Голгофа альберт лиханов сочинение

Обновлено: 18.05.2024

Два примера-иллюстрации доказывают нам: нравственный подвиг Януша Корчака заключается в том, что не только последние месяцы своего бытия, но и всю предыдущую жизнь он стоял рядом с бедой, точнее, жил в ее гуще, самоотверженно работая с детьми-сиротами. В этом и заключается авторская позиция.

Я разделяю точку зрения А.А.Лиханова: известный польский педагог Януш Корчак совершил подвиг ради детей не только когда вместе с ними пошел на смерть, но и когда в мирное время заботился о детях-сиротах.

Таким образом, нравственный подвиг можно совершить, одаривая сирот заботой и помощью и идя с ними в газовую камеру.

Готовое сочинение №2

Если человеку не хватает тепла и ласки, к чему это может привести? Каждый из нас заслуживает доброго отношения, и потому так важно заботиться о ближних. В тексте А.А. Лиханова поднимается проблема дефицита любви и доброты в современном мире.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: нехватка любви и доброты проявляется в формальном отношении друг к другу. Грубые и равнодушные люди бывают наказаны таким же невниманием.

В заключение хочется сказать, что в жизни действует закон бумеранга и нам всё возвращается в двойном размере. Каждый человек должен приложить усилия, чтобы мир стал немного светлее, а люди – мягче.

Готовое сочинение №3

В чём проявляется нехватка любви и доброты? К чему приводит отсутствие милосердия и сострадания? Именно эти вопросы возникают при чтении текста известного детского писателя Альберта Лиханова.

Авторская позиция заключается в следующем: нехватка любви и доброты проявляется в невнимательном, формальном отношении друг к другу. Те, для кого доброта и любовь малозначимые, второстепенные качества, бывают наказаны нелюбовью и недобротой окружающих.

Мне близка позиция автора. Действительно, воспитательной цели можно достичь только тогда, когда подходишь к своей задаче с любовью и добротой.

В заключение подчеркну, что нельзя думать, что доброта и человечность не имеют в нашей жизни никакого значения. Напротив, только любовь и милосердие спасут наш мир.

Готовое сочинение №4

Дети, воспитанные в любви, и сами научатся дарить любовь, проявлять заботу. Этот пример показывает, по мысли Лихачёва, как мало сейчас такого же самоотверженного отношения к детям у взрослых и как неохотно они воспитывают у своих сыновей и дочерей такие ценности, как забота, самоотверженность, милосердие. Эти люди не понимают, что, не посеяв в душе детей эти важнейшие качества, они получат жестоких и холодных профессионалов. Но профессионализма недостаточно для счастья, и каждый, кто не сумел любить ближнего, когда-нибудь останется в одиночестве.

Писатель ставит проблему воспитания у будущих поколений добра и справедливости; он считает, что для того, чтобы следующие поколения были не только умнее и талантливее, но и добрее и милосерднее, чем предыдущие, требуется вкладывать в них много любви, воспитывать их в духе сострадания к ближнему, заботы о ближнем.

Готовое сочинение №5

В чем проявляется нехватка любви к детям и к каким последствиям она может привести? Зачем нужно проявлять любовь и доброту по отношению к детям? На эти вопросы отвечает в предложенном для анализа тексте детский и юношеский писатель А.А. Лиханов.

Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: нехватка любви к детям оказывает негативное воздействие не только на детей, но и на взрослых, которые сталкиваются с такой же нелюбовью, поэтому так важно уметь любить детей.

С автором текста нельзя не согласиться. Нелюбовь взрослого к ребенку и отсутствие должного воспитания приведут к подобным результатам: к нелюбви ребенка к взрослому. Воспитание и доброе отношение к детям – это важный аспект не только семейных, но и общественных взаимоотношений. Данные мысли находили отражение во многих художественных произведениях отечественных писателей.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что любить детей очень важно, поскольку нелюбовь к детям негативно сказывается как на детях, так и на взрослых, которые впоследствии столкнутся с нелюбовью детей по отношению к ним.

Текст ЕГЭ 2021 Лиханова А.А. о любви и доброте (чего нам так не хватает):

(1) Чего нам так не хватает?

(2) А не хватает нам любви к детям. (3)Не хватает самоотверженности родительской, педагогической. (4)Не хватает сыновней, дочерней любви.

(21) А любовь к детям стала напоминать любовь к собственному имуществу.

(22) Впрочем, имущество порой дороже людей… (23)Что может быть печальней и горше! (24)Давно замечено: и лучшие, и худшие стороны человека выявляет беда.

(25) Януш Корчак не только последние месяцы своего бытия, но и всю предыдущую жизнь стоял рядом с бедой, точнее, жил в её гуще, работая с детьми-сиротами.

(26) Сиротство, эта библейски древняя форма человеческого одиночества, требует сострадания и соучастия, самоотверженной и терпеливой любви настоящих стоиков и гуманистов.

(27) Януш Корчак — первый из них; но не временем, пусть трагическим, измерено это первенство, а мерой его выбора, мерой честности.

(28) Мера эта — смерть.

(29) Не только поляки чтут выбор своего бессмертного учителя. (ЗО)Его имя внесено в святцы 1 и мировой педагогики, и элементарной человеческой порядочности. (31)И именно в его устах, под его пером в высшей степени правомерно звучит дидактическое, даже назидательное наставление: как любить детей.

(37)И пусть же всякий, кто спохватится и заторопится вперёд — от нелюбви к любви, от недоброты к доброте, припадёт, как к чистому истоку, к этой последней заповеди Януша Корчака.

Ну вот, пока я собиралась спасать книгу некто ybfrisco ее уже прочитал(а) и даже отзыв оставил(а). Попробую и я.

Меня книга тронула куда больше, скажу честно, в одном месте я даже немного заплакала, но поскольку была не наедине с собой пришлось это пресечь. А книга очень хорошая, пробирается в душу, куда-то глубоко-глубоко.

О чем она? О чувстве вины, также как и А. Лиханов, "высшая мера" ( Моя рецензия ), вот только она чуть светлее, чуть менее безысходная, есть в ней какой-то просвет, потому что, несмотря на колоссальную вину Пряхину есть ради чего жить, ради кого работать днями и ночами.

Собственно, эта самая вина проходит через все мысли ГГ, показанные нам, виноватым он себя чувствовал и до трагического случая на зимней гололедице. Может быть это есть некий побочный эффект нравственной чистоты героя? Вполне возможно.

Понравились мне все женские образы, хоть сколько-то раскрытые в повести - и утешительница, святая Груня,готовая помочь и простить, и Катя, которой прощение дается не с такой легкостью, и Зинаида, весьма и весьма себе на уме, но ей не хватает разума, а подлости-то и в ней нет, и лихая, веселая Валентина.

Да что уж тут переиграть характеры, повесть отменная сама по себе, целиком, а не разобранная на кусочки-впечатления, так что проще прочитать ее, нежели рецензии.

Язык Лиханова как всегда гармонирует с местом и временем действия на высший балл, мораль имеется и еще какая, герои правдоподобны, они очень просты, они такие же как любой из нас, они просто люди.

И пусть сейчас нет войны. А жизнь осталась все такая же. Поэтому посыл книги актуален и по сей день: не опускайте руки, если тяжело, если кажется, что и хуже быть уже не может, не опускайте руки и наладится, если не все, так хоть что-нибудь, верьте в себя. Присоединяюсь к этому посылу, а от себя добавлю: как бы не менялись времена, а мир по-прежнему не без добрых людей.
И Альберт Лиханов это знает.

В Чистых камушках есть эпизод, рассказывающий, почему соседи Михаськи, бабушка и ее внучки, остались без кормильца. Мама двух девочек в гололед попадает под машину и умирает. Эта небольшая зарисовка, это пояснение сиротства мы видим в "Голгофе", но уже это не эпизод, а повесть о жизни того неудачливого водителя.
Голгофа - это гора, на которой был распят Иисус. Но до распятия он вынужден был нести свой крест, в терновом венце, без посторонней помощи. Так и Алексей, главный герой произведения, оказавшись за баранкой грузовика в то злополучное утро, вмиг лишился и прежней жизни, и покоя. Одного покаяния было мало, признания невиновности также было мало и несмотря на старания бывшей жены Зинаиды выбрал свой крест и решил нести его до конца. Стоит отметить, что все происходит в последние годы Великой Отечественной войны, когда женское население в десятки раз превышало мужское, когда есть было практически нечего, а то, что давали по карточкам или удавалось выменять за дорогие сердцу вещи, - съедалось очень быстро.
Алексей становится ангелом-хранителем трех сироток и больной бабушки (в "Чистых камушках" сироток всего две ,а в "Голгофе" - три). Он работает, крутит карусель в парке отдыха и иногда разгружая вагоны, зарабатывая гроши и слушает как играет Анатолий, ставший лучшим другом, знаменитую песню со словами "Крутится вертится шар голубой". Много случается в период, когда весь Советский Союз ждет победы, надеется, что она придет в самое ближайшее время. Случается не только со страной, но и с главными персонажами книги.
У каждого своя "Голгофа", у каждого свой крест. Стоит отметить, что из всех прочитанных мною произведений Лиханова на данный момент эта далась тяжело, с перерывами. Жить с камнем в душе, с виной, с грехом, не находить покоя и самопрощения - это ужасно. Об этом невозможно читать легко и непринужденно. Об этом нельзя не думать после чтения.

В рамках флэшмоба 2013 прочитала книгу Альберта Лиханова “Голгофа”. Вспомнилось определение “социалистический реализм”. Вот именно он и есть. Хорошие правильные герои, все проблемы созданы только военным временем, ну и все прочее в законах жанра. Вместе с тем, книга совершенно не скучная и не нравоучительная. История героя, случайно сбившего насмерть женщину, а потом всю жизнь несущего крест на свою персональную Голгофу совести, действительно заставляет сопереживать. Забота о семье погибшей женщины становится главным делом его жизни, жизни весьма непростой и не очень радостной. Роман о порядочности, о честности, о том, что ответственность за поступки, пусть даже невольные, во многом делает нас людьми. Так что хоть и несколько “плоский” роман, но достойный.


Проза Альберта Лиханова, на мой взгляд, занимает отдельный пьедестал в ряду художественной детско-юношеской литературы. Все произведения мастера, очень жизненные, пронзительно серьёзные и настоящие. Читаешь и видишь картину, как живую. Все образы чётко обозначены, лица, одежда, позы, жесты и движения. Автор уделяет большое внимание внутреннему диалогу героя с самим собой. Получается, что Лихановский герой разговаривает с читателем напрямую. Отсюда ты чувствуешь, переживаешь, видишь описываемую картину и просто залпом глотаешь его книги.

Откуда писатель так тонко разбирается в детской психике, и знает ответы на все трудно решаемые жизненные вопросы? Ответ один: колоссальный жизненный опыт, работа журналистом, истинная любовь к ребёнку и бережное отношение к детству.

Поэтому книги Альберта Лиханова глубокие, читать их надо вдумчиво, смакуя каждый эпизод, каждый внутренний диалог автора с читателем и героем. Книги эти особенные и такие прекрасные, ведут читателя к росту, учат прощать, жить по совести, как должен жить настоящий ЧЕЛОВЕК, учат на горьком опыте жить, взрослеть и верить.

Я горжусь, что являюсь современником такого замечательного человека. Низкий поклон Вам, Альберт Анатольевич за Ваше творчество, доброту вашей души и непревзойдённые книги, которые лечат наши души, с юбилеем Вас!

В книге также автор знакомит нас со слепым солдатом, героем, который не носит ордена и не любит рассказывать о войне, молчит и о своих подвигах. Анатолий сидит у карусели и звонко играет на гармошке, только вот двигателя нет. Прежний сбежал. Двигатель — это тот человек, который ходит внутри цветного барабана карусели и толкает бревно, приводя механизм в движение.

Не может больше Пряхин сесть за баранку своего грузовика, тяжело на сердце. Но 3 голодных рта, которых отдадут в приют и старенькая их бабушка, молча стоят у солдата перед глазами. Днём крутит карусель, а ночью Алексей разгружает тяжёлые мешки с углём, картофелем, капустой. Полбулки хлеба или мешок мороженой капусты – это самая большая удача для Пряхина. Падает, валится, но делает. Брюшной тиф у одной из девочек сирот, смерть братишки-гармониста Анатолия, и душевная боль, связанная с предательством бывшей жены Зинаиды. Тяжела ноша, но надо нести свой крест до конца, жить по чести и совести, надо Алексею научиться прощать и верить в светлое.

Книга эта потрясла меня до глубины души. Пройдёт время, возможно забудешь имя главного героя Алексея Пряхина, но эту историю прощения, душевных смятений, настоящей порядочности и подвига, я не забуду никогда.

Большой смысл вкладывает Альберт Лиханов в истинное предназначение женщины, -материнство. Девочки должны выжить, родить детишек, а женщины на заводе все почерневшие, сгорбленные под тяжестью тяжелых ящиков, ведь им ещё жить и рожать, когда закончится эта проклятая война.

исходный текст к сочинению-рассуждению

(1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил. (3)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая. (5)Вот так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки, приложила ладошку к щеке, как-то удобно облокотилась, постояла минуточку, вздохнула и наклонилась к Пряхину, неожиданно сильно, но аккуратно приподняла одной рукой его голову, а другой взбила подушку. (6)Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка. (7)И гладила она и гладила Алексея по холодной руке и, видимо, добилась-таки своего. (8)Рука порозовела, стала тёплой, и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груше осознанно и заплакал. (9)И она заплакала тоже. (10)Только её слёзы лёгкие были. (11)Знала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют и, может, вот так же, как этот бедолага Алексей Пряхин, в госпитале где-нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь. (12)Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею? (13)После выписки тётя Груня привела Алексея в свой домик, чистенький и уютный. (14)В углу за занавеской вроде отдельной комнатки, и тётя Груня кивнула на неё: (15)– Вон твоя комнатушка. (16)– Тётя Груня, как с тобой рассчитываться-то стану? – улыбнулся Пряхин. (17)–Каким златом-серебром? (18)– И-и, милай, – ответила тётя Груня сердито. (19)– Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. (20)Храни нас Бог от этого магазина! (21)Тогда уж добро изничтожится! (22)Не станет его. (23)– Почему? – удивился Алексей. (24)Тётя Груня строго на него поглядела. (25)– Потому как добро без корысти. (26)Аль не знал?

Читайте также: