Итоговое сочинение внеурочка по русскому языку 10 класс

Обновлено: 08.07.2024

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897.

6. Плана внеурочной деятельности ГБОУСОШ №30 г. о. Сызрань.

Актуальность программы определяется значимостью систематизации и углубления имеющихся знаний по указанным разделам с целью подготовки учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. А также изменения в итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов по русскому языку заставляют учителя искать новые формы и пути подготовки к этому виду деятельности не только в выпускных, но и промежуточных параллелях.

Выбор трудных вопросов из области грамматики подсказан личным опытом коллег при подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ.

При составлении планирования опора производилась на поурочные разработки уроков по русскому языку с учётом подготовки к ЕГЭ:

Д.И. Архарова ЕГЭ. Домашний репетитор. Курс подготовки к написанию сочинения (задания типа С); - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2017 г.;

Планируемые результаты освоения программы:

По окончании реализации программы планируется

достижение трёх уровней воспитательных результатов внеурочной

Первый уровень. Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень. Получение школьником исследовательского опыта, уметь размышлять над прочитанным, извлекая из него нравственные уроки.

Третий уровень. Получение школьником самостоятельного опыта в анализе текстов.

Формы достижения цели:

- информационно-просветительские: беседы, мини-лекции, просмотр и

обсуждение видеороликов, печатных текстов; презентация – выставка творческих

беседы с применением элементов интеллектуального и социально-

тестирование, практическое задание, научное исследование, круглый стол.

Личностные :

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

1) владение видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения

1) понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

2) усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

Познавательные:

1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

3) умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

4) определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

5) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

6) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

Регулятивные:

1) умение ставить цель своей деятельности, поставить учебную задачу на

основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что

2) умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

иллюстрацией, видеороликом, презентацией, текстом и пр.;

3) умение составлять план действий, вносить необходимые дополнения и

коррективы в план в случае необходимости;

4) умение демонстрировать навыки адекватного реагирования на трудности,

способность к волевому усилию, рефлексии

Коммуникативные:

1) умение учитывать позиции других людей, партнера по общению или деятельности;

2) умение слушать и вступать в диалог, доносить свою позицию до других;

3)выражать свою мысль в устной и письменной речи договариваться конструктивно;

4)умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

5)умение рефлексировать своё место в коллективе.

Содержание курса внеурочной деятельности:

Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Языковые нормы . Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.

Орфоэпическая норма , основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

Морфологические нормы . Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы . Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

Орфографическая грамотность . Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н-и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности, рассчитана на обучающихся 11 классов и представляет систему поэтапной работы по подготовке к экзаменационному сочинению по русскому языку (в рамках подготовки к ЕГЭ) и итоговому сочинению по литературе.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

СОГЛАСОВАНО

На заседании ШМО

Протокол № 1 от 29.08.2019 г.

от 29.08.2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Разработчик: Артюшкина Е. И., учитель русского языка и литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс призван развивать содержание базисного курса русского языка, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне (3 часа в неделю), что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов (русский язык и литература) на профильном уровне и получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по предмету, а также выпускного сочинения по литературе.

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

2. Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 № 1089).

Актуальность программы определяется социальным заказом на интеллектуального, нравственного человека; личность, мыслящую творчески, нестандартно, умеющую видеть и творчески решать возникающие проблемы. Общество заинтересовано в повышении качества филологического образования; свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодёжи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании разнообразных организационных форм образовательного процесса – различного типа уроков, системой внеурочной деятельности.

Практическая значимость. Практический раздел курса предполагает работу над развитием умения воспринимать и понимать первичный текст, выражать собственное мнение, аргументировать его, используя примеры читательского и жизненного опыта. Особенностью данного курса является его ориентированность на совершенствование умений в области письменной речи. Тексты для комплексного анализа взяты из контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку. Для анализа используются публицистические и художественные тексты. Анализ художественного текста предполагает выход на широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи текста (реминисценции, проблемные вопросы и т.п.), подбираемые публицистические тексты (авторские статьи, фрагменты рецензий) имеют социально актуальную проблематику.

Содержание заданий соответствует требованиям к уровню подготовки по русскому языку за курс средней (полной) школы. Оценка учебных достижений осуществляется при помощи итоговой работы (сочинение).

Задания помогают формировать:

лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Задачи курса:

формировать умение воспринимать и понимать первичный текст;

развивать умение выражать собственное мнение, логично и последовательно строить свое высказывание;

формировать умение решать нестандартные задачи с использованием знаний по учебной дисциплине (творческие умения), отрабатывать умение создавать тексты разных типов и стилей речи.

Отличительными особенностями предлагаемого курса являются:

интеграция теоретико-практических представлений о сочинении как форме экзаменационных испытаний по предметам гуманитарного цикла;

направленность на углубление, расширение и систематизацию материалов школьного курса русского языка и наличие специальных разделов по содержательной и структурно-языковой организации текста, средствам языковой выразительности, а также по анализу и информационной обработке текстов различных стилей и типов речи;

ориентация материалов на написание сочинения-рассуждения по готовому тексту в соответствии со всеми требованиями части 2 Единого государственного экзамена по русскому языку;

чёткая практическая направленность, предполагающая активную самостоятельную работу обучающихся, в том числе при написании сочинений проблемного характера на литературном материале.

Программа курса содержит теоретический и практический (творческий) разделы.

Теоретический раздел предполагает анализ ключевых понятий, связанных с текстоведением и необходимых для успешной сдачи ЕГЭ.

Срок реализации программы

Программа рассчитана на детей 17-18 лет (12 класс), срок реализации - один год. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу. Итого 32 часа.

Ожидаемые результаты

понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);

определять тему и микротемы текста, важнейшие мысли, позицию автора;

оценивать и комментировать позицию автора, на этой основе формировать замысел собственного высказывания, определять его основную мысль;

аргументировать собственное мнение по проблеме прочитанного текста;

выстраивать композицию письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего коммуникативного намерения;

выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;

отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;

создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста;

самостоятельно определять свою, личностную, позицию и корректно выражать ее, соблюдая принятые в культурном обществе нормы речевого поведения.

Методологической базой курса выступают лингвистика (стилистика, культура речи) и литературоведение.

Представленный дидактически материал реализует личностно-ориентированный характер обучения (понимание индивидуального характера эстетического восприятия произведений искусства, максимальная опора на личный опыт и возможности школьника в процессе изучения русского языка и литературы; учёт индивидуальных, в том числе творческих, способностей при формировании языковой личности школьника, уважение к личности ученика).

Технологии проведения занятий

Для получения высоких практических результатов отбираются активные творческие формы и методы обучения: семинар, конференция, исследование, практикум, творческая мастерская; case-study (анализ конкретных учебных ситуаций); кластер; опорный конспект; дискуссия; проблемная лекция и проблемное консультирование; проект.

Работа может проводиться фронтально, в парах или сменных группах, индивидуализированно.

Освоение теоретического и практического материала отдельных тем курса осуществляется на основе учебных презентаций, разработанных учителем-предметником.

Тематическое планирование

Раздел программы.

Кол-во часов

Теория и практика написания выпускного сочинения

Теория и практика написания сочинения-рассуждения по проблеме публицистического текста

Текст как речевое произведение

Особенности написания экзаменационных эссе по предметам гуманитарного цикла

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

I. Введение (1 ч).

II. Теория и практика написания выпускного сочинения. (12 ч).

III. Теория и практика написания сочинения-рассуждения по проблеме публицистического текста (14 ч).

Композиционное оформление, стилистические особенности публицистического текста. Структура и композиция сочинения-рассуждения по проблеме оригинального текста. Виды вступлений: академическое, личностное, дневниковое, цитатное. Виды концовок. Кольцевая композиция. Сочинение, подразумевающее выражение личностного отношения к прочитанному тексту. Особенности сочинения данного типа. Актуальные социально значимые проблемы и их отражение в современной публицистике. Типология проблем публицистического текста. Определение проблемы текста и способы ее выражения. Комментарий проблемы публицистического текста. Виды комментария. Способы выражения авторской позиции в сочинении: прямые формы, косвенные формы. Способы цитирования. Выражение собственной позиции. Аргументация личной позиции по проблеме публицистического текста. Аргументация в сочинении. Приёмы введения аргументов. Подбор аргументов для сочинения. Смысловая цельность и речевая связность и последовательность сочинения. Точность и выразительность речи. Проблема вербального воплощения коммуникативного замысла. Выразительность речи. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации. Языковые средства выразительности. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения в авторском тексте. Виды ошибок в сочинении: нарушение языковых и речевых норм. Этические ошибки. Фактические ошибки. Тренинг по профилактике ошибок в сочинении. Выполнение творческих заданий. Анализ сочинения по критериям ЕГЭ. Рецензирование. Редакторская правка.

IV. Текст как речевое произведение. Текст: замысел и воплощение. Текст: структура и композиция. Информационная обработка текста.

V. Особенности написания экзаменационных эссе по предметам гуманитарного цикла (2ч.).

Знакомство с требованиями, предъявляемыми к экзаменационным эссе по предметам гуманитарного цикла.

Внеурочка в 10 -11 классе. ЕГЭ и сочинение

😱

ВСЕ ДЛЯ САМОГО КОВАРНОГО ЗАДАНИЯ №2

Внеурочка в 10 -11 классе. ЕГЭ и сочинение

Внеурочка в 10 -11 классе. ЕГЭ и сочинение запись закреплена
ЕГЭ | Русский язык | Итоговое сочинение

Внеурочка в 10 -11 классе. ЕГЭ и сочинение

Внеурочка в 10 -11 классе. ЕГЭ и сочинение запись закреплена
Русский язык ЕГЭ 2022 | SATTAROVFAMILY

✅

Памятки по фразеологизмам для 24 и 26 задания ЕГЭ

Внеурочка в 10 -11 классе. ЕГЭ и сочинение

Внеурочка в 10 -11 классе. ЕГЭ и сочинение запись закреплена
ЕГЭ | Русский язык | Итоговое сочинение

Правила русского языка в орфографических блоках 10-11 ЕГЭ.

Внеурочка в 10 -11 классе. ЕГЭ и сочинение

Внеурочка в 10 -11 классе. ЕГЭ и сочинение запись закреплена
ОК ЕГЭ 2022

👇🏻

Образование форм существительных для задания 7

Внеурочка в 10 -11 классе. ЕГЭ и сочинение

Внеурочка в 10 -11 классе. ЕГЭ и сочинение запись закреплена
ЕГЭ 2022

🌻

РУССКИЙ ЯЗЫК: полезная теория для ЗАДАНИЯ №2 Лексические средства связи (слов в предложении или предложений в тексте)

Внеурочка в 10 -11 классе. ЕГЭ и сочинение

Внеурочка в 10 -11 классе. ЕГЭ и сочинение запись закреплена
ЕГЭ 2022

📘

РУССКИЙ ЯЗЫК: разбираемся, как найти и как сформулировать проблему текста

Внеурочка в 10 -11 классе. ЕГЭ и сочинение

Внеурочка в 10 -11 классе. ЕГЭ и сочинение запись закреплена
ЕГЭ 2022

‍ РУССКИЙ ЯЗЫК: словарь плеоназмов и тавтологий (задание №6)

Внеурочка в 10 -11 классе. ЕГЭ и сочинение

Внеурочка в 10 -11 классе. ЕГЭ и сочинение запись закреплена
ЕГЭ | Русский язык | Итоговое сочинение

ℹ

Список тем для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Взаимоотношения человека и природы
Как деятельность человека влияет на природу?
Как нужно относиться природе?
Показать полностью.
Почему природа важна для человека?
Должен ли человек беречь природу?
Как природа влияет на человека?
Чем плохо потребительское отношение к природе?
Зависит ли человек от природы?
Почему человек часто не видит в природе прекрасного?
Как природа может вдохновить человека?
Как проявляется разрушающая сила природы?
Почему нужно жить в гармонии с природой?
В чем проявляется красота природы?

Взаимоотношения человека и животных
Почему человек должен заботиться о животных?
Почему бездомные животные вызывают чувство сострадания?
Как люди должны относиться к своим питомцам?
Все ли люди любят животных?
Почему человек так часто жесток по отношению к животным?
Что заставляет человека убивать животных?
Может ли животное быть полезно человеку?
Всегда ли человек разумнее животного?

Красота и богатство русского языка
Что значит для человека родной язык?
Почему нужно беречь русский язык?
К чему приводит безответственное отношение к родному языку?
Как сохранить красоту русского языка?
Почему молодежь пренебрегает правилами русского языка?
В чем состоит богатство русского языка?

Школа, учителя, книги
Почему человеку важно получить хорошее образование?
Как школа участвует в формировании личности ребенка?
Чем важны школьные уроки?
Почему нужно помнить своих учителей?
Каждого ли учителя можно назвать хорошим?
Каким должен быть настоящий учитель?
Почему человек должен стремиться к знаниям?
Чем плохо нежелание учиться?
Какие последствия имеет работа некомпетентного педагога?
Почему человек должен читать книги?
Как книги влияют на мировоззрение человека?
Какое место в жизни человека должно занимать чтение?

Внутренний мир, нравственные качества человека
О чем может сказать внешность человека?
Всегда ли красивый внешне человек прекрасен внутренне?
В каких ситуациях проявляется характер человека?
Какие внутренние качества человека можно считать правильными?
Каков по-настоящему богатый внутренний мир?
Почему люди совершают безнравственные поступки?
Можно ли чем-то оправдать предательство?
Почему люди встают на путь духовной деградации?
Как проявляется малодушие?
Какого человека можно назвать черствым, бессердечным?
К чему приводит человеческая жестокость?
Почему происходят внутриличностные конфликты?
Может ли нравственный человек изменить своим принципам?

Дружба
Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться?
Почему происходят ссоры между друзьями?
Почему дружба не терпит предательства?
Какого человека можно назвать настоящим другом?
Могут ли друзья быть соперниками?

Любовь
Какова настоящая любовь?
Как нужно относиться к человеку, которого любишь?
Всегда ли любовь бывает счастливой?
Что может совершить человек во имя любви?
Чем опасна безответная любовь?
Все ли можно простить любимому человеку?

Социальные проблемы
Как нужно относиться к бедным?
Почему следует помогать бездомным?
Всегда ли можно доверять власти?
Как проявляется проблема чинопочитания?
Почему богатые могут управлять судьбами бедных?
Почему процветает преступность?
Можно ли чем-то оправдать воровство?
Что может сделать человека пьяницей?
Всегда ли бедные виноваты в своем материальном положении?

Воспитание
Какого человека можно назвать воспитанным?
Будет ли воспитанный человек грубить или хамить?
Почему человек должен быть отзывчивым?
Кто дает человеку воспитание?
➡Почему важно уважать окружающих?
➡Должен ли человек быть вежливым?

❗ Искусство в жизни человека
➡Всегда ли талантливого человека замечают?
➡Что дает человеку искусство?
➡Как музыка влияет на человека?
➡Можно ли через искусство выразить то, что нельзя передать словами?
➡Что значила для людей музыка в военное время?
➡Всегда ли гениальные люди живут счастливо?
➡За что люди любят искусство?
➡Как искусство помогает человеку?

❗ Военное время
➡Почему в военное время героизм был обычным делом?
➡На что готовы люди, любящие свою Родину?
➡Какого человека можно назвать патриотом?
➡Как проявляется ложный патриотизм?
➡Имеет ли смысл гуманное отношение к неприятелю?
➡Почему война — горе для каждой семьи?
➡Почему мы должны помнить героев войны?
➡Как человечество хранит память о Великой Отечественной войне?

Программа очень актуальна для выпускников. КИМы ЕГЭ по русскому языку имеют свою специфику в формулировке и содержании заданий и требуют от учащихся определенных технологий выполнения этих заданий. Программа полностью ориентирована на формат КИМов и позволяет эффективно подготовить выпускника к ЕГЭ по русскому языку. Программа составлена с учетом изменений в КИМах ЕГЭ по русскому языку 2021 года. Кроме того, программа расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. Программа позволяет усовершенствовать навыки составления своего текста, будет способствовать развитию речи учащихся, совершенствовать языковую грамотность, развивать мыслительные операции, - все эти умения позволят будущему выпускнику эффективно учиться и профессионально развиваться в дальнейшем.

Программа предполагает дальнейшее продолжение в 11 классе. В рамках подготовки целенаправленно использовано перемещение в начало изучения материалов для написания сочинения. Данная часть работы является наиболее сложной и объёмной, требующей большого количества времени на подготовку. В рамках курса для 10 класса возможно детальное изучение и подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ с дальнейшей отработкой в 11 классе.

1. формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ;

2. совершенствование языковой грамотности;

3. совершенствование письменной речи;

4. освоение норм русского литературного языка;

5. развитие логического мышления

Задачи курса:

1. обобщить и повторить полученные знания по основным разделам русского языка курса средней школы;

2. закрепить орфографические и пунктуационные навыки;

3. развивать владение нормами русского языка и языковую культуру;

4. развивать умение составлять алгоритм к задаче;

5. сформировать умение использовать разные виды чтения;

6. развивать умение анализировать текст;

7. сформировать умение формулировать тезис и адекватно его аргументировать;

8. сформировать навыки составления собственного текста;

9. сформировать умение искать и обрабатывать информацию;

10. практически и психологически подготовить обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации.

Результаты освоения курса.

После освоения курса выпускники должны знать:

  • правила русской орфографии и пунктуации;
  • нормы русского литературного языка;
  • основные теоретические понятия лингвистики;
  • средства художественной выразительности;
  • основы анализа текста;
  • теорию написания сочинения-рассуждения;
  • процедуру проведения ЕГЭ, структуру ЕГЭ по русскому языку, особенности заданий КИМов и систему оценивания ЕГЭ по русскому языку;
  • Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов.
  • Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм.
  • Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов
  • Объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов.
  • Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.
  • Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации.
  • Владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста.
  • Создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст.
  • Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка.
  • Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
  • Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

Содержание курса.

Вводное занятие. Структура КИМ по русскому языку. Информация о ЕГЭ. (3 ч.)

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ Коммуникативная компетенция (21 ч.)

Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.

Подготовка к выполнению заданий 1-12 ( 10 ч.)

Основные правила орфоэпии. Ударение. Орфоэпический словарь. Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов.

Читайте также: