Глаголом жги сердца людей сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Идея библейской легенды – наказание народа, отступившего от добра. У Пушкина — другая идея. В чем же смысл образа поэта-пророка у Пушкина, опирающегося на библейскую легенду, но и отступающего от нее?

Перстами легкими, как сон

Моих зениц коснулся он…

…Моих ушей коснулся он…

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы…

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Для человека теперь нет тайн – он открыт всему. Это прекрасно, но и тяжело. Освобождение от грешной человеческой природы рождается страданием, доходящим до оцепенения. Человек обретает качества более древнего, чем он, мира: зоркость орлицы, мудрость змеи (то есть многих поколений)… Но этих мучений мало, чтобы стать пророком:

И он мне грудь рассек мечом

И сердце трепетное вынул,

И угль пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Для Лермонтова творчество – спасительное освобождение от страдания, приход к гармонии, вере. Поэт словно продолжает эту тему, но и видит образ поэта-пророка в ином, нежели Пушкин, свете. Лермонтовский пророк, гонимый и презираемый толпой, знает счастье:

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром Божьей пищи;

Завет Предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная,

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Творчеству Пушкина свойственно редкое разнообразие жанров, причем для каждого из них он создал свой эталон. Однако само это разнообразие, отсутствие четких правил расшатывало строгую жанровую Читать далее

Читая Пушкина стихи, Расслышим голоса живого Мы общерусские штрихи И нынешнего, и былого… Е. Мамаева О Пушкине написаны и еще будут написаны сотни статей и Читать далее

Прими собранье пестрых глав, Полу смешных, полупечальных, Простонародных, идеальных, Небрежный плод моих забав, Бессониц, легких вдохновений, Незрелых и увядших лет. Ума холодных наблюдений И сердца Читать далее

Философ и поэт… Мы часто считаем эти понятия противоположными, обозначаем между ними границу. Однако, я считаю, что каждый поэт внутри себя является философом. Творческие личности Читать далее

Поэзия А.С. Пушкина - явление поистине уникальное. По глубине философской мысли, виртуозности языка, количеству поднятых тем она по праву занимает место в ряду гениальнейших творений Читать далее

По стихотворениям: “Разговор книгопродавца с поэтом”, 1824; “Пророк”, 1826; “Поэт”, 1827; “Чернь”, 1828; “Поэту”, 1830; “Эхо”, 1831; “Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ”, 1836. Поэзию не Читать далее

Пушкин и Лермонтов — великие русские поэты. В своем творчестве каждый из них достиг вершин мастерства. Поэтому так интересны и важны их мысли о поэте Читать далее

В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается Читать далее

по теме:

Восстань пророк, и виждь, и внемли,Исполнись волею моей,И, обходя моря и земли,Глаголом жги сердца людей.
В стихотворении “Поэт” Пушкин развивает тот же мотив о “божественном глаголе”. Художник может быть “всех ничтожней” в обыденной жизни, но очищается от забот “суетного света” в священном служении своему высокому делу.
Говоря об огромном значении поэта в жизни общества, Пушкин одновременно раскрывает всю трагичность его взаимоотношений с “толпой”. Стихотворение “Поэту” – сонет о подвиге поэта, о его мужестве перед лицом “толпы”, которая “бранит”, “плюет” на алтарь, где горит священный огонь поэзии. По мнению Пушкина, поэт должен быть твердым и спокойным, даже если услышит “суд глупца и смех толпы холодной”. Этой же теме посвящено стихотворение “Поэт и толпа”, где обличается “чернь”, преследующая поэта за его отказ пренебречь своей свободой и независимостью.
Травля, преследования… Но что они значат по сравнению с тем счастьем, которое дает творчество. В стихотворении “Арион” Пушкин утверждает спасительную силу поэзии – талант и слава поэта становятся залогом его бессмертия, поэтический дар оказывается сильнее стихии. Стихотворение иносказательно. В нем использован образ легендарного древнегреческого поэта и певца Ариона, спасенного в море дельфинами, зачарованными его пением. Пушкин говорит: поэты наделены не только пророческим даром, талант сочинителя оберегает их от любых невзгод, являясь своеобразным талисманом. Причастность певца к особой форме искусства делает его недосягаемым для стихии, верность духу свободы (“Я гимны прежние пою!”) помогает хранить поэтический дар.
В итоговом стихотворении “Памятник” Пушкин дает лаконичную и точную оценку своего творчества. Он не только пишет о себе как о национальном русском поэте, оставившем след в памяти народной (к его памятнику “не зарастет народная тропа”), но и предсказывает, что его поэзия станет достоянием всех народов России. Свой “нерукотворный памятник”, свою будущую посмертную славу Пушкин связывает с самим существованием поэзии:
И славен буду я, доколь в подлунном миреЖив будет хоть один пиит.
В четвертой, самой важной по содержанию строфе, Пушкин утверждает, что право на всенародную любовь он заслужил гуманностью своей поэзии, что пробуждал лирой “чувства добрые”. Пушкин подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута вольнолюбивыми настроениями, духом свободы, восславлять которую в “жестокий век” было очень трудной и не всегда безопасной задачей. Конец стихотворения – традиционное обращение поэта к своей музе. Муза должна быть послушна только “велению божию”, то есть голосу внутренней совести, голосу правды и, следовательно, высокому предназначению. Это стихотворение было написано за несколько месяцев до трагической гибели великого поэта. Строки из него высечены на памятнике Пушкину в Москве.

“Я видел трех царей”, – написал как-то Пушкин. И с самой первой встречи тогда еще будущий поэт с царем “не поладил”. Дядька Никита не снял с ребенка картуз, чем вызвал “высочайшее” неудовольствие. А Пушкин так и прожил свою жизнь, “не снимая картуза” перед самодержавием.
Перу Пушкина-лицеиста приписывают эпиграмму “Двум Александрам Павловичам”, в которой молодой человек уже замечает царю: “…хромаешь… головой…”
Да, не того ждали от Лицея. Растили “на виднейшие посты в государстве”, а вырастили – бунтарей!
Об окончившем Лицей Пушкине царь сказал: “…наводнил Россию возмутительными стихами”. И вправду, наводнил. И вправду (с его точки зрения) – возмутительными. Взять хотя бы оду “Вольность”:
Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок!
Эти стихи писались, когда о каком-либо революционном движении в России еще и не слыхали, и не думали! А молодой Пушкин уже взялся пенять царям на их беззакония.
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
А “Деревня” – обличение крепостничества! “Здесь барство дикое, без чувства, без закона…”, “…рабство тощее влачится…”, “девы юные цветут для прихоти бесчувственной злодея…” Помещик-то русский не иначе как “злодеем” именуется; барство, собой довольное, “диким” названо! Но пока еще пишет: “И рабство, падшее по манию царя”. Много позднее, в “Noel”, расписав предполагаемые благодеяния царя, он скажет: “…послушавши, как царь-отец рассказывает сказки”. В доброго царя Пушкин уже не верит. Но это будет потом. А пока только готовится восстание декабристов. И поэта на Сенатской площади не будет. А его стихи? Как знать, может, Николаю стоило их повесить, как и пятерых декабристов? Но на каторгу они пошли сами.
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье.
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Эти строки обращены к государственным преступникам, само имя которых было вне закона. Строки поддержки.
Оковы тяжкие падут.
Темницы рухнут, и свобода
Вас встретит радостно у входа,
И братья меч вам отдадут!
Пушкин не отделяет себя от декабристов; он больше декабрист, быть может, чем они все: декабристы выступали вместе, а “гуртом и батьку бить легче”. Пушкин – один, да еще после провала восстания. Какой смелостью надо было обладать, чтобы тогда сказать: “Я гимны прежние пою…”! Быть может, ответ на этот вопрос – его же слова:
Отчизны внемлем призываньям.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой…
И на всю Россию звучит пушкинский призыв:
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
И как он все-таки был смел, почти безрассудно смел! Ведь за любое из этих стихотворений его вполне могли сослать в Сибирь! Но не бросался Пушкин словами и недаром называл вольность “святой”, “звездой пленительного счастья…”
Восстань, пророк,
И виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей!
Это он, Александр Сергеевич Пушкин, был таким пророком, это он жег и жжет сердца людей глаголом. Давно уже стихи Пушкина переведены на различные языки, давно уже его читают и любят на всех континентах, а не только “… финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык”.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в свой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Давно нет царей, нет самодержавия, и обычный человек наверняка не отличит портрет Николая от портрета Александра, но во всех уголках планеты знают “арабский профиль”…
“Я с Пушкиным шатался по окопам…” – это уже в сороковые годы… тысяча девятьсот…

читать похожие:

А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии
А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии 1
Пушкин о назначении поэта и поэзии
М.Лермонтов о назначении поэта и поэзии

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли.
Глаголом жги сердца людей.
А. Пушкин
К размышлениям о сути поэзии, ее великой миссии на земле Пушкин возвращался в своем творчестве неоднократно. В разные годы его кумирами были Чаадаев и Шенье, Наполеон и Байрон… Чем старше становился поэт, тем серьезнее он относился к своему творчеству. Живя литературным трудом, Пушкин гордо восклицал:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
Несколько позже, когда изменилась общественно-политическая обстановка в России, выступили и потерпели поражение декабристы. Пушкин, осознавая великую роль поэзии, пишет в стихотворении “Пророк”:
И Бога глас ко мне воззвал:
“Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей”.
Поэт создан и наделен талантом, чтобы нести людям слова правды, какими бы горькими они ни были. Пушкин видит свое предназначение в том, чтобы бороться с тиранией, несправедливостью, ложью. В стихотворении “И. И. Пущину” поэт старается утешить своего друга, томящегося в далекой ссылке. Пушкин надеется, что его слова помогут узнику, ободрят его в далеких застенках.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенъе
Лучом лицейских ясных дней!
В стихотворении “Поэт” Пушкин определяет свой путь избранника судьбы. Ему дарован талант, чтобы он нес радость людям, самому же поэту суждено одиночество, как плата за вдохновенье:
Ты царь: живи один.
Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Пусть не кажется это преувеличением его заслуг перед людьми, но многим готов поступиться и пожертвовать поэт. Не всегда это делается сознательно, скорее сердцем, Пушкин видит истину и выбирает свой трудный путь интуитивно. Провиденье, дарованное свыше, ведет поэта вперед к его судьбе. Пушкин не боится признаться в верности даже опальным друзьям. Он уверен, что его поэзия поддержит и ободрит каторжан:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы.
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Пусть не всегда поэт поступал как нужно, но никогда не изменял своим принципам.
Поэзия Пушкина боролась за справедливость, защищала обиженных и угнетенных, поэтому всегда была знаменем передовых людей. Сам же поэт в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” так говорит о своих заслугах перед отечеством:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Это ли не высшее предназначение поэта, его великая роль и судьба!
Гуманизм русской литературы и поэзии в частности в том и состоит, чтобы утешать обиженных и обездоленных, привлекать к ним внимание общества, а значит, и помогать. Пушкин никогда не был в стороне от насущных проблем, в этом его главная заслуга.
Искрометная, блистательная, прекрасная поэзия Пушкина продолжает служить людям.
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли.
Глаголом жги сердца людей.
А. Пушкин
К размышлениям о сути поэзии, ее великой миссии на земле Пушкин возвращался в своем творчестве неоднократно. В разные годы его кумирами были Чаадаев и Шенье, Наполеон и Байрон… Чем старше становился поэт, тем серьезнее он относился к своему творчеству. Живя литературным трудом, Пушкин гордо восклицал:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
Несколько позже, когда изменилась общественно-политическая обстановка в России, выступили и потерпели поражение декабристы. Пушкин, осознавая великую роль поэзии, пишет в стихотворении “Пророк”:
И Бога глас ко мне воззвал:
“Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей”.
Поэт создан и наделен талантом, чтобы нести людям слова правды, какими бы горькими они ни были. Пушкин видит свое предназначение в том, чтобы бороться с тиранией, несправедливостью, ложью. В стихотворении “И. И. Пущину” поэт старается утешить своего друга, томящегося в далекой ссылке. Пушкин надеется, что его слова помогут узнику, ободрят его в далеких застенках.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенъе
Лучом лицейских ясных дней!
В стихотворении “Поэт” Пушкин определяет свой путь избранника судьбы. Ему дарован талант, чтобы он нес радость людям, самому же поэту суждено одиночество, как плата за вдохновенье:
Ты царь: живи один.
Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Пусть не кажется это преувеличением его заслуг перед людьми, но многим готов поступиться и пожертвовать поэт. Не всегда это делается сознательно, скорее сердцем, Пушкин видит истину и выбирает свой трудный путь интуитивно. Провиденье, дарованное свыше, ведет поэта вперед к его судьбе. Пушкин не боится признаться в верности даже опальным друзьям. Он уверен, что его поэзия поддержит и ободрит каторжан:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы.
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Пусть не всегда поэт поступал как нужно, но никогда не изменял своим принципам.
Поэзия Пушкина боролась за справедливость, защищала обиженных и угнетенных, поэтому всегда была знаменем передовых людей. Сам же поэт в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” так говорит о своих заслугах перед отечеством:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Это ли не высшее предназначение поэта, его великая роль и судьба!
Гуманизм русской литературы и поэзии в частности в том и состоит, чтобы утешать обиженных и обездоленных, привлекать к ним внимание общества, а значит, и помогать. Пушкин никогда не был в стороне от насущных проблем, в этом его главная заслуга.
Искрометная, блистательная, прекрасная поэзия Пушкина продолжает служить людям.
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца.

по теме:

Пушкин во многом сохраняет структуру и смысл библейского предания. Но главное отличие его стихотворения в том, что его пророк – это поэт, а потому смысл преобразований оказывается несколько иным. В состоянии духовного опустошения находится тот, кто воспринимается нами как лирический герой стихотворения – то есть поэт.

Но свою миссию он может осуществить только тогда, когда сам Бог вдохнет в него силу служить истине:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Мужественная энергия стиха, высокая библейская образность, торжественный одический стиль – все в этом пушкинском шедевре должно передавать важнейшую для поэта мысль: искусство – не забава, не игрушка и даже не просто художественно совершенное творение. Это особая миссия, которая возложена на поэта и которую он обязан выполнять, как бы тяжело это ни было.

Жанр и стилистика произведения

На заметку! Литературоведы утверждают, что стихотворение написано по мотивам VI главы Книги Исайи. Праведник, видя в каких пороках, грязи и беззаконии утопает мир, обратился к Богу. И тогда Ангел проучил Исайе миссию по очищению и исправлению людей. В этом поэт видит истинное предназначение художника.

Особую атмосферу библейских историй и торжественность повествования создают некоторые способы усиления:

Композиционно произведение не разделено на абзацы. Повествование разворачивается, плавно перетекая из одного события в другое. Однако по развитию сюжета можно выделить три основных части, последовательно объясняющих общий смысл Пророка Пушкина.

пророк смысл

Сюжетные части

Первая из частей – самая короткая, однако не менее емкая, чем остальные. Она рассказывает о неприглядной жизни путника, томимого духовной жаждою. Пустыня в этих строках является не столько географическим местом разворачивания событий, сколько состоянием внутренних иссушения и пустоты.

Вторая несет судьбоносную встречу с шестикрылым серафимом, который через неимоверные страдания, такие как:

  • замена глаз и ушей,
  • вырывание грешного языка и вкладывание в уста мудрого змеиного жала,
  • рассечение груди мечом и помещение вместо сердца горящего угля,

дарит путнику возможность видеть, слышать, говорить и чувствовать то, что было недосягаемым до сих пор.

Нет пророка в своем отечестве

В свое время произведение вызвало немало гневных отзывов критиков и собратьев Пушкина по перу. Его обвиняли в том, что он в этой торжественной высокопарной оде восхваляет самого себя, поднимая, таким образом, свое творчество на недосягаемую высоту, возвышая себя над остальными мастерами пера и слова.

Но Пушкин, несмотря на ведомое от первого лица повествование, вовсе не отождествлял себя с пророком. Он лишь описал путь любого настоящего поэта.

Научиться слышать и видеть можно совершенно безболезненно, лишь с одним прикосновением шестикрылого серафима. Но дальнейшее преображение далеко не так легко и просто.

Для настоящего поэта мало видеть и слышать больше, чем обычный человек. Чтобы донести до людей открывшуюся мудрость, нужно ни много ни мало вырвать собственный язык, отказаться от него, грешного, лукавого и празднословного, заменив его мудрым жалом змеи.

На заметку! Тема пророка, поднятая Пушкиным, дала мощный толчок для философских рассуждений многим поколениям поэтов. Стихотворение с таким же названием можно найти у Некрасова, Бальмонта, Лермонтова, Гумилева.

Пушкин создал поистине гениальное произведение, в котором не идеализирует образ поэта, а пользуясь различными методами эмоционального усиления, описывает тяжелый пусть настоящего мастера пера. Который, бросая все, что у него есть на этот алтарь, не ждет почестей, наград и признания, а просто несет божий свет, глаголом жжет сердца людей.


Задания Д1 C1 № 1

1.1.1. Почему Червяков так настойчиво извиняется перед генералом Бризжаловым?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.

На другой день Червяков надел новый вицмундир, подстригся и пошёл к Бризжалову объяснить. Войдя в приёмную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала, который уже начал приём прошений. Опросив несколько просителей, генерал поднял глаза и на Червякова.

— Какие пустяки. Бог знает что! Вам что угодно? — обратился генерал к следующему просителю.

Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал:

—Вашество! Ежели я осмеливаюсь беспокоить вашество, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния. Не нарочно, сами изволите знать-с!

Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой.

— Да вы просто смеётесь, милостисдарь! — сказал он, скрываясь за дверью.

Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал и никак не выдумал этого письма, Пришлось на другой день идти самому объяснять.

— Я вчера приходил беспокоить вашество, — забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, — не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с. а смеяться я и не думал. I Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам. не будет.

— Пошёл вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.

— Что-с? — спросил шёпотом Червяков, млея от ужаса.

— Пошёл вон!! — повторил генерал, затопав ногами.

В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплёлся. Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и. помер.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, —

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами лёгкими, как сон,

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, —

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнём,

Во грудь отверстую во двинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,


Задания Д2 C2 № 2

1.1.2. Можно ли обвинить генерала в смерти Червякова?

1.2.2. Зачем А. С. Пушкин использует в данном стихотворении многочисленные церковнославянизмы и устаревшие слова?

1.2.2. Важная для Пушкина тема пророческого служения поэта людям раскрывается в стихотворении высоким, торжественным слогом, изобилующим церковнославянизмами и устаревшими словами. Это связано, прежде всего, с тем, что в основу сюжета стихотворения легла библейская легенда о пророке Исайе, своеобразно переосмысленная поэтом. Передать замысел Пушкина — показать поэта как пророка, проповедника Всевышней воли на земле — и помогает особый язык стихотворения, обращающий нас к упомянутой части Библии — книге пророка Исайи.

Читайте также: