Гуси в полынье сочинение огэ

Обновлено: 05.07.2024

Урок посвящён знакомству с биографией и творчеством В.П. Астафьева на примере рассказа "Гуси в полынье". Содержит гуманистический компонент: воспитание сострадания ко всему живому, уважение к окружающей природе, которое лежит в основе гуманных поступков людей. Среди дидактических целей урока обучение элементам анализа художественного текста, исследование стилистических особенностей рассказа, средств художественной изобразительности, анализ эпизода.

ВложениеРазмер
urok_po_rasskazu_astafeva.docx 20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: 1. Дидактические:

Обучать элементам анализа художественного текста;

Обратить внимание учащихся на стилистические особенности;

Развивать умение исследовать текст;

Расширять словарь учащихся

Воспитывать сострадание, деятельное сострадание, уважение к окружающей природе, которое лежит в основе гуманных поступков людей

Литературоведческий компонент : композиционное построение, анализ эпизода, роль средств художественной изобразительности.

Словарик вводимых понятий: сострадание, ранимость, уязвимость всего живого в экстремальной ситуации; незащищённость, экстремальная ситуация

Приёмы : словарная работа, постановка проблемного вопроса, беседа с элементами дискуссии

Никто из нас не имеет права пройти

мимо страданий, за которые мы,

собственно не несём ответственности,

и не предотвратить их.

мыслитель, врач, музыковед)

1. Вступительное слово

- Какие основные проблемы, затронутые в них, мы обсуждали?

(Взаимоотношения человека и природы, животных, сострадание к слабым и беззащитным, ответственность более сильного за жизнь окружающих)

- Что такое сострадание?

(Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека)

2. Подготовка к восприятию. Беседа по вопросам, заранее записанным на доске:

- Что такое экстремальная ситуация?

(Чрезвычайные, непредвиденные обстоятельства)

- Какие примеры экстремальных ситуаций вы можете привести.

(пожар, взрыв бытового газа или на атомной станции, наводнение, обвал в шахте, камнепад в горах и др.)

- Приходилось ли вам оказываться в экстремальной ситуации?

- Как ведут себя люди в подобных ситуациях?

(Одни испытывают страх, паникуют, теряются, другие, наоборот, проявляют хладнокровие, выдержку)

3. Чтение текста с комментариями и составлением словарика – слов, значение которых может быть непонятным:

Ледостав – замерзание реки, образование ледяного покрова.

Шуга – мелкий рыхлый лёд, появляющийся перед ледоставом и во время

Торос – ледяная глыба, образовавшаяся при сжатии льдов.

Полынья – незамёрзшее или растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера.

Припай, запайка – тонкий лёд у края полыньи

Бык – бетонные опоры моста

- Каковы особенности данных слов? Вспомните, как они называются?

(Это диалектные слова, употребляемые жителями определённой местности)

4. Работа по тексту.

- Расскажите фабулу рассказа.

(События рассказа происходят осенью на Енисее недалеко от прибрежного поселка. Стайка гусей, опустившаяся на реку, была замечена детьми с берега. Полынья, в которой они плавают с каждым часом становиться всё меньше и меньше. В конце концов, она стала настолько мала, что им уже нет возможности подняться и улететь, ведь гусям, в отличие от уток, например, для подъёма с воды нужен разбег, пространство. И если бы ребята не спасли гусей, то они просто замёрзли бы во льдах или сильное течение унесло бы их под лёд, и они погибли бы.

Но как подобраться к полынье по тонкому, хрупкому льду? И придумали способ: прокладывать к полынье тонкие доски и по ним подползать. Герой рассказа проявил исключительную смелость, выполняя столь опасный трюк)

- Как можно охарактеризовать период времени, когда происходят события рассказа и состояние природы? Какие беды, трагедии бывают на реке в это время года?

(Это период замерзания рек поздней осенью, нарастание льда, ледостав на Енисее. Часто случаются на реке на неокрепшем льду несчастные случаи, когда люди, оказавшись по легкомыслию на тонком льду, погибают, уходят под лёд)

- Какой эпизод произвёл на вас самое сильное впечатление? Почему?

(Эпизод гибели гусыни с гусятами)

И в самом деле, вечером, когда я катался с ребятами на санках, с другой стороны реки послышались тревожные крики. Можно было подумать, что там кто-то долго, настойчиво и нестройно наяривал на пионерском горне. Гуси боялись наступающей ночи. Полынья с каждым часом становились всё меньше и меньше. Мороз исподволь, незаметно округлял её, припаивал к запайкам плёночки льда, которые твердели и уже не ломались от вихревых струй.

На следующий день оравой мы перешли реку по свежей, еще чуть наметившейся тропинке и приблизились к быку. Один по одному забрались на выступы обледенелого камня и сверху увидели гусей.

Полынья сделалась с лесную кулижку величиной. Там, где вода выбуривала тугим змеиным клубком и кипела так, словно ее подогревали снизу громадным костром, еще оставалось темное, яростное окно. И в этом окне металась по кругу ошалевшая, усталая и голодная стайка гусей. Чуть впереди плавала дородная гусыня и время от времени тревожно вскрикивала, подплывала к хрупкому припаю, врезалась в него грудью, пытаясь выбраться на лед и вывести весь табун.

Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей. Где-то в верховьях Енисея они жили себе, жировали и делались беспечны так, что и ночевать оставались на реке. Кончалось это тем, что ночью их оттирало от берега настывшим закрайком, подхватывало шугой, выталкивало на течение, и к утру они уже оказывались невесть где и в конце концов вмерзали в лед или выползали на него и мучительно погибали на морозе.

Внезапно одного голошеего гуся отделило течением от стайки, подхватило и понесло к краю полыньи. Он поворачивался навстречу струе грудью, пытался одолеть течение, но его тащило и тащило, и когда пригнало ко льду, он закричал отчаянно о помощи. Мать бросилась на крик, ударяя крыльями по воде, но молодого гуся притиснуло ко льду, свалило на бок, и, мелькнув беленькой бумажкой под припаем, словно под стеклом, он исчез навсегда.

Гусыня кричала долго и с таким, душу рвущим, горьким отчаянием, что коробило спины.

- В чём необычность ситуации, описанной в рассказе?

- Как описана экстремальная ситуация гибели гусей? Какие художественные средства использует автор для описания напряжения и отчаяния взывающей о помощи гусыни?

- Каково отношение героя произведения к происходящему?

(Состояние рассказчика раскрывается в предложении: «Гусыня кричала

- К какой мысли подводит нас автор?

(Всё живое нуждается в помощи в непредвиденных обстоятельствах, сложной ситуации)

- Какой приём использует автор для раскрытия всей безысходности ситуации?

- Каково место эпизода в рассказе?

(Его можно считать завязкой действия, именно в этот момент ребята решают спасать птиц)

- Почему ребята решили спасать гусей? Какие способы предлагали?

(Дети не могли пройти мимо гибнущей семьи гусей, сострадание к птицам толкает их на поиски выхода из сложившейся ситуации. Нужно спасти гусей. Некоторые из жалости предлагают «позвать охотников и пристрелить гусей, чтобы не мучались)

- Какой эпизод повествования можно считать кульминационным?

(Эпизод спасения гусыни с гусятами)

- К кому ребята обращаются за помощью? Что мы узнаём о Митьке Коршукове?

- Каким способом ребята спасают семейство? Расскажите.

(Решают прокладывать дорогу к полынье с помощью тонких досок)

- Как с помощью средств языка автор подчёркивает опасность и тревожность ситуации?

(Автор использует обилие коротких, отрывистых, восклицательных

- Какие черты характера проявляет герой рассказа?

(Выдержку и самообладание в критической ситуации, отчаянную смелость и бесстрашие, большую доброту и сострадание к чужому горю и даже героизм)

Вывод: Чрезвычайная ситуация подталкивает мальчика на подвиг, героический, отважный поступок.

5. Подведение итогов

- О чём заставляет задуматься рассказ?

( Подобные ситуации, опасные для жизни, когда требуется очень быстро принять непростое решение, нередко встречаются в жизни. Часто помощь требуется не только человеку, но и животным, потому что всё живое нуждается в помощи и может оказаться незащищённым перед силами природы, разбушевавшейся стихией)

6. Домашнее задание

Подумайте и ответьте на вопрос: Приходилось ли вам когда-нибудь оказывать помощь попавшим в сложную ситуацию? Опишите такую ситуацию.

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Нажмите , чтобы прослушать запись

Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться. Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. Отца дети уважали и слушались. Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья. Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. Все эти работы она делала не одна. Даже дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с игрой начинали делать что-то полезное. Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома. От человека не любящего и не уважающего своих родных трудно ждать уважения к другим людям.

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 2—14.

(1)Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей. (2)Где-то в верховьях Енисея они жили себе, жировали и делались беспечны так, что и ночевать оставались на реке. (3)Кончалось это тем, что ночью их, сонных, оттирало от берега настывшим закрайком, подхватывало шугой, выталкивало на течение, к утру они уже оказывались невесть где и в конце концов вмерзали в лёд или выползали на него и мучительно погибали на морозе.

(9)Гусыня кричала с таким, душу рвущим, горьким отчаянием, что коробило спины.

(10)— Пропадут гуси. (11)Все пропадут. (12)Спасти бы их, — сказал мой двоюродный брат Кеша.

(14)Мы задумались. (15)Ребятишки-ребятишки, но понимали, что с Енисеем шутить нельзя, к полынье подобраться невозможно. (16)Обломится припай — мигнуть не успеешь, как очутишься подо льдом, и закрутит — ищи-свищи.

(17)На берегу возле большого штабеля брёвен, гулко охая, бил деревянной колотушкой Мишка Коршуков. (18)Вообще-то он был, конечно, Михаил, вполне взрослый человек, но так уж все его звали на селе — Мишка и Мишка.

(19)— Что за шум, а драки нету? — спросил Мишка, опуская деревянную колотушку. (20)Мы рассказали Мишке про гусей. (21)Он прижёг папироску, выпустил клуб дыма, проводил его взглядом и заявил:

(22)— Погибнут гуси. (23)Надо им, братва, помочь. (24)— Всем взять по длинной доске!

(25)— Ну, конечно же, конечно! — ликовали парнишки.

(26)— Как это мы не догадались?

(27)И вот мы бросаем доски, ползём меж торосов к припаю.

(28)Под козырьком льдин местами ещё холодеют оконца воды, но мы стараемся не глядеть туда.

(29)Мишка сзади нас. (З0)Ему нельзя на доску — он тяжёлый. (31)Когда заканчивается тесина, он просовывает нам другую, мы кладём её и снова ползком вперёд.

(32)— Стоп! — скомандовал Мишка. (33)— Теперь надо одному. (34)Кто тут полегче? (35)— Он обмерил всех парней взглядом, и его глаза остановились на мне, вытрясенном лихорадкой. (36)— Сымай шубёнку! — я покорно расстёгивал пуговицы, мне хотелось закричать, убежать, потому что уж очень страшно ползти дальше.

(37)— Гусаньки, гусаньки! — звал я, глядя на сбившихся в кучу гусей. (38)Они отплыли к противоположному от меня закрайку полыньи, встревоженно погагакивая. (39)— Гусаньки, гусаньки. — шептал я, не в силах двинуться дальше. (40)Лёд с тонким перезвоном оседал подо мной, под доской, беленькие молнии метались по нему, пронзая уши, лопнувшей струной.

(41)— Гусаньки, гусаньки! — плакал я.

(42)Гуси сбились в плотный табунок, вытянув шеи, глядели на меня. (43)Вдруг что-то зашуршало возле моего бока, я обмер и, подумав, что обломился лед, уцепился за доску и собрался уже заорать, как услышал:

(44)— Держи! (45)Держи! — Мишка приблизился, доску мне суёт. (46)Доска доползла до воды, чуть прогнула закраек, раскрошила его. (47)Кончиками онемевших пальцев я держал тесину, звал, умолял, слизывая слёзы с губ:

(48)— Гусаньки, гусаньки.

(49)Мать-гусыня поглядела на меня, недоверчиво гагакая, поплыла к доске. (50)Всё семейство двинулось за ней. (51)Возле доски мать развернулась, и я увидел, как быстро заработали её яркие, огненные лапы.

(52)— Ах ты, умница! (53)Ах ты, умница!

(54)Гуси стремительно разгонялись, выпрыгивали на тесину и ковыляли по ней. (55)Я отползал назад, дальше от чёрной жуткой полыньи.

(56)— Гусаньки, гусаньки!

(57)Уже на крепком льду я схватил тяжёлую гусыню на руки, зарылся носом в её тугое, холодное перо.

(58)Ребята согнали гусей в табунок, подхватили кто которого и помчались в деревню.

(59)— Не забудьте покорми-ыть! — кричал вслед нам Мишка.

(60)— Да в тепло их, в тепло, намёрзлись, шипуны полоротые.

(61)С тех пор в нашей деревне появились гуси. (62)И сейчас важно ковыляют, а то плещутся с утра до вечера в Енисее правнуки и праправнуки той храброй и умной матери-гусыни, которую мы спасли от смерти.

(По В. Астафьеву)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

Укажите предложение, в котором содержится информация, не соответствующая содержанию текста.

1. Гуси не переставали бороться за жизнь со стихией.

2. Мальчики хотели спасти гусей, но боялись идти по тонкому льду.

3. Мишка Коршуков, сверстник мальчиков, предложил положить на лёд доски.

4. Ребята подхватили спасённых гусей и унесли с собой в деревню.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1. Обломится припай — мигнуть не успеешь, как очутишься подо льдом, и закрутит — ищи-свищи.

2. Под козырьком льдин местами ещё холодеют оконца воды, но мы стараемся не глядеть туда.

3. Когда заканчивается тесина, он просовывает нам другую, мы кладем её и снова ползком вперёд.

4. Возле доски мать развернулась, и я увидел, как быстро заработали её яркие, огненные лапы.

Из предложений 44-46 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от следующего за ней согласного.

(44)— Держи! (45)Держи! — Мишка приблизился, доску мне суёт. (46)Доска доползла до воды, чуть прогнула закраек, раскрошила его.

Из предложения 17 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила.

(17)На берегу возле большого штабеля брёвен, гулко охая, бил деревянной колотушкой Мишка Коршуков.

Замените разговорное слово уцепился в предложении 43 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(43)Вдруг что-то зашуршало возле моего бока, я обмер и, подумав, что обломился лед, уцепился за доску и собрался уже заорать, как услышал

(17)На берегу возле большого штабеля брёвен, гулко охая, бил деревянной колотушкой Мишка Коршуков.

Выпишите грамматическую основу предложения 1.

(1)Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей.

Среди предложений 14—21 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

(14)Мы задумались. (15)Ребятишки-ребятишки, но понимали, что с Енисеем шутить нельзя, к полынье подобраться невозможно. (16)Обломится припай — мигнуть не успеешь, как очутишься подо льдом, и закрутит — ищи-свищи.

(17)На берегу возле большого штабеля брёвен, гулко охая, бил деревянной колотушкой Мишка Коршуков. (18)Вообще-то он был, конечно, Михаил, вполне взрослый человек, но так уж все его звали на селе — Мишка и Мишка.

(19)— Что за шум, а драки нету? — спросил Мишка, опуская деревянную колотушку. (20)Мы рассказали Мишке про гусей. (21)Он прижёг папироску, выпустил клуб дыма, проводил его взглядом и заявил:

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Ребятишки-ребятишки,(1) но понимали,(2) что с Енисеем шутить нельзя, (3) к полынье подобраться невозможно.

Вообще-то он был,(4) конечно,(5) Михаил, вполне взрослый человек, (6) но так уж все его звали на селе — Мишка и Мишка.

Укажите количество грамматических основ в предложении 43. Ответ запишите цифрой.

(43)Вдруг что-то зашуршало возле моего бока, я обмер и, подумав, что обломился лед, уцепился за доску и собрался уже заорать, как услышал:

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Возле доски мать развернулась, (1) и я увидел, (2) как быстро заработали её яркие, (3) огненные лапы.

И сейчас важно ковыляют,(4) а то плещутся с утра до вечера в Енисее правнуки и праправнуки той храброй и умной матери-гусыни,(5) которую мы спасли от смерти.

Среди предложений 51—62 найдите сложноподчинённое предложение с придаточными определительными. Напишите номер этого предложения.

(51)Возле доски мать развернулась, и я увидел, как быстро заработали её яркие, огненные лапы.

(52)— Ах ты, умница! (53)Ах ты, умница!

(54)Гуси стремительно разгонялись, выпрыгивали на тесину и ковыляли по ней. (55)Я отползал назад, дальше от чёрной жуткой полыньи.

(56)— Гусаньки, гусаньки!

(57)Уже на крепком льду я схватил тяжёлую гусыню на руки, зарылся носом в её тугое, холодное перо.

(58)Ребята согнали гусей в табунок, подхватили кто которого и помчались в деревню.

(59)— Не забудьте покорми-ыть! — кричал вслед нам Мишка.

(60)— Да в тепло их, в тепло, намёрзлись, шипуны полоротые.

(61)С тех пор в нашей деревне появились гуси. (62)И сейчас важно ковыляют, а то плещутся с утра до вечера в Енисее правнуки и праправнуки той храброй и умной матери-гусыни, которую мы спасли от смерти.

Среди предложений 25-35 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(25)— Ну, конечно же, конечно! — ликовали парнишки.

(26)— Как это мы не догадались?

(27)И вот мы бросаем доски, ползём меж торосов к припаю.

(28)Под козырьком льдин местами ещё холодеют оконца воды, но мы стараемся не глядеть туда.

(29)Мишка сзади нас. (З0)Ему нельзя на доску — он тяжёлый. (31)Когда заканчивается тесина, он просовывает нам другую, мы кладём её и снова ползком вперёд.

(32)— Стоп! — скомандовал Мишка. (33)— Теперь надо одному. (34)Кто тут полегче? (35)— Он обмерил всех парней взглядом, и его глаза остановились на мне, вытрясенном лихорадкой.

Часть 3.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исход ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ледостав на Енисее наступает постепенно. Сначала появляются зеркальные забереги, по краям хрупкие и неровные. В заливчиках и заводях они широкие, на быстрине — узкие, трепещущие. Но после каждого морозного утра они становятся все шире, а потом начинает плыть шуга. И тогда вся река шуршит печально, утихомиренно, засыпая до весны.

С каждым днем толще и шире забереги, уже полоса воды, гуще шуга. Она теснится, рыхлые льдины с хрустом лезут одна на другую. А потом окрепшая шуга спаивается, и однажды, чаще всего в студеную ночь, река встает.

Там, где река в последний раз сердито громоздила льдины, остаются торосы — острые ледяные клыки торчат всюду.

Но вот закружилась поземка, потащило ветром снег по реке, и зазвенели тонкие льдинки, сдерживая порывы ветра; возле них, как у щитков, образовались сугробы. Только на быстрине, на самой стремнине, где торосы высоки и льдины крепки, что сталь, всю зиму торчат они, зеленоватые, сверкающие на солнце.

Но как бы ни крута была осень, как бы густо ни шла шуга, она никогда не может разом усмирить Енисей. На нем то там, то тут остаются полыньи. Самая большая полынья — у Караульного быка.

Здесь все бурлит, клокочет, шуга плывет дальше, свирепое течение крушит хрупкий припай. Не мирится Караульный бык, не желает вмерзать в реку. Уже вся река замерзла, а он стоит в полой воде. Уже идут по льду первые отчаянные пешеходы, осторожно прощупывая палкой лед перед собой; появилась одинокая подвода, затем длинный, неторопливый обоз, а у быка все еще колышется пар и чернеет вода.

От пара куржевеют каменные выступы быка, а кустики, трава и сосенки, прилепившиеся к нему, обрастают толстой бахромой, и среди темных, угрюмых скал Караульный бык, разрисованный пушистыми, до рези в глазах белыми узорами, кажется каким-то чудом.

Однажды после ледостава кто-то сообщил в деревню, что возле быка, в полынье, плавают гуси и не улетают. Гуси крупные, людей не боятся — должно быть, домашние.

И в самом деле, вечером, когда мы, ребятишки, катались на санках, с другой стороны реки послышались тревожные крики. Можно было подумать, что там кто-то долго, настойчиво и нестройно наигрывал на пионерском горне.

Гуси боялись наступающей ночи, ведь полынья с каждым часом становилась все меньше. Мороз исподволь, незаметно округлял ее, припаивал к закрайкам пленочки льда, которые твердели и уже не ломались от вихревых струй.

На следующий день мы целой оравой перешли реку по свежей, еще чуть наметившейся тропинке и приблизились к быку. Один по одному забрались на выступы обледенелого камня и сверху увидели гусей.

Полынья сделалась совсем маленькой. Там, где вода выбуривала тугим змеиным клубком и кипела так, словно ее подогревали снизу громадным костром, еще оставалось темное яростное окно. И в этом окне металась по кругу ошалевшая, усталая и голодная стайка гусей. Чуть впереди плавала дородная гусыня и время от времени тревожно вскрикивала. Иногда она подплывала к хрупкому припаю, врезалась в него грудью, пытаясь выбраться на лед и вывести весь табун.

Мне и прежде приходилось видеть плывущих среди льдин гусей. Где-то в верховьях Енисея они жили себе, жировали и делались настолько беспечными, что и ночевать оставались на реке. И эта беспечность приводила к тому, что ночью их подхватывало свежей шугой, выталкивало на течение, и к утру они уже оказывались невесть где и в конце концов вмерзали в лед или выползали на него и, конечно, гибли от мороза.

Внезапно одного гуся течением отделило от стайки, подхватило и понесло к краю полыньи. Он поворачивался навстречу струе грудью, пытаясь одолеть течение, но его тащило и тащило. А когда пригнало ко льду, он закричал отчаянно. Мать бросилась на крик, ударяя крыльями по воде, но молодого гуся притиснуло к краю льда, свалило на бок, и он беленьким комочком мелькнул под припаем, как под стеклом, и исчез навсегда.

Гусыня кричала долго и с такой печалью, что у нас спины покоробило.

И тут кто-то из ребят сказал:

— Пропадут гуси. Все пропадут. Спасти бы их!

Мы задумались. Ребятишки-ребятишки, а понимали, что с Енисеем шутить нельзя и что к полынье подобраться невозможно. Обломится припай у полыньи, и мигнуть не успеешь, как очутишься подо льдом и закрутит, как того гуся, — ищи-свищи потом!

И вдруг разом, как это бывает у ребятишек, мы заспорили. Одни предлагали подбираться к полынье ползком, держа друг друга за ноги; другие говорили, что надо позвать охотников и пристрелить гусей, чтобы не мучились; третьи утверждали, что надо еще день подождать, и гуси сами тогда выйдут на лед: выжмет их из полыньи морозом.

Так, споря, мы спустились с быка и очутились на берегу возле домов известкарей.

Много лет мои односельчане занимались нехитрым и тяжелым делом — выжигали известку из камня. Камень добывали из скал, возили на берег. Здесь же на берегу разделывали приплавленные плотами бревна на длинные поленья — бадоги.

Возле одной поленницы, гулко охая, бил по клину деревянной колотушкой Мишка Коршунов. Вообще-то он был, конечно, Михаил, вполне взрослый человек, но так уж все его звали: Мишка и Мишка.

Однажды этот Мишка на спор перешел во время весеннего ледохода Енисей и оттого считался в деревне отчаянной головушкой.

— Что за шум, а драки нет? — спросил нас Мишка, опуская деревянную колотушку. Его озорные черные глаза искрились смехом, на носу и на груди блестел пот, и весь он был в пленках бересты, и кучерявая цыганская голова сделалась седой от этих пленок.

Мы рассказали Мишке про гусей. Он радушным жестом указал нам на поленья. Когда мы расселись и сосредоточенно замолкли, Мишка закурил, выпустил клуб дыма и сказал:

— Погибнут гуси, если не помочь им выбраться.

Нам сразу стало как-то легче: Мишка выручит, он такой.

Мишка и впрямь скомандовал нам следовать за ним, и мы побежали на угор, где строился барак.

— Всем взять по длинной доске! — отдал распоряжение Мишка.

И мы возликовали.

Ну конечно же доски надо! Как это мы не догадались сами?

И вот мы бросаем доски и, держа друг друга за ноги, ползем между торосов к припаю. Кое- где под козырьками льдин еще остались оконца воды, но мы стараемся не глядеть туда.

Мишка сзади нас, ему нельзя на доску: он тяжелый. Когда заканчивается доска, он просовывает нам другую, мы кладем ее впереди и снова ползем, ползем.

— Стоп! — командует Мишка. — Теперь надо одному. Кто тут полегче? — Он обмеривает всех нас взглядом, и его глаза останавливаются на мне. — Сымай шубенку! — приказывает он.

И я начинаю расстегивать пуговицы. Хочется мне закричать, убежать, потому что уж очень страшно дальше ползти.

Но Мишка смотрит на меня, стоя на доске, по которой я уже прополз, и никак невозможно ему возражать.

Я ползу по доске. Она кажется мне горячей. Под доской трещит и прогибается лед.

— Гусоньки, гусоньки. — шепчу я, глядя на сбившихся в кучу гусей, которые отплыли к противоположному краю полыньи и встревоженно, с недоумением погагакивают. — Гусоньки, гусоньки. — умоляю их, зову и не могу дальше ползти: страшно. А лед с тонким перезвоном оседает под доской, и беленькие молнии со щелком и дзиком мечутся по нему. — Гусоньки, гусоньки. — плачу я и маню их пальцем, рукой, глазами.

А они по-прежнему толпятся в противоположной стороне и, вытянув шеи, глядят на меня.

Вдруг я почувствовал, что возле моего бока что-то зашуршало, и я обмер: подумал, что лед вовсе обломился, и уцепился за доску.

— Держи, держи доску! — слышу я тугой, взволнованный шепот Мишки и, не оборачиваясь, нащупываю доску.

Она ползет по гладкому льду легко, и я почему-то думаю, как, наверное, хорошо и бесконечно долго летели бы каменные плиточки по такому вот гладенькому, без единой морщинки, льду.

Доска доползла до воды, чуть прогнула ледок, раскрошила закраек. Я держу кончиками онемевших пальцев доску и опять зову, умоляю:

— Гусоньки, гусоньки, миленькие.

Мать-гусыня поглядела на меня и, недоверчиво гагакая, поплыла к доске. Все семейство двинулось за ней. Возле доски мать развернулась, и я увидел, как быстро заработали ее яркие, будто огонь, лапы.

— Ну, вылезай, вылезай! — нетерпеливо закричали сзади меня ребятишки.

— Ша, мелочь! — гаркнул Мишка, и ребята покорно замолкли.

— Ах ты умница, ах ты умница. — шептал я.

Гуси так же стремительно заплывали на доску и ковыляли по ней, а я отползал назад, дальше от черной, жуткой полыньи и манил:

А потом, уже на крепком льду, схватил тяжелую гусыню на руки, зарылся носом в тугое, холодное ее перо.

Ребята подобрали остальных гусей, и мы помчались в деревню.

— Не забудьте покормить их! — кричал вслед нам Мишка. — Да в тепло их, в тепло! Намерзлись, сердечные.

Я припер домой гусыню, а остальных гусей ребята растащили по своим домам.

Бабушка, узнавши, где я был и как гусыню добыл, чуть было ума не решилась и говорила, что Мишке Коршунову она задаст баню.

Гусыня орала на всю избу, клевалась и ничего не желала есть. Бабушка выгнала ее во двор, заперла в стайку. Но гусыня и там орала на всю деревню, орала до тех пор, пока не отнесли ее в другой дом и не собрали к ней всех гусей. Тогда гусыня успокоилась и поела.

С тех пор в нашей деревне появились гуси. И сейчас по улице важно ковыляют, а то плещутся с утра до вечера в Енисее правнуки и праправнуки той храброй и умной матери-гусыни, которую мы спасли от смерти.

Помогите написать Сочинение Рассуждение на тему. В чём проявляется Человечность. С помощью текста Однажды после ледостава облетела село весть, будто в полынье плавают гуси и не улетают. Гуси крупные, людей не боятся, должно быть, домашние. И в самом деле, вечером, когда я катался с ребятами на санках, с другой стороны реки послышались тревожные крики. Гуси боялись наступающей ночи. Полынья с каждым часом становилась меньше и меньше. На следующий день оравой мы перешли реку по свежей, еще чуть наметившейся тропинке. Один по одному забрались на выступы обледенелого камня и сверху увидели гусей. Полынья сделалась с лесную кулижку величиной. И в этом окне металась по кругу ошалевшая, усталая и голодная стайка гусей. Чуть впереди плавала дородная гусыня и время от времени тревожно вскрикивала, подплывала к хрупкому припаю, врезалась в него грудью, пытаясь выбраться на лед и вывести весь табун. Внезапно одного голошеего гуся отделило течением от стайки, подхватило и понесло к краю полыньи. Он поворачивался навстречу струе грудью, пытался одолеть течение, но его тащило и тащило, и когда пригнало ко льду, он закричал отчаянно о помощи. Мать бросилась на крик, ударяя крыльями по воде, но молодого гуся притиснуло ко льду, свалило на бок, и, мелькнув беленькой бумажкой под припаем, словно под стеклом, он исчез навсегда. Гусыня кричала долго и с таким, душу рвущим, горьким отчаянием, что коробило спины - Пропадут гуси. Все пропадут. Спасти бы их, - сказал мой двоюродный брат Кеша. Одни настаивали - подбираться к полынье ползком. Другие - держать друг дружку за ноги и так двигаться. Третьи предлагали позвать охотников и пристрелить гусей, чтобы не мучились. Кто-то советовал просто подождать - гуси сами выйдут на лед, выжмет их из полыньи морозом. На помощь пришел местный сторож Мишка Коршуков. - Всем взять по длинной доске! И вот мы бросаем доски, ползем меж торосов к припою. Мишка сзади нас. Ему нельзя на доску - он тяжелый. - Стоп! - скомандовал Мишка. - Теперь надо одному. Кто тут полегче? Он обмерил всех парней взглядом, и его глаза остановились на мне. - Гусаньки, гусаньки! - звал я, глядя на сбившихся в кучу гусей. Лед с тонким перезвоном оседал подо мной, под доской, беленькие молнии метались по нему, пронзая уши, лопнувшей струной. Вдруг что-то зашуршало возле моего бока, я обмер и, подумав, что обломился лед, уцепился за доску и собрался уже заорать, как увидел, что Мишка доску мне сует. Доска доползла до воды, чуть прогнула закраек, раскрошила его. Гуси отплыли к противоположному от меня закрайку полыньи, встревоженно погагакивая. Мать-гусыня поглядела на меня, недоверчиво гагакая, поплыла к доске. Все семейство двинулось за ней. Возле доски мать развернулась, и я увидел, как быстро заработали ее яркие, огненные лапы. Но скоро мать успокоилась, повернулась грудью по течению, поплыла быстро- быстро и выскочила на доску. Чуть проковыляв от края, она приказала: "Делать так же!" Гуси стремительно разгонялись, выпрыгивали на тесину и ковыляли по ней. Я отползал назад, дальше от черной жуткой полыньи. Уже на крепком льду я схватил тяжелую гусыню на руки, зарылся носом в ее тугое, холодное перо. Ребята согнали гусей в табунок, подхватили кто которого и помчались в деревню. Я припер домой гусыню, шумел, рассказывал, захлебываясь. махал руками. Гусыня орала на всю избу, клевалась и ничего не желала есть. Бабушка выгнала ее во двор, заперла в стайку. Но гусыня и там орала на всю деревню. И выорала свое. Ее отнесли в дом дяди, куда собрали к ней всех гусят. Тогда гусыня-мать успокоилась и поела. Вскоре после этого гуси совсем вывелись: кого-то потравили собаки, кого-то поели в голодуху. С верховьев Енисея птицу больше не приносит - выше села ныне стоит плотина гидростанции. (По

Читайте также: