Как композитор завершает свое музыкальное сочинение что он хотел сказать таким окончанием
Обновлено: 05.07.2024
Цель: Выявление умений работать с предложенным текстом, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей, анализировать музыкальное произведение с помощью средств музыкальной выразительности, проявлять творческий подход и воображение, связывать свои высказывания со своим жизненным опытом и знаниями, полученными ранее, в том числе, по другим предметам (литература).
Универсальные учебные действия : Размышление о музыкальном произведении, высказывание суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения. Сравнение музыкальных и речевых интонаций, определение их сходства и различий. Умение находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Выявление особенностей взаимодействия музыки с другими видами искусства. Определение выразительных возможностей инструментов симфонического оркестра в создании сказочных образов.
Рекомендация по проведению диагностической работы по музыке
Работа состоит из 14 заданий по тексту и 8 заданий по слушанию музыки и рассчитана на 45 минут. Возможно проведение работы в два этапа:
1. Подготовительный - работа с текстом (в виде домашнего задания к данному уроку)
Работа основана на материале учебника автора Сергеевой Г.П., Критская Е. Д.
1-й этап работы (1-13 вопросы) включает в себя изучение предложенного текста и ответы на вопросы по тексту; 2-й и 4-й вопросы включают в себя еще и знания, полученные учащимися ранее;10 и 11 вопросы требуют самостоятельного поиска информации; отвечая на 9-й, 12-й и 14-й вопросы, нужно включить творческое воображение и фантазию.
2-й этап работы более сложный. Учащиеся должны попробовать представить себя в роли композиторов, а также проанализировать музыкальное произведение с помощью средств музыкальной выразительности
Отечественные композиторы в своем творчестве постоянно обращались к русскому литературному фольклору - сказкам, легендам, преданиям.
Анатолий Константинович Лядов (1855-1914), ученик известного русского композитора-сказочника Н. А. Римского-Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр на сюжеты русского фольклора, сказочной фантастики. Среди них: картинка к русской народной сказке “Баба-Яга”, сказочная картинка “Волшебное озеро”, народное сказание “Кикимора”.
Кикимора - это злой дух, нечистая сила в женском обличье. Чаще всего в народных преданиях встречается кикимора болотная - злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.
Литературной основой “Кикиморы” А. Лядова стало одно из сказаний русского народа, записанное фольклористом-собирателем И. Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения.
Живет, растет Кикимора у кудесника в горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым-малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора со вечера до полуночи, со полуночи до бела света прядет кудель конопляную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
А. Лядов 'Кикимора'.mp4
Выбранный для просмотра документ tehnologicheskaya_karta_po_muzyke_v_5_klasse.docx
Технологическая карта по музыке
Тема урока: Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора…
Тема урока № 3
Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора…
Формировать чувство любви и уважения к Родине воспитывать любовь к устному народному творчеству посредством симфонической музыки.
Задачи урока:
Формировать познавательный интерес к симфонической музыке;
Выявить взаимосвязь музыки и литературы в процессе опроса;
Закрепить знание терминов миниатюра, программная музыка;
Развивать умение слушать симфоническую картину А. К. Лядова “Кикимора”, проанализировать её.
Оборудование:
Проектор, компьютер, презентация по теме урока, музыкальный центр
Планируемый результат:
Осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки.
Этапы урока:
Деятельность учителя
Содержание урока
Деятельность ученика
Здравствуйте ребята! ( Дети садятся за парты соблюдая правила посадки, слушают учителя)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Учитель (введение в тему)
На прошлых уроках мы убедились, как много потеряла бы музыка, если не было литературы (во что превратились бы песни - вокализы; появились ли оперы и балеты).
Сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе заглянем в сказку.
Музыка "звучит" во многих сказках у всех народов мира.
Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания?
Давайте вспомним, что такое фольклор?
Отечественные композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.
И сегодня мы с вами будем говорить о композиторе Анатолии Константиновиче Лядове. Ведь основу его творчества составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора.
Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.
Куда мы с вами попали?
Как можно описать это место?
Это сказочное место, скорей всего это сказочный лес, который наполнен сказочными героями. И, герои прежде всего, разные, в начале мы можем услышать много завораживающих звуков, но они нейтрального характера, в середине произведения появляется герой, довольно с отрицательными чертами характера, и это нам подсказывают музыкальные звуки.
Давайте выделим этот появившийся образ отдельно и попробуем дать ему характеристику.
Читайте также: