Горе от ума сочинение егэ

Обновлено: 05.07.2024

Белинский по молодости лет идет дальше - его смущает самая пружина действия: в Софью влюблен, надо же! Какой после этого ум?! "И что он нашел в Софье? Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит, а Софья любит ограниченного человека без души, без сердца, без всяких человеческих потребностей, мерзавца, низкопоклонника, ползающую тварь, одним словом - Молчалина. Грибоедов попал в нерв: черта умного человека - изначально и неизбежно присущая уму, - увы, именно в этом. Высказываться перед теми, кто не может тебя понять; домогаться уважения тех, кого сам ты не можешь уважать ни при какой погоде; любить ту, которая способна полюбить кого угодно, кроме тебя, и, в сущности, мизинца твоего не стоит. Может ли быть иначе? Вряд ли. Потому что другое положение дел свидетельствовало бы уже о высокомерии, а оно весьма редко уживается с настоящим-то умом. Снобизм - иное дело, но редкий сноб умен в истинном смысле слова. Чаще он демонстрирует репетиловские черты - нахватался фраз, да и позиционирует себя, не особо слыша, что ему отвечают.

Горе ума - в том, что он не может априори признавать людей идиотами. В нем нет холодного презрения к тем, что много ниже, и температура его мира - не околоноля, а много выше. Горе ума - в вечном и обреченном поиске понимания, в монологах перед Фамусовыми и Скалозубами, в искреннем неумении и нежелании вести себя так, чтобы "блаженствовать на свете". Горе ума - в любви к Софье, потому что здраво оценивать возлюбленную - прерогатива буфетчика Петруши. Но ничего не поделаешь: все эти бессмыслицы - непременная черта умного человека, этой немногочисленной, но, к счастью, неистребимой породы.

Горе ума - в том, что он не может априори признавать людей идиотами. В нем нет холодного презрения к тем, что много ниже, и температура его мира - не околоноля, а много выше. Горе ума - в вечном и обреченном поиске понимания, в монологах перед Фамусовыми и Скалозубами, в искреннем неумении и нежелании вести себя так, чтобы "блаженствовать на свете". Горе ума - в любви к Софье, потому что здраво оценивать возлюбленную - прерогатива буфетчика Петруши. Но ничего не поделаешь: все эти бессмыслицы - непременная черта умного человека, этой немногочисленной, но, к счастью, неистребимой породы.

Можно ли считать умным человека,лишенного высоких духовных качеств?Или важны лишь холодный расчет,"способности к пониманию и здравому анализу"?Над этой проблемой размышляет автор предложенного для анализа текста

Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу,Д.Л.Быков обращается к пьесе А.Грибоедова "Горе от ума".Цитируя критическую статью В.Белинского о комедии и высказывание о ней А.Пушкина,автор текста акцентирует внимание на том,что умный человек должен был бы понять,в кого он влюблен.

Ведь Софья любит "ограниченного человека,без души".Да и кому Чацкий говорит умные слова?Репетилову?Неужели умный человек не может понять с кем имеет дело ?

Однако Д.Быков отмечает,что А.Грибоедов "попал в нерв",и "черта умного человека"-"высказываться перед теми,кто не может тебя понять".Иное положение дел-свидетельство высокомерия.

Позиция автора состоит в том,что умный человек не может быть лишен высоких духовных страстей и поисков.Всякий большой ум испытывает потребность в любви.Она не дается "холодным" существам,которых невозможно назвать умными."И это-один из важнейших законов,на которых держится мир",-пишет Д.Быков.

Я разделяю точку зрения автора данного текста и тоже считаю,что умный человек совмещает в себе интеллект с высокими духовно-нравственными качествами,умением любить глубоко,страстно.

В подтверждение своей точки зрения приведу литературный аргумент.

Обратимся к роману Л.Н.Толстого "Война и мир".Умная,образованная Наташа Ростова увлеклась Анатолем.Героиня сталкивается с

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • 1 из 1 К3 Отражение позиции автора исходного текста
  • 3 из 3 К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
  • 1 из 2 К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • 1 из 2 К6 Точность и выразительность речи
  • 3 из 3 К7 Соблюдение орфографических норм
  • 2 из 3 К8 Соблюдение пунктуационных норм
  • 2 из 2 К9 Соблюдение языковых норм
  • 1 из 2 К10 Соблюдение речевых норм
  • 1 из 1 К11 Соблюдение этических норм
  • 0 из 1 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
  • ИТОГО: 19 из 24

Алек­сандр, текст весь­ма непро­стой, но Вы его по­ня­ли и на­пи­са­ли хо­ро­шее со­чи­не­ние, мо­ло­дец! Жаль, что ча­стич­ные ошиб­ки сни­зи­ли его ка­че­ство.

Комедия, написанная Александром Сергеевичем Гри­боедовым. К сожалению, нет точных данных о времени возникновения замысла комедии. По некоторым данным, она была задумана в 1816 году, но существуют предполо­жения, что первые мысли о комедии появились у Грибое­дова еще раньше.

Грибоедов рассматривал театр в традиции классицизма не как уве­селительное заведение, а как трибуну, с которой можно произнести важные мысли, чтобы их услышала Россия, чтобы Россия увидела свои пороки мелочные, пошлые и посмеялась над ними.

Екатерина Рожкова

Анастасия Донцова

Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее.

Мария Малышева

я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее.

Дарья Иванова

Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее.

Белинский по молодости лет идет дальше - его смущает самая пружина действия: в Софью влюблен, надо же! Какой после этого ум?! "И что он нашел в Софье? Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит, а Софья любит ограниченного человека без души, без сердца, без всяких человеческих потребностей, мерзавца, низкопоклонника, ползающую тварь, одним словом - Молчалина. Грибоедов попал в нерв: черта умного человека - изначально и неизбежно присущая уму, - увы, именно в этом. Высказываться перед теми, кто не может тебя понять; домогаться уважения тех, кого сам ты не можешь уважать ни при какой погоде; любить ту, которая способна полюбить кого угодно, кроме тебя, и, в сущности, мизинца твоего не стоит. Может ли быть иначе? Вряд ли. Потому что другое положение дел свидетельствовало бы уже о высокомерии, а оно весьма редко уживается с настоящим-то умом. Снобизм - иное дело, но редкий сноб умен в истинном смысле слова. Чаще он демонстрирует репетиловские черты - нахватался фраз, да и позиционирует себя, не особо слыша, что ему отвечают.

Горькая и странная эта пьеса - именно о том, как ум взыскует диалога. Он не живет в вакууме, по-щенячьи горячо набрасывается на собеседника, надеясь разагитировать, перевербовать его, хоть что-то доказать, попросту выболтаться. Пушкина и Белинского смущает, что Чацкий не разобрался в Софье. Скажите на милость, естественно ли для умного человека разбираться в предмете страсти? Это признак совсем иной души - расчетливой, опытной, пусть даже и тонкой, но Грибоедова интересует ум философский, чаадаевский, чацкий, адский, самоцельный, занятый вечными вопросами. Такому мудрецу в самом деле не понять, что у него под носом делается. Грибоедов точно подмечает ахиллесову пяту всякого большого ума: необходимость отклика, а в особенности - потребность в любви. Не дается ум холодным и самодостаточным существам, это, в сущности, точная иллюстрация к поговорке про бодливую корову. И это - один из фундаментальнейших законов, на котором держится мир: если бы злодеи были умны - о, в какой ад они давно превратили бы захваченный ими мир! Но злодеи недалеки, как правило: способности к пониманию и здравому анализу съедены тщеславием, мнительностью, заботой об имидже, карьере. А ум дается таким, как Чацкий: лирическим, пылким, рассеянным, инфантильным, небрежно одетым. Высчитывать, кому и что можно сказать, - молчалинская черта. Это Молчалин у нас знает, в какое время открывать рот, а в какое тебя все равно неправильно поймут. А ум рассыпает цветы своего красноречия где захочет - ему ведь нетрудно.

Горе ума - в том, что он не может априори признавать людей идиотами. В нем нет холодного презрения к тем, что много ниже, и температура его мира - не околоноля, а много выше. Горе ума - в вечном и обреченном поиске понимания, в монологах перед Фамусовыми и Скалозубами, в искреннем неумении и нежелании вести себя так, чтобы "блаженствовать на свете". Горе ума - в любви к Софье, потому что здраво оценивать возлюбленную - прерогатива буфетчика Петруши. Но ничего не поделаешь: все эти бессмыслицы - непременная черта умного человека, этой немногочисленной, но, к счастью, неистребимой породы.

Дмитрий Львович Быков (род. 20 декабря 1967) — русский писатель, поэт и публицист, литературный критик, радио- и телеведущий, журналист, преподаватель литературы, кинокритик.

Позиция автора данного текста проста и понятна. Она состоит в том, что Грибоедов создал поистине гениальное произведение об умном и проницательном человеке, который не смог найти себе места в современном ему обществе. Монологи Чацкого, считает Быков, посвящены обретению истины, ведь герой пьесы не хотел быть таким, как требовало от него фамусовское общество. Он был умнее своего окружения, поэтому и не нашел в нем места.

С такой позицией трудно не согласиться. Умные прогрессивные люди со взглядами, не совпадающими со взглядами общества, всегда отличались от других, выделялись и стремились добиться своего. Не у всех получалось завоевать доверие и признание других. В обществе до сих пор не любят тех, кто стремится выделиться, или тех, кто думает по-другому. Однако со времен Грибоедова произошли некоторые изменения: хиппи и панки, любители татуировок и любители эпатажа могут появляться в обществе, могут высказывать свое мнение и, скорее всего, находят места, где их принимают такими, какие они есть. О том, что ты можешь свободно демонстрировать свои взгляды на политику и обществу в нашей стране, говорит многопартийная система. Пространство Интернета сегодня – это тоже место для демонстрации своих взглядов, умений и талантов. Одним словом, племя Чацких постепенно меняет мир, и может быть наступит время, когда каждый сможет мирно и спокойно говорить о себе и своих взглядах и будет понят и услышан.

Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что герои произведений могут изменять жизнь миллионов людей. Поэтому не случайно уже 200 лет мы говорим о Чацком, потому что его образ настолько гениален, что способен воздействовать на умы и требовать оценки и у современных читателей.


Февральские тропы. [Лана Астрикова] ~ Необычные образы. тонко, замечательно написано. Спасибо за возможность прикасаться к твоим стихам! Обнимаю. береги себя. С теплом сердечным.

Притча о женщине. Автор стихов и видео Натали Иволга. Читает Мария Кириллова [Мария Кириллова] ~ Прекрасная ода Женщине! Замечательное,выразительное ,волнующее прочтение чудесных стихов! Очень красивое видео! Спасибо вам,дорогие соавторы! С.

Снежинки любви мелодекламация на стихи Маргариты Шульман [Евсей Вольфсон] ~ Дорогой Евсей, очень яркая, выразительная мелодекламация! Была рада послушать. И стихи замечательные у Риты! Огромное спасибо, дорогие соавторы! С.

Время [Владимир Иванович Визгалов] ~ Спасибо, Виктор Иванович, очень понравилось, без лести! Даже захотелось украсть пару фраз, вложить в уста своего героя, но делать этого не буду -.

По"учИтелям" [Сергей Маслов (Верхне-Ольшанский)] ~ Чудесно, Серёжа, замечательно! Это весьма чувствительная тема для поэтических людей! Знающие все правила стихосложения, по моему наблюдению.

"ЗВОНКИЕ КАПЕЛИ" [иван штиль] ~ Замечательное стихотворение! БлагоДАРЮ, Иван, за творчество, за весенний настрой! Пусть наступающая весна принесёт Вам много ярких мгновений, ярких.

Прозрачные дожди. стихи Ольги Гранкиной, читает Лариса Мерзлякова [Лариса Мерзлякова] ~ Очень красивые строки. И исполнение -- чудесное, глубокое, прочувствованное. Спасибо за прекрасное! Счастливой весны (она уже скоро)! С самыми.

"Цветик-семицветик" автор Анна Гетьман, читает Любава [Любава] ~ Любашенька,ты просто здорово прочла! Анечкины стихи я тоже с удовольствием читаю!

Друзьям. [Владимир Филатов] ~ ДУШЕВНО! ТРОГАТЕЛЬНО! ИСКРЕННЕ! БлагоДАРЮ, Владимир, за творчество! Вдохновения Вам! Как можно больше преданных друзей и благодарных читателей! С.

Жизнь у моря. [Наталья Павлова] ~ Присоединяюсь к Любаше. Хочется, чтобы она прочла твои замечательные стихи. Она великолепно озвучивает!

Ничего ты не понял [Елена Данилова] ~ "в феврале я отмаюсь, а весной будет свет, и весення нежность мне украсит рассвет,"

О ЖЕННЩИНЫ, прекрасен наш Союз. [Василий Попович] ~ Настоящий гимн женщине. Стихи -- добрые и светлые. Спасибо за творчество! Василий, здоровья, удачи, счастья Вам и Вашим близким!

Только выживи. [Анна Маслова] ~ АНЕЧКА, КАК Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ Я в подале в Киеве Мой Северодонецк под обстрелом. Люди , пои подруги с детьми тоже в подземелье спасаютя

Свиристели - мелодекламация Любавы [mishal] ~ Тепло на душе от вашей работы, дорогие соавторы! Благодарю! С уважением и наилучшими пожеланиями, Лариса


Сергей Наташечкин Рейтинг: 0 / Произведений: 1
Артемий Сергеевич Суханов Рейтинг: 0 / Произведений: 1
Джангар Ойратов Рейтинг: 1 / Произведений: 3
Петр НОВИКОВ Рейтинг: 0 / Произведений: 4
Никита Солант Рейтинг: 0 / Произведений: 2
Игорь Юзипович Рейтинг: 0 / Произведений: 6
Юлия Погодина Рейтинг: 13 / Произведений: 1
Шутник без имени Рейтинг: 14 / Произведений: 2
anastasia bondarchuk Рейтинг: 14 / Произведений: 1
Alex Tibb Рейтинг: 5 / Произведений: 2

Встречи с китаянкой [Валентина Томашевская] ~ Валентина, спасибо за стихи! Очень понравились. Понравилось ваше рассуждение. Спасибо за творчество! Счастья и вдохновения Вам!

Предсказание 184. [Эдельвейс] ~ ВАЛЬДЕМАР, ПРИВЕТ! ПРИШЛО ВРЕМЯ ПРОВЕРИТЬ МУДРОСТЬ ВСЕХ, ЧТОБЫ ОБОЗНАЧИТЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУДРЕЙШЕГО УСПЕХ! И ПОМОГАЕТ ТОМУ БОГ, КТО ЗАЩИЩАЕТ СВОЙ.

Двойное затмение. Пятая глава [Светлана Веданова (Астерия)] ~ Согласна с Татьяной. ноя когда читала, то почему-то было ощущение что это не королева Асмарата. а Екатерина II. Но все равно классно. Молодец.

Цыганка нагадала / Мелодекламация Любавы [Елена Казанцева 4] ~ ЛЕНА, РАССКАЗ ТВОЙ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЙ, ТЕПЕРЬ ОН В НОВОМ ФОРМАТЕ, И ЕГО МОЖНО НЕ ТОЛЬКО ПРОЧИТАТЬ, НО И ПОСЛУШАТЬ. ПОСТАРАЛаСЬ ,ЧТОБЫ ПРОСЛУШИВАНИЕ.

Цыганка нагадала / Мелодекламация Любавы [Елена Казанцева 4] ~ Уважаемая Елена! Всех Вам благ и здоровья на долгие годы. С уважением, Гена Синицын

















Звёзд бриллианты маме моей. Исп. Вера Пенькова [Наина] ~ Как же трогательно! Полные любви и нежности стихи и чудесное Верочкино исполнение! Людмила, прекрасно выглядит Ваша мама в свои годы! Большое.

Снежинки любви - исполняет Евсей Вольфсон [Маргарита Шульман] ~ Риточка, очень яркая, выразительная мелодекламация! Была рада послушать. Изумительно прочитал Евсей! И стихи замечательные. Много раз браво! С.

Чародеи (за чашкой кофе) (стихи Е. Жуковой-Желениной) [Анатолий Ушанов] ~ Благодарю Вас за такую чарующую и медовую романтику песни, мой замечательный соавтор. Она получилась более светлой, уютной и оптимистической, чем.

Поздравляем Елену Анненкову с Днём Рождения [Виктор Смирнов] ~ Как говорил мой очень хороший друг М.П. Неплохо, очень не плохо .

небо на замке [бриз (Борис Примочкин)] ~ Песня тонкая, актуальная, горькая и ироничная, Борис. Песня актуальная, Пророчества страшат. Страсти нереальные, Картинка ирреальная, Пусть.

Мирный договор со всем миром [Виктор Смирнов] ~ Недолго осталось правосекам! А там и до НАТы дойдёт! Я с вами!

небо на замке [бриз (Борис Примочкин)] ~ С ироничной мудростью соседского дядь Коли,смотрим мы по телику на фантасмагорию.



"Я прожил счастливую жизнь" - так закончил свою исповедь главный герой романа Кемаль. Тот, кто не любил, .

Нет войне. Мы – за общечеловеческие ценности и мир на земле [Альберт Хайруллин] ~ Нет войне! Всё верно, всё правильно, война это тяжёлая изнурительная работа, это грязь, кровь и массовая смерть людей. Вроде бы всё так. Но, Альберт.

О романе Марины Степновой "Хирург" [Долорес] ~ А откуда она взялась, эта Степнова. На свои деньгри издавала? В авторской редакции - для экономии)))). А редактировать, чтоб прочесть - нет уж.

Кружевная сказка. Мелодекламация Любавы. [Ирина Ондронова] ~ Ирина и Люба. Замечательно и красиво и молодцы и браво. С уважением и дружеским приветом Андрей.

Подписавшие предательское письмо "за мир". Кто они? Список позора [Виолетта Баша] ~ Не хочу разбирать этих подписантов. Телевизор не смотрю уже давно и многих просто не знаю. Но в главном с Вами полностью согласен. В сложившейся.

Нет войне. Мы – за общечеловеческие ценности и мир на земле [Альберт Хайруллин] ~ Столько лозунгов в тексте и ни одного предложения по поводу, как мирно заставить фашистов прекратить убивать детей и стариков на Донбассе. Кстати.

О романе Марины Степновой "Хирург" [Долорес] ~ Однако же, какие авторы расплодились. Раскрепощённые. Спасибо, Галочка! Но читать это не возникло желания.

Нет войне. Мы – за общечеловеческие ценности и мир на земле [Альберт Хайруллин] ~ Двумя руками поддерживаю всех кто говорит НЕТ ВОЙНЕ. Поддерживаю точку зрения Альберта. Любая вона априори невероятное зло. Я считал так и.

Нет войне. Мы – за общечеловеческие ценности и мир на земле [Альберт Хайруллин] ~ Альберт большое спасибо вам за статью. Прочла и некоторые комментарии с которыми несогласна. Некоторые написала, что украинская армия убивала.











Авторские права на произведения защищены действующим законодательством. В "Избе-читальне" разрешается публиковать любые произведения, обсуждать любые темы, прямо или косвенно относящиеся к литературному творчеству. Именно поэтому наш сайт относится к формату самиздат.

Не важно, в какой стране вы живёте. Важно, что вы понимаете русский язык - в "Избе-читальне" вы найдёте произведения современных русскоязычных литераторов. Важно, что вы пишете на русском языке - у нас вы сможете бесплатно опубликовать свои стихи и прозу и найти своего читателя.


Задание 12 № 2172

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

12.4. Мир русской поэзии 70—90-х годов XX века.

12.5. Проблема поиска собственного пути на страницах художественного произведения (На примере произведения отечественной или зарубежной литературы.)

Комментарии к сочинениям

Между Чацким и Фамусовым разгораются бурные споры о приемлемости различных способов для получения повышений по службе и наград, о значимости общественного мнения, об образовании. Конфликт этот — социальный; с одной его стороны — Чацкий и некоторые внесценические персонажи (брат Скалозуба, князь Федор, племянник Тугоуховской), с другой — московское дворянское общество во главе с Фамусовым. Это противостояние не двух людей, а двух мировоззрений, общественных позиций; Чацкий и Фамусов — лишь наиболее яркие их представители. С исторической точки зрения такой вариант общественного конфликта неразрешим: противостояние старого и нового мирным путем разрешиться не может. Однако в комедии отношения конкретных героев, Чацкого и фамусовского общества, выяснены до конца: они глубоко презирают друг друга, не хотят иметь ничего общего; конфликт в литературном смысле разрешим, в общечеловеческом — нет. Чацкому нечего искать поддержки в ставшем ему чужом городе, где властвуют фамусовы, поэтому он уезжает.

Искренность и бескорыстие, взаимопонимание и готовность поддержать, помочь — вот основа настоящей дружбы, такой, как дружба Андрея Бол-конского и Пьера Безухова, разных по характерам, с различными индивидуальностями, но с общим стремлением к осмысленной, полноценной жизни, к полезной деятельности.

Что же их объединяет теперь, почему они интересны друг другу? Оба на перепутье. Оба думают не о карьере, а о смысле жизни, о полезной, достойной человека деятельности. Они еще не знают, чего хотят, к чему надо стремиться, не понимает этого не только наивный Пьер, но и князь Андрей, но Болконский знает точно, что жизнь, которую он ведет, не по нему. Волнуют их не только личные проблемы. Имя Наполеона у всех на устах. Оно вызывает страх и возмущение в придворном обществе. Иначе воспринимают его Пьер и князь Андрей. Пьер горячо защищает Наполеона, оправдывая его жестокость необходимостью сохранить завоевания революции; князя Андрея привлекает в Бонапарте неординарность полководца, своим талантом вознесенного на вершину славы.

В образе Василия Теркина Твардовский сумел выразить главное в русском национальном характере, выявить его лучшие черты. Это не просто бала-гур и весельчак, каким он кажется с первого взгляда. В главе "На привале", где он впервые рассказывает о себе — молодом бойце, мы узнаем, что ему уже порядком досталось от войны. Он был трижды в окружении: "Был рассеян я частично, А частично истреблен. Но, однако, жив вояка". Теркин встает перед всеми как бывалый солдат, для которого жизнь — это оставшийся от отца дом, милый, обжитой и находящийся в опасности. Он — работник, хозяин и защитник этого дома. В Теркине чувствуется боль-шая душевная сила, стойкость, умение подниматься после каждого удара.

12.4. Мир русской поэзии 70—90-х годов XX века.

Свора псов, ты со стаей моей не вяжись,

В равной сваре — за нами удача.

Волки мы — хороша наша волчья жизнь.

Вы собаки — смерть вам собачья.

Поэты-песенники не только обвиняли социальное зло, фальшь, ложь, приспособленчество, бездуховность, трусость сограждан, но и рождали мечту об идеале, о высших нравственных и духовных ценностях.

В долгих муках она умирала,

В каждой жилке стучали века.

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

Через таких мастеров как Юрий Кузнецов наша поэзия выходит на новые рубежи духовной работы человека над самим собой. Тема битвы добра и зла внутри человека, тема нравственного совершенствования личности — важнейшая на сегодняшний день.

12.5. Проблема поиска собственного пути на страницах художественного произведения (На примере произведения отечественной или зарубежной литературы.)

Жульен Сорель, главный герой романа, — сын плотника, отлично знающий латынь, сообразительный, целеустремленный и симпатичный молодой человек. Это юноша, который знает, чего хочет. Он готов идти на любые жертвы, чтобы достичь своих целей. Сорель честолюбив и сообразителен, он жаждет славы, успеха, мечтая сначала о военном поприще, а затем о карьере священника. Многие поступки Жюльена продиктованы низменными мотивами, жаждой мести, жаждой признания и поклонения, но он является не отрицательным персонажем, а скорее противоречивым и сложным характером, поставленным в непростые жизненные условия. Его кумиром становится Наполеон — выходец из народа, сумевший подчинить себе сановников и вельмож. Сорель твердо верит только в свою звезду. Он пренебрегает верой в Бога, в любовь, в людей. Его беспринципность приводит к трагедии: попирая устои общества, он, как и его кумир, оказывается отторгнутым и изгнанным им.

Читайте также: