Изложение и сочинение рассуждение

Обновлено: 08.07.2024

Справочник предназначен для учащихся 8 - 9 классов при подготовке к итоговой аттестации.

ВложениеРазмер
Справочник по подготовке к творческим заданиям ОГЭ - 2020 54.84 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТЬ 1. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Задание 1: сжатое изложение не менее 70 слов, сохраняя главные мысли микротем.

  1. Прослушайте текст первый раз. Выделите главную мысль ( для чего автор написал текст) , тему, уясните последовательность частей.
  2. Следите за интонацией. Пауза указывает на абзац. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей, выделите микротемы.
  3. Озаглавьте каждую часть и составьте план. После каждого пункта оставьте 4 строчки.
  4. Прослушайте текст второй раз. При прослушивании записывайте ключевые слова и фразы в пустые места.

6.Опираясь на план и ключевые слова, приступим к сжатию текста. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

(Используйте приёмы сжатия)

8. Перечитайте написанное. Обдумайте средства связи между частями, следите за логикой изложения, исправьте ошибки.

9. Проверьте свой текст по критериям.

10. Перепишите отредактированный текст на чистовик.

Внимание! Необходимо передать главное в каждой микротеме и во всем тексте! Не меняем лицо в тексте!

Работа над планом

Назывной план - выделение ключевых слов.

Вопросный план - поставьте вопросы к абзацам.

Тезисный план - краткий ответ на вопрос.

Содержательные приёмы компрессии текста:

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Языковые приёмы компрессии текста:

• замена однородных членов обобщающим наименованием;

• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

• замена предложения или его части указательным местоимением;

• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

• замена сложноподчиненного предложения простым.

• исключение фрагмента предложения;

• исключение одного или нескольких синонимов.

3. Слияния: • слияние нескольких предложений в одно.

Часть 3. Сочинение

Планы написания сочинений

  1. Нужно выбрать одну тему.
  2. Легче тема 15.3 или 15.2. Тему 15.1 можно выбирать только сильным ученикам.
  3. Сочинение чётко по плану.
  4. Не менее 70 слов. Считаются только ваши мысли, а не фразы из текста.

1 абзац: Вступление: Тезис (объяснение значение фразы из текста) и её комментарий:

Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы, фрагмента текста). Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

2 абзац: пример из текста и его объяснение:

3 абзац: второй пример из текста и его объяснение:

В заключение хочется сказать, что… (сделайте вывод).

Сочинение – объяснение слова

1 абзац: тезис (объяснение слова) и комментарий к нему (3 – 4 предложения):

Что такое мужество ( …или другое слово из задания). Мужество (или другое слово) – это ….. Далее комментируем это определение своими словами.

2 абзац: первый пример из текста и его объяснение:

3 абзац: второй пример из вашего жизненного опыта ( случай из жизни, телепередачи, книги) и его объяснение:

Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить случай из моей жизни (или герой произведения (книги, кинофильма)… Пишем пример и объясняем слово ( 4 – 5 предложений).

Тренировочные задания и образцы

(1) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы. (2) Впервые после долгой блокадной зимы они отправились пешком с Петровской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3) Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4) Зимой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5) Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6) Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки-бойцы отряда противовоздушной обороны. (7) Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8) На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9) Как и другие работники дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.

(21) А в мае 1942 году во Дворце пионеров работали многочисленные кружки – танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22) Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.

(По Л. Овчинниковой)

Примеры работ учеников

Сочинение ученика (см. исходный текст)

Смысл данной фразы я понимаю так: морякам каждый день приходилось смотреть смерти в лицо, ведь они защищали нашу родину от фашистов. Они обладали силой духа и мужеством. И такая же сила духа была присуща ленинградским детям, потому что они жили в условиях блокады. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.

Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй.

В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ 15.3.

1. Внимательно перечитай исходный текст.

2. Найди ответ на предложенный тебе вопрос: что это такое? (Человечность? Доброта? Мужество? Героизм?).

3. Сформулируй этот ответ своими словами и запиши его на черновике.

4. Подбери материал для первого аргумента :

— найди в тексте примеры, иллюстрирующие данное этическое понятие;

— помни, что надо объяснить, как проявляется человечность (доброта, мужество, героизм …) в конкретном случае;

— необходимо обязательно комментировать поступки героев, исходя из предложенного задания;

— не забывай указывать номера предложений, на которые ты ссылаешься;

5. Подумай над тем, какой материал ты возьмёшь в качестве второго аргумента :

— вспомни, сталкивался ли ты с этим понятием в собственной жизни, в жизни родителей, друзей;

— обратись к своим знаниям (это тоже аргумент, основанный на жизненном опыте): вспомни о недавно прочитанной книге, о просмотренном фильме, об историческом факте…

6. И, конечно же, не забудь о выводе. Перечитай всё то, что написал, и сделай вывод, обобщив написанное.

Давай еще раз поговорим о композиции сочинения. В сочинении 15.3. может быть четыре абзаца.

1 абзац – толкование этического понятия, предложенного для размышления;

2 абзац – аргумент из исходного текста;

3 абзац – аргумент из жизненного опыта;

Не забывай, что каждый последующий абзац должен содержать новую информацию

Изложение и сочинение – виды творческих работ, развивающих речевые навыки и способность выражать мысли в синтаксически и стилистически правильно организованном тексте. В общеобразовательных школах их написание входит в программные требования к изучению языка и литературы, а также некоторых других гуманитарных дисциплин, например, истории и изобразительного искусства. Эти виды работ отличаются целью выполнения, структурой и содержанием.

Определение

Сочинение – это самостоятельная творческая работа, в которой раскрытие темы отражает позицию автора. Структура сочинения включает вступление, основную часть и заключение; его содержание может иметь форму рассуждения, сравнительной характеристики, описания или повествования.

Изложение – вид письменной или устной работы по развитию речи, выполнение которой заключается в передаче основного содержания воспринимаемого на слух текста с сохранением его структуры и стилистических особенностей.

Сравнение

Главное отличие кроется в значении слов излагать и сочинять. Изложить можно то, что услышал, понял и запомнил. Именно это составляет основную задачу при подготовке к написанию изложения. Она требует внимания к тексту и сосредоточенности при составлении плана, с которого рекомендуется начинать работу в черновом варианте, чтобы не нарушить последовательность в изложении текста и не упустить важных для его содержания деталей.

Сочинить можно только свой собственный текст, то есть, написать сочинение – значит передать в форме связной речи мысли и чувства, вызванные проблемой, отраженной в теме. Чтобы иметь такую возможность, необходимо изучить саму тему и подобрать фактический материал, на основании которого суждения автора приобретут убедительность и будут подтверждены ссылками на достоверные источники.

Содержание сочинения и выбор лексических средств для передачи в нем

авторской мысли зависят от типа творческой работы.

В сочинении повествовательного характера описываются события или ситуации, затрагивающие проблемы морально-этического, общественно-исторического или мировоззренческого плана. Умение автора сделать обоснованный вывод в такой работе свидетельствует о его глубоком понимании темы и способности к самостоятельному анализу.

Работа над сочинением с элементами описания развивает образное мышление и позволяет использовать обширный ряд средств художественной выразительности, которые помогают предать впечатления от картин природы, произведений искусства, внешности человека, отражающей богатство его внутреннего мира.

Более сложным видом творческой работы считается сочинение-характеристика. В нем автор должен продемонстрировать владение приемами сопоставления и анализа, при помощи которых необходимо охарактеризовать литературных героев в соответствии с их ролью в раскрытии идейного содержания произведения.

Сочинение-эссе – произвольная форма изложения авторской мысли, наиболее полно раскрывающая способность автора к правильной аргументации, логическому построению текста, уместному использованию в нем необходимых художественных средств и приемов.

В отличие от сочинений, изложения бывают только двух типов: устные и письменные. Они не требуют выражения авторской позиции. В работе над изложением преследуется цель передать содержание текста близким к исходному, не внося в него элементы анализа и оценочных суждений. В изложении крайне важны фактическая основа и логическая связь фрагментов, благодаря которым текст сохраняет свою информативность и художественное своеобразие.

Изложение

Таблица-черновик

Данный способ наиболее эффективен, однако стоит использовать и другие методы.

Представление содержания в виде графических символов, схем, рисунков

  1. Педагог создает видеоряд, соответствующий тексту изложения на будущем уроке. Благодаря этому ученики узнают, как мозг должен фиксировать основной смысл текста, представляя его содержание в обобщенном виде.
  2. Первое прослушивание текста на уроке происходит с видеорядом. Этот прием можно начать практиковать уже с 7 класса.
  3. Девятиклассники выполняют проектную работу: составить видеоряд к изложению для семиклассников.

Осмысление логики автора

Ученик, используя разные способы сжатия текста, пробует представить логику подачи материала автором.

Приемы сжатия текста. Согласно условиям задания, изложение должно быть сжатое. Существует три способа сжатия текста: упрощение, исключение, обобщение. Специалисты рекомендуют метод обобщения. При этом исключение срабатывает автоматически, при записи материала. Нужно учесть, что работая над сжатием, ученики часто допускают ошибки: например, записывают только одно слово из ряда однородных членов, что приводит к нарушению логики повествования, а иногда даже создает юмористический эффект.

Сборник содержит задания, помогающие усвоить значение и форму синтаксических единиц: словосочетания, простого и сложного предложений, текста,–и на этой основе сформировать умения правильно строить устную и письменную речь.

Сочинение

Сочинение в ОГЭ по русскому языку 2018 представлено тремя заданиями. Ученик должен выполнить одно из них.

15.1. Сочинение на лингвистическую тему

Повышенный уровень. Данное задание стоит отрабатывать не только к предстоящему ОГЭ, но и к олимпиадам. Элементы подготовки:

  • Повторение разделов языкознания. Приступая к сочинению, школьник должен первым делом определить, о каком разделе в высказывании ученого идет речь. Примеры:

15.2. Сочинение с опорой на исходный текст

Высокий уровень. Активно разбирать данный вид сочинения лучше с теми выпускниками 9 классов, которые собираются переходить в 10 класс и, соответственно, сдавать последующие экзамены. Работа с текстом и понимание проблематики текста – очень важные навыки при написании сочинения ЕГЭ по русскому языку.

15.3. Сочинение-рассуждение о значении общего понятия

Базовый уровень. С данного задания лучше начинать подготовку к написанию сочинения. Как правило, рассуждение выбирают те ученики, которые испытывают определенные трудности в создании письменных высказываний. Элементы подготовки:

Русский язык. 9 класс. Диагностические работы

Рабочая тетрадь, созданная в связи с введением в действие ФГОС ООО по русскому языку, поможет учителю объективно диагностировать предметные и метапредметные результаты освоения школьниками учебной дисциплины в формате входного, тематического и итогового контроля, учащимся - вести подготовку к итоговой аттестации по русскому языку, прибегая к самопроверке, а родителям - организовать работу над ошибками учащихся в домашних условиях.

Критерии оценки ОГЭ 2018

Максимальный балл: 7.

  • ИК1: Содержание изложения.
  • ИК2: Сжатие исходного текста.
  • ИК3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Основные трудности на экзамене связаны с третьим критерием: учащиеся часто допускают логические ошибки. Получить 7 баллов за изложение несложно. При постоянных тренировках дети начинают осознавать, что способны зафиксировать любой текст, а уверенность помогает стравиться с заданием.

Максимальный балл: 9.

Задания 15.1, 15.2, 15.3, несмотря на разные уровни сложности, оцениваются одинаково. Из-за этого некоторые педагоги не работают с наиболее сложной темой – а зря. Выполнение заданий формата 15.1 способствует развитию мышления, речи, расширяет и углубляет знания учеников о русском языке, учит мыслить грамматическими категориями.

Критерий СК1 отличается в соответствии с заданием:

  • 15.1: Наличие обоснованного ответа.
  • 15.2: Понимание смысла фрагмента текста.
  • 15.3: Толкование значения слова.

Остальные критерии оценки сочинения идентичны:

СК2: Наличие примеров-аргументов.

СК3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения.

СК4: Композиционная стройность.

Грамотность и фактическая точность речи

Максимальный балл: 10.

Сочинение и изложение оцениваются вместе по критериям: орфография, пунктуация, грамматика, речь, фактическая точность.

Разные алгоритмы написания изложения и сочинения позволяют осуществить дифференцированный подход в подготовке. Так повышается вероятность успеха каждого ученика на ОГЭ 2018 по русскому языку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Итоговая аттестации – основной вид экзамена в 9 классе в общеобразовательный учреждениях в России. Это всегда серьёзное испытание. Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к нему и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену, суммирующий положительный опыт коллег и собственные наблюдения и обобщения. В этой работе представлены системно обоснованные рекомендации, которые могут быть полезны при обучении созданию текста сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему и сжатого изложения.

Подготовка к сжатому изложению.

Сжатое изложение – особый вид пересказа текста, основной задачей которого является умение передавать главную информацию в краткой обобщённой форме.

Требования к сжатому изложению.

Сжатое изложение должно передавать основное содержание первичного текста кратко и обобщённо.

Сжатое изложение должно сохранять композицию текста, т. е. построение, соотношение и взаимное расположение частей: вступление, основную часть и заключение .

В создаваемом тексте должны быть отражены основные мысли автора ( все микротемы ), соблюдена логическая последовательность событий.

В сжатом изложении должна быть соблюдена речевая связность , т.е. связь между отдельными частями речи или отрезками текста.

Недопустимы фактические искажения при передаче характеров действующих лиц и обстановки.

Лицо в изложении менять нельзя . Изложение следует вести от того лица , от которого написан текст.

Этапы работы над изложением.

1. Внимательно прослушайте текст первый раз и запишите ключевые слова (в левой части, 1).

Ключевое слово – слово в тексте, способное вместе с другими ключевыми словами представлять текст, его каркас, т.е. по ним возможно достаточно полно восстановить текст. Если ключевые слова выделены правильно, восстановить текст очень просто.

Ключевые слова - 1

Ключевые слова - 2

Ключевые слова - 3

2. Составьте тезисный план текста на основе ключевых слов, выделяя микротемы каждой части, озаглавив их.

Микротемы (подтемы) – часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её. Микротемы , как правило, соотносятся с абзацами . Сколько абзацев – столько микротем.

При чтении микротемы разделяются интонационной паузой.

Тезисный план.

1 микротема: ______________________________________________________________________

2 микротема: __________________________________________________________________________________

3 микротема: __________________________________________________________________________________

3. Прослушивая текст второй раз , сделайте уточнения, дополнения, запишите яркие авторские слова и выражения ( в правой части , 2 ).

4. Напишите черновой вариант текста.

Чтобы правильно передать содержание прослушанного текста, не забывайте о теме и об идее текста.

Тема: ____________________________________________________________________________

Идея: ___________________________________________________________________________

Помните об особенностях построения текста.

Тип текста: _____________________________________________________________________

Особенности построения текста:

в повествовании - начало действия (завязка), развитие его, кульминация, конец действия (развязка);

в описании – общее впечатление от предмета, описание его признаков;

в рассуждении – основное положение (тезис), аргументы (доказательства), вывод.

5. Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.

6. Продумайте, какие способы сжатия текста вы можете применить при написании изложения.

Три способа сжатия.

Исключение. Выделить с точки зрения основной мысли главное, а второстепенные детали исключить: повторы, однородные члены, отступления, один или несколько синонимов, исключение уточняющих, вводных конструкций и т.д.

Обобщение . Слияние простых предложений в сложное, замена однородных членов предложения обобщающим словом, замена прямой речи косвенной т.д.

Упрощение. Нужно передать содержание более доступно различными средствами: замена сложного предложения простым, формулирование мысли своими словами, замена придаточных синонимами-определениями и обстоятельствами, т.д.

7. Отредактируйте черновик.

8. Перепишите текст, затем внимательно проверьте его.

Задание 15.2

Сочинение-рассуждение по заданному тексту.

(Прочитайте внимательно задание, подчеркните ключевые слова).

Помните: художественный текст, который Вам предложен, это не просто отдельный случай из жизни, описанный автором. Это иллюстрация к размышлениям писателя на морально-этическую тему. Автор делится с читателем своими мыслями по этому поводу, подкрепляя их для наглядности конкретными примерами из жизни. Ваша задача – понять авторский замысел.

1. В этом сочинении Вы должны продемонстрировать умение самостоятельно разъяснять смысл (идею) фрагмента исходного текста. Как правило, идея текста (Что хотел сказать читателям автор?) заключается именно в выделенном фрагменте.

2. Избегайте пересказа текста , а также изложения сведений, которые не имеют прямого отношения к теме. Это должно быть рассуждение и анализ текста.

3. Абзацное членение текста! Каждый новый абзац можно начинать в том случае, если далее следует новая мысль, например , новый аргумент.

Основные правила работы над раскрытием смысла текста.

1. Внимательно перечитайте текст несколько раз.

2. Определите его тему (О чём текст?). _______________________________________________________

3. Определите идею (Какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?). Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте . Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите на черновике.

4. Отметьте те фрагменты текста , которые подтверждают , по вашему мнению, эту идею. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике.

1. __________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________ _

2. __________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________ _

Структура сочинения-рассуждения 15.2

1. Вступление- тезис .

2. Основная часть. Примеры-аргументы:

а) первый пример из предложенного текста + Ваш комментарий;

б) второй пример из предложенного текста + Ваш комментарий.

4. Вывод- заключение (по тезису).

Шаг 1. Пишем вступление-тезис. (1 абзац).

Вступление обычно состоит из двух частей : тезиса и комментария. Тезис представляет собой толкование фрагмента текста, а комментарий – пояснение тезиса. Ваша задача - объяснить смысл заданных строк. Обычно в задании дана цитата, которая содержит идею , основную мысль, текста, и дать объяснение не составит труда. (См. пункт 3. ИДЕЯ )

При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

3. Смысл финала текста (ФИО автора) очень глубок: …

6. Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом.

7. В указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …

8. Смысл данного отрывка я понимаю так: …

Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими. Помните: вводные слова всегда на письме выделяются запятыми.

ШАГ 2. Пишем основную часть. (2-3 абзацы или только один абзац)

Примеры можно оформлять следующими способами:

- цитирование (если предложение небольшое), знаки препинания – как при прямой речи;

- если предложение длинное, то - частичное цитирование, но замените опущенные слова многоточием;

- указание номера предложения, которое, на Ваш взгляд подтверждает идею;

-формулирование мысли автора своими словами.

Избегайте пересказа текста: Вы должны показать умение анализировать и рассуждать. Нельзя подавать аргумент так: возьмём для примера предложение 1.

Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише :

Примером может служить аргумент из текста, в котором…

Обратимся к тексту. Предложение №… подтверждает мысль о том, что…

Справедливость этого тезиса можно доказать на примере . предложения текста.

Проиллюстрировать тезис можно следующим примером из текста…

В доказательство собственных выводов приведу пример из . предложения текста: "Пример".

В тексте можно найти пример, подтверждающий мою мысль (мой тезис). В предложении №… автор говорит о том, что …

Возможно использование вводных слов: во-первых, во-вторых…

Шаг 3. Пишем вывод-заключение. (3 или 4 абзац)

Задача вывода – подвести итог размышлению, еще раз обратив внимание на самую главную мысль. Вывод должен быть логичным, не противоречащим тезису и аргументам.

Для включения в сочинение вывода можно использовать следующие речевые клише:

В заключение отмечу, что.

Итак, подводя итог моим рассуждениям, могу сказать, что…

Данный текст помог мне понять…

Задание 15.3

Сочинение-рассуждение.

Что такое совесть?

План сочинения-рассуждения.

1.Вступление-тезис. Толкование значения слова. Комментарий к нему.

2.Основная часть. Примеры-аргументы :

а) первый пример из предложенного текста;

б) второй пример из жизненного опыта .

3. Вывод -заключение.

ШАГ 1. Пишем вступление-тезис. (1 абзац)

1. При написании можно использовать следующие речевые клише :

Объясните , как Вы понимаете значение того слова, которое указано в формулировке задания. Можно перечислить основные признаки этого понятия, указать на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие.

2. Дайте комментарий данному определению, расширяя свой ответ. Можно сказать о том, насколько актуально сегодня это понятие, какую роль играет в нашей жизни.

При написании можно использовать следующие речевые клише.

ШАГ 2. Пишем основную часть. (2 -3 абзацы)

В качестве первого аргумента – предложенный текст Р. Погодина.

Переходом к аргументации будут следующие фразы-клише :

- Кратко опишем, какие поступки, связанные с анализируемым понятием, совершил герой.

- Обязательно прокомментируйте, как проявляется совесть в его поступках.

2.Второй пример-аргумент из жизненного опыта. (3 абзац)

Переходом ко 2 аргументу могут быть следующие фразы-клише:

В качестве второго аргумента:

Другое произведение.

Пример из собственного жизненного опыта.

НО! Рассказывая историю из своей жизни или жизни своих близких, помни, что должен быть не только пересказ, но и анализ поступка: почему было так сделано.

Второй аргумент мы приводим, опираясь на собственные жизненные впечатления. Ими могут быть:

- яркий случай из собственной жизни или жизни твоих близких;

- поучительная история из жизни выдающихся людей;

- обращение к книге , в которой раскрыта данная тема;

- обращение к фильму , в котором раскрыта данная тема;

- обращение к историческим фактам , которые ты знаешь.

ШАГ 3. Пишем вывод-заключение. (4 абзац)

Вывод надо писать, обязательно используя речевые сигналы завершения работы. Используем вводные слова : итак, таким образом, следовательно.

Возможно использование речевых клише:

Главные вопросы о письменной части ОГЭ 2020 по русскому языку

ОГЭ – это основной государственный экзамен, который ученики сдают в 9-м классе и без которого невозможно получить аттестат об основном общем образовании. ОГЭ по русскому языку, наряду с математикой, является обязательным предметом для всех девятиклассников.

Структура ОГЭ по русскому языку

ОГЭ по русскому языку состоит из трех частей – тестовой части, сочинения и изложения. Чтобы получить уверенную четверку, не говоря уж о пятерке, необходимо выполнить все три части.

Критерии оценивания

За тестовую часть (задания № 2–8) можно получить 7 баллов – по одному баллу за каждый верный ответ. Как мы уже упоминали ранее, в задании может быть несколько вариантов ответа, и если вы добавите лишний ответ или один вариант из трех будет ошибочным, то, увы, – задание будет оценено нулем баллов.

Итак, если вы намерены получить достойный балл за основной государственный экзамен, который, кстати, является вступительным испытанием во многие колледжи и техникумы, – все три части чрезвычайно важны.

К чему готовиться, чтобы получить максимум баллов?

Типы сочинений ОГЭ и советы эксперта по написанию сочинения

На выбор ученику предлагается три типа сочинения.

Задание 15.1 представляет собой сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Выпускнику необходимо раскрыть высказывание о русском языке (например, об орфографии, или стилистике, или пунктуации) одного из видных филологов, лингвистов, писателей. Первый абзац сочинения должен быть посвящен раскрытию данного высказывания. Во втором и третьем абзаце выпускник должен привести два примера из текста, подтверждающие тезис. Так, если тезисом работы является мысль о том, что знаки препинания помогают передать чувства говорящего, то в пример можно привести предложения с вопросительным или восклицательным знаком, которые передают вопрос, удивление или возмущение автора или героя текста. В заключительном абзаце необходимо написать вывод ко всей работе.

Задание 15.2 связано с умением ученика анализировать текст. В первом абзаце этого типа письменной работы нужно раскрыть фрагмент текста, объяснив значение какой-либо фразы из текста. Ученик должен показать, как он понял основную мысль предложенного для анализа текста. Во втором и третьем абзацах нужно привести два примера-иллюстрации из текста, которые помогают раскрыть основную мысль. И не стоит забывать про вывод – необходимую композиционную часть любого сочинения.

Последний тип задания – 15.3. В нем выпускнику нужно объяснить, как он понимает значение какого-либо понятия, такого, к примеру, как любовь, милосердие, доброта, предательство, настоящее искусство и тому подобное. В первом абзаце ученик должен написать, как он понимает значение этого понятия. Во втором абзаце – привести примеры из текста. Например, если речь идет о милосердии, нужно найти в тексте пример этого качества, показать, кто из героев его демонстрирует. Третий абзац посвящен примеру из жизненного опыта, в который можно включить пример из прочитанной учеником книги. В выводе нужно подвести итог всем размышлениям.

Сочинение на максимум баллов

Пример и разбор сочинения

Рассмотрим пример сочинения, в котором сделаны типичные ошибки.

Что такое бестактность? Бестактность – это качество, которое задевает чувства других. Бестактные люди лишены чуткости.

Приведу пример из текста. В предложениях 29–36 одноклассники и старшеклассники проявили бестактность, то есть задели чувства мальчика.

В данном абзаце пример из текста не раскрыт, а лишь упомянут. Необходимо было дописать, как именно были задеты чувства мальчика, в чем конкретно была проявлена бестактность. Также можно было привести цитату из текста.

Хотелось бы еще привести пример из жизненного опыта. У моего знакомого есть привычка перебивать. Это и есть настоящая бестактность. Из-за этого у него практически нет друзей и приятелей.

В этом абзаце ученик допустил принципиальную ошибку, связанную с этичностью высказывания. Нельзя в осуждающем тоне писать о друзьях, знакомых, окружающих людях. Недостатки, отрицательные качества лучше всего демонстрировать или на своем примере, или на примере из литературы.

Хотелось бы еще добавить, что бестактность – это качество, из-за которого нарушаются нормы общения.

Мне кажется, что материнская любовь – это бескорыстное, всепрощающее и вечное проявление добра и тепла матери по отношению к детям. Мама всегда готова помочь и поддержать своих детей, простить их, если они совершили ошибку.

В заключение хотелось бы сказать, что материнская любовь является одной из самых важных вещей для ребенка и даже для взрослого человека, ведь всем нам, независимо от возраста, бывает нужен мамин совет или помощь.

Подготовим к успешной сдаче ОГЭ по русскому языку

Основная информация об изложении

Изложение – это задание под номером 1 в ОГЭ по русскому языку. Именно с него начинается экзамен. Выпускникам с перерывом в 5 минут будет включена аудиозапись с текстом изложения. Первый раз мы рекомендуем ничего не записывать, а лишь пометить начало микротем и уловить общий смысл текста – иначе, увлекшись записыванием, можно пропустить остальной текст. В перерыве стоит набросать то, что запомнилось. А вот во время прослушивания текста во второй раз записать все то, что вы упустили в первый раз.

Ни в коем случае не стоит писать точь-в-точь теми же словами, что и в исходном тексте. Ваша задача – пересказать текст, показав, что вы уловили смысл и использовали приемы сокращения, а не продемонстрировать отличную память, переписав текст дословно.

Конечно же, не стоит и сочинять, если вы что-то недопоняли или не успели. Смысл текста не должен быть искажен, текст не должен быть переписан дословно – вот основные условия для успешного написания изложения.

Получить максимальный балл на экзамене реально, нужно приложить немного усилий, вовремя начать подготовку и не верить в расхожие заблуждения. Совместно с экспертом ОГЭ развеяли пять мифов об экзамене и его письменной части.

Сочинение ОГЭ 2020

Критерии оценивания

Давайте рассмотрим критерии оценивания изложения, чтобы понять, что требуется от экзаменуемого.

Критерий ИК-1. Максимум по этому критерию – 2 балла – можно получить, если верно выделить все микротемы, то есть правильно услышать 3 абзаца. Если добавить или убрать одну микротему, то один балл снимается. Ноль баллов по этому критерию ставится, если неправильно определены две микротемы.

Критерий ИК-2. 3 балла по этому критерию можно получить, если выпускник применил несколько приемов сжатия текста на протяжении всей работы. То есть, к примеру, выпускник равномерно сократил все абзацы, использовав такие приемы сжатия, как обобщение или исключение неважной для понимания текста информации.

Критерий ИК-3. В этом критерии оценивается смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Если верно выделить все микротемы в соответствии с критерием ИК-1, то и по этому критерию можно получить максимум – 2 балла. Если же в работе неправильно выделен один из абзацев или допущена одна логическая ошибка, то по этому критерию снимается один балл. Ноль баллов ставится при условии, если выпускник сделал больше одной логической ошибки или неверно выделил два абзаца.

Общие критерии оценивания для изложения и сочинения

Рассмотрим критерии оценивания, которые относятся сразу и к изложению, и к сочинению.

ГК-1. Чтобы получить по этому критерию 2 балла, нужно совершить не более одной орфографической ошибки и в изложении, и в сочинении. За две-три ошибки ставится один балл, а за четыре и более – 0 баллов.

ГК-2. Максимум по этому критерию (2 балла) ставится, если в двух письменных работах ученик совершил не более двух пунктуационных ошибок. Если есть 3–4 ошибки, то ставится 1 балл, а за 5 и более ошибок, увы, по этому критерию выставляется ноль баллов.

ГК-4. Чтобы получить 2 балла, ученик должен сделать не более двух речевых ошибок в изложении и сочинении. За 3–4 ошибки ставится 1 балл, за 5 и более ошибок – 0 баллов. К типичным речевым ошибкам относятся, например, тавтология или плеоназм, смешение паронимов, неоправданное употребление просторечных слов или слов высокого стиля, ошибочное употребление фразеологизмов.

ФК-1. Критерий, проверяющий фактическую точность письменной речи. При полном отсутствии такого вида ошибок ставится 2 балла, за 1 ошибку – 1 балл, за 2 и более – 0 баллов. К фактическим ошибкам относятся ошибки в употреблении терминов, ошибки в датах, географических названиях, именах и фамилиях авторов, названиях литературных произведений, именах и фамилиях персонажей, неточное цитирование, искажение сюжета и так далее.

Как готовиться?

Алгоритм подготовки

Учителям просто некогда тщательно готовить учеников к экзамену, поскольку на это не заложено время в школьной программе. Ни для кого не секрет, что занятия с репетиторами или посещение курсов – едва ли не обязательное условие успешной сдачи ОГЭ.

Конечно, при должном усердии и усидчивости можно самому хорошо подготовиться к экзаменам, по крайней мере, к тестовой части – для этого существует много интернет-ресурсов и печатных сборников заданий. Но важно следить, соответствуют ли эти издания и интернет-источники КИМам 2020 года.

А вот к изложению и сочинению самостоятельно подготовиться гораздо труднее, чем к тесту. Практически нереально самому проверить орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки – а ведь на этих критериях можно потерять до 10 баллов, то есть почти треть от всех баллов за ОГЭ (максимум – 33 балла).

Каков же алгоритм подготовки к ОГЭ? На наш взгляд, начать подготовку лучше всего с отработки и разбора тестовой части. Подготовку к изложению можно совместить с подготовкой к итоговому собеседованию – и там, и там требуется умение сократить текст, передав основной его смысл. При подготовке к сочинению мы прежде всего советуем определиться с типом сочинения – 15.1, 15.2 или 15.3 – и готовиться конкретно к выбранному типу работы. Параллельно мы советуем повторять правила орфографии и пунктуации за весь школьный курс – эти знания пригодятся и в тестовой части.

Все ли я знаю о сочинении и изложении?

Хотите закрепить материал, тогда скорее проходите короткий тест, чтобы проверить себя.

Пройдите тест и узнайте, готовы ли вы к сочинению

Разбор теста

1. За сочинение максимум можно получить 9 баллов.

2. Нет, можно выбрать только один тип задания – или 15.1, или 15.2, или 15.3. Если вы хотите получить максимальный результат на экзамене, то не стоит пропускать ни изложение, ни сочинение, ни тестовую часть.

3. За каждое из заданий тестовой части ставится 1 балл, при этом ученик должен выбрать полностью правильный ответ. Если хотя бы одна цифра из нескольких в ответе будет неверной, то задание полностью не засчитывается.

4. В задании 15.2 нужно привести два примера из текста, а в задании 15.3 один пример из текста, а один – из жизненного опыта.

5. Если сделать ошибку в определении одной из микротем изложения, то по критерию ИК-1 можно получить только один балл. Если верно выделить все микротемы – 2 балла, если неверно определены 2 микротемы – 0 баллов.

6. Да, допускается использование лишь одного из приемов сжатия текста, однако важно применить его ко всему тексту.

7. Данные ошибки относятся к грамматическим ошибкам, соответственно, баллы будут сняты по критерию ГК-3.

9. Очевидно, что ученик допустил фактическую ошибку – перепутал храм Христа Спасителя и собор Василия Блаженного (именно собор и находится на Красной площади). За ошибку такого вида можно потерять баллы по критерию ФК-1.

Стоит ли бояться ОГЭ по русскому языку и какие меры можно предпринять

Основной государственный экзамен – это, безусловно, серьезное испытание, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь выпускников. От баллов на ОГЭ у многих учеников зависит переход в 10–11-й классы или поступление в средние специальные учебные заведения – одно это уже может вызвать панику.

Читайте также: