Гранатовый браслет направления итоговое сочинение 2021

Обновлено: 05.07.2024

2 декабря 11-классники напишут итоговое сочинение, которое станет допуском к ЕГЭ. По материалам ФИПИ

Уже 2 декабря 11-классникам предстоит написать итоговое сочинение, которое станет допуском к ЕГЭ. Выпускникам предложат пять тематических направлений, которые утверждены Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). К каждому направлению эксперты ФИПИ дали пояснения, что именно нужно будет обсудить в эссе этого года.

Эти направления - общие для всей страны. Внутри них составлены конкретные темы эссе, которые будут распределяться по часовым поясам. Их выпускники узнают только на самом экзамене.

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2020/21 учебного года от ФИПИ.

1. Забвению не подлежит

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах.

Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

2. Я и другие

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

3. Время перемен

4. Разговор с собой

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Критерии оценки

  • •Рекомендуемый объем — 350 слов. Сочинения короче 250 слов не проверяются!
  • •Самостоятельность в написании. За списывание автоматом ставится незачет, и никаких пересдач.
  • •Соответствие теме. В эссе должен быть дан ответ на вопрос из задания.
  • •Аргументация. Подтверждать свои мысли нужно примерами из литературы — неважно, русской или зарубежной, классики или современной. К слову, на Библию ссылаться можно, а вот на частушки и поговорки — нет.
  • •Композиция и логика рассуждения. Каждую мысль надо подкрепить примерами.
  • •Качество письменной речи. Отсутствие речевых ошибок и разнообразие лексики.
  • •Грамотность. На 100 слов должно быть не больше пяти ошибок (грамматических, орфографических и пунктуационных).

Как проходит экзамен

Оценка ставится по системе зачет-незачет. Те, кто получил незачет, к ЕГЭ не допускаются. Правда, для таких будет ещё несколько попыток — в феврале и в мае.

На что обратить внимание

Большинство выпускников получает за итоговое сочинение зачёт. Эксперты говорят: " Часто школьники расширяют содержание эссе до уровня всего направления и размышляют, например, о войне и мире без привязки к заявленной теме. Проблемы возникают, если школьники не знают смысл понятий в теме — например, не до конца понимают, что такое "бесчестье".

Пересдача итогового сочинения

Недавно ФИПИ опубликовал новые направления итогового сочинения 2021/22 учебного года. Что-то новенькое и интересное! Это наш допуск до ЕГЭ, поэтому давайте разберемся, как идеально подготовиться к декабрьскому сочинению. В статье вы найдете примеры тем и аргументы, которые помогут вам написать итоговое сочинение 2021-2022.

Основные правила

1 декабря 2021 года вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • ВАЖНО! Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!)
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно
  • Дополнительные даты итогового сочинения: 2 февраля и 4 мая 2022

По формату итоговое сочинение 2021 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления, их вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишете сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям: вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной?

Подготовка к сочинению проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что готовиться исключительно по темам сочинения будет недостаточно для действительно хорошего результата. Вам необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом: больше писать тексты на разные темы, общаться с начитанными людьми и прокачивать знание грамматики и культуры речи.

Итоговое сочинение 2021-2022: критерии

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

5 абзацев:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

5. Грамотность

Направления, темы и аргументы для итогового сочинения 2021-2022

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам и публицистике позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Из комментариев ФИПИ

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Из комментариев ФИПИ

Примерные темы:

Преступление и наказание — вечная тема

В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:

  • мораль и нравственность;
  • совесть;
  • честь;
  • ответственность;
  • вина и раскаяние.

Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Очень интересная и неоднозначная тема! Каждый из нас может назвать произведение искусства (фильм, книгу, стихотворение или музыкальную композицию), которое поразило, впечатлило, а может, даже изменило нас. Анализ такого произведения, его интерпретацию ожидают увидеть эксперты от тех, кто выбирает данное направление. Немаловажно также вспомнить литературных героев, на жизнь и судьбу которых повлияло искусство, ведь все мы знаем, какое огромное влияние оно может оказывать на человека. Разумеется, многие авторы не обошли эту тему: искусство – сила, которая способна менять мир, в том числе духовный мир персонажей. Это направление однозначно можно считать одним из самых популярных среди выпускников.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Из комментариев ФИПИ
  • С каким литературным персонажем вы себя ассоциируете?
  • Почему важно приобщаться к искусству с детства?
  • Какое произведение оказало на вас самое большое влияние?
  • Правда ли, что искусство может изменить судьбу человека?
  • С героем какого произведения вы бы хотели встретиться в реальной жизни и почему?

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Выпускникам, интересующимся политикой, социологией, историей и культурой стоит обратить внимание на данный блок. Помимо литературных аргументов вы сможете обратиться к исторической, психологической, философской литературе и публицистике, чтобы подчеркнуть и доказать свою позицию.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Из комментариев ФИПИ
  • Какого человека можно назвать гражданином?
  • Ощущаете ли вы личную ответственность перед государством?
  • Нужно ли отдавать долг Родине и почему?
  • Что делает граждан одной страны счастливыми?
  • Может ли один человек повлиять на общество?
  • Чего не хватает нашему государству?
  • За что вы любите Россию?
  • Кто должен заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию: государство или граждане?

Готовьте аргументы, изучайте возможные темы и побольше тренируйтесь — тогда вы точно напишете итоговое сочинение 2021-2022! А чтобы точно быть готовым ко всему, записывайтесь на бесплатный урок по подготовке к ЕГЭ по русскому языку: благодаря нашим занятиям вы не сделаете ни одной грамматической ошибки ни в сочинении, ни в экзамене 😉


Мы подготовили для наших любимых читателей несколько важных аргументов и проблем по повести Куприна — Гранатовый браслет. Берите материал статьи для написания сочинения по литературе.

Тема доброты в произведении Куприна — аргумент

Ещё Бернард Шоу говорил, что высшая степень бесчеловечности — это равнодушие. Именно равнодушие заставляет людей совершать отвратительные поступки — или не замечать их. Это страшное явление, которое носит глубоко личный характер и, скорее всего, является врождённым качеством человека, которое успешно культивируется обществом.

Тема искусства в рассказе — аргумент

Тема любви в произведении — аргумент

1. Безответная любовь. Георгий Желтков долгие годы был безответно влюблен в Веру Шеину. Он — простой чиновник, а она — аристократка, и сословное неравенство исключало даже возможность такого брака. Поэтому герой не настаивал на своей кандидатуре и ограничивался тем, что писал письма своей избраннице. Она вышла замуж, стала хозяйкой дома и супругой уважаемого человека, а он так и остался одиноким из-за нераздельного чувства, которое не смог в себе подавить, как бы ни старался. Вся его жизнь состояла в том, чтобы от письма до письма процеживать эмоции и облачать их в строки. Он довольствовался мечтой о любви и не требовал ее взамен. Но когда у него отняли и эту отдушину, существование утратило для него смысл, и он убил себя, став жертвой безответной страсти.

2. Настоящая любовь. Истинные чувства легко проверяются временем и постоянством. Так, Георгий Желтков доказал подлинность своей любви, ведь хранил верность возлюбленной, не надеясь на взаимность и не рассчитывая на воссоединение. Он не упрекал и не ревновал ее, а просто писал письма, где описывал чувства и мысли о своем идеале. Вера была его мечтой, музой, смыслом жизни. Обычный телеграфист не посмел бы свататься к ней, но кто мог запретить ему мечтать о недосягаемой и прекрасной женщине? Он годами писал ей и ни разу не изменил княгине, которая даже не знала, как он выглядит. В этой безнадежности чувства читатель видит запредельную степень любви — настоящий талант, который так тонко подметил А.И. Куприн.

3. Легко ли быть любимым. Трудно быть любящим, но любимым можно оставаться даже в полном неведении и спокойствии. Так, Вера Шеина была избранницей Георгия Желткова, но не чувствовала ни его страсти, ни его безнадежности. Спокойная и тихая натура героини чуждалась пылких слов и горячих эмоций. Она жила размеренной и привычной жизнью, довольствовалась почти приятельскими отношениями с мужем и не подозревала о той бездне любви, которая скрывалась в душе Желткова. Его любимая игнорировала послания и считала их шуткой до тех пор, пока не получила подарок на именины. Вера и тут ничего не предприняла бы, если бы не возмутился ее гордый брат. Любовь Желткова не мешала ей жить и лишь минутами досаждала, когда домочадцы шутили на эту тему. Данный пример доказывает, что любимым быть легко, ведь чье-то чувство ни к чему нас не обязывает, особенно, если оно не взаимно.

4. Когда любовь становится испытанием. Даже самые пылкие и радостные эмоции бывают в тягость, когда на них отвечают равнодушием. Так, Георгий Желтков был без памяти влюблен в одну княгиню, но от нее не получал ни строчки. Она не отвечала на его письма и не реагировала на признания. Вере такое внимание было даже поводом для раздражения, ведь письма тайного воздыхателя были юмористическим преданием для всей семьи. Она была уравновешенной и рассудительной женщиной, дорожила своей репутацией и приличиями своей среды, поэтому не допускала и мысли об ответе. Долгие годы ее несчастный поклонник любил за двоих и не имел даже отдалённой надежды на взаимность. Такая одинокая и не разделенная страсть стала его жизненным испытанием. Она обрекла его на замкнутый и безотрадный образ жизни — без жены, без детей, без счастья.

“Гранатовый браслет” - произведение, написанное Александром Ивановичем Куприным в 1910 году. Основанием для написания послужила реальная история, случившаяся с писателем: в его жену был влюблён телеграфист Желтиков, подаривший супруге цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. Для семьи эта ситуация была комичной, но в повести Куприна приобрела трагический характер.

Главной темой “Гранатового браслета” является тема любви. Чистой, покорной, но безответной. Идеей повести стала мысль о том, что раз в сто лет встречается в мире настоящая любовь, которую нельзя упускать.

События рассказа происходят в конце сентября на даче княжеской семьи Шеиных у Чёрного моря. Многие действия и герои книги интересуют, удивляют и озадачивают, но наиболее сильное впечатление произвели слова Аносова о том, что искренняя любовь всегда должна быть трагична. Именно этот персонаж “открыл глаза” главной героине Вере на некоторые вещи и мотивы создания семьи, показал примеры истинной самоотверженной любви. Вспоминая слова Якова, графиня понимает, что упустила именно те нежность и верность, о которых только могла бы мечтать любая женщина.

Также удивляет “пропитанность” книги символами и суевериями: число гостей на празднике - 13, являющееся несчастливым, подарок мужа - жемчужные серьги (жемчуг - знак недоброго предзнаменования), сам гранатовый браслет (гранат - камень, любви, гнева и крови), пасмурная погода накануне торжества. Поражает ещё и сила любви Желткова. Он всегда оставался в стороне, не был навязчивым, внимал каждой просьбе Шеиной, и лишившись возможности видеть её, покончил жизнь самоубийством, потому что Вера была смыслом его жизни, и без наблюдения за ней он счёл своё существование бессмысленным. После чего героиня не только огорчилась, но и поняла, что её сердце еще способно на страсть и любовь, а неинтересная и приевшаяся жизнь заиграла новыми красками и оттенками. Она осознала искренность тёплых чувств и готовность жертвовать собой ради другого человека при отсутствии какой-то отдачи и взаимности.

“Гранатовый браслет” заставляет задуматься о настоящей любви и подводит к мысли, что это светлое ощущение и симпатия важна в жизни каждого, и если человек влюблён безответно, но очень крепко и глубоко, то даже наблюдение за предметом обожания на дистанции наполняет существование смыслом и может осчастливить его. Нужно уметь любить, не требуя ничего взамен, и не бояться казаться смешным и глупым из-за проявления своих чувств.

2 вариант

Главные герои много говорят о любви. Из их уст она предстаёт в самых разных формах и образах. Настоящая любовь - большая редкость. Но именно такой она была у чиновника Желткова. По своей натуре робкий и мечтательный, чиновник среднего звена, не имеющий за плечами ничего кроме искренних чувств, влюбился в девушку из высшего общества. Его самоотверженная и безответная любовь длилась целых восемь лет. Это чувство поглотило Желткова целиком и полностью.

В качестве доказательства своей безграничной любви Желтков преподносит подарок Вере Николаевне, единственную ценную вещь доставшуюся ему в наследство от матери - гранатовый браслет. Так и не сумев найти ключи к сердцу своей горячо любимой Веры, он решает покончить с собой, тем самым выполняя ее волю - оставляет в покое.

Позднее, сама Вера осознаёт всю чистоту и искренность чувств Желткова. Что настолько сильно и бескорыстно, ее никто не любил и уже вряд ли полюбит. Лишь после кончины Желткова, Вера сравнивает его с величайшими людьми. Сыграв сонату Бетховена в память о нем, понимает что он простил ее и не держит зла.

Само произведение наполнено размышлением о любви, которое срывается с уст каждого героя. Александр Куприн в своей повести показывает любовь как некую недостижимую тайну, для которой не существует никаких преград и сомнений. Окунает нас в мир бескорыстных и добрых людей. Где настоящее и мощное чувство - любовь.

Но, в тоже время, не навязывает своих мыслей, а лишь показывает поступки героев, их жизнь и судьбы, тем самым заставляя читателя самостоятельно анализировать и делать выводы. О символизме - которым является гранатовый браслет. Идее - настоящей любви, которая не проходит бесследно. Основной мысли - настоящей и искренней любви, которую нужно уметь замечать.

Сочинение 3

Что на протяжении всей истории человечества больше всего волнует и трогает сердца? Поэты и писатели воспевают это чувство, посвящают ему целые поэмы. Конечно, речь о любви. Казалось бы, человек, которого посетило настоящее чувство должен быть бесконечно счастлив. Но все может быть иначе.

Мелкий чиновник влюбляется в жену князя. Он любуется ею издали, хранит ее образ в своем сердце, лишь иногда позволяя напомнить о себе. Вера Николаевна, взаимностью ответить, конечно, не может. Во-первых, она действительно хорошо относится к своему мужу, он достойный человек, и опозорить его изменой она просто не может. Во-вторых, Вера и Желтков из разных сословий. Она принадлежит к благородной дворянской фамилии. Он — обыкновенный чиновник, которых сотни в каждой канцелярии.

Впрочем, на взаимность Желтков не очень надеется. Ему достаточно просто существования Веры, чтобы чувствовать себя счастливым. Он не ждет ничего взамен, готов только отдавать, а не брать. Он всего себя отдает этому чувству и любимой женщине.

Муж Веры и ее брат знают об этом поклоннике. Он вызывает у них улыбку, смешанную с жалостью, ведь все понимают, насколько тщетны были бы любые попытки с его стороны.

Вера Николаевна просит Желткова больше не писать ей писем о своей любви и он подчиняется, напоследок отправляя возлюбленной тот самый гранатовый браслет, как символ вечной любви.

Кстати, эта история является автобиографичной. В жену самого Куприна был влюблен телеграфист Желтиков, который однажды подарил ей кулон в виде пасхального яйца. Семья писателя комически отнеслась к этой истории, но в рассказе все закончилось более трагически.

Понимая, что его существование отравляет жизнь любимой женщины, Желтков решает уйти из этой жизни. Он словно наказывает сам себя за совершенное преступление, ведь он хотел то, чего нельзя было хотеть.

На мой взгляд, он поступил не совсем благородно, сообщив Вере о своем уходе из жизни. Ведь, получив такое письмо, любая женщина почувствует себя виноватой, хотя никакой вины на ней не лежит. Гораздо лучше было бы сказать, что он решил куда-то уехать и навсегда ее оставить.

Хотя именно этот поступок и показал Вере, что значит настоящая любовь и самоотверженность. Она поняла, что еще умеет чувствовать, что сердце ее не зачерствело.

В своей повести Куприн показывает любовь, какой, по мнению писателя, она и должна быть. Но не каждый способен обрести ее. Является эта способность врожденной или приобретенной? Кто знает.

Вариант 4

Любовь – это самое искреннее и чистое чувство, присущее человеку во все времена, не зря все великие писатели, певцы и поэты в своих произведениях прославляют любовь во всех её проявлениях. У одних она безответная и несчастная, у других – взаимная, а третьи любят бескорыстно, трепетно, не требуя ничего взамен. Но каждый человек нуждается в любви, как в воздухе, без этого чувства мир просто перестал бы существовать.

Среди других героев произведения, Желтков стоит на порядок выше, ведь никто из них никогда не любил по-настоящему, а он испытал это чувство в полной мере, каждая частичка его тела ликовала при мыслях об объекте своего обожания. Окружающие его люди только надсмехались над Желтковым, перечитывая его письма.

Кроме пылкой, страстной и самоотверженной любви главного героя, в произведении упомянут ещё один тип этого чувства: любовь дружеская, проверенная годами. Именно такие чувства испытывает Вера Николаевна к своему супругу. Ответив на любовь Желткова она бы предала мужа, а проигнорировав, что она и сделала, Шеина, возможно упустила своё счастье.

Вера Николаевна только после смерти Желткова понимает всю силу его преданности и любви, но уже ничего нельзя изменить.

Автор данного произведения с печальным финалом хотел донести до читателя одну простую истину: надо почаще оглядываться по сторонам, ценить тех, кто нам безгранично предан, иначе может быть уже поздно, а повернуть время вспять просто невозможно.

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению Гранатовый браслет

Популярные сегодня темы

Небо… что еще может быть прекраснее в мире? Я считаю, что именно оно притягивает к себе своей красотой, своими разнообразными красками

Изображение картины как мы видим, включает весеннее время года, на картине преобладают блеклые и неясные краски, земля только недавно освободилась от зимнего покрывала

В своём произведении Гоголь, используя незатейливый сюжет, высмеивает чиновников уездного города. Они вместо заботы о благе горожан, погрязли во взяточничестве и воровстве. Один из них – судья Аммос Фёдорович Ляпкин – Тяпкин.

Читайте также: