Храни огонь родного очага сочинение

Обновлено: 18.05.2024

Актуальность. Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно.

Похожие презентации

Презентация на тему: " Храни огонь родного очага И не позарься на костры чужие! Таким законом наши предки жили. И завещали нам через века: Храни огонь родного очага! О.Фокина." — Транскрипт:

2 Храни огонь родного очага И не позарься на костры чужие! Таким законом наши предки жили. И завещали нам через века: Храни огонь родного очага! О.Фокина

3 Актуальность. Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно пробудить, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

4 Постановка проблемы Воспитание учащихся – одна из важнейших задач школы. Нельзя учителю быть равнодушным к вопросам воспитания молодежи, ведь он осуществляет связь времен, передает эстафету из настоящего в будущее, определяя тем самым грядущую судьбу страны. Современная школа в ответе за воспитание человека просвещенного, гуманного, духовно богатого, неравнодушного, активного, высоконравственного, любящего свою Родину, свой народ, с уважением относящегося к истории родной страны, ее традициям.

5 В наши дни, когда на государственном уровне происходит поворот к духовности, тема патриотического воспитания заново приобретает актуальность и важный социально-культурный смысл. Одной из основных задач современной государственной политики РФ является воспитание чувств патриотизма, которое должно пониматься как одно из наиболее значимых, непреходящих ценностей.

6 Аннотация Данный проект рассчитан на обучающихся 5-11 классов. В ходе проекта проводились различные мероприятия, направленные на формирование патриотических чувств: экскурсии, Вахта памяти, встречи с ветеранами войны и труда.

7 Объект исследования - система патриотического воспитания личности в работе учителя-предметника и классного руководителя. Предмет исследования - организационные условия формирования патриотического сознания учащихся. Цель исследовательской работы развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

8 Задачи: - формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; - развитие гражданственности и национального самосознания учащихся; - углубление знаний об истории и культуре родного края.

9 Противоречия - между потребностью современного общества в социальной, активной личности и несовершенством процесса формирования гражданственности и патриотизма в нынешних условиях (вопиющий разрыв между богатыми и бедными; деградация русской деревни, ее вымирание, пьянство и наркомания, хищническое отношение к природе и богатствам страны); - между гуманистическими требованиями развития индивидуальности каждой личности и недостаточной теоретической и практической разработанностью соответствующей модели воспитания.

10 Гипотеза Формирование и развитие патриотического сознания у учащихся в школе будет эффективным, если: воспитание патриотического сознания представляет собой целостный процесс учебно-воспитательной деятельности.

11 План и сроки проведения проекта I. I. Информационно-аналитический этап (сентябрь). Теоретический анализ источников по проблеме исследования. II. Практический этап (октябрь-май). Осуществить апробацию проекта. Реализация целей и задач проекта. Осуществить апробацию критериев эффективности реализации проекта. Промежуточные результаты, их соответствие целям и задачам проекта. Внести необходимые коррективы в содержание. Построить учебно-воспитательный процесс в школе на основе предлагаемого проекта. Обобщение результатов исследования, оформление текста проекта, разработка методических рекомендаций. III.Контрольно-оценочный (июнь). Осуществить анализ эффективности проекта. Отчёт о результатах проекта. Определение теоретической и практической значимости проекта. Внедрение результатов проекта. IV. Реализация проекта. -Участие в научно-практических конференциях разных уровней. -Публикации по данной теме.

12 Практическая значимость Создание организационных условий для формирования и развития патриотического сознания учащихся в системе учебно-воспитательного процесса.

15 Основные направления воспитательной работы по развитию патриотизма у учащихся Интеллектуально- краеведческое Направлено на изучение истории, природы, культуры страны, своей местности. Спортивно-патриотическое Направлено на физическое развитие учащихся, воспитание выносливости, стойкости. Реализуется через формирование потребности в ведении здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье будущих поколений.

16 Духовно- нравственное Система мероприятий по осознанию учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов. Гражданско-патриотическое Формирование гражданского самосознания, правовой культуры учащихся, гражданской позиции, сознания долга перед семьей, народом и Родиной.

17 Творческо-краеведческое Подробное изучение культуры, быта, традиций своего и других народов. Пополнение школьной краеведческой комнаты исследовательскими материалами, которые можно использовать на уроках и внеклассных занятиях. Военно-патриотическое Изучение русской военной истории, воинских традиций, яркие примеры служения Отечеству. Героико-патриотическое Сохранение памяти о героических событиях, подвигах, формирование уважения к военной профессии. Диагностическая работа по изучению уровня развития классного коллектива.

19 Великие люди России Гордость Тамбовщины Из истории моей малой родины Они сражались за Родину Календарь знаменательных дат и событий Известные земляки Листая страницы истории школы

20 Буклет Презентация Буклет Презентация Реферат

21 Ожидаемые результаты в образе выпускника: в познавательной сфере: развитие творческих способностей; в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

23 Выводы Необходимо больше внимания уделять в школе воспитанию патриотизма и любви к Родине. Привлечение внимания общественности, средств массовой информации к проблеме сохранения исторической памяти народа. Забота о физическом и духовном здоровье подростков. Повышение интереса у допризывной молодёжи к службе в армии. Изучение исторических данных на занятиях и во внеурочное время. Работа в музеях, архивах. Краеведение, туризм. Создание программ обучения поисковой работе. Освоение военно-прикладных видов спорта. Организация просмотра кинофильмов о Великой Отечественной войне.

В далекие времена наши предки хранили огонь очага как великую святыню, потому что от этого зависела жизнь целого племени. Те времена давно прошли. Нам не нужно хранить огонь - свет, тепло у нас есть всегда (я имею в виду отопление и электричество). Так что же сегодня включает это понятие - родной очаг?

Как мне кажется, хранить огонь родного очага -это свято хранить и историю своего рода, историю своих дедов и прадедов, передавать из поколения в поколение все значимое для семьи. Поэтому в нашей семье много альбомов с фотографиями родных, вместе мы составили родословное древо, мы храним память обо всех своих родных и близких.

Но понятие родного очага для меня не ограничивается только домом и родными мне людьми. Родной очаг- понятие многозначное. Думаю, каждый согласится, что сюда входит не только дом, где твои родные и близкие, это намного шире - это и моя родная улица, и моя гимназия, это и мой город. Сказать точнее, родной очаг объединяет в себе всю малую родину. А моя малая родина – это любимый город Ульяновск. Здесь я родилась. Здесь прошло мое детство, здесь идет моя юность. Я, конечно, бывала не во многих городах, у меня небольшой еще жизненный опыт, но мне кажется, нет другого такого города, как наш. Я люблю его весной, когда проспекты и улицы Нового города утопают в зелени тополей и дымке черемух; я люблю свой город летом, когда жарким, знойным днем, стоя на берегу Волги, слежу за быстрокрылыми чайками и лениво проплывающими теплоходами. Я люблю бродить по осенним улицам, когда золото берез шелестит под ногами, нашептывая любимые строки стихов нашего поэта Владимира Дворянского:

И далеко в заволжской стороне

Глядится солнце в облачные бреши.

И крылья птиц мелькают в вышине,

Как будто и задумчивей, и реже.

Я люблю свой город зимой, когда он залит огнями, когда совсем рядом раздается колокольный звон из храма Святителя Николая, и от этого на моей душе легко и светло.

Мой город- это тоже мой родной очаг. И если в семье мы храним историю рода и семейные традиции, то и в отношении малой родины мы должны любить и хранить все то, что связано с прошлым и настоящим нашего города.

У моего города славное и богатое прошлое, поэтому задача всех нас, живущих в одном общем доме,- родном городе - донести до будущих поколений все лучшее, чем мы можем гордиться. Мне близок и дорог Симбирск литературный: Карамзин, Минаев, Дмитриев, Языков, Гончаров… Хранить все лучшее, что связано с жизнью и творчеством этих поэтов и писателей - по мне тоже хранить огонь родного очага.

Как хочется, чтобы их имена, память о их творчестве сохранилась в жизни последующих поколений.

Я понимаю, что это зависит от каждого из нас, и верю, что мое поколение не только с уважением и гордостью относится к истории своего края, но постарается сохранить все лучшее, накопленное предыдущими поколениями: традиции, духовную культуру, материальные богатства - и приумножить славу родного края.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена ученицей 8 класса и рассказывает о жизни и творчестве вологодского поэта А.Яшина. Данная работа может быть использована для подготовки к урокам по "Литературее Вологодсого края".

Подготовила Удальцова Наташа

Александр Яковлевич Яшин (1913-1968)

Александр Яковлевич Яшин (1913-1968)

В 1931 в Вологде был создан оргкомитет Союза советских писателей. Молодого и инициативного Яшина избирают его председателем.

С 1935 жил в Москве, где в 1938 опубликовал книгу стихов

С 1935 жил в Москве, где в 1938 опубликовал книгу стихов "Северянка". В 1941 окончил Литературный институт им. М. Горького.

Литературный институт им. М. Горького

Трагически рано оборвалась жизнь писателя - 11 июля 1968 года. Родные, друзья, земляки поэта исполнили завещание Александра Яшина, похоронили его на месте, указанном им самим, на Бобришном Угоре. Дом-музей Яшина на Бобришном Угоре. Памятник-надгробие на Бобришном угоре. Открыт 12 июля 1975г. Скульптор В.А. Михалев.

Трагически рано оборвалась жизнь писателя - 11 июля 1968 года. Родные, друзья, земляки поэта исполнили завещание Александра Яшина, похоронили его на месте, указанном им самим, на Бобришном Угоре.

Дом-музей Яшина на Бобришном Угоре.

Памятник-надгробие на Бобришном угоре. Открыт 12 июля 1975г. Скульптор В.А. Михалев.

С раннего детства будущий писатель полюбил северную природу, дышал и жил ею. Его привлекало всё: деревня, леса, живность, множество грибов и ягод, а также бескрайние просторы родных мест и, конечно, сами люди с их размеренной жизнью, самобытностью, со своими северными говорами, а также любовью к былинам и сказкам, песням и хороводам, частушкам и припевкам… В своих произведениях Яшин много писал о родном крае. Да, только здесь, на Севере моем, Такие дали и такие зори, Дрейфующие льдины в Белом море, Игра сполохов на небе ночном. Нехожеными кажутся леса, Бездонными - озерные затоны, Неслыханными - птичьи голоса, Невиданными - каменные склоны. Здесь, словно в сказке, каждая тропа Вас к роднику выводит непременно. Здесь каждая деревня так люба, Как будто в ней красоты всей вселенной. И уж, конечно, нет нигде людей Такой души, и прямоты, и силы, И девушек таких вот, строгих, милых, Как здесь в лесах, На родине моей. Но если б вырос я в другом краю, То все неповторимое, Как чудо, Переместилось, верно бы, отсюда В тот край, другой - На родину мою.

С раннего детства будущий писатель полюбил северную природу, дышал и жил ею. Его привлекало всё: деревня, леса, живность, множество грибов и ягод, а также бескрайние просторы родных мест и, конечно, сами люди с их размеренной жизнью, самобытностью, со своими северными говорами, а также любовью к былинам и сказкам, песням и хороводам, частушкам и припевкам… В своих произведениях Яшин много писал о родном крае.

Да, только здесь, на Севере моем, Такие дали и такие зори, Дрейфующие льдины в Белом море, Игра сполохов на небе ночном. Нехожеными кажутся леса, Бездонными - озерные затоны, Неслыханными - птичьи голоса, Невиданными - каменные склоны. Здесь, словно в сказке, каждая тропа Вас к роднику выводит непременно. Здесь каждая деревня так люба, Как будто в ней красоты всей вселенной. И уж, конечно, нет нигде людей Такой души, и прямоты, и силы, И девушек таких вот, строгих, милых, Как здесь в лесах, На родине моей. Но если б вырос я в другом краю, То все неповторимое, Как чудо, Переместилось, верно бы, отсюда В тот край, другой - На родину мою.

Автор Иванов Денис Валентинович, Костромская область, Островский район, п. Александровское

Классный час

Цель: воспитывать в детях чувство уважения к своей семье как к опоре в жизни, формировать представление об истинных семейных ценностях на основе знакомства с позитивными примерами семейных отношений.

(эпиграф записан на доске)

Присоединение.

- Я вновь очень рад встретиться сегодня с вами, ребята, и видеть ваши добрые глаза, улыбки. Надеюсь, что наша встреча будет приятной для всех вас.

Храни огонь родного очага.

И не позарься на костры чужие! -

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

“Храни огонь родного очага!”

- С этих замечательных слов мне хотелось бы начать наш разговор.

(Семья, в которой живет человек, родные люди, дом).

- Как вы думаете, для чего человеку нужны дом, семья?

(Дом – это защита, родной уголок, где человек окружен заботой и любовью, теплом и лаской, добротой и взаимопониманием близких ему людей).

Основная часть.

- Все люди разные, поэтому и дома у них разные. У каждого дома, как и у человека, свой характер, свое лицо, свои обычаи, традиции, берущие начало в глубоком прошлом. Ребята, расскажите о доме ваших родителей, бабушек, дедушек. (Рассказы детей. Здесь же уместен рассказ о доме из детства классного руководителя).

- Представьте, что вы на какое-то время оказались вдали от семьи, от дома. Что вы чувствуете, находясь вдалеке от родного очага?

(Как приятно вернуться туда, где тебя ждут, любят, понимают, встретить любимые лица! Наверное, это и есть настоящее счастье для каждого человека).

- А что вы делаете для того, чтобы в вашем доме всем было уютно, тепло и хорошо? (Выслушиваются мнения детей).

(У Ноя было три сына. Уже после потопа Ной стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым на земле виноделом, то не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце, но еще и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам – один из сыновей Ноя – вошел в шатер, увидел лежащего на полу отца и, вместо того чтобы переложить его и укрыть, позвал всю семью, чтобы посмеяться. С той поры имя Хама стало нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям и в том числе, конечно, к родителям.)

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

- Какие добрые слова вы дарите своим родителям?

- К сожалению, в нашей стране очень много детей, которые не знают, что такое родительское тепло и ласка. Это дети, оставшиеся без попечения родителей. Для них стены родного очага заменяют стены детских домов и интернатов. Самая заветная мечта у этих детей – найти маму и папу. Не так давно в нашем селе свою семью нашли маленькие Яна и Денис. Для Татьяны Александровны и Валерия Николаевича Осиповых эти дети стали родными.
Внимание на экран. (Учитель демонстрирует фотопрезентацию приемной семьи Осиповых). (См. приложение 3).

Работа в группах.

- «Мы сейчас построим дом

Всем уютно будет в нем.

Дом красивый и большой,

Так исстари повелось, что дом строили не по одиночке, а сообща,

плотницкой артелью. Вот и мы сейчас будем работать в группах. Построим

светлый и чистый дом. Обсудите, пожалуйста, в своих группах ответ на

вопрос: Какая семья будет крепкой и счастливой?

- Какие слова из песни запомнили? (Выслушиваются мнения детей).

Заключение.

- Ребята, пройдет совсем немного времени, и у каждого из вас появится своя семья, свой дом. Многое вы возьмете из родительского дома в свой: обычаи, традиции, отношения.

- Каким вы представляете свой дом в будущем? (Выслушиваются мнения детей).

- В заключении мне хочется вновь вернуться к стихотворению О.Фокиной:

Храни огонь родного очага.

И не позарься на костры чужие! -

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

“Храни огонь родного очага!”

Помните, что у каждого из вас есть семья, в которой вас любят, поддерживают и понимают. Я желаю, чтобы и вы всегда дарили близким свою любовь и тепло, а огонь вашего родного очага никогда не угасал.

- Родина! Что это значит?
- Это цветы, что растут в нашем крае.
- Это река, что в горах наших скачет.
- Это заря, что горит, не сгорая:
- Родина - это глаза моей мамы,
Полные слез или в искорках смеха.
- Родина - это закат над полями,
Гор наших милых звонкое эхо.
- Родина - слова не знаю чудесней,
В нем - наши сказки и славные были.
- Дедов далекие грустные песни,
Те, что и мы до сих пор не забыли.
- Родина - это земля у порога,
Где ты впервые узнал свое имя.
- Родина - это большая дорога,
Та, по которой пойдешь ты с другими!

  • К нам на встречу пришли:
  • Клопова Евдокия Васильевна
  • Самылкина Елена Павловна
  • Наумова Мария Яковлевна
  • Васянкина Мария Федоровна
  • Желудова Анна Георгиевна
  • Захряпин Владимир Павлович

(о каждом госте зачитывается небольшой рассказ без называния имени, дети должны догадаться, о ком идет речь)

И сейчас мы вместе с нашими гостями отправимся в необычное путешествие, потому что это будет путешествие в наше прошлое.

1-ая ученица. На левом берегу реки Теши, богатой в прошлом рыбой, среди лесов, обильных разнообразной дичью, раскинулось село Гремячево.

В народе бытует легенда о происхождении названия нашего села. В 1552 году Иван Грозный со своей свитой, совершая поход на Казань, проезжал через нашу местность. При этом он, как гласит легенда, наделял названиями села, по которым лежал его путь. Так, например, за селом Теплово есть в лугах болотистая низина, в которой якобы увязла царская карета. Иван Грозный назвал это место "лихим", и сейчас до сих пор называется оно Лихое.

Следующее селение, в котором русский царь и его спутники обогрелись и отдохнули, он назвал Тепловым. В нашем селе царь увидел много родников, которые с гремучим говорком выбегали из-под горы, за что село и получило название Гремячево.

Край родниковый, луг зеленый
С утренней росою
Не могу налюбоваться
Я твоей красою.
Выйди в поле - и не видно
Ни конца, ни края.
Ходит волнами пшеница,
С ветерком играя.
Тропки, ласковые травы,
Ручеек, что к сердцу прямо
Песенкой стучится:
На денек лишь вас покину -
Сразу заскучаю,
А вернусь, цветочек каждый,
Как родной встречаю.
А бывало, после дальней
Возвращусь дороги -
Лес развеет, успокоит
Все мои тревоги.
Дом родной, земля родная,
Сторона лесная,
Как бы жить без вас могла я,
Даже и не знаю.

Ведущая. Вопросы к гостям:

- Анна Георгиевна! Я знаю, что Вы не коренной житель Гремячева, но Вы уже давно живете здесь. Возникало ли у Вас когда-нибудь желание уехать отсюда? Что для Вас значит Гремячево?

- Татьяна Михайловна! Не жалеете ли Вы, что всю жизнь прожили в Гремячеве?

- Послушайте, что наши ребята пишут о своем поселке.

Анализ сочинений учащихся.

Ведущая. Как видите, ребята тоже небезразличны к своей Родине, и им хочется узнать о ней как можно больше. Вы можете помочь им в этом? Наверняка вы слышали от своих бабушек или мам истории, которые нигде не записаны, а передаются из уст в уста. Истории о нашем крае, о нашем селе. Нам бы очень хотелось услышать их.

Ведущая. Понятие "Родина" имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и тот клочок земли, где ты родился и рос, где познал первые радости и неудачи. Но в самые критические минуты своей жизни мы вспоминаем не огромную страну, а родину своего детства, то, что окружает нас ежедневно, и чего порой мы не замечаем. Мы должны бережно относиться к своей родине и всегда помнить слова А.С. Пушкина: "Клянусь честью, ни за что на свете не хотел бы я переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории своих предков".

Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие -
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
Лелей лоскут отеческой земли,
Как ни болотист, как ни каменист он,
Не потянись за черноземом чистым,
Что до тебя другие обрели.
Лелей лоскут отеческой земли!
И если враг задумает отнять
И если враг задумает отнять
Твоим трудом взлелеянное поле,
Не по страничке, что учили в школе,
Ты будешь знать, за что тебе стоять,
Ты будешь знать, за что тебе стоять!

Ведущая. У нас сегодня в гостях ансамбль "Сударушка", и мы сейчас услышим в их исполнении песню "Родительский дом".

Ведущая. Для каждого человека Родина - это, прежде всего, его родной дом. Именно здесь начинается познание этой сложной и тяжелой науки под названием жизнь. Именно здесь маленький человечек учится говорить первые слова, такие священные и добрые: мать, отец, Родина. Трудная штука - жизнь, но как бы ни была она трудна, память о родительском доме, о том, что тебя всегда там ждут и с ответной любовью встретят, скрашивает все невзгоды и неприятности. Как хорошо под крыло родительского дома прийти с дороги дальней, бесконечной! Снова стать беспечным малышом и ощутить тепло дома, того дома, в котором живет твой отец, твоя мать, того дома, где началась твоя жизнь. Пусть ты далеко от родного дома, но незримые нити памяти всегда связывают тебя с ним. Тоска по родному уголку всегда присутствует в твоей душе, и не нужно ее пытаться заглушить, не нужно стараться забыть дом своих родителей. Человек, который не хочет помнить своего родительского дома, постепенно превращается в нечто похожее на зомби, бездушного, жестокого зверя.

К счастью, наши ребята знают и помнят своих предков и составляют свои родословные.

(Две ученицы показывают родословное древо своих семей и рассказывают о своих предках.)

Ведущая. Не упускайте возможности задуматься об истории своей семьи, ведь в прошлом можно отыскать много интересного и полезного. Семейные предания могут стать поводом для нового взгляда на себя, предметом гордости за свою семью. Не думайте, что родословная - привилегия потомственных аристократов, это наследственное богатство дано каждому из нас. Жизнь человеческая коротка, с нами могут уйти достоверные факты, имена, а чтобы этого не случилось, и надо вести семейный дневник, семейную летопись, запоминать и записывать истории, рассказанные вашими бабушками и дедушками, как это делают некоторые из вас.

(зачитываются сочинения - семейные летописи)

Ведущая. Продолжателем рода считается мужчина: дед, отец, сын. Но не будем забывать и о важной роли матери, жены, хранительнице домашнего очага. И в преддверии замечательного праздника 8 марта мы дарим всем мамам и бабушкам песню о маме.

(звучит песня о маме)

Ведущая. А сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете наших гостей. Тот, кто первым отгадает, о ком идет речь, сможет задать вопрос нашему гостю.

(зачитываются рассказы-биографии о старожилах, составленные по их ответам на анкету, для каждого старожила исполняется, как подарок, его любимая песня или танец)

Инсценировка стихотворения С. Викулова "Возле дома на скамейке".

- Здравствуй, бабуля!
- Здорово, сердешный.
Чей ты? Узнать-то тебя не могу.
- Да не узнаешь: В гостях я, не здешний
Вот в магазин за буханкой бегу.
Ушку сварганил: поудил немного.
- Есть ли хоть рыбка-то?
- Рыбки полно!
- Как ты меня-то заметил с дороги?
- Да не сегодня заметил - давно.
Всё ты сидишь на скамейке у дома
в поле глядишь, подперевшись рукой:
Не завелось ли чего-то худого, думаю:
Мало ли: возраст такой:
Думаю, дай-ка ее я спытаю:
может, нужда:
- Да какая нужда!
Я тут не просто сижу -
я - летаю,
милый ты мой, в молодые года.
Жизнь вспоминаю:
Дивлюся порою:
Господи, кем только я не была!
Девкой, невестой, женою, вдовою, матерью:
Шила, варила, мела:
Бабьим делам ни конца и ни края:
Но ни одно не валилось из рук!
Мало! И лошадью - тоже была я,
в борону, помню, впрягалась и в плуг.
Лямку на грудь - и по семь да по восемь
в борозду: "Эй, пристяжные, ровней!" -
шутим, бывало, сквозь слезы и просим
Бога, чтоб нам возвернул лошадей,
и мужиков и парней - отгремела,
отполыхала война-то: пора:
Мельницей - тоже была я: вертела
жернов в глухом закуточке двора.
Да и другие:
Под каждою крышей
меленки пели на сорок ладов:
Я и теперь еще вроде бы слышу
музыку этих военных годов.
Помню, достанешь лепешки-т из печки -
сыплются: мучка с травой пополам.
"Ешьте, робята!"
фуфайку на плечи
и на своих на двоих - по полям!
Утром я - жатка,
в обед - молотилка,
а через день - все работы подряд -
стогометатель я,
льнотеребилка,
да и доильный к тому ж аппарат.
Вот я теперь и гляжу на поля-то,
и вспоминаю:
- А сколько Вам лет?
- Сколько?
Да вроде бы семьдесят пятый:
Все собираюсь зайти в сельсовет,
пусть по бумагам взглянут:
- А хотите,
я вам на ушку плотвы наловлю?
- Что ты! Не надо, мой ангел-хранитель,
пензия скоро: консервы куплю.

Ведущая. Дорогие наши гости, скажите, какое ваше самое яркое впечатление из детства?

Ведущая. Уж, коль мы заговорили о детстве, скажите, заглядывали ли вы в сундуки к своим бабушкам, когда были девочками? Любили ли вы рядиться в их платья?

Ведущая. В нашем школьном музее тоже есть "бабушкин сундучок". Давайте посмотрим, что в нем лежит?

(девочки достают вещи своих бабушек и прабабушек, надевают их и демонстрируют)

Ведущая. А сейчас проведем викторину "Что бы это значило?"

(Показываются музейные экспонаты - предметы старинного быта: веретено, ступа, гребень для чесания шерсти, прялка, фонарь, туески и т.д., дети отгадывают, как называется предмет, его назначение. Старожилы оценивают ответы.)

Ведущая. Очень многих ребят интересует вопрос, какая была раньше молодежь? Приходилось ли вам в молодости слышать от бабушек слова: "А вот в наше время молодежь совсем другая была!"

Ведущая. (обращается к детям). Не обижайтесь, когда порой слышите слова упрека в свой адрес от старших. Это не придирки, не брюзжание стариков. Они прожили очень трудную жизнь, и их устами говорит опыт. Мы, молодые, должны быть благодарны им за то, что они заботятся, думают о нас, наш долг - всегда о них помнить. Ведь им от нас не надо ни подарков, ни нарядов, а только внимание и чуткость. Придите вечером к своим бабушке, дедушке, маме, обнимите их, спросите, как они себя чувствуют, загляните им в глаза. Даже этого им будет достаточно.

Только торопитесь. Не опоздайте. Время бежит очень быстро, и иногда мы слишком поздно понимаем, как мало мы успели сделать для тех, кто нам всех дороже.

Ученица.

Спасибо вам, старые люди,
В глухих деревнях и столицах
За праздники ваши и будни,
За ваши прекрасные лица!
За ваши крестьянские руки,
Что ноют в часы не погоды,
За подвиги ваши и муки
В военные черные годы!
Возвышенней нет и счастливей
В служении высшему долгу,
Чем верность кормилице-ниве
И верность родимому дому,
И первые вы на покосах
Страде подставляете плечи,
И первые вы на погостах,
Грустя, зажигаете свечи:
Ничто не проходит бесследно,
Ничто не бывает бесцельным.
Россию - святое наследье
Оставите вы поколеньям.
Был путь ваш и долог и труден.
Но нет! Не растрачены силы!
Спасибо вам, старые люди,
За то, что храните Россию!

Ведущая. Сегодня - среда на масляной неделе, и называется этот день "лакомка". Готовясь к нашей встрече, ребята узнали, что есть очень много рецептов блинов, оформили красочный альбом.

А у вас есть какой-то особый рецепт, дорогие наши бабушки? Поделитесь с нами. Расскажите, как раньше справляли Масленицу.

(вносят самовары, блины, угощения, всех приглашают к столу)

Ведущая. От теплого чая потеплело внутри. Но еще больше потеплело сегодня на душе от того, что мы вместе, от нашего общения.

Читайте также: