Художественные особенности малых жанров русского фольклора сочинение

Обновлено: 01.07.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Времена теперь другие, как и мысли, и дела -

Далеко ушла Россия от страны, какой была.

Умный, сильный наш народ, далеко глядит вперед,

У нас в классе регулярно проводятся внеклассные занятия по изучению русского фольклора: мы играем в народные игры, поем песни, частушки, ставим сценки. Посещая занятия, мне захотелось узнать о фольклоре больше. Так началось моё увлечение этой темой, послужившее основой для данной исследовательской работы.

Актуальность темы. В настоящее время наблюдается возрождение интереса к истории нашего народа, к его культуре, обычаям, традициям и быту. Возникает вопрос, почему это происходит. Человек, уставший от повседневных стрессов, напряженного темпа работы, подсознательно тянется к опыту размеренной жизни своих дедов и прадедов, их житейской мудрости и спокойствию. Одним из главных источников знаний об этом является народное творчество.

Гипотезой исследования является предположение о том, что изучение различных жанров русского фольклора способствуют повышению уровня развития человека, что актуально и востребовано в современном мире.

Цель: исследовать жанры и актуальность фольклора.

• Изучить историю возникновения, классификацию русского фольклора.

• Определить актуальность малых жанров фольклора среди современных школьников.

• Привлечь внимание одноклассников к этому виду творчества.

Методы исследования:

1. Выборка и анализ информации из печатных источников.

2. Анкетирование учеников Аксаковской гимназии №11.

3. Интервью с учителем музыки - преподавателем факультатива детского фольклора в школе.

Объект исследования: малые жанры русского фольклора.

Сроки исследования: январь – октябрь 2017 г.

Определение и классификация жанров фольклора

Фольклор является источником понимания людской психологии, художественных вкусов и творческих возможностей.

Колыбельная песня

Колыбельная песня – это своеобразный спутник детства. Она, как один из жанров фольклора, составляет значительную часть народного творчества. В младенческих песнях превалируют нежные мотивы. С древнейших времен матери усыпляли детей песнями, ласкали, утешали, внушали. Обозначение песен, которыми усыпляют малыша (колыбельные) - идет от основы колыбать (качать, колыхать). Отсюда же - колыбель, коляска. В общенародном обиходе было и название "байка" - от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять).

Типы, создаваемые в колыбельных, сходны и понятны детворе с момента появления на свет (это котенька-коток, собачка, заинька, гуленьки и т.п.).

Уж ты, котинька-коток, котя, серенький лобок,

Приди, котя, ночевать, мово детку покачать.

Уж как я тебе, коту, за работу заплачу:

Дам кувшин молока, да кусок пирога. [3; 4]

Они несут в себе пожелание благополучия и добра своему ребенку со стороны мамы, убежденность в том, что он будет силен и удачлив.

Спи-ка, жито, зернышко,

Спи, моя родная, рыбка золотая. [3; 4]

Чтобы воспитать здорового, жизнерадостного и любознательного ребенка, необходимо подкреплять в часы его бодрствования веселые эмоции. Распеленав дитя, родительница двумя руками, чуть сжимая тельце ребенка, обводит несколько раз от шеи до ступней ножек, напевая незамысловатую песенку:

Потягунюшки, порастянюшки, поперек толстунюшки,

А в ножки ходунюшки,а в ручки хватунюшки,

А в роток говорок, а в голову разумок. [2; 6]

Пестовать… - по словарю Владимира Даля, - нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, растить, холить, ходить за ним, быть дядькою, дядьковать…[5]По мере подрастания чада занятия становятся сложными. Это фиксируется в более глубоком тексте пестушки:

Тятеньке - сажень, маменьке - сажень,

Дедушке - сажень, бабушке – сажень,

Брату - сажень, сестрице - сажень,

А Колюшке - большую, наибольшую. [7]

К пестушкам прилегают полные бесхитростной незамысловатости и притягательности заговоры-шутки. Купают дитя и, чтобы он не хныкал при окачивании водой из кувшина, озорно приговаривают:

Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!

С гуся вода – с доченьки худоба!

Расти коса до пояса, не вырони ни волоса! [6;7]

Если кроха получил ушиб, что случается почти постоянно, он ищет защитника, выручки от хвори у матери. И мама, дуя на болезненное место или поглаживая его, приговаривает:

У сороки боли, у вороны боли,

У Ванечки заживи! [6;7]

Все эти заговоры носят нарочито забавный характер, но в силу веры ребенка в силу матери могут помочь и успокаивают его.

Потешками называют игры старших с малыми детьми, в которых могут использоваться различные части тела ребенка. Потешками принято считать и песенки-приговорки, образующие эти забавы.

Большаку дрова рубить (большой палец),

А тебе воды носить (указательный),

А тебе печа топить (безымянный),

А малышке песни петь (мизинец),

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать. [6]

Дети любят повторы. Это отражается почти в каждой потешке (Ладушки, ладушки, А тебе воды носить, а тебе печь топить, Здесь водица холодненькая, здесь тепленькая, здесь кипяток, кипяток и др.).

Потешки часто чередуются с прибаутками. Прибауткой называют небольшое смешное описание или забавную фразу. В фольклоре под этим словом соединяют стишки-песенки, которые забавляли и потешали детвору. Прибаутки от потешек разнятся тем, что не сопутствуются установившими игровыми действиями.

Наша доченька в дому, что оладушек в меду,

Что оладушек в меду, сладко яблоко в саду. [7]

Прибаутки-шутки – это песенки о насекомых, зверях, совершающих людские дела, например:

Кошка в лукошке рубашки шьет,

А кот на печи сухари толкет.

У нашей кошки три сдобные лепешки,

А у нашего кота три погреба молока. [6]

В прибаутках часто дается описание яркого события, например:

Дон, дон, дон, дон!

Загорелся кошкин дом!

Бежит курица с ведром - заливать кошкин дом. [6]

И сейчас существуют множественные вариации известных потешек: "Сорока-белобока", "Ладушки-ладушки", "Идет коза рогатая" и некоторых других.

Считалками (народные наименования: счетушки, читки, счет, говорушки, пересчет и др.) называют недлинные рифмованные стишки, использующиеся детьми для установления водящего или рассредоточения ролей в этой игре.

На золотом крыльце сидели

Царь, царевич, король, королевич,

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей, не задерживай

Добрых и честных людей. [2]

Главным в считалке оказывается именно ритм, часто считалка представляет собой рифмованный счет.

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдет, тот и прятаться пойдет! [2]

В наше время считалки остаются очень используемыми, они предстают богатым и развивающимся жанром фольклора у детворы.

Календарный фольклор

В календарный фольклор входят произведения, связанные у людей с природой, календарными датами или творения, содержащие сезонный характер. В календарном фольклоре свободно распространены такие жанры, как веснянки, заклички, колядки.

Щедрый вечер, добрый вечер,

Добрым людям на весь вечер!

Пришла Коляда, отворяй ворота!

Открывай сундучок, доставай пятачок! [9]

В масленичных песнях короткие 4,6-тистрофные малые образы:

Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,

На горах катаемся, блинками наедаемся.

Как на масленой неделе из печи блины летели.

Масленица, угощай, всем блиночков подавай! [9]

К наиболее распространенным жанрам календарного фольклора причисляются заклички. Обращение к различным явлениям природы, к временам года как к живым созданиям является отзвуком древнейшей традиции. Заклички - очень древний жанр, своими корнями уходящий в язычество. Дети, распевая эти небольшие песенки, как бы вступают в сговор с силами природы: с солнцем, громом, дождем, ветром. В них не только обращение, но и выражение чувств – восхищения, нежности, восторга:

Дождик, дождик, пуще, дам тебе я гущи,

Хлеба каравай, только поливай. [7]

Фольклор занимает особое место в культуре нашего народа. Несмотря на то, что корни фольклора углубляются в глубину столетий, он остаётся востребованным и сейчас. По-старому матери поют колыбельные песенки собственным детям, звучат считалки в играх. Одни жанры более востребованы. К ним, на мой взгляд, относятся фольклор для младенцев (пестушки, колыбельные, потешки, небылицы), игровой фольклор (считалки, игровые приговорки, скороговорки). Особенной известностью пользуются дразнилки. Другие почти позабыты, к таким жанрам причисляется календарный фольклор (заклички, приговоры). Особое место в фольклоре занимают современные жанры (страшилки, детские анекдоты).

Знакомство детей с фольклором обогащает их эмоции и речь, создаёт позицию к внешнему миру, играет важную роль в полном развитии. Прислушиваясь к певучести, образности народного языка, дети не только овладевают речью, но и присоединяются к красе и самобытности русского слова.

Легкость и гармоничность звучания потешек могут помочь детям заучить их. Они начинают включать потешки в свои забавы во время укладывания или кормления кукол. Огромную важность имеют потешки для образования у детей дружелюбия, чувства сопереживания, благожелательности.

Насыщенная образность, гармоничность языка фольклорных мелодий, их исполнение, охватывающее основы танца, игры, декламации, колоритные костюмы делают их доступными для осознания и выполнения детьми различного возраста, начиная с малышей.

Таким образом, приобщая ребёнка к народной культуре с самого раннего возраста, закладываются ключевые понятия и образцы поведения. Культурное наследство переходит из поколения в поколение, формируя и обогащая мир ребёнка.

Фольклор является уникальным средством для передачи народной премудрости и образования детей. Ведь воспитание в каждой семье начинается с фольклора, с этих маленьких, но уникальных по своему разнообразию жанров: пестушек, колыбельных, потешек, пословиц, считалок, скороговорок, загадок, игр.

Анкетирование, анализ результатов

Для установления уровня знаний о русском фольклоре среди одноклассников, занимающихся в фольклорном кружке и других сверстников, я провела анкетирование по следующим вопросам:

Щербинина Татьяна Викторовна

ГЛАВА II. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ПРИВИВАЕТ ЛЮБОВЬ К КУЛЬТУРЕ РУССКОГО НАРОДА.

Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

Тема фольклора, актуальна в настоящее время, как культурная память народа, существовавшая и создававшаяся всегда. Народный фольклор используется русским народом и в наше время. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, является исторической основой всей мировой художественной культуры, источником национальных художественных традиций, выразителем народного самосознания. Произведения помогают воссоздавать характерные черты народной речи.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. Название "народно - поэтическое творчество" указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с другими видами народного художественного творчества и художественной литературы.

Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова.

К малым фольклорным жанрам относятся произведения, различающиеся по жанровой принадлежности, но имеющие общий внешний признак – небольшой объем.

Малые жанры фольклорной прозы, или паремии, очень разнообразные: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, потешки и пестушки и др.

Устное народное творчество не было плодом народного досуга. Это историческая память, и мы должны уважительно относиться к ней.

Воспитание средствами художественной литературы духовно-развитой личности, готовой к самопознанию и самоусовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга.

Планируемые результаты обучения:

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

• соотносить произведения устного народного творчества с общественной жизнью и культурой русского народа;

• раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии личности;

• раскрывать содержание, идею изученных литературных произведений;

Вопросы, направляющие проект:

Почему произведения устного народного творчества живут вечно?

Что относится к малым жанрам фольклора?

Что такое фольклор?

Какие жанры устного народного творчества нам известны?

Какой из них является любимым?

Методы исследования: изучение и анализ литературных источников, систематизация, беседа, опрос.

ГЛАВА I. МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА

Эмоциональное общение - это самое главное в развитии маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины руки, ее голос, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это очень важно для ребёнка. И можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, прибаутки, присказки и пр.

Пестушки- песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка .

Потешки- песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами , ручками и ножками .

Потешки и пестушки незатейливы по содержанию и просты по форме. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Проснувшегося малютку, мама ласкает, нежно приговаривает:

Всё это доставляет малышу массу удовольствия. Прислушиваясь к ласковым словам мамы, кроха смеется и протягивает ручки, вытягивает ножки.

Когда малыш начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят другие пестушки, например:

Вышла кошка за кота;

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки,

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки.

Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведет его за собой.

Постепенно пестушки сменяются потешками - так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушекпотешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки.

Попили, поели, шу-у-у…

На головку сели,

Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке. В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем.

Умывая, можно сказать:

Умой наше личико.

У русского народа, как и у любого другого, есть бесценное богатство - его опыт, его фольклор. За века бабушки, матушки, нянюшки сложили много песенок, потешек и говорушек, которые мне очень понравились.

1.2. Пословицы и поговорки

Русские пословицы и поговорки — меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли народов входящих в состав России. Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом. Наиболее древние из дошедших до нас произведений русской письменности, содержащие пословицы, датируются XII веком.

Научные исследования, где пословицы, поговорки выступали предметом изучения, стали появляться с начала XIX в. Это были небольшие сборники изречений, иногда снабженные комментариями; при этом не устанавливались четкие различия между жанрами.

До сих пор пословица и поговорка русского языка не имеет четкого определения. Хотя нет ни одного словаря, где не предпринимались бы попытки определить смысловое содержание данного языкового явления.

Думаю, это обусловливается, прежде всего, тем, что очень мало издавалось трудов общего характера, но гораздо больше текстов и необоснованных определений. Те же авторы, которые пытались привести чёткую классификацию пословиц и поговорок, основывались на понятии тематики, поэтому приходили к разным точкам зрения.

Пословицы и поговорки часто путают.

Вот пословицы и поговорки. Почувствуйте разницу между пословицами и поговорками.

Чужими руками жар загребать.

И нашим и вашим.

Шито-крыто. Чудеса в решете.

Легко чужими руками жар загребать. Шито-крыто, а узелок-то тут.

И нашим и вашим за копейку спляшем.

Менялась жизнь, появлялись новые поговорки, забывались старые, но оседало бесспорно ценное, имеющее значение и для последующих эпох. Широкому распространению и долголетию пословиц способствовало то, что часть их, теряя свой прямой смысл, приобретала смысл переносный. О чем бы ни говорилось в пословицах - это всегда обобщение. Образное отражение действительности в пословице связано и с эстетической оценкой разнообразных явлений жизни. Вот почему пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие.

Очень часто в жизни мы сталкиваемся с загадками. Это бывает в раннем детстве, когда ребёнок знакомится с миром предметов, отгадывая загадки, затем в школе на уроках литературы, в общении с друзьями, и даже во взрослой жизни.

Зачем нужна загадка? Она развивает ум, смекалку, воображение, наблюдательность. В чём прелесть загадки? В её краткости, меткости, ёмкости. Как быстро летит время, когда ты разгадываешь загадку.

Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Не случайно без них не обходится ни один детский праздник и особенно Новый год. Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок.

Большинство возникших давным-давно загадок воспринимаются нами как вполне современные.

Как предполагают ученые, загадки являлись в древности средством обучения молодежи иносказательной речи, запоминания тайных слов. На ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим. Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.

Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа, окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов.

Загадка - это метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадки были средством испытания мудрости, а теперь - народная забава.

Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его с определенной стороны.

Например, в одной загадке про зайца говорится о внешнем виде животного — цвете шкурки, коротком хвосте, о том, что он легко прыгает:

Серый зверек через кочки скок!

Легкие ножки и хвоста немножко.

Другая загадка отражает характерные особенности заячьей губы:

что губа треснула.

Третья — особенности повадок:

По полю скачет — ушки прячет,

встанет столбом — ушки торчком.

Четвертая — защитную способность менять окраску:

В загадках используются разнообразные художественные средства: сравнения, противопоставления, отрицания, гиперболы,

Уже в начале XIX века загадка воспринималась как игра, как умственное состязание молодежи, но параллельно бытовала в репертуарах и взрослых и детей, была введена в учебную литературу. Это было фактом признания ее педагогической ценности.

ГЛАВА II. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ПРИВИВАЕТ ЛЮБОВЬ К КУЛЬТУРЕ РУССКОГО НАРОДА.

Необходимо помнить, что отбор фольклорный материал показывает самобытность и неповторимое своеобразие народной культуры в ее конкретных явлениях и учить понимать художественный язык, с помощью которого выражался смысл народных высказываний, и готовить ребенка к дальнейшему освоению разных типов русской культуры как составной части мирового культурно-исторического процесса.

Таким образом, последовательное непосредственное ознакомление ребенка с духовным наследием народа предусматривает органическую взаимосвязь всех компонентов национальной культуры, которые имеют свое определенное бытовое значение, свою форму воздействия на ребенка.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период взросления ребёнка.

Так, например, правильный выбор потешки для детей, которые начинают посещать детский садик, помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к знакомому и незнакомому человеку. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с народнойпотешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру.

Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе малых жанров фольклора позволяют детям освоить культурное наследие русского народа, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности.

Одной из задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Устное народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку.

Появление интереса детей к различным образцам народного творчества может рассматриваться как показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей.

В фольклоре отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой, которая возникла из гармонии самой природы и понимания необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее. Во многих русских пословицах отражены тонкие наблюдения над природой, понимание того, что природа – это сила, с которой надо считаться.

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и помогает детям почувствовать красоту родного языка. Фольклорные тексты раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка.

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.

Знакомство с лучшими образцами устного народного творчества должно осуществляться как можно раньше, чтобы прививать любовь к родному языку.

Испокон веков мамы поют маленьким детям колыбельные песни, развлекают своих малышей прибаутками, потешками, частушками. Старшее поколение передают свою мудрость с помощью пословиц и поговорок. Все это названия различных разновидностей малых фольклорных жанров. Они отличаются от русской народной календарно-обрядовой поэзии и необрядовых песен отсутствием принадлежности к определенному празднику и сжатым объемом произведения. Однако это не уменьшает значимости малых фольклорных жанров для устного народного творчества.

План урока:

Испокон веков мамы поют маленьким детям колыбельные песни [1] , развлекают своих малышей прибаутками [2] , потешками [3] , частушками [4] . Старшее поколение передают свою мудрость с помощью пословиц и поговорок. Все это названия различных разновидностей малых фольклорных жанров. Они отличаются от русской народной календарно-обрядовой поэзии и необрядовых песен отсутствием принадлежности к определенному празднику и сжатым объемом произведения. Однако это не уменьшает значимости малых фольклорных жанров [5] для устного народного творчества.

Определение малых жанров и их значение в судьбе народа

Малые фольклорные жанры – это разнообразные жанры УНТ, отличающиеся небольшим объемом повествования. Некоторые исследователи относят их только к жанрам детского фольклора. Однако частушки, считалочки, пословицы, пестушки и поговорки использовали в своей речи не только дети, но и взрослые.

Почему же малые жанры так значимы для воспитания подрастающего поколения? В чем их ценность? Какая мудрость заключена в пестушках, поговорках, пословицах, скороговорках и других?

Значение малых фольклорных жанров в судьбе народа и в литературе:

  1. Небольшие фольклорные произведения помогают взрослым установить эмоциональный контакт с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
  2. С первых лет жизни ребенок усваивает понятия добра и зла;
  3. Такие произведения фольклора оказывают благотворное влияние на маленьких детей: малыши усваивают ритм, изучают новые слова и звуки, пытаются повторить прибаутки (у них формируется речь);
  4. Дети достаточно быстро запоминают текст фольклорных произведений и пытаются повторить их, а это способствует развитию памяти;
  5. Произведения малых фольклорных жанров помогают малышам постепенно изучить окружающий мир;
  6. В произведениях малых фольклорных жанров заключена бесценная мудрость народа.

Произведения малых жанров русского фольклора важно знать и современным людям. Тогда они смогут украсить свою речь яркими выражениями, быстро и точно донести до собеседника свою мысль, с пользой позаниматься с детьми.

Отличительные особенности малых фольклорных жанров

Разные произведения малых фольклорных жанров имеют сходства по объему и назначению. Но, несмотря на это, они имеют ряд отличительных особенностей. Их нужно понимать, и тогда можно будет без труда отличить друг от друга произведения разных фольклорных жанров.

Загадки

Одним из любимых жанров ребятишек всех возрастов являются загадки. Они формируют у подрастающего поколения умения:

  • логически мыслить;
  • давать ответ на поставленный вопрос;
  • собирать по набору отличительных свойств цельный образ.

Загадки – это разновидность УНТ (устного народного творчества): поэтическое, замысловатое изображение определенного явления, предмета, человеческого качества, придуманное для выяснения сообразительности человека. В отличие от остальных малых жанров каждой загадки имеется 2 обязательные части: основная часть (вопрос) и отгадка (ответ). Они связаны логически между собой. Именно в таком жанре народного творчества привычный мир изображен в новом, необычном виде.

Примеры загадок:

Воет, а не зверь.

Есть виды загадок-вопросов, которые строятся на переносе одного или нескольких качеств предмета.

Загадка (I часть): Что шумит без ветра?

Считалочки

Считалочки – это небольшие стихотворные тексты со строго-определенным ритмом [6] и рифмой [7] , необходимые для распределения ролей в игре.

Раньше считалочки использовали, когда взрослые люди не могли договориться, кто будет выполнять тяжелую работу. Чуть позже их переняли дети и начали с помощью считалок выбирать водящего в своих веселых играх.

Отличительные черты считалочек:

Детские считалочки – отличное поле для творчества! Ведь дети сами могут придумать новую считалку и использовать ее в своих играх.

Примеры этого малого фольклорного жанра:

Ёжик нес на именины

Полтора куля рябины

И корзиночку опят.

А тебе — водить опять!

Пример считалочки, абсолютно лишенной конкретного смысла:

Скороговорки

Скороговорки – небольшой текст правильной формы, построенный на усложненном сочетании труднопроизносимых слов. Эти произведения используются для тренировки красивого правильного произношения. Обычно, скороговорки необходимо произнести в ускоренном темпе, но при том нужно четко выговорить все слова.

И прыгают скороговорки, как караси на сковородке!

Пословицы

Пословица (определение в литературе) – это небольшое законченное предложение, содержащее поучительное наставление. В пословицах есть строгий ритм, который помогает их запомнить и использовать в собственной речи.

Такие краткие изречения не записывали – их устно передавали друг другу. За несколько веков пословицы обрели лаконичную форму. Обычно, пословицы содержат две части:

  1. Описание предмета или явления.
  2. Выразительная оценка.

Примеры (какие бывают пословицы):

Завтра, завтра, не сегодня! – так лентяи говорят;

Учение свет, а не учение тьма.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда!

Поговорки

Поговорка (определение в литературе) – емкое поэтическое изречение, отражающее определенное жизненное явление. Поговорка – это незаконченное предложение, которое служит для украшения живой речи, а не для наставлений и поучений.

Обычно, поговорки входят в устную речь из других произведений:

  • пословицы;
  • басни;
  • сказки;
  • песни;
  • литературное произведение большого объема.

В этом случае поговорка только намекает на исходное произведение и добавляет красоту речи.

Отличие пословиц от поговорок

Весь опыт народной мысли заключен в небольших пословицах и поговорках. Эти жанры создавались задолго до появления письменности, поэтому многие поколения оттачивали и совершенствовали эти краткие изречения.

Сам народ видит отличие пословицы от поговорки в том, что поговорка – это прекрасный цветок, который служит украшением речи. А вот пословица – это спелая ягодка (цельное законченное суждение). Зачастую эти два жанра достаточно тяжело отличить друг от друга. Поэтому нужно хорошо знать их черты пословиц и поговорок, чтобы уметь разграничивать их.

Отличительные признаки пословиц и поговорок

Пословица

Поговорка

1. Законченное высказывание.

1. Незавершенное высказывание.

2. Имеет нравоучительный смысл.

2. Красивое высказывание без нравоучительного смысла.

3. Может употребляться самостоятельно.

3. Отдельно от высказывания не используется.

4. Чаще всего,содержит две части.

4. Состоит из одной части.

Зная эти отличительные черты пословиц и поговорок, достаточно легко можно отличить пословицу от поговорки. Перечисленные жанры различаются друг от друга и их нельзя перемешивать.

Различия пословицы от поговорок на конкретных примерах

Все это доказывает, что, приведенное выше высказывание является пословицей.

Но не всегда можно так просто отличить пословицу от поговорки. Некоторые пословицы произошли от поговорок и наоборот, поэтому при определении жанра в этих случаях необходимо быть предельно внимательным.

Чужими руками жар загребать

Легко чужими руками жар

Значение: добиваться цели
чужими усилиями

Значение: Легко добиться цели
чужими усилиями

Есть только факт,
но нет нравоучительного вывода

Есть нравоучительный вывод

Отдельно от высказывания
употребляться не может

Может быть самостоятельным высказыванием

Состоит из одной части

Состоит из одной части

Поговорка

Пословица

Даже тот факт, что оба высказывания состоят из одной части, не влияет на жанровую принадлежность. Пословицы могут состоять из одной части, но это бывает довольно редко.

Значение пословиц и поговорок

Пословицы и поговорки – это необыкновенное сокровище, которое передается людям из поколения в поколение. Но чтобы перенять богатейший опыт прошлого и следовать этим советам, необходимо понимать значение мудрых высказываний.

Есть изречения, смысл которых может с легкостью понять современный человек. К примеру, каждый поймет значение:

Однако, большинство пословиц и поговорок содержат устаревшие слова. Поэтому без толковых словарей трудно понять смысл этих выражений.

Малые формы народного фольклора–бесценный опыт прошлого поколения, который заключен в коротких высказываниях. Некоторые изречения понятны каждому, а другие без специальных справочников расшифровать не удастся. Но когда человек научится толковать эти выражения и использовать их в своей жизни, то он станет немного мудрее.

Словарь

1. Колыбельные песни – мелодичная песня, исполняемая во время укладывания ребенка спать.

2. Прибаутки – рифмованное остроумное, забавное, шутливое изречение, используемое для украшения речи.

3. Потешки – детское стихотворение, которое сопровождает действия маленького ребенка или занятия с ним.

4. Частушки – яркое шутливое двустишие или четверостишие, которое исполняется на определенный напев.

Для фольклора характерна естественная народная речь, пора­жающая богатством выразительных средств, напевностью. Для фольклорного произведения типичны хорошо разработанные за­коны композиции с устойчивыми формами зачина, развития фа­булы, концовки. Стилистика его тяготеет к гиперболам, паралле­лизмам, постоянным эпитетам.

Любое произведение фольклора функционально — оно было тесно связано с тем или иным кругом обрядов, исполнялось в строго определенной ситуации.

В устном народном творчестве отражался весь свод правил на­родной жизни. Народный календарь точно определял порядок сель­ских работ. Обряды семейной жизни способствовали ладу в семье, включали в себя и воспитание детей. Законы жизни сельской об­щины помогали преодолевать социальные противоречия. Все это запечатлено в разнообразных видах народного творчества. Важная часть жизни — праздники с их песнями, плясками, играми.

Устное народное творчество и народная педа­гогика. Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной при роды, усваивает представления народа о красоте, морали, знако­мится с обычаями, обрядами — словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Издавна существует множество фольклорных произведений, специально предназначенных детям. Такой вид народной педаго­гики на протяжении многих веков и вплоть до наших дней играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения. Коллек­тивная нравственная мудрость и эстетическая интуиция выраба­тывали национальный идеал человека. Идеал этот гармонично вписывается в общемировой круг гуманистических воззрений.

Названия жанров детского фольклора, как правило, связаны с их бытовой функцией.

Все жанры делятся на две группы:

- Малые В первой группе выделяются колыбельные песни, призванные успокоить, усыпить малыша. Пестушки и при­мыкающие к ним потешки сопровождают первые движения ре­бенка, его первые игры. Прибаутки предназначаются детям, кото­рые уже способны воспринять их содержание. Заклички, приговорки и присловья, связанные с детским календарным бытом, а также многочисленные считалки и приговоры, сопровождающие игры. Здесь же находят свое место дразнилки, поддевки, скороговорки.

- Крупные (песни, былины, сказки)

Баюшки-баю, JIюлюшки -люлю!

Спи-поспи по ночам

Да расти по часам

Станешь в Питере ходить

Частый персонаж в колыбельной песне — кот. Он упоминается наряду с фантастическими персонажами — Сном и Дрёмой. Нередко упоминаются в колыбельных, а также в иных детских фольклорных жанрах и другие животные и птицы.

Колыбельной песне присуща своя система выразительных средств, своя лексика, свое композиционное построение. Часты краткие прилагательные, редки сложные эпитеты, много перено­сов ударений с одного слога на другой. Повторяются предлоги, местоимения, сравнения, целые словосочетания. Самый распространенный вид повтора в колыбельной — аллитерация, т. е. повторение одинаковых или созвучных согласных.

Потягушки-потягунушки, Поперёк-толстунушки, А в ножки — ходунушки, А в ручки — хватунушки, А в роток — говорок. А в голову — разумок.

Потешки— более разработанная игровая форма, чем пестуш­ки. Потешки развлека­ют малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность: Тра-та-та, тра-та-та. Вышла кошка за кота! Кра-ка-ка, кра ка-ка, Попросил он молока! Дла-ла-ла. дла-ла-ла, Кошка-то и не дала!

Иногда потешки только развлекают, а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире. Назидательный смысл потешки подчеркивается обычно интона­цией, жестикуляцией. В них вовлекается и ребенок. В потешках и в пестушках неизменно присутствует такой троп, как метонимия — замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности.

Считалки. Это еще один малый жанр детского фольклора. Счи­талками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Считал­ки родились в игре и неразрывно с нею связаны. В произведениях этого жанра зачастую использованы потешки, пестушки, а иногда и элементы взрослого фольклора. Считалка часто представляет собой цепь рифмованных двустиший.

Читайте также: