Как этикет связан с нравственностью сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Слово этикет придумали французы еще в восемнадцатом веке. Под этим понятием понимали строго установленный порядок, а также формы общения при дворе монархов, в дипломатии, правила вежливости и учтивости в обществе. А как обстоят дела в 21 веке? Важны ли сейчас все эти нормы? Выяснять это придется ребятам, которым задали про этикет сочинение. А чтобы облегчить им задачу, мы подготовили пример рассуждения на данную тему - читайте и вдохновляйтесь на создание собственной творческой работы!

Что такое этикет - сочинение-рассуждение

То, что было обязательным в прошлые века, сейчас может показаться нам нелепым и смешным. Сейчас уже никто не будет делать реверансы друг другу. Очень редко можно видеть такую картину, что мужчина целует даме руку, может только в фильмах или в высшем обществе. Нормы поведения постепенно меняются, но и в прошлые века, и сейчас вежливость остается на первом плане. Хотя люди и имеют разные ценности, но все мы находимся в обществе людей. Поэтому мы обязаны считаться с мнением окружающих нас людей.

сочинение на тему этикет

Есть несколько разновидностей этикета: придворный, дипломатический, военный, деловой и общегражданский.

Наше взаимодействие с людьми в повседневной жизни как раз подпадает под понятие об общегражданском этикете. Так какой же он должен быть этот этикет для современного человека?

Как и большинство остальных, я бы об этом даже не задумывался, если бы не сочинение на тему этикета. Но мы точно знаем, что на улицу надо выйти обязательно умытым и причесанным, опрятно одетым. Мы, как воспитанные люди, всегда приветствуем друзей и знакомым. И мы точно знаем еще с детства, что в общественном транспорте надо уступать место пожилым людям и детям. К сожалению, об этом часто некоторые забывают. Очень печально наблюдать, когда парень или девушка сидит в автобусе или трамвае, слушает в наушниках музыку, демонстративно отвернувшись к окну. И рядом стоит какая-нибудь бабушка. И становится грустно от такой картины. И тогда на ум приходит казахская пословица о том, что вежливости надо учиться у невежи.

Я считаю, что этикет – это доброе отношение к окружающим, уважительное отношение к людям. И мы знаем, что главное золотое правило этикета и человечества - относиться ко всем людям так, как мы хотели бы, чтобы эти люди относились к нам.

Развитие этикета проходило по мере развития человеческого общества в целом. Возникновение этикета большинство исследователей относит к периоду античности. Одна из наиболее ранних книг по этикету появилась в Египте около 2350 г. до н. э. Однако можно найти свидетельства о том, что этикетная регламентация в виде табу, обычаев, ритуалов существовала уже у первобытных народов и племен.
Понятие этикет было привезено в Россию в 18 веке Петром I и в переводе с французского означало церемониал.
В одном из источников данное понятие характеризовалось как, совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежду).

Оглавление

1. Общее понятие этикета…………………………………………………………………3
2. Соотношение понятий этикет, мораль и нравственность…………….4
3. Понятие этического кодекса в организации………………………………….5
4. Соотношение этики руководителя с понятиями руководство и этические моменты………………………………………………………………………….13
5. Этика и конфликтное взаимодействие………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Реферат1.docx

Министерства образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кафедра: Экономика и менеджмент в городском хозяйстве

Реферат по дисциплине деловой этикет

Выполнила: студентка 1-го курса,

ФРЭиУ, направление ЖКХ,

группа Э721, Ибрагимова Адель

Преподаватель: Силантьева Мария Владимировна

2. Соотношение понятий этикет, мораль и нравственность…………….4

3. Понятие этического кодекса в организации………………………………….5

4. Соотношение этики руководителя с понятиями руководство и этические моменты…………………………………………………………… …………….13

5. Этика и конфликтное взаимодействие………………………………………. .18

Общее понятие этикета

Развитие этикета проходило по мере развития человеческого общества в целом. Возникновение этикета большинство исследователей относит к периоду античности. Одна из наиболее ранних книг по этикету появилась в Египте около 2350 г. до н. э. Однако можно найти свидетельства о том, что этикетная регламентация в виде табу, обычаев, ритуалов существовала уже у первобытных народов и племен.

Понятие этикет было привезено в Россию в 18 веке Петром I и в переводе с французского означало церемониал.

В одном из источников данное понятие характеризовалось как, совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежду).

Согласно русскому ученому В.И.Далю, по этикетом понимается чин, порядок, светский обык внешних обрядов и приличия; принятая, условная, ломливая вежливость; церемониал; внешняя обрядливость. – тный, к сему относящийся,– ничать, с важностью и настойчивостью блюсти этикет, будто дело. 1

По мнению доктора филологических наук, великого лингвиста и профессор С.И.Ожегова, этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения ( в дипломатических кругах при дворе и т.п.) 2

Этикет выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их, правила поведения в различных кругах.

Исходя из этого определения, этикет можно рассматривать как социальное понятие, т.е. говорить об этикете как исторически сложившейся системе правил социального поведения, принятых в традиционных для данного этнос ситуациях общения. Соблюдать определённый порядок поведения, придерживаться существующей системы разрешений и запретов – это значит принимать сложившуюся систему ценностей и тем самым признавать себя членом этого общества.

Этикет как условный ритуал представляет собой общепринятую систему определённых правил учтивости, которые регламентируют особенности взаимоотношений между представителями различных слоёв населения и социальных групп в соответствии с их общественным статусом. Различают несколько видов этикета. Назовём некоторые из них:

  • дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных приёмах, во время визитов и переговоров;
  • придворный этикет – строго регламентируемый порядок общения и поведения, установленный при дворах монархов;
  • воинский этикет – свод общепринятых в армии правил и норм поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.

Различают также деловой этикет, представляющий собой свод правил, соблюдение которых необходимо для успешной работы, и этикет повседневного общения, регламентирующий поведение человека в бытовых ситуациях, в общественных местах, на улице, в гостях и т.д.

Во все времена люди по-разному относились к этикету. Это отношение зависело и зависит от воспитанности, этической образованности и развитости моральных потребностей личности, которые предполагают желание нравственного отношения к себе со стороны окружающих и желание так же нравственно относиться к людям.

Хорошее знание и выполнение норм этикета — одна из составляющих привлекательного имиджа.

Соотношение понятий этикет, мораль и нравственность

Современная социальная философия рассматривает мораль (от лат. mos mores — обычаи, нравы, отсюда moralis — правильный, нравоучительный) как один из важнейших общественных институтов и основных способов нормативной регуляции деятельности и поведения людей. В то же время мораль представляет собой особую форму общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения), а также выступает как предмет специального изучения этики. В любом обществе действия громадного множества людей должны быть согласованы в совокупную массовую деятельность и при всем своем разнообразии подчиняться определенным общесоциальным законам. Функцию такого согласования и выполняет мораль наряду с другими типами нормативной регуляции, тесно и неразрывно переплетается с ними и вместе с тем существенно отличается от них. Мораль выделилась из первоначально не расчлененной нормативной регуляции в особую сферу отношений в позднеродовом обществе и прошла длительную историю формирования и развития в предклассовом и классовом обществе. 3

Таким образом, термин “мораль” используют для обозначения всей совокупности принципов или правил морального поведения, и это означает, что данный термин по своему объему значительно шире правил профессионального поведения, закрепленных в особых кодексах, принимаемых корпорациями и профессиональными ассоциациями. Мораль — это социальный институт, состоящий из системы стандартов, признанных и разделяемых членами культурной общности. В таком понимании мораль воплощается в моделях оценочных суждений о добре и зле. В свою очередь, эти модели вместе с другими видами традиций, правилами и нравами передаются в культурных и институциональных рамках от поколения к поколению. Мораль, таким образом, имеет объективный статус как совокупность правил поведения индивида. Аналогично политическому устройству общества и родному языку мораль существует до ее принятия или непринятия отдельной личностью. Человек не создает собственных правил, а мораль не может быть в чистом виде личным кодексом поведения.

При всем том огромном значении, которое имеет понятие “мораль” , оно не может быть использовано для описания различных видов моральной рефлексии, рассматриваемых в рамках теории этики бизнеса.

Этика представляет собой научную дисциплину, изучающую социальную мораль. Часто наблюдается смешение языков морали и здравого смысла. Людям деловым безразлично, определяется ли их деятельность соображениями здравого смысла или требованиями морали. Для философов разумное поведение может быть недопустимым с моральной точки зрения. Т.к. бизнес существует в социальной среде, бизнесмены должны оценивать степень моральности своих действий с точки зрения не здравого смысла, а морали. В интересах самого бизнеса нужно поступать морально, т.к. тогда здравый смысл рассматривается как мотив и обоснование этического поведения.

Согласно Р.Т. Де Джорджу, предмет изучения этики – нравственность. Нравственность – это термин, употребляемый для характеристики тех форм поведения и деятельности, которые считаются по существу правильными и неправильными; он употребляется для характеристики правил, которыми руководствуются при осуществлении этих форм деятельности, а также для характеристики ценностей, которые внедряются в сознание, обогащаются и реализуются в указанных формах деятельности и поведения.

Смешение языков морали и здравого смысла не имеет большого значения. Людям делового оборота безразлично, определяются ли обычаи деятельности соображениями здравого смысла или требованиями морали. Для философов же разграничение этих двух разных мотивов является чрезвычайно важным, так как разумное поведение может быть одновременно недопустимым с моральной точки зрения. История знает примеры, когда поведение, в течение долгого времени считавшееся в деловой среде приемлемым или в крайнем случае терпимым, позднее было осуждено как аморальное, например выброс вредных отходов в воздух и воду, изменение месторасположения заводов исключительно с целью увеличения прибыли и значительные изменения в политике органов управления в угоду влиятельным магнатам.

Благодаря тому, что бизнес существует в социальной среде, бизнесмены должны оценивать степень моральности своих действий с точки зрения не здравого смысла, а морали. В интересах самого бизнеса поступать морально, поскольку тем самым здравый смысл рассматривается как мотив и обоснование этического поведения.

Немецкий философ Г.Гегель рассматривал нравственность через понятие нравов.

Для нравов характерно:

Гегель рассматривает общеисторический переход от нравов к морали. Ученый был первым, кто установил, что морали предшествует такое состояние, когда общественные нормативы действуют автоматически через стихийную трансляцию от поколения к поколению и от общности к индивиду общепринятых форм поведения, где сам факт существования обычая является достаточным основанием его законности.

В русском языке понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта. Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения. Нравственность в широком смысле — особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Нравственность в узком смысле — совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.

Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.

Понятие этического кодекса в организации

  • как форму коллективного договора;
  • добровольное принятие обязательств, обеспечивающих достижение доверия, согласия, успеха;
  • инструмент прояснения стратегии и ценностей организации;
  • механизм внедрения хорошего (надлежащего) управления и стандартов деловой этики.

Используемые российскими промышленниками принципы ведения дел получили известность в 1912 г. в виде моральных норм:

  • соотношение целей и средств их достижения;
  • соотношение личных и общественных интересов;
  • выбор между краткосрочной выгодой и долгосрочным результатом;
  • соотношение материальных и духовных ценностей при принятии решений 1 .

Остановимся подробнее на исследовании роли этических кодексов в решении нравственных вопросов организации и управлении деловыми отношениями и поведением. В современных условиях ключевые этические проблемы, регулируемые этическими кодексами, возникают в отношениях:

В современном обществе, когда многие вещи зависят от правильного поведения и умения расположить к себе собеседника, основы этикета являются неотъемлемой частью культуры общества. Знание основ правил поведения говорит не только о высоком интеллектуальном уровне человека, но и о его уважении к партнеру и хорошем воспитании. Нравственное, человеческое отношение к другому независимо от его социального статуса, национальных и культурных критериев - вот главный показатель и свидетельство истинной воспитанности.

Содержание

Введение 3
1. Нравственные основы этикета 5
2. Основные принципы этикета 13
Заключение 20
Список литературы 23

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная.doc

В современном обществе, когда многие вещи зависят от правильного поведения и умения расположить к себе собеседника, основы этикета являются неотъемлемой частью культуры общества. Знание основ правил поведения говорит не только о высоком интеллектуальном уровне человека, но и о его уважении к партнеру и хорошем воспитании. Нравственное, человеческое отношение к другому независимо от его социального статуса, национальных и культурных критериев - вот главный показатель и свидетельство истинной воспитанности.

Этикет в современном его понимании немыслим вне этики. В этике показана нравственная сторона поступка, его содержание, в этикете – эстетическая направленность, форма его проявления. Этические представления человека могут выражаться, в частности, в манерах, речи, одежде, стиле общения и др.

Этикет – явление историческое. Правила этикета, выраженные в конкретных формах поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона является выражением нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты; вторая сторона свидетельствует о красоте и изяществе форм поведения. Этикет – составная часть культуры человека и общества. В него входят требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых особое значение придается определенным нормам поведения.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о нравственной природе этикета и определение его основных принципов на основании анализа соответствующей литературы. Литература по вопросам этики и этикета очень обширна, поскольку этика занимается вопросами нравственности, всегда волновавшими человечество, а правила этикета востребованы с практической и познавательной точек зрения. Задачи - рассмотреть такие вопросы как: 1) Нравственные основы этикета;

2) Основные принципы этикета.

1. Нравственные основы этикета

Этика, нравственное поведение человека в обществе, его моральная нагрузка в целях удобства жизни среди себе подобных и природы суть основа этикета. Этикет как установленный порядок поведения, подсказанный человеку на протяжении его обитания на земле, не только несет в себе внешнюю атрибутику, но и внушает понятия духовные, нравственные.

Задача рационального обоснования моральных ценностей очень сложна. Самые высоконравственные поступки часто необъяснимы с точки зрения здравого смысла, противоречат практической пользе. Опыт часто показывает расхождение нравственного совершенства и житейского благополучия, так как моральные ценности связаны не только с рассудком человека, но и с его чувствами, убеждениями, нравственной верой. Именно поэтому нет такой этической проблемы, которую можно было бы решить раз и навсегда.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Система моральных установок, определяющих характер общения у самых разных народов, включает набор универсальных, общечеловеческих ценностей: почтительное отношение к старшим, родителям, женщинам, гостеприимство, понятия чести, достоинства, скромность, терпимость, благожелательность и др. Однако иерархия ценностей, культивируемых и традиционно поддерживаемых в том или ином обществе, как правило, имеет свои особенности. Принцип гостеприимства входит в моральный кодекс любого народа, но далеко не у всех он стоит на первом месте. Почитание родителей занимает одну из верхних строк в мусульманской системе моральных ценностей и весьма слабо выражено у европейских народов.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Этика описывает реальные отношения между людьми, стремится создать определенный идеал этих отношений, анализирует сущее, намечает очертания должного. Этикет как бы соединяет внутренний мир человека с его внешним проявлением. Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной группе людей, а что нет.

Он связан с понятиями вежливости, культуры, интеллигентности. В основе этикета лежит уважение к людям. Человек, если и не любит ближнего, обязательно должен уважать, это залог выживания всех, чтобы не было трагедии и гибели от тесноты и голода. В чем-то этика и этикет могут совпадать, например, говорить правду надо как с точки зрения этикета, так и морали. Но вежливого обращения требует лишь этикет, а правда не всегда бывает приятной.

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

К примеру, мужчина защищает женщину от хулиганов. Он дерется с ними, называет ихнеприличными словами. С точки зрения этикета употреблять бранные слова не годится, но в данном случае это не является неэтичным. В данном случае - нарушение этикета, но не этики. Мужчина проявил решительность, мужество, силу, то есть положительные качества, защитил женщину от хулиганов.

Каждая проблема, связанная с этикетом, начиная от хвастовства и кончая обмена подарками, должна решаться в свете этических норм, действующих в данной организации, в данном обществе. Например, не принято дарить часы ни на Востоке, ни на Западе. В Японии число четыре является несчастливым, поэтому японцам неприлично дарить набор, состоящий из четырех предметов, сервиз на четыре персоны и т.д. Незнание этикета, неловкость, неуверенность в себе мешают развитию беседы в нужном направлении, ограничивают инициативу и сковывают поведение человека в любой обстановке.

Сознавая, какие выгоды это может принести в будущем, японские фирмы ежегодно обучают свой персонал хорошим манерам, правилам и формам общения, проводят консультации по этим вопросам для своих служащих. Они тратят на обучение этикету сотни миллионов долларов. Они справедливо полагают, что лучше сегодня потратить деньги на эти цели, чем завтра потерять потенциальных клиентов, рынки сбыта своей продукции. Из-за неумения своих сотрудников правильно одеваться, корректно вести себя друг с другом, с клиентами, с руководителями, неумения грамотно составить письмо, вежливо и тактично общаться по телефону, правильно подобрать и расставить персонал, порой, рушатся карьеры. Трудно сказать, сколько денег теряется ежегодно, сколько наносится травм из-за неправильного поведения или невоспитанности.

И этика и этикет показывают человеку, как он должен себя вести. Этика и этикет шествуют рядом друг с другом. Важно понять, что для успеха следует правильно ориентироваться в вопросах этики и хорошего тона, усвоить специфику правильного поведения в определенных ситуациях. Тогда можно будет решать проблемы, связанные с профессиональной подготовкой. Нравственные качества личности: совесть, долг, честь, достоинство, благородство имеют базовый характер, нравственные же требования к общению - вежливость, тактичность, точность, скромность и др. относятся к этикету.

Этикет – составная часть внешней культуры человека и общества. Считается, что хотя этикет в конечном счете выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в традиционном обществе он, как правило, становится ритуалом, имеет чисто внешнюю, зачастую оторванную от своего нравственного содержания форму, строго канонизированный характер. Он выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения в соответствии с приоритетами, принятыми в данном социуме. Однако нам представляется очевидным, что этикетный ритуал связан с нравственными нормами и воспитывает как совершающих его, так и наблюдающих, даже если они не являются носителями данного менталитета. То есть этикет не только имеет нравственную основу, но есть и обратная связь – соблюдение этикетных норм способствует воспитанию нравственности. Недаром в настоящее время традиционные ценности – уважение к гостю, к старшим, к семье, к матери и пр. – сохраняются в высокоритуализированных социумах или этносах, таких, как кавказские народы, мусульмане или иудеи. Как члену фольклорной экспедиции в 1991 году автору этой работы довелось побывать в нескольких семьях русских староверов, живущих в среднем течении Енисея. Бытовой уклад и нормы поведения в этих семьях разительно отличаются от привычных нам. Уважение к старшим возведено в культ – за 2 – 3 часа интервью никто из сыновей (взрослых мужчин 40 – 60 лет) ни разу не вмешался в речь отца, не перебил, не попытался заполнить паузу, пока основной рассказчик собирался с мыслями, как только глава семьи поднимался с места, вставали все присутствующие. Отношение к нам (посторонним) приветливое, без излишней эмоциональности, манеры приятные, спокойные, речь ясная, с полным отсутствием грубых слов; высочайшее уважение к труду, к окружающей природе. Можно предположить, что дети, выросшие в таких семьях, усвоили традиционные нравственные ценности через строгие правила поведения в числе прочих воспитательных приемов. В то время как мы, не имевшие перед глазами таких примеров поведения, легко перебиваем старших, повышаем голос на родителей, не считаем нужным тщательно подбирать слова в разговоре и пр.

Этикет – это очень важная вещь в жизни общества. Он позволяет людям услышать себя сделать мир более безопасным и вообще делает жизнь более красивой, проще. Для каждой сферы жизни есть свои правила этикета. Например, что касается поведения в транспорте: в вагонах метро сначала люди выходят, а потом заходят; нужно уступать место беременным женщинам и людям с маленькими детьми; стоит снимать со спин рюкзаки. Эти правила официально нигде не зафиксированы, как и все правила этикета, но благодаря им люди удобнее себя чувствуют в общественном транспорте. Этикет формирует любезные отношения между людьми и свидетельствует человеческом взаимоуважение.

В общественных местах тоже есть свои правила этики. Например, в театре нельзя громко смеяться, кушать, сидеть в верхней одежде. В кинотеатрах надо, опоздав, тихонько пройти на свое место. В магазинах надо придерживаться очереди, не кричать и спокойно себя вести. Конечно, есть люди, которые игнорируют эти правила. Для них существует такой закон: если это нигде не прописано, значит это разрешено, то есть, что разрешено – то не запрещено. По моему мнению, такие люди являются невоспитанными, у них подобное было допустимым в семье. Ведь часто наше поведение копируется с поведения наших родственников, родителей, ближайшего окружения. Также эти люди грубые и невежественные, эгоистичные, которые не видят больше ничьих потребностей, кроме своих.

Этикет создан также для того, чтобы помогать людям. Часто можно увидеть, как более слабым помогают сильные, а младшим – старшие. Такое поведение свидетельствует о том, что все мы люди живем одной семьей в одной стране, мы должны жить в мире, а не пропагандировать насилие и агрессию.

По моему мнению, правила этикета следовало бы вести на официальном уровне и штрафовать людей за неподобающее поведение. Ведь следование правилам этикета – это дело морали. Если человек имеет высокие моральные ценности, хорошее воспитание, уважение к другим, тогда для него этикет уже как закон и без официального утверждения. Но для людей иного воспитания правила этикета могут быть чужими и далекими. Стоит каждым родителям обучать своих детей этикету, а в школе ввести новый предмет, чтобы школьники знакомились с надлежащими правилами поведения.

А введение штрафов, по моему мнению, может мотивировать тех, для кого неписаные законы. Нарушив и почувствовав ответственность (сочинение) однажды, они бы второй раз уже сто раз подумали о нарушениях.

Читайте также: