Итоговое сочинение рабочая программа

Обновлено: 04.07.2024

Темы итогового сочинения ориентируют ребят на публицистику. Но в основе публицистического рассуждения может лежать литературный образец, согласитесь? Лариса Беднарская, профессор кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе Орловского государственного университета, соавтор УМК по русскому языку под ред. В. В.Бабайцевой, рассказала, на какие произведения школьной программы ориентироваться, о чем порассуждать, и как подготовиться к итоговому сочинению.

Рекомендуем посмотреть запись вебинара с развернутыми комментариями Ларисы Беднарской и скачать презентацию, в которой эксперт дает методические советы по подготовке к итоговому сочинению.

В этом году направления тем итогового сочинения призваны анализировать собственную жизнь выпускника. Но импульс для выражения этих мыслей дает художественное произведение. Задача учителя — сделать этот импульс максимально ярким, чтобы молодой человек захотел раскрыть себя и написать о том, о чем говорить, возможно, не принято.

Поговорим о материалах, которые дают тот самый импульс, и разберемся, как подготовиться к итоговому сочинению в этом году.

Текст как единица языка и речи

Текст — ядро современного образования: объект, предмет, способ и результат. Текст объединяет изучение русского языка и литературы на филологической основе, так как является единицей языка и речи. Как единицу языка мы изучаем текст на уроке русского языка в форме сложного синтаксического целого, которое имеет свою семантику (микротему) и структуру (описание, повествование, рассуждение). А на уроке литературы текст изучается как речевое произведение.

Алгоритм написания сочинения

Формулирование проблемы — тезиса — темы сочинения

Чем оригинальнее, парадоксальнее, тем интереснее. Учащиеся предлагают свои варианты формулировок. Формулировки темы могут быть разными, а проблема общей. Обосновываем выбранную проблему.

Формулирование идеи сочинения

Какие смыслы мы хотим выразить в своей работе? Формулировкой идеи лучше закончить сочинение. Предъявление отрывков из литературоведческих текстов, их анализ или подбор ряда ключевых положений из художественного текста, направленных на раскрытие идеи. Эти материалы готовятся учениками заранее по заданиям учителя, желательно дифференцированным для отдельных микрогрупп. На уроке отбираются лучшие цитаты, наиболее ярко и точно подтверждающие положения будущего сочинения, ключевые слова, лежащие в основе будущего рассуждения. Каждый учащийся выбирает из предложенного то, что ему интересно, доступно готовя на уроке рабочие материалы к сочинению.

Определение содержательного ядра сочинения: что главное и что второстепенное?

Формулирование и запись ключевых предложений и слов в составе аргументов (смысловых частей сочинения). На первых порах это задача учителя, постепенно сложная работа по формулированию ключевых положений сочинения становится доступной учащимся. Результатом является цитатный план будущего сочинения, расширенный рядами ключевых слов.

Моделирование будущего сочинения предусматривает уровневое личностно ориентированное обучение, обусловленное различной подготовкой учащихся:

  • минимальный: подбор цитат к ключевым положениям и их элементарный анализ;
  • расширение модели-конспекта, составленного на уроке в разных творческих направлениях;
  • оригинальное самостоятельное развитие проблемы на основе опорных положений. Структура рассуждения

Общая структура рассуждения объединяет работу над сочинением по русскому языку и литературе в единую систему.

  • Тезис: формулирование проблемы и обоснование ее выбора
  • Изложение сущности первого аргумента
  • Изложение сущности второго аргумента
  • А третий аргумент предусматривается для сильных учеников
  • Вывод

Русский язык. 10-11 классы. Углубленный уровень. Учебник

Учебник соответствует ФГОС ПОО. Состоит из теоретической и практической части, углубляет знания учащихся о языке как многофункциональной развивающейся системе, обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Структура сочинения

Формулирование проблемы-тезиса (лучше в форме вопроса) и ее обоснование (50-60 слов), составляет 1/5 всего объема сочинения и 1/3 листа А4 рукописным текстом. Формулирование первого блока аргументов: пояснение на основе аналогии или антитезы.

Формулирование второго блока аргументов. Аргументы (доказательства) включают несколько смысловых частей, оформленных абзацами.

Вывод (заключение, итог всему рассуждению по теме: формулирование главной мысли сочинения (его идеи).

Коллективная работа над сочинением — проектная деятельность

Не секрет, что каждый год мы изучаем какое-то центральное произведение, на которое можно опираться в раскрытии большого количества тем и направлений. При выполнении проектных задач и сам учитель, и класс учатся по-разному возвеличивать одну и ту же проблему.

Сейчас умение подобрать или сформулировать оригинальную проблемную тему, высветить и обозначить ее смысловые варианты становится все более актуально. Оригинальная формулировка проблемы становится тезисом сочинения-рассуждения, который нуждается в обосновании, так как является авторским.

Обязательно планируйте объем сочинения (минимум 300 слов). Обычно сочинение старшеклассника занимает два-три тетрадных листа в зависимости от уровня подготовки.

Формулируйте проблему — тезис — тему сочинения: чем оригинальнее, парадоксальнее, тем интереснее. Учащиеся предлагают свои варианты формулировок. Записываем выбранную формулировку темы (они могут быть вариативными).

Работайте над первым рамочным предложением, добиваясь его максимальной смысловой яркости (для сильных учеников). Проговаривайте варианты обоснования проблемы. Первая смысловая часть будет занимать от трети до половины страницы. Дальше формулируйте идею сочинения. Члены микрогрупп предлагают свои варианты интерпретации подобранных фрагментов и цитат.

Результат коллективной работы — план-конспект будущего сочинения, который содержит что-то общее для создания индивидуального содержания.

Направления тем 2020/21 учебного года

Направления тем в этом учебном году определяют тенденцию на выражение собственной точки зрения при преимущественной опоре на собственный жизненный опыт, однако эти формулировки не отменяют возможности использовать для подтверждения собственной точки зрения примеры из литературных произведений.

Все направления имеют морально-нравственную основу, расширяется диапазон проблемных формулировок тем, использованных ранее, поэтому учителю можно опираться на сочинения, отработанные, например, в прошлом году. Все направления четко ориентированы на диагностику уровневых результатов обучения.

Забвению не подлежит

Исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности.

Остальные четыре направления объединяет общая нравственная проблематика, которая предоставляет широкие возможности творческого варьирования темами.

Я и другие

Человек среди людей, проблемы конфликта понимания, что значит быть собой.

Из традиционных тем здесь можно использовать следующие:

Третье, четвертое и пятое направления — вариации на одну тему.

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом.

Время перемен

Тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством.

Разговор с собой

Внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования — вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания, тема совести.

Первый блок

Второй блок

Что может помочь выжить в новом веке? Жить или выживать? Почему люди предают мечту? Чем нужно руководствоваться в жизни? Как создать идеальную семью? Каким я представляю себе будущий мир? Что управляет миром?

Третий блок

Что самое ценное в жизни? Возможно ли жить по справедливости? Правда и обман. Сладчайшая месть — это прощение? Можно ли говорить сегодня о чести? Как освободиться от эгоизма? Что такое грех? Что значит любить?

Русский язык. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Бабайцевой

Рабочая тетрадь по русскому языку содержит задания и упражнения по синтаксису сложного предложения, ориентированные на формирование пунктуационных навыков в сложных предложениях разных типов и в предложениях с прямой речью. Есть задания по синтаксической синонимии, трансформации, конструированию, синтаксической стилистике.

Проблематика сочинений

Семья

Ориентируйте детей на те проблемы, которые чаще всего волнуют старшеклассников, и о которых обычно не говорят вслух.

Совет учителям. Обратите внимание на раскрытие проблемы семьи: от анализа литературного произведения легко перейти к реальной жизни, к собственному опыту.

Примерные тезисы для сочинения

  • Связь поколений необходима для полноценного развития общества.
  • Мы должны стремиться к гармонии и в семейных, и в общественных отношениях. Осуществляется эта связь поколений путем передачи жизненного и исторического опыта от одного поколения к другому. Этот процесс не всегда протекает безболезненно. Он может приводить к конфликту, но он должен быть основан на взаимопонимании и взаимоуважении.
  • Чаще всего каждому мужчине предстоит испробовать на себе роль и отца, и ребенка. Поэтому мы должны быть терпимее друг к другу: отцы должны прислушиваться к детям, а дети должны с уважением относиться к отцам. Тогда не будет конфликтов ни в семье, ни в обществе.
  • Конфликты могут возникать, но всегда можно найти компромиссы, которые помогут прийти к взаимопониманию в семье к гармонии в семье.

Сменяются эпохи, другим становится наше государство, а проблема непонимания между людьми становится все острее. И чем больше мы будем говорить нашим детям о любви, чуткости, внимании, тем больше мы будем способствовать тому, чтобы они жили как счастливые люди.

Русский язык. Трудные задания ЕГЭ. Пишем сочинение на основе текстов повышенной сложности

Три причины заниматься по этой книге: понять сложный материал и научиться писать сочинения-рассуждения; не допустить типичных ошибок при написании сочинения-рассуждения; проверить уровень своей подготовки, используя ключи и ответы для самоконтроля. Учебное пособие при одновременном использовании с другими пособиями для подготовки к ЕГЭ поможет обучающимся добиться максимального индивидуального результата на экзамене по русскому языку.

Что важнее — разум или чувство? Как достичь внутренней гармонии?

Посмотрим, как можно использовать наши наработки в разворачивании направлений сочинений:

Разум и чувства — это две важнейшие составляющие внутреннего мира человека. Через них он познает действительность, осуществляет свои стремления. Чувства отвечают за эмоции и переживания, а разум — за способность человека логически мыслить. И эти внутренние силы личности часто вступают в конфликт между собой. Но к какому результату приводит их противостояние?

Великий ученый Блез Паскаль утверждал, что основная причина совершаемых человеком ошибок кроется в постоянной борьбе между чувствами и разумом. Я полностью согласен с этим мнением и считаю, что для принятия правильного решения и полноценной жизни человеку необходима не постоянная борьба, а гармония между разумом и чувствами.

В произведениях русской литературы мы находим многочисленные подтверждения этой точки зрения.

Доктор филологических наук, профессор кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе Орловского государственного университета, соавтор УМК по русскому языку под ред В.В.Бабайцевой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели данного курса

1) способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи,

2) научить уместному, умелому использованию языкового потенциала,

3) систематизировать знания по теории написания сочинения, закрепить полученные знания на практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений, написание сочинений,

4) развивать творческие способности.

Цели данного курса

1) способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи,

2) научить уместному, умелому использованию языкового потенциала,

3) систематизировать знания по теории написания сочинения, закрепить полученные знания на практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений, написание сочинений,

4) развивать творческие способности.

Основные задачи курса:

1) вооружить обучающихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности,

2) пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству,

3) помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к написанию итогового сочинения по литературе,

4) совершенствовать речевую культуру школьников.

Программа элективного курса рассчитана на 17 часов (0,5 час в неделю) и может быть рекомендована для учащихся 11 класса.

Планируемые результаты освоения образовательной программы элективного курса

– предлагать включение в вариативную часть предмета выбранных художественных произведений,

– планировать и осуществлять очные и заочные экскурсии по личностно значимым литературным и общекультурным местам;

– предлагать целостную (или частичную) программу внеклассной работы в рамках своих предметных интересов;

– быть способным к объективной самооценке и самокорректировке учебных результатов;

– определять зону своего ближайшего развития и задачи на перспективу;

– работать индивидуально, в группе, полемизировать в духе толерантных межличностных отношений;

– быть способным к выбору решения проблемы с точки зрения гуманистической позиции;

– понимать и реализовывать себя как личность, гражданина, ответственного за связь с культурной традицией;

– понимать и реализовывать себя как субъекта, способного к творческому изменению.

Метапредметные:

– работать с различными видами информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы, составлять терминологический словарь, писать рецензию, аннотацию и др.);

– усваивать и применять на практике алгоритмы работы с научными и научно-популярными текстами;

– системно формировать понятийный аппарат в различных областях знаний;

– общаться с другими людьми в рамках толерантных отношений;

– владеть приемами публичного выступления; уметь презентовать проблему, интеллектуальный продукт, выдвигать гипотезы, формулировать проблемные вопросы, предлагать стратегию исследования, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;

– участвовать в полемике, будучи толерантным;

– уметь работать в рамках исследовательского проекта, научного или практического поиска;

– уметь разрабатывать и проводить мониторинг по проблеме;

– пользоваться для достижения учебных и личностных целей различными источниками информации, в том числе электронными;

– быть способным к индивидуальной учебной работе, а также в сотрудничеству в парах или группах.

– быть способным организовать, провести (хотя бы частично) обсуждение проблемы, полемику, диалог;

– приобретать гуманитарный стиль мышления, быть способным к гибкости, вариативности, диалогу с окружающими людьми;

– сопоставлять различные научные, философские, мировоззренческие позиции в рамках толерантных отношений.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;

Знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

Умение определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;

Хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

Воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи ( эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;

Уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературоведческими понятиями и терминами: роды художественной литературы и их основные жанры; литературные направления и течения; стихотворные размеры;

Самостоятельно работать с текстом и создавать собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.

Содержание курса

Раздел 1. Введение: что, когда, зачем и как? (1 час)

Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания. Различение понятий тема - проблема - тезис.

Раздел 2. Работа по тематическим направлениям. (16 часов)

Сочинение как текст. Основные признаки текста. Вступление, аргументация, заключение. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.

Пять тематических направлений, утверждённых на 2019-2020 учебный год

Важность отбора литературного материала. Выбор темы сочинения. Цитирование. Развёрнутый план работы рад сочинением.

Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений Заключительная часть сочинения. Виды заключений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сочинении на литературную тему ярко проявляется творческий компонент, заключающийся в первую очередь в осознанной деятельности по анализу литературного материала. В этой деятельности пишущий сочинение имеет безусловное право на предъявление собственной трактовки темы, на личностную позицию по отношению к произведению и его автору и т.д. Однако учебный компонент, содержащийся в сочинении наряду с творческим, выдвигает серьезное требование к предъявлению собственной интерпретации литературного материала. Обосновать личную позицию автор сочинения может только после выполнения значительной работы на уровне осведомленности. Это предполагает эрудированность, начитанность в области художественной литературы, глубину освоения идейно-художественного своеобразия содержания произведений, достаточный уровень владения литературоведческими понятиями.

В целом письменная работа по литературе (сочинение) позволяет выявить и оценить не только уровень литературной компетенции, но также определить уровень речевых, коммуникативных умений, степень личностного развития, социальную зрелость. Все это объясняет, почему сочинение по литературе остается одним из сложных учебных заданий, почему многие учащиеся испытывают значительные затруднения при самостоятельной работе над текстом творческой работы.

Ученик должен уметь рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме одного из предложенных тематических направлений. Учащиеся должны

• выбрать одну тему;

• выбрать литературный материал (одно или несколько произведений — количество не важно, важна глубина раскрытия темы), наиболее подходящий для раскрытия темы;

• сформулировать свою точку зрения;

• аргументировать свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках выбранной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (по

• продумать композицию сочинения;

•грамотно оформить его (кстати, вам разрешается пользоваться орфографическим словарём).

Цель данной программы:

помочь обучающимся обобщить знания по литературе, в том числе и по вопросу написания сочинения на литературную тему; завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей, совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и итоговому сочинениям.

Задачи элективного предмета:

помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе;

совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения, сочинения-эссе;

формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

владеть навыками речевого оформления письменной работы с использованием средств выразительности.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по литературе, направлена на создание условий для реализации деятельностного подхода к изучению литературы. В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программы у учащихся в процессе изучения данного элективного предмета совершенствуются и развиваются коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные умения и навыки.

Программа рассчитана на 17 часов

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся

Обучающиеся должны:

- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;

- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературном процессе, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;

- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.

Предполагаемые результаты:

- знать теоретико-литературные понятия;

- классифицировать сочинения по проблематике, тематике и жанрам, определять своеобразие жанров, зависимость структуры сочинения от его типа;

- анализировать творческие образцы сочинений различных жанров;

- создавать сочинения определённой тематики в соответствии с требованиями;

- аргументировать, привлекая материал художественных произведений, выражать собственную позицию;

- осуществлять речевое оформления собственных работ;

- уместно употреблять средства художественной выразительности;

- редактировать собственные сочинения.

Программа базируется на учебно-методических материалах по литературе, русскому языку и анализе результатов написания сочинения предыдущего года

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.

Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум, урок-исследование.

Содержание программы

1.Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания.

2. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.

3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.

4. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа.

5. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Развёрнутый план работы рад сочинением.

6. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.

7.Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения.

8.Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности.

9.Редактирование текста сочинения

Система форм контроля уровня достижений обучающихся:

промежуточный контроль – сочинение – рассуждение по одной из предложенных тем;

Данный элективный курс предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 34 часа. За основу взята программа Гольцовой Н.Г., Русский язык. 10-11 кл. М.: Русское слово, 2010.

Введение элективного курса как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения обусловлено тем, что оценка за вторую (творческую) часть КИМа составляет примерно 42 % от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене в форме ЕГЭ, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимых для получения положительной оценки.

В рамках Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку выпускник выполняет задание с развернутым ответом, которое представляет собой написание сочинения-рассуждения (отзыва, рецензии или эссе) по тексту художественного, публицистического, научно–популярного стиля.

Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, а именно: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т.д. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить.

Также для написания сочинения надо четко представлять его структуру, а она определяется заданием части 2. Текст сочинения состоит условно из двух частей. В первой части выпускник должен продемонстрировать умение определять проблематику текста, позицию автора по отношению к ней и умение комментировать её. Во второй части – умение сформулировать собственное отношение к прочитанному и аргументировать свою позицию, используя не менее двух аргументов (читательский и жизненный опыт).

Первым этапом работы над текстом является его понимание. Понять текст – значит определить его содержание: тему (о чем текст), проблему (вопрос, который ставит автор пред читателем), позицию автора. Кроме того, сочинение подразумевает выработку умения комментировать прочитанный текст и на этой основе формулировать свою точку зрения к одной из тех проблем, которую затронул автор. Учащимся помогут специально разработанные клише, с которыми также знакомит данный элективный курс.

Цели данной программы:

Формирование навыков учащихся в создании устного и письменного высказывания в форме рассуждения на основе прочитанного текста.

Оказание помощи учащимся максимально подготовиться к выполнению задания 2 ЕГЭ;

Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.

Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.

Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.

Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка.

Развивающие:

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;

• развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.

Практические:

• совершенствование коммуникативных умений;

• овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

• поддерживать беседу, вести спор;

• обучать учащегося размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки;

• передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;

• логично и образно излагать свои мысли, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

• совершенствовать и редактировать текст.

Воспитательные:

• воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

• воспитание интереса и любви к русскому языку;

• воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

• воспитывать внимательного читателя;

• воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

• воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.

Практическая значимость курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требует домашней подготовки.

Курс призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка, он рассчитан на учащихся 11 класса общеобразовательного уровня.

Элективный курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то что многие разделы курса русского языка учащиеся 11 класса уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики, и написание творческой работы по данной проблематике.

Календарно-тематическое планирование данной программы составлено с учетом современных требований по составлению программ, то есть с учётом планируемых результатов (предметных, метапредметных и личностных), а также с указанием основных видов учебной деятельности (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Список литературы

Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене. – М.: Айрис - пресс, 2007

Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ авторы-составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2009.

Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. – М.: Просвещение, 2008.

Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н., Капинос В.Н. и др. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. Русский язык. – ФИПИ, 2007

Программа элективного курса

по русскому языку

«Особенности написания сочинения-рассуждения и эссе

Преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Читайте также: