Как научить писать итоговое сочинение по литературе советы учителю

Обновлено: 05.07.2024

Наталья Владимировна показывает значительные успехи в организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса, высокое профессиональное мастерство, творческий подход к поставленной задаче, нестандартные решения и идеи. Она опытный, компетентный специалист, владеющий как традиционными, так и инновационными методами и формами обучения. На ее уроках царит атмосфера сотрудничества и взаимопонимания.

Для обеспечения устойчивых положительных результатов в учебно-воспитательном процессе Н.В. Полодюк умело применяет современные технологии обучения, дифференцированный подход к учащимся, использует оптимальное сочетание методов, форм и средств обучения. В процессе изучения русского языка и литературы практикует нестандартные подходы, позволяющие активизировать деятельность учащихся, стимулировать их инициативу и создавать развивающую речевую среду. Уроки педагога личностно-ориентированы, интересны, отличаются четкой организацией учебного процесса, глубоким научным содержанием, высоким методическим мастерством, практической направленностью. Наталья Владимировна развивает у учащихся интерес к чтению, уделяет большое внимание анализу содержания произведений.

О хорошем уровне мотивированности учащихся свидетельствуют высокие результаты обязательных государственных экзаменов по русскому языку (ЕГЭ и ОГЭ) в течение нескольких лет. Также ученики Н.В. Полодюк принимают активное участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня: победитель регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений, 2019; победители регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, Всероссийской олимпиады школьников по литературе, 2020 г.

Наталья Владимировна входит в состав жюри предметных олимпиад и конкурсов, в экспертную группу по проверке экзаменационных работ по русскому языку, также является организатором при проведении государственной итоговой аттестации.

За высокие достижения в профессиональной деятельности, многолетний добросовестный труд Наталья Владимировна Полодюк награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки Р оссийской Ф едерации , 2012 г. ; Благодарностью главы мэрии города Биробиджана, 2018 г .

В 2014-2015 учебном году итоговое сочинение вернулось в список обязательных экзаменов, став серьезным испытанием для выпускников 11 классов. Сочинение является результатом систематической планомерной работы, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе. На уроках русского языка и литературы, начиная с младших классов, ведется работа по обучению написанию сочинений разных жанров. Практика показывает, что при этом старшеклассники всё равно сталкиваются с определенными трудностями. К ним можно отнести неточное понимание темы, расширение или сужение темы, неумение определить круг проблем, необходимых для раскрытия темы, неумение подчинить композицию сочинения последовательному раскрытию содержания, ошибки в выборе литературного материала, необходимого для раскрытия темы. Именно поэтому перед учителем русского языка и литературы, работающим в 11 классе, стоит одна из важнейших задач: качественная подготовка школьников к успешному написанию итогового сочинения.

Приказ Минобрнауки России № 923 от 05.08.2014 «О внесении изменений в Порядок государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, настроил всех учителей-словесников пересмотреть систему работы на уроках литературы, выдвинув на первый план освоение литературы как искусства слова, овладение основными видами связного письменного высказывания, систематическое направленное чтение художественных произведений, освоение их содержания на основе целостного восприятия. В связи с этим творческая интерпретацию текста, выполнение различных письменных работ становятся важными видами деятельности обучающихся. Теоретико-литературные знания, знания по стилистике, историко-культурные и этико-философские сведения носят прикладной характер (для успешного освоения художественного текста).

Важной задачей учителя является помощь учащимся в развитии эмоциональной культуры, художественно-творческих способностей (творческого и воссоздающего воображения, образного мышления, способности к восприятию экспрессии слова, его переносного эстетического значения).

Итоговое сочинение в 11 классе – нововведение, продиктованное временем. Умение самостоятельно моделировать устное и письменное высказывание (в том числе и сочинение) поможет будущему выпускнику осуществлять речевой самоконтроль, генерировать идеи, общаться с людьми, вести конструктивный диалог.

Главная цель этого вида итогового контроля – выявить у выпускников умение самостоятельно мыслить, выражать свое мнение, проводить литературный анализ и обосновывать собственную позицию в отношении морально-этических норм.

Сочинение – это творческая работа, которая потребует от учащегося знания художественных произведений, умения анализировать их форму и содержание, правильно излагать свои мысли в письменной форме. Сочинение должно показать уровень речевой культуры учащегося, начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Учащемуся необходимо продемонстрировать умение логично и грамотно строить связный текст-рассуждение, при этом умело обращаться к литературному материалу, анализируя художественные произведения.

Подготовиться к такому сложному испытанию, каким является итоговое сочинение, за короткое время невозможно. Эта систематическая и планомерная работа в старших классах. Основную сложность представляет собой один из важнейших критериев – умение подкрепить свои мысли литературными примерами. Грамотная подготовка к сочинению может быть реализована только в случае, если вы относились к подготовке серьезно.

Каким должно быть выпускное итоговое сочинение
по литературе в 11 классе

Выпускное итоговое сочинение по литературе предполагает:

  • понимание, что для данной темы является главным, а что второстепенным, и умение отразить в первую очередь главное;
  • глубокое знание, осмысление и оценку литературного произведения в общественном и культурном контексте эпохи;
  • знание необходимых элементов теории литературы, основных литературно-критических работ;
  • грамотное, логически последовательное, стилистически правильное и эмоциональное изложение своих мыслей;
  • соразмерность отдельных частей сочинения ‒ введения, основной части и заключения, наличие между частями логических связей, переходов.

И как любой вид деятельности, эта работа включает в себя

Авторы учебных пособий для практической подготовки к ЕГЭ и итоговому сочинению Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич и И.С. Нарушевич предлагают следующий алгоритм работы.

  1. Определите тему или вопрос, которые содержатся в теме сочинения.
  2. Сформулируйте тезисы, которые раскрывают эту проблему, являются ответами на поставленный вопрос.
  3. Подберите произведение (-ия), на материале которых сможете доказать свою точку зрения.
  4. Продумайте композицию (построение) работы. Напишите план сочинения.
  5. Напишите черновой вариант работы.
  6. Перечитайте написанное. Внесите необходимую правку в построение, а также в речевое оформление текста.
  7. Напишите окончательный вариант работы.
  8. Перечитайте написанное, исправьте замеченные ошибки.

Своеобразие работы заключается в том, что формулировка тем позволяет выбрать жанр сочинения: сочинение-рассуждение или эссе. Кроме того сочинение нужно написать с использованием литературного, художественного материала, а также личных впечатлений. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использование примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц.

Чтобы обеспечить прозрачность и ясность требований, предъявляемых к сочинению, каждый комплект сопровождается следующей инструкцией для выпускников, размещаемой на экзаменационном листе.

Инструкция для выпускников

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов. Это примерно 2-2,5 листа размером А-4).

Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по в ашему выбору (количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамматики.

Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной темы и аргументированное привлечение литературных произведений.

Опыт подготовки учащихся 11 классов к написанию итогового выпускного сочинения по литературе

Сейчас в Интернете можно найти немало материалов по подготовке к написанию итогового сочинения по литературе. Педагоги активно делятся своим опытом. На сайте ФИПИ также можно найти подробные методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию сочинения.

Хочу предложить свой опыт подготовки учащихся выпускных классов к итоговому сочинению. Я готовила выпускников 11-го класса к сочинению по литературе в 2018/2019 и в 2019/2020 учебном году. Конечно, ответственность учителя очень большая, нагрузка по подготовке к урокам и консультациям, на которых велась подготовка учащихся к написанию сочинения, серьёзная. Приходилось собирать материал по пособиям прежних лет, самостоятельно искать пути решения проблемы, консультироваться с коллегами.

Проверка сочинений показала ряд недочётов в работах учащихся:

Проверив сочинения и проанализировав ошибки, я проводила урок, посвящённый анализу написанных сочинений (в обобщенном варианте) с опорой на критерии оценивания; цитировала (с согласия авторов) наиболее удачные работы или их фрагменты; зачитывала неудачные моменты сочинений, не называя фамилий учащихся, предлагала обсудить направления доработки анализируемых сочинений (упущенные или неудачные повороты мыслей, альтернативный подбор доказательств и примеров для того или иного тезиса, варианты вступления и заключения, поиск вариативных способов перехода от одной мысли к другой, альтернативный литературный контекст сочинения и др.). Неудачно выполненные работы просила учащихся переписывать с целью совершенствования написанного. Организовала проведение индивидуальных консультаций для ребят, у которых не получилось написание первого сочинения, на которых разбирали с учащимися конкретные замечания по их сочинениям.

Учитывая недочёты и трудности по написанию сочинения, я наметила план работы по устранению недостатков.

Итак, первая проблема : отсутствие тезиса .

Говорю учащимся о том, что сочинение на литературную тему представляет собой собственные РАЗМЫШЛЕНИЯ пишущего по поводу прочитанного литературного произведения. Это рассуждение ученика по поводу того,

  • как изображён тот или иной литературный персонаж;
  • почему литературный герой поступает так или иначе, и как это его характеризует;
  • какое морально-нравственное понятие осмысливает писатель, рассказывая о поступках своего героя;
  • какие общественно значимые проблемы поднимает в своём произведении писатель, и почему они не утратили актуальности в наши дни.

Таким образом, в сочинении на литературную тему учащиеся не пересказывают прочитанное произведение, а рассуждают о нём (логично, аргументированно, делая необходимые выводы и обобщения).

Так учащиеся сами смогли увидеть свои ошибки. Стали внимательнее относиться к структуре сочинения. Практика написания сочинений по каждому направлению продолжалась. Но перед каждым уроком написания сочинения сразу оговаривалось: пишем сочинение, обязательно подчёркиваем тезис. Работы, в которых не будет подчёркнут тезис, не проверяются!

На одном из уроков спросила учащихся: НЕ ВИДИТЕ ЛИ ВЫ СХОДСТВА В МЕТОДИКЕ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ С ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ТЕОРЕМЫ ПО МАТЕМАТИКЕ?

В ходе рассуждений пришли к выводу, что сочинение на литературную тему мы пишем, словно доказываем теорему по геометрии: ДАНО -ТРЕБУЕТСЯ ДОКАЗАТЬ – ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

ДАНО – это тема сочинения

ТРЕБУЕТСЯ ДОКАЗАТЬ – это вступление к сочинению, формулировка тезиса, который будем доказывать аргументами из литературы

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – основная часть сочинения, представляющая собой раздумья учащегося, подтверждающие справедливость тезиса, заявленного во вступлении; анализ литературных фактов; цитаты, приводимые в доказательство своей точки зрения.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (что и требовалось доказать) – заключительная часть сочинения – итоговый вывод написанного.

Так, учащиеся в средине октября чётко усвоили структуру (композицию) итогового сочинения.

Вторая проблема : слабые (неяркие) вступления . Любое сочинение начинается с грамотного вступления, в котором обозначается тезис, в русле которого будет раскрываться тема сочинения. Критерий грамотного вступления таков: по вступлению любой прочитавший должен определить тему сочинения. Поэтому большую работу проделали с учащимися по изучению вариантов вступления: классу давалось задание подобрать цитаты, высказывания, четверостишья, пословицы по заданному направлению. Ребята работали дома, потом зачитывали на уроке свои находки. Самые интересные записывались всем классом в тетрадь и заучивались. Определился круг учащихся, кому больше понравилось историческое вступление, другим учащимся ближе было написание биографического вступления. Не навязывая свою точку зрения, я сказала, что мне больше нравится аналитическое вступление.

Для успеха в любом труде необходима четкая система работы. Следование системе, тренировка и владение алгоритмом – часть успеха.

В этой статье – алгоритм работы над сочинением, критерии оценки, план работы и Памятка по написанию Итогового сочинения, образец готовой работы, составленной с помощью пошаговой инструкции.

ВложениеРазмер
Статья для работы учителя и учеников. Материал для учителя по подготовке к Итоговому сочинению 40.89 КБ
kak_napisat_itogovoe_sochinenie.pdf 928.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как правильно писать итоговое сочинение?

Для успеха в любом труде необходима четкая система работы. Следование системе, тренировка и владение алгоритмом – часть успеха.

В этой статье – алгоритм работы над сочинением, критерии оценки, план работы и Памятка по написанию Итогового сочинения.

Итак, во-первых вспомним критерии и научим владению ими детей. Самоанализ - часть работы по ФГОС.

КРИТЕРИИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ:

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

  • Аргументация. Привлечение литературного материала

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.

Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

Во-вторых, планирование – основа любого начинания. До работы над темами выпускники должны четко знать, из чего должна в целом состоять их работа. Вот примерный (но, поверьте, очень удачный) план.

ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (абзацы выделены цветом).

1.Вступление
2. Тезис
3. Связка
4. Аргумент №1
5. Микровывод
6. Связка
7. Аргумент №2
8. Микровывод

9. Связка
10. Заключение

В третьих, как писать каждую часть, мы учим всю школу, но алгоритм связок между вступлением и заключением, между абзацами позволит выпускникам не ошибиться при построении композиционного единства текста.

Итак. Алгоритм работы над каждой частью (на конкретных примерах направлений 2021-2022 учебного года).

КАК ПИСАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ.

Народная мудрость гласит: жизнь прожить – не поле перейти. Каждый из нас понимает: дорога жизни трудна, на пути встречаются преграды, испытания. От того, каким будет нравственный выбор каждого человека, зависит весь его дальнейший жизненный путь, об этом нам говорит и литература, и история. Подчас ошибка, совершенная в начале, может стоить жизни не только самому человеку, но и другим людям. Неверные ориентиры, ошибочные теории – ведут нас по ложному направлению. Тогда путь человека становится дорогой ошибок, исправлять которые приходится подчас очень дорогой ценой. Об этом задумывается каждый, и писатели – авторы замечательных произведений, раскрывают тему сложности жизненного пути в своих трудах.

КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Заключение должно соответствовать вступлению / теме / основному тексту сочинения по содержанию.
  • Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.
  • В заключении можно: подвести итог всего рассуждения, использовать уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения, дать краткий и точный ответ на вопрос темы.
  • Объем заключения: не более 15% от всего сочинения.

Верную дорогу выбрать непросто, именно поэтому каждый человек совершает ошибки, несмотря на богатство человеческого опыта, отраженного в истории, литературе, народной мудрости. Однако анализ своих и чужих действий, глубокое осознание непреложных истин, на которых держится этот мир, может помочь нам избежать фатальных ошибок, неправильного жизненного выбора. Такие герои, как (имя (имена) героя (-ев) и фамилия(-и) писателя (-лей)) наглядно показывают нам, как трудно вернуться на свою истинную дорогу, как дорого стоят просчёты, как нелегко бывает простить и принять себя после ошибки. Действительно, выходит, что жизнь прожить – не поле перейти.

КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕЗИС

  • Формулировка тезиса зависит от ТЕМЫ сочинения.
  • Если тема сочинения дана в виде вопроса , то тезис – это ответ на вопрос.
  • Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания , то тезис – это расшифровка высказывания.
  • Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо расшифровать, о ком цитата, откуда она, расширить ее, распространить в заданном направлении.

ВНИМАНИЕ! ТЕЗИС ФОРМИРУЕТСЯ ВО ВСТУПЛЕНИИ!

Обратимся к цитате, вспомним, откуда она.

Но дружбы нет и той меж нами.

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами – себя.

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно ;

Нам чувство дико и смешно.

Сноснее многих был Евгений;

Хоть он людей, конечно, знал

И вообще их презирал, —

Но (правил нет без исключений)

Иных он очень отличал

При работе над темой, помним 2 обязательных условия:

Обязательно 1-я часть темы – расшифровка фразы – часть вступления.

Оставил он свое селенье,
Лесов и нив уединенье,
Где окровавленная тень
Ему являлась каждый день,
.
То видит он: на талом снеге,
Как будто спящий на ночлеге,
Недвижим юноша лежит,
И слышит голос: что ж? убит.

Итак, пример вступления ( с учетом сказанного выше):

Вступление есть, обратимся к аргументам.

ТРЕБОВАНИЕ К АРГУМЕНТАЦИИ

  • Аргумент должен подтверждать тезис.
  • Кол-во аргументов. Можно использовать 2 аргумента из одного произведения, но в этом случае необходимо дать комплексный анализ произведения в рамках темы. Не следует перегружать сочинение литературными аргументами ни для набора слов, ни для получения хорошей оценки - количество не влияет на оценку, важно качество аргумента.
  • Качество аргумента. Используйте для подтверждения тезиса только то произведение, которое вы читали, чтобы не допустить фактических ошибок. Не пересказывайте произведение. Необходим анализ и ваши рассуждения. Каждый аргумент должен действительно подтверждать ваш тезис, поэтому необходимо делать микровыводы, соответствующие теме и тезису.

Попробуем построить первый аргумент. Думаю, будет лучше начать с Пушкина, потому что им мы начали вступление, и он - часть темы.

  • Связка - это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой) Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, связывая между собой каждое предложение.
  • Микровывод – вывод после примера из литературы, в котором будет объяснено, как именно данный пример подтверждает тезис:

Мы видим, что ошибка стоила главному герою очень дорого, жизнь наказала его за гордыню. Самое печальное, что итог романа не позволяем нам с уверенностью сказать, что герой понял свои ошибки и смог простить себя. - ЭТО МИКРОВЫВОД.

Попробуем перейти ко 2 аргументу.

Анализируем уже сказанное с точки зрения плана работы и наличия всех составляющих в нашей работе.

  • Связка - это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой) Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, связывая между собой каждое предложение.

Герой Достоевского в конце романа приходит к осмыслению своего поступка, пытается примириться с миром других людей, приходит к настоящей любви. Писатель в своем романе даёт надежду всякому, кто оступился – Это 2-й микровывод (он ведет к ЗАКЛЮЧЕНИЮ)

Мы написали 2 аргумента. Подходим к выводу. Вспомним, каковы требования к его написанию (применительно к нашей теме).

Писатель в своем романе даёт надежду всякому, кто оступился – последняя фраза 2-го аргумента. С какой связки начать заключение?

Начнем заключение с мотива ошибочности в жизни:

Получилась хорошая, отвечающая требованиям к Итоговому сочинению, работа.

Вот она полностью:

Нам нужно не менее 350 слов, но когда знаешь алгоритм, пробовал и тренировался, легко написать и больше!

Предлагаю Вам Памятку, которую мы составили с ребятами вместе.

Памятка (алгоритм) к написанию итогового сочинения

  1. Читаю пять предложенных тем и анализирую, к каким направлениям эти темы относятся, каковы цели этих направлений.
  2. Ищу в формулировках тем ключевые слова, помогающие сузить темы до развернутых вопросов.
  3. Выбираю тему, отвечаю на поставленный в теме вопрос. Комментирую этот тезис – формирую вступление.
  4. Записываю в черновике 2 тезиса (микровывода) для основной части, подбираю к ним аргументы и примеры из прочитанных произведений.
  5. Пишу на черновик сочинение, записывая 1 – й и 2 – й аргументы в логической последовательности (последовательность аргументов зависит от вступления, т.к. главный тезис – во вступлении).
  6. Записав 2 аргумент, перечитываю всю основную часть работы: каждый аргумент должен начинаться со связки с предыдущей частью и заканчиваться микровыводом.
  7. Перед написанием заключения перечитываю вступление: в заключении я не повторяю вступление, а дополняю его выводами, построенными на основании аргументов. Подвожу итог всему сказанному, вспоминаю имена писателей, на произведениях которых основывались аргументы. Не забываю про связку в начале заключения.
  8. Перечитываю черновик и исключаю повторы одних и тех же мыслей.
  9. Ищу в тексте речевые и грамматические ошибки (для выявления речевых ошибок нужен контекст, а грамматические ошибки заметны даже вне контекста). Переписываю работу начисто.
  10. Если сомневаюсь, проверяю правописание слов, обращаясь к орфографическому словарю. Нахожу пунктуационные ошибки с помощью анализа синтаксической структуры предложений.
  11. Слежу на экзамене за временем, помня, что эксперты проверяют только текст в выданном бланке записи, а черновик не учитывается.
  12. Во время экзамена работаю спокойно и уверенно, понимая, что иду по правильному пути, и все у меня получится.

Желаю Вам успешной и плодотворной совместной работы и благодарных учеников!

Остались считанные дни до встречи с финальным боссом, а вы все еще не прокачены? Значит, пора переходить к кардинальным мерам, которые точно помогут подготовиться хотя бы на допуск, а при должном старании и на хороший балл. Многомудрый Литрекон учел все ваши вопросы и сделал максимально подробное руководство для освоения итогового сочинения. Помните, что оптимальный объем работы – 350 слов, а если у вас нет и 250, то текст не проверят. Также необходимо помнить, что нужно написать 4 абзаца, два из которых (2 и 3) будут посвящены аргументации вашей позиции. Примеры можно брать только из литературы. Поскольку наиболее распространенной ошибкой является тавтология, вам полезно будет прочитать все варианты синонимов и определений понятий из пяти направлений.

Вступление

Разберем каждое предложение из этого абзаца детально и посмотрим, что от нас требуется. Допустим, наша тема: Почему люди предают свою мечту? Поехали!

Щепотка слов, и вступление готово! В рамках этого пункта мы перечислим основные вводные слова, конструкции, а также клише и шаблоны, которые лучше запомнить, чтобы применять на автомате.

  • Для обобщенных высказываний и рассуждений: Конечно; Вероятно; Разумеется; Допустим; В конце концов; Предположим; Без сомнения; Как правило; К сожалению; К счастью; Помните, что все они выделяются запятыми!
  • Для выражения своей позиции (тезиса): Я считаю; Я думаю; На мой взгляд; Я полагаю; По моему мнению; Я уверен; Я убежден; По моему убеждению;
  • Чтобы доказать свое утверждение, приведу примеры из литературы; Дабы точнее раскрыть смысл высказывания, приведу литературные аргументы; Чтобы в этом удостовериться, достаточно вспомнить характерные примеры из произведений русских авторов; Чтобы аргументировать свою позицию, перечислю примеры из книг, которые ее подтверждают; Для того чтобы доказать правильной моего толкования данной фразы, приведу примеры из литературы. Вариантов заключительной фразы много, запомните три на каждый случай: для выражения согласия с автором цитаты, для трактовки смысла высказывания, для аргументации своей позиции по данному вопросу.

Аргументы

По большому счету, есть три типа аргументов:

  1. От противного. Это пример, где герои противоречат вашему утверждению. Например, мстят, а вы говорили, что этого делать нельзя. И вот они отмстили, но последствия были ужасны, и удовлетворения они точно не получили. В финале такого аргумента вы пишите, что ваше мнение истинно, ибо персонажи, которые ответили ударом на удар, не добились справедливости, а лишь развязали конфликт. А вы ведь говорили, что так нельзя. Словом, доказываете истинность своей позиции, опровергая противоположное мнение.
  2. Логические. Тут все просто: они подтверждают вашу исходную мысль. К примеру, Грушницкий предал свою мечту, когда понял, что сердце княжны принадлежит другому. Столкнувшись с конкуренцией, юнкер не смог достойно сразиться за расположение Мери, ведь был слаб и труслив. Честной борьбе за счастье он предпочел подлость и отказ от своего идеала. Так, он очерняет репутацию девушки, которую любил, говоря, что она принимает по ночам Печорина. Герой знал, что это неправда, но намеренно решил сделать это в отместку за нанесенную обиду. Очевидно, что причиной этой неверности стал слабовольный характер Грушницкого, который бросил все, столкнувшись с первым же испытанием.
  3. Абстрактные. Когда тема вообще ни в какие ворота не лезет, приходится выкручиваться и додумывать примеры. Это когда вы рассуждаете, используя литературный материал, и приписываете действующим лицам те или иные мотивы, о которых можно лишь догадываться. Пример подобных чудес логики и смекалки вы можете посмотреть в этой работе. Данные трюки пригодятся далеко не всем, так что не будем на них останавливаться подробно.

Структура аргумента заслуживает отдельного внимания:

Тут тоже есть свои заветные словечки и клише. То, что Многомудрый Литрекон перечислил во вступлении, годится и для аргументов, но есть и то, чего он еще не упомянул.

Заключение

Здесь нужно подвести итог всему вышесказанному, обобщить микровыводы. На практике нужно переписать другими словами тезис и подкрепить его сделанными в ходе анализа примеров наблюдениями. Все строчки четыре, чтобы смотрелось солидно на фоне больших аргументов. Главное – не отвлекаться от темы и не впадать в тон Бога, обучая проверяющих хорошим манерам.

Пример: Таким образом, люди предают мечту из-за своей слабости. У них недостаточно моральных и физических сил для следования за идеалом, поэтому они предпочитают труду и терпению легкий способ от них отделаться – отказ от задуманного. Необходимо понимать, что чем выше грёза, тем сложнее до нее дотянуться, но немногие из нас отдают себе в этом отчет, немногие из нас готовы к этому, а потому несостоявшиеся мечтатели сдаются и примиряются с данностью.

Как мы видим, в основе заключения лежат обобщения и абстрактные рассуждения о предмете разговора, но все они, так или иначе, отвечают на поставленный вопрос. Это главное условие правильности данного фрагмента текста: он должен быть в тему!

Не так страшен черт, как его малюют, так что Многомудрый Литрекон желает вам благоволения фортуны и твердой решимости сдать экзамен. Как видите, все не так уж и трудно.

Итоговое сочинение 2021-2022 – всё о нём

Автор: Самый Зелёный · Published 09.09.2020 · Last modified 03.09.2021

Как правильно приводить аргументы в сочинении?

Автор: Самый Зелёный · Published 03.06.2021

Короткие рассказы для итогового сочинения по направлению: Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

Автор: Самый Зелёный · Published 02.10.2021

комментариев 9

Спасибо, всё четко и ясно!

Нет лишней воды, все по делу, онли конструктивная информация

Благодарю вас, Многомудрый Литрекон!

Не бойтесь, все сдают)

Думаю я мне будет сложно с призведкниями

Можно готовиться по подборкам аргументов и сократить время на чтение.

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Напомним темы итогового сочинения:

  1. Забвению не подлежит
  2. Я и другие. Время перемен
  3. Разговор с собой
  4. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Хорошо, если ребята смогут рассчитать время на экзамене, чтобы хватило и на творчество, и на проверку, и на редактирование. Для этого нужно потренироваться — тогда ученики смогут оценивать по объему своего сочинения примерное количество слов.

В интернете есть множество рекомендаций по темам для сочинений. С одной стороны, образцы действительно полезны, особенно если это настоящие сочинения выпускников прошлых лет. Но с другой — здесь может быть и опасность, ведь дети часто запоминают целые фрагменты чужого текста, а это может привести к плагиату.

Русский язык. Трудные задания ЕГЭ. Пишем сочинение на основе текстов повышенной сложности

  • требования к структуре и содержанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ;
  • подробный план действий;
  • типовые конструкции для написания сочинения; варианты сочинений по всем текстам, приведённым в пособии;
  • интересные тексты для тренировки.

Как формулируются темы?

Тема-вопрос. Содержание сочинения предполагает ответ на этот вопрос. Уходить от заданного вопроса в сторону очень опасно. Подменить его другим — тоже неправильно. Подумайте, какой ответ дать, как его аргументировать, вспомните, есть ли другие мнения по этому поводу.

Тема-провокация предполагает дискуссию, диалог с воображаемым оппонентом — здесь важно доказать свою точку зрения.

Тема-понятие. От того, как ученик трактует понятие, зависит его успех на испытании. Поэтому так важно раскрыть значение ключевой фразы, объяснить ее и представить свое толкование. А после перейти к углублению и раскрытию темы.

Тема-цитата. Это могут быть две точки зрения — пересечение мнения автора цитаты и точки зрения ученика. В таком сочинении тоже, безусловно, есть место диалогу.

Как готовиться к итоговому сочинению – 2021?

1. Забвению не подлежит

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

  • Восстание декабристов
  • Первая мировая война
  • Гражданская война
  • Великая Отечественная война
  • Научные открытия, полет в космос

Создайте банк произведений по сформулированным темам. Выберите небольшие произведения — очерки, рассказы. Между прочим, короткий литературный жанр действует на ребят сильнее, особенно очерки, ведь это практически документальный материал с элементами художественного произведения. К тому же, небольшие жанры читаются легче и быстрее.

На какие произведения обращают наше внимание авторы итогового испытания? Это может быть художественная литература и философские произведения, научно-популярные статьи, критика, публицистика.

2. Я и другие

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде.

Литературы на заданную тематику очень много. Будет уместно поднять проблему лишнего человека, порассуждать о героях романтических произведений, которые противостоят обществу и не находят себе места в нем. Но можно обратиться и к современным авторам. А вообще, по большому счету, вся литература — о человеке, о личности, о взаимоотношениях героя с миром и обществом, о проблеме его самоопределения.

В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

Вспомните современного писателя Андрея Геласимова. И, конечно, обратите внимание, что детективный жанр тоже не под запретом. Но ведь не только художественная литература может помочь ученикам. Обратиться можно и к философской литературе, и к публицистике. Авторитетные мнения журналистов и ведущих тоже могут быть приведены в качестве аргументов в сочинении.

3. Время перемен

4. Разговор с собой

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Шаг первый. Я внимательно читаю формулировку темы.

Шаг второй. Выделяю в ней опорное слово или выражение, в котором мне видится главный смысл.

Шаг третий. Пытаюсь своими словами коротко сформулировать тему.

Шаг пятый. Я кратко пытаюсь ответить на эти вопросы — одним-двумя предложениями, я записываю их в черновике, как в Твиттере. Это может быть началом, отправной точкой моих рассуждений и вступительной частью моего сочинения.

Шаг шестой. Я пытаюсь занять другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представить себе своего оппонента и начать с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения.

Шаг седьмой. Вспоминаю примеры из литературных произведений, которые помогут мне доказать свою правоту.

Шаг восьмой. Выстраиваю логическую последовательность своих доказательств.

Шаг девятый. Записываю их, составляю план.

Шаг десятый. Пишу черновик, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.

Шаг одиннадцатый. Возвращаюсь к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть моего сочинения.

Шаг двенадцатый. Я проверяю написанное, проверяю пунктуацию и орфографию, исправляю ошибки; переписываю в чистовик, еще раз читаю.

Читайте также: