Искусство 20 века сочинение

Обновлено: 05.07.2024

По этим причинам разговор об искусстве 20 века следовало бы начать с некоторых предпосылок, на основе которых можно было бы далее рассматривать само искусство. За исходную предпосылку в этом случае справедливее всего было принять следующий тезис: искусство 20 века — искусство переломное, а не просто старый или просто новый период его истории. Это искусство кризисное в изначальном, словарном смысле слова, выражающем наивысшую напряженность перелома. В искусстве 20 века с чрезвычайной и во многом определяющей силой распоряжаются законы, присущие именно и исключительно переломному времени. Каждой из переломных эпох свойственна своя специфика аспектов истории искусства и их взаимоотношений.

В контрольной работе будет рассмотрены трагические судьбы русской культуры XX века, ее раскол на внутрироссийскую и эмигрантскую, явление русского авангард в истории художественной культуры в начале 20 века, его основные течения, художественные концепции и представители; реализм в изобразительном искусстве и литературе 1 половины 20 века; формирование культуры советской эпохи. Достижения и трудности развития искусства в условиях тоталитаризма; явление андеграунда; культурное развитие новой России постсоветского времени.

1. Русское искусство 20 века

1.1 Трагические судьбы русской культуры XX века, ее раскол на внутрироссийскую и эмигрантскую

Развитие советской науки тормозила гнетущая атмосфера тоталитарного государства, особенно сгустившаяся в конце 30-х годов. Общественные науки были поставлены под жесткий партийный контроль. Стремление партийного руководства к обеспечению духовного сплочения народа вокруг задач модернизации общества в условиях крайне слабой материальной базы обусловило возрастание идеологического фактора. Одним из направлений пропаганды стало обращение к национальным традициям. В этой связи возрастает роль исторического образования, исторических исследований, которые были ориентированы в нужном направлении.

2. Русский авангард как явление в истории художественной культуры в начале 20 века

Основные представители этого течения в России – В. Малевич, В. Кандинский, М. Ларионов, М. Матюшин, В. Татлин, П. Кузнецов, Г. Якулов, А. Экстер, Б.Эндер и другие [2, 113].

2.1 Основные течения в русском авангарде. Художественные концепции и представители

К основным направлениям авангарда относятся фовизм, кубизм, абстрактное искусство, супрематизм, футуризм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, метафизическая живопись, сюрреализм, наивное искусство, додекафония и алеаторика в музыке, конкретная поэзия, конкретная музыка, кинетическое искусство, а также такие крупные фигуры, не принадлежавшие в целом ни одному из указанных направлений, как Пикассо, Шагал, Филонов, Клее, Матисс, Модильяни, Ле Корбюзье, Джойс, Пруст, Кафка и некоторые другие. Возможна лишь условная классификация, притом только по отдельным параметрам, пестрого множества самых разных во многих отношениях феноменов авангарда.

Абстракционизм. Главными теоретиками и практиками были В. Кандинский, П. Мондриан. Абстракционизм отказался от изображения форм визуально воспринимаемой действительности, от изоморфизма и ориентировался исключительно на выразительные, ассоциативные, синестезические свойства цвета, неизоморфных абстрактных цветоформ и их бесчисленных сочетаний. Первые абстрактные работы были созданы в 1910 г. Кандинским. Художник в понимании Кандинского является лишь посредником Духовного, инструментом, с помощью которого оно материализуется в художественных формах. Поэтому абстрактное искусство не является выдумкой современных художников, но — исторически закономерной формой самовыражения Духовного, адекватной своему времени [2, 118].

Конструктивизм. Направление, возникшее в России (с 1913-14 гг.) в среде материалистически ориентированных художников и архитекторов под прямым воздействием технического прогресса и демократических настроений революционной общественности. Родоначальником считается художник В.Татлин, основными представителями в России А.Родченко, Л.Попова, В.Степанова, братья Стенберги, теоретиками Н.Пуни, Б. Арватов, А. Ган; на Западе — Ле Корбюзье, А.Озанфан, Т. Ван Дусбург, В.Гропиус, Л. Моголи-Надь [2, 124].

Дадаизм. Одно из наиболее бунтарских, скандальных движений авангарда, культивировавшее пафос разрушения всего и вся, эпатаж как таковой, протест против всего [Там же, 136].

Сюрреализм. Опирается на идеи романтиков, символизма, интуитивизма, фрейдизма, герметизма и некоторые восточные мистико-религиозные и оккультные учения. Главные представители: А. Бретон, М. Эрнст, А. Массон, С. Дали и др. Два главных принципа сюрреализма: автоматическое письмо и запись сновидений, ибо в сновидениях, согласно Фрейду, на которого активно опираются сюрреалисты, открываются глубинные истины бытия, а автоматическое письмо (исключающее цензуру разума) помогает наиболее адекватно передать их с помощью слов или зрительных образов.

Экспрессионизм. Его суть заключается в обостренном, гипертрофированном выражении с помощью исключительно художественных средств и приемов чувств и переживаний художника, иррациональных состояний души: тревоги, страха, безысходности, тоски, нервозности, разобщенности, повышенной эмоциональности, болезненной страстности, глубокой неудовлетворенности, ностальгии и т. п.

3. Реализм в изобразительном искусстве и литературе 1 половины 20 века: новый язык, художественно-образный строй реалистической живописи

Реализм XIX века всесторонне развил и углубил критику материального, бездуховного прогресса и буржуазной цивилизации. Реализм становится господствующим направлением. Для реализма характерны: правдивое изображение действительности со всеми её противоречиями. Типичность образов в типичных обстоятельствах, демократизм, гуманизм, взятые из жизни сюжеты, язык, изобразительные средства. [3, 71]

Такой взгляд на искусство, утвержденный в литературе Пушкиным и Гоголем, оказал существенное влияние и на другие виды искусства.

Мотив трансформации мира в соцреализме становится более главным. Искусство соцреализма должно быть понятным, доступным, массовым по форме. Форма же должна быть классической. Классическая форма более ясная. Жизнь должна быть изображена не слишком удаляющейся. Народное сознание должно быть оптимистично. В центре стоит народный генотип — он носитель здоровья. Как способ освобождения художника от потребителя выступает такая характеристика соц. Реализма — как партийность. И так, такие характеристики — народность, партийность и реализм воплощаются через типизацию, отмечая этим своеобразие соц. реализма.

Русский реализм в искусстве, зерна которого заронили Пушкин и Лермонтов, и который расцвел в 19 веке благодаря Гоголю, начал давать плоды нового реалистического искусства в двадцатом веке благодаря всемирно известным советским мастерам.

1923 год стал поворотным годом в истории советского изобразительного искусства. 13 апреля было опубликовано историческое решение ЦК КПСС об организациях литературы и искусства. Это решение нанесло сокрушительный удар по многочисленным формалистическим группам, которые стали тормозом на пути развития молодого советского искусства. Был образован единый Союз художников СССР, наметилось усиление развития по пути реализма, была создана база сегодняшнего искусства.

При посещении музеев изобразительного искусства в СССР, где бережно сохраняется культурное наследие прошлого в качестве всенародного культурного достояния, убеждаешься, что в них представлена вся славная история живописи от иконописи до современности, не забыт ни один период, включая и период существования формалистических групп начала двадцатого века. Особенно широко представлены все основные произведения живописи с 19 века до наших дней.

Расцвет реализма во второй половине 19-го века углубил содержание пейзажной живописи, художники-пейзажисты находили новые способы выражения, обращались к сложным вопросам творческого воздействия народа на природу. Шишкин, Саврасов, Васильев, Куинджи, Левитан, Коровин и другие утвердили жанр русского пейзажа, он продолжает в известном смысле жить и в современной советской живописи.

Портрет — В 19 веке портрет также получил крещение реализмом, из напыщенных застывших натуралистических портреты перерождались в наполненное жизнью искусство.

В эпоху реалистического искусства объект портретной живописи переместился с царей и аристократии к простому народу. Страдающий старик, нищий в лохмотьях, образ матери, отдельная личность, человеческая жизнь — в портретах выражались радости и страдания человека, портрет стал откровением, заставлял ощутить жизнь во всей ее полноте.

Почти все великие мастера 19 века были и портретистами. Поскольку портрет наряду с пейзажем был традиционным в русской живописи, для написания больших тематических полотен художник должен был владеть одинаково любым жанром живописи.

Натюрморт — Во второй половине 19 века в произведениях художников-реалистов натюрморт не играл заметной роли, поскольку их задачей было прославление служения обществу. В это время натюрморт становится предметом учебной работы, развивающей способности художников.

Однако, тем не менее, Левитан наряду с пейзажами писал и натюрморты, наполненные любовью к русской природе.

Начало 20-го века было отмечено расцветом русского натюрморта, который, наконец, получил равные права с другими живописными жанрами [3, 102]. Образная живопись — В жанре образной живописи отчетливо прослеживаются реализм 19-го века, в период его расцвета. В реалистическом искусстве наблюдается глубокое проникновение в психологию человека, в психологию общества, должен быть дан ясный ответ по разрешенным проблемам. То же и в живописи. Разумеется, в каждой великой тематической картине, в каждом дереве и в каждой былинке пейзажа, в каждом предмете натюрморта запечатлены полнота души, зов сердца. С течением времени развивались эти эстетические идеи, в результате возник жанр образной живописи с ее современным высоким интеллектом.

Жанровая живопись в России существовала издавна, но настоящего развития она достигла в 19 веке, в период расцвета реализма. Гуманистический реализм 19 века добросовестно отображает жизнь людей своей эпохи, детально показывает их одежду, прически, косметику, украшения, интерьер жилищ, жесты, манеры, даже вышивку на носовых платках. В каждом из произведений этого жанра навеки запечатлен миг из жизни той эпохи. В этих картинах человек живет в своем времени, в своем привычном окружении, герой или героиня картины выражают идеи и стремления своего времени, поэтому эти картины будут всегда производить на зрителя самое свежее непосредственное впечатление, сколько бы сотен лет не прошло. Тематические и исторические картины трудно четко отделить от жанровых. Однако, в зависимости от содержания, картина может быть или более тематической или же более жанровой, это разделение зависит от выразительного языка произведения. Если рассматривать жанровую живопись исторически, то реализм 20-го века по сравнению с реализмом 19-го века стал гораздо глубже по сути. Причина этого в том, что благодаря величайшему историческому событию — революции в СССР, люди возвратились к реализму — реализму социалистическому, основанному на стремлении созидать, а не разрушать. Однако, нельзя сказать, что в изобразительном искусстве полностью исчезло влияние периода начала 20-го века. Спустя четверть века после революции открылись решающие возможности для утверждения нового реалистического искусства. Причина этого в том, что и реализм 19 века, и реализм 20-го века был воплощением братского стремления людей к свободе в пределах одной страны, в пределах одного Союза [3, 97].

4. Формирование культуры советской эпохи. Достижения и трудности развития искусства в условиях тоталитаризма

Советская культура как форма общественного сознания и специфический феномен выражает способ деятельностного существования человека и обуславливает рациональное упорядочивание и систематизацию эмпирического опыта в процессе освоения им действительности и смысла бытия.

Исследование феномена тоталитаризма как типа цивилизации, оказавшего влияние на советскую культуру, началось в конце 30-х гг. в трудах X. Арендт, Р. Арон, З.Бжезинского, В. Гуриан, и других. Проблемами тоталитаризма и тоталитарной культуры занимались: Т. Манн, Б.Брехт, К.Ясперс, Э.Фромм, В.Гроссман, В.Шаламов, А. Сахаров, А.Солженицын и другие [4, 212].

Из рассмотренного материала уже можно вывести трудности развития искусства в условиях тоталитаризма. Основным моментом в этом случае выступает партийность. И можно теперь поговорить о формировании культуры тоталитарного общества.

С 1957 года интереснейшие выставки идут на двух основных площадках: Музей имени Пушкина и Музей имени Маяковского. Это были выставки мастеров русского авангарда.

5. Явление андеграунда. Советское искусство 50-80 годы

Основные направления, по которым развивался литературный андеграунд, соответствовали четырем основным позициям цензурных запретов:

1. социально-политическая критика советского режима;

2. эротика и порнография;

3. религиозная пропаганда;

Последний пункт, при всей его неопределенности, переживался литераторами особенно болезненно, так как не просто стеснял свободу творческого поиска, но фактически в принудительном порядке кодифицировал допустимые приемы художественного письма. Освобождение культуры в рамках андеграунда от государственного диктата осуществлялось по двум направлениям:

1. Необходимо было вернуться к той исторической точке, где тоталитарное государство впервые вмешалось в естественный процесс эволюции стилей и художественных форм (это произошло в 20-е годы) и оттуда заново начать движение;

2. Следовало восстановить прерванные контакты с планетарным культурным процессом, найти общий язык с современной западной культурой [5, 38].

6. Культурное развитие новой России постсоветского времени

В период с 1991 по 1994 од объем федеральных отчислений на науку в России сократился на 80%. Отток ученых в возрасте 31-45 лет за границу ежегодно составлял 70-90 тыс. Напротив, приток молодых кадров резко уменьшился. В 1994 году США продали 444 тыс. патентов и лицензий, а Россия – только 4 тысячи. Научный потенциал Росси сократился в 3 раза: в 1980 году было свыше 3 млн. специалистов, занятых в науке, в 1996 году – меньше 1 млн.

Оказалось, что Россия, даже находясь в экономическом кризисе, способна предложить миру десятки, сотни уникальных открытий из различных сфер науки техники: лечение опухолей; открытия в области генной инженерии; ультрафиолетовые стерилизаторы медицинских инструментов; литиумные батареи; процесс литья стали; магнитная сварка; искусственная почка; ткань, отражающая излучение; и др [6, 75].

Несмотря на сокращение финансирования культуры, в стране в 90-е годы ХХ века появилось более 10 тыс. частных издательств, которые за короткое время опубликовали тысячи прежде запрещенных книг, начиная с Фрейда и Зиммеля и заканчивая Бердяевым. Появились сотни новых, в том числе литературных, журналов, публикующих прекрасные аналитические работы. В самостоятельную сферу оформилась религиозная культура. Ее составляют не только увеличившееся в несколько раз количество верующих, реставрация и строительство новых церквей и монастырей, издание монографий, ежегодников и журналов религиозной тематики во многих городах России, но также открытие вузов, о которых при советской власти и мечтать не смели. К примеру, Православный университет имени Иоанна Богослова, имеющий пять факультетов (юридический, экономический, исторический, богословский, журналистский).

Вместе с тем в живописи, архитектуре и литературе в 90-е годы не появилось выдающихся талантов, которых можно было бы отнести к новому, постсоветскому поколению.

Заключение

История культуры – наше духовное богатство. В культуре заключена память народа, через культуру каждое новое поколение, вступая в жизнь, ощущает себя частью этого народа.

Культура развивается непрерывно, и каждое поколение людей опирается на то, что было создано предшествиниками.

История отечественной культуры не ограничивается национальными рамками. Громадный вклад в русскую культуру внесли представители других народов, так же как и русские по происхождению деятели отдавали свои силы и талант культурному развитию народов СССР и других стран.

Русская культура формировалась и развивается сегодня как одна из ветвей могучего дерева мировой общечеловеческой культуры. Ее вклад в мировой культурный прогресс бесспорен: это и культурные научные открытия, и шедевры литературы и искусства, и, может быть самое важное, верность гуманистическим идеалам.

Овладение культурным богатством человечества становится все более постоянной потребностью времени, а изучение истории отечественной культуры приобретает исключительно важное общественное значение.

Список использованной литературы

1. Соколов А.Г. История русской литературы конца 19 начала 20 века: Учеб. Для филол. спец. вузов.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1988.

2. Е. В. Тырышкина. Русский авангард начала 20-го века – М.: Искусство и литература, 1998

3. Ф.И. Евнин. Типологии русского реализма. – М.: Искусство и литература, 1999.

5. Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие для вузов. – М., Академический проект, 2001.

Мировая культура XX века

1. Характеристика эпохи

3. Характерные особенности искусства XX века

4. Влияние технического прогресса на общество

5. Духовная жизнь человека ХХ века

6. Модернизм и постмодернизм

7. Русская икона XX века

8. Авангардное искусство

Список использованных источников

1. Характеристика эпохи

В истории культуры не было такой эпохи, которая бы в такой мере, как XX век, задела и взбудоражила сознание современников, пробудила потребность в провозглашении своих идей и художественных открытий, часто противоречащих друг другу. Новизна идей, с которыми XX век стремительно ворвался в мировую культуру, поистине ошеломляюща. Они требуют вдумчивого и систематического анализа, к ним будут обращаться вновь и вновь будущие поколения.

Изменение картины мира было также связано с открытием в физике теории относительности. Это в значительной степени привело к релятивизму понятий и критериев ценностей в других областях знания и жизни человека, включая искусство и его каноны. Объективность закономерностей человеческого общежития, традиционных устоев и всего образа жизни, на которые человечество опиралось в течение последних столетий, коренным образом стала изменяться. Революция в умах произвела революцию в сердцах, а затем и в самом обществе.

Сомнение нарушило цельность человеческого существования. Развитие промышленности, рост городов, стремительное развитие техники привело к тому, что человек утратил связь с природой, не обрел гармонии с социумом, но и не сумел на протяжении всего столетия обрести мира и покоя внутри себя. Свобода, которую он провозгласил своим идолом, не сделала его счастливым. С позиций логического рационализма и абстрактного гуманизма осуществлялась и по-прежнему осуществляется критика подлинно духовных традиций, которые не смогли заменить никакие модные теории нового постиндустриального общества.

Однако внутренние, глубинные основания творчества представляются автору строк мистическими образами, и они плохо осознаваемы и выражены посредством слова, в изобразительном искусстве с помощью точки, линии, цвета или в музыке. Вербальное творчество (литература, поэзия) столь же подвержены деструкции, как и целостный образ - Лик в живописи. Все эти эстетические трансформации являются свидетельством процессов, происходящих в XX в. и с человеком, и с социумом, в котором он живет.

Однако долгое время в обществе царило непонимание нового искусства, язык которого заметно изменился по сравнению с классическим, считавшим образцом для подражания античность и Возрождение. Авангардизм, как и искусство модернизма в целом, уже не признавал классических канонов, освобождаясь от их зависимости и провозглашая полную свободу творчества. Новое искусство не стремилось отражать реальность и человека, оно создавало новую реальность, конструируя ее по своему усмотрению. Все больший интерес для художника представляет не внешний мир, а внутренний мир собственных переживаний. Целью искусства становится самореализация художника, в какой бы форме она не проявлялась. Внимание зрителей начинает привлекать не только результат труда художника - произведение искусства, но и сам творческий процесс его создания от замысла до воплощения. Приоткрывалась святая святых - тайна творчества, стремление постичь которую с помощью логики и рассудка становится не всегда возможным. Рационализм все больше начинает уступать дорогу иррационализму, отдающему предпочтение чувствам и интуиции перед разумом в постижении истины.

3. Характерные особенности искусства XX века

Иррациональность становится одной из характерных особенностей искусства XX в. Его питают достижения в области философии фрейдизма и экзистенциализма, чье влияние становится весьма ощутимым. Сами художники все чаще обращаются к философии, чтобы объяснить необъяснимое, понять непонятное, создав с ее помощью манифесты новых художественных течений. Философия была близка искусству и раньше. Она начиналась с афоризмов Конфуция, античных поэм Парменида и Лукреция, диалогов Платона, писем Эпикура и Сенеки. Органическая связь философии и искусства не прерывалась и в последующие века. Достаточно вспомнить Августина, Данте, Вольтера, Гете, а так же Ф. Достоевского, Л. Толстого, Ф. Ницше, Н. Бердяева, В. Розанова и др., которые выражали свои идеи не путем построения абстрактных теорий, а средствами искусства ярко и образно.

Крушение моральных ценностей в сознании миллионов европейцев и, как следствие, присущий этому сознанию нигилизм всех ранее существовавших ценностей являлся фактом исторической реальности XX в. Кризис христианской традиции и морали уже наблюдался в истории человеческой культуры не раз, однако, пожалуй, он не затрагивал всех основ жизни человека, не был таким всеобъемлющим. Серьезно пошатнулись устои всей жизни, которые формировались на протяжении двухтысячелетнего периода христианской истории и культуры. Человек столкнулся с небывалыми трудностями и разрушениями образа своей жизни, который в европейской и мировой культуре формировался по христианскому Образу, спасительному для него, по которому следовали его предки. Подобных серьезных потрясений европейская культура со времен заката античной цивилизации еще не испытывала.

4. Влияние технического прогресса на общество

Невиданный технический прогресс в обществе в области создания благ цивилизации в конце второго тысячелетия уже значительно разрушил надежды на прогресс человечества и, прежде всего, в духовной сфере. Мировые войны, революции и контрреволюции, непрекращающаяся борьба за передел и переустройство мира, тоталитарные режимы и концентрационные лагеря в итоге привели к кризису и бездуховности и, подчас, нравственному одичанию людей, несмотря на то, что все они являются в то же время наследниками достижений великих культур и цивилизаций древности.

5. Духовная жизнь человека ХХ века

6. Модернизм и постмодернизм

Печать субъективного, личностного начала заметно отличает искусство XX в. от предшествовавших эпох. Пожалуй, ни в одной эпохе присутствие художника в произведении искусства не ощущалось с такой силой, как в искусстве XX в. В искусстве модернизма и постмодернизма в его многочисленных стилях и направлениях с наибольшей очевидностью сумели отразиться многие узловые моменты культуры XX в.

Несмотря на относительно общие корни, из которых выросли два ведущих направления в искусстве XX в. модернизм и постмодернизм существует в то же время и значительная разница в художественной картине мира, которую сумели отразить эти два направления. В рамках модернизма все еще присутствует вера в научно-технический прогресс, основанный на развитии естествознания и техники, которая сформировалась на обломках веры в религию и традицию. Но впоследствии произошел отказ от каких-либо традиционных моральных норм и ценностей, на которых существовала долгие века европейская христианская культура, поворот от европоцентризма к полицентризму и обращение культуры Запада к новой, неведомой ранее культуре Востока с ее мистицизмом, экзотикой и прочее. Модернизм стремился дополнить рационализм иррациональными способами познания мира и бытия в мире.

НТР привел к появлению и развитию новых видов искусства, таких как кино, телевидение, дизайн, художественная фотография, реклама и др. Новое чувство времени в жизни и в искусстве привело к обострению психологии восприятия художественного творчества, изменило отношение человека к природе как к естественной среде обитания.

Художественную культуру XX в. невозможно свести только к какому-либо течению или направлению, ибо эта культура мозаична и широко представлена многими одновременно сосуществующими стилями и направлениями. Однако гражданское равноправие художников не означает эстетической равноценности и равнозначности их произведений. Приоритетным для мировой художественной культуры по-прежнему является искусство, обладающее высокой духовностью и нравственным смыслом, отличающееся совершенством и красотой формы. Такое искусство в своих глубинных основаниях не утратило связь с традицией, - напротив, традиция по-прежнему питает и вдохновляет многих художников, позволяет им творчески развивать каноны в искусстве.

7. Русская икона XX века

8. Авангардное искусство

Конечно, испытывая уважение к отечественной традиции, некоторые художники-авангардисты, возможно, впитали и усвоили определенные приемы русских иконописцев, испытали их влияние (как, например, П. Водкин или Н. Гончарова), но это сходство чисто внешнее и не затрагивает сути и глубины создания иконописного образа, в котором все едино и взаимообусловлено. Напротив, авангардное искусство как раз стремилось и стремится возможными средствами нарушить эту целостность, перекроить действительность, изменить самого человека. Оно отразило бунт, революцию, жажду всепоглощающего эксперимента, который витал над Россией и Европой в начале XX в. Таким образом, даже самое общее сравнение иконы и авангарда показывает существенную разницу между двумя этими феноменами, которые не следует ставить в один ряд.

Итак, в культуре XX в. можно выделить несколько основных особенностей. Во-первых, - это ускорение научно-технического и промышленного развития и как следствие - художественного развития в сравнении с предшествовавшими веками. Коренным образом изменилось художественное время и пространство, в которых последовательность событий все чаще стала заменяться одновременным их сосуществованием и представлением в разных пластах бытия. Появились новые средства массовой информации и коммуникации, виртуальное искусство, распространение дизайна, рекламы, Интернета.

Философские теории в разные исторические периоды не только содержали оригинальные культурологические концепции, но и существенно повлияли на духовную культуру каждой эпохи, во многом определяя эстетические взгляды мыслителей и художников, писателей и музыкантов, композиторов и режиссеров. Это влияние становится особенно очевидным в XX в., когда философия и искусство соперничают друг с другом в стремлении осмыслить сложнейшие процессы, происходящие в обществе и самом человеке. Искусство обращается к философии с целью выработки художественных критериев и оценок произведений искусства, стремясь разобраться в противоречиях художественной и социальной жизни. Именно в эстетическом освоении действительности содержится вся полнота духовного опыта культуры каждого периода. Намерение глубоко осмыслить сущность процессов и проанализировать их причины объединяет философию и искусство. По сути, анализ этих проблем составляет и предмет культурологии.

Культура и искусство первой половины ХХ века

Модернизм охватывает разные художественные направления, включая в себя постмодерзнизм, сюрреализм и импрессионизм. Всем этим направлениям в характере авангардизм, который настроен агрессивно воздействовать на публику, производить шок, споры и скандалы.


"Поворот от традиций классического искусства к новому развитию культуры"

В 1920-30-е гг. на искусство и литературу оказывали влияние новые явления и события: мировая война, революции, конфликты, национализм. Всё это отразилось на состоянии мировой культуры.

Символизм

Символизм подразумевает под собой сочетание реального и таинственного, обращение к мифам, поиски мистического, его эстетику определяла иносказательность. К такому направлению люди пришли, когда стремились к осмыслению прошлого культуры. Главным средством художественного познания становится символ. Символ высшего совершенства в лице культа вечной женственности. Символизм опирался в основном на новый стиль - модерн.


Гюстав Моро - "Фаэтон"

Модерн


Клод Моне - "Впечатление. Восходящее солнце"

Дальше последовало появление постипрессионизма. Этот стиль отличался эмоциональностью и одухотворённостью.

Кубизм

Кубизм — авангардное направление в живописи начала 20 в. Самыми знаменитым представителем этого направления был Пикассо, который изображал мир в виде геометрических знаков и конструкций, деформируя облики некогда реальных предметов.


Пабло Пикассо - "Авиньонские девицы"


Сальвадор Дали - "Постоянство памяти"

Деятелей искусства и литературы начала века интересовали не только творческие проблемы и поиски.

В творчестве литераторов и художников в 1920-30-х гг. особую значимость приобретали социально-политические мотивы. Социальные движения в ряде стран вызвали к жизни революционные течения в искусстве. В то же время в тоталитарных государствах искусство стало обслуживать эти режимы. В таких странах наука оказалась на службе у войны, а искусство — у пропаганды.

искусство, пикассо, Моне, творчество, дали, символизм, Модерн, модернизм, Моро, кубизм, антиутопия.

Искусство россии 20 века

Невозможно творить в отрыве от повседневности, не обращая внимание на господствующие в обществе идеи – формальные и неформальные. Искусство России 20 века подверглось влиянию мощных изменений общественного строя, неведомых никакой другой стране.

Начало века, поиск новых идей

100 лет XX века для всей цивилизации были эпохой невиданных потрясений. Уже к концу XX столетия научно-технический прогресс сжал время и пространство для всей планеты, общественные конфликты в ограниченном регионе перерастали быть потрясениями планетного масштаба. Культура и искусство России 20 века, как и вся общественная деятельность Европы и Америки, имеет временную привязанность к самым важным событиям новейшей истории.

Магия цифр, обозначающих начало отсчета нового века, всегда порождает ожидание перемен, надежду на наступление нового, счастливого времени. Девятнадцатый век, создавший всемирную славу русской культуре, уходил в прошлое, оставляя традиции, которые не могли исчезнуть в одночасье.

Изобразительное искусство 20 века в России

Модерн

Модерн стал после долгого периода стилевого безвременья одним из самых выразительных и визуально оформившихся художественных течений. Свойственный ему растительный, плавный характер линий насыщенного декора в сочетании с геометрически простыми и выразительными формами больших объемов привлекали свежестью и новизной художников и архитекторов.

Искусство России 20 века, архитектура

Фёдор Осипович Шехтель (1859-1926) – звезда русского архитектурного модерна. Его талант придал национальные черты космополитическому по сути стилю, шедевры Шехтеля – Ярославский вокзал, особняк Рябушинского – это творения именно русского зодчего, и в общем, и в мелочах.

Дореволюционный авангард

Процесс поиска новых форм искусства, и больше – его новой сути – был актуален для искусства всей Европы и Америки. Искусство России 20 века содержит несколько по-настоящему революционных периодов, когда творчество нескольких реформаторов указывало новые направления развития художественной мысли. Одним из самых ярких и впечатляющих стало межреволюционное время с 1905 по 1917 год. Особенности авангардного искусства в России были вызваны кризисом общественной жизни России после трагедий русско-японской войны и революции 1905 года.

Виды искусства 20 века в России

Обогатившие своими исканиями искусство России 20 века художники П. Кончаловский, К. Петров-Водкин, И. Машков, Н. Гончарова, Марк Шагал стали авторами полотен, получивших мировое признание. А началось это признание еще в десятые годы XX века, в эпоху рождения авангардной живописи новейшей истории.

Формирование советского искусства

После Октябрьской революции Россия получила возможность открыть всему миру новые горизонты в общественной жизни, в том числе и в искусстве. И поначалу были созданы условия, когда неизмеримо выросла ценность каждой одаренной личности, на первый план выдвинулись генераторы новых творческих идей.

Как трактует то время история искусств? 20 век, Россия, бурные двадцатые годы – это невиданно активная художественная жизнь многочисленных творческих объединений, среди которых выделяются:

Конструктивизм

В программах самых престижных учебных заведений, готовящих архитекторов, неизменно присутствует изучение темы "Русский конструктивизм - архитектурный авангард 20-х годов". Большое значение она имеет для понимания строительного искусства, очень актуальными для любого времени являются идеи, провозглашенные лидерами того направления. Сохранившиеся постройки Константина Мельникова (жилой дом архитектора в Кривоарбатском переулке, клуб Русакова на Стромынке, гараж на Новорязанской улице и др.), братьев Весниных, Моисея Гинзбурга (Дом Наркомфина на Новинском бульваре) и других звезд русского архитектурного дела – золотой фонд отечественного зодчества.

Изобразительное искусство в первой четверти 20 века в России

Искусство эпохи тоталитаризма

В 1932 году вышло Постановление ЦК ВКП (б) о работе творческих объединений. Бурная эпоха разнообразных течений и направлений закончилась под действием набравшей мощь государственной машины, управляемой идеологическим аппаратом, в котором крепла единоличная власть. На долгие годы искусство России 20 века, как и многое в жизни страны, стало зависеть от мнения одного человека – Иосифа Сталина.

Культура и искусство России 20 века

Творческие союзы стали средством подчинения художественной мысли единым идеологическим стандартам. Наступила эпоха социалистического реализма в живописи. Постепенно любые отступления от официального курса стали объявляться преступными, несогласные попадали под реальные репрессии. Обвинения в отходе от линии партии стали методом решения творческих дискуссий. Прогрессивность этого очень сомнительна. Как развивалось бы, например, театральное искусство России 20 века, если бы не пал жертвой репрессий великий реформатор сцены Всеволод Мейерхольд?

Природа художественного таланта сложна и необъяснима. Образы вождей воплощались с великим мастерством и искренним чувством. Никакие самые жестокие репрессии не могли помешать появлению истинно талантливых художников, для которых главным было самовыражение вне зависимости от идеологических рамок.

Искусство военного периода

В истории нашей страны есть время, ставшее величайшей трагедией и этапом невиданного духовного подъема. Искусство России 20-21 века получило одну из главных тем, позволявших выразить величие русского народного характера, глубину чувств, которые могут овладеть отдельным человеком и огромными массами во время исторических потрясений.

История искусств 20 век Россия

Оттепель

Во многом искусство России второй половины 20 века во многом представляет собой историю противостояния художественной личности и господствующей идеологии. Но даже в атмосфере идейного регламентирования каждого кусочка духовного пространства многие художники находили способы немного видоизменять предписанный метод социалистического реализма.

Особое значение имеет творчество такого мастера, как Виктор Попков. Гражданское звучание его полотен содержит редкий для советского искусства общегуманистический, почти религиозный посыл, а живописная манера имеет корни времен итальянского Возрождения.

Нонконформизм

А во времена её господства появилась внутренняя эмиграция, породившая популярный мотив сумасшедшего, вечно пьяного художника, обитателя психушек, гонимого властями и руководством творческих союзов, но высоко ценимого независимыми западными экспертами. Типичным носителем такого образа был А. Зверев – легендарная личность для Москвы эпохи развитого социализма.

Полистилистика и плюрализм

Освободившись от государственного диктата советского времени, изобразительное искусство 20 века в России вошло в общемировой процесс как его неразделимая часть, обладающая общими с ним свойствами и тенденциями. Многие формы творчества, привычные для Запада долгое время, были быстро освоены и отечественными художниками. Слова "перфоманс", "видеоинсталляция" и т. п. стали привычными и в нашей речи, а в ряду самых значительных современных мастеров, имеющих мировую славу, – художники диаметральных по направлениям взглядов: З. Церетели, А. Шилов, Т. Назаренко, М. Кишев, А. Бурганов и многие другие.

Бурная, непредсказуемая новейшая история страны, занявшей шестую часть земной суши, смотрит в свое зеркало – искусство России 20 века – и отражается в нем тысячами незабываемых образов…

Читайте также: