Как называется главное сочинение фомы аквинского

Обновлено: 02.07.2024

Фома Аквинский был самым крупным схоластом, гением метафизики и восхитительным по масштабу умом. Его логическая система поражает прозрачной ясностью и органичностью связей. Он был, скорее, аристотелевского, чем платоно-августинианского круга мыслителем. Его отец, итальянец Ландольфо, граф Акветинский, и мать, норманка Теодора, жили в средней Италии (Лацио), когда в 1221 году у них родился сын Томазо, или по-гречески, Фома. Свое образование он начал в аббатстве Монте Кассино. Аббат Монтекассино был крупным феодалом, однако, непрекращающиеся войны между императором и папой превратили аббатство в место печальное и пустынное. Вскоре мы видим Фому в университете Неаполя, основанного Фридрихом II. Здесь он познакомился с доминиканцами, и новые формы религиозного служения наполняют его энтузиазмом. Несмотря на возражения со стороны семьи, его решение стать доминиканцем остается непоколебимым. С 1248 по 1252 год он ученик Альберта Великого. Талант метафизика мало-помалу набирает силу. В Кельне он снискал репутацию "немого буйвола" своим молчаливым и замкнутым нравом. Известно, однако, что после одного из его выступлений Альберт, пораженный глубиной и прозрачностью мысли своего ученика, воскликнул: "Эти молчуны, называемые буйволами, взревут когда-нибудь так, что их услышит весь мир".

Когда в 1252 году главный магистр ордена сделал заявку на молодого ассистента для академической карьеры в Париже, Альберт, не задумываясь, указал на Аквината. Так начался штурм горных вершин знания: с 1252 по 1254 год он — бакалавр "библикус", с 1254 по 1256 год — бакалавр "сентенциариус". Известны его работы этого периода: комментарии к "Сентенциям" Петра Ломбардского, "О сущем и сущности", "О началах природы". Преодолев немало препятствий, он, как и Бонавентура, становится магистром теологии и главой кафедры Парижского университета, где преподает с 56 по 59 год, написав тогда же работы "О спорных вопросах истины", Комментарии к сочинению Боэция "О Троице" и "Сумма против язычников".

Затем начался период странствований Фомы (по традиции своего ордена). Он посетил самые крупные университеты Кельна, Болоньи, Рима, Неаполя, написав комментарии к сочинениям Псевдо-Дионисия, "Теологический компендиум", "О разделенных субстанциях ".Во второй раз его вызывают в Париж, чтобы сразиться с аверроистами и противниками Аристотеля, предтечей которых был Сигер Брабантский. Там он пишет "О вечности мира", "О единстве теологического интеллекта" и продолжает начатую в Риме грандиозную работу "Сумма теологии", так и не завершенную. Ничтожность и суетность всего мирского, в том числе своей работы, открылась Аквинату перед смертью, ее непостижимой тайной и ожиданием встречи с Богом. На увещевания своего врача и секретаря Реджинальда да Пиперно прекратить работать он ответил: "Non possum, quia omnia quae scripsi videntur mihi paleae. respectu eorum quae vidi et revelata sunt mihi'. — "He могу, потому что все, что я написал, кажется мне трухой, с точки зрения того, что я увидел и что мне было открыто".

7 марта 1274 года по пути в Лион Аквинат скончался в возрасте 54 лет. По распоряжению папы Григория X он должен был участвовать в работе Лионского Собора. Судьба распорядилась иначе.

- Средневековая философия: Аквинат
(Те, кому обязана наука конституционного права)

Традиционно схоластика связывается с именем Фомы Аквинского, жившего в XIII веке, – одного из самых известных представителей этого течения.
______________________________________
Фома Аквинский (Аквинат)– один из выдающихся мыслителей средневековой Европы, философ и теолог, доминиканский монах, систематизатор средневековой схоластики и учения Аристотеля.Родился в конце 1225 или начале 1226 года в замке Роккасекка, родовом замке близ Аквино, в Неаполитанском королевстве.

Можно ли совместить учение Церкви с философией Аристотеля?

- Фома Аквинский - Сумма против язычников. В двух книгах.-2004

Сумма против язычников — второе большое систематическое сочинение св. Фомы Аквинского, выдающегося богослова и философа средневекового Запада. Всего Аквинат написал три работы подобного рода. Его первое систематическое изложение христианского учения о Боге и мире можно считать предварительным: это были Комментарии к Сентенциям Петра Ломбардского. Третья, самая разработанная система, осталась незаконченной: Сумма теологии. Четыре тома Суммы против язычников — цельное, завершенное и обозримое изложение всей системы богословия и философии Аквината.

- Фома Аквинский - Сочинения.-2004

- Фома Аквинский - Онтология и теория познания: фрагменты сочинений.-2001

- Фома Аквинский - Учение о душе.-2004

Фома Аквинский (ок. 1225-1274) - крупнейший католический философ и теолог, наследие которого и сегодня сохраняет свою актуальность и имеет не только исторический интерес. Настоящее издание объединяет франменты из его основных сочинений, в том числе из "Суммы теологии" и "Суммы против язычников".

- Коплстон Ф.Ч. - Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя.-1999

- Стамп Э. - Аквинат.-2013

Элеонор Стамп - американская исследовательница философии и теологии Фомы Аквинского, автор многочисленных статей и книг, посвященных проблемам философской медиевистики и философской теологии. Монография "Аквинат", опубликованная в 2003 г., признана одной из лучших работ о философии св. Фомы, вышедших в свет в последнее десятилетие. На русский язык переводится впервые.

- Анджей Марынярчик - Зачем сегодня томизм?.-1995

На примере избранных проблем, являющихся характерными для философского познания, мы попробуем приблизить читателю суть филососфской мысли св. Фомы Аквинского. Не вдаваясь, однако, в детальные дискуссии на тему представленных выше мнений — так как большинство из них родилось, скорее, не на почве содержательных дискуссий , а на почве идеологической, — как и не вдаваясь в исторические перипетии отдельных этапов его развития, попытаемся ответить на два вопроса: Какого рода философией является томизм и какова его функция в современной философии и культуре?

Книга посвящена анализу хозяйственно-этического учения Фомы Аквинского (1225/1226-1274) — одного из крупнейших мыслителей Средневековья. В контексте социально-экономических реалий, богословской, правовой, общественной мысли XIII в. исследуются представления Аквината об имущественных отношениях и хозяйствовании — о труде, торговой деятельности и прибыли. Уделено внимание биографии схоласта, эволюции его взглядов.

- Фуртай Ф. - Ars et schola. Теория изобразительного искусства в Средние века.-2010

Для читателя, погружающегося в энергично и увлекательно написанный текст, становится очевидно, что расхожие представления о Средневековье как об исключительно застойной эпохе не имеют ничего общего с действительностью. Готика заговорила живыми и неповторимыми человеческими голосами, озарилась духом напряженного интеллектуального поиска, смелого практического эксперимента.
Автор предпринял поистине грандиозную работу по извлечению, переводу на русский язык и комментированию эстетических и художественно-нормативных фрагментов из трактатов виднейших схоластов XIII века — Роберта Гроссетеста, Александра Хэльского, Винсента из Бове, Альберта Магнуса, Фомы Аквинского, Ульриха Страсбургского, Бонавентуры, Роджера Бэкона, Гиллельмуса Дурандуса, Дунса Скота.

Программное произведение крупнейшего французского философа Жака Маритена (1882-1973) дает читателю многостороннее представление о философии неотомизма. Автор рассказывает об эволюции своего мировоззрения; рассматривает такие проблемы религиозно-философского учения Фомы Аквинского, как свобода, бессмертие личности, природа зла, соотношение сущности и существования; характеризует основные течения современной ему христианской философии. Книга предназначается для всех, кого волнуют вечные вопросы, интересует история философской и религиозной мысли.

Николай Сысоев

Книга представляет собой реконструкцию и анализ томистской концепции бессмертия человеческой души в общем контексте философии Фомы Аквинского, а также в контексте исторического развития этой проблемы, одной из наиболее значительных на протяжении всей истории мировой философии.
Показать полностью.
Представлены результаты исследования различных подходов к решению проблемы бессмертия души в античной философии (прежде всего, в философии Платона и Аристотеля) и трансформации этой проблемы в рамках христианской философии.

Николай Сысоев

Историко-литературные исследования.
1. Теологические суммы в общем


Содержание

Краткая биография

Учился в неапольском университете, Париже, а с 1248 г. у Альберта Великого в Кельне. Вступил в орден доминиканцев в 1244 г. В 1252 г. вернулся в Париж, занимаясь там преподаванием до 1259 г. Практически всю остальную часть жизни провел в Италии, за исключением 1268—1272 гг., в течение которых он пребывал в Париже, ведя полемику с парижскими аверроистами относительно интерпретации аристотелевского учения о бессмертии активного интеллекта. Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 г. В начале 1274 г. он умер в монастыре Фоссанова по пути на церковный совет в Лион.

Труды

Историко-философские истоки

Наибольшее влияние на философию Фомы оказал Аристотель, в значительной мере творчески переосмысленный им; также заметно влияние неоплатоников, греческих комментаторов Аристотеля, Цицерона, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Августина, Боэция, Ансельма Кентерберийского, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Аверроэса, Гебироля и Маймонида и многих других мыслителей.

Идеи Фомы Аквинского


Теология и философия. Ступени истины

Теология может что-то позаимствовать у философских дисциплин, но не потому что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений.

У Аристотеля выделялись четыре последовательных ступени истины: опыт (empeiria), искусство (techne), знание (episteme) и мудрость (sophia).

У Фомы Аквинского мудрость становится независимой от других ступеней высшим знанием о Боге. Она основывается на божественных откровениях.

Аквинат выделял три иерархически соподчиненных типа мудрости:

  • мудрость Благодати.
  • мудрость богословская — мудрость веры, использующая разум.
  • мудрость метафизическая — мудрость разума, постигающая сущность бытия.

Некоторые истины Откровения доступны для понимания разумом человека: например, что Бог существует, что Бог един. Другие — понять невозможно: например, божественное триединство, воскрешение во плоти.

Фома Аквинский выдвинул принцип: истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу; между ними существует гармония. Мудрость — стремление постичь Бога, наука же — способствующее этому средство.

О бытии

Каждой вещи существование несравненно более важно, чем её сущность. Единичная вещь существует не благодаря своей сущности, потому что сущность никак не имплицирует (подразумевает) существование, а благодаря сопричастности акту творения, то есть воле Бога.

Мир — совокупность субстанций, зависимых своим существованием от Бога. Только в Боге сущность и существование нераздельны и тождественны.

Фома Аквинский различал два вида существования::

  • существование самосущностное или безусловное.
  • существование случайное или зависимое.

Бог творит не сущности, чтобы потом заставить их существовать, а существующие субъекты (основания), бытийствующие в соответствии со своей индивидуальной природой (сущностью).

О материи и форме

Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Фома Аквинский как и Аристотель рассматривал материю пассивным субстрактом, основой индивидуации. И лишь благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида.

Аквинат различал с одной стороны субстанциональную (через неё субстанция как таковая утверждается в своем бытии) и акцидентальную (случайную) формы; а с другой стороны — материальную (имеет собственное бытие лишь в материи) и субсистемную (имеет собственное бытие и деятельна без всякой материи) формы.

Все духовные существа являются сложными субсистемными формами. Чисто духовные — ангелы — имеют сущность и существование. В человеке заключена двойная сложность — в нем различаются не только сущность и существование, но также материя и форма.

Фома Аквинский рассматривал принцип индивидуации: форма не единственная причина вещи (иначе все индивиды одного вида были бы неразличимы), поэтому был сделан вывод — в духовных существах формы индивидуализируются через самих себя (потому что каждое из них — отдельный вид); в телесных же существах индивидуализация происходит не через их сущность, а через собственную материальность, количественно ограниченной в отдельном индивиде.

Совершенство формы рассматривалось как наибольшее подобие самого Бога.

О человеке и его душе

Индивидуальность человека — личностное единство души и тела.

Душа — животворящая сила человеческого организма; она нематериальна и самосуща; она — субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом, благодаря ей телесность обретает значимость — становясь человеком. В единстве души и тела рождаются мысли, чувства и целеполагания.

Фома Аквинский считал, что сила разумения души (то есть степень познания ею Бога) определяет красоту человеческого тела.

Душа человека бессмертна.

Конечная цель жизни человека — достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире.

По своему положению человек — промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами. В ряду телесных созданий — он высшее существо, его отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек ответствен за свои поступки. А корень его свободы — разум.

Человек отличается от животного мира наличием способности познания и, на основании этого, способностью совершать свободный осознанный выбор: именно интеллект и свободная (от какой-либо внешней необходмости) воля являются основаниями совершения подлинно человеческих действий (в отличие от действий, свойственных как человеку, так и животному), принадлежащих к сфере этического. Во взаимоотношении двух высших способностей человека — интеллекта и воли, преимущество принадлежит интеллекту (положение, вызвавшее полемику томистов и скотистов), поскольку воля с необходимостью следует интеллекту, представляющего для неё то или иное сущее, как благое; однако при совершении действия в конкретных обстоятельствах и при помощи определенных средств на первый план выходит волевое усилие (О зле, 6). Наряду с собственными усилиями человека для совершения благих действий требуется также божественная благодать, не устраняющее своеобразие человеческой природы, а совершенствующая её. Также божественное управление миром и предвидение всех (в том числе индивидуальных и случайных) событий не исключает свободы выбора: Бог, как наивысшая причина, допускает самостоятельные действия вторичных причин, в том числе и влекущие за собой негативные нравственные последствия, поскольку Бог в состоянии обращать ко благу зло, сотворенное самостоятельными агентами.

О познании

Фома Аквинский считал, что универсалии (то есть понятия вещей) существуют трояко:

Сам Фома Аквинский придерживался позиции умеренного реализма, восходящей к аристотелевскому гилеморфизму, отказавшись от позиций крайнего реализма, опирающихся на платонизм в его августиновской версии.

Вслед за Аристотелем Аквинат различает пассивный и активный интеллект.

  • пассивный интеллект — интеллект, в который попадает чувственно воспринимаемый образ.
  • активный интеллект — абстрагирование от чувств, обобщение; возникновение понятия.

На уровне внешних чувств создаются первоначальные познавательные образы. Внутренние чувства обрабатывают первоначальные образы.

  • общее чувство — главная функция, которого собирать воедино все ощущения.
  • пассивная память — является хранилищем впечатлений и образов, созданных общим чувством.
  • активная память — извлечение сохраненных образов и представлений.
  • интеллект — наивысшая чувственная способность.

Познание свой необходимый исток берет в чувственности.

Чем выше духовность, чем выше степень познания.

Ангельское познание — умозрительно-интуитивное познание, не опосредованное чувственным опытом; осуществляется с помощью присущих понятий.

Человеческое познание — обогащение души субстанциональными формами познаваемых предметов.

Три умственно-познавательных операции:

1) создание понятия и задержка внимания на его содержании (созерцание).

2) суждение (позитивное, негативное, экзистенциональное) или сопоставление понятий;

3) умозаключение — связывание суждений друг с другом.

Три вида познания:

1) ум — вся сфера духовных способностей.

2) интеллект — способности умственного познания.

3) разум — способность к рассуждению.

Познание — есть самая благородная деятельность человека: теоретический разум постигающий истины, постигает и абсолютную истину, то есть Бога.

Этика

Политика и право

5 доказательств Фомы Аквинского

  1. Доказательство через движение означает что все движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Таким образом выкладывается цепочка "двигателей", которая не может быть бесконечной и в итоге нужно обнаружить "двигатель", который движет все остальное, но сам при этом не приводится в действие чем-то другим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.
  2. Доказательство через производящую причину - это доказательство схоже с первым. Только в этом случае не причина движения, а причина производящая что-либо. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего - это Бог.
  3. Доказательство через необходимость- каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто - Бог.
  4. Доказательство от степеней бытия - четвертое доказательство говорит о том, что люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее - этим является Бог.
  5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит существует разумное существо, которое полагает цель для всего что есть в мире - это существо мы именуем Богом

Рецепция учения Фомы Аквинского

Издания

Фома Аквинский – Сочинения

Фома Аквинский — один из наиболее читаемых и издаваемых в России средневековых мыслителей. Можно сказать, что он - знаковая фигура: в нашей стране с его творчеством нередко отождествляется схоластика и средневековая философия вообще. Тем более, как кажется, важно представить отечественному читателю полемические сочинения Фомы, в которых он спорит с представителями “другой” средневековой философии, в большей или меньшей степени отличной от его собственного учения.

Основой для настоящей книги стали два сочинения Фомы — О единстве разума против аверроистов и О вечности мира против ворчунов. Эти трактаты различны по тематике, у них разные адресаты, но, тем не менее, они появились на свет в одно и то же время и отражают реакцию Фомы на одни и те же события, связанные с конфликтной ситуацией, сложившейся в начале 70-х годов XIII столетия в Парижском университете.

Фома Аквинский - Сочинения

Фома Аквинский - Сочинения - Содержание

  • О единстве разума против аверроистов
  • О вечности мира
  • О сущем и сущности
  • Комментарий к “Метафизике” Аристотеля (фрагменты)

Фома Аквинский – Сочинения - О сущем и сущности - Пролог

Поскольку, по словам Философа в I книге О небе и мире, незначительная ошибка в начале велика в конце, а сущее и сущ­ность являются тем, что разум постигает в первую очередь (как утверждает Авиценна в начале своей Метафизики), то для того, чтобы от их [т.е. сущего и сущности] незнания не случилось ошибки, следует показать сложности, [возникающие при упо­треблении этих терминов], и разъяснить, что обозначается име­нами сущности и сущего, а также каким образом они обнару­живаются в различных [вещах] и как относятся к различным ло­гическим интенциям, а именно, к роду, виду и отличительному признаку. А поскольку знание простого мы должны получать от составного, а к предшествующему приходить от последующего, то, ради соблюдения подобающего порядка, нам, начав с более простого, следует двигаться от значения сущего к значению сущ­ности.

Итак, следует знать, что, как говорит Философ в V книге Ме­тафизики, о сущем самом по себе говорится в двух смыслах: во-первых, [сущим называется] то, что делится на десять родов, во- вторых, то, что обозначает истинность высказывания. Различие состоит в том, что во втором случае сущим может быть названо все то, о чем может быть сформулировано утвердительное выс­казывание, даже если оно и не предполагает ничего в реаль­ности. В этом смысле лишенности и отрицания называются су­щими: в самом деле, мы говорим, что утверждение противопо­ложно отрицанию и что слепота “есть” в глазу. Но в первом смысле сущим можно назвать только то, что предполагает нечто в реальности. Поэтому в первом смысле слепота и тому подоб­ное не есть сущее.

Следовательно, имя сущности берется не от сущего во втором смысле (поскольку сущим в этом смысле иногда именуется то, что не имеет сущности, что очевидно в случае лишенностей), а от сущего в первом смысле. Поэтому Комментатор в том же са­мом месте говорит, что сущее в первом указанном смысле есть то, что обозначает сущность вещи. И поскольку, как было сказа­но, сущее в этом указанном смысле подразделяется посредством десяти родов, то надлежит, чтобы сущность обозначала нечто общее всем природам, благодаря [различию] которых различные сущие объединяются в различные роды и виды: так, например, “человечность” есть сущность человека, так же обстоит дело с прочими [вещами].

Ростислав Ткаченко

Сборник избранных сочинений Фомы Аквинского, подготовленный (и снабженный введением) А.В. Аполлоновым - это прекрасный ресурс для ознакомления с "Фомой полемическим" и "Фомой онтологическим". Данная книга представляет собой подборку работ Аквината, в которую входит его апологетическое и философское сочинение, написанное во время так называемого "аверроистского кризиса" второй половины XIII в., и несколько онтологических философско-богословских трудов.

Книга будет крайне полезна философам и в особенности историком философии и философам-мидиевистам. Но ознакомление с ней рекомендуется и историческим и систематическим богословам, а также церковным историкам, которые хотят лучше понять средневековый период и постичь его идейную и доктринальную ценность.

Читайте также: