Герой литературы возрождения сочинение

Обновлено: 28.06.2024

К литературе эпохи Возрождения относятся произведения, созданные в период с конца 13 до начала 17 столетия. В это время были сформированы принципы современной литературы. Для литературных произведений эпохи Ренессанса характерны прогрессивный гуманизм, радость жизни, возвращение к идеалам античности, гармония с окружающим миром, чрезмерная эмоциональность. Идеи гуманизма берут свое начало в Италии и в кратчайшие сроки распространяются по всему миру.

Особенное внимание в своих сочинениях писатели уделяют личности человека со всеми ее проблемами, отвлекаясь от религиозной идеологии, которая царила в период Средневековья.

Литература эпохи Возрождения в Италии

Ход зарождения идей гуманизма можно проследить у итальянского автора - Данте Алигьери. Данте по-другому воспринимает природу: у него она является символом преобладающих в обществе настроений, у более поздних авторов природа является чем-то, что приносит радость своей естественностью и реальностью. В Италии раньше, чем в других государствах начали зарождаться капиталистические отношения, для развития которых было необходимо избавление от гнета феодализма и контроля церкви. Активное участие в политической жизни стала принимать буржуазия.

Культурные деятели развернули борьбу с мистикой, аскетизмом и подчинением жизни религии. Писатели обращались к народному фольклору. Первыми гуманистами были признаны Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. К литературным деятелям итальянского Возрождения относятся также: Макиавелли, Лудовико Ариосто, Пьетро Аретино и Бернардо Довици.

Литература эпохи Возрождения во Франции

Пока лидирующие позиции в Италии занимала буржуазия, во Франции власть была все еще сосредоточена в руках монархии, активно развивался абсолютизм. Помимо этого, во Франции также происходило активное развитие протестантизма.

В литературе ощущается большое влияние итальянской культуры. Местная знать приглашает ко двору итальянских писателей, в том числе – Леонардо да Винчи.

Для французской литературы характерно расширение используемых тем, огромный круг интересов, реалистичный подход к окружающему миру. На первом этапе наблюдается преобладание идей оптимизма и гуманизма, на втором – сомнений и разочарований, являющихся следствием политических неурядиц.

Литература эпохи Возрождения в Германии

Немецкая литература характеризуется разнородностью.

Литература эпохи Возрождения в Англии

В Англии становление капитализма протекает быстрее, чем во Франции – власть быстро переходит в руки буржуазии, формирующей новое дворянство с новыми взглядами.

Главной чертой английской литературы является отсутствие единого языка: знать в повседневном общении использовала преимущественно французский, горожане и крестьяне общались на огромном количестве диалектов, а официальной и вовсе считалась латынь. Большая часть сочинений издавалась на французском языке, к середине 16 столетия на первое место выходит английский. Тогда же в английскую литературу просачиваются идеи итальянского гуманизма.

Одной из наиболее значимых фигур в английской литературе является Томас Мор, настаивающий на гармоническом развитии личности и преобладании интеллекта.

Ведущей поэтической формой является сонет. Литература развивается преимущественно в сфере поэзии и драматургии, в которой превзошли все другие страны. В пьесах смешивались разные жанры и разные темы, в основе было античное наследие. Звание самого известного драматурга носит Уильям Шекспир.

Литература эпохи Возрождения в Испании и Португалии

В Испании и Португалии активно развивалась драматургия. Становлению театра эти страны обязаны творчеству Лопе де Вега: именно он объединил в своих произведениях комедию и трагедию.

Развивалась также поэзия, жанры романа и новеллы . В эпоху Ренессанса зародился традиционный испанский жанр плутовского романа.

Литература эпохи Возрождения – это произведения, созданные с конца XIII по начало XVII столетия. В этот период сформированы основы современной литературы. Для текстов Ренессанса характерны гуманизм, жизнерадостность, опора на античность, гармония мироощущения, эмоциональность. Сочинения эпохи Возрождения характеризуются обновлением, обращением писателей и мыслителей к культуре и искусству античности, подражанием ее высоким идеалам.

Особенности литературы Ренессанса

Гуманизм — это мировоззрение светского характера, антидогматическое и антисхоластическое.

Формирование гуманизма начинается в XIV веке в творчестве знаменитых деятелей: Данте, Петрарка, Боккаччо; Пико делла Мирандола и пр. В XVI столетии процесс созревания нового мировоззрения замедляется из-за влияния феодально-католической реакции. На смену гуманизма приходит Реформация.

Литература эпохи Возрождения

В работах таких творцов, как Шекспир, Петрарка, Сервантес, Рабле, отображено новое понимание жизни человеком, которое отвергает рабскую покорность, пропагандирующуюся религией. Данные авторы представляют человека как высшее создание природы, раскрывая физическую красоту облика и богатство ума, души.

Словесность Ренессанса кардинально трансформировала жанровую систему. Некоторые литературнные жанры, знакомые с периода античности, были возрождены и переосмыслены с точки зрения гуманизма, иные образованы заново.

В литературе данной эпохи доминировали определенные литературные формы. Самым популярным был жанр новеллы, типологические основы которого заложил Боккаччо. Широкое распространение получила пастораль. Эпос был представлен в разных формах: эпическая поэма, рыцарский и плутовской роман. Специфическим ренессансным жанром стал диалог.

Для поэзии эпохи Возрождения характерно преобладание лирической тематики. Характерной стихотворной формой становится сонет (строфа из 14 строк: 4–4‑3–3 с определенной рифмовкой). Из античных жанров поэзии возрождаются ода и гимн, а также мадригала. Развитие получают также эпиграмма, элегия, баллада.

С эпохой Возрождением связано возникновение целого ряда поэтических форм, названных в честь их создателей – дантовские терцины, октава Ариосто, спенсеровская строфа, сонет Сидни и др. Вместо превосходства стиля утвердилась доминанта жанра. Теоретики литературы этого времени почти каждому жанру посвятили отдельное исследование.

Литературное Возрождение в разных странах

Рассуждая о Возрождении, имеют в виду непосредственно Италию и Северный Ренессанс, который развивался в странах северной и западной Европы: Франция, Германия, Англия, Нидерланды, Испания и Португалия.

Италия – колыбель Ренессанса

Зарождение идей гуманизма в итальянской литературе можно проследить уже у Данте Алигьери на рубеже XIII и XIV веков, однако полного расцвета новое движение достигло в середине XIV века. Италия считается колыбелью всего европейского Ренессанса, поскольку здесь для этого были созданы все социально-экономические предпосылки.

В Италии раньше всех начали созревать капиталистические отношения, для развития которых необходим был выход из-под гнета феодализма и опеки церкви. Участниками политических событий стала буржуазия с широким кругозором, образованная, владеющая несколькими языками.

Культурные деятели боролись со схоластикой, мистикой, аскетизмом, с подчинением искусства и литературы религии. Писатели итальянского Возрождения прочитывали и исследовали целые произведения ранних эпох, обращая внимание на их существо.

Для литературы того времени характерно то, что главным предметом изображения является человек, наделенный сильным характером. Другой отличительной чертой считается широкий показ жизни со всеми ее противоречиями.

Литература эпохи Возрождения

По-новому авторы начинают воспринимать и природу. Если у Данте она еще является символом психологических настроений и красок, то у более поздних авторов природа приносит радость своей реальной прелестью.

Более поздний Ренессанс дает целую плеяду солидных представителей литературы: группа поэтов-петраркистов, Макиавелли, Лудовико Ариосто, Пьетро Аретино, Торквато Тассо, Саннадзаро, Бернардо Довици и др.

Франция – развитие абсолютизма

Если итальянская буржуазия была передовой и состояла из людей отдельных республик Италии, то во Франции была монархия, в которой активно развивался абсолютизм. Буржуазия большой роли не играла. Кроме того, здесь происходило становление новой религии – протестантизма прогрессивного, а затем реакционного.

Во французской литературе Возрождения чувствуется большое влияние итальянской культуры. Король Франциск I, правивший в первой половине XVI века, чтобы создать свой образцовый двор, привлек на службу множество известных итальянских писателей и художников, в том числе и Леонардо да Винчи, который умер на руках у короля.

Для писателей французского Возрождения характерно существенное расширение кругозора, огромный круг умственных интересов, реалистический подход к действительности.

В развитии литературы Франции эпохи Ренессанса выделяют два этапа. Ранний – с преобладанием гуманистических идей и оптимизма, и поздний – с проявлением сомнений и разочарований, вследствие политического и религиозного раскола.

Англия: Тюдоры и буржуазия

В Англии прогресс капиталистических взглядов проистекает быстрее, чем во Франции. Возникает мощная сведущая буржуазия, формируется новое дворянство, которое противостоит старой, нормандской верхушке.

Главной особенностью английской литературы того периода является отсутствие единого языка. Знать, которой были потомки норманнов, разговаривала на французском, горожане и крестьяне общались на многочисленных англо-саксонских диалектах, а в качестве официального языка использовалась латынь.

Многочисленные труды выходили на французском языке. К середине XIV века начинает созревать английский литературный язык на основе лондонского диалекта.

В конце XIV века лишь у Джефри Чосера ощущается влияние итальянского Возрождения. И только в конце XV столетия идеи гуманизма прочно закрепляются в английской культуре. Ренессанс в Англии почти полностью совпадает с временем правления Тюдоров (1485–1603). Литература Англии тоже подвергается влиянию других стран. В XVI веке она испытывает расцвет во всех областях творчества и мысли.

Самыми значимыми представителями английской литературы Возрождения являются Шекспир, Томас Кид, Кристофер Марло в драматургии; Эдмунд Спенсер и Джефри Чосер в поэзии; Джон Лили и Томас Нэш в области романа; а в области гуманистических работ – Томас Мор.

Германия – ученый гуманизм

В XV-XVI веках Германия испытывает экономический подъём, однако развитие на ее территориях проходило неравномерно. Сильно ощущались и классовые противоречия. Знать усиливала свою власть за счет императора, а дворянство разорялось. В городах происходила борьба между патрициатом и мастерами-ремесленниками.

Немецкая литература тоже характеризовалась разнородностью. Гуманисты творили, как правило, на латыни, поскольку они были обособленными от жизни и нужд простого народа. Ярчайшие представители ученого гуманизма — Иоганн Рейхлин и Ульрих фон Гуттен.

Развивалась также реформаторская литература, представителями которой были Мартин Лютер и Томас Мюнцер. Лютер, который выступал против римской церкви, поддерживал сначала народные массы, а потом князей. Мюнцер же, наоборот, поддерживал крестьянское движение до конца, призывая рушить монастыри и замки, конфисковать и разделить имущество.

Нидерланды: народный Ренессанс

В этот же период закладывались основы народного литературного языка Нидерландов. Величайшим поэтом и драматургом был Йост ван ден Вондел, автор трагедий на библейские и исторические темы, чьи пропитанные духом времени произведения способствовали дальнейшему формированию национального самосознания.

Испания и Португалия – плутовской роман

В этих странах литература развивалась своеобразно. Абсолютизм (при Изабелле и Фердинанде) сложился поздно. Тормозилось развитие промышленности и формирование буржуазии.

Испанская драматургия Возрождения связана была с процессом секуляризации театра. Начало расцвета испанского театра обязан творчеству Лопе де Вега, который, по сути, создал новый испанский театр. Ему приписывали более 2000 пьес, из которых до нас дошло 468, в том числе 426 комедий. Именно он определил характер испанской драмы, соединяя в пьесах элементы комического и трагического.

Литература эпохи Возрождения

Значение произведений Ренессанса

Литература считается одним из главных достижений культуры Возрождения, именно в ней в наибольшей степени проявились новые представления о человеке и мире, присущие Ренессансу. Объектом литературы стала земная жизнь во всем ее многообразии, динамике и подлинности, что принципиально отличает литературу Возрождения от средневековой литературы.

Особенностью литературы Ренессанса был глубочайший интерес к личности и ее переживаниям, проблеме личности и общества, прославление красоты человека, обостренное восприятие поэзии земного мира.

Как и гуманизму, литературе этого периода было присуще стремление откликнуться на все актуальные вопросы человеческого бытия, а также обращение к национальному историческому и легендарному прошлому. Отсюда невиданный со времен античности расцвет лирической поэзии и создание новых поэтических форм, а впоследствии подъем драматургии.

Именно культура Ренессанса поставила поэзию и занятия языком и литературой, выше других видов человеческой деятельности. Сам факт провозглашения на заре Возрождения поэзии как одного из способов познания и осмысления мира определил место литературы в культуре Возрождения.

С развитием литературы Возрождения связан процесс становления национальных языков в европейских странах, гуманисты в Италии, Франции, Англии обозначаются как защитники национального языка, а во многих случаях и как его создатели. Особенностью литературы Ренессанса было то, что она создавалась как на национальных языках, так и на латыни, однако почти все высшие ее достижения оказались связаны с первыми.

Культ слова и острое осознание гуманистами собственной личности впервые поставил вопрос об оригинальности и самобытности литературного творчества, что привело и к поиску новых художественных поэтических форм.

Литература эпохи Возрождения в полной мере отразила все особенности данной культуры, ее светский характер, устремленность к человеку и его чувствам, интерес к земному миру. Литература Ренессанса стала классической, создала новые жанры и определила пути ее дальнейшего развития.

В литература эпохи Возрождения Он возник в эпоху Возрождения, культурного феномена, произошедшего в Европе в 15 и 16 веках. До этих дат были некоторые авторы, чьи произведения обладали характерными чертами этого типа литературы, особенно в Италии XIII и XIV веков.

Возрождение не только привело к трансформации искусства, но и повлияло на другие сферы общества. В общем, интеллектуалы того времени пытались восстановить знания из классической Греции и Рима. Вдобавок религиозный догматизм, типичный для средневековья, уступил место новой философии, которая ставила человека и разум выше веры.

Этот гуманизм стал одной из основ литературного творчества. Изменения коснулись как форм, так и темы. Были восстановлены истории из классической мифологии, и природа стала одной из самых обсуждаемых тем. С другой стороны, литература частично утратила морализаторское предназначение предыдущего этапа.

Среди наиболее выдающихся авторов этого периода - Макиавелли, Шекспир, Мигель де Сервантес, Мольер и многие другие. На данный момент работает типа Принц, Ромео и Джульетта, Дон Кихот, Божественная комедия или Летняя ночь мечта.

Исторический контекст литературы эпохи Возрождения

Средние века уступили место новому историческому этапу в 15 веке, изменению, отмеченному такими историческими событиями, как падение Константинополя (1453 г.), открытие Америки (1492 г.) или изобретение печатного станка.

В те времена появилось новое видение реальности, которое заменило теоцентризм средневековья гуманизмом, философией, которая восстановила философию классической Греции и сделала человека и разум наиболее важными элементами.

От средневековья до эпохи Возрождения

Философски эпохи Возрождения характеризовал антропоцентризм. То есть центром жизни, общества или искусства стал человек.

Это культурное движение взяло за основу культурное, философское и художественное наследие греко-римской древности. Начиная с Италии, Возрождение распространилось по всему континенту в 15-16 веках и затронуло все области искусства и образования.

В этот век разум стал самым важным атрибутом среди тех, что Бог дал людям. Таким образом, современное мышление стало основываться на прямом наблюдении для объяснения реальности. В этом смысле стало развиваться более научное и рационалистическое видение.

Идеи, литературные произведения или исследования были одобрены изобретением современного печатного станка Иоганном Гутенбергом в 1440 году.

Исторические и социокультурные изменения

В 16 веке Европа претерпела важные изменения в своем обществе, которые явились результатом исторической эволюции, начавшейся в 13 веке.

В политической сфере произошло исчезновение феодализма и централизация власти монархий. Это означало полное изменение экономической, военной и административной сфер стран континента.

С другой стороны, открытие Америки и различные экспедиции на другие континенты расширили ожидания как человека как отдельного человека, так и общества в целом.

Торговля начала расти, и предприниматели, посвятившие себя этой деятельности, приобрели значение и богатство.

В религиозном отношении церковь потеряла влияние на королей, а государство стало сильнее.Это также повлияло на мир искусства и культуры, поскольку раньше он почти полностью контролировался церковью. Более того, протестантская Реформация стала большим потрясением в католической Европе.

Многие из этих изменений были связаны с развитием нового социального класса: буржуазии, купцов и ремесленников, живших в бургах (городах). Дворянство потеряло власть, а буржуазия смогла навязать новый менталитет.

Характеристики литературы эпохи Возрождения

Антропоцентрическое видение

Одна из общих черт Возрождения - развитие науки и новых открытий. В результате общество приобрело более антропоцентрическое видение; иными словами, он поставил человека в центральное положение, которое до этого занимала религия. Литература того времени находилась под влиянием этого нового менталитета.

Locus amoenus

В locus amoenus он определяется как литературная тема, относящаяся к райскому и идеализированному окружению природы. В литературе эпохи Возрождения большое значение придавалось природе, которая была представлена ​​как символ совершенства. Эти настройки стали обычным явлением в поэзии и в произведениях, посвященных любви.

Однако авторы эпохи Возрождения изображали контролируемую человеком, а не дикую природу.

Идеальная женщина эпохи Возрождения

Женщина, часто являвшаяся объектом любовного интереса главных ролей, была представлена ​​в литературе эпохи Возрождения с особыми чертами. Это была идеализация, описывающая идеальных женщин как блондинок со светлыми глазами и светлой кожей.

Появление лирической поэзии

Ренессанс был временем, когда зарождались новые способы самовыражения. Одно из них - лирическая поэзия, сочинение, отличающееся крайней чувствительностью. Главными темами были любовь и чувства автора. Обычно эти поэты использовали сонеты.

Ясное и простое выражение

В поэзии эпохи Возрождения, как и в некоторых других жанрах, автор обычно говорит от первого лица о своих мыслях и эмоциях. Таким образом, письмо становится отражением человека и его чувств.

Стилистически это означало, что тексты отошли от мракобесия, характерного для средневекового периода. Конструкции стали проще и понятнее.

Снижение нравственности

Одно из главных различий между литературой этого периода и литературой средневековья заключалось в том, что морализаторская функция была снижена.

В средние века писания предназначались для наставления читателей и наставления их в религии. В эпоху Возрождения, напротив, целью было передать чувства и помочь лучше понять человека.

Провозвестник

В литературе Возрождения появился новый голос: провозвестник. Он был главным человеком в произведении, когда общался со своими читателями, чтобы объяснить историю.

Темы, освещенные в литературе эпохи Возрождения

Люблю

Основная тема литературы эпохи Возрождения - любовь. В своих произведениях он превозносит это чувство и красоту души и тела. Одна из самых важных работ с этой темой - Ромео и Джульетта, в которой Шекспир рассказывает о невозможной любви и сопутствующей трагедии.

Природа

Как уже отмечалось, природа сыграла основную роль во многих произведениях этого периода. Таким образом, пейзаж с его красотой и чувствами, которые он вызывает, становится еще одним главным героем многих стихов и повествований.

Это значение привело к появлению нового литературного жанра: буколического или пасторального, с такими примерами, как АркадияЯкопо Санназаро, или Кармен буколикумпользователя Petrarca.

Классическая мифология

Ренессанс попытался возродить философию и искусство классической греко-латинской античности. Литература не была исключением, и мифологические персонажи из Греции и Рима или ссылки на них появляются в таких произведениях, как Лузиадыпользователя Luis de Camoes.

Рыцарские романы

Одна из самых известных тем в литературе эпохи Возрождения была посвящена приключениям странствующих рыцарей. Они путешествовали по всему миру, защищая слабых и встречая злых, будь то люди или монстры.

Орландо в яростиработы Людовико Ариосто, был одним из лучших примеров этой темы. Однако самой важной работой на эту тему была пародия на рыцарские книги: Гениальный джентльмен Дон Кихот из Ла-Манчи.

Социальная критика

Некоторые авторы резко критиковали несправедливость общества того времени. В Лазарильо-де-ТормесНапример, отражены неравенство, лицемерие или пороки, которые преследовали Испанию в те века.

Критика церкви

Протестантская Реформация и ее ответ, Контрреформация, потрясли Европу до такой степени, что спровоцировали несколько религиозных войн.

Религиозное чувство

Несмотря на гуманизм и антропоцентризм, характерные для эпохи Возрождения, религиозные темы продолжали играть важную роль в литературе. Чувство к божественному было главным героем произведений, подобных работам Святого Иоанна Креста.

Авторы и выдающиеся работы

Николас Макиавелли (1496-1527)

Флорентийский Николас Макиавелли был одним из самых выдающихся мыслителей своего времени. Лично он был сторонником республики, но считал присутствие монарха лучше анархии.

В литературной сфере его самая выдающаяся работа была Принц, считается одним из важнейших политических исследований в истории. Его влияние было настолько велико, что его фамилия превратилась в прилагательное, макиавеллианское, которое в своей первоначальной концепции относилось к идее, что разум государства стоит выше любых этических соображений.

Эразм Роттердамский (1467 - 1536)

Эразм был одним из самых выдающихся авторов эпохи Возрождения. Он родился в Голландии и считается одним из великих последователей гуманизма.

Мольер (1622-1673)

Жан-Батист Поклен, более известный как Мольер, был французским драматургом, чьи произведения характеризовались отражением действительности в сатирическом стиле.

Созданные этим автором персонажи были легко узнаваемы телезрителями того времени, поскольку представляли собой карикатуры на обычных личностей французского общества.

Его работы включаютНелепо драгоценный, о мечтах молодых женщин из провинции; Скряга, вдохновленный пьесой Плавта и отражающий крайнюю жадность; или Воображаемый пациент среди прочего.

Уильям Шекспир (1564-1616)

Возможно, он самый известный автор в истории литературы. Его пьесы были представлены во всем мире благодаря своей универсальной тематике.

В произведениях Шекспира вы найдете образцы практически всех тем эпохи Возрождения, от любви к Ромео и Джульетта, даже драма Макбет или Гамлет.

Помимо того, что он автор комедий вроде Летняя ночь мечта или Веселые жены ВиндзораШекспиру удалось идеально описать состояние человека, в хорошем и в плохом, в своих великих трагедиях, среди которых, помимо упомянутых, есть и другие, такие как Отелло, Венецианский купец или Антоний и Клеопатра.

Мигель де Сервантес Сааведра (1547 - 1616)

Мигель де Сервантес Сааведра был испанским драматургом, поэтом и писателем, чей шедевр был Гениальный джентльмен Дон Кихот из Ла-Манчи. Эта книга, пародия на рыцарские книги, считается первым современным романом и стала самой редактируемой в истории после Библии.

Помимо Дон Кихота, Сервантес был автором произведений, охватывающих все жанры повествования того времени: пасторальный роман, пикареск, византийский или сатирный. Такие названия, как Галатея, Образцовые романы или Произведения Персилеса и Сигизмунды.

Общественная мысль, литература, искусство эпохи Возрождения решительно отбросили средневековые догмы о необходимости ежечасного смирения духа и плоти, отрешенности от всего реального, покорного ожидания того часа, когда человек перейдет в “потусторонний мир”, и обратились к человеку с его мыслями, чувствами и страстями, к его земной жизни с ее радостями и страданиями.

Трагедия ” Гамлет ” – “зеркало”, “летопись века”. В ней отпечаток времени, в которое не только отдельные личности – целые народы оказались как

бы между молотом и наковальней: позади, да и в настоящем, – феодальные отношения, уже в настоящем и впереди – буржуазные отношения; там – суеверие, фанатизм, здесь – вольнодумство, но и всемогущество золота. Общество стало гораздо богаче, но и нищеты стало больше; индивиду куда свободнее, но и произволу стало вольготней.

Государство, в котором живет, изнывая от язв его и пороков, принц Датский, это вымышленная Дания. Писал же Шекспир о современной ему Англии. Все в его пьесе – герои, мысли, проблемы, характеры – принадлежит обществу, в котором жил Шекспир. “Гамлет” наполнен столь глубоким философским

содержанием, в трагедии дана такая широкая картина современной Шекспиру жизни, в ней созданы такие грандиозные человеческие характеры, что мысли и чувства писателя, заключенные в этом шедевре шекспировской драматургии, стали близки и созвучны не только его современникам, но и людям иных исторических эпох.

II. Гамлет – выразитель взглядов и идей эпохи Возрождения. Шекспир вступил в новый XVII век как зрелый и овеянный славой художник.

Началось последнее десятилетие его творчества. Художник с огромной силой выражает мысли и настроения передовых людей своего времени, он создает цикл своих великих трагедий.

По мысли Шекспира природа человека неотрывна от добра. И истоки трагедии писатель видит в расхождении природы человека и его поведения. Этот конфликт Шекспир наиболее полно и ярко показал в одной из самых своих значительных трагедий “Гамлет”. Каждое время по-новому переживало ситуации и проблемы этой трагедии.

В течении почти четырех веков она служила человечеству зеркалом, в котором каждое поколение рассматривало свое лицо. И всякий раз это лицо было иным. Сохраняя свой строгий костюм, датский принц представал то пылким, то вялым, то гуманным, то холодным.

Гамлет – не узко-бытовой образ, но характер, наполненный огромным философским и жизненным содержанием. В образе Гамлета с определенной силой выражено то состояние, которое было типично для множества людей шекспировской эпохи.

Понять героя любой драмы можно исходя из логики самой драмы. Не то с Гамлетом. Недаром другие персонажи трагедии сравнивают Гамлета сегодня с Гамлетом вчерашним.

Вот таким вспоминает прежнего Гамлета Офелия: “Взор вельможи, меч солдата, язык ученого”.

Для принца пороки двора – концентрация нравов всей парадной, официальной жизни государства, и он так измучен, так раздражен, что едва боковым зрением улавливает другую его сторону. Как принц, Гамлет хорошо знает, чего стоят так называемые “высокие” звания и почести, за которыми всегда срываются случайности рождения или прихоти властелина. Гамлет несет в себе луч великой надежды – горячий интерес к будущему человечества.

Последнее его желание – сохранить свое “раненое имя” в памяти потомства, и, когда Горацио намеревается допить остаток яда из кубка, чтобы умереть вслед за другом Гамлет молит его не делать это. Отныне долг Горацио рассказать людям о том, что произошло с Гамлетом и почему он так страдал.

У Гамлета глубокий и подвижный ум – все схватывает на лету. В аристократической среде держится он непринужденно, отлично зная все винтики и механизм ее этикета, к простым людям не подделывается и не проявляет никакого высокомерия. Не только серьезным своим речам, даже каламбурам, шуткам, остротам всегда придает он глубокомысленный поворот, вследствие чего они кажутся одновременно и доходчивыми, и замысловатыми.

Оставаясь наедине с самим собой, Гамлет как бы импровизирует; его раздумья не перепевы общих истин обихода житейского, а самобытные, давно выстраданные и вот здесь, сейчас родившиеся, не успевшие остыть, превратиться в сухие умозаключения. Благочестия в нем ни на йоту, хотя по старинке он верит, что “душа бессмертна”, что существуют овеянные небом “благочестивые духи” и “дышащие гиеной проклятые” духи. Он далек от самодовольства, не считает, что все им уже познано – напротив, в окружающем его мире, уверен он, бесконечно много еще неразгаданных тайн.

Доверчивый к людям, Гамлет ждет от них откровенности и прямоты, но что поделать, эти душевные качества встречаются крайне редко.

Иногда он играет своим остроумием, мастерски пародирует напыщенную манеру своих собеседников и делает это так, что ее плутоватая функция сразу выплывает наружу. Думает Гамлет не по чужой указке. Физически он – как в железных тисках, во дворце ему – как в тюрьме, единственная его опора против всего света – независимость суждений. “Вялодушный дурень”!

Многократные укоры Гамлета самому себе – симптомы разобщенности мысли и воли.

“Трусами нас делает раздумье…” Между тем вялость и трусость не в натуре Гамлета. Вспомним, перед дуэлью с Лаэртом Гамлет страшит его, говоря: “Хоть я не желчен и не опрометчив, но нечто есть опасное во мне, чего мудрей стеречься. Руки прочь!”3. Что Гамлет отважен, он докажет на пути в Англию, когда на его корабль нападут пираты.

С обнаженной шпагой в руке, он перескочит на палубу разбойничьего судна и будет сражаться один против целого экипажа.

Неудивительно, ведь Гамлет – “человек судьбы”, к нему сам “рок взывает”, его не страшат никакие предвестия, он полон отваги – поистине “Немейский лев”. виновным.

Непреклонность, целостность, пластичность – черты подлинно героического характера, и как раз эти черты в Гамлете полностью отсутствуют.

“Из жалости я должен быть жесток”, – требует от самого себя Гамлет, когда обвинят свою мать в утрате женского достоинства.

Бывает, что Гамлет теряет над собой контроль, становится невменяем и, подобно врачу, сам себе ставит диагноз: “Я наказан мучительным недугом”. Лицо Гамлета – то холодная застывшая маска, то по нему скользят гримасы, улыбкой же оно никогда не озаряется. Саркастические, даже грубые каламбуры Гамлета унизительны для тех, кому они адресованы. Веселых, безобидных каламбуров от Гамлета ждать нечего.

Притом он самобытен, “не дудка в пальцах у Фортуны”, из уст его не вылетают стертые, банальные, ходячие словечки, даже грубости его неповторимы. Гамлет последовательно осознает свою трагедию и ведет борьбу не вслепую, а отчетливо представляя себе, какой перед ним противник.

Герой Шекспира дан крупным планом. Масштаб личности Гамлета возрастает оттого, что не одно созерцание всеобъемлющего зла характеризует героя, но также единоборство с порочным миром. Противники Гамлета, в свою очередь, не бездействуют, они принимают вызов.

Их нельзя недооценивать. Они обусловили трагедию Гамлета. Они “расшатали” век.

Они – конкретные носители порока, виновники беззаконий и разврата, в совокупности своей составляющие враждебный Гамлету мир зла. Они враждебны не только Гамлету. Гамлет, видно, не освобожден от суеверий, что, в частности, подтверждается его нежеланием убить Клавдия во время молитвы.

Но было бы ошибкой искать религиозные мотивы в трагедии Гамлета.

Гораздо ближе мы подойдем к истине, если сосредоточим свое внимание на другом. Жизнь стала такой невыносимой, что для умного, честного и бескорыстного Гамлета земное существование теряет смысл. Благодаря некоторым “отвлекающим” эпизодам углубляется образ Гамлета, его человечность становится не столь суровой, как в тех сценах, где он борется.

Теплота души, вдохновение художника, рассчитывающего на взаимопонимание, – таковы те новые штрихи, которые появляются в портрете, когда Шекспир показывает Гамлета, беседующего с актерами.

Глава 1. ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ

§ 4. Зрелое и позднее Возрождение

Глава 2. ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИСПАНИИ И ПОРТУГАЛИИ

§ 1. Общая характеристика

Душа, очнись от забвенья,
И встанет воспоминанье
Пред тобою,
Как жизни бегут мгновенья,
Как смерти грядет молчанье
Чередою;
Как счастье летит стрелой,
И давит потом, как бремя,
Мысль о нем,
И кажется день былой
Лучше, чем это время,
Когда живем.

(Перевод Инны Тыняновой)

Ничего специфически возрожденческого в этой поэме нет — она написана в средневековых традициях, и к эпохе Ренессанса ее можно отнести только хронологически. Поэтические традиции, унаследованные от средневековья, в XVI в. обогащаются влиянием итальянской возрожденческой поэзии. Двое друзей поэтов Хуан Боскан (ок. 1490 — 1542) и Гарсиласо де ла Вега (1503 — 1536), побывав в Италии как участники воинских походов, получили возможность познакомиться с творчеством поэтов итальянского Возрождения и перенесли разработанные ими стихотворные формы — сонет, канцону, эклогу и пр., — а также гуманистические идеи на испанскую почву.

О, если вы, подобно мне, любили,
Как много скажет эта книжка вам!

(Перевод В. Левика)

В его сонетах очень ощутимо влияние Петрарки, однако Камоэнс гораздо более философичен. Разлад в собственной душе поэт проецирует на мироздание, которое представляется ему столь же дисгармоничным, сколь и его собственная внутренняя жизнь. Исцелить этот разлад, считает Камоэнс, может лишь религиозная вера:

Одно случится — кто в него поверит?
Другое, хоть поверят, не случится,
Так лучше верь в Спасителя Христа.

Эти идеи уже предвосхищают эстетику барокко.

Глава 3. ВОЗРОЖДЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ

§ 1. Общая характеристика

Всё, чем ныне ты горда,
Всё истлеет без следа —
Щеки, лоб, глаза и губы.
Только желтый череп твой
Глянет страшной наготой
И в гробу оскалит зубы.

(Перевод В. Левика)

Самое же любовь Ронсар понимает не как служение Прекрасной Даме, подобно средневековым трубадурам, и не как высокое чувство, возвышающее и очищающее влюбленного, подобно Данте и Петрарке, а просто как стремление к плотскому, чувственному наслаждению, хотя и выраженное в изящной, утонченной форме (этому Ронсар научился у римских поэтов):

Я буду чествовать красавицу мою,
Кассандру иль Мари — не всё ль равно, какую?

§ 4. Литература последней четверти XVI в.

Глава 4. ВОЗРОЖДЕНИЕ В ГЕРМАНИИ И НИДЕРЛАНДАХ

§ 1. Гуманизм и Реформация

Твердыня наша — наш Господь.
Мы под покровом Божьим.
В напастях нас не побороть.
Всё с Богом превозможем.

(Перевод В. Микушевича)

Лютеранство оказалось враждебным не только римско-католическому вероучению, но и культуре католических стран. Поэтому большинство немецких писателей той поры продолжали творить в духе средневековой эстетики, в основном в традициях городской (бюргерской) литературы. Таков Ганс Сакс (1494 — 1576), сочинявший религиозные и морально-дидактические стихи, фастнахтшпили (т. е. масленичные фарсы), комические басни и шванки. Появившиеся в эту пору так называемые народные книги предоставили сюжеты писателям последующим поколений как в Генрмании, так и за ее пределами — особенно о докторе Фаусте (Марло, Гете) и о Тиле Эйленшпигеле (Шарль Де Костер).

§ 2. Эразм Роттердамский

Глава 4. ВОЗРОЖДЕНИЕ В АНГЛИИ

§ 1. Английский гуманизм

§ 3. Шекспир и театр его времени

1. Алексеев М. П., Жирмунский В. М., Мокульский С. С., Смирнов А. А. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. М., 1999.
2. Зарубежная литература: эпоха Возрождения. Хрестоматия / Сост. Б. И. Пуришев. М., 1976.
3. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения, Исторический смысл эстетики Возрождения. М., 1998. С. 49 и сл.
4. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. М., 1999.

Читайте также: