Гостинец андреев итоговое сочинение
Обновлено: 04.07.2024
Л. Андреев — великий русский писатель, незаслуженно забытый и поэтому долгое время не изучавшийся в школе. Он прожил не столь длинную жизнь, но много
Неспособность к покою, к размеренной, уравновешенной жизни приводила писателя к противоречиям, крайностям и в жизни, и в творчестве. Но при вечном поиске Л. Андреева нельзя забывать о том, что он хотел познать истину, правду, которая в русском искусстве неотделима от нравственности. Поэтому проблема поиска человеком своего пути, проблема выбора, которая стоит перед каждым из нас, является для писателя существенной, а значит, и современной.
1-й этап работы над рассказом — выявление его восприятия. Можно предложить ребятам вопросы:
— понравился ли вам рассказ? — какие эпизоды рассказа наиболее запомнились?
Работа над рассказом может быть проведена в форме беседы. Это преобладающая форма работы. Можно использовать пересказ, монологические высказывания-элементы, составление характеристики героя.
2-й этап — анализ рассказа и выявление идейного содержания. Здесь предлагается беседа с опорой на вопросы:
— что за ситуация описывается в рассказе? — кто является главным героем рассказа? — как ведет себя Сазонка в больнице по отношению к Сенисте?
Найдите в тексте данный момент ;
Этот вопрос должен привести учащихся к мысли о противоречивой природе героя. Сазонка — жалостливый, добрый, отзывчивый человек, хороший мастер, но при этом часто пьет и не всегда знает меру. Чисто русская черта, свойственная многим героям русской литературы.
Одним из ключевых моментов рассказа является сцена игры мальчиков, раскрывающая особенности характера детей и Сазонки. Вопросы:
— как вы думаете, зачем писатель вводит сцену игры? — как через отношение к больному Сенисте раскрывается сущность детей?
Теперь, опираясь на проделанную работу, стоит остановиться на характеристике поведения героя, цель которой состоит в том, чтобы увидеть, с одной стороны, душевность, доброту Сазонки, а с другой — его стремление к кабаку. Поэтому закономерны вопросы:
— какие две картины, абсолютно противоположные, постоянно возникают в сознании Сазонки? — какая из картин наиболее сильно влияет на героя?
Данные вопросы помогут учащимся наиболее полно и глубоко осмыслить противоречивую сущность героя.
На нем следует обсудить вопросы:
— что обозначает праздник Пасха и что он значит для русского человека? — почему писатель изображает приход Сазонки к Сенисте на пасхальной неделе, а не в будничный день? Что хотел сказать этим писатель?
Дело в том, что образ православной Пасхи в творчестве Л. Андреева имеет особое значение. Для андреевских героев Пасха — это момент всеобщего ликования человека и природы, возможность соединения земного и небесного и очищение человека от всего темного, низкого и хаотичного. Пасха — это Воскресение Христа, пожертвовавшего своей жизнью ради миллионов грешников. Поэтому каждый из нас ждет на Пасху чуда. Пасха — это момент просветления, воспарения человека, его освобождения от своей слабости.
Именно по этой причине пробуждение героя — и нравственное, и физическое — приходится на пасхальную неделю. Далее беседу ведем, опираясь на следующие вопросы:
— какова была реакция Сазонки на смерть друга? — какие чувства владеют Сазонкой в тот момент? — какие силы — темные или светлые — одерживают верх в Сазонке?
На предложенный вопрос возможны два ответа, что, как правило, и наблюдается на уроке. Но прежде, чем отвечать на него, необходимо остановиться на заключительных строках рассказа и выяснить ответ на вопрос:
— зачем писатель вводит описание гудения колокола? Что это значит? Многие учащиеся отмечают, что в душе Сазонки происходит нравственное очищение после испытанного им чувства глубокой вины.
Эти вопросы помогут учащимся подойти к осознанию идеи рассказа. Внутреннее содержание гостинца совсем неважно. Суть в том, что Сазонка помнит о больном друге и гостинец является символом измерения человечности героя, его совести.
Сазонка — человек, в котором живут и борются как светлые, так и темные силы. Но писатель верит в человека, в победу разумного, нравственного начала, потому что это единственная возможность сохранения и обновления жизни.
Биография, безусловно, влияет на внутренний мир, мировоззрение и нравственные принципы любого автора. Но куда важнее раскрыть идеи и взгляды писателя через его творчество. Произведения расскажут больше, нежели любое, пусть и любопытное, скандальное пятно из жизни. Леонид Николаевич Андреев знал толк в человеческой психологии. Даже в самом маленьком рассказе можно обнаружить хитро сплетенную паутину, где нити — человеческие страсти.
Все произведения Андреева обладают огромной очистительной силой. Редкий автор может довести читателя до катарсиса. В творческом арсенале Леонида Николаевича совершенно точно найдется что-то, что затронет именно вас.
Благодаря будущим рекомендациям М. Горького заключительный эпизод утреннего чаепития и поступления Гараськи на службу к Баргамоту был вырезан. Получился открытый финал, что добавило рассказу недосказанности и таинственности.
Мастерски Андреев овладел приемом реалистов – детализацией.
История, которую изобразил Л. Н. Андреев, до боли знакома многим. Обыденный сюжет, пропущенный через необычайно чувствительную психику автора, приобретает необычные черты, характерные детали.
Присутствует и звукопись:
Корней Чуковский в своих публицистических работах, посвящённых творчеству Леонида Андреева, особое внимание обратил на кричащие образные заголовки и на цветопись. У Андреева преобладают черные, красные и белые оттенки. Мы часто даже и не обращаем внимания на это в тексте, но подсознание работает за нас. Так, например, черный почти всегда ассоциируется с чем-то темным и даже траурным. Красный также вызывает, как правило, паническое настроение, ибо сразу возникает образ крови. Белый, наоборот, вызывает положительные эмоции, поскольку ассоциируется с чем-то светлым и чистым. Цветопись помогает Леониду Андрееву нажимать на нужные струны читательской души, выдавливая тоску, скорбь и меланхолию. А также благодаря игре с цветом автору удается полностью реализовать в тексте прием антитезы.
Троцкий же напишет:
По жанровой направленности произведение является бытовым рассказом, основной темой которого представляется нравственный выбор человека и его ответственность за данное обещание.
Главным героем рассказа является Сазонка, представленный в образе портного, старшего мастера, отличающегося пристрастием к спиртным напиткам.
Сюжетная линия произведения повествует о приходе портного в больницу с целью проведывания своего подмастерья Сенисты, который тяжело болеет. В момент общения с помощником Сазонка ощущает неловкость и смущение, поскольку Сениста просит его о более частых появлениях в больнице, так как мальчик не желает оставаться наедине со своими страхами и болезнью. Мастер из жалости заверяет Сенисту о своем скором приходе к нему, лишь бы поскорее покинуть больничную палату.
Однако в этот период объем работы у Сазонки увеличивается, и он решает навестить помощника в пасхальный праздник, который является выходным днем, приготовив для Сенисты гостинец и рассказав об этом все знакомым.
Но в наступивший праздник Сазонка сильно напивается, результатом чего становится его участие в уличной драке, а затем задержание полицией. После отбытия наказания, освободившийся портной, выглядевший побитым и нечесаным, отправляется в больницу, твердо намеренный сдержать обещание, данное мальчику.
Однако в лазарете Сазонка от сиделки узнает о внезапной кончине Сенисты накануне вечером.
Ошарашенный Сазонка приближается к телу помощника и в отчаянии начинает просить у покойника прощения, а затем отправляется в поле, где, лежа на траве, видит в своих руках гостинец, приготовленный для Сенисты. Подарок вызывает в душе мастера чувство вины и злобы на собственный характер, не позволивший исполнить данное им обещание человеку, доверившемуся Сазонке, ушедшему на тот свет в тоске и разочаровании.
Также читают:
Рассказ Гостинец (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
Данный роман описан в четырех частях, каждая из которых издавалась отдельно друг от друга. В его основе есть притчи из философии, также рассказывается о нравственных и моральных вещах
ПЕРВЫЙ УРОК
Л. Андреев - великий русский писатель, незаслуженно забытый и поэтому долгое время не изучавшийся в школе. Он прожил не столь длинную жизнь, но много трудностей, испытаний выпало на его долю. Л. Андреев - один из самых сложных, трудночитаемых писателей, что связано с его мировосприятием, в основе которого лежало неукротимое желание познания смысла жизни. Сам писатель говорил о себе так: “Я, гоняющийся за миражами, отрицающий жизнь и неспособный к покою”. Неспособность к покою, к размеренной, уравновешенной жизни приводила писателя к противоречиям, крайностям и в жизни, и в творчестве. Но при вечном поиске Л. Андреева нельзя забывать о том, что он хотел познать истину, правду, которая в русском искусстве неотделима от нравственности. Поэтому проблема поиска человеком своего пути, проблема выбора, которая стоит перед каждым из нас, является для писателя существенной, а значит, и современной.
1-й этап работы над рассказом - выявление его восприятия. Можно предложить ребятам вопросы:
- понравился ли вам рассказ?
- какие эпизоды рассказа наиболее запомнились?
Работа над рассказом может быть проведена в форме беседы. Это преобладающая форма работы. Можно использовать пересказ, монологические высказывания-элементы, составление характеристики героя.
2-й этап - анализ рассказа и выявление идейного содержания. Здесь предлагается беседа с опорой на вопросы:
- что за ситуация описывается в рассказе?
- кто является главным героем рассказа?
- как ведёт себя Сазонка в больнице по отношению к Сенисте?
Найдите в тексте данный момент (здесь необходимо остановиться на характеристике Сазонки: “Сазонка был солидным мастером и пьяницей”);
- как вы думаете, зачем писатель, констатируя положительные качества героя, тут же снижает их и даёт ему определение “пьяница”?
Этот вопрос должен привести учащихся к мысли о противоречивой природе героя. Сазонка - жалостливый, добрый, отзывчивый человек, хороший мастер, но при этом часто пьёт и не всегда знает меру. Чисто русская черта, свойственная многим героям русской литературы. Одним из ключевых моментов рассказа является сцена игры мальчиков, раскрывающая особенности характера детей и Сазонки. Вопросы:
- как вы думаете, зачем писатель вводит сцену игры?
В ходе размышлений над этими вопросами выясняем, что у детей суетное, жалкое представление о счастье. Например, Мишка, для которого понятие “счастье” заключается в пятаке, совсем не чувствует обездоленности и одиночества больного Сенисты. А Сазонка, напротив, всегда помнит о Сенисте, даже во время отдыха. Теперь, опираясь на проделанную работу, стоит остановиться на характеристике поведения героя, цель которой состоит в том, чтобы увидеть, с одной стороны, душевность, доброту Сазонки, а с другой - его стремление к кабаку. Поэтому закономерны вопросы:
- какие две картины, абсолютно противоположные, постоянно возникают в сознании Сазонки?
- какая из картин наиболее сильно влияет на героя?
Данные вопросы помогут учащимся наиболее полно и глубоко осмыслить противоречивую сущность героя.
ВТОРОЙ УРОК
На нём следует обсудить вопросы:
- что обозначает праздник Пасха и что он значит для русского человека?
- почему писатель изображает приход Сазонки к Сенисте на пасхальной неделе, а не в будничный день? Что хотел сказать этим писатель?
Дело в том, что образ православной Пасхи в творчестве Л. Андреева имеет особое значение. Для андреевских героев Пасха - это момент всеобщего ликования человека и природы, возможность соединения земного и небесного и очищение человека от всего тёмного, низкого и хаотичного. Пасха - это Воскресение Христа, пожертвовавшего своей жизнью ради миллионов грешников. Поэтому каждый из нас ждёт на Пасху чуда. Пасха - это момент просветления, воспарения человека, его освобождения от своей слабости. Именно по этой причине пробуждение героя – и нравственное, и физическое - приходится на пасхальную неделю. Далее беседу ведём, опираясь на следующие вопросы:
- какова была реакция Сазонки на смерть друга?
- какие чувства владеют Сазонкой в тот момент?(Необходимо дать понять школьникам, что именно раскаяние, осознание своей вины лежит в основе душевного состояния Сазонки после печальной вести о смерти друга.)
- какие силы - тёмные или светлые - одерживают верх в Сазонке?
На предложенный вопрос возможны два ответа, что, как правило, и наблюдается на уроке. Но прежде, чем отвечать на него, необходимо остановиться на заключительных строках рассказа и выяснить ответ на вопрос:
- зачем писатель вводит описание гудения колокола? Что это значит? Многие учащиеся отмечают, что в душе Сазонки происходит нравственное очищение после испытанного им чувства глубокой вины.
- как вы думаете, что символизирует, представляет собой гостинец?
- почему Андреев не пишет, что это был за гостинец конкретно, а даёт описание “каёмчатый платочек”?
Эти вопросы помогут учащимся подойти к осознанию идеи рассказа. Внутреннее содержание гостинца совсем неважно. Суть в том, что Сазонка помнит о больном друге и гостинец является символом измерения человечности героя, его совести.
Читайте также: