Импрессионистический характер изображения природы у фета сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Мне понравились стихи Фета, но их нельзя сразу много читать (по крайней мере, мне), так как всё начинает тогда спутываться.

Жучкова Елена Николаевна,

преподаватель русского языка и литературы

кандидат филологических наук

Цель: выявление импрессионистических тенденций и их значения в поэзии А. А. Фета.

  • сформировать представление об эстетических взглядах А. А. Фета;
  • определить основные принципы импрессионизма как явления в искусстве;
  • раскрыть основную проблематику и художественное своеобразие фетовской поэзии.

Студенты должны уметь:

  • выявлять импрессионистические черты в стихах А. А. Фета;
  • выполнять целостный текстуальный анализ лирического произведения;
  • определять особенности выражения эстетических взглядов поэта в его произведениях.

Форма: литературно-музыкальная композиция.

План практического занятия

Вопросы и задания

  1. А.А. Фет: Проблемы изучения жизни и творчества. – Курск., 1994.
  2. Бухштаб Б.Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. – Л., 1990.
  3. Дружинин А.В. Стихотворения А. Фета// Дружинин А.В. Прекрасное и вечное. – М., 1989.
  4. Маймин Е.А. А.А. Фет. – М., 1989.
  5. Озеров Л. Мастерство и волшебство. – М., 1976.
  6. Скатов Н.Н. Лирика Афанасия Фета: истоки, метод, эволюция// Скатов Н.Н. Далекое и близкое. – М., 1981.
  7. Сухих И. Шеншин и Фет: Жизнь и стихи// Нева. 1995. №11.
  8. Успенская А.В. Антологическая поэзия А.А. Фета. – СПб., 1997.
  9. Чичерин А.В. Движение мысли в лирике А. Фета// Сила поэтического слова. – М., 1985.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ.

Лишь у тебя, поэт крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души, и трав неясный запах.

Как же этот вопрос разрешается А.А. Фетом – одним из самых удивительных поэтов XIX века? В своих стихах он всегда стремился передать неуловимые ощущения, вызванные созерцанием прекрасного, любовью, природой, музыкой… Прекрасное как бы растворено в воздухе, и задача поэта – остановить мгновение, выразить невыразимое. Обратимся к эпиграфу урока, передающему суть творческих поисков Фета. Стремление поэта показать явление во всем многообразии его переменчивых форм позволяет говорить о ярко выраженной импрессионистичности фетовского творчества.

Импрессионизм как художественное направление впервые возник в искусстве живописи во Франции. Его первыми представителями были. художники Огюст Ренуар, Эрнст Дега, Моне Клод, Эд. Манэ, Поль Сезанн.

Импрессионисты изображают предмет в мгновенных и случайных снимках памяти. Предмет даже не изображается, а фиксируется. Перед нами проходят отрывки явлений, но, взятые вместе, они образуют систему.

Стихотворение написано в 1850 г. и из ранних стихов Фета, оно – самое нетрадиционное.

Почему так? Зачем поэту нужна эта недоговоренность? (Стихотворение о любви – чувстве, которое не передать словами). Это произведение написано в поэтической манере импрессионизма. Коренное свойство поэзии Фета – стремление выразить невыразимое, через мгновенную лирическую вспышку, передать читателю охватившее поэта настроение.

Казалось бы, перед нами мелькают обрывки явлений, поэт перечисляет разные детали, но взятые вместе, они образуют цельную картину и получается лирический рассказ о любви.

По репродукциям, конечно, трудно составить полное и верное впечатление о картине. И все-таки, наверное, можно заметить, что вблизи произведения живописи импрессионизма представляют собой мазки, фигуры кажутся нечеткими и расплывчатыми, однако на расстоянии мы видим, что мазки превращаются в образы, обретают четкость и ясность.

То же и в стихах. Поэт запечатлевает прекрасные мгновения, схватывает их на лету, отсюда – кажущаяся их неупорядоченность, но в целом получается рассказ о прекрасном чувстве.

Стихотворение написано в манере импрессионизма. Поэт фотографически точно воспроизводит наиболее яркие и зримые детали и предметы поразившей его картины: ночь, свет луны, лучи на полу гостиной, раскрытый рояль, дрожащие струны… Однако сквозь это подробное перечисление отчетливо проступает главная мысль – искусство и любовь едины, именно благодаря им живет человек, в них заключается смысл жизни.

В стихотворении возникает образ быстротечного времени и пустой бессмысленной действительности, но поэт считает эти явления преходящими, а любовь и искусство вечными.

Стихотворение – это сложное и многозначное, и его подробный анализ не входит в наши задачи, остановимся только на некоторых моментах.

Что положено в основу сюжета?

Постарайтесь определить место действия стихотворения.

(Темный холодный лес, ночь, костер).

Какие миры противопоставлены? (Унылая проза действительности и мир мечты: природа и человек).

Как бы вы охарактеризовали душевное состояние героя? (В реальности ему тоскливо, одиноко, холодно).

Как вы поняли смысл этого стихотворения? О чем оно? (Это стихотворение об одиночестве и неприкаянности человека, уставшего от прозы жизни, но все-таки нашедшего выход: мечта и фантазия способны чудесно преобразить действительность, сделать ее яркой, насыщенной, живой).

Фета по праву считают одним из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов.

Поэт заботливо вошел в круговорот природы с ее сменой времен года, с ее причудами, приметами, капризами. Природой Фет измерял ценность человеческой жизни.

В пейзажной лирике Фет проявил все ту же импрессионистскую зоркость и наблюдательность, точность и четкость в изображении явлений.

Все времена года предстают в его стихах. Русская весна с пушистой вербой с первым ландышем, с пчелами, вползающими в каждый гвоздик душистой сирени.

(конец зимы – предвестие весны).

Уже отмечалось, что красота является ключевой темой творчества Фета.

ИТОГИ. Каких взглядов на искусство и, в частности, на поэзию придерживается Фет? (Фет был убежденным сторонником искусства, которое служит красоте; он утверждал независимость поэзии от повседневных тревог и забот, от общественной борьбы).

Почему поэтическую манеру Фета называют импрессионистской? Что вкладывается в это понятие?

(Поэзия Фета является импрессионистской, т.к. в стихах ему удается запечатлеть, остановить мгновение, передать красоту и очарование того или иного явления. Кроме того, поэт зорко вглядывается во внешний мир и не только фиксирует, но и выражает в стихах впечатления от увиденного, причем свое видение мира он передал очень убедительно и зримо. Все разрозненные предметы и впечатления в стихотворениях образуют цельную картину).

Каковы ведущие темы импрессионистской поэзии А.Фета? (Фета глубоко волнуют вечные темы любви, природы, искусства и творчества. И все они объединены ведущей темой – темой красоты).

Импрессионизм в поэзии Фета

Глубоко индивидуальное видение мира, рифмометрическое и интонациональное многообразие, ассоциативность и метафоричность лирики Фета, обостренный психологизм и музыкальность его поэзии не столько продолжают уже существовавшие традиции, сколько являются новаторскими, теснейшим образом связанными с импрессионизмом.

Импрессионизм (впечатление) - это направление в искусстве последней трети XIX - начала XX вв., у истоков которого стояли французские живописцы Клод Моне, Огюст Ренуар, Адольф Сислей, Эдгар Дега, Поль Сезан. Это новое направление заявило о себе весной 1874 года, когда группа молодых художников, пренебрегая официальным Салоном, устроила собственную выставку. Возникновение самого названия нового направления связывают с картиной К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце". Философской основой импрессионизма является эмпирический позитивизм, т.е. вера в позитивный опыт, а в художественном творчестве - это стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах".

Главным лозунгом художников-импрессионистов было убеждение в том, что художник должен писать только то, что он видит, и так, как видит. Импрессионизм понимался как сохранение в картине первичного, непосредственного восприятия натуры. К особенностям такого восприятия следует отнести свободное построение композиции, выявление лишь нескольких черт, схваченных мимолетным взором, способность тонко передавать переходные состояния природы и фиксировать минутные впечатления.

Все это мы находим в поэзии А. Фета, который, по словам В. Боткина, будучи в высшей степени одаренным чувством красоты предметов и явлений, ". улавливает не пластическую реальность предмета, а идеальное, мелодическое отражение его в нашем чувстве . Мотивы Фета заключают в себе иногда такие тонкие эфирные оттенки чувства, что нет возможности уловить их в определенных отчетливых чертах и их только чувствуешь в той внутренней музыкальной перспективе, которую стихотворение оставляет в душе читателя".

Это свойство особенно проявилось в пейзажной лирике А. Фета. Как и художники-импрессионисты, Фет в своем поэтическом мироощущении схватывает любое явление природы в таком виде, в котором его предлагает сама жизнь. Отсюда природа предстает в поэзии Фета в разных своих проявлениях, во все времена года, в разные часы дня и ночи. Его душа трепетно реагирует на блеск дрожащих звезд и таинственный лунный свет, на весеннее солнце и морозные узоры на двойном стекле. Заря и туман, река и черный лес, ночной сад и морская даль превращаются в стихотворениях Фета в дивные поэтические картины, часто фиксирующие не только мимолетность мгновений жизни природы, но и таинственную прелесть постоянного перехода от одного состояния к другому. Стихотворение "Вечер", например, дает возможность почувствовать, как звуки, краски, ощущения, сливаясь в одно, создают картину плавного течения жизни природы в ее постоянных изменениях:

Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.

Далеко в полумраке, луками Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном, Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем.

А какое живое чувство создает картина приближающейся весны в стихотворении "Еще весны душистой нега"! И звук грохочущей телеги по замерзшей земле, и краснеющая в высоте липа, и тепло пригревающего в полдень солнца, и пролетающие в небе журавли - все это в отдельности можно отнести и к другим временам года, а вместе они создают великолепную картину ранней весны со всеми ее незаметными прелестями, говорящими о красоте и силе жизни и природы.

Ежеминутно меняющийся мир, окружающий человека, и стремление схватить эти перемены настолько увлекали художников-импрессионистов, что не позволяли им уловить четкость отдельных контуров. Их заменяют неопределенные, словно тающие в дымке очертания, которые намечены отдельными мазками. То же ощущаем и в поэзии А. Фета, однако его слово быстрее, подвижнее, виртуознее кисти художника, и ему в нескольких строчках удается выразить и удивительную картину ночи, и внутреннее состояние человеческой души:

Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист,

Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив,

Как не вздохнет нигде волна, Как тишиною грудь полна! Полночный свет, ты тот же день: Белей лишь блеск, чернее тень, Лишь тоньше запах сочных трав, Лишь ум светлей, мирнее нрав, Да вместо страсти хочет грудь Вот этим воздухом вздохнуть.

Прав был В. Боткин, отмечая, что "хотя Фет редко вдается в описания природы, но тем не менее, он умеет мастерски рисовать. Какие другие строки смогут лучше передать тоскливую картину поздней осени, чем строки в стихотворении "Ласточки пропали . " ?

С вечера все спится, На дворе темно.

Лист сухой валится, Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Тревожный, испуганный крик улетающих журавлей и неприкаянное перекати-поле на равнине уже не оставляют никаких надежд:

Тяжело - хоть плачь!

Так проявляется еще одна особенность лирики Фета - изображение не самой картины природы в привычном смысле, а того ощущения, которое она в нас пробуждает. В таких стихотворениях, как "Тихая, звездная ночь . ", "Я пришел к тебе с приветом. ", "Уж верба вся пушистая. ", "Ива" и других находят отражение самые разнообразные чувства в их мимолетном проявлении, но так или иначе жизнь души тесно связана с жизнью природы. В стихотворении "Ива" беспокойная дрожь водяных струй, зеленый водопад ветвей, листья, бороздящие воду, переливаются в волнующее и трепетное состояние души влюбленного:

В этом зеркале под ивой

Уловил мой глаз ревнивый

Сердцу милые черты .

Мягче взор мой горделивый .

Я дрожу, глядя, счастливый,

Как в воде дрожишь и ты.

Импрессионистам было свойственно видеть природу в красочном и световом разнообразии, в причудливой игре разнообразных оттенков цвета. Так и Фету было дано видеть окружающий мир в мгновенной смене красок, звуков, форм и очертаний, едва уловимых явлений в мире живой природы:

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Эти ивы и березы,

Эти капли - эти слезы.

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист.

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Нельзя не согласиться с В. Боткиным, писавшим, что "чувство природы у Фета наивное, светлое, радостное. В обычных явлениях природы он умеет подмечать тончайшие мимолетные оттенки, эфирные полутона, недоступные для живописи, и которые может воспроизводить одна только поэзия слова".

Особую глубину слову А. Фета придает такой элемент поэтики импрессионизма, как метафоричность. Художники-импрессионисты использовали метафоры живописные, Фет же мастер метафоры поэтической. С ее помощью природа в изображении Фета оживает, становится созвучной душе человека, близкой и понятной ему ("ручей рвется", "березы ждут", "камень плачет", "фонтан лепечет", "звезды молятся", "ивы дремлют", "верхушки лип дышат негой"). Природа и человек как бы превращаются в одно целое, объединенное настроением поэта, "навеивающим" на душу читателя то, что так трудно бывает выразить понятием, словом.

Из общего характера поэзии А. Фета вытекает еще одно ее свойство - музыкальность. Не случайно Фет считал, что "нет музыкального настроения - нет художественного произведения". Использование разных типов фразовой интонации, разнообразных словесных повторов очевидным образом ориентирует стихотворения Фета "на романс, написан в традиции романса и в той же традиции прежде всего воспринят". Многие композиторы сразу почувствовали музыкальность стихов Фета и некоторые из них положили на музыку. Среди наиболее известных романсов следует назвать "На заре ты ее не буди" А. Варламова, "Сад весь в цвету" А. Аренского, "Не отходи от меня", "Певице", "Я тебе ничего не скажу" П. Чайковского, "Серенада", "Свеж и душист твой роскошный венок" Н. Римского-Корсакова, "В дымке-невидимке" С. Танеева и др.

При всей философской глубине понимания жизни, которое сложилось у Фета под значительным влиянием немецкого философа-идеалиста Шопенгауэра, Фет всей душой стремился к чистой радости в мире природы, красоты и искусства. Именно поэтому следует указать на еще одну, по словам В. Боткина, особенность произведений Фета: ". в них есть звук, которого до него не слышно было в русской поэзии - это звук светлого, праздничного чувства жизни. В картинах ли природы, в движениях ли собственного сердца, но постоянно чувствуется у него этот звук, чувствуется, что жизнь отзывается в них с светлой, ясной стороны своей. Всякому, вероятно, знакомы эти мимолетные минуты безотчетно-радостного чувства жизни; г. Фет, так сказать, схватывает их на лету и дает чувствовать в своей поэзии".

Источник: Русский язык и литература в учебных заведениях. – 1996. - № 3. – С. 26-27.

Импрессионизм (от фр. impression — впечатление) – направление в искусстве последней трети XIХ– начала XХ веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

(Демонстрируются репродукции картин художников-импрессионистов)

Впечатления поэта о мире, окружающем его, передаются живыми образами. Фет сознательно изображает не сам предмет, а то впечатление, которое этот предмет производит. Его не интересуют детали и подробности, не привлекают неподвижные, законченные формы, он стремится передать изменчивость природы, движение человеческой души. Эту творческую задачу помогают решить своеобразные изобразительные средства: не четкая линия, а размытые контуры, не цветовой контраст, а оттенки, полутона, незаметно переходящие один в другой. Поэт воспроизводит в слове не предмет, а впечатление. С таким явлением в литературе мы впервые сталкиваемся именно в поэзии Фета. (В живописи это направление называется импрессионизмом.) Привычные образы окружающего мира приобретают совершенно неожиданные свойства.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнию твоей.

Это стихотворение навеяно пением Т. А. Кузьминской (сестры Софьи Андреевны Толстой), описавшей этот эпизод в своих воспоминаниях.

Краткая хроника жизни и творчества Афанасия Афанасьевича Фета (1820-1892)

1820 год, 23 ноября (5 декабря)– родился в имении Новоселки Орловской губернии

1834 год – был лишен всех привилегий потомственного дворянина, фамилии Шеншин и русского подданства

1835-1837 годы – учёба в частной немецкой школе-пансионате в городе Верро (ныне Выру, Эстония)

1845 год – поступил в провинциальный кирасирский полк на юге России

1846 год – получил офицерский чин

1848 год – знакомство с Марией Лазич

1853 год – перешел на службу в гвардейский полк

1856 год – вышел третий сборник стихов

1857 год – обвенчался с Марией Петровной Боткиной

1858 год – вышел в отставку

1860 год – покупает имение Степановка в Мценском уезде Орловской губернии

1863 год – вышло двухтомное собрание стихотворений

1867 год – избран мировым судьей на 10 лет

1873 год – Александр II вернул дворянские привилегии и фамилию Шеншин

1877 год – покупает имение Воробьёвка Курской губернии

1892 год, 21 ноября – умер в Москве от сердечного приступа, похоронен в с.Клеймёново Мценского уезда в родовом склепе Шеншиных

Россия 60-х годов — страна ожиданий и надежд, крушения старых основ жизни. Поэзия А. А. Фета по-своему отвечала на новые вызовы, которые ставила перед искусством эпоха 60-х годов.


Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. И. Тютчев ценили и любили поэзию А. А. Фета.


Стихотворение состоит из трёх строф. Несмотря на небольшой объём, в нём проникновенно и тонко переданы полнота и глубина чувств и переживаний влюбленных на свидании. Каждая из трёх строф стихотворения содержит законченную картину.

Клод Моне. Впечатление.
Восход солнца

Сказывается близость поэта к художникам-импрессионистам (К. Моне, В. Борисов-Мусатов и др.), которые на рубеже веков решали такую же задачу в живописи — пытались передать мгновение, ускользающее состояние природы, человеческой души.


В. Э. Борис-Мусатов.
Пейзаж с камнями

По мнению А. А. Фета, бытовая сторона жизни, гражданская борьба не должны быть предметом творческого изображения, потому что эти жизненные сферы сковывают свободу самовыражения души, устремлённой к прекрасному. Вдохновение свободно только тогда, когда оно не связано обязанностью, борьбой за выживание, житейскими тяготами и др. Красота в понимании А. А. Фета не только абсолютна, безусловна и идеальна, она конкретна, материальна, так как её источник — жизнь природная и человеческая во всем её многообразии.

Стихотворение относится к поздним произведениям поэта, в которых острее ощущается неудовлетворенность Фета собственной жизнью.

В фетовских стихах звуковая организация, законы мелодики проявляются на фонетическом, синтаксическом, композиционном уровнях. Повтор (звука, слова, фразы, строки, периода, строфы, ритмического рисунка) является основным принципом создания мелодического образа в поэзии А. А. Фета. Этот принцип оформления слов роднит напевный лирический стих с музыкой, где приём повтора является ведущим.

1. Какие черты импрессионизма присутствуют в поэзии А. А. Фета? Проиллюстрируйте ответ примерами из стихотворений поэта.

Читайте также: