Грегор замза человек или насекомое сочинение

Обновлено: 17.05.2024

Главный герой Грегор представлен в двух обликах. Один — мелкий служащий, коммивояжер. Второй — неприятное насекомое. Читателю дана возможность оценить действия героев с позиции Грегора и автора. Этот отвратительный не то жук, не то таракан, просто обитает в своей комнате, перемещаясь по полу и потолку, оставляет липкие следы и ест сгнившие продукты. Автор намеренно лишил его голоса, показав таким образом его беспомощность. Никто не слышит его и не хочет понять. При этом Грегора никто не слушал, когда он был человеком.

Детство герой провел в семье и школе, потом получил профессию торговца. Был на военной службе, дослужился до лейтенанта, а после стал коммивояжером в фирме кредитора своего отца, развозил ткани по населенным пунктам.

Парень должен был вынужден работать, чтобы покрыть долги семьи. Он не любил свою работу, но старался выполнять ее честно и с усердием. Служащий готов был не спать ночами и выполнять любые указания начальства. Даже теперь, став насекомым, он не может признаться, что заболел, так как его посчитают тунеядцем.

Всё свое время он уделял работе, не думая о своей личной жизни. Судя по картине, которая висела у него в комнате, он мечтал о девушке.

Оказавшись в чужом теле, молодой человек в первую очередь пугается не самого факта превращения, а того, что не сможет прокормить свою семью. Но, оказывается, родные вполне могут обеспечивать себя сами. Отец устраивается разносить обеды, мать шьет, а сестра стала продавщицей в магазине. К тому же на первое время у отца имелись кое-какие сбережения.

Всё время этот герой ждал одобрения от своих родных Именно поэтому он становится мелким служащим, снимает большую квартиру, выплачивает долги. Став насекомым, не причиняет им беспокойства. Умирает он также в надежде, что его жертву одобрят, но родные не оценили этого шага. Для них смерть Грегора приносит облегчение, а не горе. Радостные, они уходят гулять.

Автор не говорит, почему произошло это превращение. Он лишь показывает, что под влиянием окружающих, человек может потерять собственную индивидуальность. И если бы Грегор взбунтовался и не стал смиренно ждать своей участи в пыльной комнате, возможно смог бы вновь стать человеком со своими желаниями и мыслями.

Франц Кафка – один из самых удивительных, и одновременно, один из самых непонятных авторов для современного читателя. Со времен его жизни практически ничего не изменилось. Единственное, что тогда его не выдавали, а сегодня имя гремит по всему миру, входя в программу изучения литературы в школах и университетах.

Каждое из произведений автора представляет собой определенную рефлексию на абсурдность повседневности. Бытие для Кафки – это нечто, абсолютно лишенное любого смысла. Да и человек не производит впечатления того, кто может что-то изменить. В последнем аспекте показательным и знаковым является произведение "Перевоплощение".

О фабуле говорить много не надо, нужно лишь отметить, что главный герой, то есть Грегор Замза, однажды просыпается не человеком, а насекомым. Действительно, абсурдность такого поворота сюжета очевидна, но и не надо понимать все в прямом смысле.

Вопрос должен стоять не "человек или насекомое", а "стал ли он насекомым"? На самом же деле, таким образом, иллюзия строит мировосприятие человека восточного и западного. Для первого наиболее важной является семья, и ради нее нужно быть готовым на все.

Человек второго типа, ориентированный больше на себя, решая проблемы семьи, только когда они не могут повредить ему. Грегор Замза, хотя и был представителем западной цивилизации, жил по канонам Востока. Прочитав, понимаешь это – ради семьи он отказался от всего на свете. Много работал, не обращал внимания ни на что.

Как оказалось, никому это было не нужно – они боялись его, когда он перевоплотился, даже замышляли убить. Да он и в этом не отступил от своих правил, умертвив сам себя. Причиной тому была, в основном, одиночество. Также свою роль сыграло и непонимание – он отдавал им всего себя, а это было никому не нужно, как оказалось.

Конечно, не надо забывать и об ассоциациях, которые возникают – каждый человек является насекомым в большом мире. Возможностей немного, а способов использования их и того меньше. "Перевоплощение" – это книга о каждом из людей. Нужно помогать людям, но не забывать и о себе. Если отдать всего себя другим, жить только теми, кто этого не ценит, можно проснуться насекомым. Гадким, никому не нужным и очень одиноким.

Кафка ставит читателей перед самим фактом превращения, не объясняя его причин или целей. Но кто знает, может быть тот, в кого превращался Грегор Замза, – это не наказание, а мотивация для начала изменений в его жизни? Что, если научившись отстаивать собственные интересы, герой снова бы обрел человеческий облик, а не доживал свои дни голодным, больным, одиноким узником своей пыльной комнаты?
Примечательно, что, если, оказавшись в столь плачевной ситуации, Грегор не взбунтовался, то, значит, он не сделал бы этого никогда и в человеческом обличии, обреченный выполнять прихоти родных до конца жизни. Поэтому, возможно, превращение – это избавление, а не наказание?

Утрата индивидуальности как причина превращения

Превращение Грегора является следствием утраты героем своей индивидуальности, принесенной в жертву другим. Отсутствие социальной и личной жизни приводит к тому, что исчезновение коммивояжера Замзы, а после и его смерть, замечает лишь его начальник.
А ведь исчез человек и гражданин. А его родня даже не беспокоится о его похоронах, позволив служанке выкинуть Грегора как мусор.

Проблема инвалидности и герой “Превращения”

Внимательный читатель обязательно заметит, что описание самочувствия Грегора Замзы очень напоминает состояние инвалида: ему тяжело передвигаться, он не в состоянии контролировать свои рефлексы и инстинкты, абсолютно беспомощен.
Фактически под маской псевдофантастической истории Кафка рассказывает о судьбе инвалида. Ведь, как известно, даже в самых обеспеченных странах мира, как только человек теряет возможность трудиться на благо общества, он становится не нужен.
Хотя в цивилизованных странах лицам с ограниченной дееспособностью выделяется пенсия (как произошло с Кафкой), ее, как правило, не достаточно, ведь инвалид всегда требует в 2, а то и 3 раза больше всего, чем здоровый, а отдачи от него никакой.
Не каждая семья, даже самая любящая, сможет взять на себя ответственность за такого человека. Как правило, инвалидов сдают в интернаты, дома престарелых. А те, кто соглашаются взять на себя эту ношу, часто издеваются над беспомощными жертвами недугов, которые все понимают, но не всегда могут показать это (как и Грегор Замза).
Поведение родных главного героя вписывается в классическую схему: кормилец семьи многие годы не жалеет сил и здоровья для родных, но, потеряв работоспособность, становится для них обузой, от которой все мечтают избавиться.

Кто на самом деле виновен в гибели Грегора

Отношение родителей к Грегору до и после превращения

Отношение к герою со стороны сестры

Единственной среди родных, кто хорошо относился к Грегору в первое время после превращения, была Грета. Она приносила ему еду и сочувствовала. Примечательно, что именно она впоследствии первой заговорила о том, что мерзкий жук – это уже не ее брат и от него стоит избавиться.
На протяжении всей повести Кафка постепенно раскрывает отвратительную сущность Греты. Как и у матери, ее показная доброта к Грегору – лишь маска, которую девушка с легкостью сбрасывает, когда ей нужно взять на себя ответственность за любящего брата.

Повесть, в которой никто не меняется, или Каково будущее семейства Замза

Вопреки названию, самого превращения в повести не показывают. Вместо этого Кафка описывает судьбу героев, неспособных по-настоящему измениться, даже осознав свои проблемы.
Так, наблюдая за пренебрежением своей родни, главный герой все им прощает и приносит себя в жертву их благополучию. Ни разу он, даже в мыслях, полноценно не выражает протест, хотя за время, проведенное в теле насекомого, сумел рассмотреть настоящую сущность родных.
Однако не только жук остается статичным, но и образы других героев. К примеру, его родители, хотя и вынуждены найти работу и уменьшить штат прислуги, не делают выводов. Они все также не ценят доброту окружающих (из-за плохого настроения увольняют служанку, которая помогла избавиться от тела Грегора-насекомого), но и, как прежде, ищут того, на ком смогут паразитировать, как и на Грегоре.
И выбор их пал на Грету. Именно на это намекает финал повести. Ведь не успело еще остыть тело их сына, как господин и госпожа Замза размышляют, как выгоднее выдать замуж дочку. И можно не сомневаться: ее мнение в этом вопросе вряд ли кто будет спрашивать.

Список литературы

Смотреть что такое “ГРЕГОР ЗАМЗА” в других словарях:

Грегор Замза, рядовой работник сферы торговли и кормилец семьи, вдруг превратился в омерзительное неуклюжее существо, похожее на большое насекомое.
…Ему нужны были руки, чтобы подняться; а вместо этого у него было множество ножек, которые не переставали беспорядочно двигаться и с которыми он к тому же никак не мог совладать. Если он хотел какую-либо ножку согнуть, она первым делом вытягивалась; а если ему наконец удавалось выполнить этой ногой то, что он задумал, то другие тем временем, словно вырвавшись на волю, приходили в самое мучительное волнение…
Почему это произошло, Кафка читателю не объясняет. При этом Грегор сохранил ясность ума и понимание случишейся метаморфозы.
Естественно, на работу он выйти не смог и его уволили. Родные, увидев во что он превратился, в ужасе заперли его в комнате, загнав его туда палкой. Лишь сестра, времени, приносила ему пищу. Грегор с большим трудом мог передвигаться и поранился, что прибавило к его душевным мукам физические.
Грегор фактически содержал всю семью. После его превращения он стал обузой, а его родители и сестра стали жить впроголодь. Чтобы получить хоть какие-то деньги, они сдали часть комнат квартирантам, которые стали вести себя весьма грубо и нагло. Понятно, что причиной новых унижений семья видел Грегора. Да и он сам винил себя в этом.
В конце концов, сестра, которая поначалу испытывала жалость в брату, из-за бедной жизни потеряла всякие чувства к насекомому. С ним стали обращаться как с животным. Через некоторое время, после страшных мук Грегор умирает из-за гнилого яблока, застрявшего в одном из его сочленений (яблоко в него бросил отец).
… Умер? – сказала госпожа Замза, вопросительно глядя на служанку, хотя могла сама это проверить и даже без проверки понять.
– О том и твержу,- сказала служанка и в доказательство оттолкнула веником труп Грегора еще дальше в сторону. Госпожа Замза сделала такое движение, словно хотела задержать веник, однако же не задержала его.
– Ну вот,- сказал господин Замза,- теперь мы можем поблагодарить бога.
Он перекрестился, и три женщины последовали его примеру. Грета, которая не спускала глаз с трупа, сказала:
– Поглядите только, как он исхудал. Ведь он так давно ничего не ел. Что ему ни приносили из еды, он ни к чему не притрагивался.

Тело Грегора и в самом деле было совершенно сухим и плоским, это стало по-настоящему видно только теперь, когда его уже не приподнимали ножки, да и вообще ничего больше не отвлекало взгляда…

Литература

В театре и танце

Кинематограф

Гротескные искажения пространства, стилизованные декорации, психологизация событий, акцент на жестах и мимике — отличительные черты экспрессионистского кинематографа, который расцвёл на студиях Берлина с 1920 по 1925 годы. К числу крупнейших представителей этого движения относят Ф. В. Мурнау, Ф. Ланга, П. Вегенера, П. Лени.

Архитектура

Музыка

История Грегора Замза. Различные интерпретации мотива превращения в повести

Абсурдная реальность Франца Кафки

Данное произведение показывает место человека в мире, Кафка описал бессмысленное существование сначала человека, а затем животного. Семья не могла отказаться и содержала Грегора. Замза обладал сознанием, но другие этого не понимали, поэтому и изгнали.

Герой сохраняет разум и здравомыслие, однако не может говорить, а поначалу и вовсе совладать со своим новым телом. Семья главного героя от такого превращения приходит в ужас. Если не вдаваться в подробности сюжета, то вскоре, заразившись от гнилого яблока, кинутого в него отцом, Грегор умирает, чему радуется его семья, наконец начиная жить нормальной жизнью.

Но все выводы, касательно произошедшего, делает сам читатель, Кафка же стоит в стороне, он – простой рассказчик, который передал нам историю и молча ушел, оставив читателя в атмосфере безысходности и непонимания.

Найти эти ответы в тексте невозможно, поскольку они лежат в плоскости взглядов самого читателя и его моральных установок.

О чем новелла Кафки – сюжет

В первом же предложении говорится, что герой – молодой Замза Грегор – проснулся в своей постели насекомым. Огромным созданием: то ли тараканом, то ли сороконожкой… Отвратительное тело с панцирем и маленькими лапками.

Грегор, конечно, подумал, что это ему сниться. Через некоторое время он заметил, что проспал сигнал будильника, который должен был раздаться в четыре утра. (Юноше приходилось очень рано вставать, чтобы успеть доехать на работу.)

Разволновавшись из-за опоздания, Грегор подскочил в постели, точней – насекомое попыталось подняться, но для него это оказалось очень сложной задачей. В дверь постучала обеспокоенная мама, а Грегор попробовал крикнуть, но из горла насекомого раздался лишь писк.

Ситуация в семье и так была тяжелой… Денег почти не было. У мамы были приступы удушья. Младшая сестра Грета училась играть на скрипке, но у нее было мало шансов оплатить дальнейшее обучение. Отец – почти старик.

Дальше Грегор переживает тяжелые времена. Он заперт в комнате, только сестра осмеливается приносить ему еду, но человеческая пища становится ему не по нутру. Он учится ползать по стенам и потолку. В комнате все заросло пылью и паутиной.

Отец устроился курьером. Семья пробовала сдавать комнаты, но жильцы сбежали, когда узнали о насекомом. Все винят Грегора, ненавидят его и боятся. Однако он всех любит и жалеет, старается не травмировать своим видом. Только раз он показался, когда родственницы выносили мебель, чтобы сделать комнату просторней для насекомого. Грегор бросился защитить портрет девушки.

Грегор худеет, болеет. И однажды умирает. Служанка выметает его останки. Все счастливы. Семья с похорошевшей Гретой едет на пикник.

Сочинение по роману Превращение

Создано произведение в начале 20-го века. Основополагающий стиль написания – модернизм. Также имеются черты, характерные экзистенциализму. В своем творении Кафка заставляет читателя очутиться в мире человека, который превратился в мерзкое и противное насекомое.

Главным героем этого произведения Франца Кафки является молодой человек по имени Грегор Замза. Он работает коммивояжером. Живет достаточно бедно, но вынужден работать как проклятый, чтобы добывать средства существования для членов своей небольшой семьи (мать, отец, сестра Грета).

Он постоянно разъезжал в различные рода командировки и не имел почти времени для себя, саморазвития. Однажды он ночевал дома, а, проснувшись утром, обнаружил, что произошло нечто, выходящее за рамки понимания человеком. Он проснулся от тревожного сна и обнаружил, что является жуком.

Это стало стартом всего мракобесия, творившегося с Грегором после. Чем дальше, тем ужаснее – можно охарактеризовать жизнь Замзы-жука. До того, как он был в обличье человека, то работал, чтобы обеспечивать свою семью, рассчитываться с долгами отца. А что делать дальше?

После того, ка Грегор стал жуком, последовала, естественно, реакция семьи. Каждый отнесся к этому событию со своей колокольни. Мать очень была опечалена, но материнские чувства не дали разлюбить ей своего сына-жука.

Грета, которая являлась сестрой, посчитала нового братика мерзким, но все-таки никуда не увильнула от ответственности ухаживать за ним. Отец просто разозлился. Он не мог понять, как же в теле насекомого может быть человек.

Когда главный герой появился в гостиной, то он проявил себя, как человек с повышенным чувством ответственности. Он понимал, что обязан семье и самому себе. Он не бросал небрежно вызов общественности и не хотел привлекать внимание.

Главный герой превратился в насекомое не просто так. Его жизнь была однообразно, он постоянно карабкался на одном месте. Именно из-за такого существования он был похож на этого самого жука, будучи в теле человека.

Это признанный, неоднозначный, философский роман, поэтому сложно даже точно сказать, чему он учит, но можно предположить, что готовности к любым даже самым невероятным событиям и превращениям, умению остаться Человеком в любом обличии.

Читайте также: