Как идеология влияет на жизнь человека сочинение

Обновлено: 04.07.2024

1. Понятие идеологии. Идеология и общественное сознание.

2. Роль идеологии в современном обществе.

3. Основные идеологические течения и их характеристика

Понятие идеологии. Идеология и общественное сознание

Идеология это система философских, политических, нравствен­ных, правовых, эстетических и религиозных взглядов и идей.

Основа­ми идеологии служат материальное производство, условия жизни людей, национальная принадлежность, условия воспитания, религия и др. Люди входят в разные социальные группы и потому различаются разными мыслями, взглядами, отражающими ту или иную идеологию.

Идеология формируется как общественное мнение с помощью средств массовой информации, литературы и искусства и непо­средственного общения люден друг с другом. Идеология разъяс­няет индивиду, группе, народу необходимость предпринять тот или иной шаг в политике, в жизни вообще, осуществить то или иное мероприятие, совершить то или иное дело с определенной целью и в чьих-либо интересах.

Роль идеологии в современном обществе

В результате изменения политического строя в России в начале 1990-х гг. и отказа от официальной марксистско-ленинской идео­логии был провозглашен принцип свободы идеологий. Статья 13 Конституции РФ гласит о том, что ни одна идеология не может стать государственной. Причем многообразие идеологий отожде­ствляется с политическим плюрализмом и многопартийностью. При этом упускается из виду то обстоятельство, что в странах запад­ной демократии при всем многообразии партийных идеологий до­минирует все же одна, которая более других выражает интересы и волю народа данной страны. Основные принципы доминирующей идеологии входят в Конституцию государства, определяют содер­жание статей об экономических основах общества и политичес­ком строе и еще более обнаруживают себя в многочисленных за­конах, принимаемых высшими законодательными органами и направляющих в ту или иную сторону внешнюю и внутреннюю политику правительства. Доминирующая идеология органично связана с идеологическими принципами или платформами доми­нирующих в обществе партий и религий.

Следует отметить, что деидеологизация общества исключена. Можно запретить ту или иную идеологию, пропагандировать и внедрять новую, но оставить общество без идеологии нельзя, так как это означало бы лишить общество права на свободу мысли, слова, права высказывать свое мнение по различным аспектам общественной и государственной жизни с опорой на определен­ную мировоззренческую позицию.

Существенную особенность идеологии составляет ее способ­ность обособляться со временем от теории, которая лежит в ее основе. Положения теории устаревают, а идеология продолжает жить, развиваться, корректироваться в соответствии с меняю­щимися обстоятельствами. Главное, чтобы эта идеология под­креплялась убежденностью людей в правильности ее основных положений.

Идеологическое обеспечение политики предполагает обосно­вание деятельности государственной власти, формирование соот­ветствующего общественного мнения. Идеология в зависимости от ее положений и способов воздействия на общество может способствовать его сплочению для достижения прогрессивных целей, а может стать вредной, опасной, ведущей общество к гибели. Жизнь убеждает, что политика, не обеспеченная правильной идеологи­ческой работой, обречена на провал.

Носителями идеологии выступают партии. Они должны сле­дить за развитием политической ситуации, изменениями обще­ственного сознания, для того чтобы вовремя скорректировать по­ложения своей программы. Если этого не происходит и идеология перестает отражать насущные проблемы общества, партия теряет авторитет и влияние в массах. В связи с этим можно сделать вывод о том. что идеология не только управляет обществом, но и сама должна быть управляемой.

Кризис господствовавшей в нашей стране в XX в. марксистско-ленинской идеологии наступил потому что она перестала отра­жать реальную политическую обстановку в стране и в мире, а правящая коммунистическая партия не смогла скорректировать ее в соответствии с происходящими политическими и социально- экономическими явлениями.

В настоящее время в России формально отсутствует домини­рующая идеология. В стране существуют фактически все идеоло­гии, которые известны в индустриально-развитых странах — это неолиберализм, неоконсерватизм, социал-демократическая идеология, марксизм, религиозные идеологии, неофашизм, си­онизм и др.

Конституция РФ открыла наибольший простор для неолиберализма. Однако доминирующей идеологией он не стал. Сейчас в России идет острая борьба различных идеологий. Исторический опыт идеологической борьбы в западных странах показывает, что побеждает та идеология, которая наиболее органично связана с традиционной и наиболее распространенной религией. В России в настоящее время можно отметить определенное соперничество между различными конфессиями за влияние на народ. Усиление позиций одной из конфессий и утверждение в общественном сознании идеи демократии может стать основой для установления доминирующей идеологии.

Для современной политической ситуации в России характерно становление различных идеологий, апробирование их на уровне общественных движений, партийных объединений. Усиление партийной и, соответственно, идеологической борьбы происхо­дит в период избирательных кампаний. В остальное же время партийно-идеологическая работа остается незаметной для широ­ких слоев населения.

Провозглашенный Конституцией принцип целостности госу­дарства объективно требует идеологического обоснования. Без этого не может быть гарантировано проведение эффективной государ­ственной политики.

Вариант 1

(401 слово) Как правило, общество негативно влияет на человека, так как навязывает стандарты поведения большинства, совершенно не уважая индивидуальность. Люди, объединяясь в коллектив, хотят, чтобы им не мозолила глаза уникальная и сильная личность. Им проще подстроиться под низкую планку, а всех остальных можно вынудить опуститься до общего уровня. Об этом говорят многочисленные примеры из литературы.

Таким образом, поведенческую модель общества определяет большинство, поэтому толпа людей всегда более или менее примитивна. Поэтому она стремится выжать из себя тех, кто выделяется и не соответствует усредненной планке. Его влияние можно назвать негативным, так как оно не возвышает, а принижает личность.

Вариант 2

(440 слов) Общество в значительной степени формирует характер человека. Стремясь подстроиться под общепринятую норму, мы развиваемся в том или ином направлении и ведем себя так, чтобы соответствовать представлениям большинства о хорошем поведении. Влияние среды может быть позитивным и негативным — все зависит от того, какое окружение мы выбираем. Это доказывают многочисленные примеры из литературы.

Таким образом, общество очень сильно влияет на человека: надвязывая ему нормы поведения и стандарты мышления, оно определяет его будущее. От социальной среды зависит даже мнение личности о себе, ее самооценка. Поэтому очень важно уметь абстрагироваться и слушать не только внешний, но и внутренний голос.

Автор: Самый Зелёный · Published 06.02.2019

341. Эпоха перемен: потери и обретения

Автор: Самый Зелёный · Published 19.05.2021

Итоговое сочинение: Почему для человека важны не только победы, но и поражения?

Автор: Самый Зелёный · Published 18.01.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

В русле социологического подхода, акценты в исследовании идеологии сместились в ракурс практического ее рассмотрения, оставив за чертой внимания ее феноменологические, мифологические, в целом – рациональные черты. В центре внимания советских исследователей стояли вопросы социальных и психологических функций идеологии, рассмотрение идеологии как системы, назначение и роль идеологии в духовном производстве, в развитии и воспитании человека. Идеология, как по своему содержанию, так и по методам и целям реализации, имела четко партийную принадлежность. Вместе с тем ситуация идеологического противостояния странам Запада, а также изменения целей партийных программ, порождали необходимость постоянного контроля за состоянием идеологии, а также ее развития.

– саму идеологию как систему идей и взглядов;

– деятельность идеологических институтов.

– Подсистема продуцирования идеалов и полагания целей;

2.3 Общественно-духовная потребность в разнообразии идей

На базе социологического исследования идеологии, в отечественной науке получил развитие системный подход к анализу и определению идеологии. Вне зависимости от оценочного отношения к той или иной идеологической концепции, она может рассматриваться как особая система, функционирующая на основе процесса идеологического воздействия. Следует отметить, что в данном случае понятие идеологии отражает не просто систему тех или иных идей, а систему, в которой эти идеи на основе идеологического процесса формируются, распространяются и усваиваются объектом идеологического воздействия. В системе идеологии могут быть обозначены структурные связи между идеями, их носителями и предполагаемым объектом идеологического воздействия. В систему идеологии в качестве ее элемента входит также сам аппарат идеологического воздействия, разрабатывающий и создающий инструменты и средства реализации идей и ценностей.

Различение системы идеологии и идеологии как системы идей имеет принципиальное значение в плане понимания специфики идеологии как явления. К примеру, система идеология может утверждать посредством содержания своих идей цели мирного характера и быть в то же время в целом воинственной, непримиримой к другим идеям и их носителям.

Системе идеологии присущи специфические функции. В самом общем виде можно сформулировать две основные, первичные функции системы:

Система идеологии выступает в двух основных ролевых качествах – она обеспечивает процесс отражения действительности и процесс деятельностного ее изменения.

В работе Волкогоновой О.Д. сформулированы пять функций системы идеологии:

– Интегративная – объединение людей, интеграции общественно-политических и социальных образований на основе принятия как можно большим количеством людей тех или иных общих идей и ценностей.

– Аксиологическая – производство, формулирование и распространение ценностей, имеющих характер социальных норм.

– Познавательная – дает методологические и гносеологические основы взгляда на мир, исполняет функции различения и наименования объектов и явлений действительности, предоставляет и развивает определенные методы и способы познания, разъясняет и объясняет те или иные стороны и проблемные стороны действительности. Идеология интерпретирует мир и осуществляет ориентацию человека в нем.

– Мобилизующая – посредством общности идей и соответствующего их содержания, идеология мобилизует людей и побуждает к тем или иным действиям.

– Прогностическая – идеология является специфическим инструментом социального ориентирования и прогнозирования. Основным элементом прогноза является идеал, который носит нормативный характер, – он обозначает не просто то, что будет, а то, что должно быть. Идеологическое прогнозирование может осуществляться как на теоретическом уровне, так и на программно-директивном. В конечном итоге прогноз становится предметом убежденности и веры. Целью идеологического прогнозирования, в отличие от иных видов прогнозов, является не только объяснить, но и направленно воздействовать на действительность. Идеологический прогноз может носить глобальный характер, а также выражать непримиримость к прогнозам других идеологий.

– По характеру деятельности;

– По направленности распространения;

– По содержанию отношений;

– По генезису возникновения идеологий;

– По характеру взаимодействия идеологии и массового сознания.

Система идеологии с точки зрения форм ее социально-психологического представления в обществе является, прежде всего, семиотической системой. Она отражает внезнаковую реальность и является средством социальной связи индивидов. Знаковые системы в силу своей природы переводят структуры общественного бытия в структурные компоненты индивидуального сознания. Именно в этом заключается и на этом основан эффект идеологического воздействия. Этот перевод лежит в основе всех функций системы идеологии. В силу своего вероятностно – аксиологического характера реализация идеологии предполагает возникновение личностно-смыслового отношения к ней со стороны воспринимающего субъекта. Здесь мы можем говорить о специфическом процессе интериоризации идеологических представлений, который означает, что у личности установилось определенное отношение к ним. На следующем этапе это отношение фиксируется в убеждения, веру, ценности.

Общим фоном для современных исследований по идеологии является признание того факта, что дать исчерпывающее универсальное определение этому понятию и явлению принципиально невозможно. Понятие идеологии охватывает сложный комплекс явлений и факторов, имеющих физическую, психическую и социальную природу. Идеологические формы языка и мышления являются предметом семантики, синтаксиса, логистики, лингвистики, и др. прикладных дисциплин. Содержание и функции идей, составляющих основу идеологии, могут рассматриваться с позиций социологии, психологии, истории и т.д. Однако в процессе познания сущности идеологических форм существует предел в научной интерпретации и формализации, который обусловлен природой человеческого сознания и мышления. В своей основе идеология состоит из принципиально неверифицируемых суждений надэмпирического свойства. В таком качестве понятие идеологии имеет выраженный феноменологический характер.

Вместе с тем идеологии присущи определенные атрибутивные черты, которые можно отразить в двух ее взаимообусловленных определениях:

– В самом простом и первоначальном определении, идеология предстает перед нами как ориентированная на действие и логически согласованная система идей, в ложной, мистифицированной форме выражающих интересы социальных групп общества. Эта система по своей природе отражает определенный тип мышления и представления реальности, основанный на сознательном или неосознанном ее искажении. В таком своем качестве идеология может быть представлена политическим учением, социологической теорией, программой действий, глобальной стратегией, социальным прогнозом, религиозной доктриной, нормативным кодексом и т.д. Характерными чертами идеологии при этом являются, в той или иной степени, ее гиперидеологичности, феноменологичность, мифологичность.

– Вместе с тем идеология может быть рассмотрена как определенная система производства, распределения и потребления духовных продуктов, которая включает в себя систему идей, идеологические отношения субъектов по поводу создания и реализации элементов общей системы, деятельность идеологических институтов в процессе идеологического воздействия, а также объекта и субъекта идеологического воздействия – человека. В таком качестве идеология является элементом социально-психологической практики общества. Отличительной, качественной особенностью идеологии является ее знаковый характер. В качестве знаковой системы, идеология, в рамках процесса идеологического воздействия, осуществляет перевод структур общественного бытия в структурные компоненты индивидуального сознания. Посредством выполнения специфических функций, идеология обеспечивает процесс отображения действительности и процесс деятельностного ее изменения. Наконец, идеология, представляя собой, в качестве элемента более общей системы, инструмент формирования и регулирования сознания и поведения своих адептов, фактически может играть роль самостоятельного механизма в управлении реальными процессами на поверхности системы.

Именно в единстве данных определений мы рассматриваем идеологию в организации.

Характеристика сути идеологии, как формы духовной деятельности общества и способа выражения и защиты интересов разных человеческих объединений. Нужна ли в современном мире идеология - обоснование умозаключений. Роль идеологии в отношениях между народами.

Рубрика Социология и обществознание
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 06.10.2015
Размер файла 27,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Что такое идеология и нужна ли она в современном мире

идеология общество духовный

Внимание отечественных и зарубежных ученых к феномену идеологии, определению ее содержания и роли в жизни общества, в культуре позволяет говорить о ней как о важном явлении, которое можно изучать с различных точек зрения: философской, социологической, политической, культурологической и др.

Как известно, впервые проблема идеологии была обозначена французскими учеными в конце XVIII в. Это было время поиска нового устройства общества, смены культуры Просвещения буржуазной культурой, феодального общества -- буржуазным, капиталистическим. Именно в это бурное для Франции время встал вопрос о роли идей в развитии общества, тем более, что мыслители эпохи Просвещения, остроумно и убедительно выступавшие против исторически изживших себя феодальных порядков, королевской власти, против религии и духовенства, освящавших и эти порядки, и королевскую власть, сделали необычайно много для просвещения народа, идейно подготовили Великую французскую революцию конца XVIII века.

В силу объективных потребностей трансформации общества уже в конце XVIII - начале ХIХ вв. появились мыслители, задумавшиеся над тем, какова роль идей в общественном развитии, предложившие свое видение этой проблемы.

Отвлеченность науки идеологии от реальной жизни объясняется, на наш взгляд, причиной методологического характера. Де Траси придерживался субъективно-идеалистических взглядов, видел задачу философии в исследовании фактов сознания вне их связи с объективной реальностью. Стремление создать новую науку об идеях -- идеологию, с одной стороны, и противостояние идеологии и политики -- с другой, положили начало рассмотрению идеологии в разных ракурсах: гносеологическом -- соотношение идеологии и науки, онтологическом -- связь с практикой, политикой. Эта связь может быть апологетической или критической. (Подробнее о возникновении идеологии см.: Кара-Мурза С. Г. Идеология и мать ее наука. М. 2002. С. 7-8; Пащенко В.Я. Идеология евразийства. М., 2000. С. 30-41).

Понимание идеологии как иллюзорного сознания не исчерпывает представлений Маркса и Энгельса об этом феномене. Идеология может рассматриваться и как совокупность взглядов, основанных на общих мировоззренческих предпосылках и систематизированных видах или формах идеологии (политические, правовые взгляды, мораль, философия и пр.), отражающих объективные материальные отношения. Она, по мнению Маркса и Энгельса, может быть правильной, но может быть и превратной, извращенной. В марксизме мы наблюдаем, таким образом, двоякую оценку идеологии.

Маркс и Энгельс как раз и работали над тем, чтобы создать науку об обществе на материалистической основе, адекватно отразить в своем учении реальную жизнь людей. Они не ставили задачу создания идеологии какого-либо класса и свое учение никогда не называли идеологией. В процессе научной деятельности, изучая историю различных обществ, особенно буржуазного, осуществляя типологию исторического процесса на основе материалистического его понимания, Маркс и Энгельс пришли к выводу, что буржуазное общество в будущем должно сойти с исторической сцены как и предшествовавшие ему формы общественной жизни, а историческую миссию его замены более прогрессивным общественным строем должен будет выполнить пролетариат.

Свое видение идеологии имеет профессор Кельнского университета У. Матц. Он предлагает понимание идеологии увязывать с исторической ситуацией. Поскольку одним из структурных признаков нового времени является кризис, то воссоздание идеального типа идеологии должно начинаться с исторической корреляции между кризисным сознанием нового времени и веком классических идеологий. (Матц У. Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна // Полис. 1992. №1-2. С. 132).

Выяснению сути идеологии уделяется много внимания в отечественной литературе. (См.: Сиземская И.Н. Идеология - фактор социального консенсуса // Вестник МГУ. Сер. 12. 1993. №5; См.: Новикова Л.И. В поисках новой идеологии. // Вестник МГУ. Сер. 12. 1993. №5; Салиев Р.З. Идеология и ценностные ориентации молодежи // Социологические исследования. 1997. №8; Волков Ю.Г. Идеологическое затмение? // Там же. 1994. №10; Косолапов Н..А. Интегративная идеология для России. Интеллектуальный и политический вызов // Вопросы философии. 1991. №1; Его же Интегративная идеология для России: теоретическая возможность // Вестник МГУ. Сер. 12. 1993. №5; Попова О. Поиск новой идеологии как средства обновления России // Вопросы экономики. 1993. №6 и др.). Предложено множество дефиниций этого феномена. Авторы стремятся как бы выйти за пределы краткого определения идеологии, ее сущности и дать более полное, раскрыть ее содержание, связь с интересами различных социальных общностей, а также роль в обществе, т. е. ее функции. Воспроизведем некоторые определения.

Названные выше идеологии неправомерно было бы рассматривать как рядоположенные, между ними существует непростая связь. Так, один и тот же класс может иметь идеологию, выражающую его экономические и политические интересы, он может использовать в своих интересах религиозную идеологию - для обоснования и оправдания своего господствующего положения. В этих же целях господствующий класс может ставить себе на службу и национальную идеологию, выдавая свой классовый интерес за общенациональный. Этот же класс может сознательно заявлять о своей приверженности той или иной религии для придания видимости мировоззренческого единства с основной массой рядовых тружеников. Следовательно, не всегда существует резкая грань между идеологиями.

Выяснив представления о том, что есть идеология, мы должны ответить и на дискутируемый ныне вопрос: нужна ли в современном мире идеология, не изжила ли она себя?

О необходимости идеологии говорит американский философ Ф. Фукуяма, хотя его точка зрения весьма своеобразна. Он полагает, что после краха социалистической идеологии и полной победы либеральной идеологии во всем современном мире история пришла к своему концу. Многообразие идеологий связано с противоречиями и поиском путей их разрешения, а следовательно, и движением вперед. Нет противоречий, нет движения, нет и истории. (См.: Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Пер. с англ. М., 2004). С этим, конечно, нельзя согласиться. Во-первых, социалистическая идеология существенно потеснена, но о крахе ее говорить не приходится, ибо в ряде стран мира, в том числе и в России, немало людей, разделяющих социалистические идеи с соответствующим нашему времени содержанием. Продолжает оставаться актуальной творческая разработка социалистической теории, ее углубление и обогащение на основе осмысления социального опыта XIX-XX и начала XXI вв. и использования новейших достижений науки. Во-вторых, нет достаточных оснований восторгаться либеральной идеологией, говорить о ее полной победе. Попытка с помощью американских советников на основе либеральных идей реформировать Россию, ее экономику действительно завершилась крахом. В-третьих, идеологии не исчезли, между ними есть противоречия и конкуренция, есть движение и развитие, и нет, следовательно, оснований говорить о конце истории, хотя бы условно, как это делает Ф. Фукуяма, признающий необходимость идеологии, но только одной -- либеральной.

Таким образом, существуют различное понимание идеологии как феномена культуры. Однозначное ее определение действительно вряд ли возможно. Как мы полагаем, идеология для человека и общества, различных человеческих объединений необходима как способ выражения и защиты их интересов, определения целей и перспектив их развития.

Гост

ГОСТ

Понятие политической идеологии

Идеология это совокупность взглядов, течений, мнений и мыслей относительно политической сферы управления государством и обществом.

Задачи идеологии - это:

  • обеспечение интересов и ценностей личности;
  • обеспечение интересов определенных групп и слоев населения (классов, страт, национальностей, этносов, концессий, рас).

Задачей любой идеологии является доказательство состоятельности каких-либо взглядов и идей по отношению к другим. Так, еще Лениным была описана такая категория, как научная идеология. В частности, он рассматривал марксистскую идеологию, которая содержали лишь научные элементы, но только марксизм он считал научной идеологией.

На основании политической идеологии разрабатывались и обосновались какие-либо взгляды относительно политического устройства государства, вопросов управления им, вопросы выбора того или иного государственного органа и так далее.

Чем больше людей поддерживали данную идеологию, тем большую состоятельность она имела. Поэтому любые политические лидеры стремились разработать такую идеологию, которая помогла бы им захватить политическую власть.

Историческая роль идеологии

Под эгидой какой-либо политической идеологии можно объединить большие группы людей. Поэтому идеология в любом случае придает какое-либо направление общественному движению. Очень важно, чтобы идеология соответствовала ожиданиям общества и тем настроениям, которые в нём имеются. Так, например, фашизм в Германии в тридцатых годах был поддержан постольку, поскольку Гитлер в своих выступлениях затрагивал самые насущные проблемы немецкого народа, обещая решить их в самое ближайшее время.

Большевики, которые пришли к власти в стране измученной войной, голодом, разрухой, говорили народу, что когда он будет жить при коммунизме, его ждет лучшее общество, и поэтому многие, измученные условиями своего существования люди, поверили этим обещаниям. В последующем именно народ способствовал приходу к власти новых лидеров и развитию новых течений.

Готовые работы на аналогичную тему

Интересным является тот факт, что политическая идеология способна на многое. Она может как сплотить людей, так и разъединить их в одну секунду, сделать их врагами или союзниками, заставить их воевать или требовать мира. Именно поэтому идеология является самым мощным оружием при ведении политической борьбы.

Если в стране отсутствует четкая идеология, то у такой страны нет будущего. Правитель или политический лидер должен уметь объединить людей вокруг какой-либо идеи с целью достижения общественных целей. Если каждый преследует свои личные или групповые интересы, такое государство в будущем будет подвержено кризисам, так как общество будет отвергать свою социальную ответственность.

Роль идеологии в современном мире

На сегодняшний день роль идеологии заключается в том, что она объединяет и разъединяет людей. Она может протекать из двух совершенно разных крайностей, например, из двух противоположных классов, из противоположных взглядов и так далее. Интересы политологии в данной сфере зачастую частные, которые заключаются в изучении влияния власти на людей.

Общество выступает в качестве удобного объекта идеологических манипуляций, так как политические деятели заинтересованы в том, чтобы превратить народ в массу, которой было бы легко управлять. В основном, данным инструментом политического воздействия пользуется именно элита, то есть правящие классы, реально пришедшие к власти или готовящиеся к этому.

Важную роль на общество оказывают такие явления, как культурная образованность граждан, политические мысли, которые имеются в обществе, политические организации, поэтические объединения, отдельные политические взгляды граждан на какие-либо ситуации.

Важной задачей идеологии также является создание у человека какого-либо ориентира, на который он ориентируется и которому он стремится. Это может быть любая жизненная цель, которая пропагандируется, может быть навязана, иным образом внедрена в жизнь человечества.

Таким образом, идеология имеет важное значение для развития общества, государства. Ее роль заключается в следующих положениях:

  • оказывает влияние на умы людей, в том числе путем создания правильных или ложных ценностных ориентиров;
  • влияет на развитие культуры, политики, экономики, иных сфер жизнедеятельности общества и государства;
  • оказывает влияние на революционные настроения, принятие определенных взглядов и их внедрение в жизнь;
  • позволяет управлять обществом.

Другими словами, идеология выступает в качестве устойчивого, но не вневременного явления. Она широко связано с таким явлением, как политическая этика и политический режим государства, политическая система общества. Указанные явления могут быть интегрированы в политическую идеологию.

Идеологии свойственно отражать реальные или нереальные интересы тех или иных групп людей, придуманные или не придуманные идеалы общественной жизни, затрагивая, в том числе, и не идеологические сферы его существования. Под такими областями подразумеваются политика, экономика, культура.

Идеология играют важную роль и потому, что в основе краха любого государства, любой цивилизации лежит, в конечном счёте, именно идеологический кризис, а возрождение и обновление любого общества начиналось с возрождения и обновления идеологии, утверждения новых общественных идеалов, формирования новой системы ценностей.

Таким образом, идеология играет важную роль в жизни любого общества. Она способна объединять людей и разъединять их, управлять целыми народами, государствами, реализовывать глубинные чувства людей и руководить ими. С одной стороны, данное свойство идеологии оказало позитивную роль на развитие общества с древних времен до сегодняшнего дня, с другой стороны – стало причиной многих войн и конфликтов на планете. Именно поэтому к данному политическому инструменту следует относиться весьма осторожно.

Читайте также: