Гессе игра в бисер сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Действие происходит в далеком будущем. Непогрешимый Магистр Игры и герой Касталии Иозеф Кнехт, достигнув пределов формального и содержательного совершенства в игре духа, ощущает неудовлетворенность, а затем разочарование и уходит из Касталии в суровый мир за её пределами, чтобы послужить конкретному и несовершенному человеку.

В этой ситуации, когда многие мыслящие люди растерялись, лучшие представители интеллектуальной элиты объединились для сохранения традиций духовности и создали государство в государстве — Касталию, где избранные предаются игре в бисер. Касталия становится некоей обителью созерцательной духовности, существующей с согласия технократического общества, пронизанного духом наживы и потребительства. Состязания по игре в бисер транслируются по радио на всю страну, в самой же Касталии, пейзажи которой напоминают Южную Германию, время остановилось — там ездят на лошадях. Основное её назначение — педагогическое: воспитание интеллектуалов, свободных от духа конъюнктуры и буржуазного практицизма. В известном смысле Касталия — это противопоставление государству Платона, где власть принадлежит ученым, правящим миром. В Касталии, наоборот, ученые и философы свободны и независимы от любой власти, но достигается это ценой отрыва от действительности. У Касталии нет прочных корней в жизни, и потому её судьба слишком зависит от тех, у кого реальная власть в обществе, — от генералов, которые могут посчитать, что обитель мудрости — излишняя роскошь для страны, готовящейся, например, к войне.

Касталийцы принадлежат к Ордену служителей духа и полностью оторваны от жизненной практики. Орден построен по средневековому принципу — двенадцать Магистров, Верховная, Воспитательная и другие Коллегии. Для пополнения своих рядов касталийцы по всей стране отбирают талантливых мальчиков и обучают их в своих школах, развивают их способности к музыке, философии, математике, учат размышлять и наслаждаться играми духа. Потом юноши попадают в университеты, а затем посвящают себя занятиям науками и искусствами, педагогической деятельности или игре в бисер. Игра в бисер, или игра стеклянных бус, — некий синтез религии, философии и искусства. Когда-то давно некий Перро из города Кальва использовал на своих занятиях по музыке придуманный им прибор со стеклянными бусинами. Потом он был усовершенствован — создан уникальный язык, основанный на различных комбинациях бусин, с помощью которых можно бесконечно сопоставлять разные смыслы и категории. Эти занятия бесплодны, их результатом не является создание чего-то нового, лишь варьирование и перетолковывание известных комбинаций и мотивов ради достижения гармонии, равновесия и совершенства.

В произведении обозначаются проблемы культуры, представленные в мировом масштабе, творческого и культурного самоопределения, уходящего корнями в немецкую философию. Роман по сути является жизнеописанием Магистра Игры Йозефа Кнехта. Имя дано Кнехту не случайно, в переводе оно означает слуга, и автор не отходит от темы служения до конца романа. Автора заботило будущее общества, в котором он жил, по этой причине события романа разворачиваются в будущем, приблизительно в 2200 году.

Идейное содержание сводится к игре в бисер - смешению математики, музыки, религии и некоторых других наук. Загадочная игра, суть и правила которой до конца остаются неизведанными читателем, предполагает мастерское жонглирование всеми известными ценностями культуры.

Автор тревожится о судьбе наук и искусств. Герман Гессе все время стоит перед вопросом – как сохранить духовное начало в личности в тяжелые моменты краха культуры? Решением данного вопроса ему видится удаление в мир ученых и деятелей искусств – Касталию.

Уникальный композиционный строй романа дает простор множеству вариантов развития событий. В свою очередь критики сравнили композицию романа с музыкальной композицией, и сделали любопытный вывод: жизнь Йозефа Кнехта звучит в ней основной темой. Путь Магистра Игры это и есть размышления и духовные поиски Германа Гессе, обеспокоенного ситуацией современности.

Финал романа может показаться мрачным, но на самом деле гибель Кнехта не что иное, как стимул для Дезиньори. В конце романа едва заметен мотив надежды на то, что социум сможет создать более гармоничное общество чем то, в котором жил сам автор.

2 вариант

Тема великого произведения сводится к занимательному спору между основными персонажами истории, а противостояние их интересов завлекает читателя. Автор наполнил произведение понятиями восточной культуры. Автор попытался отразить в произведении философские концепции, что подчеркнуло его подлинным происхождением. Жизнь автор представлял в качестве союза, а не оппозиции противоборствующих структур. Данная композиция заметна при отражении ситуаций, описанных в романе.

Главная идея в творчестве отражает игру в бисер — смешению разных научных направлений. Загадочная игра, а суть и правила игры остаются неизвестны читателю до последнего момента, предполагает мастерское управление различными ценностями.

Читатель ощущает, что автора волнует судьба все научных исследований. В результате перед писателем возникает вопрос — как сохранить свою душу при сложных культурных изменениях? Во время решения этого вопроса он оказывается в мире ученых людей, экспертов художественной литературы — Касталии.

Стоит отметить, что оригинальное построение романа дает простор различным вариантам для развития истории. Еще эксперты сравнили структуру романа с произведением искусства, обозначив интересный результат: жизнь Йозефа Кнехта отражена в качестве центральной тематики. Путь главного героя заключается в мыслях и духовных поисках талантливого человека, озабоченного положением в современном мире.

Своими мыслями автор доносит до нас возможность о том, что культура является наследием всех людей, а не отдельных представителей высшего общества. Чтобы стать чем — то большим, ее необходимо постоянно использовать среди всех слоев населения. В плохом случае культура обречена на гибель, Мастера Игры или на выживание в Касталии, спрятанных от внешних условий. От подобного события предостерегает нас автор, так как мировое наследие, сконцентрировано в едином мире, превращается в простые стекла, которыми играют ученые люди. Читатель предполагает, что автор хочет избежать исчезновение культуры, через исчезновение Касталии, так как она обязана возродиться через других авторов, которые обучают истинному знанию юные таланты и простых детей.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Игра в бисер Гессе

Популярные сегодня темы

Распространение слуха о сумасшедшем состоянии главного персонажа произведения возникает в третьем действии пьесы на званом балу в фамусовском доме из-за случайно оброненной фразы Софьи Фамусовой.

На картине мы видим раннюю весну, а именно дорогу, которая находится вся в воде и в грязи. Вся природа еще спит и только начинает просыпаться от теплых лучей солнца. Создается впечатление, что под талой водой огромная яма

Целями работы являются: выявление особенностей творчества Гессе, знакомство с одним из главных произведений писателя, раскрытие философии сюжета и психологизма главного героя романа, озвучивание главных проблем произведения и его анализ.

Постараюсь выполнить поставленные мною выше цели.

ГЛАВА 1. Знакомство с творчеством Германа Гессе

1.1. Особенности творчества.

Творчество Гессе уникально и имеет множество особенностей. Рассмотрим самые узнаваемые из них, которые упоминаются в большинстве источников.

Близка психоанализу и концепция единства противоположностей, которая проявляется в образе Галлера и в идее Абраксаса, божества, сочетающего в себе добро и зло.

Для творчества Гессе особенно характерен прием противопоставления человек-общество, главные герои вступают в конфлик с окружающей средой, как, например, Галлер — бюргерство или Златоуст — монастырь. В творчестве Германа Гессе нельзя не заметить странное противоречие: он идеализирует то, что отрицает. В творчестве Гессе находят единство и такие понятия, как Запад и Восток. Истоки этого кроются в биографии самого писателя, выросшего в семье с глубокими христианскими традициями, вобравшей в себя часть культуры Индии. На книжной полке Гессе всегда соседствовали книги Ницше и Лао-цзы. Так это единство воплотилось в Йозефе Кнехте, философе, в определенной степени постигшем европейскую и восточную мудрость.

1.2. Творческие достижения.

Работу над своим шедевром Гессе начал в 1931 году. Как некогда Томас Мор придумал сказочную страну "Утопию", чтобы выразить свои главные идеи и мысли, так и Гессе создал свою республику Касталию, где отгородившись от внешнего мира, собрались лучшие умы человечества — ученые, музыканты, поэты, художники, мыслители. Они-то и изобрели тонкую интеллектуальную игру в бисер, игру, в которой соединялись извлечения из наук, искусств, все великие формулы и духовные ценности, накопленные за многие века.

Данный роман тесно связан с присущим немецкой культуре философствованием в литературном творчестве. Роман, вобравший в себя широчайший диапазон размышлений автора, - итог длительной трансформации взаимодействия традиционного и новаторского. Гессе философски осмыслил и художественно запечатлел духовный опыт западной культуры первой половины двадцатого века, во многом предугадав ее эволюцию.

Издана "Игра в бисер" была в нейтральной Швейцарии, где жил Гессе. Интерес к новому большому произведению признанного писателя и мыслителя был чрезвычайно велик. Роман породил противоречивые толкования и острые дискуссии; не всеми, по разным причинам, он был понят и принят, но взволновал он всех читателей. Споры вокруг "Игры в бисер" не утихали и после войны, когда роман впервые стал доступен немецкой публике: значительная противоречивость, несомненно, давала почву для разных толкований. Но вместе с тем пришло широкое признание. Об "удивительном подарке", который Гессе сделал интеллектуальному миру и ему лично своим "великолепно зрелым и богатым романом-монументом", писал Герману Гессе в начале 1945 года его друг Томас Манн.

2.1. Философия идеи и проблематики.

Таким образом, подзаголовок берет на себя функцию основного носителя предметно-логической информации о тексте, подразумевает жанровое обозначение, являющееся важнейшим регулятором эстетической коммуникации, акцентирует связь с литературной традицией романа воспитания в духе Гете и аттестует Кнехта как человека, заслуживающего того, чтобы хроника его жизни была сохранена для потомства. Но подзаголовку, стилистически оформленному в виде предложения нарочито старомодной конструкции, присущи интонации осторожного ученого и добросовестного историка-летописца. Несмотря на всю важность биографического аспекта, Гессе отдал предпочтение идее игры, обозначенной в заглавии.

2.2. Республика Касталия и эпоха фельетонов.

2.3. Правила игры.

Уже в названии этой книги умная и горькая ирония. "Игра в бисер". Не дело, а игра в пустые стекляшки. Ведь не что иное, как духовные устремления ученых и художников, их штудии, их занятия теорией, науками и искусствами, автор осмелился назвать игрой. Что же такое эти устремления? - как бы задает вопрос Гессе. Действительно, всего лишь игра или жизненная необходимость? А может быть, разновидность новой религии для интеллектуалов?

2.4. Сюжет.

Заключение

Я считаю, что данное произведение учит нас стремлению к духовной жизни, противостоянию жизненным преградам. Но главную мысль отражают поступки главного героя, а именно: образованные и неординарные люди не должны отгораживаться от остального общества, так как это препятствует обществу в целом, ведь два общества, представленные в романе, могут полноценно существовать и развиваться только в единстве.

Проблема философского осмысления идеала интеллектуального творчества неразрывна с проблемой социальных продуктов теоретического мышления. Сегодня много говорят о необходимости гуманизации научного мышления и связанного с ней процесса гуманитаризации современной науки, дополняющего продолжающийся уже несколько десятилетий процесс методологизации науки. Осознание характера взаимосвязи данных процессов предполагает изучение любого объекта исследования как момента в динамике человеческой культуры, где причудливым, но необходимым образом переплетаются логическое и интуитивное, научное и художественное видение мира. Лишь путем доведения до высшей синтетичности рассмотрения объекта, которое может казаться (или даже оказаться) достаточным для специфических целей теоретической науки, можно надеяться на достижение диалектической полноты его охвата.

Вершиной и целью интеллектуальной жизни Касталии является Игра в бисер, абсолютно свободная и чистая игра воображения, отражающая рефлектированную в человеческой интеллектуализированной культуре идею абсолютного единства Вселенной. Основой возникновения Игры писатель считает главным образом синтез символических языков математики и музыки, достигающих универсальности, гармонии и совершенства в результате использования чисто символического способа мышления. Символичность в Игре доведена до предела, и возможности ее использования также доведены до предела: от любой произвольным образом заданной темы можно перейти к любой другой с помощью широкого диапазона средств (ассоциации, аналогии, логическая аподиктика и апоретика), причем в этом процессе ценится лишь внутренняя красота, гармоничность построения независимо от объективной значимости получаемого результата. На страже чистоты Игры в Касталии стоит Магистр Игры (Magister Ludi), избираемый из числа наиболее достойны касталийцев.

Действительно, книга производит двоякое впечатление: с одной стороны, форма повествования представляет собой необычный и даже неприятный (но в конце концов это дело вкуса) способ передачи подлинно ценного содержания, с другой — она адекватна тому ироническому и гротескному настрою, который порождается самим содержанием. Оба впечатления, как ни странно, правильно отражают замысел произведения и не приходят в антагонистическое противоречие друг с другом. Однако, чтобы возвыситься до их синтеза, необходимо мысленно пройти тот путь, который прошел автор, создавая книгу. Осуществление данного процесса примерно соответствует тому, что в методологии научного исследования называется генетическим подходом.

Ирония Гессе — сложное и противоречивое отношение мыслителя к своему детищу, отражающее тот внутренний кризис, который наступает тогда, когда воссоздав наконец найденный с таким трудом духовный, нравственный идеал, построив модель идеального мира, отчетливо видишь всю непрочность построенного, всю если не сомнительность, то во всяком случае неочевидность его ценности для человечества. Это горькая ирония зрелости мыслителя, ирония, направленная главным образом на самого себя и обусловленная многими факторами, в том числе и тем, что народ, давший человечеству величайших гениев, достигший высочайшего гуманизма, может оказаться способным заразиться коричневой чумой самомнения, цинизма, жажды завоеваний и разрушения. Где же искать точку опоры, гарантию выживаемости всего того, что с такими усилиями создавалось поколениями? Гессевская ирония служит лучшим подтверждением того, что у него нет ответа на вопрос, который напоминает классическую Декартову проблему, только перенесенную в сферу нравственного поиска. Отсюда неприемлемость мнения тех, кто утверждает, что Гессе чуть ли не издевается над своими героями, обличая бессмысленность и бесполезность их побуждений и целей. Это не просто отрицание, преодоление в себе того, что необходимо преодолеть, это отрицание того, что тебе дорого, что стало частью тебя самого, что можно было бы назвать литературным самосожжением.

Гессе описывает Касталию как колонию хранителей и наследников всего ценного, что было создано духовной культурой человечества; однако сами касталийцы, изучая каноны средневековой музыки, не имеют права писать музыку, а проводя литературоведческие исследования классических источников, не имеют права писать собственные сочинения, поскольку это считается не достойным их занятием. Вообще вся касталийская культура пронизана атмосферой вторичности, искусственности и келейности, причем настолько, что даже бенедиктинский монах отец Иаков (прототипом его послужил антагонист Фридриха Ницше известный историк Якоб Буркхардт), живущий в уединении и не меняющем в течение целого тысячелетия своего уклада монастыре, оказывается более здравомыслящим, сохранившим чувство реальности человеком, чем Магистр Игры Кнехт, для которого знакомство с ним становится настоящим откровением. Эта ситуации представляется еще одной гротесковой деталью в авторском замысле.

Оставляя в стороне эмоциональную сторону вопроса и ограничиваясь философско-методологическим его рассмотрением, можно прийти к выводу, что в описании касталийской культуры, апофеоз которой есть Игра в бисер, у Гессе воплощена идея метакультуры.

Игра в бисер, как она практикуется среди касталийцев, представляет собой окончательный, доведенный до логического абсурда результат развития метакультуры. В ней допустимо одновременное применение таких средств, как черная и белая магия, астрология, заклинания, спиритизм, хиромантия, музыкальная гармония, диалектика, логический вывод. Ясно поэтому, что здесь уже сняты, лишены всякого значения вопросы об истине, рациональности, здравом смысле, соответствии действительности. Ясно, что это неизбежно должно произойти со всякой замкнутой на себя и любующейся собой элитарной культурой.

Судьба любой ценной идеи такова, что каждый имеет возможность, вернее, не имеет другой возможности, как интерпретировать ее по-своему, ассоциируя ее с близким и ценным для него комплексом идей и символов и порождая тем самым новый смысл. В этом заключается потенциальная бесконечность смысла текста, о которой писал М. М. Бахтин (см.: Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979). Игра в бисер — не исключение: если это символ, то следует рационализировать то, что он символизирует, если это обобщающая идея, то необходимо дойти до того, что она обобщает; без этого невозможно высветить ее генетический и прогностический момент. Не только среди многозначных художественных символов, но даже в мире однозначно определенных математических выражений неограниченное генерирование смысла необходимо для коммуникации и самого существования какого-либо символа: без него он вообще не может быть кому-либо адресован.

Читайте также: