Идея справедливости и ее воплощение в романе мастер и маргарита сочинение

Обновлено: 07.07.2024

“…так кто ж ты, наконец? — Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо” [4: 384].

В 29 главе романа Иешуа обращается с просьбой к Воланду. Но в ранних редакциях Булгаков делал Воланда подчинённым Иешуа, от которого сатана получал распоряжение: ему велено было унести главных героев из Москвы.

Таким образом, в финале романа перед нами возникают два вершителя, две силы, решающие судьбу мастера и его подруги.

Толковый словарь Ушакова определяет справедливость как беспристрастие. Носителем и воплощением идеи беспристрастного судьи выступает Воланд. Сказав это, мы, разумеется, никакого открытия не сделали. Данная тема лежит на поверхности романной структуры, и многие исследователи (Г. А. Лесскис, И. Ф. Бэлза, А. Маргулев, А. Барков, М. И. Андриевская, П. Андреев) не преминули сказать об этом. В своём докладе мы бы хотели показать, как справедливое воздаяние оказывается неразрывно связано с милосердием на уровне мотивной структуры романа и в том числе в образе Воланда.

Каждому по его вере — это ли не есть высшая справедливость? Воланд наказывает или награждает, определяя соразмерность причины и следствия. Возмездие за зло выступает неотъемлемой частью закона справедливости.

«- А где же хозяин этого кафе? — спросила Маргарита.

Это — дантовский принцип абсолютизации нарушения этических норм, чем бы оно (нарушение) ни было вызвано.

Чем же вызвано решение Маргариты спасти от мучений, вечных душевных терзаний Фриду? Ею руководит бескорыстное стремление помочь из чувства сострадания, а также нежелание обмануть человека, которому подала надежду. А это и есть милосердие самой высокой пробы, милосердие, не считающее себя добродетелью. За одно это Маргарита заслуживает счастья с любимым.

Но представить Милосердие как какое-то смягчённое добавление к Справедливости — значит уйти от существа большой духовной проблемы. Никакими силами Справедливости, даже если она захочет счесть двухтысячелетние муки Пилата искуплением, страданий Пилата снять нельзя, потому что поступок уже совершён. И прощение пятого прокуратора Иудеи — это акт Милосердия. Именно мотив прощения оказывается связующим звеном между Милосердием и Справедливостью.

2. Апокрифы древних христиан — СПб., 1994.

4. Булгаков М. Мастер и Маргарита.//М. Булгаков. Романы.- М.1987.

5. Булгаков М. Неизвестный Булгаков. — М.,1993.

6. Бэлза И. Il ben lintelletto //Дантовские чтения. — М., 1985.

8. Гаспаров Б. М.Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века. — М.,1994.

9. Данте А. Божественная комедия. — М..1982.

13. Соколов Б. Энциклопедия булгаковская. — М.,1996.

14. Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. — М.,1988.

15. Чуковская Л. К. Записки об Анне Ахматовой.1952–1962. — М.,1997.

Характер

М. А. Булгаков довольно мало внимания уделяет внешности Маргариты, неизвестна и ее фамилия. Автор хотел показать, что важными являются внутренние качества человека.

Маргарита очень добра и милосердна к другим людям, она старалась помочь им. Здесь же видно еще одно качество героини – щедрость. Ей совершенно не жалко материальных вещей: она дарит своей домработнице Наташе свои вещи, в том числе флакон одеколона.

Милосердие Маргариты наиболее ярко проявляется в эпизоде с Фридой, которую она встречает на балу у Сатаны. Героиня просит, чтобы Фриде больше не приносили платок, которым она задушила собственного ребенка. В этой же сцене проявляется и другое качество Маргариты – она всегда выполняет свои обещания.

Маргарита – девушка, которая не боится бороться за свое счастье. Решительность – вот главная чертахарактера героини. Она готова даже заключить сделку с самим дьяволом ради спасения своего любимого человека – Мастера.

Но несмотря на решительность, героиня – гордая женщина. Она не готова просить чего-то, что может ущемить ее гордость.

Как определить, что справедливо, а что нет, если у каждого человека свои представления о хорошем и плохом, верном и неверном, честном и бесчестном? Всякий считает, что уж он-то точно заслуживает высшей справедливости, включающей признание всех заслуг, всемирную славу, несметное богатство и мучительную смерть для всех врагов. Но отдельно взятый человек не способен установить справедливость – все его оценки будут субъективны, а для справедливого решения необходима определенная доля отстраненности.

Его иронический тон подчеркивает, что это просто смешно – полагать, что справедливость в руках человека. Он для этого слишком мелкая сошка, которая живет меньше века и не может заглядывать далеко вперед, действую сообразно грядущим историческим процессам.

Один писатель из всех упомянутых в романе отличается от остальных. Это, конечно, Мастер. Его, однако, нельзя назвать обыкновенным человеком – хотя бы потому, что он сам себя признает сумасшедшим. А сумасшедшие, как известно, видят жизнь совершенно под другим углом – возможно, под тем самым, под каким становится видна справедливость.

Если развивать эту мысль, отклонение от нормы дает больше возможностей для действительной справедливости. Развитие событий в романе дает понять, что того же мнения придерживался и Булгаков: достаточно обратить внимание на судьбу Маргариты. До встречи с Мастером она жила с человеком, которого не любила, и вовсе не собиралась уходить. Справедливо ли это по отношению к ней самой, к мужу, к возможным детям, которые родились бы без любви? Нет. Гораздо больше справедливых поступков Маргарита совершила, став ведьмой: например, помогла Фриде.

Таким образом, Булгаков высказывает очень интересную и нетипичную точку зрения по вопросу справедливости: она принадлежит не простым людям, а исключительно избранным. Впрочем, подобные взгляды для поддерживавшего монархистов Булгакова не так уж необычны, он всецело разделял идею о преимуществах неограниченной власти монарха и метафорически высказал ее в своем романе.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Как определить, что справедливо, а что нет, если у каждого человека свои представления о хорошем и плохом, верном и неверном, честном и бесчестном? Всякий считает, что уж он-то точно заслуживает высшей справедливости, включающей признание всех заслуг, всемирную славу, несметное богатство и мучительную смерть для всех врагов. Но отдельно взятый человек не способен установить справедливость – все его оценки будут субъективны, а для справедливого решения необходима определенная доля отстраненности.

Его иронический тон подчеркивает, что это просто смешно – полагать, что справедливость в руках человека. Он для этого слишком мелкая сошка, которая живет меньше века и не может заглядывать далеко вперед, действую сообразно грядущим историческим процессам.

Доверили бы вы таким людям управление справедливостью? Сомнительно.

Один писатель из всех упомянутых в романе отличается от остальных. Это, конечно, Мастер. Его, однако, нельзя назвать обыкновенным человеком – хотя бы потому, что он сам себя признает сумасшедшим. А сумасшедшие, как известно, видят жизнь совершенно под другим углом – возможно, под тем самым, под каким становится видна справедливость.

Если развивать эту мысль, отклонение от нормы дает больше возможностей для действительной справедливости. Развитие событий в романе дает понять, что того же мнения придерживался и Булгаков: достаточно обратить внимание на судьбу Маргариты. До встречи с Мастером она жила с человеком, которого не любила, и вовсе не собиралась уходить. Справедливо ли это по отношению к ней самой, к мужу, к возможным детям, которые родились бы без любви? Нет. Гораздо больше справедливых поступков Маргарита совершила, став ведьмой: например, помогла Фриде.

Таким образом, Булгаков высказывает очень интересную и нетипичную точку зрения по вопросу справедливости: она принадлежит не простым людям, а исключительно избранным. Впрочем, подобные взгляды для поддерживавшего монархистов Булгакова не так уж необычны, он всецело разделял идею о преимуществах неограниченной власти монарха и метафорически высказал ее в своем романе.

Так например, в романе Булгакова "Мастер и Маргарита", в каких моментах присутствует истинная справедливость? Однозначно, во всех. Роман начинается со сцены общения Берлиоза и Бездомного на Патриарших прудах, речь идет о поэме Ивана по библейскому сюжету. Хорошо ли со стороны поэта выставлять Иисуса Христа, как "не привлекающего к себе персонажа"? Это очень подло, но ведь Иван этого не понимал. Однако за свои слова поплатился не Иван Бездомный, а сам редактор Берлиоз, который утверждал, что Христа не было как личности И был, так называемым, наставником для Бездомного. Почему погиб именно главный редактор? Скорее всего Дело в том, что поэт бездомный был молод и податлив, как кусок сырой глины. Он не зачерствел в своих мышлениях. Тогда как Берлиоз уже считал себя знающим, не принимал никаких истин, кроме тех в которые верил сам, и делал из молодого поколения таких же прагматичных и негибких личностей.

Маргарита была замужней женщиной, но она была готова бросить своего мужа, который любил её, ради любовника мастера. Она совершила много нелицеприятных проступков, она мстила Латунскому, изменяла мужу, в конце стала ведьмой — прислужницей Сатаны. А в итоге получила покой, рядом с любимым. Есть ли в этом справедливость? Конечно. Все годы своей жизни без мастера она чувствовала сосущую пустоту. У нее было все и не было ничего. Никому было неизвестно как она страдала и как любила. Она делала все не из злобы, а любви ради.

В романе мастера, Понтий Пилат казнил Иешуа, только за безобидные слова: "рухнет храм старой веры, и создастся храм истины". Пилат поступает так, как велит людской закон. Для людей вокруг закон равен справедливости. И в момент, когда приговор уже оглашен и приведён к исполнению, мы видим полное переосмысление справедливости земной и небесной, прокуратором. Он пытается приютить того, кто по сути разделяет мысли казнённого, того, кто такой же преступник, как и Иешуа Га-ноцри. И Много веков подряд после этой казни, прокуратор иудеи вынужден сидеть на своем стуле, спать и видеть один и тот же сон — лунный луч, по которому он идёт с Иешуа и разговаривает. А когда просыпается, во время полнолуния, думает лишь о том, что он Несправедливо поступил с Га-ноцри. Справедливо ли наказание для того кто поступал по закону. По земным законам честь ему и хвала, но не по закону истиной справедливости. Он казнил человека, лишь за то, что тот инакомыслящ.

Исходя только из этих трёх персонажей можно сделать вывод, что справедливость не в законе. Ведь закон создан людьми. Не в том, что нам пытаются навязать как мнение о справедливости: справедливость прежде всего нечто, выше человеческого понимания. Справедливость это что-то, что учитывает все обстоятельства, в том, чтобы наказывать не для того, чтобы наказать за проступок, а для того чтобы проступок не совершался вновь.

“…так кто ж ты, наконец? — Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо” [4: 384].

В 29 главе романа Иешуа обращается с просьбой к Воланду. Но в ранних редакциях Булгаков делал Воланда подчинённым Иешуа, от которого сатана получал распоряжение: ему велено было унести главных героев из Москвы.

Таким образом, в финале романа перед нами возникают два вершителя, две силы, решающие судьбу мастера и его подруги.

Толковый словарь Ушакова определяет справедливость как беспристрастие. Носителем и воплощением идеи беспристрастного судьи выступает Воланд. Сказав это, мы, разумеется, никакого открытия не сделали. Данная тема лежит на поверхности романной структуры, и многие исследователи (Г. А. Лесскис, И. Ф. Бэлза, А. Маргулев, А. Барков, М. И. Андриевская, П. Андреев) не преминули сказать об этом. В своём докладе мы бы хотели показать, как справедливое воздаяние оказывается неразрывно связано с милосердием на уровне мотивной структуры романа и в том числе в образе Воланда.

Каждому по его вере — это ли не есть высшая справедливость? Воланд наказывает или награждает, определяя соразмерность причины и следствия. Возмездие за зло выступает неотъемлемой частью закона справедливости.

«- А где же хозяин этого кафе? — спросила Маргарита.

Это — дантовский принцип абсолютизации нарушения этических норм, чем бы оно (нарушение) ни было вызвано.

Чем же вызвано решение Маргариты спасти от мучений, вечных душевных терзаний Фриду? Ею руководит бескорыстное стремление помочь из чувства сострадания, а также нежелание обмануть человека, которому подала надежду. А это и есть милосердие самой высокой пробы, милосердие, не считающее себя добродетелью. За одно это Маргарита заслуживает счастья с любимым.

Но представить Милосердие как какое-то смягчённое добавление к Справедливости — значит уйти от существа большой духовной проблемы. Никакими силами Справедливости, даже если она захочет счесть двухтысячелетние муки Пилата искуплением, страданий Пилата снять нельзя, потому что поступок уже совершён. И прощение пятого прокуратора Иудеи — это акт Милосердия. Именно мотив прощения оказывается связующим звеном между Милосердием и Справедливостью.

2. Апокрифы древних христиан — СПб., 1994.

4. Булгаков М. Мастер и Маргарита.//М. Булгаков. Романы.- М.1987.

5. Булгаков М. Неизвестный Булгаков. — М.,1993.

6. Бэлза И. Il ben lintelletto //Дантовские чтения. — М., 1985.

8. Гаспаров Б. М.Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века. — М.,1994.

9. Данте А. Божественная комедия. — М..1982.

13. Соколов Б. Энциклопедия булгаковская. — М.,1996.

14. Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. — М.,1988.

15. Чуковская Л. К. Записки об Анне Ахматовой.1952–1962. — М.,1997.

Читайте также: