Главное сочинение фейербаха называется

Обновлено: 30.06.2024

Немецкий философ. Первоначально последователь Гегеля, затем (1839) подверг критике его философию идеализма, противопоставив антропологический материализм. Основные сочинения: "К критике философии Гегеля" (1839), "Сущность христианства" (1841), "Основы философии будущего" (1843), "Сущность религии".

Людвиг Андреас Фейербах родился 28 мая 1804 года в Ландсгуте, в Баварии, в семье выдающегося криминалиста Ансельма Фейербаха, память которого Людвиг глубоко чтил и увековечил имя отца посмертным изданием его писем и неопубликованных рукописей. Братья Людвига избрали различные поприща, один был математиком, другой, как и отец, юристом, третий стал известным археологом и искусствоведом. "Удивительное явление, - писала впоследствии жена одного из братьев, Генриетта Фейербах, - эта семья, такая необыкновенно одаренная, и все-все несчастливы…"

Окончив местную гимназию в 1822 году, девятнадцатилетний Людвиг в следующем году поступил в Гейдельбергский университет, избрав своей специальностью богословие, за изучение которого он принялся с большим воодушевлением. На первом году обучения он находил пищу для своего ума в лекциях гейдельбергского профессора Карла Дауба. Людвиг жадно прослушал несколько его курсов. В отличие от мертвого догматизма своих коллег Дауб вносил в свои теологические курсы живую мысль, навеянную философским учением Гегеля, наполнял лекции логическим содержанием, заставлял думать. Людвиг обращается к первоисточнику, - к самому Гегелю. "После того как я прослушал у восхитительного Дауба наилучшую часть, прослушал не только физически, ушами, но умом и душой, как полезно было бы мне продолжать свое образование в Берлине.

В 1824 году Людвиг осуществляет свое намерение и не жалеет об этом. В Берлинском университете Людвиг попадает в необычную атмосферу. "Студенческие попойки, дуэли, пикники здесь абсолютно немыслимы", - пишет он отцу. Его захватывают царящая среди берлинских студентов увлеченность занятиями, прилежание, стремление к совершенствованию, к овладению знаниями, к чему-то высшему. По его словам, по сравнению с этим университетом, где чувствуешь себя как в рабочем доме, прежний кажется кабаком.

Больше всего он восхищался, конечно, лекциями Гегеля. От каждой из них он приходил в волнение и после каждой уходил духовно обогащенным. Дауб подготовил Фейербаха к восприятию "мощного воздействия глубины и богатства" гегелевской мысли. В течение двух лет Людвиг прослушал все курсы, которые читал Гегель - логики (дважды), метафизики, философии религии. К его удивлению, эти лекции вовсе не были для него так трудно постижимы, как изданные произведения Гегеля.

Лекции его были ясными и вразумительными, поскольку он учитывал способность усвоения своих слушателей. Гегель учил думать, развивал в слушателях способность теоретического мышления. Вкус к независимому теоретическому мышлению - вот главный урок, который извлек Фейербах из лекций Гегеля.

Вопреки возражениям отца, указывавшего на потерянное для изучения теологии время и практическую ненадежность философской карьеры, Людвиг настоял на своем и бросил занятия теологией. Он убеждал отца, что сделал это не по легкомыслию, а по настоятельной внутренней потребности. "Радуйся вместе со мной, что для меня наступила новая жизнь, новая эра, радуйся, что я бежал из рук грязных попов, что теперь в числе моих друзей такие умы, как Аристотель, Спиноза, Кант и Гегель".

Два мотива можно уловить в тогдашнем настроении Фейербаха. Один из них - упоение мышлением. "Нигде, - пишет он брату, - так не прогрессируешь, как в мышлении. Если мысль однажды освободилась от своих границ, то это - поток, неудержимо увлекающий нас вперед". Второй мотив тяготение к реальному знанию - с небес Фейербах возвращается на землю.

"Я хочу прижать к своему сердцу природу, перед глубинами которой отступает в ужасе трусливый богослов". Философ в его понимании вовсе не витает в облаках, не бродит в тумане, это не лунатик, который не видит ничего вокруг себя, а мыслитель, в совершенстве владеющий эмпирическими знаниями.

По окончании Берлинского университета 13 декабря 1828 года, в Эрлангенском университете состоялась публичная защита Фейербахом диссертации на тему "О едином, всеобщем и бесконечном разуме". Диссертация на 42 страницах, в соответствии с требованиями написанная по-латыни, была в целом выдержана в духе гегелевского абсолютного идеализма.

"Поскольку я мыслю, поскольку я являюсь мыслящим субъектом, во мне действительно имеется налицо всеобщее как всеобщее, разум непосредственно как разум". В том выражается единство сущности и существования. Философию Гегеля Фейербах воспринял по-своему. Уже в начале занятий в Берлине при всей восторженности Фейербаха в его суждениях звучат такие нотки.

"Я бесконечно рад гегелевским лекциям, из чего, однако, еще совсем не следует, что я решил сделаться гегельянцем. Можно его (Гегеля) слушать, притом с усердием, вниманием и сосредоточением не становясь приверженцем его школы". После успешной защиты диссертации молодой, двадцатипятилетний доктор философии получил возможность в качестве приват-доцента преподавать курс "гегелевской философии" в Эрлангенском университете.

В течение трех лет, с 1829 по 1832 год он читал лекции по логике и метафизике, а также по истории новой философии. В своем изложении Фейербах придерживался гегелевских воззрений, оговаривая, однако, что, в отличие от своего учителя, он не рассматривает гегелевскую философию как абсолютную, последнюю ступень философской мысли. Он был убежден в возможности дальнейшего прогресса философии.

Через год после начала преподавательской деятельности Фейербаха, в 1830 году, в Нюрнберге вышла анонимная книжка под названием "Мысли о смерти и бессмертии, по рукописям одного мыслителя с приложением богословско-сатирических ксений (эпиграмм)". Это и было первым печатным выступлением Фейербаха, в значительной мере определившим весь его дальнейший жизненный путь.

В этой работе он с юношеским задором опровергает одну из основных догм христианства - веру в личное бессмертие, в загробную жизнь. Главный вывод "Мыслей" вера в бессмертие души обесценивает единственно реальную, земную жизнь, делает пустыми и никчемными все наши заботы и старания.

"Ты меня спрашиваешь, что я такое? Подожди, когда меня не будет". Мера ценности человека - то, что он оставил после себя человечеству. Фейербах не мог не понимать, что бросает вызов церковникам, теологам, правоверным властям. Недаром он издал книгу анонимно. Однако их негодование превзошло все ожидания. Особенное озлобление вызвали приложенные к "Мыслям" ядовитые сатирические двустишия. Книга вскоре была конфискована. Тайна анонима была раскрыта, и автор ее был изгнан из университета и лишен права преподавания. Возврата на университетскую кафедру не было. Репутация свободомыслящего, атеиста, "антихриста" наглухо закрывала перед ним все двери.

Тем не менее никогда впоследствии Фейербах не жалел о своем выступлении. Уже на склоне лет, живя в крайне тяжелых условиях, он писал В. Болину, одному из своих приверженцев.

"Впрочем, я и теперь не жалею о том шаге, который предопределил мой жизненный путь, хотя этот шаг отнюдь не способствовал блестящей карьере". Перед подвергнутым остракизму двадцативосьмилетним философом встал закономерный вопрос что делать? К тому же в 1833 году он потерял своего отца. Фейербах старался приободрить себя, когда писал брату о том, что мир велик и если не в Германии, то где-нибудь в другой стране или на другом континенте найдется ему местечко, а может быть, и времена переменятся. Средств для переезда за границу не было Фейербах готов был наняться домашним учителем, что позволило бы ему продолжать занятия философией.

"Ведь господствующая, все остальное перевешивающая склонность во мне, - писал он сестре в 1833 году, - как показывает моя жизнь, это склонность к научным занятиям, к духовному развитию…". Но ничего подходящего, что позволило бы удовлетворить эту естественную для него потребность, не находилось.

Оставался один путь - ненадежный, полный превратностей, но все же открывавший творческие перспективы - путь самостоятельного писателя. И Фейербах пошел по этому тернистому пути. Свои раздумья об избранном им призвании он изложил в изданной в 1834 году небольшой книжке "Абеляр и Элоиза, или Писатель и человек". Лейтмотив книги - нераздельное единство писателя и человека, воплощение личности в ее творении. "… Книга - это человек, а человек - это книга. Что ты есть, то ты думаешь, что ты думаешь, то ты есть", - писал он впоследствии одному из своих друзей, К. Байеру.

Лишившись преподавательской работы, Фейербах напряженно продолжает изучать историю новой философии. В результате в 1833 году выходит первый, а в 1837 и 1838 годах второй и третий тома его "Истории новой философии". В этот же период происходят перемены в личной жизни Фейербаха, связанные с его знакомством с Бертой Лев, будущей женой, всю жизнь преданно разделявшей с ним его заботы, горести и радости. Уже в письмах к своей невесте Фейербах делится с ней своими творческими планами и замыслами, всегда находя заботливое участие и моральную поддержку. 12 ноября 1837 года Берта Лев стала Бертой Фейербах. Тридцатитрехлетний философ окончательно покинул Эрланген и поселился на родине жены. Глухая франконская деревня Брукберг стала его научной лабораторией, родиной созданного им нового философского учения.

"Когда-то в Берлине, а теперь в деревне! Какой абсурд! Но нет, мой дорогой друг! Посмотри, я здесь, у источника природы, полностью смываю с себя тот песок, которым берлинская государственная философия засыпала мне не только мозг, для чего песок и был предназначен, но - к сожалению! - также и глаза. Логике я научился в германском университете, а оптике - искусству видеть - я научился в немецкой деревне".

Двадцать четыре года Фейербах почти безвыездно прожил в Брукберге. Здесь были задуманы и написаны его основные произведения. Свой рабочий кабинет в Брукберге он называл "колыбелью своих духовных порождений". Его жена была одной из трех совладелиц небольшой фарфоровой фабрики, управляемой ее братом и расположенной в бывшем охотничьем замке. Во флигеле фабричного здания и поселился Фейербах. Доля скудного дохода, приносимого фабрикой, и скромные литературные гонорары служили средствами существования семьи. "Этот Людвиг, - писала о нем Генриетта Фейербах, - годами сидит в своем гнезде, удалившись от Бога и всего света, так как жизнь там очень дешевая, а на фабрике у него бесплатная квартира. Никуда не выезжает, никаких развлечений…"

Уединенный деревенский поселок был окружен лесами и полями и имел к тому же, по словам Фейербаха, то преимущество, что в нем не было ни церкви, ни священников. "… Мы, - писал он о себе, - необщественные животные, отшельники, литературные анахореты". Фейербах сумел нужду превратить в добродетель. Вместе с лишениями он обрел полную духовную независимость: "Чем меньше имеешь извне, тем больше ищешь своего счастья в умственной деятельности".

Философия, - писал он, - должна будить, должна возбуждать мысль, она не должна брать в плен наш ум сказанным или написанным словом…"

Фейербах отличался огромным трудолюбием. Его рабочий день начинался с утра и заканчивался в 8 часов вечера, тогда только он закуривал трубку, выпивал кружку пива, прочитывал газеты. Он ничего не делал наспех, без тщательного изучения, обдумывания, взвешивания. Так, работая над статьей о Лютере, он просмотрел 23 фолианта его сочинений. Он сам пишет, что непрестанно "критикует, исправляет, повторяет, накопляет, комментирует, делает бесчисленные выписки".

Литературная работа для него не ремесленный труд, она требует от него не только знаний и воли, но и творческого подъема, вдохновения. Ему нужны "ясное небо, свежая голова, хорошее расположение духа, олимпийское настроение". Фейербах не умел писать, быстро и много. Он не принадлежал к тем авторам, у которых, когда они берутся за перо, оно как бы само пишет. Ему необходимо втянуться в работу, которая его захватывает, поглощает. Он становится глухим и слепым для всего другого "Каждая работа для меня - это хроническая болезнь".

Рассказывая друзьям о своей манере работать, Фейербах замечает, что бывают двоякого рода авторы: одни создают свои работы сразу, как христианский Бог свои творения: сказано - сделано; другие, к которым принадлежит Фейербах, в муках рождают свои духовные детища. "Мои мысли прорастают, растут и созревают, как растения в поле или дети во чреве матери. Вот почему это очень длительный процесс". Он никогда не переставал учиться, критически пересматривать, исправлять ошибки и заблуждения. В письме к невесте он оценивает свою первую печатную работу как "… юношескую, полную несовершенств и недостатков. Многое в ней темно, неверно, односторонне, сформулировано жестко, неуклюже". Он никак не мог бы отнести к самому себе упрек, высказанный в одном из его афоризмов: "Скажу тебе: величайшей ошибкой твоей жизни было то, что ты никогда не ошибался, никогда не грешил". Претензия на безошибочность неизбежно влечет за собой застой мысли, косное самодовольство. И его произведения написаны так, что требуют мыслительной работы читателя. Он намеренно побуждает своего читателя задуматься. Фейербах замечал, что "остроумная манера писать состоит, между прочим, в том, что она предполагает ум также и в читателе…" Такая манера всегда служила для Фейербаха правилом в его литературной работе.

Человека Фейербах рассматривает как "единственный, универсальный и высший предмет философии".

Фейербах считает, что философия должна исходить из чувственных данных и заключить союз с естествознанием. Философия заменяет религию, давая людям вместо утешения понимание своих реальных возможностей в деле достижения счастья. Она должна быть антропологией, то есть учением о человеке. Новая философия, под которой Фейербах понимает свою систему философии, рассматривает и человека, и природу как единственный предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку.

Фейербах был непревзойденным критиком идеализма и религии. Он полагал, что религию порождают как страх перед стихийными силами природы, так и те трудности, страдания, которые испытывают люди на земле. Кроме того, в образе божества отражаются надежды, идеалы человека, поэтому религия и наполнена жизненными представлениями, так как Бог есть то, чем человек хочет быть. Для Фейербаха природа - это высшая реальность, а человек - высший продукт природы. В лице человека природа ощущает, созерцает себя. Нет ничего выше природы, нет ничего ниже природы. Природа бесконечна, как и вечна, пространство и время - основные условия всякого бытия и сущности, всякого мышления и деятельности, всякого процветания и успеха.

Фейербах - сдержанный и молчаливый в обыденной жизни - в своих работах проявлял бурный темперамент. Недаром фамилия "Фейербах" дословно переводится как "огненный поток".

"Эвдемонизм" - последнее произведение Фейербаха. Проникнутое глубокой верой в человеческое счастье, оно написано в очень тяжелых условиях. Последние годы жизни великого материалиста были омрачены невзгодами и лишениями.

В 1859 году зять Фейербаха обанкротился, и его фарфоровая фабрика была продана на аукционе с молотка. Покупателем ее было баварское правительство. Фейербах лишился основного средства к существованию и был на старости лет изгнан из своего убежища отшельника. Баварское правительство учредило в Брукберге колонию для малолетних преступников, во главе которой поставило пиетистского священника.

В конце сентября 1860 года Фейербах переселился в Рехенберг, неподалеку от Нюрнберга". Я изгнан из своего двадцатичетырехлетнего изгнания, - писал Фейербах в октябре 1860 года из Рехенберга Эмме Гервег, - меня выгнали из храма моих муз". "Два года я прожил в Берлине как студент и двадцать четыре года в деревне как приват-доцент, - писал он Болину - Это не пустяк - в мои годы отказаться от вкоренившихся привычек".

Фейербах чувствовал себя на новом непривычном и неудобном месте, "как цветок без цветочного горшка, как река без русла, как картина без рамы". "Моя разлука с Брукбергом подобна разлуке души с телом", - писал он в своем дневнике, сидя в холодной чердачной комнатушке своей рехенбергской хижины.

Немногочисленные друзья знали, что Фейербах живет в нужде В 1862 году издатель собрания его сочинений Отто Виганд писал в своем обращении к генеральному секретарю Шиллеровского фонда в Веймаре, известному драматургу К. Гуцкову. "Фейербах живет в деревне Рехенберг под Нюрнбергом. Он живет в Рехенберге наукой, но она не может насытить желудок даже философа!" Виганд просил назначить стипендию престарелому Фейербаху. "Грядущие поколения, - писал он, - несомненно будут произносить в честь его хвалебные речи и воздвигать ему памятники, но это будет лишь тогда, когда прах его уже сгниет."

Вопрос о присуждении Фейербаху скромной стипендии в 300 талеров в год вызвал серьезные разногласия в Совете фонда, но в конце концов, после трехкратного голосования, Шиллеровский фонд предоставил стипендию, которая давала возможность Фейербаху с женой и дочерью жить в условиях "античной республиканской бережливости и воздержанности", по его собственному выражению. "Но, - добавлял он, - я вовсе не думаю из-за этого оставить свое перо в покое", и он продолжал писать свои "Эвдемонизм".

Между тем слава забытого на своей родине благородного мыслителя начала проникать за границы Германии. На разных языках появились переводы его основных сочинений. Сент-Луисское философское общество избрало его своим членом-корреспондентом.

Нашлись друзья в Вене, организовавшие сбор денег для Фейербаха. В Лондоне такой же сбор организовал комитет Карла Блинда. Нью-йоркский "Союз свободомыслящих" послал сто долларов в далекий Рехенберг. Жизнь Фейербаха подходила к концу. Одно за другим последовали мозговые кровоизлияния. Затем паралич.

13 сентября 1872 года перестала мыслить его неутомимая, беспокойная голова. За два года до смерти Фейербах вступил в ряды Нюрнбергской секции Германской социал-демократической партии. У гроба Фейербаха не было ни одного представителя немецких университетов. Провожала его прах на кладбище Св. Иоанна траурная процессия нюрнбергских рабочих. Потребовалось почти шестьдесят лет для того, чтобы на этой могиле, после упорного сопротивления магистрата, был воздвигнут памятник с эпитафиями: "Человек создал Бога по своему образу и подобию" и "Твори добро из любви к человеку". Но через два года этот памятник был снесен пришедшими к власти фашистами.

Изучал богословие в Хайдельберге у гегельянца Дауба, от которого и воспринял идеи Гегеля; затем слушал самого Гегеля в Берлине. С 1828 года читал лекции в Эрлангене; с 1836 года жил около Байройта, потом в Нюрнберге на горе Рехенберг.





Основные работы

Когда имя автора стало известно, Фейербах навсегда потерял возможность быть профессором. Попытки его друзей доставить ему кафедру были безуспешны. В сочинении о Бейле Фейербах впервые с особенной силой подчеркивает непримиримую противоположность между философией и религией. Он указывает на слепое подчинение авторитету и догме и на веру в чудо — как на основания богословия, на свободу разумного исследования и изучение закономерности явлений — как на основания науки и философии. Фейербах здесь намечает проблему психогенезиса религиозных догматов, как своеобразных метафизических иллюзий человеческого ума.

Философские и религиозные идеи Фейербаха оказали глубокое влияние на Маркса, Энгельса и других духовных вождей немецкой социал-демократии. Научный анализ философии Фейербаха сделан Ф.Энгельсом в книге "Людвиг Фейербах и конец классической философии" (1888).

Философские взгляды



Фейербах убеждён, что чувственность — единый источник истинного знания. Это неизбежно приводит его к отрицанию существования общих понятий и к признанию истинным единичного, конкретного. Повторяя, таким образом, сенсуалистов XVIII века, Фейербах не останавливается на подробном исследовании того, как чувство само может быть источником знания; в то же время Фейербах вместе с Гегелем глубоко убеждён в могуществе разума, в возможности всеобщего и необходимого познания.

Этика Фейербаха

Feuerbach andreas.jpg


Учение о религии

По Фейербаху, её роль сыграна: мы познали научным путём ту метафизическую иллюзию, которая лежит в основе религиозного творчества; секрет религиозных явлений отгадан, идейная сторона религии утрачивает свой raison d'être. Эмоциональная её основа также теряет своё значение. Религиозная потребность проистекала из невозможности удовлетворить желаниям и идеалам; но по мере прогресса наук, искусств и социальных форм жизни эти идеалы мало-помалу осуществляются, и религия утрачивает то положительное значение, какое она имела в прошлом. Подобно тому, как теперь золотых дел мастер или поэт не нуждаются в покровительстве Гефеста или Аполлона, так, можно надеяться, человечество научится в будущем искусству быть счастливым и нравственным без содействия богов.

Цитаты

Сочинения

Судьба сочинений

Литература

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Примечания

Ссылки

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 28 июля
  • Родившиеся в 1804 году
  • Родившиеся в Ландсхуте
  • Умершие 13 сентября
  • Умершие в 1872 году
  • Умершие в Нюрнберге
  • Философы по алфавиту
  • Историки философии
  • Историки по алфавиту
  • Философы немецкой философской школы
  • Младогегельянцы
  • Гегельянцы
  • Социалисты
  • Ландсхут

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Фейербах, Людвиг Андреас" в других словарях:

Фейербах Людвиг Андреас — Людвиг Андреас Фейербах Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach; 28 июля 1804, Ландсхут 13 сентября 1872, Рехенберг) выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон … Википедия

ФЕЙЕРБАХ ЛЮДВИГ АНДРЕАС — (Feuerbach, Ludwig Andreas) (1804–72) Родился в Ландсхуте, Бавария, в семье известного юриста и администратора. Изучал теологию в Гейдельберге и философию в Берлине под руководством Гегеля (Hegel). Первая работа, опубликованная в 1830 г. после… … Политология. Словарь.

Фейербах Людвиг Андреас — Фейербах (Feuerbach) Людвиг Андреас (28.7.1804, Ландсхут, Бавария, √ 13.9. 1872, Рехенберг, близ Нюрнберга), немецкий философ материалист и атеист. Родился в семье криминалиста А. Фейербаха. Окончив местную гимназию, поступил в 1823 на… … Большая советская энциклопедия

Фейербах, Людвиг Андреас фон — Людвиг Андреас Фейербах Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach; 28 июля 1804, Ландсхут 13 сентября 1872, Рехенберг) выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон … Википедия

ФЕЙЕРБАХ Людвиг Андреас (1804- 1872) — немецкий философ. Получил образование в Гейдельбергском и Берлинском университетах. (В Берлине после курса лекций Гегеля Ф. пишет отцу: За четыре года я узнал от Гегеля больше, чем за два предыдущие года .) В 1828 защитил диссертацию О едином,… … История Философии: Энциклопедия

Людвиг Андреас Фейербах — Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach; 28 июля 1804, Ландсхут 13 сентября 1872, Рехенберг) выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон Фейербаха. Изучал… … Википедия

Фейербах, Людвиг — Людвиг Андреас Фейербах Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach; 28 июля 1804, Ландсхут 13 сентября 1872, Рехенберг) выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон … Википедия

Фейербах, Людвиг Ансельм — Людвиг Андреас Фейербах Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach; 28 июля 1804, Ландсхут 13 сентября 1872, Рехенберг) выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон … Википедия

Фейербах Людвиг Ансельм — Людвиг Андреас Фейербах Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach; 28 июля 1804, Ландсхут 13 сентября 1872, Рехенберг) выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон … Википедия

Фейербах убеждён, что чувственность — единый источник истинного знания. Это неизбежно приводит его к отрицанию существования общих понятий и к признанию истинным единичного, конкретного. Повторяя, таким образом, ошибки сенсуалистов XVIII века, Фейербах не останавливается над подробным исследованием того, как чувственность может сама по себе быть источником знания; в то же время Фейербах вместе с Гегелем глубоко убеждён в могуществе разума, в возможности всеобщего и необходимого познания.

Главные работы Фейербаха

Когда имя автора стало известно, Фейербах навсегда потерял возможность быть профессором. Попытки его друзей доставить ему кафедру были безуспешны. В сочинении о Бейле Фейербах впервые с особенной силой подчеркивает непримиримую противоположность между философией и религией. Он указывает на слепое подчинение авторитету и догме и на веру в чудо — как на основания богословия, на свободу разумного исследования и изучение закономерности явлений — как на основания науки и философии. Фейербах здесь намечает проблему психогенезиса религиозных догматов, как своеобразных метафизических иллюзий человеческого ума.

Этика Фейербаха


Воззрения Фейербаха на религию

В настоящее для Фейеребаха время её роль сыграна: мы познали научным путём ту метафизическую иллюзию, которая лежит в основе религиозного творчества; секрет религиозных явлений отгадан, идейная сторона религии утрачивает свой raison d'être. Эмоциональная её основа также теряет своё значение. Религиозная потребность проистекала из невозможности удовлетворить желаниям и идеалам; но по мере прогресса наук, искусств и социальных форм жизни эти идеалы мало-помалу осуществляются, и религия утрачивает то положительное значение, какое она имела в прошлом. Подобно тому, как теперь золотых дел мастер или поэт не нуждаются в покровительстве Гефеста или Аполлона, так, можно надеяться, человечество научится в будущем искусству быть счастливым и нравственным без содействия богов.

Немецкий философ Людвиг Андреас фон Фейербах родился 28 июля 1804 года в Баварии. Его отец был известным криминологом, специалистом по уголовному праву. Сам же Людвиг посвятил жизнь философии. Он придерживался материалистического направления и был одним из самых ярых представителей атеизма.

Биография мыслителя

фото 769

Фейербах был студентом факультета теологии Гейдельбергского университета. Молодой философ увлеченно изучал богословие, охотно посещал лекции. Его любимым преподавателем был Карл Дауба. Фейербаху нравилось, что профессор читал лекции, донося до студентов живые, интересные мысли. Заставлял их размышлять. Курсы были построены на Философии Гегеля. Людвигу нравилось общаться с этим знаменитым мыслителем. Чтобы продолжить образование, в 1824 году он переезжает в столицу немецкого государства — Берлин.

Позже, Фейербах становится преподавателем философии в Эрлангене. Его лекции по логике, метафизике, новой философии внимательно слушал знаменитый Карл Маркс.

Философия Фейербаха уделяла большое значение мыслям. Мысль в его понимании, это нескончаемый поток, способный сметать все на своем пути. Кто виртуозно владеет мыслями, тот не должен бояться никаких преград. Людвиг говорит о том, что вера в бессмертную душу обесценивает земные старания человека. А ведь ценность каждого определяется тем, что он оставил своим потомкам.

В 1836 году, философ женился на девушке, которая была одной из владелиц небольшого завода по производству фарфора и переехал в небольшую деревеньку Брукберг, где продолжил писать научные труды.

Политическая жизнь не представляла для ученого большого интереса, но в 1872 году он стал членом социал-демократической партии под предводительством Карла Маркса.

В последние годы жизни, философ жил в городке Рехенберг, рядом с Нюрнбергом. Он переехал сюда в 1859 году. Фарфоровый завод, который приносил его семье прибыль долгие годы, обанкротился. Поэтому у Фейербаха возникли серьезные финансовые проблемы.

Учение Фейербаха о познании

Людвиг Фейербах утверждал, что истина, действительность и чувства не могут находиться друг без друга. Человек понимает только то, что чувствует. Если мы прислушиваемся к чувствам, то перестаем сомневаться. Это главный инструмент познания окружающей действительности и единственный источник истинного знания.

Этика Фейербаха

В философии Людвига Фейербаха, огромное внимание уделяется вопросам этики и религии. Предметом этики является область человеческой воли, которая исходит из стремления к счастью. Не имеет смысла говорить о вопросах нравственности, если человек не стремится к личному счастью. Забота о собственном счастье противоречит стремлению служить на благо других.

Истинная этика основывается не на удовлетворении собственных нужд, а на уважении интересов других людей. Можно стать счастливым лишь, сделав счастливым своего партнера.

Если возникает конфликт между чувством долга и эгоизмом, его можно преодолеть. Мы часто пытаемся находить компромисс между своими интересами и долгом. Даже если поначалу мы чувствуем сопротивление, постепенно приходит удовлетворение и счастье от служения другим.

Основные работы Фейербаха

За свою жизнь, Людвиг Фейербах написал немало работ, ставших значимыми в развитии философской мысли.

фото 770

Эвдемонизм — особое направление в этике, которое считает главным критерием нравственного поведения людей их стремление к счастью — наивысшему благу.

Работы философа не остались незамеченными. Его идеи сильно повлияли на взгляды Фридриха Энгельса, Карла Маркса и других представителей немецкой социалистической демократии. Представитель русской философии Сергей Булгаков называл его философом и богословом материалистического социализма.

Философские взгляды мыслителя

Невозможно ничего познать абстрактно, лишь при помощи разума. Если кто-то предлагает вам подобное — это не более, чем идеалистическая спекуляция.

Учение Фейербаха о религии

Людвиг Фейербах имел необычные взгляды на религию. Он пытался показать то, что у людей на протяжении веков формировался взгляд на мир, как нечто созданное Богом. Мысль о том, что именно Бог управляет судьбами всего живого, согласно его учению, тоже есть нечто, сформировавшееся в течение долгих лет. Божественное невозможно понять и осознать, а потому —Бога нет.

В трудах Фейербаха фигурирует такое понятие, как психогенезис духовных религиозных представлений и чувств. Каждый склонен к антропоморфизму (проецирование своих черт во вне). Человеку хотелось бы создать лучшую версию себя. Так создаются образы богов, которым не чужды человеческие мысли, чувства и желания.

Когда мы не достигаем того, чего хотим всей душой, мы испытываем горькое сожаление, душевные терзания. Смягчить эту досаду помогает религиозное творчество. Человек придумывает себе бога и надеется когда-нибудь приблизиться к его чертам. Человек сам создает Бога.

фото 771

Людвиг Фейербах в своих трудах говорит об антагонизме в философии и религии. Люди, которые готовы обманывать самих себя, которых обманывают те, кто у власти, верят в Бога. Влияет на это и зависимость их от природных стихий.

Ученый считает, что религиозный культ вреден людям. Он препятствует их желанию жить здесь и сейчас. Они ожидают, что обретут вечное блаженство после смерти, но не хотят что-либо делать, чтобы улучшить свою жизнь и мир вокруг.

Ученый говорит о том, что не существует ничего выше и важнее, чем природа. Благодаря появлению на Земле людей, природа созерцает саму себя. Природа это нечто вечное, что не имеет конца. Нескончаемы также пространство и время.

Немецкий философ Людвиг Фейербах привнес в мировую культуру и философию много ярких, свежих мыслей. Его взгляды уже много лет изучаются другими представителями науки. И не только немецкими. Труды Фейербаха читают на разных континентах. Фейербах посвятил свою жизнь постижению человеческой сущности.

Читайте также: