Изложение с элементами сочинения 4 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

  • текст должен быть органическим компонентом системы учебных текстов, ориентированных на программный материал, на школьников определённой возрастной группы, на целостное усвоение текстовой информации, характеризоваться новизной и проблемностью;
  • в тексте присутствуют два пласта информации: поверхностный (точный, образный, одинаково понятный всем школьникам) и глубинный, скрытый пласт, который возникает из-за того, что автор преднамеренно или случайно допускает пропуск в изложении мыслей, пунктиром намечает смысловые опоры, помогающие ребёнку “развернуть” текст. Именно глубинный пласт текста активизирует мыслительную деятельность, образы памяти и воображение ребят, пробуждает их к поиску новых знаний, высказыванию догадок, фантазированию;
  • текстовая информация должна соединять то, что редко сочетается вне данного речевого произведения, в нём заложены неожиданное наложение планов, “смена голосов”, персонажей.

Изложение с элементами сочинения является работой комплексного типа и оценивается как одна работа двумя отметками: первая – за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность. Отметка записывается дробным числом. Качество содержания и речевого оформления, уровень орфографической, пунктуационной и языковой грамотности определяются по соответствующим критериям, отражённым в “Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку”. План при выставлении отметки не учитывается. Оценка может быть повышена на балл, если объём изложения значительно превышает средний уровень (в 1,5 – 2 раза) или понижена на балл, если объём не достигает среднего уровня. К объёму изложения всегда следует относиться как к примерному, более всего учитывать качество выполнения коммуникативно-речевой задачи, принимая во внимание точность, ясность мысли, адекватность её речевого оформления. Не следует принижать роль второй части работы – сочинение. Для оценки сочинения важно учитывать:

- соответствие работы ученика типу речи, преимущественному для данного высказывания;

- выдержанность стиля, избранного учеником для своего высказывания;

- достаточность аргументации в связном тексте-рассуждении;

- адекватность содержания ученического высказывания к исходному тексту;

- точность и глубина оценок в высказываниях учащихся.

Важен также гибкий подход учителя к работе каждого ученика (“бухгалтерский” подсчёт ошибок здесь неуместен). Комплексный характер работы может вызвать некоторые сложности, связанные с оценкой содержания и речевого оформления (первая оценка). Как быть, если, пересказывая текст, ученик успешно справился с поставленной задачей, а вторую часть работы написал довольно беспомощно? Это свидетельствует о том, что основная проблема, поставленная в тексте, понята неверно или ученик не нашёл точные слова, чтобы выразить свои мысли и чувства. Как оценить работу, в которой вторая часть написана слишком кратко, однако ученик сумел при этом выразить правильное понимание основной мысли? Отвечая на эти вопросы, многие учителя пришли к выводу, что отметка “5” за такие работы не может быть поставлена, даже если изложение отвечает всем требованиям, предъявляемым к отличным работам. Если же с задачей написать небольшое сочинение ученик не справился совсем, то за такую работу первая оценка не может быть выше, чем три балла (при условии, если изложение написано вполне удовлетворительно). Та часть работы, которая является небольшим сочинением, особенно ярко выражает творческие возможности ученика, уровень его речевого и интеллектуального развития. Поэтому оценка работы в целом в большей степени определяется успешностью написания сочинения.

  • воспроизведение прочитанного по вопросам;
  • связный пересказ прочитанного;
  • придумывание заглавий;
  • составление плана к прочитанному;
  • дополнение, продолжение, вставка эпизодов, творческие работы по прочитанному.

Воспроизведение содержания прочитанного по вопросам следует начинать в начальных классах с небольших по объёму и лёгких по содержанию прозаических произведений. После прочтения всего рассказа учитель задаёт детям несколько вопросов, чтобы убедиться в том, что они правильно поняли содержание прочитанного. Затем останавливается на самых существенных моментах. Таким образом, ученики уже с первых шагов приучаются выделять в тексте главное.

Целям обучения детей охватывать содержание прочитанного и его обобщать служит составление плана. Навыки составления плана требуют умения в двух-трёх словах обобщать основное содержание прочитанного отрывка, части целого. Именно этой цели служат такие упражнения, как придумывание заглавий к текстам или частям текста, нахождение в книге отдельных предложений, которые могли бы служить подписью под картинкой, заглавием и части прочитанного рассказа.

Для обучения учащихся написанию изложения может проводиться такая подготовительная работа:

Прочитай рассказ и скажи, какой части (начала, средней части или конца) недостаёт в каждом из них? Что непонятно без этой части? “Вдруг из копны соломы выскочил большой серый заяц и пустился наутёк. Мы закричали и побежали за ним, но заяц вскоре скрылся в кустах. А мы ещё долго смотрели вслед ему, а потом все стали говорить, какой был заяц и кто его первым увидел”. Проводится работа над начальной частью рассказа. В тексте непонятно без начала, кто именно из ребят оказался на поле около леса, как спугнули зайца; может быть, они были на прогулке, громко разговаривали.

“Ребята сели на бережок и стали разговаривать, играть. Про утят они забыли. Вдруг, откуда ни возьмись, показался ястреб и как бросится на утят. Он схватил одного и полетел. Мальчики вскочили, закричали. Сеня даже запустил в ястреба палкой. Но разве это так просто – попасть в летящую птицу? Ястреб унёс утёнка. Вася заплакал, ему было жаль утёнка”. Без начала неясно, как ребята оказались на берегу, какое у них было задание (а их послали стеречь утят). Учитель должен обратить внимание детей на то, что из начала рассказа должно быть ясно, о ком и о чём говорится дальше, где и когда произошёл случай. Озаглавьте рассказ.

Прочитай начало двух рассказов. Как ты думаешь, что может случиться дальше? Придумай и расскажи продолжение этих историй. “Мне очень нравится отдыхать в деревне у бабушки. Там всегда приключается что-нибудь весёлое. Вот однажды со мной произошёл такой случай. ”. “Однажды ребята позвали меня с собой на речку купаться. Плавать я тогда ещё не умел, но ребятам об этом постеснялся сказать и полез вместе с ними в воду. ”.

Подробно ли говорится в средней части этого рассказа о том, что случилось с рассказчиком? О чём можно рассказать подробнее? “У Алёши был ёжик. Он жил в комнате. Встал однажды утром Алёша и не нашёл ежа. Пропал ёжик. Стал Алёша надевать сапог и уколол ногу. Вытряхнул он сапог, а из сапога ёж выкатился. Ну и домик облюбовал себе ёжик!”

На подготовительных уроках нужно обратить внимание детей на то, что, слушая текст, следует “настроится” не только на восприятие его содержания, но и на анализ его построения: как начинается текст; как завершается; какие языковые средства использует автор, чтобы выразить своё отношение; как осуществляется связь между предложениями, абзацами; какие слова в тексте можно считать ключевыми; как используется повтор; в каких случаях употребляются синонимы и т.д. Можно посоветовать учащимся, чтобы, делая на черновике наброски после первого прослушивания текста, они не только стремились составить план, но и записывали те слова, словосочетания, которые показались им особенно яркими, выразительными. Слушая текст второй раз, ученики могут кое-что записывать. Надо сказать ученикам, что не следует записывать многое, возможно использование условных графических обозначений.

  • учитель читает текст
  • ученики составляют план, записывают опорные слова по памяти
  • устное изложение по плану выполняет один или несколько учеников
  • ученики приступают к самостоятельной работе над изложением в черновике
  • учитель повторно читает текст
  • ученики вносят дополнения и записывают изложение в тетрадь
  • возьми черновик и простой карандаш
  • начинай активно слушать с первого чтения текста учителем
  • слова – памятки каждого предложения записывай
  • между предложениями делай промежуток в две строчки для дополнений
  • окончив первое активное слушание, закрой глаза и восстанови по памяти воображаемые картинки, возникающие у тебя при чтении текста
  • помоги себе рисунками или схемой, сделав их на обратной стороне листа
  • из слов составь все предложения
  • активно слушай второе чтение текста, вноси изменения и дополнения на оставленной первой строчке
  • закончи работу над изложением в черновике: исправленное или дополненное предложение запиши на второй строчке
  • прочитай написанное, исправь ошибки
  • запиши изложение в тетрадь
  • Нельзя не согласиться с точкой зрения автора.
  • Мне близка мысль о том что.
  • Я согласен с тем, что.
  • На мой взгляд.
  • По-моему.
  • По моему мнению.

Так можно предупредить вопросы учеников, продуманно снабдив их подходящими концовками и сберечь немало сил школьников, которые вынуждены пока находить средство завершение текста по интуиции.

  • постановка цели, выбор типа изложения, выбор текста
  • чтение текста
  • беседа
  • план (составляется школьниками)
  • языковая подготовка (опорные слова, трудные слова, обороты речи). В старых методиках рекомендован устный рассказ 2-3 человек до его записи. В новых – не рекомендуется из опасения, что рассказ ребёнка, как бы он ни был хорош, может помешать прямому влиянию на пишущих
  • составление текста учащимися, запись, расположение текста на страницах. Коллективное составление текста допустимо лишь тогда, когда ставится задача коллективно работать, редактировать или когда учитель знакомит школьников с новым для них типом текста, стилем, жанром
  • самопроверка, саморедактирование

К сожалению, в большинстве случаев изложения пишутся без черновиков, из экономии времени, ведь дети пишут очень медленно. С черновиками пишут не более 2-3 раз в году, с целью обучения редактированию. В остальных случаях детям разрешается делать аккуратные исправления прямо в чистовом варианте, причём исправления не считаются помарками и не приводит к снижению оценки.

  • мобилизовать свою память
  • рассчитать время, успеть написать намеченное, оставить время на самопроверку и редактирование
  • попытаться представить себе своих читателей
  • подготовить письменные принадлежности, рассчитать симметричное расположение заглавия, плана, следить за почерком, орфографией
  • стараться внутренне проговаривать составляемые предложения до их записи, в необходимых случаях делать аккуратные исправления
  • продумать ту часть работы, которую надо сочинить самому
  • делить текст на абзацы, делая “красную строку”
  • проверить самостоятельно написанное, в случае необходимости обратиться к учителю

Учитель должен время от времени проходить вдоль рядов, наблюдая за работой учащихся, помогать тем, кто нуждается, а иногда предлагать свою помощь, особенно на этапе редактирования.

Представляем конспекты уроков, посвящённых написанию изложения с элементами сочинения (3 класс).

Тема: Изложение – сочинение “Собака на плоту”

Цель: Написать изложение и придумать конец.

Сегодня на уроке мы с вами будем писать изложение. Но это будет не простое изложение. Это изложение – сочинение. Вы должны будете написать изложение и придумать, сочинить его недостающую часть. Послушайте текст изложения. О чём он? Как можно его озаглавить? Какой части недостаёт? “Однажды моряки увидели в море плот. Издалека он казался пустым. Но, подплыв поближе, они увидели в нём собаку. Моряки взяли её на корабль. Животное очень исхудало, и смотрело на всех жалобными, голодными глазами. Моряки накормили собаку. Как же она оказалась в море?” Далее работа по вопросам:

- как можно озаглавить текст?

- на сколько частей можно разделить?

- как озаглавим каждую часть?

- составление плана, опорных слов

План Опорные слова
1 Собака на плоту Однажды, плот, издалека, подплыв, поближе, моряки, корабль
2. Животное накормили Исхудало, жалобные, голодные глаза, накормили, как же
3. История собаки

- какой части недостаёт? Что непонятно без неё? (недостаёт третьей части, в которой рассказывается, как собака оказалась в море)

- запишите по плану текст изложения, используя опорные слова и свой вариант истории. Помните о памятке к работе по написанию изложения с элементами сочинения.

В этом изложении – сочинении может быть и другой вариант работы: недостающую часть написать в начале изложения, изменив последнее предложение. При первичном знакомстве детей с текстом можно предложить приём активного слушания. Перед глазами детей должна висеть памятка, которую они повторяют до прочтения изложения. И учащиеся уже при первом прочтении текста начинают записывать, зарисовывать слова – памятки. Потом из этих слов составляют предложения, после второго чтения текста учителем, вносят изменения и дополнения, только потом записывают изложение – сочинение в тетрадь.

Проведённый нами урок по написанию изложения с элементами сочинения “Собака на плоту” был первой пробой пера учеников в этом виде работы. С заданием справились все учащиеся. Этому способствовали подготовительные уроки. Вот некоторые варианты концовок детей: “Мальчики строили на берегу плот. Они взяли с собой собаку. Она резвилась рядом, играла. Когда плот был готов, они спустили его на воду и привязали, чтобы не уплыл. Дети ушли домой. Собака запрыгнула на плот, верёвка развязалась. Так она оказалась в море”. “Деревенские ребятишки пошли купаться. С ними увязалась собака. На берегу они увидели плот, решили подшутить над собакой. Заманили её, отвязали верёвку. Собака попыталась спрыгнуть, но было поздно. Так она оказалась в море”.

Мы не остановились на достигнутом и нами была проведена дальнейшая работа с учащимися по написанию этого вида изложения.

Тема: Изложение – сочинение “Мёд в кармане”

Цель: Написать изложение, придумать и дописать концовку

Детям сообщается тема и цель урока. Учитель напоминает, что пользуемся приёмом активного слушания, вспоминаем соответствующую памятку. Далее учитель читает текст. “Дима, Вася и Юра собрались в лес. Мамы дали им по пирожку. Друзья завернули пирожки в бумагу и положили в карманы. А Юре мама налила ещё маленькую бутылочку мёда. Мальчик подумал, что не будет хвалиться ребятам, а где-нибудь сядет один и съест. Положил Юра бутылочку в карман. Пришли ребята в лес, сели на полянку отдохнуть. Захотелось есть. Достали пирожки, едят. Вдруг к Юре подлетела пчела. Села на штанину, лезет в карман. За ней вторая, третья. ” Беседа по вопросам: О чём рассказ? Как можно озаглавить? На сколько частей можно разбить текст? Как озаглавить каждую часть? Назовите опорные слова каждой части, используя свои записи, рисунки.

Составление плана, опорных слов.

План Опорные слова
1. Мальчики собрались в лес пирожки, мамы, завернули в бумагу, положили в карман
2. Что мама дала Юре и что Юра подумал? маленькая бутылочка мёда, сяду один и съем
3. Мёд в кармане пришли в лес, достали пирожки, вдруг, пчела, за ней вторая, третья.
4. Чтоже дальше?

Вот один из вариантов детского творчества в написании концовки: “Мальчики очень удивились, почему это к Юре так пчёлы липнут? Спросили у него. Мальчику ничего не оставалось, как вытащить бутылочку мёда и поделиться с друзьями”.

Для написания следующего типа изложения – сочинения от детей потребуется умение анализировать текст и интерпретировать его.

Тема: Изложение – сочинение “Муравей”

Цель: Написать изложение, выразить своё отношение к поступку человека

Анализ работ показывает, что учащиеся справляются с этим заданием успешно. Например, вот как выразила своё отношение к человеку ученица: “Мне жаль, что муравей, трудясь весь день, пришёл в муравейник ни с чем. Человек оказался злым и жестоким. Он отобрал ягоду у муравья, и он теперь должен вернуться к своей семье с пустыми руками. Его семья осталась голодной. Если бы я встретила муравья с ягодой, то никогда бы не взяла её”. Такие задания нужны, полезны. В содержание текста “Муравей” можно заглянуть глубже: речь идёт о внимательном, бережном отношении человека к природе. “Человек! Не будь так равнодушен и жесток к братьям нашим меньшим. Жестокость в малом рождает жестокость в большом. Бережно относись ко всему сущему на земле. О тебя лично зависит сохранение равновесия на земле”. Это текст, заложенный в подтексте, без специальной подготовки не осознаётся учениками. Так, глагол “тащил” ученики заменяют “нёс”, опускают определение “тяжёлую” и заменяют его на “большую”. А ведь большой не всегда тяжёлый. Для того, чтобы ученики глубже поняли смысл этого изложения можно предложить им такие вопросы и задания:

Как иначе мог поступить человек в этой ситуации?

Как, по-вашему, автор относится к поступку человека? Выражено ли это отношение в рассказе прямо, открыто?

Какие слова и выражения помогают понять отношение автора к происходящему?

Наиболее удачные работы: “Человек поступил неправильно. Он оказался злым и жестоким по отношению к муравью и всему его семейству. Нужно бережно и с любовью относиться ко всему живому на Земле”. Подобные задания способствуют формированию умений, необходимых для вдумчивого, аналитического чтения, пониманию и интерпретации текста.

Написание изложения с элементами сочинения не совсем привычное в повседневной школьной практике творческое упражнение. Оно поможет детям проникнуться творческим настроением, испытать первые муки речевого творчества, может стать для ребят праздником неожиданностей, удивления, радости. Каждое итоговое творческое задание в многообразной работе по развитию связной письменной речи в начальной школе, каждая детская работа – это результат осмысления какой-либо темы, связанной с грамматикой, с изучением конкретного раздела науки о языке. И качество этого результата определяется глубоко продуманным, комплексным подходом учителя к речевому развитию своих учеников на творческом уровне.

Изложение с элементами сочинения по произведению Евгения Пермяка "Случай с кошельком" предназначено для учащихся 4 класса. Кроме плана-конспекта урока по развитию речи предлагается красочная презентация, составленная по всем требованиям, с ссылками на использованные ресурсы.

ВложениеРазмер
izlozhenie.docx 19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи. 4 класс.

Тема: Изложение с элементами сочинения.

Цель: Создать условия для дальнейшего обучения умению письменно передавать содержание текста, вносить элемент рассуждения о происходящем в тексте событии; развивать умение составлять план текста; воспитание нравственности.

I. Орг. момент. Слайд 2

II. Подготовка к восприятию.

- Ребята, на столах перед вами лежит маленький рассказик, который написал Евгений Андреевич Пермяк.

- Евгений Пермяк написал много публицистических статей, рассказов, повестей, романов для взрослого поколения. Кроме того, Евгений Пермяк написал множество сказок и рассказов для детей. Во всех произведениях Евгения Андреевича Пермяка добро побеждает зло. Каждое произведение Евгения Андреевича учит нас честности, справедливости, доброте.

III. Работа по теме.

1.Зрительно-слуховое восприятие текста.

- Ребята, я сейчас буду читать данное произведение, а вы в это время подумайте, какое название можно ему дать.

Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелек. Слайд 5.2

- Так, какое же название можно дать этому рассказу?

2. Анализ содержания.

- Скажите, пожалуйста, о чём говорится в этом рассказе?

- Назовите главных героев!

- Из скольких смысловых частей состоит текст?

3. Составление плана.

- Сейчас мы совместно составим план рассказа.

- Предлагаю прочитать текст по частям. Прочитайте, пожалуйста, первую часть. Подумайте, что в ней главное и озаглавьте ее.

- Прочитайте вторую часть, подумайте, что в ней главное. Какое название дадим этой части?

- Прочитайте третью часть рассказа. Какое название дадим этой части?

- Прав ли, по-вашему, Костя?

- Последнюю часть изложения вы должны написать самостоятельно, рассуждая над вопросами: как бы поступил я? Прав ли Костя?

1) Старушка обронила кошелек.

2) Мальчик обиделся.

3) Быть честным – долг, а не заслуга.

4) Как бы поступил я?

3. Орфографическая работа. Слайд 10

- Разберем написание наиболее трудных слов из текста: жизнь, деньки, хроменькая, жаловаться.

- Какая орфограмма объединяет эту группу слов? (мягкий знак - смягчающий)

- Объясните, пожалуйста, данную орфограмму.

- Какая орфограмма объединяет слова: побежал, схватил, нагнулся, посмотрела, запомнил? (Правописание слов с приставками.)

- Обратите внимание на написание наречий: скоро, впереди, строго.

- Как они пишутся? (Слитно.)

- Что вы напишете в конце слов скоро, строго? (Букву о.)

Слайд 13 (Знаки препинания)

4. Лексико-орфографическая подготовка.

- Понятен ли вам смысл всех слов?

5. Устный пересказ текста.

6. Написание изложения.

- Опираясь на план, напишите изложение, кроме того, не забудьте, что

последнюю часть изложения вы должны написать самостоятельно, рассуждая над вопросами: как бы поступили в данной ситуации вы? Прав ли мальчик?

- Вас чему-нибудь научил сегодняшний урок?

- Есть ли желающие прочитать свой последний абзац?

- Были ли у кого-нибудь проблемы, при написании изложения?

- В чём заключались ваши трудности?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок русского языка 4 класс Тема: Изложение с элементами сочинения с языковым анализом текста по самостоятельно составленному плану "Родничок".

Изложение с элементами сочинения с языковым анализом текста по самостоятельно составленному плану "Родничок".

Изложение с элементами сочинения "Родничок" (4 класс)

Представлен конспеку урока изложения с элементами сочинения "Родничок" 4 класс система Л.В. Занкова.


Презентация к уроку русского языка. Изложение с элементами сочинения.

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: Изложение с элементами сочинения по произведению Евгения Пермяка "Случай с кошельком". Презентация составлена по всем требованиям, с ссылка.

Изложения с элементами сочинения или рассуждения как форма обучения младших школьников основам безопасности дорожного движения.

Тексты изложений с элементами творческого характера для учащихся 3-4 классов.


изложение с элементами сочинения" родничок" 4 класс

изложение с элементами сочинения" родничок" 4 класс.


Изложение с элементами сочинения "Золотой рубль"

Изложение с элементами сочинения "Золотой рубль".


Изложение с элементами сочинения по рассказу Е.Пермяка "Случай с кошельком"

Цель: Создать условия для дальнейшего обучения умению письменно передавать содержание текста, воспитание нравственности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: создать условия для дальнейшего обучения умению письменно передавать содержание текста, воспитание нравственности.

Планируемы результаты:

- учиться выделять в тексте смысловые части, определять тему текста и главную мысль.

- учиться вносить элемент рассуждения о происходящем в тексте событии.

- создание условий для развития интереса к изучению данной темы;

- развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

-формирование умения слушать и слышать собеседника;

-формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Методы и приёмы

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учеников

Здравствуйте, ребята! Встали все красиво возле своих рабочих мест и проверили готовность к уроку. Садитесь пожалуйста.

Проверяют готовность к уроку.

Личностные: принятие образа хорошего ученика.

-Отгадайте ребyс и выйдите на темy урока.

Тема yрока изложение. Вывешиваю слово изложение.

Личностные : ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

Постановка учебной задачи

Приём – проблемный диалог.

Что такое изложение? (Изложение – это передача на письме своими словами маленьких рассказов и отрывков художественной прозы. Текст написанный по памяти.

Порассуждаем, в каких жизненных ситуациях может пригодиться вам умение письменно излагать услышанный или увиденный текст.(в профессии, письма)

- Излагать свои мысли красиво и грамотно – большое искусство, которому следует серьезно учиться.

Чемy должны yчиться? В чем будем себя тренировать во время работы над изложением?

Чтобы написать изложение существуют ли для этого какие-то правила?

2.Вопросы к текстy

9.Самопроверка. Это и бyдет планом нашего yрока.

Отвечают на вопросы учителя.

Называют правила и шаги работы с текстом.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Подготовка к восприятию текста

Слушают рассказ учителя

Познавательные: о смысленно слушать, извлечение из текста необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Решение частных задач.

Приём – чтение текста.

Приём – составление плана текста.

Зрительно-слуховое восприятие текста.

- Ребята, я сейчас буду читать данное произведение, а вы в это время подумайте, какое название можно ему дать.

Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке.

Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелек.

Cecтpa остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным - долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил их на всю жизнь.

- Так, какое же название можно дать этому рассказу?

- Скажите, пожалуйста, о чём говорится в этом рассказе?

- Назовите главных героев!

- Из скольких смысловых частей состоит текст?

3. Составление плана.

- Сейчас мы совместно составим план рассказа.

- Предлагаю прочитать текст по частям. Прочитайте, пожалуйста, первую часть.

Подумайте, что в ней главное и озаглавьте ее.

- Прочитайте вторую часть, подумайте, что в ней главное. Какое название дадим этой части?

- Прочитайте третью часть рассказа. Какое название дадим этой части?

- Прав ли, по-вашему, Костя?

- Последнюю часть изложения вы должны написать самостоятельно, рассуждая над вопросами: как бы поступил я? Прав ли Костя?

1) Старушка обронила кошелек.

2) Мальчик обиделся.

3) Быть честным – долг, а не заслуга.

4) Как бы поступил я?

3. Орфографическая работа.

- Разберем написание наиболее трудных слов из текста: жизнь, деньки,

- Какая орфограмма объединяет эту группу слов? (мягкий знак - смягчающий)

- Объясните, пожалуйста, данную орфограмму.

- Какая орфограмма объединяет слова: побежал, схватил, нагнулся,

посмотрела, запомнил? (Правописание слов с приставками.)

- Обратите внимание на написание наречий: скоро, впереди, строго.

- Как они пишутся? (Слитно.)

- Что вы напишете в конце слов скоро, строго? (Букву о.)

4. Лексико-орфографическая подготовка.

- Понятен ли вам смысл всех слов?

5. Устный пересказ текста.

6. Написание изложения.

- Опираясь на план, напишите изложение, кроме того, не забудьте, что последнюю часть изложения вы должны написать самостоятельно, рассуждая над вопросами: как бы поступили в данной ситуации вы? Прав ли мальчик?

Придумывают название рассказу.

Составляют план текста.

Читают по частям.

Озаглавливают части текста.

Рассуждают по проблеме.

Разбирают написание трудных слов.

Пересказывают устно текст.

Рефлексия и итог урока.

Вас чему-нибудь научил сегодняшний урок?

- Есть ли желающие прочитать свой последний абзац?

Были ли у кого-нибудь проблемы, при написании изложения? - В чём заключались ваши трудности?

Отвечают на вопросы учителя.

Подводят итог своей работы.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 776 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 24.12.2020 712
  • DOCX 66.5 кбайт
  • 47 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Демченко Ирина Фёдоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомить с письменным пересказом текста, при котором меняется лицо повествователя; формировать действие самоконтроля.

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе

Методы обучения

Виды учебной деятельности

Оборудование

Изложение с элементами сочинения

Знакомить с письменным пересказом текста, при котором меняется лицо повествователя; формировать действие самоконтроля

Урок закрепления знаний.

Частично – поисковый; имитационный, здоровье-сберегающий; рефлексия;

Планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; анализ; составление высказываний по алгоритму; построение речевого высказывания в устной форме; накопление опыта в соответствии с изученной лексикой и грамматической конструкцией; контроль; коррекция.

Начальная школа XXI века

Планируемый

Предметные УУД: формировать навык связной и письменной речи; развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные: умение определять и формулировать цель на уроке, учитывать выделенные учителем ориентиры, действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.

Познавательные: формулируют ответы на вопросы; определяют проблему и находят способы её решения.

Регулятивные УУД: учитывают выделенные учителем ориентиры действия; планируют свою деятельность.

Коммуникативные УУД: владеют монологической и диалогической формами речи; соблюдают орфографические нормы написания

Личностные УУД: выражают готовность к преодолению трудностей в освоении новых действий.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

К какому уроку вы приготовились?

- Я хочу, чтобы вы на уроке думали, сотрудничали друг с другом и принимали верное решение. Пожелайте друг другу удачи.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Постановка учебной задачи

-Откройте тетради, сядьте правильно напишите число, классная работа.

- Откройте учебники на с. 55, найдите урок 87. -По какому разделу вы будете работать? Прочитайте тему урока. Какую задачу вы поставите?

-Что такое текст? (Текст – это предложения, связанные между собой по смыслу.)

Какой текст вы будете учиться писать узнаете из задания упр.1.

- Сегодня на уроке вы напишите изложение, расскажите историю, которая произошла с писателем.

Познавательные:

умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, оформлять свою мысль в устной форме речи.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока для 4 класса на тему "Изложение с элементами сочинения"

Развитие речи. 4 класс.

Тема: Изложение с элементами сочинения.

Цель: Создать условия для дальнейшего обучения умению письменно передавать содержание текста, вносить элемент рассуждения о происходящем в тексте событии; развивать умение составлять план текста; воспитание нравственности.

I. Орг. момент. Слайд 2

II. Подготовка к восприятию.

- Ребята, на столах перед вами лежит маленький рассказик, который написал Евгений Андреевич Пермяк.

- Евгений Пермяк написал много публицистических статей, рассказов, повестей, романов для взрослого поколения. Кроме того, Евгений Пермяк написал множество сказок и рассказов для детей. Во всех произведениях Евгения Андреевича Пермяка добро побеждает зло. Каждое произведение Евгения Андреевича учит нас честности, справедливости, доброте.

III. Работа по теме.

1.Зрительно-слуховое восприятие текста.

- Ребята, я сейчас буду читать данное произведение, а вы в это время подумайте, какое название можно ему дать.

Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелек. Слайд 5.2

- Так, какое же название можно дать этому рассказу?

2. Анализ содержания.

- Скажите, пожалуйста, о чём говорится в этом рассказе?

- Назовите главных героев!

- Из скольких смысловых частей состоит текст?

3. Составление плана.

- Сейчас мы совместно составим план рассказа.

- Предлагаю прочитать текст по частям. Прочитайте, пожалуйста, первую часть. Подумайте, что в ней главное и озаглавьте ее.

- Прочитайте вторую часть, подумайте, что в ней главное. Какое название дадим этой части?

- Прочитайте третью часть рассказа. Какое название дадим этой части?

- Прав ли, по-вашему, Костя?

- Последнюю часть изложения вы должны написать самостоятельно, рассуждая над вопросами: как бы поступил я? Прав ли Костя?

1) Старушка обронила кошелек.

2) Мальчик обиделся.

3) Быть честным – долг, а не заслуга.

4) Как бы поступил я?

3. Орфографическая работа. Слайд 10

- Разберем написание наиболее трудных слов из текста: жизнь, деньки, хроменькая, жаловаться.

- Какая орфограмма объединяет эту группу слов? (мягкий знак - смягчающий)

- Объясните, пожалуйста, данную орфограмму.

- Какая орфограмма объединяет слова: побежал, схватил, нагнулся, посмотрела, запомнил? (Правописание слов с приставками.)

- Обратите внимание на написание наречий: скоро, впереди, строго.

- Как они пишутся? (Слитно.)

- Что вы напишете в конце слов скоро, строго? (Букву о.)

Слайд 13 (Знаки препинания)

4. Лексико-орфографическая подготовка.

- Понятен ли вам смысл всех слов?

5. Устный пересказ текста.

6. Написание изложения.

- Опираясь на план, напишите изложение, кроме того, не забудьте, что

последнюю часть изложения вы должны написать самостоятельно, рассуждая над вопросами: как бы поступили в данной ситуации вы? Прав ли мальчик?

Читайте также: