Итоговое сочинение мастер класс

Обновлено: 05.07.2024

Созинова Инна Николаевна. Учитель русского языка и литературы. Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Кумылженская средняя школа №1 имени Знаменского А.Д. ст. Кумылженская Волгоградской области.
Статья предназначены для подготовки к государственной итоговой аттестации.

Дата публикации: 14.03.2018

Сегодня мы будем говорить об итоговом декабрьском сочинении. В этом году оно было уже третьим .Но страх в его написании , кажется, был и будет как у обучающихся , так и у учителей. Почему? Да потому что ,

к сожалению, в последнее время мы столкнулись с тем, что ученики очень мало читают, а творческие работы оказываются им в тягость, просто ставят их в тупик, хотя и являются неотъемлемой частью как ОГЭ, так и в ЕГЭ. Ведь написать сочинение - это огромный труд, нужно перелопатить много дополнительного материала, да и словарный запас у современных школьников скудный. В лучшем случае они перерабатывают скачанные с интернета готовые сочинения и не хотят думать сами, не умеют работать с литературой, не умеют аргументировано отстаивать свою точку зрения или боятся оказаться неуспешными, так как их точка зрения будет ошибочной.

Я думаю, каждый из нас задаёт себе вопрос: что нужно сделать для того, чтобы учащиеся с удовольствием приходили на уроки, чтобы им хотелось обратиться к книге, сочинять, выдумывать, фантазировать, перевоплощаться почувствовали значимость уроков для дальнейшей жизни.

Ведь итоговое сочинение - это метапредметное сочинение, целью которого является проверка умений учащихся формулировать тезис на предложенную тему, обоснованно аргументировать этот тезис и делать вывод. Так что же нужно сделать для успешного написиния этой работы?

Цель мастер-класса: Популяризация применения различных методов и приемов, использованных при обучении написанию итогового сочинения , создающих условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия и творчества. .

Использование этих методов и приемов направлено на:

1.активное восприятие учащимися учебного материала;

2.творческое осмысление учебного материала;

4.повышение интереса к процессу обучения;

6.повышения уровня грамотности;

7.повышение навыков аргументированного разговора и письма;

8.развитие социальной компетенции.

В основе работы лежат следующие принципы:

1.создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;

2.включение эмоциональной сферы ребёнка, обращение к его чувствам: идти от сердца к уму;

3.равенство всех, включая учителя, - это не только равенство условий, но и равенство в способности быть самими собой всех участников процесса;

4.отсутствие оценки, соревнования, соперничества;

5.подача информации малыми дозами по мере возникновения потребности в ней у учащихся.

Основные способы деятельности – исследование, анализ, обобщение, создание творческих работ.

Знания ребёнок не получает, а приобретает, взращивает, познаёт проблему на основе собственного опыта. Обучение базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Самое главное, что каждый ученик чувствует свою интеллектуальную состоятельнось, удовлетворяет коммуникативную потребность, развивается как личность.

Методы и приемы, используемые при обучении написанию сочинения:

1. Метод смысловых ассоциаций.

3. Метод конструирования вопросов, конструирование тем.

4. Метод самостоятельного конструирования определений понятий.

6. Метод выведения тезиса.

Использование этих методов приемов позволяет применить собственный глубинный жизненный - эмо циональный, нравственный, эстетический — опыт при выпол нении конкретно поставленной задачи. Знание, приобретенное в процессе работы над определенной темой, органически со единяется с интуитивным чувствованием. Чувства и мысли материализуются: становятся суждениями или воплощаются в художественные образ.

Сегодня мы будем говорить об итоговом декабрьском сочинении. В этом году оно было уже третьим .Но страх в его написании , кажется, был и будет как у обучающихся , так и у учителей. Почему? Да потому что ,

к сожалению, в последнее время мы столкнулись с тем, что ученики очень мало читают, а творческие работы оказываются им в тягость, просто ставят их в тупик, хотя и являются неотъемлемой частью как ОГЭ, так и в ЕГЭ. Ведь написать сочинение - это огромный труд, нужно перелопатить много дополнительного материала, да и словарный запас у современных школьников скудный. В лучшем случае они перерабатывают скачанные с интернета готовые сочинения и не хотят думать сами, не умеют работать с литературой, не умеют аргументировано отстаивать свою точку зрения или боятся оказаться неуспешными, так как их точка зрения будет ошибочной.

Я думаю, каждый из нас задаёт себе вопрос: что нужно сделать для того, чтобы учащиеся с удовольствием приходили на уроки, чтобы им хотелось обратиться к книге, сочинять, выдумывать, фантазировать, перевоплощаться почувствовали значимость уроков для дальнейшей жизни.

Ведь итоговое сочинение - это метапредметное сочинение, целью которого является проверка умений учащихся формулировать тезис на предложенную тему, обоснованно аргументировать этот тезис и делать вывод. Так что же нужно сделать для успешного написиния этой работы?

Цель мастер-класса: Популяризация применения различных методов и приемов, использованных при обучении написанию итогового сочинения , создающих условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия и творчества. .

Использование этих методов и приемов направлено на:

1. активное восприятие учащимися учебного материала;

2. творческое осмысление учебного материала;

3. саморазвитие ученика;

4. повышение интереса к процессу обучения;

5. развитие креативности;

6. повышения уровня грамотности;

7. повышение навыков аргументированного разговора и письма;

8. развитие социальной компетенции.

В основе работы лежат следующие принципы:

1. создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;

2. включение эмоциональной сферы ребёнка, обращение к его чувствам: идти от сердца к уму;

3. равенство всех, включая учителя, - это не только равенство условий, но и равенство в способности быть самими собой всех участников процесса;

4. отсутствие оценки, соревнования, соперничества;

5. подача информации малыми дозами по мере возникновения потребности в ней у учащихся.

Основные способы деятельности – исследование, анализ, обобщение, создание творческих работ.

Знания ребёнок не получает, а приобретает, взращивает, познаёт проблему на основе собственного опыта. Обучение базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Самое главное, что каждый ученик чувствует свою интеллектуальную состоятельнось, удовлетворяет коммуникативную потребность, развивается как личность.

Методы и приемы, используемые при обучении написанию сочинения:

1. Метод смысловых ассоциаций.

3. Метод конструирования вопросов, конструирование тем.

4. Метод самостоятельного конструирования определений понятий.

6. Метод выведения тезиса.

Использование этих методов приемов позволяет применить собственный глубинный жизненный - эмо циональный, нравственный, эстетический — опыт при выпол нении конкретно поставленной задачи. Знание, приобретенное в процессе работы над определенной темой, органически со единяется с интуитивным чувствованием. Чувства и мысли материализуются: становятся суждениями или воплощаются в художественные образ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вступительное слово учителя. Сегодня мы проводим необычное занятие. Это мастер-класс, на котором мы все вместе отработаем все этапы написания итогового сочинения по литературе, которое вам предстоит написать 2-го декабря. Это очень важный экзамен он проводится второй год. Его целью является выявление вашего читательского кругозора, умение рассказать о прочитанном в рамках заданной теме. Этот экзамен является допуском к сдаче ЕГЭ.

Беседы об особенностях проведения экзамена.

Какова продолжительность экзамена?

Где проводится экзамен?

Что разрешается брать с собой, что запрещается?

Каковы правила проведения экзамена?

Каков объем сочинения?

Каковы главные критерии оценивания работы?

По каким направлениям проводятся итоговое сочинение в 2016 году?

Ребята, вы правильно назвали пять основных тематических направлений по которым проводится итоговое сочинения в этом году. Это такие направления:

Год литературы

Давайте назовем по 3-5 конкретных тем каждого направления. Как вы понимаете главную мысль каждого направления?

Ответы учащихся: Приводятся примеры тем по пяти направлениям. Темы представлены на доске (экране).

Герой и время в русской литературе.

Любовь сквозь испытания.

Пути исканий героев русской литература.

Можно ли прожить без книг?

Вопросы классу:

Что самое главное при подготовке и написании сочинения?

Какой должна быть композиция сочинения?

Учащийся отвечает, что главное требование при написании сочинения-опора на литературное произведение. Композиция сочинения должна быть такой:

Рассуждения учащегося о том как он понимает тему (примерно 1/3 всего объема всего сочинения).

Литературный пример, как аргумент, подтверждающий рассуждения ученика.

Краткое заключение, выводы по всему сочинению.

Еще раз звучит напоминание о том, что рекомендуемый объем сочинения – 350 слов.

Учитель. Давайте обсудим, как вы понимаете каждую из предложенных тем.

Ответы учащихся.

Выбор и обдумывание темы.

Начало сочинения.

Оно должно быть ярким, запоминающимся. И в нем уже должно прозвучать понимание темы.

Учащимся предлагаются карточки с вариантами начала сочинения и памятка-тренинг по написанию всего сочинения. В ходе написания первой части, как переход к литературному примеру можно привести пример из жизни.

Переход ко второй части.

Это главный этап. Какие литературные произведения можно привести в качестве примера для раскрытия нашей темы?

Беседа по содержанию произведений просмотр кинофрагментов.

Написание второй части сочинения.

Учитель обращает внимание на то, что во второй части, как и во всем сочинении, должна звучать формулировка темы.

Написание заключения.

Сочинение в целом написано в черновике. Ученики обращаются к учителю за помощью в корректировке написанного.

Сочинение переписывается на беловик.

Заключительное слово Учителя.

Сегодня мы справились с очень важной задачей – написали тренировочное сочинение. По такому же принципу вы будете писать итоговое сочинение.

Уже седьмой год подряд выпускникам школ России предстоит писать итоговое сочинение – сложную и, несомненно, серьёзную работу. Не преувеличу, если скажу, что подготовка к ней начинается буквально с первых лет обучения в школе и проводится не только учителями русского языка и литературы, поскольку умение создавать сочинение формируется в процессе изучения разных предметов (в первую очередь, дисциплин гуманитарного цикла). Учителя, преподающие разные предметы, должны способствовать систематизации и проблематизации знаний учащихся, дальнейшему повышению их речевой культуры, развитию языкового чутья.

Чтобы подготовить ученика к сочинению, особое внимание следует уделить формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Как показывает практика, наиболее эффективно в этой связи сочетание двух направлений работы. С одной стороны, необходимо анализировать готовые тексты с разных точек зрения: коммуникативная задача текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем), его логический и композиционный замыслы, отбор лексики, сочетаемость слов, риторические приемы и др. С другой стороны, следует регулярно практиковать выполнение письменных заданий различного объема на основе художественного произведения (или его фрагмента).

Приступая к работе, ученик должен внимательно прочитать формулировку темы и осмыслить ее, определить свою задачу по ее раскрытию. Положительный эффект при этом дает вычленение в теме опорных слов, анализ смысла каждого из них, их взаимосвязи. На этом месте мне хотелось бы остановиться подробнее. Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока литературы _____________ в 11-ом классе по работе над опорными словами.

РОЛИК №1 – РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ

РОЛИК №2 – РАСПРЕДЕЛИТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ

РОЛИК №3 – АНАЛИЗ ГОТОВОГО СОЧИНЕНИЯ

1. Риторический вопрос – вопрос, как бы возникающий в сознании и читателя, и автора:

2. Прямая связь - автор работы открыто говорит о своих дальнейших намерениях:

3. Переход-соединение - абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий…

4. Переход-противопоставление - с помощью сло: иной, другой, а, же, но…

5. Внутренняя связь - отсутствуют видимые лексические, синтаксические признаки связи. Она проявляется только при внимательном чтении текста, анализе смысла.

Однообразие переходов лишает работу живости, энергичности, разнообразие свидетельствует о естественном течении мыслей, о том, что ученик хорошо владеет письменной речью.

Остаётся лишь добавить, что итоговое сочинение – не просто экзаменационная работа. Умение самостоятельно моделировать устное и письменное высказывание поможет будущему выпускнику осуществлять речевой самоконтроль, генерировать идеи, общаться с людьми, вести конструктивный диалог.

Она сказала, что нужно решить для себя, влияет ли форма итоговой аттестации на принципы преподавания литературы? Нужно ли менять методику, чтобы дети успешно написали сочинение? Для всех форм аттестации основные оцениваемые компетенции везде одинаковы: читать, осмысливать и анализировать текст; сопоставлять тексты и фрагменты; формулировать позицию-ответ; доказывать тезисы; давать развернутый и связный ответ на вопрос. В последние годы многие учителя сосредоточили свои усилия на планомерной подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, мало времени уделяя традиционному школьному сочинению.

Отсюда возникает вопрос: хорошо ли мы понимаем, что такое текст? Это точно не последовательность грамматически связанных между собой предложений. В тексте всегда есть соответствие теме и глубина раскрытия проблемы — в этом вся суть. Если довольствоваться последовательностью предложений, то мы так и будем дальше читать каждую зиму и каждое лето тысячи никудышных сочинений со всей России, - это мнение ее как эксперта.

Поэтому стоит вспомнить принципы построения сочинения-рассуждения.

Традиционно выделяют три части сочинения:

ВСТУПЛЕНИЕ, задача которого – ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой, сформулировать тезис.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, в которой непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся аргументы, доказывающие тезис, анализируется текст художественного произведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, в котором подводится итог, обобщается сказанное.

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ.

ПОМНИТЕ: подобные вопросы задаёт себе и экзаменатор, проверяющий сочинение.

С чего начать?

1) Выбор темы. К данному шагу стоит отнестись очень серьезно, так как при выборе темы нужно быть уверенным, что ваши аргументы подойдут и раскроют смысл высказывания. Поэтому тему стоит выбрать более простую и понятную для вас.
2) Выявление проблемы, содержащейся в теме.

Тренировочные упражнения к определению темы и проблемы итогового сочинения.

Упражнение 1. Прочитайте тему сочинения. Определите ключевое слово. Чему должно быть посвящено основное содержание сочинения по этой теме?

Упражнение 2. Прочитайте тему сочинения. Найдите ключевое слово, которое определит основное содержание вашей работы.

Ответ:ключевое слово – психологические. Комментарий.В сочинение надо писать о проблемах дружбы, любви, долга, взаимопонимания, которые поднимает В. Распутин.

Берем небольшое сочинение, отрезаем ножницами тему. Раздаем детям и даем восстановить.

Согласны ли вы с утверждением, что цель оправдывает средства?

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что на вопрос, поставленный в теме, нет и не может быть однозначного ответа. Цель может оправдывать средства лишь в том случае, если при этом не страдают честь и достоинство человека.

Может ли один человек противостоять всему обществу?

Человек и общество – одна из наиболее часто поднимаемых тем в русской литературе. Человек, живя в обществе, не может быть свободным от него, он должен принимать все от этого общества. Но так ли это на самом деле? Множество писателей в своих произведениях создавали образы незаурядной личности, которую по каким-либо причинам не устраивал привычный жизненный уклад. Исходя из читательского опыта, обратимся к произведениям русской литературы.

Сочинения по цитате: здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, "спрятанный" в цитате, и назвать те его аспекты, на которых вы собираетесь подробно остановиться в сочинении


3) Формулировка тезисов , полностью раскрывающих тему.

Тезис в сочинении - это ваша собственная позиция (мнение) касательно темы сочинения.

Важно! Тезис - четко сформулированная и красиво оформленная мысль, которая умещается в ОДНО предложение. Именно это высказывание должно быть аргументировано в основной части. Тезис нужно писать в конце введения.

Всегда ли любовь наполняет человека счастьем?

Я считаю, что любовь не всегда наполняет сердце человека счастьем, иногда она способна разрушить жизнь человека. (аргументы "Гранатовый браслет", "Леди Макбет Мценского уезда".

Что помогает бороться с собственными слабостями?

Сила воли, по моему мнению, наш главный союзник в борьбе с собственными слабостями. (аргументы "Любовь к жизни", "Обломов")

Определить, есть ли тезис в этом вступлении.

Всегда ли хороша верность?

4) Подбор литературных произведений , с помощью которых вы будете высказывать свою позицию.

Аргумент в сочинении обосновывает тезис, доказывает, что ваша мысль верна. Кстати, все аргументы условно можно поделить на две категории. Аргументом может служить весь сюжет произведения полностью. Например, "Любовь к жизни" Джека Лондона как пример железной воли. Используя данное произведение в качестве аргумента, достаточно планомерно передать содержание всего рассказа.

Если же обратиться к более крупным произведениям, то в качестве аргумента выступит конкретный эпизод (или несколько). Например, рассуждая о чести и бесчестии, мы можем привести в качестве аргумента диалог Пугачева и Гринева (Капитанская дочка), где Петр, рискуя быть казненным, отказывается присягать на верность "великому государю". То есть все остальные моменты можно опустить. В данном случае, чтобы оформить аргумент правильно, необходимо кратко (3-4 предложения) изложить сюжет произведения, а после уже в красках описать сцену (характер или поступок персонажа, какую-то ситуацию и т.д.), которая собственно и является аргументом.

В конце каждого аргумента должен быть вывод. (задания учителям)

Вывод - подведение итогов, логическое завершение. Здесь необходимо быть особенно внимательным, т.к. можно уйти от темы. Чтобы правильно написать заключение, нужно подтвердить, что ваша позиция оказалась верной, либо продолжить свою мысль (тезис), особенно хорошо будет, если вывод будет звучать как напутствие .

Тезис: Я считаю, что любовь не всегда наполняет сердце человека счастьем, иногда она способна разрушить жизнь человека.

Вывод: любовь, действительно, может причинить боль,стать трагедией, поэтому важно помнить еще об одном чувстве - уважении к себе.

Тема: Может ли один человек противостоять всему обществу?

Так должно выглядеть сочинение.

Готовьтесь к написанию сочинения правильно!

Не нужно постоянно заставлять детей писать сочинения: это неэффективная форма подготовки. Лучше использовать специальные упражнения.

1. Задачи аналитического характера по готовому тексту: играем в экспертов. Читаем сочинения учеников прошлого года, позволяем оценить чужую работу по каждому критерию. Не нужно давать сразу все критерии —начните с соответствия теме.

Аналитико-синтетические задания: берем небольшое сочинение, отрезаем ножницами тему. Раздаем детям и даем восстановить. Это то же самое, что раскрыть тему самостоятельно. Как вариант, берете хороший текст с выраженными тезисами и аргументами, вырезаете тезис, просите восстановить его по имеющемуся тексту. Это эффективнее, чем вновь и вновь писать ребенку: опять не сформулировал тезис!

Задачи на переработку готового текста: поиск ошибок, в котором точно есть лишние части или ошибки. В основном фактические и логические: убрать лишний аргумент, найти нарушение логики.

Задания на создание нового текста на основе готового: даем текст, просим написать вступление и заключение. Или: разрезаем текст на абзацы и просим составить текст — при этом желательно аргументировать, почему склеиваешь именно так. А текст может и не составиться — особенно если идет речь о пустых, бессмысленных сочинениях.

Задания сопоставительного характера. Рассматриваем два сочинения на одну и ту же тему. Обязательно задайте параметр сопоставления: что сравниваем?

Создание собственного текста. Это — последняя стадия, только после того как все остальные задачи решаются легко, логика написания собственного сочинения усвоена.

Читайте также: