Интеллигентность и образованность одно и тоже это сочинение

Обновлено: 17.05.2024

Интеллигентный. Описывая человека данным словом, люди, чаще всего, имеют ввиду наличие образования, начитанность, хорошее воспитание и тактичность, даже не осознавая насколько серьезным является это определение. Не каждого образованного человека можно назвать интеллигентным. Не каждый интеллигентный человек является начитанным или имеет образование. Так какого человека можно оправданно назвать интеллигентным?

Интеллигентный человек не только умён, хотя это качество, безусловно, будет ему присуще. Он обладает независимым от других мнением, получает эстетическое удовольствие от изучения истории, культуры и живописи. Он творчески одержим, видит красоту там, где остальные проходят мимо.

Видит каждого человека как равного себе, независимо от того, какое место тот занимает в социуме. Умеет замечать чужие таланты и успехи, восхищаясь ими искренне, без тени зависти. Он никогда не выдаст чьи-то идеи за свои. Интеллигентный человек действительно честен и благороден.

Интеллигентность — это про постоянную работу над собой, ежедневное самосовершенствование, про непрерывный личностный рост. Про сопереживание и сочувствие, про умение, нет, не просто умение, а желание понимать других людей. Интеллигентный человек не перебьёт собеседника и выслушает его, даже если последний будет высказывать точку зрения совершенно отличную той, которую интеллигентный человек считает правильной. Не просто выслушает, а постарается понять и осмыслить её, независимо от того насколько сильно он далёк от озвученной идеи.

Интеллигентность — это когда случайно навредив кому-то, даже незначительно, даже исправив после этого ситуацию и извинившись, слышишь обжигающий и неприлично громкий голос совести, который мучительно разъедает тебя изнутри. Интеллигент никогда не сделает ничего плохого по отношению к другим, даже если в ином случае ему будет хуже. Может быть, интеллигентность — приговор? Ведь если стать по-настоящему интеллигентным, совесть всегда будет неспокойна, сердце всегда будет переживать. Поступил ли он правильно? Мог ли что-то изменить? Эти вопросы будут эхом раздаваться в его голове даже если внешне он будет оставаться невозмутимым и хладнокровным. Интеллигентный человек будет неизбежно сострадать другим, даже если это морально убивает его. Никогда он не сможет смириться с окружающей его несправедливостью, будет до боли в горле кричать о правосудии. Интеллигентный человек будет отстаивать свою позицию до последнего и ничто, кроме собственного переосмысления, не заставит его изменить свои взгляды.

Интеллигентный человек совершенен во всех смыслах этого слова. Ведь интеллигент — это и образованный ценитель культуры, и внимательный собеседник, желающий сопереживать и сочувствовать, и благородный борец за справедливость. Это человек, поступающий так, как ему подскажет совесть, а не деньги, слава или всеобщее признание.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Каждая личность имеет права и обязанности. Многие имеют ложное представление, что человек несет долг только перед законом, но это не так. Конечно же, необходимо следовать общепринятым правилам, но прежде всего не забывайте, что люди несут обязанность перед социумом. И эта обязанность — быть интеллигентным.

Интеллигентный человек — это высокоразвитая, образованная личность, с высочайшей культурой поведения. В какой-то мере любой мужчина, или женщина, интеллигентны, ведь каждый имеет образование, принципы, собственную мораль, следует конституции и правилам поведения. Но воистину интеллигентный человек — безупречен во всех вышеперечисленных пунктах. Он тактичен, скромен, образован, может поддержать любой разговор, четко выражает мысли как в речи, так и на письме, легко и трезво оценивает искусство, объективно анализирует точку зрения оппонента, бережливо относится к окружающей среде, не выражается, и не употребляет речевого мусора, имеет интерес и тягу к получению новых знаний. Вообще-то, список качеств интеллигентного человека невероятно длинный, если не бесконечен, ведь такая личность постоянно самосовершенствуется, а требования к идеалу интеллигентности растут с каждым днем.

Интеллигентности можно, и нужно научиться. К сожалению, данное качество не заложено в человека с рождения, но его необходимо развивать. Каждая личность по-разному развивает интеллигентность. Кто-то читает часами книги, пополняя словарный запас, кто-то безостановочно работает над своим образованием, оставаясь на дополнительные занятия, и посещая репетитора, а кто-то прослушивает разнообразные курсы, работает над дикцией и речью. Но, прежде всего, интеллигентность — это доброта, любовь к себе, и желание оказывать незаметную, безвозмездную помощь окружающим. Интеллигентность — это совокупность разных черт характера, которые необходимо себе прививать, а затем развивать годами.

Интеллигентная личность безоговорочно получает отдачу от общества, ведь люди всегда ценили доброту, объективность и образованность. Именно поэтому, каждый человек должен ежедневно, все больше и больше стремится к совершенству интеллигентности, прививая себе новые качества, и творя добро.

Вариант 2

Интеллигентность общества заключается не в хороших манерах или образованности. Она связана с внутренними установками человека, с его душевным устройством. Человек способен сопереживать, проявлять сочувствие, неравнодушно относиться к окружающим. Конечно же, культура, творчество и знания тоже часть интеллигентности человека, но в первую очередь это моральные принципы.

Автор поднимает проблему реализации интеллигентного отношения в социальной среде. Он задает обществу вопросы: что означает творчество людей, музыка, литература и т.д. в контексте интеллигентного отношения. Люди разных поколений вкладывали в свои работы глубокий смысл, раскрывая собственную натуру и демонстрируя внутренний мир, в котором заложены понятия интеллигентности.

С. Залыгин говорит об ответственном отношении и высоких моральных установках человека, называющего себя интеллигентом. Потому что мерилом этого понятия становится не только деятельность людей, но и их поступки. Человек, издевающийся над другими, и не умеющий выслушать чужую точку зрения, не способен относится к интеллигентности.

Таким образом, интеллигентность основана на добрых поступках, в независимости от образования человека. Она является отражением понимания, ответственности и сострадания ко всему окружающему.

Другие сочинения: ← Что такое время?↑ На свободную темуДемократия →

Интеллигентность не только в знаниях, а и в способности понять ближнего. Она оказывается в тысяче мелочей: в умении вежливо спорить, скромно вести себя за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не сорить вокруг себя – не сорить окурками или бранным словом, плохими идеями (это тоже мусор, да еще и какой!). Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность нужно в себе развивать, тренировать, тренировать душевные силы, как тренируют физические. А тренировка возможна и необходима при любых условиях. То, что тренировка физических сил оказывает помощь в долголетии – это понятно. Значительно меньше понимают, что для долголетия необходимо тренировать духовные и душевные силы.

Дело в том, что недоброжелательная и злая реакция на окружающих, грубость и непонимание тех, кто нас окружает, – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Эстетично невосприимчивый человек – несчастный человек. Человек, который не умеет понять другого человека, который приписывает ему только дурные намерения, который всегда обижается на других, – такой человек омрачает свою жизнь и мешает жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Многолетний опыт меня в этом убедил. Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и внешне красивым. Да, именно красивым…

О шедеврах. Осень в этом году стояла… (К.Г. Паустовский) 2021

(7)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (8)Вода булькала, позванивала, журчала. (9)Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. (10)Это курлыкали журавли.

(11)Я поднял голову. (12)Большие косяки журавлей тянули один за другим прямо к югу. (13)Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели к тёплой стране с элегическим именем Таврида.

(14)Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей. (15)По береговой просёлочной дороге ехал, покачиваясь, грузовик. (16)Шофёр остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей.

(17)– Счастливо, друзья! — крикнул он и помахал рукой вслед птицам.

(18)Потом он опять забрался в кабину, но долго не заводил мотор, должно быть, чтобы не заглушить затихающий небесный звон. (19)Он открыл боковое стекло, высунулся и всё смотрел и смотрел, никак не мог оторваться от журавлиной стаи, уходившей в туман. (20)И всё слушал плеск и переливы птичьего крика над опустелой по осени землёй.

(22)Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении. (23)Я выбрал стихи Лермонтова.

(24)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе.

(25)Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?

(26)Птицы прощались со Средней Россией, с её болотами и чащами. (27)Оттуда уже сочился осенний воздух, сильно отдающий вином. (28)Да что говорить! (29)Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью.

(30)Каждый лист был совершенным творением природы, произведением её таинственного искусства, недоступного нам, людям. (31)Этим искусством уверенно владела только она, только природа, равнодушная к нашим восторгам и похвалам.

(32)Недавно я читал воспоминания о Бунине. (33)О том, как жадно он следил в конце своей жизни за работой советских писателей. (34)Он был тяжело болен, лежал не вставая, но всё время просил и даже требовал, чтобы ему приносили все книжные новинки, полученные из Москвы.

(42)– Как великолепно! — сказал он. (43)–Как хорошо!

(44)Лермонтов ввёл в поэзию превосходный разговорный язык. (45)А Твардовский смело ввёл в стихи и язык солдатский, совершенно народный.

(46)Бунин смеялся от радости. (47)Так бывает, когда мы встречаемся с чем-нибудь подлинно прекрасным.

(49)Распространено мнение, что шедевров немного. (50)Наоборот, мы окружены шедеврами.

(51)Мы не сразу замечаем, как осветляют они нашу жизнь, какое непрерывное излучение — из века в век — исходит от них, рождает у нас высокие стремления и открывает нам величайшее хранилище сокровищ — нашу землю.

(52)Каждая встреча с любым шедевром — прорыв в блистающий мир человеческого гения.

(53)Она вызывает изумление и радость.

Сочинение эссе на тему интеллигентность

В последние годы в современном обществе нетрудно проследить тенденцию развития науки и уровня обучения, вследствие чего увеличивается процент образованных людей. Но, по мнению многих авторитетных личностей, будь то писатели, специалисты в области человеческой психологии или же социальные лица, проявляющие интерес к познанию ментальных составляющих личности, довольно распространённым феноменом является то, что далеко не каждый способен сочетать в себе образованность с интеллигентностью.

В свою очередь образованность можно прировнять к воспитанию, ведь манеры поведения, несомненно, являются приобретённым навыком и взращиваются в обществе. Отсюда возникает вопрос, а всегда ли образованные люди воспитаны и интеллигентны? Над этим вопросом и предлагает задуматься автор текста К. Г. Паустовский, предстающий в амплуа русского советского писателя. В центре внимания автора случай, получивший своё развитие во времена Великой Отечественной войны.

Если же проанализировать реплики, которые были приведены в качестве примеров, не оставляет сомнений, что правдивыми будут рассуждения о том, что далеко не каждый может являться интеллигентом. Так, образованный человек не всегда высокоморальный, подобно тому, как безнравственна и семья профессора, которая, казалось бы, априори должна относиться к высшему классу интеллигентности. Как следствие, происходит антитеза между ожиданиями и суровой реальностью. Стоит обратить внимание на поступки племянницы профессора, которые вызывают противоречия с действиями и манерами поведения её родственников.

Противопоставляя приведённые примеры, автор даёт читателю возможно поразмыслить над тем, что не всегда образованные люди могут быть интеллигентными. Действительно, будучи образованными, порой личности забывают про ментальные составляющие других и про тот урон, который они могут нанести за счёт своего уровня социальной активности и отношения к обществу. Будучи образованным, чтобы быть ещё и интеллигентным, необходимо научиться уважать чувства и предпочтения других людей.

Автор подводит читателя к выводу о том, что, несмотря на занимаемый статус в обществе и внешний вид, уровень этикета способен быть абсолютно не развит. Исходя из этого, ни о каких внутренних качествах человека не может быть и речи.

А, как следствие, социально активное существо не способно достигнуть и почетного уровня, характеризующего интеллигентность. Иными словами, далеко не всегда образованная и воспитанная личность является интеллигентной. Безусловно, я согласна с мнением автора, я тоже считаю, что никакой уровень образованности не способен быть в приоритете, нежели духовно-нравственные составляющие каждой личности. Подобные аспекты, способные создать противоречия, встречаются и в мировой художественной литературе.

Дарси невероятно безразличен к судьбам других людей, а, помимо этого, крайне горд собой. Эти отрицательные качества и провоцируют позиционирование главного героя, как высокомерной личности. А где существует высокомерность, там, пожалуй, отсутствует интеллигентность. Если же не работать над своим поведением и личностными характеристиками, то надменность способна уменьшить возможности развить себя для создания высокоморальной личности. Таким образом, быть образованным, но при этом неинтеллигентным вполне возможно.

С другой же стороны, если рассматривать понятие интеллигентности, то оно не способно существовать отлично от воспитания и уровня возможности использования и применения имеющиеся знаний. Интеллигентность представляет собой симбиоз высших характеристик и качеств, встречающихся у человека. Для жизни в обществе необходимо быть интеллигентом, поэтому каждый должен стремиться им стать.

Стали делить образованность на профессиональную и общую. Но если с профессиональной образованностью есть конкретная ясность, то под общей стали понимать знание истории, древней культуры, философии, музыки и т.д. Но кто скажет, какую книгу надо читать, какую оперу слушать, а какие — нет?

Введение усеченной программы сказывается печальным образом на конечном результате. Это типично для нашего медицинского образования. Освоили модули, разобрались в кредитах, наловчились выставлять баллы, чтобы было и вашим и нашим. Однако такие решающие составляющие успеха образования, как мотивация студентов, интеллектуальная работа преподавателя, индивидуальность в подготовке и др., оказались еще дальше от желаемого.

Ну и, конечно, один из главных вопросов: где взять столько высококвалифицированных кадров?

Вместе с тем практика жизни показывает, что образование стоит (должно стоять!) выше экономики и, конечно, политики, а не наоборот. Это обусловлено тем, что образование решает наиболее глобальные и общечеловеческие задачи, связанные, естественно, с подготовкой профессионалов. Но, что является особенно важным, профессиональное образование решает также культурные, нравственные, личностные и интеллектуальные задачи. Те, кто бывает за границей, легко заметят, что и одеты мы зачастую лучше, и дипломов у нас больше (особо удачливые — еще и члены-корреспонденты, и члены действительные — иностранцу объяснить это бывает очень трудно), а вот пресловутый менталитет не тот. Есть голова, руки, ноги, дипломы и т.д., но… по уровню культуры и образованности люди мы разные. Наверное, потому, что человек не может быть образован вообще. Основу его образованности должны составлять глубокие профессиональные знания в одной какой-либо области. Причем это может быть любая специальность: от создания летательных аппаратов до умения выкладывать камины, от операций на головном мозге до выпечки пирожков. Ведь владение профессиональными знаниями — не статический процесс. Это целенаправленное динамическое движение вперед, потребность постоянно совершенствоваться. Особенно важно последнее: именно в способности и потребности постоянно совершенствоваться и рождается образованность.

То есть глубокое знание своего предмета рождает потребность обладания вначале смежными с основной специальностью знаниями, а затем и достаточно далекими от нее. Так рождается образованный человек.

На основе этого критерия родилась даже известная, но ошибочная по своей сути шутка: мол, интеллигентный человек может отличить Гоголя от Гегеля, Гегеля от Бебеля, Бебеля от Бабеля, Бабеля от кабеля, кабеля от кобеля, а кобеля от собаки женского рода. А неинтеллигентный человек может отличить только двух последних.

И действительно, русские интеллигенты были таковыми. Достаточно вспомнить такие имена, как Н.Г. Чернышевский, М.В. Ломоносов, С. Булгаков, А.Д. Сахаров, Д.С. Лихачев, Б.Ш. Окуджава, Л.А. Зильбер и многие другие. Они были высокообразованными людьми, настоящими патриотами, профессионалами, преданными гуманистическим идеалам.

Это все пишется для студентов и молодых врачей, чтобы они знали и такую точку зрения.

И извечный вопрос: что делать? Мне очень близки советы ректора МГУ академика В.А. Садовничего. Первое правило: намеченное сделать. Не откладывать, не забывать, не мечтать. Любой ценой сделать. Второе правило: трудиться. Надо трудиться. Третье — найти свою форму отдыха.

Читайте также: