Итоговое сочинение учителя помогают

Обновлено: 05.07.2024

особенностях подготовки учащихся к написанию итогового сочинения:

ВложениеРазмер
osobennosti_podgotovki_uchashchikhsya_k_napisaniyu_itogovogo_sochineniya.docx 34.57 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности подготовки учащихся к написанию итогового сочинения: опыт работы с использованием ИКТ и проектного метода . ( Слайд №1)

учителя русского языка и литературы

МБОУ лицея № 9 г. Сальска

1. Мнения учителей по вопросу написания итогового сочинения.

2 Проблемы, выявленные в результаты апробации технологии написания сочинения в лицее.

3 .Особенности подготовки учащихся к написанию итогового сочинения:

а) применение информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы и русского языка,

б) проектный метод – это способ применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных задач

3 декабря 2014 года выпускникам предстоит написать итоговое сочинение. При этом от его результатов зависит допуск к государственной итоговой аттестации. Не скрою, что для многих учителей русского языка и литературы, работающих в выпускных классах, принятое в таком быстром порядке решение стало нежелательным. Причин несколько. ( Слайд № 3 )

1.Не было полной информации о нововведении, из-за которого возникла необходимость корректировки часов внутри курса, темы, а также разработки новых подходов к изучению текстов художественных произведений и литературной критики.

3. Были большие опасения, что, написав сочинение, выпускники наконец-то вздохнут с облегчением и к литературе будут относиться так же, как относятся теперь, если не хуже. А сегодняшнюю ситуацию отдельно описывать не надо. Таким образом, мы решаем проблему сочинения, но проблема тотального "нечитания" остается.

4.Высказывалось мнение о том, что писать сочинение надо в апреле, когда курс литературы 20 века практически закончен: это повысит статус экзамена: "писать сочинение раньше, чтобы оставить время на подготовку к профильным экзаменам",- значит придать экзамену по литературе статус "второстепенного".

5.Для качественной и последовательной подготовки к итоговому сочинению необходимо увеличение часов на изучение предмета

"Литература" уже с пятого класса. Сегодня при определенном базовом плане это всего 2 часа в неделю. Этого недостаточно для планомерной подготовки и формирования навыков для написания данного вида контроля.

6. Выслушано мнение родителей, которые считают: в современном образовании нет стабильности, дети живут в постоянном эксперименте. Это приводит к стрессовым ситуациям, ухудшению здоровья школьников.

7. Предлагалось выставлять итоговую оценку в 11 классе по принципу накопительной системы, которая бы реально учитывала весь путь литературного и личностного развития ученика: знание литературы, его движение как читателя, качество творческих и исследовательских работ. Итоговые диагностические работы проводить по окончании каждого класса с целью выявления уровня литературного развития учащихся.
Учителя русского языка и литературы предлагали разработать концепцию литературного образования в деталях и эволюционно подойти к такому формату, как сочинение. Таким образом, литература останется важным обязательным предметом для всех учащихся школ, а уровень развития школьника как читателя – важным показателем его эстетической и духовной зрелости.
( Слайд №4 ). Но сторонников, поддерживающих возвращение сочинения в качестве письменной экзаменационной работы, сегодня немало: большинство учителей понимает, что без умения правильно, грамотно и логично выражать свои мысли сложно добиться успеха в жизни и карьере. Сочинение раскроет творческие способности ученика, покажет, как у школьника развито логическое и абстрактное мышление.

Многие учителя русского языка и литературы надеются, что введение итогового сочинения в выпускном классе станет мотивацией для старшеклассников к более серьезному изучению классической мировой литературы.

Проведённая недавно в нашем лицее апробация технологии написания сочинения показала следующее: ( Слайд № 5)

2)Недостаточное внимание уделяется в работе с учащимися практике аргументированного пересказа, обеспечивающего грамотную передачу информации с использованием оценки изложенных автором фактов, с привлечением собственных фактов. Отсутствие этих практических умений приводит к типичным ошибкам в экзаменационных сочинениях, связанных с дословной передачей авторского текста.( Слайд № 6)

3) Результаты проверки свидетельствуют о необходимости увеличения времени на работу учащихся по предупреждению речевых и грамматических ошибок в письменном высказывании, так как общий уровень речевой культуры выпускника во многом определяется на основе оценки практического освоения им нормативных требований русского литературного языка .

4) Необходимо на уроках проводить такие продуктивные виды чтения, как, например, поисковое с ориентацией на отбор нужной информации, исследовательское и другие, систематически совершенствуя гуманитарные навыки работы обучающихся со справочной, литературоведческой и лингвистической литературой.

За последние годы работы у всех учителей появилась уникальная возможность привлечь информационные технологии для развития коммуникативных способностей учащихся и приобщения к миру художественной литературы. ( Слайд № 8)

( Слайд № 12 ) В работе над сочинением предлагаю несколько видов работ , которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Интернет: 1. Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления.

Применение ИКТ эффективно: ученик работает активно и самостоятельно; изменяется форма контроля знаний: ученика контролирует компьютер, тщательно проверяя и сразу же оценивая работу;
применяется индивидуализация и дифференциация обучения,
у ученика вырабатывается умение работать, соблюдая тишину, не мешая другим, развивается его коммуникативная культура.

(Слайд № 29 ) На основе информационно-коммуникационных технологий, в которых вижу огромные преимущества перед традиционной методикой, я использую проектную деятельность. Метод проектов , помогающий в частности и для подготовки написания сочинения , направлен на формирование критического мышления ,формирование коммуникативных навыков .

В современном понимании, проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Именно этот метод позволяет научить применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных проблем реальной жизни.

На предыдущем уроке я разговорилась с ребятами о том, какие проблемы их волнуют и предложила не только обсудить их, но и написать об этом в своей газете, которую надо выпустить за 45 минут. Работа в мини-проекте - одна из самых сложных форм. Учителю надо уметь рассчитать время на каждом этапе урока. Индивидуальное задание заранее получили отдельные ученицы: они должны были исследовать мнения по определённым вопросам и написать небольшие статьи по теме, особенно их волнующей. Одна ученица решила исследовать здоровьесберегающую тему (о вреде курения), другая - легко ли стать студентом, третий ученик - как отдыхать старшеклассникам. На 1 этапе урока после объявления темы ребята обсуждали вопрос, где могут пригодиться знания публицистического стиля (мотивационно-ориентировочный этап). Прослушали и обсудили подготовленные девочками статьи, приняли решение выпустить газету, дали ей название. Две ученицы пошли к компьютерам набирать тексты статей (техника в кабинете).

Класс повторял жанровое своеобразие публицистического стиля. На экране (через проектор) появились определения, схемы, таблицы. Успели повторить отличительные признаки и особенности очерка, заметки, интервью, статьи.

Переход ко второму этапу ( операционно- исследовательскому) прошёл незаметно. Я предложила ребятам обратить внимание на выставленные картины, которые принадлежали одному выпускнику ( Слайд № 30 )-Артёму Новикову, победителю Всероссийской олимпиады школьников. Показала презентацию его работ и рассказала о молодом графике.( Слайд № 31)

Использование информационных технологий стимулирует интерес учащихся к самостоятельному решению проблем, к собственному приобретению знаний, которые могут использоваться в жизни, способствует формированию ключевых компетенций учащихся; реализуются принципы личностно - ориентированного обучения; повышается мотивация к изучению литературы. Результат - победы моих учеников. За 3 года- 17 призовых мест и 8 грамот на различных уровнях олимпиад, творческих конкурсах.( Слайд № 33) И как итог - второй раз победа во Всероссийском конкурсе. ( ПНПО) ( Слайд № 34).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Из опыта работы учителя русского языка и литературы

Подготовка к итоговому сочинению

Темы направлений итогового сочинения в 2021 -2022 учебном году:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

3. Преступление и наказание – вечная тема.

4. Книга ( музыка ,спектакль, фильм) – про меня.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.

Посмотрим, на что нацеливают тематические направления, каковы требования ФИПИ .

Учащиеся читают комментарии, опубликованные ФИПИ .

Этапы работы над итоговым сочинением

1) Задать себе вопросы:

- Что от меня требуют предложенные темы? (надо обратить внимание на ключевые слова

- На каком материале можно раскрыть данные темы?

- Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве

2) Выбрать одну из предложенных тем.

При выборе темы надо помнить, что он должен определяться не моими симпатиями (этого

писателя люблю, а этого нет), а знанием материала.

2. Обдумать вступление (своеобразный ввод в тему). Это может быть:

- высказывание своего взгляда на проблему;

- вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору;

- обоснование причин обращения к этой теме;

- использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю);

- проведение анализа какого - либо понятия, входящего в формулировку темы;

- проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи);

- оформление вступления в виде риторических вопросов

3. Обдумать заключение. Это может быть так:

- обобщение сказанного. Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на

черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не

забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6 -7

4. Определить композицию будущего сочинения, композиционные части, содержание

Возможные пути раскрытия содержания (на выбор учащегося)

1. Вступление (суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной

трети всего сочинения)

Обоснование темы + главный тезис (можно сказать об актуальности)

- ретроспективный обзор затрагиваемой темы;

- обоснование необходимости рассмотрение темы с позиций сегодняшнего дня;

- разъяснение основных понятий темы;

- изложение ошибок, предрассудков, связанных с изложением темы и т.д.

2. Основная часть

Аргументация, доказательства + факты, подтверждающие тезис, утверждение

- использование индукции: от конкретного к обобщению;

- использование дедукции: от общего к детальному рассмотрению.

3. Заключение (суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной

трети всего сочинения)

- изложение основной мысли в виде итоговых выводов;

- указание на изменчивость проблемы

IV . Тактика работы над сочинением. Критерии оценивания.

1. Пишу сочинение на черновике.

2. Пересчитываю количество слов (не менее 250(!), рекомендованное количество - 350

слов. Максимальное количество слов не устанавливается).

3. Перечитываю сочинение, проверяя его и соотнося с критериями оценивания, для чего

отвечаю на следующие вопросы:

- Правильно ли понята тема, соответствует ли сочинение теме? Сформулирован ли тезис?

(Это критерий 1, обязательный для получения зачёта)

- Приведены ли аргументы из художественных или публицистических произведений? (Это критерий 2, обязательный для получения зачёта)

- Соблюдены ли правила построения сочинения? Не нарушена ли пропорциональность

- Есть ли переходы от одной части сочинения к другой, от одной мысли к другой, логичны

ли эти переходы?

- Есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом?

- Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые

вызывает тема и привлекаемый для её раскрытия фактический материал? Используется ли

разнообразная лексика и различные грамматические конструкции? (Это критерий 4)

- Насколько грамотно написана работа? (Это критерий 5)

V этап. Работа над текстами.

- Учи тель. Взгляните на экран. (На экран проецируются синонимы к слову преступление: деяния, убийство, проступок, оскорбление, преступник, прегрешение,

наказание, расплата ). Зачитайте слова. Скажите, к какой группе их можно отнести по

лексическому значению. ( К синонимам) - Назовите направление, к которому они

- На каком приеме основано название этого направления? (Противопоставление)

- Учитель . Как вы понимаете эти понятия? Дайте им определения . (Учащаяся дает

Преступление – 1. это общественно-опасное действие или бездействие, направленное

против существующего строя или нарушающее существующий правопорядок.

2. Перен., недопустимый, непозволительный поступок.

закона и нарушение моральных устоев и правил.

Нарушение закона – это различные деяния, за которые следует наказание со стороны

государства: убийства, грабежи, коррупция и многое другое.

Нарушение законов морали – это унижение других, потеря стыда и совести, предательство

своих идеалов, безжалостное отношение к природе, животным, это любые поступки,

которые не соответствуют моральным устоям и принципам, существующим в обществе.

Наказание – это мера воздействия со стороны государства, санкции, которые оно

применяет к совершившему преступление, к преступившему закон; санкции со стороны общества за аморальные поступки человека, за нарушение им нравственных законов; тягостное состояние человека, осознание им самим своего неправильного поведения, самонаказание, самобичевание, кара.

Темы по направлению:

Чувство вины — это хорошо или плохо?

Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?

Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?

За что человеку бывает стыдно?

Последствия преступления для общества.

Почему растет уровень преступности?

От чего зависит уровень преступности?

Всегда ли человек раскаивается за свое преступление?

Имеет ли право жертва отомстить преступнику?

Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?


1 декабря школьники будут писать итоговое сочинение. С основными темами и критериями все уже знакомы, но наш блогер Михаил Ланцман нашел ещё 4 факта об этом экзамене, которые важны для поступающих в вузы и не только.

Сперва давайте вместе пройдёмся по всем важным аспектам экзамена:

Курсы ЕГЭ и ОГЭ Lancman School впервые в этом году включили в договор на обучение пункт, гарантирующий поступление на бюджет в любой вуз страны. Если ученик будет соблюдать все условия, он обязательно поступит. В противном случае мы вернём деньги за весь курс подготовки к ЕГЭ.

В столице наши филиалы есть на каждой ветке метро. Если вы живёте не в Москве, но хотите заниматься с лучшими столичными репетиторами и сдать ЕГЭ на 80+ баллов, регистрируйтесь на наши онлайн-курсы. Любой вопрос смело пишите сюда.

А теперь я перечислю 4 факта, о которых не всегда рассказывают в школе. Уверен, что какую-то информацию об итоговом сочинении вы узнаете от меня впервые.

1. Итоговое сочинение — это экзамен не по литературе (и не по русскому)

В официальных документах чётко сказано, что итоговое сочинение как экзамен носит надпредметный характер. То есть проверяют не вашу грамотность и начитанность, вернее, не только вашу грамотность и начитанность, но и другие навыки.

В методических материалах сказано, что итоговое сочинение является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Экзамен проводится, чтобы убедиться в первую очередь, что вы умеете грамотно и логично формулировать свои мысли, рассуждать на любую предложенную тему, научились аргументировать свою позицию, а также владеете нормами русского языка. Согласитесь, такие навыки нужны не только на уроках русского и литературы.


Вывод: поскольку итоговое сочинение не является экзаменом по литературе, в качестве примеров-аргументов помимо художественных тестов (причём не только из отечественной литературы, но и зарубежной) можно использовать, фольклорный материал (например, народные сказки, былины и баллады), а также публицистику, дневники и мемуары.

2. Зачёт ежегодно получают 99% участников

Вывод: бояться итогового сочинения (или изложения) не стоит, поскольку критерии оценивания очень лояльные, а за шпаргалки наказывают не так жёстко, как на ЕГЭ.

3. Итоговое сочинение не обязаны писать все, кто планирует поступать в вузы

Многие думают, что итоговое сочинение обязаны сдать все, кто планирует участвовать в ЕГЭ или ГВЭ, но это не так. Итоговое сочинение действительно является допуском к государственной итоговой аттестации, но есть несколько категорий выпускников, имеющих право не сдавать этот экзамен:

При поступлении в вуз результаты итогового изложения учитываться не будут! Итоговое изложение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться также и в устной форме.

Участники выпускного изложения с ОВЗ должны оформить заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), инвалиды или деты-инвалиды — копию индивидуальной программы реабилитации, а также заверенную справку, подтверждающую факт инвалидности.

Выводы: Сдать ЕГЭ досрочно в 10-м классе можно, но вот итоговое сочинение — нет. Выпускники прошлых лет, а также учащиеся, окончившие СПО, могут зарегистрироваться на итоговое сочинение по желанию. Некоторые категории выпускников могут сдавать итоговое изложение вместо сочинения, но для этого надо иметь подтверждённые документально основания.

4. Дополнительные баллы при поступлении в вуз

Вот список вузов, где в 2021 году начислялись баллы за итоговое сочинение (индивидуальные достижения):

До 1 ноября 2021 года каждый вуз разместит обновлённые правила набора студентов, где будет информация и о начислении баллов за итоговое сочинение. Советую после 1 ноября внимательно ознакомиться на сайте выбранных вузов со списком предусмотренных в 2022 году дополнительных достижений, за которые можно получить бонусные баллы. В разных вузах эти таблицы могут сильно различаться, поскольку университеты имеют право самостоятельно решать, за что добавлять баллы, а за что нет.

Будут ли в вузе перепроверять итоговое сочинение перед начислением дополнительных баллов? В МГУ, например, итоговое сочинение перепроверяют по своим внутренним критериям. Если вы собираетесь поступать в МГУ, обязательно посмотрите, что это за критерии. Какие-то вузы дают дополнительные баллы без проверки работы.

Скан итогового сочинения в вуз присылать или привозить не надо, поскольку у каждого вуза есть доступ ко всем экзаменационным работам в специальной базе ФИС ГИА и Приёма.

Вывод: если хотите получить дополнительные баллы при подаче документов в вуз, ознакомьтесь заранее (до 1 декабря) с подробной информацией об условиях получения баллов за итоговое сочинение в 2022 году. Эта информация на сайтах всех университетов скоро обновится. Если вуз планирует в 2022 году перепроверять сочинение по своим критериям (отличающимся от классических), учитывайте эти требования во время написания экзамена, чтобы набрать максимум бонусных баллов и по вузовским критериям тоже.

Обложка поста: shutterstock / GoodStudio

Уже седьмой год подряд выпускникам школ России предстоит писать итоговое сочинение – сложную и, несомненно, серьёзную работу. Не преувеличу, если скажу, что подготовка к ней начинается буквально с первых лет обучения в школе и проводится не только учителями русского языка и литературы, поскольку умение создавать сочинение формируется в процессе изучения разных предметов (в первую очередь, дисциплин гуманитарного цикла). Учителя, преподающие разные предметы, должны способствовать систематизации и проблематизации знаний учащихся, дальнейшему повышению их речевой культуры, развитию языкового чутья.

Чтобы подготовить ученика к сочинению, особое внимание следует уделить формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Как показывает практика, наиболее эффективно в этой связи сочетание двух направлений работы. С одной стороны, необходимо анализировать готовые тексты с разных точек зрения: коммуникативная задача текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем), его логический и композиционный замыслы, отбор лексики, сочетаемость слов, риторические приемы и др. С другой стороны, следует регулярно практиковать выполнение письменных заданий различного объема на основе художественного произведения (или его фрагмента).

Приступая к работе, ученик должен внимательно прочитать формулировку темы и осмыслить ее, определить свою задачу по ее раскрытию. Положительный эффект при этом дает вычленение в теме опорных слов, анализ смысла каждого из них, их взаимосвязи. На этом месте мне хотелось бы остановиться подробнее. Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока литературы _____________ в 11-ом классе по работе над опорными словами.

РОЛИК №1 – РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ

РОЛИК №2 – РАСПРЕДЕЛИТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ

РОЛИК №3 – АНАЛИЗ ГОТОВОГО СОЧИНЕНИЯ

1. Риторический вопрос – вопрос, как бы возникающий в сознании и читателя, и автора:

2. Прямая связь - автор работы открыто говорит о своих дальнейших намерениях:

3. Переход-соединение - абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий…

4. Переход-противопоставление - с помощью сло: иной, другой, а, же, но…

5. Внутренняя связь - отсутствуют видимые лексические, синтаксические признаки связи. Она проявляется только при внимательном чтении текста, анализе смысла.

Однообразие переходов лишает работу живости, энергичности, разнообразие свидетельствует о естественном течении мыслей, о том, что ученик хорошо владеет письменной речью.

Остаётся лишь добавить, что итоговое сочинение – не просто экзаменационная работа. Умение самостоятельно моделировать устное и письменное высказывание поможет будущему выпускнику осуществлять речевой самоконтроль, генерировать идеи, общаться с людьми, вести конструктивный диалог.

1. Заранее определитесь, зачем вам итоговое сочинение

Одна цель — получить зачет и быть допущенным до ЕГЭ, другая — использовать сочинение при поступлении в университет. В первом случае достаточно просто попасть в тему и не допустить грамматических ошибок.

Часто итоговое сочинение принимают на филологическом факультете или факультете журналистики. Если вы собираетесь предоставить работу в университет, чтобы получить дополнительные баллы, требуется показать в тексте мета-предметность. Из сочинения должно быть понятно, что ученик разбирается не только в произведениях школьной программы. Поэтому стоит в сочинении упоминать книги, которые читали самостоятельно, или обратиться к биографии известных личностей, научным открытиям.

2. Сконцентрируйтесь на одном-двух направлениях

Если вы сосредоточитесь на одном-двух направлениях, то успеете посмотреть все возможные темы в интернете и подготовиться к примерным вопросам, которые будут на экзамене. Распылять внимание не стоит: это только помешает качеству.

3. Не читайте новые книги или анализы литературных произведений за день до экзамена

Перед итоговым сочинением необходимо повторять те знания, которые уже есть в голове. Новая информация не успеет уложиться или перепутается из-за стресса.

Самый главный навык для хорошей сдачи итогового сочинения — умение использовать прочитанные книги. Практически в любом произведении найдётся необходимая тема: любовь, отношение к Родине и далее по списку. Чтобы легко найти нужный эпизод, стоит продумать, с чем у тебя ассоциируется эта тема, вспомнить всех героев и в какой сюжетной линии они были задействованы.

5. Проверяйте сочинение с конца

Логику и композицию сочинения в первый раз следует проверять с первого предложения, а при второй проверке — начать с конца. Это поможет отвлечься от написанного и объективно оценить текст.

6. Не теряйте логику

7. Следите за грамотностью

8. Не ищите аргументы в интернете

Аргументы по вашей теме, которые получится найти в интернете, могут отличаться от заданной вами идеи сочинения. В итоге вы потеряете логику размышления. Если вы все же решили посмотреть чужие анализы, то после этого обязательно прочитайте краткое содержание этих произведений и перескажите их себе, чтобы глубже разобраться в вопросе.

9. Не переживайте во время экзамена

10. Пишите о любимых произведениях

Читайте также: