Глагол придает речи жизнь присутствием своим животворит отдельные слова сочинение рассуждение

Обновлено: 30.06.2024

Презентация на тему: " Глагол придаёт речи жизнь, присутствием своим животворит отдельные слова. Николай Греч." — Транскрипт:

1 Глагол придаёт речи жизнь, присутствием своим животворит отдельные слова. Николай Греч

3 Уж тает снег бегут ручьи В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи И лес оденется листвою. А.Плещеев

4 Выписать глаголы в соответствующие графы таблицы Застучала за окошком звонкая капель, пот..плел воздух, пот..мнел и осел снег. Умчались зимние дни. В лесу всё дышит весной. Вот – вот выбор..сят первые цветики – серё..ки деревья, прилетят грачи, проплывут по реке первые льдинки. Зазв..нет шальные весенние ручьи и наполнет лес звонким журчанием. А пока ещё лесной народ оставляет на снегу свои автографы.

5 Вид глагола Настоящее время Прошедшее время Будущее время Совершенный (что сделать) Застучала, потеплел, потемнел, осел, умчались Выбросят, прилетят, поплывут, заблестят, наполнет Несовершен- ный (что делать?) Дышит, оставляет

6 Вид глагола Настоящее время Прошедшее время Будущее время Совершенный (что сделать) Застучала, потеплел, потемнел, осел, умчались Выбросят, прилетят, поплывут, зазвенет, наполнет Несовершен- ный (что делать?) Дышит, оставляет Дышал, оставлял

7 Вид глагола Настоящее время Прошедшее время Будущее время Совершенный (что сделать) Застучала, потеплел, потемнел, осел, умчались Выбросят, прилетят, поплывут, заблестят, наполнет Несовершен- ный (что делать?) Дышит, оставляет Дышал, оставлял Будет дышать, будет оставлять

How much you live,the life should learn. Seneca

сочинение по литературе

  • афоризмы (65)
  • ГИА (21)
  • день за днём (70)
  • дистанционное обучение (98)
  • для 10 класса (83)
  • для 11 класса (87)
  • для 5 класса (6)
  • для 6 класса (41)
  • для 7 класса (14)
  • для 8 класса (61)
  • для 9 класса (69)
  • для родителей (33)
  • для учителей (35)
  • Достоевский Ф.М. (19)
  • ЕГЭ по литературе (32)
  • ЕГЭ по русскому языку (40)
  • интерактивная тетрадь (7)
  • к 155-летию со дня рождения А.П.Чехова (24)
  • к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова (19)
  • календарь (27)
  • Критерии оценки (4)
  • Л.Н.Толстой (13)
  • лето с книгой (23)
  • литература и живопись (10)
  • обо мне (29)
  • проекты (20)
  • Пушкин А.С. (15)
  • работы детей (67)
  • рекомендую (32)
  • русский язык (27)
  • современная русская литература (25)
  • сочинение по литературе (16)
  • списки (8)
  • стихотворения (34)
  • ФГОС (6)
  • эффективные приёмы работы (14)
  • Я помню.Я горжусь (14)

среда, 30 апреля 2014 г.

ОГЭ 2014.Функции глаголов в тексте.



В тексте важно увидеть "знаки" авторского присутствия и воспроизвести их. К "знакам" авторского присутствия относятся:

Глагол – одно из главных средств выражения динамики. Отчасти поэтому научная и деловая речь противопоставляются художественной и разговорной по частоте употребления глагольных форм.

Деловой речи свойственны именные обороты официального характера: Оказание содействия, по устранению недостатков, принимать участие в… и т.п. Художественная, публицистическая и живая разговорная речь шире используют глагольные формы, избегая именных конструкций. От этого во многом зависит общая динамичность речи.

Богатые экспрессией и эмоциональностью формы повелительного наклонения почти неизвестны научной и официально-деловой речи, зато широко употребительны в разговорной художественной и публицистической (в последнем случае – в призывах).

Прошедшее время особенно употребительно в художественной прозе и вообще при повествовательном способе изложения. Считается, что многообразие временных оттенков характерно для художественной и разговорной речи, а деловой и научной это не свойственно.

Важно также подчеркнуть, что глаголы совершенного вида передают поступательное движение от одного факта к другому в цепи событий, в то время как глаголы несовершенного вида не выражают развития событий во времени. Поэтому с совершенным видом связывается элемент динамики, а с несовершенным видом - статики.

В некоторых соответствиях видов глагола также обнаруживаются стилистические возможности. Например, формам на –ну-, -ану-, выражающим мгновенность действия, свойственен разговорно-просторечный характер: сказанул, руганул. Формы на –ыва-, -ива-, означающие многократность действий, также носят разговорный характер: сиживал, лавливал, делывал. В видовых парах: видеть – видать, слышать – слыхать, поднимать – подымать, мучить – мучать, лазить – лазать и в ряде других – вторые варианты несут на себе окраску разговорности.

Причастия и деепричастия, как известно, обладают оттенком книжности. Некоторые из них, например, страдательные причастия на -ом- наряду с их архаичностью имеют книжно-торжественное звучание: Несомый верными слугами в качалке, бледен, недвижен, страдая раной, Карл явился (Пушкин).

Деепричастия имеют в своем составе синонимичные соответствия, например: формы на -в и -вши (взяв – взявши, дав – давши); формы на -вши имеют при этом более разговорный характер и нежелательны в книжно-письменной речи.

Деепричастные образования на -учи (-ючи): глядючи, гуляючи, едучи, идучи – несут на себе окраску народно-поэтической речи и архаичности и потому используются в целях стилизации.

(1)Это была первая Санина ночь в тайге. "-
(2)Тьма упала, хоть ножом режь, в ней не видно было ни неба за кругом костра, ни сторон, сплошным шумом шумел там дождь. (3)Он то примолкал
ненадолго, то припускал сильней, и сильней тогда начинал шипеть костёр,
сопротивлявшийся воде, с досадой выстреливая вверх угольками, и принимающийся время от времени для острастки сердито завывать. (4)Но огонь горел хорошо, дядя Митяй, перед тем как окончательно укладываться, навалил на костёр, положив их рядом, две сухие лесины, которых должно было хватить надолго. (5)Саня сидел и смотрел, как мечутся по этим лесинам маленькие древесные муравьи, как отгорает и опадает щепа, обнажая источенное ими, похожее
на опилки, зернистое крошево.
(6)Дождь стал примолкать, во вздымающемся воздухе ощутимо донесся запах
можжевельника и кедровой смолы. (7)Перевернулся с боку на бок и что-то
пробормотал с дядя Митяй, (8)И ещё тише стал дождь. (9)3ахотелось спать. (10)Саня уснул быстро. (11)И вдруг Испуганно зашептал:
- Дядя Митяй! (13)Дядя Митяй! (14)Поднимайся! (15)Kто-то ходит.
- (16)Kто ходит. (17)Медведь, наверно, ходит, - недовольно отвечал Митяй, - (18)Kому тут ещё ходить?!
- (19)Слышишь? (20)Ты послушай!
(21)Дядя Митяй, продолжая сердито ворчать, поднялся и стал подживлять костёр. (22)3атрещали посыпавшие в стороны искры, затем ровно загудел огонь.
(23)Когда дядя Митяй вернулся на своё место, Саня уже спал: слова о медведе
мало встревожили его. (24)Или он окончательно не или подействовал
спокойный голос дяди Митяя. (25)И ещё раз он услышал сквозь сон, как где-то
далеко голос дяди Митяя ворчливо объяснил:
- Да ты не бойся. (26)Спи. (27)Походит и уйдёт. (28)Ему же интересно поглядеть, кто это тут, вот он и выглядывает. (29)Больше мы ему ни про что не нужны. (30)Если бы ты тут жил, а к тебе бы медведи без с припёрлись, на твою территорию, - тебе, что, не интересно было бы? (31)И ты бы так же бродил.
(32)Больше Саню уже ничто не могло разбудить.
(33)Первое, что увидел Саня, открыв глаза, было солнце, не случайно выбравшееся из-за туч, а чтобы показаться, что оно живо-здорово. (34)Саню всё в это яркое утро приводило в восторг: и то, как обрывались с кедра и шлёпались о шалаш и о землю последние крупные капли дождя, и то, как умиротворённо и грустно, вызывая какую-то непонятную сладость в груди, затихал костёр, и то, как терпко пахла после дождя лесная земля, и даже то, как неожиданно и дурноголосо, напугав их, закричала над головами кедровка.
(35)Саня сладостно выдохнул: так хорошо было, так светло и покойно и в себе, и в мире этом, о бесконечной яростной благодати которого он даже не подозревал, а только предчувствовал, что она где-то и для кого-то может быть. (36)Но чтоб для него! .. (37)И в себе он, оказывается, многого не знал и не подозревал: этого, например, нечеловечески сильного и огромного чувства, пытающегося вместить в себя всё сияние и всё движение мира, всю его необъяснимую красоту и страсть, всю обманчиво сошедшуюся в одно зрение полноту. (38)Саню распирало от этого
чувства, он готов был выскочить из себя и взлететь, поддавшись ему, он готов
был на что угодно.
(По В. Г. Распутину)*

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Глагол как часть речи.

обобщить и расширить знания о глаголе как части речи.

формировать умения находить глагол и определять его грамматические признаки;

Воспитывать желание переосмыслить собственные знания по изучаемой теме и их практически применять.

Ключевая идея урока: исследовать социальное взаимодействие учащихся в процессе критического осмысления информации и развития лидерских качеств.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: флипчарты, информационные тексты, учебник.

Глагол придаёт речи жизнь,- присутствием своим животворит отдельные слова.

… глаголы - это слова, оживляющие всё, к чему они приложены.

I Организационный момент.

Приветствие учителя: “Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат смайлики. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо!"

1. Похлопать по плечу.

2. Погладить по голове.

4. Подарить смайлик.

Разделение учащихся по группам по цветным карточкам.

II Подготовка к изучению нового материала

Задания для групп: найдите лишние слова. Объясните, почему вы выбрали именно эти слова.

Обида, огорчение, жестокость, ударить.

Смех, улыбка, хохотать, радость.

Печалиться, грусть, настроение, веселье.

Предательство, помочь, подсказка, дружба.

Слова какой части речи вы назвали? (Глаголы)

Сегодня мы поговорим о глаголах.

Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”.

Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”.

“ На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Например, Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова”. Высказывание Николая Греча вы видите на доске в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке русского языка.

“ Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что “глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены”. И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.

Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.

Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов.

Глаголы по частоте употребления занимают второе место (после существительных). Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, глаголов около 2500. Самые частотные из них — мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.

Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы”.

III Стадия осмысления

- Теперь назовите по очереди какое-нибудь правило по данной теме, при этом постарайтесь не повторять ранее сказанного. Соберем в корзине идей, все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев, даже если они ошибочны).

- Давайте проверим, все ли правильно вы сказали.

Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер либо иную творческую форму представления информации.

Форма выполнения: свободная.

Информационный текст (каждой группе)

2.Глагол – это самостоятельная часть речи , которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

3.Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); з вучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования ( жить, находиться) и другие.

5.Глагол имеет следующие морфологические признаки:

1) Постоянные признаки:

а) вид : совершенный (что сделать ?); и несовершенный (что делать?)

б)возвратность и невозвратность (наличие суффикса – СЯ-СЬ или его отсутствие);

в )спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам .Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола (Ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить , кроме брить, стелить ; 7 глаголов на – еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть , терпеть, вертеть; 4 глагола на – ать : слышать, дышать, держать, гнать . Все остальные глагола на (-еть, - ать, -ять и другие) и два глагола – исключения на ить (брить, стелить);

2) Непостоянные признаки:

а ) время ( настоящее ( что делает? Что делают?), прошедшее (что делал (а,о )?), будущее (что будет (ут) делать? Что сделает (ют)? ;

б) число: единственное и множественное;

в ) лицо : 1 – е (Я –МЫ); 2 – е (ТЫ – ВЫ); 3 – е (ОН – ОНА – ОНО)

г ) род (только у глаголов прошедшего времени, единственного числа.)

6) В предложении является чаще всего сказуемым.

7) Частица – НЕ- с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без не не употребляются. Это следующие глаголы: нездоровиться, ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливать.

8) В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит…

9)Глагол приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед.

Стадия рефлексии (размышления)

После ознакомления с текстом учащиеся должны запомнить ту информацию, которая оказалась актуальной для каждого из них; переосмысление собственных знаний; составление кластера (графического образа), чтобы информация отложилась в памяти.

1. Представление творческих работ.

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Завтра я хочу на уроке…

IV Закрепление изученного материала.

1. Работа с пословицами .

Посмотрите на доску. Как вы думаете, что написано на доске? (Пословицы).

Составьте пословицы из левой и правой части.

Труд кормит поговорим ладком

Смелый находит тот много знает

Сядем рядком лень портит

Терпенье и труд робкий теряет

Кто много видел и слышал всё перетрут

Добрая слава лежит, а плохая бежит.


Задание уровня А:

Каждый человек является членом общества, в котором он живёт. Все государства имеют свою Конституцию – Основной Закон страны.

У Республики Казахстан имеется своя Конституция. В ней рассказывается о личной свободе и обязанностях граждан.

Наше государство возглавляет Президент. Нурсултан Абишевич Назарбаев – первый Президент, избранный народом независимого Казахстана. Законы принимает Парламент. Народ избирает депутатов в Парламент.

Республика Казахстан имеет дружественные отношения с другими государствами. Жители разных государств могут ездить друг к другу в гости.

Выписать три глагола, определить их спряжение, лицо, время.

Проспрягать глаголы: живет, имеет.

Задание уровня В:

2. На какой вопрос отвечает.

5. Функция в предложении.

Я казах, умирал я и тысячу раз воскресал, чтобы жизнью продолжить рассказ.

Если плакал я, солнце на небе темнело, а смеялся – и тьма отступала от глаз.

Я казах, я по-своему тоже велик.

Я как будто бы новый седьмой материк между старой Европой и Азией древней,

но со всеми людьми вместе быть я привык. Брел один я в ночи и совсем изнемог.

Взрыв могучий себя обрести мне помог.

Всплыл из тьмы я, как остров со дна океана,

и к слепящему солнцу пришел на порог"

3. Тест с взаимопроверкой

1. Какое утверждение ошибочно?

2.Глаголы могут стоять в настоящем, прошедшем, будущем времени.

3.В предложении глагол чаще всего выступает в роли сказуемого.

4.Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам.

2. Какое утверждение ошибочно?

1.Изменение глагола называется спряжением.

2.Все глаголы изменяются по родам.

3.Лицо глагола можно определить по местоимению.

4.Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам.

3. Глагол в предложении чаще всего бывает

4. В каком случае НЕ пишется ОТДЕЛЬНО

5. Найдите ИНФИНИТИВ

6. В каком случае НЕ пишется с глаголом слитно? Отметьте нужный вариант

7. В каком ряду в обоих словах пишется ь?

8. Как изменяются глаголы прошедшего времени?

9. Определи род глаголов: подходила, опустела, наполнилась.

10. Окончание -о у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме.

1) мужского рода;

2) женского рода;

3) среднего рода.

11. Нулевое окончание у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме.

1) Мужского рода;

2) женского рода;

3) среднего рода.

12. Как определить лицо глагола?

3) По местоимению.

13. Глаголы какого лица имеют окончания -ешь, -ишь?

3) Третьего лица.

14. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

1) Что делает? что делают?

2) Что сделает? что будет делать?

3) Что делал? что делали?

15. Если глагол отвечает на вопросы: что он делает? что они делают?, то какого он лица?

Читайте также: