Гневное обличение мира насилия и несправедливости в романе преступление и наказание сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть "униженным и оскорбленным" глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: "Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами". Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее "каморке", которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — "задавленного бедностью", "изуродованного нищетой" "бедного и больного студента".

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. "Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою", — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. "Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. "

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. "За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения". Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти "от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. ". А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в "Дневнике писателя": "Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы".

Читать Достоевского трудно, но интересно. Одним из наиболее значительных его произведений является “Преступление и наказание”.

Проблема, над которой бился главный герой Достоевского Раскольников – как освободить человека от страданий, оказалась в романе нерешенной, ибо автор и сам не видел возможности ее разрешить. Но на пути к ее решению автор исследует и раскрывает трагические противоречия действительности, которая несправедливо губит человека, давит его.

Мир героев романа “Преступление и наказание” тревожно непривычен.

Почти все центральные фигуры романа – социально отверженные, главный герой и его избранница – это “убийца и блудница”. Это живые, но изуродованные люди, они страдают так мучительно, что читать об этом просто физически больно.

В романе почти все – бывшие. Раскольников – бывший студент, Мармеладов – бывший чиновник, Соня – бывшая барышня, малыши Катерины Ивановны – бывшие “дворянские дети”, которых нищета выгнала на улицу собирать милостыню. Вполне естественно, что герои Достоевского отторгнуты от реальной житейской практики.

Почти все они вроде бы не заняты ничем, нет

у них и нормального семейного очага, своего крова; все люди в романе – осиротевшие обломки распавшихся семей. Все они: Мармеладовы, Соня, Раскольников, Дуня, Пульхерия Александровна – существуют на чужом месте и временно. Мы встречаем их на постое в номерах, в углах, на временном пристанище у знакомых. Многих из них гонят и с этого случайного места.

Страшно звучит вопрос Мармеладова: “Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти? Ибо надо, чтобы всякому человеку, хоть куда-нибудь можно было пойти…” Почти все они вольные или невольные “вечные странники”. Нету у них и душевного покоя. Да и весь Петербург вообще – “город полусумасшедших”.

Настрой у большинства героев отрицательный. Спокойного тона нет. То и дело страшные картины сменяются еще более ужасными: вот женщина бросается с моста в реку.

Перед нами на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния. Вот пьяный, опустившийся, полубезумный, но тем не менее ясно понимающий ужас и безвыходность своего положения, Мармеладов. Вот Катерина Ивановна с детьми на улице.

Нищие, они вынуждены просить милостыню. Эти картины – неизбежная принадлежность петербургской жизни.

Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход – смерть. Кто же виновник всего этого? Ощущение безвыходности доводит Раскольникова до отчаяния, до бешенства, почти до безумия, Соню толкает на панель.

Что же будет с человечеством, которое калечат и развращают сегодня? Это волновало Достоевского. Ведь и преступление Раскольникова есть отчасти протест против ненормальности социального устройства. Особенно же волновала его участь детей.

Дети – надежда каждого народа, его будущее, страдания для Достоевского – один из тайных признаков несправедливо устроенного мира.

О жизни детей в условиях капиталистического города говорили и современники Достоевского: писатели и художники. Все мы хорошо помним стихотворение Некрасова “Плач детей”, картины Маковского “Свидание” и Перова “Тройка”. На лицах детей выражение безысходных страданий, следы вечных побоев, в их лохмотьях, позах, в измученных глазах отражена целая жизнь.

Главный герой романа – Раскольников, по ходу развития сюжета часто встречается с детьми. При виде пьяной девочки Раскольников испытывает чувство гнева к франту, ненависть к тем, кто ее погубил, желание помочь. Раскольникова поражает система, по которой живет общество: “Это, говорят, так и следует.

Такой процент, говорят, должен уходить каждый год… куда-то… к черту, должно быть, чтоб остальных освежить и им не мешать”.

При встрече с несчастными детьми у Раскольникова обостряется ненависть к окружающему миру. Слезы Коли и Лени, робкий потерянный взгляд Поли, вынужденных просить милостыню, не могут не тронуть человеческое сердце, не вызвать возмущения существующим строем, который уродует людей, делает их несчастными. “Высокая и тоненькая, как спичка Поля, обхватившая его (бра та) шею своею длинною, высохшею как спичка рукой. Она со страхом следила за матерью своими большими-большими темными глазами, которые казались еще больше на ее испуганном и исхудавшем личике”.

Как и Достоевский, Раскольников видит в детях чистоту, доброту, свет, утраченные взрослыми. Чистый мир души раскрывается в сне Родиона.

Видя, как избивают старую клячу, Родя плачет. “С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и “целует ее, целует ее в глаза, в губы… Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачками на Миколку.

– Папочка! За что они… бедную лошадку… убили!”

Взрослые, глядя на эту картину, остаются равнодушными. Все лучшее, что есть во взрослых героях романа, Достоевский связывает с миром ребенка.

Соню озаряет ореол чистоты и даже святости, и в этом вопиющий контраст с ее грязной профессией. Страшная судьба этой девушки-ребенка – наиболее веское доказательство преступности общества. Мало кто сумел так близко подойти к детской душе и так глубоко в нее проникнуть, как Достоевский.

Да и не только в детскую.

Достоевский не пишет подробно о каждом дне. В его книгах герои раскрываются перед читателем в часы и дни таких событий, какие могут выпасть на долю одного человека один только раз в жизни, а могут и не выпасть никогда.

На похоронах Достоевского среди множества венков был венок и от русских детей.

Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием. Это очень нужное человеку чувство: сострадание. Мы страдаем вместе с героями, и это обогащает наши души.

Хотелось бы, чтобы это понимали все.

Он был одним из самых значительных русских писателей, он ставил в своих книгах труднейшие философские проблемы. Одновременно он владел искусством увлекать читателя. Его читают и будут читать, пока существует человечество. В произведениях Достоевского много ярких мыслей, идей.

Но самой удивительной мне кажется вот эта: “Жизнь хороша, и надо сделать так, чтоб это мог подтвердить каждый”.

Что представляет собой современный мир? Всегда ли в мире присутствовали насилие и несправедливость ? В нашей жизни мы все чаще замечаем, насколько люди алчны, злы и беспощадны. Литература - это отражение реальности. Поэтому эти отрицательные черты человечества раскрывает великий писатель, Ф.М. Достоевский, в романе "Преступление и наказание", затронувший множество психологических и философских проблем.

В этом произведении писатель показывает читателям быт обычных людей. Но особое внимание он уделяет детям - нищим детям, выросших в неблагоприятных условиях и не имеющие будущего. Например, в семье Катерины Ивановны ребята ходят в оборванной и старой одежде и босиком, едят мало и живут с мамой в маленькой и холодной комнате. Слезы Коли и Лёни, робкий, потерянный взгляд Поли, вынужденный просить милостыню, не могут не тронуть человеческое сердце. Соня Мармеладова - ребенок, живущий взрослой, жестокой жизнью.

Она, рискуя всем и вся, идет на такой поступок, как работа "блудницей", только ради семьи, ради их благополучия. Нельзя не сочувствовать этой девушке, ведь именно бедность руководит людьми, заставляя их делать то, что несвойственно нравственным ценностям каждого. Страдания молодого поколения для Федора Михайловича — один из главных признаков несправедливо устроенного мира. Дети - это цветы жизни. Почему они должны переносить все трудности жизни с малых лет, еще не познав радости и счастья? Никто не сможет ответить на этот вопрос, но можно сказать, что общество слишком жестоко относится к нуждающимся, не имеющим даже крошки хлеба.

В данном романе Достоевский показывает жестокий мир не только со стороны несправедливости, но и со стороны насилия и неприемлемого отношения к другим. Наглядным примером являются два героя - Лужин и Свидригайлов. Петр Петрович, желая жениться на Дунечке, сестре Раскольникова, извлекает их этого собственную выгоду: бедная и беспомощная девушка станет ему рабыней, с помощью которой он надеется завоевать себе место в более высоких кругах общества. Таким образом, Лужин - корыстный, низкий человек, не достойный чего-то лучшего. Аркадий Иванович, пустой и грешный, совершил немало бесчестных поступков: изменял жене, пользуясь ее богатствами, домогался к женщинам, мошенничал в картах,попал в долговую тюрьму и, главное, выстрелил себе в голову. Всем этим он доказывает свою ничтожность, скверность. Такое поведение в обществе недопустимо, так как оно нарушает его строй и морально-эстетические нормы.

В русской литературе отражены не только счастливые мотивы жизни людей, но и их страдания, мучения. Достоевский обличает мир насилия и несправедливости, показывает последствия неправильно сложившихся норм в обществе. Реальность нередко обходится жестоко с людьми, но нужно верить в лучшее и искать подход к такой жизни, чтобы с легкостью выйти из трудных ситуаций.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Многие великие писатели в своих произведениях создавали образ Петербурга, раскрывая все новые и новые его грани. Достоевский в своем романе изображает столицу в пору стремительного развития российского капитализма. Петербург в романе — не просто фон, на котором происходит действие. Это тоже своеобразное "действующее лицо" - город, который давит, душит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи, и поэтому история нравственной борьбы Раскольникова разворачивается в романе на широком фоне повседневной жизни города.

Перед нами проходят образы спившегося чиновника Мармеладова, его жены Катерины Ивановны, умирающей от чахотки, матери и сестры Родиона Раскольникова, успевших уже в провинции, где они Жили раньше, познакомиться с тяжелой участью человека из непривилегированных слоев населения, пережить гонения помещиков и богачей. Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру своему хозяину, и его взаимоотношений с ростовщиком; мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; молчаливую трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безвыходного положения семьи пойти на улицу, чтобы продавать себя и обречь на постоянные, мучительные унижения.

Достоевский представляет нам целую галерею "деловых" людей, которые наживаются на народном горе. Образ Алены Ивановны, старухи-процентщицы, постоянно предстает перед Раскольниковым. В романе старуха возникает из мрака: ". и только виднелись ее сверкавшие из темноты глазки. Алена Ивановна — это крошечная сухая старушонка лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким острым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поредевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтевшая меховая кацавейка". Эта "старушонка" бьет и держит в рабстве свою сестру-великаншу, простодушную Лизавету.

Ростовщица скупа и безжалостна: она дает за вещи, принесенные ей в заклад, всего четвертую часть их настоящей цены и дерет непомерные проценты. А все накопленные богатства по завещанию должны перейти в монастырь и "на вечный помин" бессовестной старухиной души. Следующий представитель галереи — Лужин. Лужина автор изображает ограниченным, расчетливым и трезвым дельцом-приобретателем. Раскольников, еще до своей первой встречи с ним, разгадал корыстолюбивую, черствую и бессердечную натуру Лужина и глубоко возненавидел его. И, однако, сталкиваясь с Лужиным, Раскольников с отвращением убеждался, что, как это ему ни противно, между ним и Лужиным есть и точки соприкосновения. Лужин — не просто себялюбивый, расчетливый делец. Свой образ действий он пытается оправдать при помощи принципов политической экономии и буржуазной морали.

Выслушав рассуждения Лужина, Раскольников неожиданно сознает, что эти принципы являются более низменным вариантом его собственных взглядов, вульгарным опошлением его "идей". "А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать", — заявляет он Лужину, устанавлива общность между ними обоими. Достоевский тем самым заставляет героя ощутить близость между его "наполеоновской" теорией и экономической теорией Лужина. В отличие от Лужина, образ Свидригайлова отталкивающий и трагический. В романе авантюрист-помещик Свидригайлов воплощает нравственное разложение русского дворянства. Когда Свидригайлова посадили за долги, его выручила Марфа Петровна, на которой он вскоре женился. Неожиданно пришедшее к нему богатство, власть над крепостными душами — все это развратило его. Свидригайлов не только опустошен внутренне, он и сам трагически сознает свою опустошенность и глубоко страдает.

Отвращение к себе, трагическое ощущение начинающейся душевной болезни уживается в нем с цинизмом, с садистскими наклонностями. Борьба между жаждой жизни и голосом совести, вызывающим у него отвращение к самому себе, приводит его к самоубийству. На первый взгляд, между помещиком Свидригайловым, которого "обошла" крестьянская реформа, и бедняком Раскольниковым, сестру которого преследует Свидригайлов, столь же мало общего, как между Раскольниковым и ненавистным ему дельцом Лужиным. И однако умный Свидригайлов при первом же свидании с Раскольниковым заявляет ему, что они "одного поля ягода". Провозглашаемое Раскольниковым отрицание нравственных норм, утверждение им идеи "сильной" личности приводят не только к оправданию "идейного" преступления Родиона Раскольникова, но и к оправданию разврата и нравственной опустошенности Свидригайлова, вызывающих у него самого тоску и внутреннее омерзение.

Если "экономическая" мораль Лужина способна привести к теории Раскольникова о "праве" на преступление, то та же теория в другом видоизменении может привести к свидригайловщине, к потере различия между добром и злом, к полнейшему нравственному разложению личности — такова реальная логика вещей, которую раскрывает нам Достоевский. Мучительный для самого Раскольникова крах его идеи, та нравственная пытка, которую он переживает после убийства, выражают, по мысли автора "Преступления и наказания", торжество общественного, народного начала, присущего натуре Раскольникова, над теми эгоистическими мечтами и духовными заблуждениями, которые разъединяют человека с народом, ведут его к нравственному падению и гибели. Таков глубокий философский смысл "Преступления и наказания", делающий этот роман столь значительным для современного читателя — участника сложной и напряженной борьбы за новые социальные и нравственные идеалы.

Достоевский писал в конце своей жизни, что его заветной мечтой как человека и писателя всегда оставалось стремление помочь угнетенным и обездоленным людям во всем мире обрести достойное человека существование, завоевать путь в "царство мысли и света". Во всей реалистической прозе XIX века нет другого произведения, которое бы с такой правдивостью изображало картины страданий широких масс, вызванных нищетой, социальным неравенством и угнетением, как "Преступление и наказание". Вместе со своим главным героем Достоевский гневно отвергает как оскорбительные для человека взгляды многих мыслителей своей эпохи, полагающих, что страдания и нищета неизбежны во всяком обществе, что они составляют извечный удел человечества. Великий русский писатель страстно защищает идею нравственного достоинства человека, который не желает быть "вошью", не хочет терпеть и безмолвно подчиняться, но всем своим существом восстает против общественной несправедливости.

Читать Ф. М. Достоевского трудно, но интересно. Одним из наиболее значительных его произведений является “Преступление и наказание”. Проблема, над которой бился главный герой Достоевского Раскольников (как освободить человека от страданий), оказалась в романе нераскрытой, ибо автор и сам не видел путей ее решения. Но на пути к ее решению автор исследует и раскрывает трагические противоречия действительности, которая несправедливо губит человека, давит его. Мир героев романа “Преступление и наказание” тревожно непривычен. Почти все центральные фигуры романа — социально отверженные, главный герой и его избранница — это “убийца и блудница”. Это живые, но изуродованные люди, они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. В романе почти’ все — “бывшие”. Раскольников — “бывший студент”, Мармеладов — бывший чиновник, Соня — бывшая барышня, малыши Катерины Ивановны — бывшие “дворянские дети”, которых нищета выгоняет на улицу просить милостыню. Вполне естественно, что герои Достоевского отторгнуты от реальной житейской практики. Почти все они вроде бы не заняты ничем, нет у них и нормального семейного очага, своего крова, все люди в романе — осиротевшие обломки распавшихся семей. Все они: Мармеладовы, Соня, Раскольников, Дуня, Пульхерия Александровна — существуют на чужом месте и временно. Мы встречаем их на постое в номерах, в углах, на временном пристанище у знакомых. Многих из них гонят и с этого случайного места. Страшно звучит вопрос Мармеладова: “Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти? Ибо надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…” Почти все они вольные или невольные “вечные странники”. Нету у них и душевного покоя. Да и весь Петербург вообще — “город полусумасшедших”. Настрой у большинства героев отрицательный. Спокойного тона нет. То и дело страшные картины сменяются еще более ужасными: вот женщина бросается с моста в реку. Перед нами на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния. Вот пьяный, опустившийся, полубезумный, но тем не менее ясно понимающий ужас и безвыходность своего положения Мармеладов. Вот Катерина Ивановна с детьми на улице. Нищие, они вынуждены просить милостыню. Эти картины — неизбежная принадлежность петербургской жизни. Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход — смерть. Кто же виновник всего этого? Ощущение безвыходности доводит Раскольникова до отчаяния, до бешенства, почти до безумия. Соню толкает на панель. Что же будет с человечеством, которое калечат и развращают сегодня? Это волновало Достоевского. Ведь и преступление Раскольникова есть отчасти протест против ненормальности социального устройства. Особенно же волновала его участь детей. Дети — надежда каждого народа, его будущее. Страдания детей для Достоевского — один из главных признаков несправедливо устроенного мира. На страницах романа писатель, рассказывая о жизни детей, разоблачает чудовищную преступность общества, потому что в этом обществе страдают дети, льются детские слезы. О жизни детей в условиях капиталистического города говорили и современники Достоевского: писатели и художники. Все мы хорошо помним стихотворение Некрасова “Плач детей”, картины Маковского “Свидание” и Перова “Тройка”. На лицах детей выражение безысходных страданий, следы вечных побоев, в их лохмотьях, позах, в измученных глазах отражена целая жизнь. Достоевский говорит о горькой доле детей, об их страданиях и этим разоблачает существующий строй. Писатель считал, что общество, в котором страдают дети, — преступно. Главный герой романа — Раскольников, но все его поступки обращены к детям. При виде пьяной девочки Раскольников испытывает чувство гнева к франту, ненависть к тем, кто ее погубил, желание помочь девочке. Раскольникова поражает система, по которой живет общество: “Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год… куда-то… к черту, должно быть, чтоб остальных освежить и им не мешать”. При встрече с несчастными детьми у Раскольникова обостряется ненависть к окружающему миру. Слезы Коли и Лени, робкий потерянный взгляд Поли, вынужденных просить милостыню, не могут не тронуть человеческое сердце, не вызвать возмущения существующим строем, который уродует людей, делает их несчастными. “Высокая и тоненькая, как спичка, Поля, обхватившая его (брата) шею своею длинною, вы- сохшею рукой. Она со страхом следила за матерью своими большими-большими темными глазами, которые казались еще больше на ее испуганном и исхудавшем личике”. Как и Достоевский, Раскольников видит в детях чистоту, доброту, свет, утраченные взрослыми. Чистый мир души раскрывается в сне Раскольникова. Видя, как избивают старую клячу, Родя плачет. “С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы… Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачками на Ми-колку. — Папочка! За что они… бедную лошадку… убили!” Взрослые, видя эту картину, остаются равнодушными. Все лучшее, что несут взрослые герои романа, Достоевский связывает с миром ребенка. Соню озаряет ореол чистоты и даже святости, и в этом вопиющий контраст с ее грязной профессией. Страшная судьба этой девушки-ребенка — наиболее веское доказательство преступности общества. Ведь дети не только тепло и свет для людей в настоящем, они — их будущее. Без них невозможна жизнь человечества на земле. Мало кто сумел так близко подойти к детской душе и так глубоко в нее проникнуть, как Достоевский. Да и не только в детскую. Достоевский не пишет о жизни каждого дня. В его книгах герои раскрываются перед читателем в часы и дни таких событий, какие могут выпасть на долю одного человека один только раз в жизни, а могут и не выпасть никогда. На похоронах Ф. М. Достоевского среди множества венков был венок и от русских детей. Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием. Это очень нужное человеку чувство: сострадание. Мы страдаем вместе с героями, и это обогащает наши души. Хотелось бы, чтобы это понимали все. Ф. М. Достоевский был одним из самых серьезных русских писателей, он ставил в своих книгах труднейшие философские проблемы. Одновременно он владел искусством увлекательного чтения. Его читают и будут читать, пока существует человечество.
В произведениях Достоевского много удивительных мыслей, идей. Но самой удивительной мне кажется вот эта: “Жизнь хороша, и надо сделать так, чтоб это мог подтвердить каждый”
.







Читайте также: