жизни": любой работодатель ориентирован не только на грамотного специалиста, но и на человека, умеющего излагать свои мысли, идеи, планы.

В учебной и внеклассной деятельности имеется немало форм, методов, приемов для совершенствования речевой культуры учащихся:

  • уроки развития речи;
  • использование словарей и справочников;
  • литературные композиции;
  • конкурсы и викторины;
  • олимпиады.

Подготовка школьников к олимпиаде по русскому языку

Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня и даже года. Работу с учениками необходимо начинать еще в 5 классе, ведь предстоит углубленно изучить такие разделы русского языка, как фонетика, орфоэпия, орфография, лексика, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, культура речи, история русского языка. Такая деятельность предполагает поэтапную подготовку учащихся.

Особенности работы по некоторым разделам русского языка

Олимпиады всех уровней обязательно включают в себя задания по орфоэпии — науке, мало изучаемой в школе. Лишь в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ более подробно рассматривается орфоэпический минимум, который должны знать учащиеся. Вследствие недостаточного изучения орфоэпии для наших учащихся странным кажется звучание слов "жалюзи", "торты", "банты", "включим" и даже "свекла". Знание ударения в словах очень важно для развития правильной речи, поэтому при подготовке к олимпиаде необходимо уделять этому большое внимание.

Данную работу можно вести следующим образом:

  • На каждом уроке проводить орфоэпические диктанты, упражнения по орфоэпии, тесты, то есть работа должна быть непрерывной, постоянной.
  • Развивать навыки работы с орфоэпическим словарем.
  • Активно использовать слова, включать их в тексты, предложения.

При подготовке к олимпиаде можно использовать следующие задания:

  • Расставить ударения в словах.
  • Расставить ударения в словах и расположить их по алфавиту.
  • Использовать орфоэпический словарь при работе со словами, в которых чаще всего делают ошибки при произношении.
  • Расставить ударения в парах слов, отличающихся лексическим значением, и объяснить их значения (мука — мука).
  • Расставить ударения и определить, по какому принципу сгруппированы слова.
  • Распределить слова на группы в зависимости от ударения.
  • Придумать "запоминалки" для слов (видно — завидно, знамя — знамение) и др.

Пример одного из заданий

Расставьте ударения в выделенных словах:
Сливовое варенье, сделать красивее, вручит медали, прочный кремень, первый квартал, оклеить стены, кровоточащая рана, зеленый суп из щавеля, вертящийся шар, избалованный всеобщим вниманием, примирит своих друзей, сосредоточение в центре города, клялась говорить правду, ходатайствовать за друга, обговоренные предложения, ядовитое снадобье, создавший творение искусства, составить каталог, поставить апостроф, кухонная посуда.

Следующий этап работы при подготовке к олимпиаде — это фразеологические обороты. Обычно учащиеся легко находят в тексте русские фразеологизмы и синонимы к ним. Но нахождение литературных фразеологизмов (красной нитью) и фразеологизмов иностранного происхождения (авгиевы конюшни) является для них более сложной деятельностью. Для этого надо не только быть внимательным при исследовании текста, но и много читать.

Кроме того, учащиеся затрудняются при работе над следующим заданием: продолжить фразеологизм или пословицу, поговорку, ведь зачастую в своей речи мы употребляем только первую часть выражения, например: "Бедность — не порок, а вдвое хуже", "Не все коту масленица, будет и пост". Большую помощь в развитии навыков по работе над фразеологизмами дают материалы конкурса "Страна Фразеология"

Вот некоторые примеры:

  • В час по чайной ложке (Очень медленно или очень долго).
  • Клевать носом (Дремать, опустив голову).
  • Кривить душой (Быть неискренним, намеренно говорить неправду).

Олимпиадные задания нередко включают в себя сведения из области старославянского языка. На мой взгляд, это наиболее интересные задания, так как они помогают ученику развивать умение сопоставлять, сравнивать, изучать лексику давних лет; зная алфавит, читать старославянские тексты и даже переводить доступные для этого возраста отрывки из произведений.

Интересно поработать над следующими заданиями:

  • История буквы ять.
  • Какие буквы исчезли и какие буквы появились в русском алфавите.
  • История букв Ё и Э.
  • Фонетические старославянизмы.
  • Фразеологизмы со старыми названиями букв (сидеть на азах).
  • Историзмы и архаизмы.
  • Переводы старославянских текстов.
  • Исторические чередования.
  • И другие темы.

Примеры заданий:

1. Какие из данных слов могут в соответствии с литературным произношением писаться с буквой Ё? Какие слова допускают варианты произношения?
Житие, афера, планер, острие, новорожденный, никчемный, побасенка, одноименный, истекший, блеклый, свекла, шофер, крестный.
2. Как называлась каждая из букв слова "кузов" в старой азбуке? (Како, ук, земля, он, веди).
3. В нашем языке много "парных слов": сторож — страж, млечный — молоко, дерево — древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке. Приведите примеры таких сочетаний.

В следующем задании — написать сочинение на определенную тему — учащиеся обычно не затрудняются и поэтому чаще всего особо не задумываются при его выполнении. В результате — много слов, мыслей, но нет логики в изложении и рассуждении по теме сочинения. В последние годы учащимся предлагались, например, такие темы: "Нужна ли Красная книга русского языка?", "Если бы я был министром культуры…", "Почему необходимо изучать русский язык?" и другие.

Памятка для учеников при подготовке к олимпиаде по русскому языку

  • Чтобы хорошо подготовиться к олимпиаде, обращайтесь к словарям — толковому, орфоэпическому и другим.
  • Изучите орфоэпический минимум для учащихся, запомните ударение в сложных случаях.
  • Повторите грамматические нормы употребления слов (этот материал хорошо разработан в учебных пособиях Д.Я. Розенталя для учащихся средней школы); необходимо знать грамматические нормы форм множественного числа существительных, употребление прилагательных в степени сравнения, согласование частей речи и др.
  • Воспользуйтесь этимологическим словарем во время подготовки к олимпиаде. В тестах обычно встречаются задания, связанные с происхождением слова, с изменением его формы, употребления и лексического значения. История образования слова может объяснять и написание.
  • Воспользуйтесь фразеологическим словарем. Вам важно не только хорошо уметь разъяснять значения устойчивых сочетаний слов, но и подбирать к ним синонимичные фразеологизмы и антонимы.
  • Научитесь хорошо видеть строение сложных предложений, составлять их схемы, а также определять виды придаточных предложений и способы их подчинения. Кроме этого, повторите все правила пунктуации в простом и сложном предложениях.
  • Повторите также написания словарных слов. Для этого обратитесь к учебникам по русскому языку для 5-11 классов, учебным пособиям по подготовке к ГИА, ЕГЭ, орфографическому словарю.
  • Повторите материал о типах текста и стилях речи, научитесь определять тип речи и стиль текстов.
  • Повторите требования написания сочинений. Научитесь писать, аргументируя свои мысли, и при этом не уходить в сторону от темы сочинения. Главное — не сколько вы напишете, а как раскроете тему.
  • Один из наиболее частых вопросов на олимпиаде связан со знаниями сведений об известных ученых-языковедах. Прочитайте материал о некоторых из них (В.В. Виноградов, А.А. Потебня, И.А. Бодуэн де Куртене), об их открытиях в области русского языка, а также об опубликованных научных работах в области русской филологии.

Об авторе: Татьяна Леонидовна Сергеева, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Многопрофильный лицей имени А.М. Булатова п.г.т. Кукмор" Кукморского муниципального района Республики Татарстан.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему имеет такую же структуру, как и любое другое сочинение:

· Вступление (содержит мысль, которую нужно дальше раскрыть и доказать);

· Основная часть (раскрывает тезис, указанный во вступлении, и содержит несколько абзацев);

· Заключение (выводы).

Рассуждение можно вести в одном из трех форматов: доказательство, объяснение или размышление. Обязательно приводятся примеры для иллюстрации аргументов.

Готовая работа может выглядеть следующим образом:

· 1 абзац . Вступление (подведение к вопросу и тезис, 2-3 предложения);

· 2 абзац. Раскрывается первая часть цитаты (приводятся аргументы и пример);

· 3 абзац. Раскрывается вторая часть цитаты;

· 4 абзац. Записываются выводы.

Чтобы удачно написать сочинение, необходимо подробно написать о том, как вы понимаете смысл высказывания, и найти интересные примеры.

В устной речи мы используем паузы, чтобы выделить определенные фрагменты фразы, а на письме с этой же целью применяются запятые. Что будет, если их совсем убрать или перепутать местами? Смысл предложения в таком случае может измениться до неузнаваемости. Попробуем доказать.

Запятые в письменной речи необходимы, чтобы правильно передавать смысл высказывания и облегчать прочтение. Они дают возможность определить, в каком месте сделать паузу, а также обозначают конец простого предложения в составе сложного.

Одно из бесценных свойств русского языка – возможность передавать тончайшие смысловые оттенки. Поэтому в своей речи мы так часто используем синонимы. Их изобилие позволяет подобрать точное слово для обозначения предмета, признака, действия. Попробуем доказать актуальность использования синонимов на наглядных примерах.

Можно сделать вывод, что синонимы позволяют передавать тончайшие оттенки значений, а также помогают избегать повторов одного и того же слова в тексте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоритм эссе пять-шесть абзацев, где 1 абзац – вступление, 2 абзац – проблема, 3 абзац – описание проблемы, 4 абзац – отношение автора, 5 абзац – свое отношение, опираясь на литературный и жизненный опыт, можно брать газеты, даже ТВ, 6 абзац – заключение. Сочинение-эссе – это не менее 150 слов.

Специфика жанра эссе:

1. Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.

3. Если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе — ярко выражена авторская позиция.

4. Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальные авторский стиль — требование жанра.

Важно отметить, что эссе может быть воплощено в совершенно различные литературные формы: проповедь, статья, дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово и др.

Маленькие произведения в жанре эссе называются "скитце" (нем.). Это набросок, зарисовка, фрагментарный рассказ. В скитце есть что-то от импрессионизма: главное в нем – впечатление автора, "остановленное мгновенье".

СОЧИНЕНИЕ ПО МЕТАФОРЕ

  1. Состоит из шести характеристик, расположенных в определённой последовательности.
  2. Последовательность: цвет, вкус, запах, внешность, звук, качество переживаний.
  3. Первое слово каждой строки – название стихотворения.

Например:

Зима – белоснежное покрывало, Зима – сладких мандаринок вкус, Зима – свежий морозный запах, Зима - ледяная снежная королева, Зима – скрипучий снег под ногами, Зима – чувство праздничного веселья.

Сочинение-даймонд/диаманта – мини-сочинение в форме творческой работы, состоящей из семи строк, где первая и последняя строчки представляют собой существительные – антонимы; вторая – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к первому существительному; третья – 3 глагола, которые относятся также к первому существительному;

4-я – два противоположных по смыслу нераспространенных предложения, в качестве подлежащих выступают существительные из первой и последней строчок; 5-я и 6-я строчки зеркально повторяют 2-ю и 3-ю, только относятся уже к последнему существительному. Зима Серая, мрачная Печалит, морозит, волнует Зима холодная. Лето жаркое. Радует, бодрит, веселит Светлое, ясное Лето

Диаманта – сочинение-миниатюра в форме семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением; полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу.

Сочинение-монофон – это творческая работа, состоящая не менее 50 слов. Все слова должны начинаться с одной буквы или звука (с какой/какого именно, вы выбираете сами). Предлоги, союзы, наречия могут начинаться с любой буквы или любого звука, но должны быть однослоговыми (например, у, за, но, под.) или двуслоговыми (например, около, напротив). Слова, использованные в монофоне несколько раз, учитываются в количественном отношении только один раз.

Сочинение-сага или мини-сага – это творческая работа, состоящая всего из 50 слов, но чтобы были начало, середина и конец, чтобы мысль не растекалась, фокусировалась на чём-то одном, и всё же имелся некоторый простор для лирических отступлений и проработки деталей; желательно включение 1-2 кеннингов. Это 40, а остальные нужны для оформления неожиданного финала.

Сочинение-идентификация или сочинение-метаморфоза (превращение).

Сочинение-метоморфоза Однажды я, проснувшись утром, увидела, что превратилась в сувенир. И я стою себе в серванте никто меня не трогает. Раз в неделю протирают с меня пыль и всё. И до следующей недели нет до тебя дела. А так нужно убирать в неделе, мыть посуду, летом пошагать по огороду. А так я словно в раю. Но когда приходишь в себя понимаешь, что такого быть не может, что это всё бурная фантазия.

Сочинение-сиквел (продолжение) – творческая работа, которая продолжает сюжет известного художественного произведения.

Сочинение-приквел (предыстория) – творческая работа, которая рассказывает о событиях, которые произошли ранее событий художественного произведения. Приквел является как бы продолжением наоборот – с одной стороны он использует популярность и идеи первоначального произведения, но не является его прямым продолжением. Как правило, в приквеле рассказывается предыстория героев или мира описанных в художественном произведении.

Сочинение-мидквел (дополнение) – это творческая работа, которая дополняет сюжет художественного произведения, не продолжая, а именно дополняя, то есть событие идет не линейно, а как бы в сторону, и происходит это событие одновременно с тем, что описывается в художественном произведении.

Сочинение-интерквел – творческая работа, рассказывающая о событиях, которые происходили в промежутке между первой и второй частями, например, эпопеи.

Сочинение-триквел – это творческая работа, по форме являющаяся сиквелом сиквела, то есть третье из серии последовательных произведений.

Сочинение-квадривкел – это творческая работа, по форме являющаяся четвертой степенью продолжения произведения.

Сочинение-ремейк, римейк (англ. remake – переработка) – творческая работа, представляющая собой новую версию или интерпретацию ранее изданного художественного произведения. Наиболее близкие формы – ретейк и интертекстуальность.

Сочинение-экфра́сис (др.-греч. ἔκφρασις от ἐκφράζω — высказываю, выражаю) – сочинение-описание произведения изобразительного искусства или архитектуры в тексте.

Сочинение-фанфик – это сочинение, написанное поклонниками определённого произведения, созданное на основе оригинального сюжета и/или с использованием персонажей оригинала, это творческая работа (или комикс), в которой использованы идеи сюжета и персонажей из определённого художественного произведения. Это и "продолжения", и пародии, и "альтернативные вселенные", и многие другие подобные тексты.

Читайте также: