Как научиться писать сочинение по русскому языку егэ 2021 с нуля

Обновлено: 05.07.2024

В качестве первоисточника, на основе которого выпускник должен создать свое сочинение, как правило, предлагается художественно-публицистический текст. Анализ такого текста предполагает знание, в том числе, и понятий из теории литературы, поэтому в дальнейшем при описании работы над сочинением мы будем ориентироваться на литературоведческие источники. Думаю, что для учителей-филологов это нормально – интегрировать знания из области литературы в область русского языка и наоборот; да и в самом сочинении на ЕГЭ необходимо доказать свою точку зрения, основываясь на прочитанных литературных произведениях.

По замыслу разработчиков ЕГЭ, сочинение по заданию 25 должно представлять собой размышления выпускника в свободной форме, то есть эссе. Эссе – это очень распространенная сегодня, но в то же время очень сложная форма письменной работы, не каждому экзаменуемому она по силам, поэтому необходимо учитывать, что, возможно, при обучении сочинению где-то придется прибегать к определенной шаблонности. Кроме того, важным композиционным элементом сочинения должен стать текст-рассуждение, который строится по строгим правилам, и эти правила ученик должен четко знать.

Обратимся к тексту задания №25 экзаменационной работы ЕГЭ.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста (1).

Прокомментируйте сформулированную проблему (2). Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика) (3). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента) (4).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  1. Проблема (1).
  2. Комментарий /2 иллюстрации/ (2).
  3. Авторская позиция (3).
  4. Собственное мнение + 2 аргумента, подтверждающих его, (4).
  5. Заключение.

Как видно из плана, в тексте будущего сочинения должно быть хотя бы пять абзацев.

В начале 10 класса (а именно тогда, как правило, учителя приступают к обучению сочинению) можно раздать ученикам подсказки-клише – целые предложения или их части, которыми можно пользоваться при создании текста. Конечно, от шаблонности сегодня призывают отказаться. Да, сочинение должно представлять собой эссе со свободной композицией; но думается, что сильный ученик сумеет выйти за предложенные рамки, а слабый все-таки научится писать хотя бы по шаблону.

Зная примерную композицию, ученик приступает к работе над текстом. Для облегчения его задачи ему предлагается на листе А4 нарисовать опорную схему (опорный конспект), по которой потом выпускник создает собственный текст. Как выглядит эта схема, можно увидеть в Приложении 1. Прокомментируем ее.

“В художественно-публицистических произведениях ведущая роль принадлежит автору, который рассказывает, рассуждает, ведёт читателя от одного факта к другому, знакомит с явлениями, анализирует и разъясняет явления или проблемы. Важно понять, о чём текст и с какой целью автор использует тот или иной приём” [6]. Анализируя любой текст, выпускник должен для себя ответить на 3 (три!) вопроса: о чем? зачем? как? Отвечая на вопрос “О чем этот текст?”, ученик определяет тему текста. Вопрос “Зачем автор написал этот текст?” поможет понять идею текста (в учебно-справочном пособии по литературе И.О.Родина читаем: “Идея художественного произведения – обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства. Иными словами, это то, для чего написано произведение [4] (курсив мой – М.Х.).”), а также выйти на авторскую позицию. Вопрос “Как написан этот текст?”, по сути, является “мостиком” к комментарию, с которым очень часто выпускники не справляются.

С проблематикой связана и идея произведения, а также авторская позиция, которую должен найти выпускник в тексте. Снова обратимся к справочной литературе: “Идея произведения – главная мысль художественного произведения, отражающая отношение автора (курсив мой – М.Х.) к действительности и выступающая через всю систему образов” [3]. М.Б.Ладыгин дает такое определение: “Художественная идея – главная обобщающая мысль или система мыслей в литературном произведении” [2]. И продолжает: “В одних идея формулируется непосредственно автором, звучит определенно и однозначно. в других – логично вытекает из всего хода повествования. наконец, случается, что автор, уклоняясь от однозначного ответа, не только предоставляет читателю право самостоятельного суждения, но допускает известные расхождения в формулировке идеи” [2]. Что это значит? Детям можно объяснить так: если проблема – это основной вопрос произведения, то идея – это авторский ответ на этот вопрос, хотя совсем не обязательно, что ответ этот будет четко сформулирован самим автором. Иногда автор только направляет нас, помогая принять правильное решение, в этом случае его позицию нужно уметь прочитать “между строк”.

“Изображая людей и жизненные явления, писатель выражает своё отношение (курсив мой – М.Х.) к ним и стремится вызвать такое же отношение к ним у читателя” [5]. Но авторская позиция, кстати, не обязательно требует полной солидарности с ним, на это указывает и формулировка задания №25: “Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста”. Можно не соглашаться с автором, можно не принимать его позицию, но при условии, что эта позиция правильно понимается и объективно воспринимается. Как ее найти, особенно если она “между строк” текста? Известно много способов выражения авторской позиции: прямо, в конкретном предложении текста; через героя-резонера в литературном произведении; в названии; в эпиграфе; в характеристике персонажей и их поступков; в описании пейзажа, портрета, интерьера и т.д. При регулярных упражнениях, как правило, для выпускников найти авторскую позицию в тексте не составляет труда.

Думаю, понятно, почему так важно научить детей давать ответы на вопросы “о чем?” и “зачем?”, так как именно через них ученик находит проблему текста. Отмечу также, что при поиске проблемы ученику может помочь формулировка задания 20 (о том, как именно, речь пойдет ниже). Остался вопрос “как?”, который, было сказано выше, является “мостиком” между проблемой и комментарием.

Начнем с определения: “Комментарий — толкование, разъяснение смысла какого-либо произведения или отдельных его мест и фраз и т. д. Часто комментарий или комментарии печатаются в виде примечаний, сообщающих дополнительные сведения о произведении, истории его написания, изданиях в разные годы. В комментариях приводятся также сведения об упоминающихся в произведении исторических событиях и других фактах, о лицах, собственных именах, географических понятиях и т. д. Комментарии помогают глубже изучить произведение, составить ясное представление о нём, точнее понять его смысл (курсив мой – М.Х.).” [5] В 2016 году в задание №25 была внесена корректировка: “Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста”. Если до 2016 года экзаменуемому достаточно было прокомментировать нравственную суть проблемы, ее остроту, противоречивый характер, опираясь на свои знания и жизненный опыт, то теперь нужно показать, как проблема ставится в конкретном тексте с привлечением конкретного языкового материала. “Комментарий может развёртываться по двум линиям: 1) от проблемы к исходному тексту; 2) от исходного текста к проблеме.” [6] Помочь в создании комментария может текст рецензии из задания 24, ведь средства выразительности речи, создающие художественные образы, безусловно, привлекают внимание читателя к проблеме текста. “. Уже при первом прочтении нужно обратить внимание не только на содержание текста, но и на художественные образы текста. Художественные образы в публицистике не украшение, они неразрывно слиты с размышлениями. Вымысел в публицистическом стиле тесно соединён с фактами, а художественные образы соседствуют с размышлениями автора.” [6]

Но здесь нужно избежать ошибки, о которой пишет руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ для ГИА по русскому языку И.П.Цыбулько: “. Участник экзамена пишет не о том, о чём говорится в тексте, а о том, о чём он может написать. Такое отклонение от проблемы исходного текста особенно характерно для работ, где автор сочинения выделяет какой-либо компонент (пейзаж, интерьер, событие, метафору), который хотя и играет важную роль в создании картины, но к проблеме имеет косвенное отношение, и, разрабатывая этот материал, ученик непроизвольно деформирует содержание текста.” [6] Недостаточно также, по мнению И.П.Цыбулько, связать “лексико-грамматической связью ключевые слова исходного текста, оставляя в стороне нравственную суть проблемы, её противоречивый характер, драматическую остроту.” [6] Отмечая примеры-иллюстрации из текста, выпускник должен помнить о постоянных “зачем?” и “почему?”, имеющих отношение к проблеме. Например, если говорит ученик о том, что автор использует в тексте эпитет, то обязательно поясняет, почему именно этот эпитет, какое отношение он имеет к проблеме, зачем его использует автор. Заметим в скобках, что сильный ученик при написании комментария может воспользоваться и текстом с ответом задания 21 (функционально-смысловые типы речи), 22 (средства выразительности речи, лексическое значение слов), 23 (способы связи предложений в тексте) при условии, что будет помнить о “зачем?” и “почему?”.

Определив проблему, прокомментировав ее, отметив авторскую позицию, перейдем к собственному мнению. Опять (да простят нас противники шаблонности) детей лучше научить, что с автором лучше согласиться. А далее важно избежать ошибки, допускаемой многими учениками: они сразу переходят к литературе, стремятся указать, как проблема анализируемого текста представлена в том или ином литературном произведении (“Данная проблема представлена во многих произведениях классической литературы. Например. ”). Это неправильно, так как выпускник должен знать, как строится аргументация: авторская позиция и согласие с ней – это тезис, который нужно доказать, и связь тезиса с доказательством очень легко объединить в сложноподчиненное предложение с союзом “потому что”. А собственно литературный пример – это иллюстрация к “потому что”.

Допустим, в тексте выпускник увидел проблемный вопрос: “Что такое настоящая красота?”. Автор текста считает, что настоящая красота – это красота внутренняя, красота души и сердца. Выпускник соглашается с автором, а далее приводит довод, почему он с автором согласен: да, именно внутренняя красота настоящая, потому что доброта, чуткость, отзывчивость делают человека по-настоящему прекрасным. А далее уже он приводит иллюстрацию: например, в романе-эпопее Л.Н.Толстого “Война и мир” любимая героиня автора – Наташа Ростова – некрасива, и эта некрасивость неоднократно подчеркивается (“некрасивая, с большим ртом. ”). Зато Наташа живая, добрая, отзывчивая, и смысл ее жизни – любовь. Именно за это ее и ценит Толстой – за ее внутреннюю красоту.

Точно таким же образом, то есть через “потому что” нужно связать и второй довод с иллюстрацией – примером из жизни. Заметим, что некоторые коллеги настраивают своих учеников приводить в качестве аргументов только примеры-иллюстрации из литературных произведений, это допускается. Мы не против жизненных аргументов, настаиваем только на том, чтобы иллюстрация из жизни представляла собой какой-то общеизвестный факт, а не была связана лично с выпускником. Добавим, что, по мнению И.П.Цыбулько, “небольшой читательский опыт”, т.е. незнание литературных произведений, приводит к низкому качеству работ по критерию “К4” (“Аргументация собственного мнения”): “аргументируя собственное мнение по проблеме, они (экзаменуемые – М.Х.) чаще приводят примеры из жизни, чем вспоминают прочитанное произведение, в котором поднимается та или иная проблема. Случается, что именно неспособность найти литературные аргументы оказывается решающим фактором при формулировке экзаменуемым проблемы исходного текста; это нередко приводит к обнулению по первым четырём критериям, поскольку сформулированная в итоге проблема в авторском тексте не представлена.” [6]

Учитывая все вышеизложенные особенности, которые выпускнику необходимо учитывать при создании собственного текста сочинения №25, приведем пример работы над текстом из варианта ЕГЭ №107 досрочного периода 2016 г. (Приложение 2)

О чем предложенный текст? О разговоре, который произошел между рассказчиком (фактической ошибкой будет называть его Паустовским. ) и сельским аптекарем Лазарем Борисовичем. Почему этот разговор так важен? Зачем Паустовский пересказывает нам его? Он заставил будущего писателя задуматься о том, каким должен быть настоящий писатель. Как видно, легко ответив на два вопроса, мы вышли на проблему текста. Далее важно прокомментировать проблему, избегая “подводных камней”, обозначенных выше.

Как может помочь при создании комментария текст рецензии из задания 24? Разворачиваем комментарий от проблемы к исходному тексту: что важно для настоящего писателя? Умение размышлять над жизнью. Рассказчик из текста “приятный юноша”, но не любит размышлять. И это может помешать ему стать писателем. А кроме умения размышлять? Жизненный опыт, блестяще сформулированный Паустовским в виде метафоры: “Чтобы жизнь пропитала вас!” Эти средства выразительности, безусловно, помогают автору привлечь внимание читателя к проблеме, а находим мы их в тексте рецензии: противопоставление – прием В (предложение 12), метафора – троп Б (предложение 39). Но важно научить выпускника логично связывать эти средства выразительности с проблемой текста.

Интересно, что авторская позиция состоит из двух частей, что очень удобно для аргументации. Подбираем довод для первой части высказывания (“настоящий писатель должен быть настоящим тружеником”): только трудолюбивые и целеустремленные люди могут создать совершенное произведение. Пример-иллюстрация – Л.Н.Толстой, который много раз вносил правки в рукопись романа “Война и мир”, добиваясь идеала (жизненный аргумент). Доказываем вторую часть авторской позиции (“настоящий писатель должен знать и понимать жизнь во всех ее проявлениях”): без знания жизни невозможно правдиво изобразить ее, тронуть душу читателя. Пример-иллюстрация – роман в стихах А.С.Пушкина “Евгений Онегин” (литературный аргумент). Что могло определить несостоявшуюся судьбу Ленского? Знание жизни. Либо он познал бы жизнь и стал бы великим поэтом, либо ограничился бы мирком любви к Ольге и повторил бы жизненный путь ее отца.

Таким образом, проанализировав текст и записав все выводы в опорную схему, получаем такой вид (Приложение 3). Теперь задача экзаменуемого – облечь эту схему в словесную форму. Представим себя на месте выпускника – вот, что получается (Приложение 4). Сочинение написано по предложенному плану. Но в доказательной части два аргумента логично разнесены по абзацам, поэтому микротем получилось не 5, а 6, что допустимо: количество абзацев в сочинении зависит от пишущего, точнее, от его коммуникативного замысла.

В Приложении 5 приведены сочинения №25 по предложенному тексту, написанные учениками 10 класса “А” Гимназии №1592 им. Героя РФ Чернышёва Е.Н. Отделения 2043. Авторские орфография и пунктуация сохранены. Работы писались без предварительного коллективного анализа текста. Оценить их можно самостоятельно.

Каждого выпускника мучает вопрос, как писать сочинение ЕГЭ. Понятно, что нужно готовиться. Но как делать это эффективно? Хочу поделиться своим планом, рассказать несколько лайфхаков и принципов. В конце статьи вас ждет приятный бонус, чтобы начать подготовку прямо сейчас!

Как писать сочинение ЕГЭ? Главная сложность

Каждого ученика ждёт итоговое сочинение и сочинение по русскому. Многим придётся сдавать экзамены по литературе, обществознанию, истории и т.д. За год надо готовиться к 2, 3, 4 и более сочинениям!

Хорошо это или плохо — не нам судить. Учеников я разделяю на 2 типа. Первые любят или способны хорошо писать. На листе бумаги они готовы излить все свои эмоции и размышления. И если вы один из таких людей, то не надейтесь, что максимальный балл так просто попадет вам в карман — ведь свободных тем на экзамене не будет. В большинстве случаев наши размышления не помогут.

Второму типу приходится куда сложнее. Сочинение для таких людей — наказание, о котором лучше и не думать. Зато они точно не заблудятся в своих размышлениях.

Мы учим писать сочинения по всем предметам на онлайн-курсах по подготовке к ЕГЭ. Каждый третий ученик нашего центра сдает ЕГЭ на 80+, в прошлом году мы помогли поступить на бюджет 140 тысячам выпускников со всей России. Консультация бесплатно!

План, как писать сочинение ЕГЭ на высокие баллы

Здесь я хочу дать несколько советов, которыми пользуюсь сама — думаю, они вам пригодятся.

1. Подготовьте знания по предмету

Не обязательно учить все, но важно иметь представление, как и о чем писать текст. Все остальное можно отработать на практике.

2. Ознакомьтесь со структурой сочинения

3. Изучите чужие работы

Оставляйте в закладках те сочинения, которые пригодятся вам как шаблон. Не путайте это с клише. Клише помогут составить сочинение, но не научат писать и запоминать информацию.

Практика всегда полезна! Но иногда мы просто не способны проанализировать, чего не хватает нашим работам. Непонятно, почему не получается выделить проблему, позицию автора, написать комментарий и аргументы. Читая разные сочинения, мы находим для себя новые идеи. Видим, как пишет другой человек, сравниваем это со своим текстом.

Я выделю несколько плюсов, почему вам обязательно следует изучать чужие работы.

Вы получаете новые знания, ведь сочинение можно воспринимать как некий анализ темы или произведения. Если вы понимаете, что не напишите сочинение по какому-то конкретному вопросу, обратитесь к чужой работе. Естественно, я говорю о хороших сочинениях, написанных на максимальный балл.

Где найти такие работы? Я думаю, у вас есть знакомые, которые пишут сочинения на максимальный балл. Попросите у них тетради, в которых выставлены оценки и написаны комментарии учителя. Еще полезно заходить на сайты с сочинениями. Там эксперты ЕГЭ также оценивают работы учеников. Кстати, одно образцовое сочинение ждет вас в конце статьи! Можете начинать подготовку, как только дочитаете.

Просматривая чужие сочинения, вы узнаете новые методы. Хорошо иметь в голове шаблон, но всегда полезно увидеть, как пишет другой человек.

4. Не забывайте о практике

Иногда приступить к сочинению гораздо труднее, чем написать его. При подготовке я тоже часто откладываю сочинения.

Когда я пишу на проверку, обычно выделяю два метода написания. Если не знаю, что писать, я просматриваю весь материал по данной теме. Иногда сложно понять, что от тебя хотят увидеть, поэтому обязательно смотри другие сочинения. Это не будет считаться списыванием или несамостоятельной работой (конечно в том случае, если ты не списываешь все). Ты просто смотришь материал по непонятной тебе теме, а значит, изучаешь её.

Но! Многие при подготовке все время пользуются материалами. И здесь я использую второй метод. Если тема попалась несложная, я обращаюсь только к своим знаниям. Именно так при проверке текста можно понять, что я выучила, а что нужно повторить.

Моя тетрадь с сочинениями. Как писать сочинение ЕГЭ?

Что полезнее: слушать или записывать?

Моторная память отлично помогает при подготовке. Многие учителя говорили мне, что информация запомнится лучше всего, если я буду писать текст. Я всегда думала, что мне проще анализировать информацию на слух. Но проблема оказалась не в том, что я ничего не запоминала при письме, а в том, что я неправильно использовала моторную память.

Что лучше: слушать и смотреть или записывать информацию? И то и другое отлично срабатывает. Но важно различать ситуации, когда мы запоминаем при письме, а когда делаем простой конспект.

Вспомните, как вас заставляли писать конспекты со скоростью света, когда учитель объясняет тему. Вопрос: запомните ли вы хоть что-нибудь, пытаясь слушать его и параллельно с этим писать? Конечно, нет — в этом проблема школьной подготовки.

Конспекты — это отдельная вещь, где ты пишешь, чтобы потом посмотреть и вспомнить весь материал. Лучший способ при подготовке: послушать учителя, понять информацию, а потом записать нужный материал в тетрадь. Так часто делают на профессиональных курсах.

Как писать сочинение ЕГЭ, применяя моторную память, или Метод для ленивых

Учитывая то, что сочинение — это текст с большим объемом слов, нужно приучать себя к письму. Здесь я расскажу про один из самых эффективных лайфхаков, который необходим для подготовки. Когда оставалось не так много времени до декабрьского сочинения, я решила посвятить его переписыванию всевозможных сочинений по нужным мне темам. Просто завела тетрадь и писала туда все, что найду, все аргументы, которые не могла привести сама.

Посвятив этому делу несколько дней, я подготовилась качественнее, чем когда пыталась писать сочинения сама. Именно тогда я поняла, насколько моторная память эффективна, просто надо научиться ею пользоваться.

как писать сочинение ЕГЭ

Если вы хотите использовать моторную память, чтобы писать сочинение ЕГЭ на максимум, вот несколько простых правил:

  1. Заведите тетрадь только для сочинений.
  2. Выберите темы, которые больше всего вызывают у вас затруднения.
  3. Найдите по ним сочинения. Помните, что стоит переписывать сочинения с высокими оценками, чтобы лучше запомнить метод написания.
  4. Записывайте все, что вам понравится, но вдумчиво. Не стоит в это время слушать или смотреть что-то, погрузитесь в свое дело полностью. Представьте, как будто вы пишете диктант. В это время вы стараетесь написать правильно каждое слово. Я помню, о чем писала диктанты, даже если они были месяца два назад. Так и следует использовать моторную память!

Надеюсь, что вам пригодилась эта информация. Я рассказала, как писать сочинение ЕГЭ, перечислила лайфхаки, которыми пользуюсь сама. Да, подготовка к сочинению — это адский труд для каждого. Но, если выработать план подготовки, всё возможно.

Бонус! Транскрипция сочинения 2020 года на максимальный балл

 Сочинение ЕГЭ по русскому языку на максимальный балл 2020 года. Как писать сочинение ЕГЭ?

Какова роль искусства на войне? Именно над этим вопросом задумывается известный русский советский писатель Константин Георгиевич Паустовский.

Позиция автора ясна: искусство способно творить с людьми невероятные вещи: оно дает им силы даже в самые трудные минуты жизни, даруя веру в себя.

Подводя итог всему вышесказанному, мне бы хотелось еще раз подчеркнуть, что искусство – это неотъемлемая составляющая в годы войны, так как именно в нем таятся жизненные запасы энергии, так сильно необходимые людям.

Научим решать ЕГЭ на сотку.

Записывайся на пробный урок

Еще одно сочинение на максимальный балл

Что можно назвать настоящим шедевром?

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что шедевры наполняют жизнь человека, содержат в себе то, что может сделать его счастливее.

В 2021 году в сочинение ЕГЭ по русскому были внесены небольшие изменения, из-за которых возрос максимальный балл, который можно за него получить. Это задание стало весить еще больше, а потому получить приличный результат за экзамен, не написав сочинение, просто невозможно.

Структура сочинения

На самом деле, необходимые элементы сочинения прописаны в самом задании. Оно состоит из одной проблемы, комментария с аргументами и связью между ними, авторской позиции и обоснованным отношением к этой авторской позиции. Сложность возникает с понимаем, что же требуется от выпускников в каждом структурном элементе и как их не перепутать.

Если разбирать поэтапно, сочинение можно представить в виде плана:

  1. Проблемное вступление — это тот самый главный вопрос, над которым задумывается автор в произведении. Если его определить неверно, можно потерять девять первичных баллов. Проблема может быть сформулирована либо через вопрос, либо через фразу с процессуальным словом. Следующей выпустим статью о том, как правильно определить проблему и не потерять 9 первичных баллов, следите :)
  2. Комментарий — это самый сложный структурный элемент сочинения. Он состоит из двух примеров с пояснениями и связи между ними. Примеры могут быть представлены в виде пересказа или цитат. Пояснения к ним — это анализ выбранных фрагментов, то есть ответ на вопрос, что же хочет сказать этим автор. Связь между примерами — это отношение между ними, то есть дополняют ли они друг друга или противопоставляются друг другу. Связь должна быть расширенной: следует указать, для чего автор использует именно эту связь для своих примеров..
  3. Авторская позиция — это абзац, в котором содержится прямой ответ на поставленный проблемный вопрос. Позиция автора всегда нравственна, поэтому не стоит путать ее с иронично выдвигаемыми тезисами.
  4. Отношение к авторской позиции — это согласие или несогласие с позицией автора со своим пониманием сказанного. Также отношение должно быть обосновано. Для этого можно привести как цепь размышлений, так и пример из литературы, жизни, истории и пр.
  5. Заключение — это обязательный последний абзац, за написание которого нельзя получить баллы. А вот если его не написать, то можно попрощаться с баллами за композицию. Здесь потребуется просто поставить логическую точку своего сочинения.

Советы

Про ошибки мы рассказали в прошлой статье " ТОП-5 ошибок в сочинении ЕГЭ по русскому языку ", теперь переходим к советам.

При написании сочинения ЕГЭ по русскому важно помнить несколько основных советов:

  1. В комментарии должно быть два примера из текста. Если их меньше, возможно, проблема выбрана неверно. За комментарий можно получить больше всего баллов, поэтому стоит уделить ему достаточно времени.
  2. В заключении должна раскрываться та же тема, которая заявлена во вступлении. Если это не так, логика сочинения нарушена и велика вероятность, что вы начали за здравие, а закончили за упокой. Проще говоря, отклонились от проблемы.
  3. Авторская позиция — всегда ответ на поставленный вопрос. Если проблема и позиция не сходятся друг с другом, то вы сбились с мысли. Аналогично и с мнением: вы выражаете отношение именно к авторской позиции, а не к проблеме.
  4. Не забывайте, что в комментарии не должно быть ответа на вопрос проблемы, иначе он превратится в авторскую позицию.
  5. Пояснение примеров и связи, обоснование собственного мнения — это обязательные пункты, без которых получить заветные баллы не получится.

Примеры сочинений с реального экзамена

В группе собрал файл с 29 идеальными сочинениями ЕГЭ по русскому , это всё сочинения моих выпускников с прошлого года. На их примере вы сможете отследить всё, о чем мы говорили в этой статье. Только прощу бездумно их не списывать, давайте уважать чужой труд :)

Сразу скажу, что некоторые сочинений не идеальные, но эксперты оценили их на максимальный балл! Вам домашнее задание – понять, в каких сочинениях есть недочеты.

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
  • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

III. Заключение (60-70 слов)

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

  1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;
  2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
  3. ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + 1 Аргумент

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
  • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
  • Оптимaльнoe кoличeствo – 2.
  • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!

Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого абзаца написать микровывод.
  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

4 способа закончить сочинение:

Клише для итогового сочинения 2020-2021 по литературе

Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.

Клише к итоговому сочинению:

  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, .
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что.
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: .

Для перехода к основной части

  • В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема.
  • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к .
  • Обратимся к произведениям художественной литературы
  • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
  • Размышляя о . я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором.
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: . (ответ на вопрос, заданный во вступлении)
  • Сегодня мы понимаем, что. (основная мысль сочинения)
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, . (основная мысль сочинения).
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что. (основная мысль сочинения)

Обращение к произведению

  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
  • Тема (. ) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и . (имя писателя) в. (название произведения).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним героя повести… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента:

  • Автор повествует о…
  • Автор описывает…
  • Поэт показывает…
  • Писатель размышляет о…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Он акцентирует внимание читателя на…
  • Этот поступок героя говорит о .
  • Мы видим, что герой поступил так потому.
  • Автор показывает, к каким последствиям привело.
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет.
  • Писатель осуждает…
  • Он ставит нам в пример…
  • Автор подчеркивает…
  • Автор утверждает…
  • Писатель считает, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Мы можем прийти к выводу.

С чего начать подготовку к итоговому сочинению, которое пройдет в декабре 2020 года?

  • Прежде всего с главных вопросов, которые волнуют всех учащихся.
  • Все о 5 направлениях итогового сочинения 2020-2021 от ФИПИ

1. Итоговое сочинение что это?

  • это классическое школьное сочинение по литературе, которое ученики учатся писать на протяжении всего обучения.

2. Когда пишут итоговое сочинение?

3. Сколько времени дается на итоговое сочинение?

  • Итоговое сочинение пишут 3 часа 55 минут (235 минут).
  • Одиннадцатиклассники, которые имеют ограничения в силу физических и психологических возможностей, пишут сочинение(либо изложение) на 90 минут дольше.

4. Как заполнять бланк итогового сочинения?

5. Во сколько проводится экзамен?

  • Сама процедура начинается в 10:00 (время одинаково для всех российских регионов).

6. Что можно взять с собой на экзамен?

  • нельзя приносить с собой смартфоны, телефоны, другие средства связи, аппаратуру, которая может воспроизводить фотоизображения и видеофайлы, личные записи, заметки и т.п. Так как аудитории могут быть оборудованы металлоискателями, камерами и стройствами, подавляющими сигнал.
  • можно взять — 1. ручка с черной пастой (гелевая или с капиллярным сержнем); 2. документ, удостоверяющий личность выпускника; 3. при необходимости – еда и лекарства.
  • будет право пользоваться толковыми и орфографическими словарями.

7. Из чего состоит итоговое сочинение?

I. Вступление – формулировка темы. (Вступление занимает первый абзац, который должно быть чётким и лаконичным.

II. Основная часть – раскрытие темы сочинения, аргументы, доказывающие вашу точку зрения. (4 абзаца, с примерами из литературных произведений. Схема второй части: тезис – литературный аргумент- мини-вывод.

III. Заключение – обобщение ваших мыслей. (Последний абзац сочинения, неразрывно связанный со вступлением, подводящий итог всему рассуждению)

8. Сколько слов должно быть в итоговом сочинении?

9. Сколько абзацев должно быть в итоговом сочинении?

  • Каждая микротема в сочинении – отдельный абзац. Не менее 4 абзацев: вступление, два аргумента из литературы, заключение;
  • Примерное распределение смысловой нагрузки: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.

10. Как оформлять цитаты и какой должен быть их объем?

  • После каждой цитаты обязательно указывайте в скобочках автора и произведение, на которое ссылаетесь. Прямые цитаты заключаются в кавычки. Прямые и косвенные цитаты не должны превышать 50% вашего текста.

11. Сколько в итоговом сочинении должно быть аргументов?

  • привести хотя бы один литературный аргумент. Можно брать книги российских и зарубежных авторов.

12. Что нужно сделать, чтобы поставили зачет?

  • сочинение должно удовлетворять первому и второму критериям (они обязательные) и дополнительно удовлетворять одному из оставшихся критериев. Критерии оценивания итогового сочинения.
  • Выпускник может пересдать аттестацию - в февраля и мая 2021 года (дополнительные сроки).

14. Кто может пересдать итоговое сочинение?

15. Что будет если опоздаешь на экзамен?

  • Вы имеете право пройти в аудиторию, однако инструкции озвучиваться не будут и время не будет продлеваться.

16. Для кого предусмотрена замена сочинения на изложение?

  • дети с инвалидностью;
  • учащиеся с ограниченными физическими и психическими возможностями;
  • учащиеся старшей школы, освоившие образовательную программу в закрытых учебных заведениях с исправительным уклоном, отбывающие наказание в местах лишения свободы;
  • выпускники, обучавшиеся дома или на базах санаторных заведений одновременно проходящие лечение, реабилитацию и оздоровление.Необходимо наличие справки.

17. Какой срок действия результатов итогового сочинения?

  • Как допуск к ЕГЭ результаты итогового сочинения будут актуальны бессрочно, то есть при любом желании сдавать ЕГЭ повторно тебе не нужно писать работу заново.

18. Где можно прочитать (посмотреть) свое итоговое сочинение?

19. Сколько баллов можно получить за итоговое сочинение?

20. Дополнительные баллы за итоговое сочинение при поступлении?

С порядком начисления дополнительных баллов вы можете ознакомиться на официальных сайтах вузов или в приемной комиссии. Максимальный балл, который может назначить вуз за сочинение – 10 баллов.

ЕГЭ по русскому языку – обязательный экзамен для всех 11-классников в 2021 году, поэтому рекомендуем каждому выпускнику ознакомиться с критериями оценивания, разработанными ФИПИ, а также узнать, как правильно составить план сочинения. Детально разобрав структуру сочинения, проработав возможные направления и подобрав оптимальные фразы клише из приведенных примеров, вы без труда сможете написать качественное сочинение за отведенное время, чем существенно повысите свои шансы на высокий результат и успешное поступление.

Основные факты о ЕГЭ 2021 по русскому языку

В 2021 году выпускникам предстоит сдавать ЕГЭ по русскому языку в уже хорошо знакомом всем формате – это будет традиционное испытание ГИА-11, включающее в себя тестовую часть и сочинение (без ранее анонсированной устной части).

План и структура сочинения по русскому языку для ЕГЭ 2021

Основные параметры экзамена по русскому языку будут следующими:

  • длительность испытания – 3 часа 30 минут (210 мин.);
  • количество заданий в КИМе – 27;
  • минимальный балл (для аттестата) – 36 из 100 возможных;
  • максимальный первичный балл – 58 (интерпретируется как 100-бальный в сертификате);
  • использование каких-либо дополнительных материалов запрещено.

Структура и особенности КИМ

Каких-либо кардинальных изменений в КИМах ЕГЭ 2021 года по русскому языку не предвидится. Масштабная реформа системы контроля качества знаний завершена и перспективные модели ЕГЭ, предложенные ФИПИ для 2021 года, в полной мере отвечают ФГОС.

В экзаменационной работе выпускнику будет предложено выполнить 27 заданий (26 тестовых и сочинение):

В задании №27 выпускникам будет предложено написать сочинение объемом от 150 слов, раскрыв определенную проблему.

ЕГЭ 2021 по русскому языку сочинение (задание 27)

Важно! Круг проблем, которые могут быть затронуты в 27 задании ЕГЭ по русскому языку 2021 года, заранее не оглашается.

Тем не менее, существует определенный перечень наиболее актуальных на данный момент проблем, которые могут встретиться на экзамене в высокой степенью вероятности. Более того, из года в год темы не повторяются, а это значит, что вероятность встретить в новом КИМе проблемы из билетов 2020 и 2019 годов крайне низкая, хотя и не стоит их категорически вычеркивать из списка.

Критерии оценивания

Примерное соотношение баллов за выполнение заданий І и ІІ части для ЕГЭ 2021 года будет следующим: 34 балла за тестовую часть и 24 за сочинение.

Первая часть работы оценивается согласно следующей таблице:

Для задание №27 ЕГЭ 2021 года по русскому языку ФИПИ разработал 12 критериев, по которым эксперты будут оценивать сочинение.

Важно! Прежде всего, проверяющие подсчитывают количество слов. Если их окажется менее 70, сочинение не подлежит дальнейшей проверке и по всем критериям выставляют 0. Работы объемом 70-150 слов не могут быть оценены на высший балл по критериям №7-12.

Предлагаем более детально ознакомиться со всеми 12 критериями оценивания сочинения в 2021 году.

План сочинения

Четкая структура сочинения прослеживается уже в самой формулировке задания №27 ЕГЭ 2021 года по русскому языку. Таким образом, работа, претендующая на высокую оценку, обязательно должна содержать 6 структурных блоков:

  1. формулировка проблемы, затронутой в тексте;
  2. пример-иллюстрация (комментарий к проблеме);
  3. описание позиции автора текста;
  4. позиция экзаменуемого (его согласие либо несогласие с позицией автора);
  5. аргументация своей позиции;
  6. краткий вывод.

Лучше понять, как именно выглядит рассуждение с правильной формулировкой и аргументацией можно, почитав готовые сочинения, доступные в сети, но рассчитывать на использование эти текстов на ЕГЭ по русскому языку в 2021 году не стоит. Есть ряд нюансов:

  1. За годы работы эксперты легко вычисляют плагиат, что может отразиться на результате.
  2. Темы могут быть близкими, но затронутые проблемы из года в год меняются, а значит, есть риск неправильной формулировки проблемы.
  3. Далеко не все тексты из интернета действительно соответствуют критериям 2021 года.

Предлагаем посмотреть на видео разбор идеального сочинения.

Вместо полностью готовых текстов опытные педагоги рекомендуют использовать клише. Используя универсальные фразы и заготовки можно как из конструктора собрать красивый текст сочинения по заготовленному плану.

Итак, у нас есть примерный план сочинения по русскому языку из 6 основных пунктов (он же структура, заложенная уже в самом задании ЕГЭ 2021 года). Ваша задача – научиться использовать этот шаблон для написания сочинений по разным темам, ведь неизвестно, что будет предложено выпускникам в новом сезоне ЕГЭ.

Универсальный алгоритм написания сочинения будет таким:

  1. Знакомство с текстом (можно прочесть несколько раз, подчеркивая в тексте ключевые слова).
  2. Определение вопроса, волнующего автора и поднимаемой в тексте проблемы.
  3. Подбор минимум 2 примеров среди знакомых вам произведений, иллюстрирующих проблему (можно и более).
  4. Краткое описание позиции автора текста.
  5. Описание и обоснование своей позиции (она не обязательно должна совпадать с позицией автора).
  6. Подведение итога (именно вашего сочинения, а не предложенного текста).

Как писать сочинение по русскому языку на ЕГЭ 2021

Анализируя хороший пример сочинения по русскому для экзамена 2021 года, вы обратите внимание на то, что текст состоит из 6 абзацев, хотя на практике их может оказаться и больше. В частности, блок с примерами-иллюстрациями можно разделить на 2-3 абзаца, в зависимости от рассматриваемых литературных произведений.

При написании работы также можно опираться на такие клише:

Советы педагогов

Самый главный совет всех репетиторов – это как можно больше практики. Для получения высокого балла на ЕГЭ по русскому языку в 2021 году не достаточно посмотреть разбор заданий или прочитать пример идеального сочинения. Главная задача – научиться писать сочинения, анализируя предложенную тему и быстро подбирая к ней иллюстрации из знакомых литературных произведений.

Среди наиболее полезных советов передовых педагогов можно выделить такие:

Предлагаем начать проработку литературы с произведений, представленных в списке.

Если ознакомиться со всеми позициями списке вы уже не успеваете, ограничьтесь универсальными, подробнее о которых рассказывается в данном видео-уроке.

Читайте также: